Аюрведические секреты питания. Питание по аюрведе и дошам

Что может дать современному человеку аюрведа питание по дошам?

Нашe тeло, проблeмы с ним посланы для того, чтобы мы развивались. Равно как и душeвные страдания. Только страдания могут дать толчек и направить на путь развития. Будь вы 100% здоровы — занимались бы вы спортом, начали бы задумываться о здоровом питании? Согласна, есть и такие, которые с рождения этим занимаются, но их единицы.

Тело — это подсказка в каком направлении идти, и только прислушиваясь к нему, можно понять многое. Так, к примеру, если ваше тело плохо усваивает те или иные продукты. Оно разными способами показывает вам, что «это» есть не стоит. А вы все едите, думая, что просто с вами что-то не то, ведь продукт полезный.

Полезный для кого? Даже самые экологически чистые продукты не могут быть 100% полезными для всех.

Основным понятием в аюрведе является распределение людей по типам конституции, дошам. Как и типы темперамента человека, чистых дош практически не бывает, это всегда смешанные типы.

Кстати, есть определенная взаимосвязь типов дош и типов темперамента.

Так к примеру, капха — это флегматики, иногда меланхолики, питта — активные, целеустремленные люди сангвинико-флегматичного характера, они вмеру спокойны, но могут и вспылить, вата — олицетворяет стихию воздуха, это люди энергичные, общительные, по типу ближе к темпераменту холериков.

То есть, зная свой характер можно примерно определить свою дошу, как минимум — ведущую. И наоборот, ваша доша может рассказать о характере.

Но, вернемся к питанию.

Какие же основные принципы аюрведы в питании по дошам?

Капха

Люди типа капха обычно полноваты, или склонны к полноте, их речь, и мыслительные процессы размеренные, решения в стрессовых ситуациях они тоже принимают не спеша. Процесс обмена веществ замедленный.

Продукты, которые больше всего подходят для капха доши Продукты, которые стоит исключить (или минимизировать) из рациона
имбирь и все острые специи, пряности молочные продукты
зелень, овощи твердые сыры
не сладкие фрукты сладкое
бобовые растительные масла
мед мучное, выпечка
сливочное масло, гхи рис
большинство круп (особенно гречневая, кукурузная, ячневая) пшеница
злаковые, хлеб из проросшей пшеницы овсянка
семечки подсолнечника, тыквы орехи
из трав: алтей, шиповник, а также - солодка.

В блюдах стоит минимизировать жирность, чаще готовить на пару или запекать, должен обязательно быть острый, вяжущий и горький вкусы.

Питта

Питта доша проявлена у людей спортивного телосложения, часто среднего роста, темпераментных, решительных. У них хороший аппетит, теплые руки, ноги. Не зря питта — это стихия огня, огонь пищеварения. Соответсвенно, у людей с преобладающей питта дошей будет хороший обмен веществ.

Продукты, которые больше всего подходят для питта конституции: Продукты, которые стоит исключить (или уменьшить) из рациона:
овощи кофе
злаки твердые сорта сыра
картофель кефир и другие кисломолочные напитки
творог, молоко ржаной хлеб
не дрожжевой хлеб баклажаны
макароны томаты
подсолнечное, оливковое масло, гхи сырая морковь, свёкла, кукуруза
бобовые коричневый рис
из напитков — мятный чай шоколад
горчица

Для людей с преобладающей питта конституцией важно принимать пищу в хорошем расположении духа, крайне нерекомендовано есть на ночь, минимизировать употребление соли в еде, жирного.

Вата

Люди вата конституции худощавого телосложения, очень активны, могут иметь проблемы с кровообращением — холодные руки, ноги, часто — сухую кожу. Вата тип дает человеку чрезмерную эмоциональность, беспокойный ум. У них ускоренный обмен веществ и при этом — стабильный вес, несмотря на то, что порою они не особо придерживаются режима питания и диет.

Продукты, которые больше всего подходят для вата доши: Продукты, которые стоит исключить (или минимизировать) из рациона:
все виды молочных продуктов кукурузное масло
сладости(но в меру!) сухие завтраки
практически все растительные масла сырые томаты, капуста, грибы, перец, спаржа
хлеб из пророщеной пшеницы, бездрожжевая выпечка кукуруза
тушеные, вареные овощи фасоль, бобы
рис шоколад
пшеница кориандр, куркума, хрен
продукты из сои чёрный чай, кофе
маш газированные напитки
красная чечевица из трав: женьшень, мелисса, гибискус
свежий имбирь
орехи и семечки

Избегать употребления в пищу слишком холодных напитков и блюд, они должны быть комнатной температуры.

Это всего лишь базовые советы по употреблению продуктов по аюрведе для ведущих дош. Но, если вы хотите все таки достигнуть высокого результата и получить максимум пользы от продуктов для своего организма, рекомендую все таки обратиться в аюрведическую клинику, или к врачу, изучившему аюрведу. Тогда ваш тип конституции и соответствующие доши будут определены наиболее точно и прописаны благоприятные именно для вас процедуры и питание.

Успехов вам, будьте в гармонии с собой и своим телом!

В переводе с санскрита "Аюрведа" - наука длинной жизни. Эта древняя индийская лечебная система входила как отдельная веда в "Атхарваведу" - первый трактат по медицине в истории человечества. В старинных манускриптах уже в то время были описаны гельминты, микробы, природные антибиотики, операции, хирургический инструментарий. Найдены сведения и о методах лечения разных болезней - от детских до тех, что возникают в преклонном возрасте, в том числе психических расстройств и полового бессилия.

Краткая историческая справка

По индийским легендам, аюрведическое искусство даровано людям от самого Брахмы. Расцвет учения приходится на время становления буддизма. Основным отличием науки от классической медицины считается признание за основу жизнедеятельности взаимодействия в организме человека воды, воздуха и огня, которые сосредотачиваются в "пране", слизи и желчи. Гармоничное сочетание всех этих субстанций считается здоровьем. Патологии же провоцируют нарушения в балансе и разрушительное влияние стихий на состояние человека. Учение распространилось за пределы Индии достаточно далеко. Его развитие продолжалось до XVII в., когда наибольшую популярность стала приобретать европейская медицина.

"Вторая жизнь" науки

К середине ХХ века учением заинтересовались вновь: стали организовываться центры, открываться магазины аюрведической продукции по всему миру. Согласно учению, в организме сочетаются главные "грубые" компоненты - эфир, воздух, вода, огонь и земля. Из них формируются ткани тела - "дхату". Все компоненты, в свою очередь, соединяются в три "доши" - главные силы. Они обеспечивают жизнедеятельность человека. Таким образом, все люди разделены на три категории: "ватта" (воздух и эфир), "капха" (земля и вода), "питта" (вода и огонь). Для нормального существования доши и дхату нуждаются в питании и воде. От правильного баланса главных сил организма зависит исходная человеческая природа - "пракрити". При этом человек способен управлять ею, регулировать баланс, предупреждая болезни. Как говорит учение "Аюрведа", режим дня и питание являются важными составляющими профилактических и лечебных мероприятий, направленных на поддержание и восстановление необходимого баланса в организме. Состояние дхату на конкретный момент называется "викрити".

Учение "Аюрведа". Питание по типам тела: "ватта"

Как было сказано выше, люди, согласно данной науке, разделяются на три категории: "питта", "капха" и "ватта". Представители последнего типа не склонны к полноте; их кожа, в том числе и на голове, сухая, что часто приводит к ломкости волос. Отличительная черта этих людей - энергичность: они все время увлечены и заняты чем-то. Однако интерес к предмету у них пропадает достаточно быстро. Что рекомендует употреблять людям типа "ватта" учение "Аюрведа"? для этой категории должны быть следующими: молоко, гречневая крупа, коричневый рис. В рационе обязательно должны присутствовать сладкие фрукты, бананы, авокадо, виноград, апельсины, вишня. Не рекомендованы сырые овощи, соевые продукты, горох, яблоки, дыни.

"Питта"

Людям "питта" свойственно изящное телосложение, они не склонны к полноте. Как правило, кожа их тонкая и белая, а волосы светлые. Они, как и люди "ватта", отличаются энергичностью, активно принимают участие в общественной жизни.

