«Благородный муж. Благородный мужчина

В этом мире осталось мало людей, способных отдать свою жизнь ради чести и права называться человеком. Для этого нужно обладать немалой отвагой… «Самурай Икс»

Рыцарство умирает, но сейчас не идет страшная война, на которой гибнут под ударами мечей и падают под градом стрел благородные мужи. Рыцарство и благородство умирает медленно, каждый год понемногу.

В войну погиб цвет народа. В живых из лучших сохранились немногие. А дети не стали лучше отцов, хотя нельзя осуждать какое-либо поколение целиком. Вот, может быть, поэтому теперь и мало кто рискует броситься грудью на амбразуру, защищая свою и чужую честь… Юрий Бондарев

Более честные, благородные и смелые мужчины-рыцари чаще гибли на протяжении истории. Дело в том, что они держат слово при любой ситуации, не отступают перед опасностью и готовы взять на себя всю ответственность. Так самые лучшие представители сильного пола гибли в сражениях, дуэлях, драках, стрелялись для сохранения своего чистого имени и чести. Но именно честь, благородство и рыцарское поведение – неотъемлемая черта характера успешного и сильного современного мужчины.

Некоторые мужчины перестали считать рыцарство и благородство достойным внимания в 21 веке, а зря. Нельзя сказать, что рыцарство, показанное в кино, можно принимать за чистую монету, но поучиться у благородных рыцарей прошлого есть чему.

Честь мужчины

«Береги честь смолоду, как платье снову. Честь – это твое достоинство, как ты его понимаешь. Если ты видишь неуважение достоинств твоей личности, то это надобно пресечь». Соборное уложение 1649 года «О чести и бесчестии».

Еще век назад слово «честь» стоило больше, чем жизнь. За него дрались на дуэлях и стрелялись. Но сейчас это сложно представить. Люди готовы терпеть унижения, врать, лицемерить. Мало кто может взять на себя ответственность, а не свалить ее на другого. Пожалуй, понятие чести хорошо сохранилось только в Японии. Именно там, даже руководители высшего звена способны признать свою вину и искупить ее кровью. А что у нас?

Честь - понятие морали и этики, это достоинство человека. То, насколько человек ценит свое имя, семьи или той части дела, за которое он отвечает. Чести, благородству и рыцарскому поведению надо учить с детства. Именно тогда каждый из нас научится уважать других и поступать соответствующе. Мужское слово и честь неотъемлемы. Мужчина должен отвечать за свои поступки, слова и ситуацию в целом. Именно так выглядят современные лидеры в обществе, а их сейчас так не хватает.

Честь подразумевает быть верным своим друзьям, любимой, семье, идеалам и Родине.

Благородство мужчины

«Благородный человек выше обид, несправедливости, горя, насмешек; он был бы неуязвим, будь он чужд состраданию». Жан Лабрюйер

Благородство – это качества настоящего мужчины, для которого характерна высокая нравственность, самоотверженность и честность. Сильный человек в состоянии поступать и вести себя в обществе благородно, не пятная своего имени и чести. Благородный человек никогда не поступает низко, преследуя шкурные интересы. В жизни благородство встречается не очень часто, но такие персоны, как правило, на деле оказываются сильными, уважаемыми и преуспевающими людьми.

Еще благородные люди практически не используют ненормативную лексику. Они помнят слова царя Ивана Грозного: «Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам».

Рыцарское поведение мужчины

Помимо более частой гибели благородных людей в истории, немало виновато в исчезновении рыцарского поведения и падение культурного уровня общества в целом. Культура, с ослаблением роли классической литературы, исчезает, а телевидение и интернет с этой ролью не справляются. Современный кинематограф редко создает фильмы на подобии «Гардемарины, вперёд!» или «Д"Артаньян и три мушкетёра». В моде преступники, хулиганы, наркоманы. Про интернет и благородство, честь, рыцарство вообще говорить не хочется.

