Будьте всегда в настроении. Ева Черная и Ева Белая

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Крис Костнер Сайзмор
Chris Costner Sizemore

Сайзмор в 1983 году
Род деятельности:
Место рождения:

Эджфилд , Южная Каролина , США

Гражданство:

США США

Дети:

Биография

Уже в зрелом возрасте женщине пришлось обратиться в психиатрическую клинику - одно из её эго-состояний попыталось убить её дочь Тэффи . Первое подозрение пало на шизофрению , но в дальнейшем психиатр Корбетт Зигпен диагностировал у неё диссоциативное расстройство идентичности . В теле Сайзмор сосуществовало более 20 эго-состояний разного возраста и характера . Доктора вначале предложили шоковую терапию , от чего Сайзмор отказалась, и лечение проходило более щадящими методами .

В 1957 году лечащие психиатры Х. Клекли и Зигпен опубликовали о Сайзмор книгу «Три лица Евы», используя псевдоним «Ева Уайт» и не раскрывая подлинное имя пациентки. В том же году книга была экранизирована; Сайзмор получила за продажу прав на свою историю киностудии гонорар в размере 5000 долларов . Исполнительница роли Евы Джоан Вудворд была удостоена премии «Оскар» за лучшую женскую роль . В следующем году Сайзмор под псевдонимом Эвелин Ланкастер опубликовала в соавторстве с Джеймсом Полингом книгу «Незнакомцы в моём теле: последнее лицо Евы» (англ. ). В 1977 году Сайзмор совместно с Элен Патилло написала автобиографию «Я Ева» (англ. I"m Eve ). Книга была опубликована под её настоящим именем . После обнародования истинной личности «Евы» Сайзмор стала читать лекции, принимать участие в различных конференциях, посвящённых диссоциативному расстройству идентичности, выступать на телевидении . Также она увлеклась рисованием, начала продавать собственные картины . К 1980-м годам она была признана полностью излечившейся .

Многие материалы о жизни Сайзмор, в том числе её письма, дневники, документы, фотографии и видеозаписи хранятся в библиотеке Университета Дьюка . Большинство из них так или иначе связаны с её борьбой против психического расстройства . Записи Сайзмор показывают, что она состояла в активной переписке с психиатрами, самолично готовила материалы для книги о себе, вела дневники для их последующей публикации и собирала всю информацию о выходе книг и фильма, делала соответствующие вырезки из газет .

Библиография

  • Strangers in My Body: The Final Face of Eve (1958)
  • I’m Eve (1977)
  • A mind of my own (1989)

См. также

Напишите отзыв о статье "Сайзмор, Крис Костнер"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сайзмор, Крис Костнер

Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.
– Народу то! Эка народу!.. И на пушках то навалили! Смотри: меха… – говорили они. – Вишь, стервецы, награбили… Вон у того то сзади, на телеге… Ведь это – с иконы, ей богу!.. Это немцы, должно быть. И наш мужик, ей богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь, навьючился то, насилу идет! Вот те на, дрожки – и те захватили!.. Вишь, уселся на сундуках то. Батюшки!.. Подрались!..
– Так его по морде то, по морде! Этак до вечера не дождешься. Гляди, глядите… а это, верно, самого Наполеона. Видишь, лошади то какие! в вензелях с короной. Это дом складной. Уронил мешок, не видит. Опять подрались… Женщина с ребеночком, и недурна. Да, как же, так тебя и пропустят… Смотри, и конца нет. Девки русские, ей богу, девки! В колясках ведь как покойно уселись!
Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.

В 1840 году французский врач Антуан Деспин опубликовал монографию, в которой описывался уникальный случай юной Эстель. Одиннадцатилетняя девочка страдала от сильных болей и судорог. Одна часть ее тела была парализована, а другая имела гиперчувствительность. Ежедневно Эстель впадала в транс, во время которого в нее якобы вселялся ангел. В этом состоянии она могла свободно бегать и плавать. Ангел ел пищу, от которой девочка отказывалась, и просил окружающих выполнять капризы Эстель.

Монография Антуана Деспина считается первым профессиональным описанием случая раздвоения личности .

Кристин Бошан

Настоящее имя — Клара Нортон Фаулер.
Случай описан американским врачом Мортоном Принсом в книге «Диссоциация личности: биографическое исследование патологической психологии» (1905 г.).