Однако им свойственна некоторая несдержанность, а порой даже и агрессивность. В рацион людям этого типа рекомендуют включать больше молочных продуктов, брюссельскую и цветную капусту, бобовые, горох, спаржу, сельдерей. Обязательно в блюдах должна присутствовать огородная зелень (укроп, петрушка и прочие виды), корица). Рекомендовано употребление слив, апельсинов, манго. Исключить из рациона следует чеснок, помидоры, красное мясо, бананы. Нежелательно употреблять шафран и имбирь, кислые фрукты, орехи.

"Капха"

Люди типа "капха" обладают хорошим телосложением, однако имеют склонность к полноте. Особенно быстро увеличивается их вес при неправильно составленном рационе. Люди этой категории отличаются чистой, свежей кожей, спокойным характером. Такие индивидуумы независимы и неконфликтны. Вместе с этим им свойственна малоподвижность, вялость и пассивность. Согласно учению "Аюрведа", питание "капха" должно включать в себя больше коричневого риса, соевый сыр, брюссельскую капусту. Рекомендовано употреблять кофе, имбирь, различные специи, сухофрукты. В рацион следует включить гранаты и клюкву. Не рекомендованы людям "капха" дыни, куриное и говяжье мясо, ананасы, финики, кокосы. Исключить также следует белый рис, молоко, сладости (допускается немного меда).

Учение "Аюрведа". Питание. Рецепты некоторых блюд

Согласно учению, вся пища разделяется на три вида: тамас, раджас и саттва. Принципы питания по "Аюрведе" заключаются в сбалансированности рациона, правильном сочетании вкусов. Саттвическая пища легко усваивается, она чиста и богата "праной". Какие продукты относятся к саттве? В первую очередь, это свежие фрукты, зелень, приготовленные на пару овощи. Следует сказать, что саттвические блюда рекомендованы, главным образом, тем, у кого проблемы с весом. В рацион включают свежий творог, молоко. Обязательно присутствие специй: фенхеля, корицы, кардамона, имбиря. Рекомендованы орехи и семечки (слегка поджаренные). Слишком сладкие продукты исключаются. Допускается употреблять мед, (в небольших количествах). Можно достаточно быстро привести состояние организма в норму и поддерживать его на необходимом уровне, если выполнять то, что рекомендует учение "Аюрведа". "Питание для похудения" - так многие люди называют саттвическую пищу.

Тамас и раджас

Стимулирующее воздействие на организм оказывает раджастическая пища. При частом ее употреблении появляется нервозность, беспокойство, бессонница, излишняя активность. Кроме того, повышается уровень токсинов в крови. Раджастической пищей считаются жареные, соленые, острые продукты, уксус, маринады, грибы. Раздражающе влияют на организм лук и чеснок, кофе. Пища тамас вызывает у человека вялость, замешательство, дезориентацию, в некоторых случаях агрессию. К продуктам, провоцирующим такие состояния, относят консервы, рыбу, мясо. В рационе с избытком присутствуют мучные изделия, жиры, масла. Согласно учению "Аюрведа", питание на 75% должно быть вегетарианским. Главным блюдом считается "кичари". При его употреблении не образуются, а наоборот, выводятся токсины из организма. Для приготовления следует взять чашку желтой чечевицы, 3 см корня имбиря (свежего), две чашки риса басмати (белого), топленое масло (2 ч. л.), по полчайной ложки куркумы, семян кориандра (молотых), семян кумина (цельных) и горчицы (черных желательно), по 1/4 ч. л. фенхеля, соли и укропа. Добавляется щепотка асафетиды и восемь чашек воды. Рис и чечевицу тщательно промыть, залить водой и варить до размягчения, накрыв крышкой. В отдельной сковороде разогревается масло, добавляются специи, слегка поджариваются. Полученную на сковороде смесь нужно добавить в почти сварившийся рис. Затем, положив кинзу и соль, довести до готовности.

Тушеные кабачки

Для их приготовления следует взять масло топленое (2 ст. л.), по 0.5 ч. л. и кумина, по 1/4 ч. л. куркумы и соли, горсть листьев кинзы (свежих), щепотку асафетиды, стручок острого зеленого перца, сухие либо свежие листья кэрри (4 шт.), четыре чашки кабачков (нарезанных полосками либо кубиками), чашку воды. В нагретую сковороду наливают масло, добавляют горчицу, асафетиду, кумин. Когда начнут пощелкивать семена, следует положить куркуму, кинзу, чили, кэрри, кабачки. Блюдо нужно посолить, залить чашкой горячей воды, закрыть частично крышкой. Тушить следует на медленном огне.

Как говорит учение "Аюрведа", питание оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека. Существует несколько правил, соблюдая которые можно сохранить оптимальный баланс "дош".

  1. Есть следует сидя, не отвлекаясь при этом на посторонние предметы (чтение или телевизор). Обстановка должна быть спокойной.
  2. Основной прием пищи лучше совершать в полдень.
  3. Не следует есть в состоянии печали, беспокойства.
  4. Перерывы между приемами пищи должны быть не меньше трех часов.
  5. Лучшая еда - свежеприготовленные блюда.
  6. Слишком горячие или очень холодные продукты употреблять не следует.
  7. Молоко пьют отдельно от других блюд.
  8. Еда должна соответствовать погоде, сезону, физиологическим особенностям организма.

Аюрведа - это древнее учение, которое зародилось в ведической культуре Индии около пяти тысяч лет назад. В переводе с санскритского аюрведа означает "знание жизни". И, действительно, она является не просто наукой о здоровье, а наукой о самой жизни.

Основы питания по аюверде

Основой питания по аюрведе является подразделение людей в соответствии с их конституциональными типами (дошами). Исходя из каждого типа конституции, формируется тот или иной рацион.

Доша - это один из наиболее значимых компонентов физиологии человека. Доша отвечает за координацию всех структур и субстанций тела. Зная особенности своей физиологии, можно довольно легко определить свой конституциональный тип. Но при этом необходимо учитывать, что чистых типов практически не встречается: в том или ином сочетании в нас соединены все три доши: ватта (ветер), питта (огонь), капха (слизь), просто тот или иной тип преобладает над двумя остальными.

Ватта (ветер)

У представителей этого типа, как правило, худощавое тонкокостное телосложение. Они быстро думают, говорят и двигаются, схватывают все на лету, но также быстро и забывают. Внешне их можно определить по сухим, зачастую вьющимся волосам, сухой тонкой коже, которая легко травмируется, по тонким ногтям и ресницам. Ватта не переносит холод, прохладную пищу и напитки со льдом. Ей тяжело согреться. У людей, с преобладающими признаками ватты, быстрый обмен веществ, при котором сжигание жиров происходит быстрее, чем их накопление. Согласно аюрведе, рацион ватты должен состоять из гречки, риса, мяса, молочных продуктов, орехов. А вот от сырых овощей, соевых продуктов, кислых яблок и использования при приготовлении еды черного перца лучше отказаться. Из специй лучше отдать предпочтение кардамону и мускатному ореху.

Питта (огонь)

Людей данного типа отличает нормостеническое телосложение. Они являются обладателями взрывного характера. Такие люди легко гневаются, часто краснеют, подвержены воспалительным реакциям. У них очень интенсивное пищеварение. Внешне - это обладатели тонких светлых или рыжих волос. Часто их тело почти усыпано родинками. Кожа розовая, склонная к покраснениям и перегреву. Питта плохо себя чувствует в жаркую погоду, обильно потеет и часто ощущает жар, у нее всегда горячие руки и ноги. Плохо переносит жажду, а голод дня нее просто мучение. Для людей такого типа очень полезны бобовые, сельдерей, спаржа, цветная капуста, молочные продукты. В качестве специй лучше использовать кориандр, корицу, мяту, укроп. Необходимо исключить из рациона красное мясо, орехи, имбирь и шафран.

Капха (слизь)

Люди типа капха предрасположены к полноте и ожирению. Причиной этого становится неправильное питание и замедленный обмен веществ. Капха могут очень быстро набирать вес, от которого затем избавляются с большим трудом. У них ширококостное телосложение, они медлительны и любят подольше поспать. Положительными сторонами характера являются уравновешенность, миролюбие, уверенность в себе. Внешне капху можно узнать по густым блестящим волосам, большим глазам, чистой, плотной и прохладной коже, густым ресницам и довольно широким плечам. Капхе хорошо в любую погоду и при любых условиях. Она спокойна, ее трудно расшевелить и разозлить. Обменные процессы в организме людей данного типа настолько замедленны, что даже съеденное лишнее яблоко может отложиться в виде жира. Людям этого типа необходимо очень сбалансировано составлять свой рацион, обращая особое внимание на соевый сыр, бобовые, коричневый рис. Из приправ лучше использовать имбирь. Капхе очень нежелательно употреблять любые сладости, исключение может составить небольшое количество меда. Рекомендуется ограничить употребление в пищу белого риса, говядины и курицы.

