Чем психика отличается от сознания? Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики

Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

  • психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);
  • психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
  • психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

  • сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
  • моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
  • ассоциативные зоны (служат для переработки информации).

В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание - это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре- дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

. психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);

. психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

. психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

. сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);

. моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

. ассоциативные зоны (служат для переработки информации).

В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического - это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нём, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем, ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы - это не то, что первично осознаётся, а то, посредством чего нечто - предмет - осознаётся. Сознание первично не смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т. д., а смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания, как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение , смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания - это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Сама связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не «чистая», т. е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т. е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: всё психическое - это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты - это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; она реальный продукт эволюции; её развитие вносит реальные и всё более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе её как определяющее её положение раскрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: всё материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта - единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое, как явление сознания, замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется своим отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определённая в собственном своём содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя; тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее, эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества - американского и российского - всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям: А) Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское «cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую») говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познаётся. Это положение остаётся неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для неё прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым. Б) Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое - это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Р. Декарта, так и для Дж. Локка - при всём различии в остальном их философских взглядов, как для В. Вундта, так и для современных гештальт-психологов. В) В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция. А) Сознание - это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от сознания, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нём отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание - это единство переживания и знания. Б) Психическое переживание - непосредственная данность, но познаётся и осознаётся оно опосредованно через своё отношение к объекту. Психический факт - единство непосредственного и опосредованного. В) Психическое несводимо к одному лишь «явлению сознания», к его отражению в себе самом. Сознание человека - не замкнутый внутренний мир. В своём собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т. е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание - это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через своё отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом - это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой - по существу своему общественной - деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение - рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта.

Чисто теоретическое сознание - абстракция; свою реальную основу эта абстракция получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности деятельности теоретической впервые выделяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное с специфической установкой субъекта на познание. Теоретическое отношение - отношение производное; первичным и определяющим является, как правило, отношение практическое, которое в конечном счёте охватывает и пронизывает теоретическую деятельность сознания. Это сказывается во всём строении сознания. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание и отвержение, утверждение и отрицание, стремление и отвержение и т. д. Сознание человека - это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни - реальными жизненными отношениями, в которые включён человек, его делами и поступками.

Сознание выражает бытие индивида. Каждый же индивид, и человек в том числе, связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и каждого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно-значимому, оно включает и общественно-значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно-значимым, не перестаёт от этого оставаться общественно-значимым.

Практическое сознание человека как общественного существа - это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно-значимое, переходя в личностно-значимое для человека, порождает в нём динамические тенденции долженствования, далеко выходящие за пределы динамических тенденций только личностных влечений. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения.

Лекция 6. Психика и сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, благодаря чему достигается познание и преоб­разование окружающего мира, в случае если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала бытия, в случае если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является трудней­шей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций при­держивались исследователи сознания, с ним неизбежно связы­вали так называемую рефлексивную способность, ᴛ.ᴇ. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основа­нием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без реф­лексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

Ощущение себя познающим субъектом;

Способность мысленно представлять существующую и вооб­ражаемую действительность;

Способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;

Способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны чело­века его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, ᴛ.ᴇ. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспо­минании, определœенном течении мыслей, отвлекается от несуще­ственного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует; Осознание чего-либо возможно только при его словес­но-понятийной означенности, наделœенности определœенным смыс­лом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не всœе и не слу­чайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, ᴛ.ᴇ. то, что присуще именно ими отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания - его способность к ком­муникации, ᴛ.ᴇ. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко вы­делялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сыознание для бытия), или экзистенциальное, - включает в себя:

Биодинамические свойства движений, опыт действий;

Чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные зада­чи, поскольку для эффективного поведения необходима актуали­зация нужного в данный момент образа и нужной программы дви­жений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для созна­ния) - включает в себя:

Значение;

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, инфор­мации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значе­ние того или иного предмета͵ явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформаций значений и смыслов (осмыс­ление значений и означение смыслов).