Кристин Бошан была угрюмой, болезненной и лечилась у Принса от нервного расстройства. На одном из сеансов гипноза неожиданно появилась жизнерадостная и беззаботная Салли. Субличность стала возникать, когда Бошан уставала, и старалась всячески ей досадить. Она портила вещи, отправляла на свой адрес посылки с пауками и змеями, увозила далеко из дома и бросала в пустынном месте без гроша в кармане. Сперва Принс думал, что Салли – это детский опыт, не интегрированный во взрослую личность. Но при дальнейшем наблюдении и появлении третий личности он пришел к выводу, что Кристин Бошан сама является субличностью .

Материалы Мортона Принса анализируются психологами, психиатрами и психотерапевтами. Диагноз, поставленный Принсом, — неврастения, истерия и множественная личность — в целом, не вызывает возражения у коллег .

Ева

Настоящее имя — Крис Костнер Сайзмор (4 апреля 1927 г. - 24 июля 2016 г.).
Случай описан психиатрами Типгеном и Клекли в «Журнале патологической и социальной психологии» (1954 г.) и романе «Три лица Евы» (1957 г.). Книга имела огромный успех и была экранизирована .

Крис обратилась к врачам с жалобой на мигрень и провалы в памяти. Обследовав пациентку, психиатры обнаружили в ней две личности: Еву Уйат и Еву Блэк. Первая была мягкой и уступчивой женщиной, несчастной в браке. Вторая не признавала своего замужества и любила покутить. Блэк спускала деньги на платья и рестораны, а Уайт страдала от похмелья и выслушивала упреки мужа.

Позже возникла третья личность - зрелая и рассудительная Джейн. Она развелась с Джином Роджерсом, вышла замуж за Дона Сайзмора и оформила опеку над дочерью Евы Уайт. Несмотря на то, что ее тело родило этого ребенка, она считала себя приемной матерью.

Тигпен и Клекли полагали, что фрагментация личности позволяла справиться травматическими переживаниями. Будучи ребенком, Крис стала свидетельницей того, как из заболоченного рва доставали утопленника. А позже пережила шок при виде пилорамщика, разрубленного в результате несчастного случая.

Многие специалисты сомневались в подлинности случая Крис Сайзмор. Однако психиатры представили обширную доказательную базу, основанную на результатах психометрических тестов, энцефалограмм и опросе родственников. Независимый эксперт доктор Леопольд Винтер, обследовав пациентку, также подтвердил ее диагноз.

В 1958 году Сайзмор под псевдонимом Эвелин Ланкастер выпустила книгу «Незнакомцы в моём теле: последнее лицо Евы», а в 1977 году открыла свое имя в автобиографии «Я — Ева». Крис отмечала, что книга Тигпена и Клекли полна искажений, и утверждала, что в ней жило не 3, а 21 личность. После обнародования реального имени она рисовала картины и выступала с лекциями о расстройстве множественной личности.

В третьей автобиографии (1989 г.) Сайзмор писала, что полностью излечилась .

Крис Костнер Сайзмор скончалась от сердечного приступа в возрасте 89 лет.

Сивилла

Настоящее имя — Ширли Ардель Мейсон (25 января 1923 г. — 26 февраля 1998 г.).
Сивилла была студенткой педагогического колледжа. Из-за нервной нестабильности руководство колледжа отчислило ее, заявив, что она может восстановиться только после посещения психиатра.

Вернувшись домой, девушка стала учителем начальных классов. Поскольку в военное время была нехватка педагогических кадров, то ее взяли на работу без диплома. В это же время она обратилась к психиатру Корнелии Уилбур с жалобой на тревожность, провалы памяти и дистрофию. При росте 162 см. ее вес составлял 36 кг.

Лечение длилось два месяца и было прервано тем, что Сивилла заболела пневмонией. Однако этого хватило, чтобы на время обрести душевное равновесие и продолжить обучение.

После окончания колледжа и смерти матери она едет в Нью-Йорк, планируя получить степень магистра в Колумбийском университете и продолжить психотерапию. На этот раз лечение длилось 11 лет и привело к полному выздоровлению.