Общие принципы питания по Аюрведе

  • Основной прием пищи должен приходится на полдень (12:00 по местному времени);
  • Есть нужно только сидя;
  • Есть следует в спокойной, тихой атмосфере, при этом не смотреть телевизор, не читать, не отвлекаться;
  • Не надо кушать в повышенном эмоциональном состоянии (возбуждение, злость, беспокойство, печаль), надо подождать пока сознание успокоится;
  • После еды не нужно вставать из-за стола в течение не менее 5 минут;
  • Не следует есть снова, пока предыдущяя пища не переварилась (перерыв должен быть не менее 3 часов);
  • Лушче не есть после захода Солнца;
  • Есть следует только при чувстве голода;
  • Есть надо медленно;
  • Нужно тщательно пережевывать пищу;
  • Следует съедать 3/4 от своих возможностей;
  • Не надо есть холодную пищу;
  • Нужно есть только свежую пищу, только что приготовленную или в крайнем случае приготовленную сегодня;
  • Не рекомендуется пить много жидкости в время еды, особенно холодной; желательно запивать пищу горячим "аюрведическим кипятком" (то есть водой, кипевшей 15-20 минут);
  • Нельзя употреблять молоко с другими продуктами, особенно с теми, которые обладают кислым или соленым вкусом - можно пить его только кипяченным и горячим (можно с сахаром), желательно со специями (с перцем, кордамоном);
  • Надо сочетать только сочетаемые продукты;
  • Нужно использовать специи для лучшего переваривания и усваивания пищи;
  • Нельзя употреблять промышленный сыр (из-за сычужного фермента), йогурт (из-за желатина), мороженое или холодное молоко,
  • Прием пищи, по крайней мере обед, должен включать в себя все 6 аюрведических вкусов;
  • Следует сонастраивать питание с индивидуальными особенностями физиологии человека, с текущим сезоном года, с погодой;
  • Нельзя есть пищу с кислым и соленым вкусами перед сном (даже не нужно пить кефир);
  • Не рекомендуется есть много жареного, кислого и соленого;
  • Нужно заниматься физическими упражнениями, лучше всего Йога-Асанами.

Cовместимость пищи

Hекоторые основные концепции Аюрведической Совместимости пищи включают следующее:

  • Избегайте употреблять молоко или молочные продукты с кислыми фруктами или цитрусовыми или с другой кислой едой.
  • Избегайте употреблять картофель1 или другие крахмалистые пищевые продукты. Крахмал довольно долго переваривается; и часто картофель1 или другая крахмалистая пища не переваривается должным образом, создавая Аму [токсины].
  • Избегайте употреблять дынь и зерновых вместе. Дыни перевариваются быстро, в то время как зерновые долго. Эта комбинация расстраивает желудок. Дыни следует есть одни, без других продуктов.
  • Мед никогда не должен быть приготавливаться (нагреваться). Мед переваривается очень медленно, а если он приготовлен (нагрет), молекулы, присутствуюющие в мёде, становится не-гомогенизированным клеем, который накрепко прикрепляется к слизистым мембранам и забивает тонкие каналы клеток, создавая токсины. Hеприготовленный мед - нектар, приготовленный (нагретый) мед - яд.
  • Hе употребляйте молоко вместе с другими белковыми продуктами. Белки обладают согревающим качеством, а молоко охлаждает, таким образом, они противодействуют друг другу, нарушают Агни [огонь пищеварения] и создают Аму [токсины].
  • Молоко и дыню не нужно есть вместе. Они оба охлаждают, но молоко является слабительным, а дыня - мочегонной, и молоко требует большего количества времени для переваривания. Кроме того, действие соляной кислоты в желудке заставляет молоко свернуться. По этой причине Аюрведа не советует употреблять молоко с кислыми фруктами, йогуртом, кислыми сливками или сметаной, кислым вареньем, сыром или другими кислыми продуктами.

Ежедневная диета

Ежедневная диета должна включать:

  • 40-50% хорошо приготовленного риса (Басмати) или зерновых (пшеница, ячмень) в зависимости от конституции тела;
  • 15-30% хорошо приготовленных бобовых (дал, мунг-дал, маш, чечевица, горох, фасоль);
  • 2-5% овощных супов;
  • 1/2 чайной ложки пикуля (пикеля) - солений или т.п.

Интересно, что в древности люди рассматривали избыточный или недостаточный вес как заболевание, которое вполне поддается корректировке. Правда, не при помощи тотального ограничения в пище, а посредством изменения образа жизни и питания. Вот что говорит по этому поводу Аюрведа.

5 (100%) 1 vote

Аюрведа питание обычно переводится с санскрита как «знание жизни». Но это не совсем верный перевод. Вернее будет: знание принципов долгой жизни, наука о жизни.

Это система традиционной индийской медицины, которая направлена на исцеление болезней тела и болезней души, причём считается, что болезни эти между собой связаны.

Поэтому и правильное лечение, и правильное питание древние врачи назначали в соответствии с характером и телосложением человека. Система аюрведы различает три основных типа конституции (сложения) человека.

В системе аюрведы, как уже было сказано, тело и душа не разделяются, поэтому каждому определённому типу сложения соответственно приписываются определённые черты характера.

Сочетание характера и конституции в системе аюрведы называется ДОШЕЙ.

Всего существует три основных доши: вата, пита и кафа

Вата означает «воздух»

Люди этого типа худощавы, изящны, вечно мерзнут. Зимой они как бы впадают в спячку, а весной просыпаются и становятся склонными к переменам и авантюрам.

Пита означает «огонь»

Это люди крепкого сложения, иногда чуть полноватые, их руки всегда горячие. У них часто бывает много родинок. Они общительны и остроумны, но иногда бывают упрямы и вспыльчивы.

Кафа означает «вода»

Это крепко сложенные, крупные, массивные люди с хорошей кожей, сильными густыми волосами и крепкими зубами.

Они обычно спокойны, миролюбивы, неприхотливы, трудолюбивы, но, к сожалению, бывают нерешительны и пассивны.

Аюрведа питание. В зависимости от преобладающей доши выбирают систему питания для каждого конкретного человека.

Однако обычно человек не может отнести себя к какой-то определённой доше – случается, что наличествуют качества двух дош.

Для того, чтобы определить преобладающую дошу, существуют специальные тесты. Они есть во всех книгах по аюрведе.

Аюрведическая система питания не требует от своих последователей вегетарианства, как часто считают. Вегетарианские диеты предписываются аюрведой только для тех, кто идёт по пути духовного развития, просветления.

Для тех, кто просто хочет улучшить самочувствие, укрепить здоровье, увеличить продолжительность жизни и её качество, аюрведа рекомендует более привычную современному человеку диету.

Типы питания людей по дошам

Для людей Вата-доши рекомендуют наваристые мясные супы, каши, сливочное масло, горячее молоко, сладкие блюда, мясо, пирожки – всё, что помогает согреться.

Сырые овощи и кислые фрукты для людей Вата-доши не приемлемы: они ускоряют процесс пищеварения, который у людей этого типа и так достаточно быстрый.

Для людей Пита-доши хороши горячие блюда, несладкие фрукты, овощи, бобовые, курица и рыба. Им следует добавлять в пищу меньше соли, поменьше есть красного мяса и орешков, чтобы мышечная масса не переходила в жировую.

Людям Кафа-доши аюрведа рекомендует для питания рассыпчатые каши, водянистые овощи (капусту, огурцы), острые блюда, индейку.

От сладкого лучше совсем отказаться, а употребление красного мяса и риса ограничить – от этих продуктов люди данного типа могут сильно полнеть.

Аюрведа питание и приготовление

Но нужный набор продуктов – это ещё не всё. Существуют общие для всех дош рекомендации по приготовлению и приёму пищи.