В уничтожении рыцарства частично виноваты и женщины. Дэйв Чэппелл утверждал: «Рыцарство было убито женскими журналами» и он частично прав. Своим феминизмом, равноправием, желанием управлять мужчинами, быть карьеристками, надменными стервами женщины подорвали уважительное отношение к прекрасному полу. Иногда сложно относиться по- рыцарски к женщинам, общающимся матом, пахнувших постоянно выпивкой и сигаретами, потерявшим женственность, которых интересуют только красивые вещи, дорогие машины и ночные клубы.

Но настоящие прекрасные леди существуют…

Как ведут себя рыцари

«В сердце человека заключена подлинная рыцарственность: оно способно любить. Рыцарское поведение вырастает из глубины сердца». Иоганн Вольфганг Гёте

Рыцари всегда проводят женщину до дома и до двери. Раньше их там встречал дворецкий и мужчина мог быть свободен, но теперь вместо дворецкого в подъезде сидит местная шпана, наркоманы и бомжи. Тебе следует проводить женщину в целости и сохранности до самой двери квартиры, попутно оградив ее от всяких сомнительных личностей.

Современные рыцари всегда готовы защитить даму и слабых от несправедливости. Сейчас дуэли редки и шпагу носить запрещено, но приемы рукопашного боя ты должен показать свободно зарвавшимся наглецам.

Рыцари открывают все двери, начиная от машины и заканчивая дверными проемами. Рыцари подвигают стулья, носят сумки, выполняют тяжелую работу, не жалуются на жизнь и обеспечивают семью всем необходимым.

Рыцарь никогда не упрекнет женщину, что она плохо готовит, а, молча, умрет от пищевого отравления. Но, а если серьезно, то рыцарское поведение подразумевает галантное и уважительное отношение к женщине.