Уилбур установила, что деперсонализация началась в трехлетнем возрасте. Первыми субличностями были Пегги и Викки. По линии Викки произошли Марсия, Мэри, Ванесса и Сивилла-Энн. Пегги дала начало Пегги-Эн, Пегги-Лу, Сиду и Майку. Всего в разуме девушки насчитывалось 16 субличностей. Они помнили ужасы детства, о которых Сивилла старалась позабыть, и делали то, что она себе не разрешала .

Родителям Сивиллы было по 40 лет, когда она родилась. Отец, строитель-подрядчик, часто бывал в разъездах. Воспитанием девочки занималась мать-шизофреник. По словам субличностей она запирала Сивиллу в кладовке, ставила болезненные клизмы и устраивала лесбийские оргии. Уилбур верила этим рассказам, хотя проверить их не представлялось возможным. Психиатр установила контакт с каждой субличностью и интегрировала их в единое целое .

В отличие от истории Евы, случай Сивиллы вызывает вопросы относительно достоверности. Ранее пациентка лечилась у Герберта Шпигеля, знаменитого американского психиатра и гипнотерапевта. Он описывал свою подопечную как легковнушаемую и приглашал на демонстрацию гипноза в Колумбийский университет. Шпигель не исключал, что Уилбур внушила пациентке веру в дополнительные личности .

Не нашла поддержки Уилбур и у остальных членов профессионального сообщества. Коллеги осуждали ее за нарушение профессиональной дистанции по отношению к пациентке: они дружили, вместе жили и путешествовали. Научные журналы отказывались печатать о случае Сивиллы. Американская академия психоанализа «забыла» опубликовать ее выступление на ежегодном собрании. Таким образом, история Ширли Мейсон оказалась за рамками научных изданий .

В 1973 году журналистка Флора Шрайбер написала о жизни Сивиллы роман, который был экранизирован в 1976 и 2007 годах.

Билли Миллиган

Полное имя — Уильям Стэнли Миллиган (14 февраля 1955 г. — 12 декабря 2014 г.).
Билли Миллиган – пациент с расстройством множественной личности. Был обвинен в серии краж и изнасиловании и оправдан по причине психического расстройства. Его диагноз подтвержден психиатром Джорджом Хардингом и психологом Дороти Тёрнер.

Литература

e09844b0b0c78af79d56425b8599da63

Siouxsie and the Banshees brought me here. This A Mind of My Own (1989), her earlier Strangers In My Body The Three Faces of Eve

Just who exactly are the "22 faces" of Eve?

(view spoiler) [I"m Eve

1. Our Heroine : Experiences her first dissociative states at age two; disappea Siouxsie and the Banshees brought me here. This book brought me to Chris Costner Sizemore"s later A Mind of My Own (1989), her earlier Strangers In My Body (1958) and Thigpen and Cleckley"s famous The Three Faces of Eve (1957). Together, they led me to an enduring puzzle:

Just who exactly are the "22 faces" of Eve?

I can"t for the life of me work it out.

(view spoiler) [I"m Eve provides us with the following possibilities:

1. Our Heroine : Experiences her first dissociative states at age two; disappears for good somewhere between the ages of six and ten; returns to herself decades later with a great many second-hand memories, two grown children and a lot of explaining to do.

2. The Red Haired Girl : The very first alter; "the other little girl". Chris perceives her as an imaginary playmate, doing all the things that she is afraid to do or forbidden to do or - as the fantasy gallops on unchecked - too nice to do. The first of the bad-girl alters.

3. The Freckle Girl : I think Chris"s first permanent replacement - there are a number of other alters between the Red Haired Girl and the Freckle Girl, but the text lets them go unnamed, and the first-person annotations by present-day Chris are mostly absent - and thus the first proper good-girl alter. She is the predominant personality for the rest of Chris"s childhood and adolescence, and is responsible for both of her early marriages. It is the Freckle Girl who conceives and gives birth to Taffy, Sizemore"s daughter.

4. The Big-Eyed Girl : The attention-seeking bad-girl to the Freckle Girl"s good-girl. Calm and unruffled in her villainy. Perpetrates many of the destructive actions attributed to Eve Black in The Three Faces of Eve and Strangers In My Body - or, at least, those the Red Haired Girl didn"t do.

5. The Singing Girl : Alternates with the Freckle Girl and the Big-Eyed Girl: they"re actively good and bad, but she"s simply indifferent (something which gets the Freckle Girl into trouble nearly as often as the Big-Eyed Girl"s exploits). Named, naturally, for her singing, which she does all the time - usually when she"s supposed to be doing something else.