1. Пища должна быть свежей. Чем быстрее блюдо попадает на стол после приготовления, тем оно полезнее. Полезной пищей считается также та, которая готовилась не слишком долго.

2. Основной приём пищи приходится на время около полудня, потому что в это время пища лучше всего усваивается.

3. Нельзя отвлекаться от процесса еды. Не нужно читать, смотреть телевизор, разговаривать во время еды. Нехорошо садиться за стол в дурном настроении.

4. Садиться за стол следует только тогда, когда вы голодны.

Не переедать

Не нужно есть «от нечего делать». Не нужно торопиться, принимая пищу, после приема пищи тоже не нужно торопиться выходить из-за стола, хорошо немного посидеть. Переедать не следует, можно заканчивать приём пищи, когда чувствуете, что уже почти наелись, но только почти!

5. Не следует сочетать несочетаемые продукты. Например, молоко и дыню желательно употреблять отдельно от других продуктов.

6. При приготовлении пищи нужно учитывать также климатические условия: сезон, погоду, а также особенности физиологии конкретного человека.

Аюрведическая система питания направлена на гармонизацию человеческого тела.

С её помощью можно и похудеть, и поправиться, но лишь при том условии, что вашей целью является именно оптимизация веса, а не его целенаправленное уменьшение или увеличение.

Оптимальный вес – это такой вес, при котором вы чувствуете себя хорошо. Человек с оптимальным весом обычно редко болеет, у него чаще всего хорошее настроение.

При сильном снижении или увеличении веса, более, чем это предусмотрено природой, у человека могут проявиться всевозможные заболевания.

Такое положение вещей приходится часто наблюдать у тех, кто резко набирает вес, и у тех, кто изнуряет себя диетами.

Поэтому важно понять, что наилучший вес для вас – это не какие-то определённые «модные» цифры, а вес, когда вы чувствуете себя здоровыми и бодрыми.

Хорошее самочувствие и приподнятое настроение, сияющие глаза и приветливая улыбка всегда в моде!

Примите себя такими, какие вы есть! Поймите, как вы прекрасны!

А аюрведическая система питания поможет вам в этой цели.

В сё чаще люди задумываются о значении питания в своей жизни и о том, в чём же суть самой пищи. Пища, как и тело, - инструмент нашего существования в материальном мире, однако, разные люди воспринимают её значение по-разному, описывая разными определениями: для кого-то пища - средство жизни, для кого-то - удовольствие, или же необходимая потребность, награда, удовлетворённость, сытость, безопасность, для кого-то - страсть, источник наслаждения, развлечение, пагубная привычка и даже способ самовыражения. Современный человек эгоцентрично строит отношение к пище исходя из того, что она даёт ему, но для понимания её истинного значения сначала нужно вспомнить, что же есть наше тело.

Физическое тело живого существа называется «Стхула Шарира» - грубое тело, состоящее из пяти Первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли) и своей плотностью и формой позволяющее находиться и получать опыт в материальном мире. Грубое тело является одной из пяти покрывающих Атму (вечную и неделимую Душу) оболочек, которая называется «Анна-Майя-Коша» (дословно: "оболочка из еды"). Атма, при зачатии вселяясь в будущее тело, оживляет его, накапливает опыт и при смерти покидает его, как изношенную куклу, устремляясь к следующему перевоплощению, к трансформации. За процесс преобразования в мироустройстве отвечает Агни, божественный огонь.

Считается, что в момент смерти возникает вспышка Агни, и оставленное безжизненное тело также трансформируется, вновь распадаясь на Первоэлементы. Агни как божественное проявление принимает в жертву всё без исключения существующее в мироздании: божествам всегда стремятся подносить самое ценное, что имеется, и Атма также преподносит самое дорогое - свое тело, инструмент, благодаря которому она смогла накопить опыт своего воплощения в этом мире. Агни существует во множестве проявлений, как извне, так и внутри нас, из которых выделяются четыре основных: привычный нам огонь - пламя от горения костра, свечи и других субстанций, огонь небесный - молнии, огонь скрытый - внутренний огонь металлов, минералов (блеск золота) и огонь телесный - присутствующий в человеческом теле и обеспечивающий переваривание пищи и метаболизм. И так же как момент смерти отождествляется со священной ягьей, так и употребление пищи является нашим подношением Богу, священному огню, теплящемуся внутри нашей грубой телесной оболочки, и насколько достойным будет наше подношение ему, наш прасад, таким будет и ответный дар, ведь наше тело - не что иное, как результат преобразования пищи силой Агни.

Правильная пища

Итак, мы разобрались, что пищеварение - это ягья, и пища - наше подношение. Творец Вселенной снабжает все живые существа всем для них необходимым, и также пищей, необходимой каждому. Однако человек, выйдя за рамки гармонии с природой, утерял данное ему знание о том, чем ему положено питаться, чтобы поддерживать тело в балансе – здоровом состоянии, позволяющем активно действовать и не болеть весь отведённый для него срок. Чтобы помочь найти путь к покинутой гармонии, человеку была дана , наука, повествующая о том, как правильно жить в физическом теле, чем заниматься и как питаться.

Питание по Аюрведе. Основная концепция

Аюрведическое знание базируется на «Тридоша» - концепции о трёх основных составляющих Стхула-Шариры (физического тела): Вата-доше (ветер, воздух), Питта-доше (желчь, огонь) и Капха-доше (слизь, земля). Сотворяемые пятью первоэлементами, Доши формируют человеческое тело и обеспечивают его физиологические процессы: Вата отвечает за движения, ритмы, дыхание, Питта- за пищеварение, температуру и метаболизм, а Капха- за объём, структуру и связывание тела воедино. В телах разных людей Доши имеют разные соотношения между собой, и их сочетания с преобладанием одной, двух из них или равновесие всех трёх рождают индивидуальные конституциональные особенности каждого отдельного человека. Пракрити, индивидуальная конституция, диктует человеку надлежащие правила поведения и питания, чтобы поддерживать баланс Дош, данных ему от природы.

При неправильных действиях, противоречащих своей природе, вредящих телу и окружению, несоответствующих божественному закону, одна или несколько Дош в теле человека выходят из своего равновесного состояния и вызывают патологические процессы и болезни. Чтобы не нарушать хрупкий баланс и приводить Доши в здоровое состояние, нужно следовать определённым предписаниям Аюрведы по распорядку дня и приёму пищи, подходящей для конкретного типа конституции.

Всего есть семь основных типов Пракрити (индивидуальной конституции): однодошные (Вата, Питта, Капха), двудошные (Вата-Питта, Вата-Капха и Питта-Капха) и трёхдошная, встречающаяся гораздо реже остальных (Вата-Питта-Капха).

Люди, у которых в Пракрити преобладает Вата-доша, должны следовать диете, балансирующей Вату и поддерживающей Питту и Капху; у которых преобладает Питта - диете, балансирующей Питту и поддерживающей Вату и Капху, и у которых преобладает Капха-Доша, должны следовать диете, балансирующей Капху и поддерживающей Вату и Питту. Смешанные типы (Вата-Питта, Вата-Капха и Питта-Капха) должны учитывать и балансировать обе преобладающие Доши, поддерживая ту, что в меньшинстве.

Аюрведические писания делятся исчерпывающими знаниями о том, как, что, когда и сколько нужно есть, чтобы поддерживать здоровье человека. Фундаментальным аюрведическим принципам рекомендовано следовать всем, вне зависимости от конституциональной принадлежности, религии, традиций и сложившихся устоев и привычек. Пища принесёт пользу только при правильном и полном её усвоении, что зависит не только от качества и состава продуктов, но и от их количества, времени приёма, погодных условий, окружения, психического и душевного состояния.