Ваше благородие госпожа удача, для кого ты добрая, а кому иначе…

Честь, благородство и рыцарское поведение мужчин не часто встретишь в 21 веке, но быть лучше, сильнее и честнее остальных – оно того стоит. Быть настоящим мужчиной . Это не может не остаться незамеченным и обязательно сыграет в твоей жизни роль и поможет добиться большего в погоне за успехом. Лучше всего закончить словами Конфуция: «Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать». Особую роль в обществе Конфуций отводит «благородным мужам» (цзюнь-цзы), которые должны воплотить в себе все лучшие качества человека и быть примером для подражания всем остальным. «Благородный муж» - это прежде всего правитель, совершенномудрый, носитель образца, тех норм и правил поведения, которые были установлены предками. Он обладает такими основными качествами, как человеколюбие (жэнь), образованность (вэнь), справедливость (и), добродетель (дэ), независимость в суждениях (хэ) и др. Главное свойство «благородного мужа» - человеколюбие (жэнь). Учитель сказал: «Если благородный муж утратил жэнь, то какое право имеет он носить столь высокое имя?». Что же такое «жэнь», как понимал Конфуций «человеколюбие», какой смысл вкладывал в этот термин? Прежде всего человеколюбие – то качество, которого достаточно, чтобы управлять людьми. Оно проявляется в «благодеянии», «милости» к людям, в «экономии» и «бережливости» по отношению к ним. «Сокращая расходы, любят людей», - говорит Конфуций. «Благодеяние» правителя выражается в том, что он дает народу возможность жить «естественной» жизнью, которая определяется волей Неба, сменой сезонов, времен года. Тем самым «человеколюбие» означает предоставление народу права на свободную жизнь в соответствии с природным ритмом, невмешательство правителя в этот процесс. Мудрость совершенного правителя проявляется в «недеянии», самоустранении, когда все процессы протекают «естественно», «сами собой».
В китайской традиции искусство государственного управления часто сравнивалось с искусством садовника. В одном из произведений IX века так описывается метод выращивания деревьев: «Все дело в том, - говорит садовник, - что я умею идти вслед дереву, туда, где в нем следует природа, небо, использовать его живую сущность, и это все. Корень его любит иметь простор, надо его ровно окутать, спокойно. Землю ему надо прежнюю дать. Во время посадки береги, как свое дитя. Когда посадил, не трогай его… И тогда все, что в дереве – небо, будет полностью сохранено, и природа его живая будет также обретена. Так я не врежу его росту – и это все. И нет у меня никакого умения делать его большим и цветущим. Я не насилую плод, - не злодействую с ним – и это все». Эта практика противопоставляется деятельности чиновников того времени, которые, по мнению автора, постоянно вмешиваются в жизнь крестьян, торопят пахать, сеять, заставляют ткать холст, отдают команды заботиться о детях и подростках, кормить кур и поросят.
Конфуций в качестве примера идеальных правителей приводит правителей древности Яо и Шуня, которые правили «в недеянии». «Учитель сказал: «Это не Шунь ли был, кто правил в недеянии? Чем же он занимался? С повернутым прямо на юг лицом он почитал себя и только!». «Благородный муж», идеальный правитель, занят, прежде всего, совершенствованием себя. Совершенствуя себя, обретая качества человеколюбия, справедливости и т.д., правитель обеспечивает благоденствие народа.
В целом ряде высказываний Конфуций дает довольно подробную характеристику «благородного мужа». «Благородный муж думает … о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». В высказываниях Конфуция «благородный муж» (цзюнь-цзы) часто противопоставляется «низкому человеку» (сяо жэнь), который заботится не о справедливости, а о выгоде. «Низкий человек» несдержан, заносчив, неспособен жить в согласии с другими людьми, то есть в этом образе сосредоточены все отрицательные качества человека. Тем самым Конфуций дает как бы двухполюсную модель человека, где положительные качества сосредоточены в «благородном муже» - цзюнь-цзы, а отрицательные – в «низком человеке» - сяо жэнь.
Термин «сяо жэнь» часто переводится как «маленький человек» и в ряде высказываний Конфуция он обозначает «простолюдина», того, кто думает о том, как бы получше устроиться, стремится к богатству и выгоде, забывая о «правилах поведения» и «справедливости». О «справедливости» и значении этого понятия в учении Конфуция было уже сказано. Справедливость предстает как следование судьбе, Пути. Поэтому «сяо жэнь», прежде всего, тот, кто не следует своему Пути, поскольку «не думает о справедливости». «Цзюнь-цзы» и «сяо жэнь» - это положительный и отрицательный полюсы, ориентиры китайской культуры. Не каждый мог стать «благородным мужем», но каждый мог приблизиться к нему по своим качествам, если встал на путь самосовершенствования, усвоения культуры (вэнь), навыков и правил поведения, ритуалов, установленных предками. «Без ритуала взгляда не бросай, без ритуала ничему не внемли, без ритуала слова не скажи, без ритуала ничего не делай», - говорит Конфуций, объясняя ученикам, что такое человечность (жэнь), важнейшее качество благородного мужа. «Быть человечным значит победить себя и возвратиться к ритуалу». Конфуций задал эталон поведения, «образец» которому каждый должен подражать, развивая в себе «искренность-преданность», «почтительность», «человеколюбие» и т.д. «Держать себя с почтительностью дома, благоговейно относиться к делу и честно поступать с другими. От этого нельзя отказываться, даже когда едешь к варварам», - говорит Конфуций.

Учение о "Благородном муже".

"Понятие благородного мужа ("цзюнь-цзы") упоминается в "Лунь юй" почти столь же часто, как и понятие человеколюбия ("жэнь"), - 107 раз. " 99 Гусейнов А.А. «Великие Моралисты"

Благородный муж

есть идеальная личность не в смысле ирреальности совершенной личности, а в смысле воплощенности идеала. Это личностный образец, являющийся работающим критерием оценки; он вполне соотносим с определенными живыми индивидами.

Образ благородного мужа идеален.