6. The Lying Girl : Another good-girl alter, so named because she "lies" constantly about her innocence after she has plainly just done whatever it is she"s being accused of. Our Heroine, looking back, is unsure whether she is a real alter or whether she"s still the Freckle Girl; the fact that the Freckle Girl shows up later in the narrative is a strong hint that it was, perhaps, her all along.

7. The Blind Girl : Alternates with the Lying Girl: named for her spells of pseudoblindness. Again, Our Heroine is unsure whether she"s a separate alter or just the Big-Eyed Girl; again, the Big-Eyed Girl shows up later in the book as though nothing has happened.

8. The Little Poet : Alternates with the Freckle Girl and the Big-Eyed Girl later in the sequence. Named for her twee but heartfelt poetry, written on such diverse topics as existential loneliness, the rightness of the US cause in WWII, the general loveliness of her parents, and how much she loves handsome local boy Johnny Lake.

9. Chris White , also known as Eve White;
10. Chris Costner , also known as Eve Black;
11. Jane ; also known as Jane Lancaster:

The three famous Faces of Eve, whose exploits are recorded - with some narrative liberties - by Drs. Thigpen and Cleckley. They"re the archetypal good-girl/bad-girl/apathetic-girl trio grown up: the wife/mother image (Eve White); the party girl (Eve Black); the intellectual (Jane). They do not live happily ever after.

12. The Blind Lady : An Eve White wife/mother type alter, and the first to arise after Chris"s therapy with Thigpen: named, again, for her spells of pseudoblindness. Appears during the tenure of the increasingly unstable Jane after her "resolution" at the end of The Three Faces of Eve , and ultimately usurps her. She and ghostwriter Jim Poling write Strangers In My Body in 1958, using the pseudonym "Evelyn Lancaster" ("Eve" is, in the original texts, supposedly short for Evelyn; I suppose to make it less patriarchical and weird).

13. The Bell Lady : The Blind Lady"s rather more confident replacement: "very mature and motherly[;] generous and civic-minded." The first of the alters to collect a signature item - in this case, bells; she loves the sound of bells. Conceives and carries - this latter with some delighted interludes from the Blind Lady - Chris"s son Bobby. Artistic and interested in politics. One of the longest-lived alters.

14. The Virgin : A rather comical figure created when Our Heroine"s marriage is going through a bad patch: has no memory of her husband Don at all, and - like the earlier Jane - no memory of ever having had sex. Considers herself much older than her actual bodily years, and sprays her hair white with an aerosol to bolster this illusion.

15. The Card Girl : Collects playing cards - perhaps to use in fortune-telling, in which she fervently believes. Completely depressed, she works hard at Chris"s dressmaking business, but has a habit of shoplifting "cheap, inconsequential items that her fancy" from other businesses. Lives by her horoscopes. Not one of Our Heroine"s favourites.

16. The Turtle Lady : Fascinated with turtles; collects turtle reproductions. A fantasist living in a make-believe world of her own, Chris"s daughter Taffy "often her posturing and murmuring endearingly before a wall, while caressing and bestowing impassioned kisses on its smooth, blank surface." Her constant masturbation is a source of shame and horror to the other alters she coexists with, and to Our Heroine to this day (well, the time of publication, at any rate).

17. The Banana Split Girl : The first childlike alter, born after the death of Chris"s mother; she seems to be about five years old. Eats only banana splits (according to Strangers In My Body , also a favourite food of Eve Black"s), in such quantities that the next alter "out" often feels the urge to be immediately sick.

18. The Purple Lady : A wife/mother image; she believes herself to be 58, her mother"s age at the time of her death, and is painfully modest. Her favourite colour is purple; she decorates her room in it, and wears it wherever she goes. Contributes to the research for I"m Eve with her cousin Elen Portillo, before an unusually dramatic departure.

19. The Strawberry Girl : The second childlike alter (although she believes herself to be 26, she frequently regresses into much earlier, more embarrassing states). Goes barefoot, and eats nothing but strawberries. Persecutes the Purple Lady in a manner reminiscent of Eve Black"s tormenting of Eve White, and, like her predecessor, drives the Purple Lady back into therapy - this time with the level-headed Dr. Tsitos, who refuses to encourage her illness at all. Has perhaps the most amusing departure scene of all the alters.