Надлежащее время приёма пищи

  • Главное правило Аюрведы относительно того, когда и в какое время нужно есть, гласит: «Принимать пищу нужно по голоду».
  • То есть не нужно есть, даже если вы привыкли следовать определённому распорядку и подошёл час трапезы, но при этом голод отсутствует. Также не стоит есть впрок (если за завтраком перед рабочим днем голод отсутствует, то есть не рекомендуется) и позднее, чем за 2 часа до отхода ко сну (процесс пищеварения останавливается во время сна, и пища, принятая на ночь, не усвоится, образуя Аму - слизь и токсины, продукты неполного пищеварения). Если голод возник посреди ночи, его также стоит утолить небольшим количеством пищи, однако после не стоит сразу же ложиться спать. При этом полезно выработать привычку есть всегда примерно в одно и то же время, за счет чего голод будет появляться своевременно.
  • Пить воду и другие жидкости также стоит не по диктуемым разными источниками нормам и рекомендациям, а по единственному критерию - жажде. Любая жидкость, регулярно принимаемая в избытке, приводит к дисбалансам Питты и Капхи, а также ослабляет силу Агни - пищеварительного огня. Обильное питьё жидкостей после еды сильно замедляет и осложняет пищеварение, приводя к накоплению Амы, и рекомендуется не раньше, чем через одну-две мухурты (48-минутных интервала). Шастры Аюрведы констатируют: тот, кто пьёт до еды, - уменьшит свой вес, кто пьёт во время еды, - оставит свой вес неизменным, а кто пьёт после еды, - увеличит свой вес. Категорически вредно глушить водой чувство голода и заедать пищей жажду. Чувство голода говорит о потребности организма в еде, чувство жажды - в питье. Обратные действия будут приводить к дисбалансам.
  • Перед трапезой рекомендуется вымыть не только руки, но и лицо и стопы, чтобы смыть с себя отрицательную энергетику. Также благоприятно почистить зубы и язык, что не только предотвратит попадание в пережёвываемую пищу бактерий, но и усилит способность восприятия вкусовых рецепторов.
  • Очень вреден приём пищи до того, как переварилась или усвоилась предыдущая. Ввиду быстрого метаболизма люди Вата-типа в здоровом состоянии могут испытывать голод три и более раз в день, люди Питта-типа - два раза в день, люди же Капха-типа могут питаться и один раз в день.
  • Не стоит приступать к еде, если имеются позывы к опорожнению кишечника или мочевого пузыря (наличие позывов говорит об активности апана-вайю, и приём пищи в этот момент может вызвать слишком быстрое её продвижение по пищеварительному тракту без должного переваривания). При этом следует осуществить естественные нужды и только после - садиться за стол.
  • Голодания, особенно длительные, показаны только при состояниях Мандагни (ослабленного огня пищеварения) и скопления Амы в пищеварительном тракте и тканях. Пост держится до момента восстановления силы Агни; при установившемся стабильном огне пищеварения голодание следует прекратить, в противном же случае Агни сильно разгорается под воздействием Ваты (голодания выводят Вата-дошу из равновесия) и наносит вред организму, разрушая ткани. Людям с конституцией Капха можно голодать до трёх–семи дней, с конституцией Питта - один–три дня, с конституцией Вата голодание не рекомендуется (только в крайних случаях не более одного–двух дней). Голодание всухую очень сильно увеличивает Вату.
  • К принятию пищи можно приступать только в спокойном состоянии ума, при ощущении лёгкости в теле, с приятными мыслями и благодарностью Богу. Пища, принятая на ходу или на бегу, в плохом распоряжении духа, с тяжелыми мыслями, во взволнованном состоянии, в унынии или депрессии и тем более в жадности и гневе, не только не принесёт пользы, но и навредит человеку. Вначале следует уединиться, изучить состояние своего тела (движение Дош должно проходить в своих естественных направлениях; должно присутствовать чувство голода и усиление Агни, сопровождаемое ясностью и легкостью в теле и уме), успокоить чувства и мысли, сосредоточиться на сокровенном процессе подношения пищи для внутреннего Агни и с благими намерениями приступить к трапезе.

Что не надлежит делать после еды

  • Принимать ванну, душ, купаться, плавать, посещать баню и парную: водные процедуры заглушают работу Агни и останавливают пищеварение. Также не стоит после еды делать промасливание тела и массаж.
  • Выполнять тяжелую физическую и умственную работу, заниматься физическими упражнениями, петь и много говорить: во время пищеварения вся энергия стекается к пищеварительному тракту, и, отнимая её на работу мышц или мозга, можно ослабить действие Агни, что приведёт к неполному перевариванию пищи или неправильному её усвоению.
  • Не стоит после еды сразу вскакивать из-за стола. Передохнув некоторое время, после трапезы полезно немного пройтись либо заняться приятным делом. Согласно Бхавапракаща Самхите, «лежание после еды приведёт к полноте, сидение приведёт к лени, ходьба - к долголетию, а за бегущим после еды бежит сама смерть».

Надлежащее количество и качество пищи

Пища должна быть: достаточной, чистой, свежей, влажной или маслянистой, легкой, приятной, привычной, сбалансированной и полезной.

- Пища в достаточном количестве

Недоедание (скудное питание или голод) очень ослабляет организм, приводя к заболеваниям Вата-типа; переедание же выводит все Доши из равновесия, приводя к образованию Амы (не до конца переваренной пищи и токсинов), забивающей пищеварительный тракт и каналы и нарушающей все последующие процессы пищеварения и тканевого метаболизма, что ведёт к болезням. Заболевания, приобретённые из-за недоедания, лечатся легко, а приобретённые из-за переедания - тяжело.

Оптимальным количеством твёрдой пищи считается объём, помещающийся в двух Анджали (одна Анджали - две ладони, сложенные вместе в форме чаши). Оптимальное количество питья - не более чем для утоления жажды.

Не стоит есть досыта, до полного заполнения и чувства тяжести. Желудок стоит наполнять на две четверти твёрдой пищей, на одну четверть - жидкостью (для смачивания и разбавления веществ), и оставшуюся четверть оставить пустой, для свободной циркуляции Вайу - воздуха, раздувающего и поддерживающего Агни - огонь пищеварения.


- Чистая пища

Пищу следует готовить в чистом месте, в хорошем расположении духа и с чистыми мыслями, она должна состоять из лучших продуктов, несущих в себе благостную энергию. Лучшие продукты, из которых, согласно Аюрведическим писаниям, стоит строить свой ежедневный рацион: злаки (высшие зерновые - пшеница, рис, ячмень), бобовые, молоко, топлёное масло, мёд, спелые фрукты и овощи, растущие над землёй, - эти продукты дают много положительной энергии и поддерживают здоровье.

Злаки считаются основой рациона в питании человека. Основные трактаты Аюрведы гласят, что стоит отвергнуть пищу, которая в своём составе не содержит высших зерновых. Высшими зерновыми считаются рис, пшеница и ячмень, низшие же - просо, гречка и им подобные - не считаются подходящей основой для рациона. Лучше всего есть злаки в виде каш из цельного или дроблёного зерна, хуже всего - в виде мучных изделий, которые допускается употреблять лишь изредка, например, по праздникам. Мучные изделия из белой рафинированной муки являются несбалансированными и забивают телесные каналы, препятствуя свободному движению Ваты, тем самым вызывая её дисбалансы.

Бобовые стоят на втором месте по важности после злаков: они являются ценным источником белков. Наилучшим из бобовых считается маш (грин-грэм, мунг-дал), так как он при переваривании образует меньше газов, чем другие бобовые, тем самым минимально воздействуя на Вата-дошу. Наихудшим из бобовых считается урад-дал (чёрный маш). Для предупреждения газообразования при переваривании бобовых их нужно готовить, обязательно добавляя кумин (зиру) и асафетиду (смолу ферулы вонючей), и употреблять с маслом.

Молоко следует пить парным, сразу после дойки: в этом случае, при правильном употреблении, оно принесёт неизмеримую пользу организму. Остывшее после дойки молоко становится тяжёлым и слизеобразующим, и для употребления его следует сделать «подобным парному» - три раза подогреть и семь раз перелить из сосуда в другой, облегчая его свойства, и пить с подходящими специями - корицей, куркумой, кардамоном, шафраном, мускатом и другими. Остывшее после приготовления молоко вновь греть нельзя. Молоко, выпитое холодным, очень сильно увеличивает Капху, приводя к скоплению слизи. Молоко категорически нельзя сочетать с солью (это также относится к подсоленным молочным кашам и соусам) и с кислым вкусом, с рыбой, мясом, грибами, со свежими фруктами, особенно с бананами, с любыми тыквенными (дыни, тыквы, кабачки, огурцы, арбузы), а также со свежей зеленью и зелеными листовыми овощами, с любыми проростками, с машем (грин-грэм, мунг-дал), с изделиями из теста (хлеб, выпечка и прочее), со жмыхом кунжута или льняного семени (и с маслами из них), с коричневым сахаром (он имеет кислый вкус), с алкоголем и с любыми кисломолочными продуктами. Молоко, выпитое непосредственно перед сном, согласно Аюрведическим текстам, укорачивает жизнь. Молоко, которое начало подкисать, но ещё не стало простоквашей, выводит все три Доши из равновесия. Лекарства, имеющие кислый вкус (например, Трипхала), также не должны запиваться молоком. Длительное употребление молока с несовместимыми продуктами приведёт к накопительному эффекту, выливающемуся в такие болезни, как анемия, поражения кожи (псориаз и другие), лихорадка и мальабсорбция.