У Конфуция понятие благородного мужа имеет два смысла: принадлежность к аристократическим сословиям и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократическому сословию не гарантирует человеческого совершенства, ибо оно достигается в процессе упорной духовной работы. В то же время на человеческое совершенство могут претендовать не только привилегированные индивиды.

Учитель сказал: "В деле воспитания нельзя делать различий между людьми". Благородный муж является средоточием всех совершенств, персонификацией конфуцианских представлений о человеке. Он стремится познать дао, правильный путь, думает о том, чтобы быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках, не стыдится своих поступков: "Не зная воли [неба], нельзя стать благородным мужем" (20,3); "Благородный муж думает о морали". Основной практической средой, в которой благородный муж может наиболее полно развернуть свои качества, является сановная деятельность. Для Конфуция большая политика - всего лишь продолжение и завершение задаваемой ритуалом упорядоченности общественной жизни, наряду и до государственного управления существует управление, состоящее в том, чтобы проявлять сыновнюю почтительность и быть дружным с братьями

Сановная деятельность благородного мужа призвана гарантировать соответствие государственного управления этим первичным формам управления - ритуалу; через благородного мужа осуществляется синтез политики и этики. Насколько политике необходим благородный муж, настолько же благородному мужу нужна политика, ибо она предельно расширяет его возможности воздействия на состояние дел в обществе.

Итак, благородный муж - опора государства, строго следующие принципам "жень", "сяо" и "ли". Их обязанность - наставлять народ в добродетели путем примера, а если нужно, применяя силу. В иерархии человеческих существ "благородный муж" (Цзюнь цзы) стоит ниже "совершенномудрого" (шен), но так же, как и последний, способен воздействовать на других своим примером (дэ-добродетельно). Как носитель конфуцианских добродетелей, следующий Воле Неба, "благородный муж" помимо жень должен обладать "благопристойностью" (ли). Термин "ли" означает не только "благопристойность", но и "этикет", "этика", "этико-ритуальные нормы". В "Лунь юй" требование благопристойности определяется так: "не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли. " 44 Религиоведение. Учебное пособие под редакцией проф. Лобазова П.К. Харьков. Изд. «Одиссей» 2005.

Духовную основу всех качеств "благородного мужа" составляет учение о "великой морали" (да дэ), которая имеет "небесное происхождение" Небо в состоянии наградить человека совершенными качествами, которые и воплощены в "благородном муже".

"Благородный муж" обладает "5-ю добродетелями":

  • 1. Жень (человеколюбие) врожденное чувство человека, совокупность этических и социальных принципов: милосердия, сдержанности, скромности, доброты, сострадания, любви к людям, альтруизма и т.д.
  • 2. И (долг) - определенное моральное обязательство.
  • 3. Ли (нормы поведения) - включает в себя такие понятия, как "церемонии", "благопристойность", "правила этикета", "обряды".
  • 4. Чжи (знание) - сводится к изучению древних книг и заимствования опыта предков. Новое оценивалось только с позиции старого опыта.
  • 5. Синь (верность) - покорность и искренность по отношению к начальнику, правителю.

Все это базировалось на принципе сяо - сыновнего благочестия, т.е. любви сына к отцу" 55 11. История религий. И.А. Козловский. Изд. «Норд-Пресс" Донецк - 2004.

Жень (гуманность)

Совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми:

"Чего не желаешь себе, того не делай людям".

"Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла".

Сяо (сыновняя почтительность)

Совокупность норм поведения между "младшими и старшими":

"Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям", при этом государство трактуется как "большая семья", где император - это "отец", а чиновники - "старшие братья".

"Служи старшему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе".

Ли (этикет)

Нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением "жень", методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи и до государства): "Не знать этикет (ли) - значит не иметь возможности укрепться (в должном поведении)"

И (долг, справедливость)

Совокупность "должного", которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является "действием без цели";

ценность должного деяния в самом действии, а не в результате; основой долга является "жень".