20. The Retrace Lady : The intellectual alter of the final trio. Spends some time quietly assessing the situation before she makes herself known. Believes that if she never retraces her steps, figuratively or literally, she won"t make any mistakes and end up dead and gone like all her predecessors - a philosophy which entails, sometimes, travelling for miles upon tiresome miles on winding country roads to prevent herself from returning home by the same route. Also contributes to the research for I"m Eve .

21. Andréa de Cosná : The last gasp of Chris"s increasingly unsatisfying defence mechanism, generated after she has "returned" as herself. Helpless and completely mute. Neither Dr. Tsitos nor Chris take her very seriously as an alter - he considers her a "fragmentation" rather than a "full-blown manifestation", and refuses to let Chris dwell on her - perhaps because Chris is, with one or two exceptions, always aware of what Andréa is doing. She exists only for a few weeks, and has the second most amusing departure scene of all the alters.

A Mind of My Own provides us with a different set of options. It preserves most of the original list, with one or two omissions, and adds at least four more names to the roster:

1. Our Heroine ;

2. The Red-Headed Girl ;

3. The Good Little Girl : Mentioned only once. All we know is that she was "out" when Chris was baptised, presumably at some point in early childhood.

4. The Run-Away Girl ;
5. The Hiding Girl ;
6. The Innocent Girl :

Mentioned only once, and all together: Chris"s three alters when living at the Strother place, the favourite of her many childhood homes. They probably all coexist with the core Christine at one point or another, and some of their antics - if not their names and the specifics of their comings and goings - are recorded in I"m Eve .

7. The Singing Girl ;

8. The Big-Eyed Girl ;

9. The Poet ;

10. The Liar - But not the Blind Girl, which raises all sorts of questions.

11. The Freckle Girl ;

15. The Blind Lady ;

16. Evelyn Lancaster - Mentioned just once in the same breath as the Blind Lady - but definitely as a separate alter. I charitably assume this is a proofing error and not a retcon.

17. The Bell Lady ;

18. The Card Girl ;

19. The Turtle Lady ;

20. The Banana Split Girl ;

21. The Purple Lady ;

22. The Strawberry Girl ;

23. The Retrace Lady ;

24. Andréa de Cosná .

Note the absence from the previous list of The Virgin and The Blind Girl .

Considerations :

I"m Eve makes a point of noting that there are nine child personalities before the Eves and that the Blind Lady is the thirteenth (p. 356).

Our Heroine herself is probably one of the 22. In A Mind of My Own she writes that researching her past with Elen Portillo (p.103) - before the appearance of the Andréa de Cosná personality - is more like researching a biography of 22 different women than an autobiography (p. 67), and in her poem "The Black Tambourine" she describes herself as "a murderess [...] twenty-one strong" (p. 120).

For these same reasons, Andréa de Cosná is probably not one of the 22. Poor Andréa.

The Blind Girl and the Lying Girl might not exist as separate entities:

The lying girl and the blind girl! There was always one who lied. But she didn"t lie really, she just got the blame for the singing girl"s actions, which she didn"t remember. But this one is so ugly and rejected, and nobody liked her. She didn"t even like herself! Her face is covered with freckles. She looks like the freckle girl, but she is bigger, older. She"s even religious and cringing like the freckle girl. Could they be the same one - just grown older? Or maybe she is someone else coming to do the same things. But the blind girl is almost pretty, and she has no freckles! Her skin is white and clear and the eyes are beautiful, so big and blue. She looks a little like the big-eyed girl! Could they be the same, too? But if so, where did the freckles go? But she does stretch her eyes the same way.

Answers on a postcard, anyone with access to the Chris Sizemore papers at Duke!

Крис Костнер Сайзмор (англ. Chris Costner Sizemore; 4 апреля 1927, Эджфилд, Южная Каролина, США - 24 июля 2016) - американка, у которой в 1950-х годах было диагностировано очень редкое психическое расстройство, известное как диссоциативное расстройство идентичности. На основе её случая была написана книга «Три лица Евы» и снят одноимённый фильм.

Биография

Крис Сайзмор родилась в Южной Каролине. По её словам, первые симптомы расстройства проявились у неё ещё в 2 года, однако лишь в школьном возрасте она осознала, что с ней происходит нечто странное. Окружающие не верили ей и смеялись над её рассказами о «других девочках», живущих в её теле. Позднее родители всё-таки показали её доктору из-за странных провалов в памяти. Он диагностировал у девочки «необычную форму амнезии».