Также для ежедневного употребления может быть полезна такра (пахта) – обезжиренное прокисшее молоко, улучшающее работу всего пищеварительного тракта.

Кисломолочные продукты (дадхи) - йогурт, кефир, творог, сыр и другие - не следует употреблять регулярно, а тем более ежедневно, а также на ночь и в летний горячий сезон, так как они обладают разогревающим действием. Кисломолочные продукты, подвергшиеся термообработке (включая также выпечку на них, творог, полученный нагреванием и другое), не рекомендуется употреблять вообще.

Считается лучшим из масляных субстанций, оно улучшает пищеварение и метаболизм, интеллект, память и разум, увеличивает продолжительность жизни, продлевает молодость, сдерживая старение. Вопреки расхожим заблуждениям, гхи не является горячим - оно обладает охлаждающими свойствами. На топлёном масле безопасно готовить - тушить и даже жарить, однако, жареная пища не считается в Аюрведе здоровой. Гхи не должно употребляться в равных пропорциях с мёдом, а также не стоит долго хранить его в медных сосудах.

Свежие фрукты должны употребляться до еды, либо в отдельный приём. Дыня является исключением: её можно есть только отдельно от любой другой пищи, включая фрукты (однако для её усвоения можно приправлять её чёрным перцем). Свежие плоды, как правило, полезнее сушёных, за исключением винограда: изюм считается более ценным.

Овощи не должны полностью составлять рацион, а считаются добавкой к крупам. Их следует употреблять в основном приготовленными, так как в сыром виде они тяжело усваиваются.

Избыток сырых овощей сильно увеличивает Вата-дошу.


Мёд положительно влияет на всасывание и усвоение питательных веществ; его полезно есть как после еды, так и натощак со стаканом слегка теплой воды (в этом случае он будет способствовать похудению). Полезный для зимнего и весеннего сезона, мёд категорически нельзя употреблять летом в жару и осенью в «бабье лето», при лихорадке и температуре, в бане, парной, сауне и при дисбалансах Питты: при нагревании в мёде образуются альдегиды, являющиеся канцерогенами. Аюрведические тексты прямо утверждают, что гретый мед убивает человека.

Меньше энергии содержат овощи, растущие под землей, и грибы. Грибы являются очень тяжёлой для переваривания пищей и выводят все Доши из равновесия. Грибы, выросшие на коровьем навозе, считаются приемлемыми для еды (изредка), все остальные же считаются нечистыми и не рекомендуются для употребления человеком.

Нечистой, не рекомендованной для построения рациона является пища, содержащая траву, волосы, песок, пыль; приготовленная из продуктов, угнетающих тело и разум (яйца, рыба, мясо), а также старая (если после приготовления прошло более двух часов), залежавшаяся (засохшая, заплесневелая), прокисшая, ферментированная, забродившая, консервированная, содержащая вкусовые усилители.

Рыба в Аюрведе считается самым нечистым продуктом, так как живёт в реках и океанах, куда стекаются воды, несущие всю грязь земли. Употребление рыбы и морепродуктов в пищу является одной из главных причин аллергии и кожных заболеваний.

Мясо также не рекомендуется употреблять, и оно не является необходимым в рационе. Хотя Аюрведа как точная внерелигиозная медицинская наука описывает его питательные качества и допускает его употребление без вреда для физического здоровья, при этом она предупреждает, что такие продукты насилия, как плоть убиенных, несут в себе энергетику и все эмоции, испытываемые животными в момент их смерти, питая и наполняя тело употребляющего их человека страхом, ужасом, безысходностью, болью и энергией смерти, что не только не способствует, но и останавливает духовное развитие. Поедание мяса является нарушением Ахимсы, фундаментального принципа ненасилия, и может быть оправдано, согласно Ману Самхите, только в случае, если стоит вопрос выживания и кроме него абсолютно нечего есть.

Яйца также не являются необходимыми в рационе: хотя они являются питательными и укрепляют репродуктивную систему организма, их белки очень тяжелы для усвоения, а желтки сильно нагружают печень. Аюрведические шастры относят яйца к мясной пище: без греха можно употреблять только неоплодотворенные - не несущие в себе зародыша жизни.


Сыр также считается тамасичным продуктом, так как в нём происходит процесс гниения, и не рекомендован для частого употребления (в идеале - и вовсе исключить его из рациона). Сыр и творог являются очень тяжёлыми продуктами и сложно усваиваются, вызывая обструкцию каналов и избыток Капхи. Также любые кисломолочные продукты, включая простоквашу, кефир, творог и сыр, при нагревании образуют очень трудно усваиваемые формы белка и становятся очень горячими по своим качествам, принося избытки Питты и Капхи, что может обострять кровотечения и вызывать тяжелые кожные заболевания.

- Свежая пища

Пища должна быть приготовлена не ранее, чем за два часа до её употребления; тёплая, но не разогретая повторно и не слишком горячая.

- Влажная или маслянистая пища

Пища должна быть сочная и содержащая растительные или сливочные масла. Сухая еда без масел способствует застоям, ощущению тяжести и закупорке каналов. Однако слишком жидкая пища также не приветствуется, так как она ослабляет Агни.

- Лёгкая пища

Тяжесть или лёгкость пищи - это способность организма усвоить её. Порция пищи не должна состоять только из тяжёлых для пищеварения продуктов (таких, как творог, сыр, грибы, семена и орехи, сырая пища и проростки). Тяжёлую пищу можно есть только до половины чувства насыщения, лёгкую - чуть больше.

- Приятная пища

Вкус, запах, цвет и консистенция пищи должны быть приятными и не вызывающими отторжения. Если вкус пищи кажется неприятным, или после основной порции не чувствуется полное удовлетворение, то она как минимум не принесёт пользы телу, более того - навредит.

- Привычная пища

Привычная пища, на которой человек вскормлен и вырос, считается наилучшей для него, даже если её состав и комбинации не являются полезными для здоровья. Редкая, слишком разнообразная, диковинная, не соответствующая сезону и местности пища может вызывать расстройства пищеварения.

- Сбалансированная пища

Пища за один приём должна содержать все шесть вкусов: сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий, с преобладанием сладкого. Вкусы, состоящие из разных сочетаний первоэлементов, напрямую влияют на Доши и ткани тела, оказывая воздействие на их образование и выведение, а также на метаболизм, работу органов и ума.


Фрукты и сырая пища должны употребляться в начале трапезы. Начинать приём пищи следует с тяжёлых, жирных, охлаждающих продуктов сладкого вкуса, в середине приёма желательны соленые и кислые вкусы, а в завершении - лёгкие и согревающие продукты острого, горького и вяжущего вкуса. Данную последовательность легко понять на примере приготовления пищи: сначала в котёл кладут самое тяжёлое, грубое и требующее долгой варки, а дальнейшие ингредиенты добавляют в порядке увеличения лёгкости и быстроты приготовления.

- Полезная пища

Пища должна подходить человеку, соответствуя его индивидуальной конституции (Пракрити), учитывая возможные имеющиеся отклонения и дисбалансы (Викрити), заболевания, физическое и умственное состояние, силу пищеварительного огня, время суток (например, кунжут и его масло нельзя употреблять после пяти часов вечера, кисломолочные продукты - на ночь и так далее), погоду (мёд и разогревающие продукты нельзя употреблять в жару, охлаждающие (мороженое, кокос) - в мороз, увлажняющие (молоко) - в дождливый период и так далее), сезон и пору года (летом должна преобладать сладкая, влажная пища, зимой - острая, кислая и горячая, ранней весной - острая и сухая и так далее - в противоположность качествам сезона), возраст (например, в пожилом возрасте у людей преобладает Вата-доша, в среднем - Питта-доша, в юности - Капха-доша, и питание должно их балансировать).