Мин (знание судьбы или Воли Неба)

В мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача; поступать так и значит "знать мин". "Тот, кто не знает мин, не может быть благородным человеком".

Итак, "Благородный муж ко всему подходит в соответствии с долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в поступках правдив", - именно таков "Благородный муж" по мнению Конфуция.

В иерархии человеческих существ благородный муж стоит ниже совершенномудрого, но так же, как и совершенномудрый, он может воздействовать на маленьких людей, "как ветер на траву". Это положение стало основным пунктом расхождения взглядов Конфуция и представителей школы моистов, настаивающих на едином критерии нравственности для всех людей. " 22 История философии Харьков Изд. «Консум" 2002.

По Конфуцию, благородный муж "не должен уметь многое", как свидетельствовал Конфуций, и ремесла - не его занятие: он должен освоить то, что дано изначально, и поэтому, не овладев ничем в отдельности, "он может знать все".

О себе Конфуций отзывался критически. Он ни разу не назвал себя благородным мужем, считая это состояние не недостижимым пределом стремлений "благородного мужа три моральных принципа, но я не могу их осуществить. Обладая человеколюбием, он не печалится; будучи мудрым, он не сомневается; будучи смелым он не боится" 11 Адамчик, М.В. Восточная философия - Минск: Харвест, 2006. - 320 с.

Благородному мужу, в учении Конфуция противостоит низкий человек (сяо жэнь). Понятие "сяо жэнь" многозначно: это человек низкий по своим нравственным помыслам, темный по умственному развитию, возможно также, простолюдин по социальному положению (во всяком случае несомненно, что не всякий простолюдин обречен остаться сяо жэнь). Словом, он во всем является антиподом благородного мужа. Это своего рода анти идеал; то, от чего человек должен уходить. Термин "сяо жэнь" употребляется в "Лунь юе" 24 раза, из них 20 раз в значении человека, лишенного добродетели .

Если взять основные признаки низкого человека, то они состоят в том, что он смотрит вниз, думает о том, как бы получше устроиться, извлечь выгоду, не умеет переносить трудности, нужду, не имеет в себе человеческого терпения и "предъявляет требования к людям" (15, 20), склонен к раздорам, даже "может заняться разбоем" (17, 22).

Словом, в поведении низкого человека природная детерминация довлеет над этической. Это человек грубый, неотесанный, своевольный не просто по внешнему виду и манерам, но еще и в том глубоком смысле, что для него ритуал, представления о человеческом приличии и достоинстве не стали определяющими мотивами поведения.

Торчинов подчеркивает: "в отношении человеческой судьбы нет космического или антропологического предопределения. Подобно тому как благородный муж выделывает сам себя в упорных трудах, так и низкий человек является результатом нерадения индивидов о самих себе.

Человек но своим изначальным возможностям открыт как добру, так и злу. Сяо жэнь есть актуализация возможности зла. Причина этого, согласно Конфуцию, заключается в том, что низкий человек тянет на себя, к своей выгоде; он не умеет правильно построить свои отношения с другими людьми, ему чужда идея взаимности. Низкие, как говорит Конфуций, "следуют [за другими людьми], но не живут с ними в согласии" (13, 23).

Благородный муж - редко доступная вершина нравственного развития личности, связанная с деятельностью государя и его советников. В человеческой повседневности жэнь (человеколюбие) приобретает форму сыновней почтительности, а в государственно-управленческой деятельности - благородного мужа. Человек может стать благородным мужем не раньше, чем сам станет отцом. Оба этих объяснения вполне совмещаются, если учесть, что сановная деятельность была уделом отцов - людей в возрасте, опытных, зрелых. " 77 Е.А. Торчинов. «Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного». Санкт-Петербург. Изд. «Петербургское Востоковедение» 2005 г.

Хочу предупредить вас,что эта история не моя,но она меня затронула.Надеюсь она вам понравится,то же.