Уже в зрелом возрасте женщине пришлось обратиться в психиатрическую клинику - одно из её эго-состояний попыталось убить её дочь Тэффи. Первое подозрение пало на шизофрению, но в дальнейшем психиатр Корбетт Зигпен диагностировал у неё диссоциативное расстройство идентичности. В теле Сайзмор сосуществовало более 20 эго-состояний разного возраста и характера. Доктора вначале предложили шоковую терапию, от чего Сайзмор отказалась, и лечение проходило более щадящими методами.

В 1957 году лечащие психиатры Х. Клекли и Зигпен опубликовали о Сайзмор книгу «Три лица Евы», используя псевдоним «Ева Уайт» и не раскрывая подлинное имя пациентки. В том же году книга была экранизирована; Сайзмор получила за продажу прав на свою историю киностудии гонорар в размере 5000 долларов. Исполнительница роли Евы Джоан Вудворд была удостоена премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В следующем году Сайзмор под псевдонимом Эвелин Ланкастер опубликовала в соавторстве с Джеймсом Полингом книгу «Незнакомцы в моём теле: последнее лицо Евы» (англ. Strangers in My Body: The Final Face of Eve). В 1977 году Сайзмор совместно с Элен Патилло написала автобиографию «Я Ева» (англ. I"m Eve). Книга была опубликована под её настоящим именем. После обнародования истинной личности «Евы» Сайзмор стала читать лекции, принимать участие в различных конференциях, посвящённых диссоциативному расстройству идентичности, выступать на телевидении. Также она увлеклась рисованием, начала продавать собственные картины. К 1980-м годам она была признана полностью излечившейся.

Многие материалы о жизни Сайзмор, в том числе её письма, дневники, документы, фотографии и видеозаписи хранятся в библиотеке Университета Дьюка. Большинство из них так или иначе связаны с её борьбой против психического расстройства. Записи Сайзмор показывают, что она состояла в активной переписке с психиатрами, самолично готовила материалы для книги о себе, вела дневники для их последующей публикации и собирала всю информацию о выходе книг и фильма, делала соответствующие вырезки из газет.

Библиография

  • Strangers in My Body: The Final Face of Eve (1958)
  • I’m Eve (1977)
  • A mind of my own (1989)

Крис Костнер Сайзмор - американка, у которой в 1950-х годах было диагностировано очень редкое психическое расстройство, известное как . На основе её случая была написана книга «Три лица Евы» и снят одноимённый фильм .

Биография

Уже в зрелом возрасте женщине пришлось обратиться в психиатрическую клинику - одно из её эго-состояний попыталось убить её дочь Тэффи. Первое подозрение пало на шизофрению , но в дальнейшем психиатр Корбетт Зигпен диагностировал у неё диссоциативное расстройство идентичности . В теле Сайзмор сосуществовало более 20 эго-состояний разного возраста и характера. Доктора вначале предложили шоковую терапию , от чего Сайзмор отказалась, и лечение проходило более щадящими методами.

В 1957 году лечащие психиатры и Зигпен опубликовали о Сайзмор книгу «Три лица Евы», используя псевдоним «Ева Уайт» и не раскрывая подлинное имя пациентки. В том же году книга была экранизирована; Сайзмор получила за продажу прав на свою историю киностудии гонорар в размере 5000 долларов. Исполнительница роли Евы Джоан Вудворд была удостоена премии «Оскар» за лучшую женскую роль . В следующем году Сайзмор под псевдонимом Эвелин Ланкастер опубликовала в соавторстве с Джеймсом Полингом книгу «Незнакомцы в моём теле: последнее лицо Евы» (Strangers in My Body: The Final Face of Eve). В 1977 году Сайзмор совместно с Элен Патилло написала автобиографию «Я Ева» (I"m Eve). Книга была опубликована под её настоящим именем. После обнародования истинной личности «Евы» Сайзмор стала читать лекции, принимать участие в различных конференциях, посвящённых диссоциативному расстройству идентичности, выступать на телевидении. Также она увлеклась рисованием, начала продавать собственные картины. К 1980-м годам она была признана полностью излечившейся.