Выбор продуктов

Продукты для приготовления следует выбирать по вышеописанным критериям, учитывая своё состояние и индивидуальные потребности. Разным людям подходят разные продукты, и в мире нет ни одной субстанции, полезной абсолютно всем либо вредной абсолютно всем. Однако Аюрведические шастры приводят список продуктов, имеющих наиболее сбалансированный состав, минимально воздействующий на Доши и улучшающий здоровье. Рекомендовано для ежедневного употребления следующее:

Нешлифованный рис (красный рис), пшеница, ячмень, сладкий красный виноград, зеленый маш (мунг-дал, грин-грэм), гхи (топлёное коровье масло), коровье молоко, мёд, сахар, гранат, сушёный имбирь, розовая соль (саиндхавалавана), плоды харитаки (терминалия хебула) и амалаки (эмблика лекарственная)и другие полезные для здоровья человека продукты.


Также приводится список продуктов, наименее полезных и вызывающих дисбалансы Дош как у больных, так и у здоровых людей. Не рекомендованные продукты:

Простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты, творог, сыр, продукты с выраженной щелочной (например, сода или ячменная зола) или кислой (например, недоспелые плоды, квашения) реакцией, уксус, ферментированные продукты, мясо истощённых животных, высушенное мясо, свинина, говядина, баранина, козлятина, рыба, урад-дал (черный маш), гиацинтовые бобы, мучные изделия, проростки, сухие овощи и другие неполезные для здоровья человека продукты.

Приготовленные без масла либо высушенные листовые овощи и зелень, а также проростки зерновых являются очень тяжёлым питанием, приводящим к упадку сил, портящим зрение и выводящим все Доши из равновесия, и также не рекомендуются для употребления в пищу.

Среди разных видов продуктов также выделяются лучшие и худшие из их групп, исходя из их сбалансированности и влияния на Доши в здоровом теле.

Лучшие из видов продуктов:

  • Лучшее зерно - красный рис.
  • Лучший из бобовых - зеленый маш (мунг дал, грингрэм).
  • Лучшая вода - дождевая вода, собранная до момента соприкосновения с землёй.
  • Лучшая соль - саиндхава - розовая гималайская (пакистанская) соль.
  • Лучшая зелень - трава дживанти (Leptadeniareticulate).
  • Лучшее из видов гхи (топлёного масла) - коровье.
  • Лучший вид молока - коровье молоко.
  • Лучшее растительное масло - кунжутное.
  • Лучшее из корневищ - имбирь.
  • Лучший из фруктов - виноград.
  • Лучший из продуктов сахарного тростника - белый очищенный сахар.

Худшие из продуктов:

  • Худший из зерновых - дикий ячмень.
  • Худший из бобовых - черный маш (урад дал).
  • Худшая вода - речная, собранная в сезон дождей.
  • Худшая соль - соль, добываемая из солончака.
  • Худшая зелень - листья горчицы.
  • Худшее мясо - говядина.
  • Худее из видов гхи - из овечьего молока.
  • Худшее молоко - овечье.
  • Худшее растительное масло - сафлоровое.
  • Худший фрукт - никуча (Atrocarpusnikucha).
  • Худшее из корневищ - Алука - «слоновий хлеб» (Amorphophalluscampanulatus).
  • Худший из продуктов сахарного тростника - патока.

Вредные сочетания

Пищевые субстанции, соединяясь друг с другом, приобретают новые качества. Употребление несочетаемой пищи, а также смешение полезного и неполезного является одной из главных ошибок питания, приводящих к дисбалансам и патологиям, вплоть до тяжёлых болезней.

Вируддха - нежелательные сочетания, которых следует избегать, - определяются по разным факторам. Продукты бывают несовместимыми по качествам (вкус, энергетика, гуна, вкус после переваривания и другие; например, молоко, обладающее холодной энергетикой, с солью, обладающей горячей энергетикой), по действию (например, когда одно слабит, а другое крепит), по способу приготовления (сушёные овощи, замороженные продукты, смешение сырой и кипячёной воды и так далее), в определённой комбинации (молоко с зеленью, дыня с другой пищей), в одинаковых пропорциях (например, гхи и мёд в равных количествах), несовместимыми по времени (кунжут после захода солнца, кисломолочные продукты на ночь) и несовместимыми с индивидуальной комплекцией тела.


Наиболее частые комбинации, являющиеся Вируддха - несовместимыми:

Молоко с любыми продуктами кислого вкуса, молоко со свежими фруктами, молоко с редисом и им подобными овощами (дайкон, редька и так далее), молоко и рыба или свинина, молоко с бананами, кисломолочные продукты с бананами и свежими фруктами или ягодами, кисломолочные продукты с курицей.

Несовместимой комбинацией являются мёд, гхи, масло и вода, взятые между собой или все вместе в равных пропорциях. Потребление сухой и холодной пищи зимой и даже дегустация непривычной пищи рассматривается как Вируддха.

Регулярное употребление несовместимых продуктов приводит к образованию в процессе пищеварения вредных веществ и токсинов, угнетающих органы и отравляющих тело. Однако, несмотря на то, что для организма сочетания Вируддха являются ядом, они вполне продолжительное время могут не приносить вреда тем, кто молод, регулярно выполняет физические упражнения, кто имеет не сухое, сильное, выносливое тело и сильный Агни - огонь пищеварения. Также существенного вреда не принесёт несовместимая пища тем, кто к ней приспособился (например, вскормлен на ней с детства), и тем, кто употребляет её в незначительных количествах (изредка, в частных случаях).

Аюрведа и питание по Дошам. Правила и исключения

Как тело человека имеет свою природу, так имеют свою природу и все пищевые продукты. Согласно главному принципу Аюрведы «подобное усиливает подобное», если потреблять продукты, схожие по свойствам с индивидуальной природой человека, то в его теле будут усиливаться эти качества, а потребляемые продукты с противоположными свойствами будут их ослаблять. На данном принципе и базируется построение оптимального рациона питания в Аюрведе, учитывающего все особенности каждого определённого человека, его Доша-Пракрити.

Если человек умеренно питается пищей, по свойствам подобной его Пракрити, - его природа усиливается; если в избытке - доминирующие Доши выходят из равновесия, приводя к дисбалансам в теле; если же он умеренно питается пищей с противоположными свойствами - его доши уравниваются между собой (состояние Самадоша - равновесный баланс Дош), если в избытке - его изначальная природа сильно ослабляется, и также появляются дисбалансы и болезненные состояния. Как известно, Доша - это то, что имеет тенденцию выходить из себя, и, поскольку наиболее склонны к увеличению именно доминирующие Доши в теле человека, важно уделять наибольшее внимание их балансировке.

Наиболее действенным методом управления Дошами при помощи питания является воздействие вкусами. Аюрведа описывает шесть основных вкусов: сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий. Вкусы, как и Доши, также состоят из Первоэлементов в определённых комбинациях и, в зависимости от доминирующих в них пар элементов, обладают своими особыми качествами и прямым воздействием на физиологию тела и ум.


  • Сладкий вкус состоит преимущественно из элементов Земли и Воды.
  • Кислый вкус - из элементов Земли и Огня.
  • Солёный вкус - из элементов Воды и Огня.
  • Острый вкус - из элементов Огня и Воздуха.
  • Горький вкус - из элементов Воздуха и Эфира.
  • Вяжущий вкус - из элементов Воздуха и Земли.

Описание вкусов

Сладкий вкус (Мадхура Раса, Сваду Раса)

Сладкий вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Воды и обладает качествами: тяжесть, холод, влажность (маслянистость). Сладкий вкус является самым питательным из всех шести и обладает анаболическим действием: питает тело и ткани. На эмоциональном плане сладкий вкус привносит качества доброты, любви и щедрости в Саттве, либо алчности и жадности в Раджасе и Тамасе.

Кислый вкус (Амла Раса)

Кислый вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Огня и обладает качествами: легкость, горячесть, влажность (маслянистость). Кислый вкус согревает тело, увлажняет и также имеет анаболическое воздействие, однако, меньше выраженное, чем у сладкого вкуса, за счёт своего разрушительного воздействия на репродуктивные ткани. Способствует тканевому метаболизму, усиливает Агни и процесс пережигания Амы - загрязняющих продуктов неполного пищеварения. Кислый вкус несёт эмоции зависти, но также и чувства благодарности, если зависть в ясном уме трансформируется в стимул к развитию - умению завидовать не плодам, а их причине, принёсшей те плоды.