Хочу рассказать историю, произошедшую в метро на Замоскворецкой линии. Этот человек не совершил героического поступка, и никого не спас, но думаю, он достоин называться Человеком с большой буквы.

Итак, примерно в 16:20 я зашла в вагон на станции Театральной, движущийся по направлению из центра. На ближайшем ко мне сиденье сидел ничем не примечательный молодой человек в серо-коричневой вельветовой куртке и с черным портфелем Adidas. Он сразу же уступил мне место, что уже удивительно, так как я не подхожу ни под одну из категорий граждан, коим принято уступать места в транспорте.

Когда поезд подъезжал к следующей станции, напротив меня освободилось еще одно место, и мужчина пересел туда. И почти тут же снова встал - на Новокузнецкой в вагон вошла пожилая женщина. Дальше – больше. Как только в вагоне освобождалось место, он пересаживался туда, не давая возможности здоровым мужикам его занимать, и уступая его тем, кому это действительно необходимо. Мне нужно было ехать до Красногвардейской, и таким образом, я имела возможность наблюдать за необычным поведением молодого человека довольно долго. За время, в которое состав проехал 11 станций, этот мужчина около 8-9 раз садился и снова вставал, усаживая на свое место то бабульку, то маму с ребенком, то просто обычную девушку.

Пассажиры переглядывались и улыбались. Как же редко в наше время можно встретить таких неравнодушных людей, для которых благородство и искренняя доброта к ближнему – не пустые слова, а неотъемлемые свойства личности. Этот парень словно бы подарил каждому пассажиру в вагоне кусочек своей душевной теплоты, просто так, ничего не требуя взамен. Такие люди действительно достойны называться настоящими Мужчинами, людьми с большой буквы.

На фотографии этот парень – рядом с девушкой в синем пальто.

Если Вам приснился мужчина, значит, Вам предстоит какое-то удовольствие. Если Вы видите во сне незнакомого мужчину, это предвещает совершение какой-то авантюры. Видеть во сне себя мужчиной означает попасть в какую-то пикантную ситуацию с далеко идущими последствиями.

Если увиденный во сне мужчина находится в тюрьме, то это сулит Вам осуществление давно вынашиваемых Вами планов.

Видеть во сне мужчину-актера – к предстоящей ссоре с друзьями либо потеря кого-то из близких Вам людей. Возможны обиды, слезы и горе. Досада, хлопоты.

Если мужчина, которого Вы увидели во сне, был акушером, это означает скорую болезнь.

Видеть мужчину своей мечты во сне и радоваться общению с ним означает, что придется много плакать и переживать по пустякам.

Если во сне мужчина небольшого роста пытается завязать ссору или драку с человеком, превосходящим его по силе, это означает, что Вы размениваетесь по пустякам. Также сон сулит неожиданное знакомство, благодаря которому в Вашей жизни появится много радостей.

Между прочим, различные исторические источники приводят многочисленные примеры снов, которые предсказывали события, действительно произошедшие позднее. Такие факты приводит в своих «Сравнительных жизнеописаниях» древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок. 45 – ок. 127), о вещих снах повествует римский историк и писатель Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок. 140) и многие другие древние авторы.

Об одном провидческом сне, который предсказывал несчастье, сохранился рассказ Плутарха из его знаменитых «Жизнеописаний». Как-то раз ночью накануне убийства римского диктатора и полководца Гая Юлия Цезаря, его жена Кальпурния проснулась в рыданиях: ей приснилось, как будто она держит в объятиях убитого мужа. Ее переживания были так убедительны, что Юлий Цезарь намеревался отменить заседание сената, намеченное на этот день. Если бы он придал значение этому предупреждению свыше, данному его жене, то остался бы жив (в сенате ему нанесли двадцать три ножевых раны, в чем приняли участие все сенаторы) и последующая история Римской империи сложилась бы иначе.

Толкование снов из