Солёный вкус (Лавана Раса)

Солёный вкус состоит из первоэлементов с доминантой Воды и Огня и обладает качествами: тяжесть, горячесть, влажность. Соль обладает очищающим свойством - выводит отходы из тела и очищает тонкие каналы, улучшает пищеварение и также обладает анаболическим свойством, чуть менее выраженным, чем у сладкого и кислого вкусов. Присутствие солёного вкуса раскрывает все другие вкусы. Эмоции солёного вкуса - желание удовлетворять свои чувства: гедонизм, похоть, вожделение, а при осознании божественного промысла - энтузиазм, вдохновение, жизнерадостность.


Горький вкус (Тикта Раса)

Горький вкус состоит из первоэлементов с доминантой Эфира и Воздуха и обладает качествами: лёгкость, сухость и холодность. Он обладает катаболическим действием и редуцирует ткани, улучшает Самана-Вайу - разновидность телесного воздуха, ответственного за пищеварение. Горький вкус - вкус иллюзий, вызывающих горе, однако, состояние неудовлетворенности, противоположной перенасыщению, может также порождать благие устремления. Кроме того, в Саттве горечь приносит логику и холодное, беЗпристрастное знание.

Острый вкус (Кату Раса, Ушна Раса)

Острый вкус состоит из первоэлементов с доминантой Огня и Воздуха и обладает качествами: горячесть, лёгкость и сухость. Так же как и горькому вкусу, ему присуще катаболическое действие на ткани. Острый вкус стимулирует метаболизм, очень сильно разжигает Агни, способствует усвоению питательных веществ, перевариванию Амы и очищению каналов - устранению закупорок в них. Острота направляет психику вовне, порождает экстравертность, возбуждённость, импульсивность. Основной эмоцией острого вкуса, помимо резкости, едкости, вспыльчивости, нетерпения и раздражительности, является гнев. При ясном же видении своих целей и своего пути гнев человека трансформируется в целеустремленность.

Вяжущий вкус (Кашайа Раса)

Вяжущий вкус состоит из первоэлементов с доминантой Земли и Воздуха и обладает качествами: холодность, сухость и тяжесть. Вяжущий вкус оказывает стягивающее, сжимающее действие и, подобно горькому и острому, имеет катаболический эффект. Он ослабляет пищеварение, вызывая состояние Мандагни, запоры, задержки мочи, а также способен перекрывать телесные каналы. Вяжущий вкус направляет психику вовнутрь, что обуславливает замкнутость, неуверенность, тревогу, скованность и порождает страх. На уровне Саттвы страх переходит в смирение, принятие обстоятельств и судьбы.

Какие вкусы успокаивают или усиливают Доши

Любое вещество имеет свой вкус: в мире нет ни одной безвкусной субстанции. Наличие же у вещества определённого вкуса говорит об обладании соответствующим качеством: то есть, любое вещество имеет свои свойства и воздействия. Аюрведа утверждает, что нет в мире ни одной субстанции, что не могла бы использоваться как лекарство, - главное, знать её назначение и дозировку. И как эмоции оказывают решающее влияние на ум, так вкусы воздействуют на состояние тела и Дош.

Капха-дошу усиливают вкусы : сладкий, кислый и солёный; ослабляют - горький, острый и вяжущий.


Сладкий вкус усиливает Капху более всего, так как в нём преобладают сходные элементы, Земля и Вода, и аналогичные Капхе качества тяжести, влажности и холода. Лучше всех снижает Капху острый вкус, обладающий противоположными ей свойствами - лёгкостью, сухостью и жаром.

Питта-дошу усиливают вкусы : кислый, солёный и острый; ослабляют - сладкий, горький и вяжущий.

Кислый вкус сильнее других увеличивает Питту, имея с ней аналогичные свойства - лёгкость, жар и влажность; наилучшим же для её успокоения является вяжущий вкус с противоположными качествами.

Вата-дошу усиливают вкусы : горький, острый и вяжущий; ослабляют - сладкий, кислый и солёный.

Горький вкус более всех увеличивает Вату, так как обладает одинаковыми с ней качествами - лёгкостью, холодом и сухостью. Лучшее снижение для Ваты обеспечивает солёный вкус в разумных количествах: принятая в избытке, соль, наоборот, способна увеличить Вату.

Большинство из пищевых продуктов и блюд редко содержат в себе только один вид вкуса, слагаясь из разных комбинаций. Некоторые продукты могут заключать себе почти все вкусы, как, например, амалаки, в котором из всех вкусов не присутствует только один - солёный. Однако по преобладанию тех или иных вкусов, можно объединить продукты по группам.

Продукты сладкого вкуса

К сладким продуктам относятся зерно, многие бобовые, сладкие фрукты, гхи, сливочное и большинство растительных масел, большинство овощей, семена, орехи, сахар и мёд, сладкие травы наподобие солодки, алтея.

Продукты кислого вкуса

К кислым продуктам относятся кисломолочные продукты, квашения, уксус, кислые или неспелые фрукты и ягоды, ферментированные и сброженные продукты, травы наподобие щавеля.

Продукты солёного вкуса

К солёным продуктам относятся все разновидности соли, а также солёные растения наподобие морской капусты.


Продукты горького вкуса

К горьким продуктам относятся некоторые овощи, например, горькая дыня (карела); специи - пажитник (шамбала), куркума; травы - полынь, брахми (бакопа монньери), ним; кофе, цикорий и другие горечи.

Продукты острого вкуса

К острым продуктам относятся овощи наподобие редиса, редьки, репы, разновидности острых перцев, многие специи - чёрный и длинный перец, имбирь, гвоздика, кардамон, куркума, асафетида, зира (кумин), мускатный орех, аир болотный, шафран, а также лук, чеснок и травы наподобие рукколы, черемши и другие.

Продукты вяжущего вкуса

К вяжущим продуктам относятся такие ягоды и фрукты, как рябина, черёмуха, клюква, харитаки, гранат, неспелая хурма и бананы; бамия, фасоль; чёрный и зелёный чай, кора дуба, лавровый лист и другие растения.

Продукты, лучше всего ослабляющие и приводящие Доши в их равновесное состояние

  • Лучше всего балансирует Капха-дошу мёд.
  • Лучше всего балансирует Питта-дошу гхи (топлёное коровье масло).
  • Лучше всего балансирует Вата-дошу кунжутное масло.

Среди продуктов, имеющих определённые ярковыраженные вкусы, также есть исключения по их воздействию на Доши.

  • Пища сладкого вкуса, как правило, увеличивает Капху, за исключением старого риса, ячменя, зеленого маша, пшеницы, мёда, сахара и мяса пустынных животных.
  • Пища кислого вкуса, как правило, увеличивает Питту, за исключением плодов амалаки (эмблика лекарственная, «индийский крыжовник») и гранатов;
  • Субстанции солёного вкуса, как правило, вредят глазам и зрению, за исключением розовой соли (саиндхава лавана, пакистанская гималайская соль);
  • Пища острого, горького и вяжущего вкусов, как правило, увеличивает Вату и не является афродизиаком, за исключением гудучи (тиноспоры сердцелистной), патолы (трихозантеса двудомного), сухого имбиря, чёрного перца, чеснока и харитаки (терминалии хебулы).

«Мы есть то, что мы едим» - очевидно, не совсем точное определение. Человек должен осознавать и помнить, что его суть не в физической оболочке. «Я не есть это тело». Но наше тело, Анна-Майа-Коша, действительно, является тем, что мы едим, и его физиология, как в зеркале, отражается на нашем уме, наших эмоциях, а, следовательно, и на наших действиях, мировоззрении, устремлениях и всей жизни. Потому важно научиться следовать и не вредить его природе и беречь его, как мастер оберегает свой инструмент, ибо качественная и здоровая жизнь тела является инструментом - основой для прохождения предначертанных уроков, накопления опыта и сдачи главного экзамена в этом воплощении, когда мы преподнесём наше тело на алтарь Создателя и устремимся на следующие ступени эволюции своей души.