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня со­знания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и зна­ков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносит­ся со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотно­сится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всœех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда: возникают неожиданные, интеллектуально сложные пробле­мы, не имеющие очевидного решения; требуется преодолеть физическое или психологическое со­противление на пути движения мысли или телœесного органа; нужно осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход; человек оказывается в ситуации, содержащей потенциаль­ную угрозу для него в случае непринятия немедленных дей­ствий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практиче­ски непрерывно, в связи с этим сознание как высший уровень психи­ческой регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психо­логами, признает ограниченность любой модели сознания, в ко­торой не представлен его духовный слой: ʼʼВ своих ранних рабо­тах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в чело­веческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и реф­лексивный слоиʼʼ. Наличие духовного слоя для психологов в на­стоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушев­лять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. При этом в рамках материалистически ориентированной психологии отсут­ствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще чересчур мало опыта обсуждения проблем сознания на базе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий ʼʼвписатьʼʼ духовный слой в струк­туру сознания.

Лекция 6. Психика и сознание человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 6. Психика и сознание человека" 2017, 2018.

Психика человека — это системное качество, которое реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Психика не дается человеку от рождения и не развивается сама по себе, она формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми. Специфические человеческие качества формируются у человека только в процессе усвоения культуры предшествующих поколений.

Функции психики

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Они непросто взаимосвязаны между собой, а обуславливают друг друга. Так отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, которая получается в процессе отражения.

Функции отражения и регулирования обеспечивают выживание организма в существующем мире. Поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение нельзя сравнивать с зеркальным (механическим) отражением. Психическое отражение действительности всегда подвергает обработке поступающую информацию. Другими словами, психическое отражение является активным, так как связано с какой-то необходимостью и потребностями. Психическое отражение всегда субъективно, то есть принадлежит какому-либо субъекту. Психическое отражение действительности является преобразующим.

Формула психического отражения:

Таким образом, очевидно, что реальный мир не равен психическому отражению. В свою очередь, психическое отражение имеет ряд особенностей:

  1. Дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность (без искажений).
  2. Психический образ совершенствуется и углубляется в результате активной психической деятельности человека.
  3. Отражение обеспечивает выбор поведения и деятельности.
  4. Отражение носит индивидуальный характер, так как преломляется через индивидуальные особенности человека.
  5. Отражение носит опережающий характер.

Объективная реальность существует вокруг нас независимо от человека или другого живого существа. Но как только она отражается нашей психикой, так сразу превращается в субъективную реальность, так как отражается конкретным субъектом. Мы уже говорили, что отражение является правильным, но немеханическим.

Дело в nом что одну и ту же информацию люди воспринимают совершенно по-своему. Причем на ракурс (особенности) восприятия влияют психические процессы и способность к эмоциям. Классический вариант различий в восприятии в примере со стаканом воды, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон. В отражение вмешивается эмоциональная оценка, то есть отражение происходит через эмоции и чувства.

Другим примером субъективного восприятия может быть восприятие осенней природы: разные люди видят пейзаж в разных оттенках. Одни называют основным цветом зеленый, другие – желтый третьи – коричневый. Даже один и тот же человек может отражать одну и ту же картину мира по-разному, в зависимости от условий: состояние здоровья, общее настроение и т.д. Также погоду по-разному воспринимает человек при условии наличия или отсутствия теплой одежды.

Внешний мир можно воспринимать по-разному:

  • репродуктивно (как факт), основываясь только на ощущениях;
  • созидательно, включая процессы мышления и воображения (додумывая ситуации, наделяя окружающее воображаемыми деталями).

Иногда один из видов восприятия вытесняет другой, и в жизни можно столкнуться с людьми весьма «приземленными» (реалистами) или теми, кто живет практически в придуманном мире. В норме человек владеет обоими способами восприятия действительности, сочетая или чередуя их. Высшим уровнем психического отражение является сознание.

Сознание можно представить как совокупность чувственных и умственных образов, предстоящих во внутреннем опыте субъекта. Суть понятия «сознание» в сочетании слогов: «со-знание», что означает знание о самом себе, понимание себя.

Казалось бы, что может быть проще, чем понимание себя, но, по сути, это отражение внутренних образов. Человек отличается от животных тем, что он не просто живет инстинктами, он осознает себя как личность со всеми потребностями и желаниями. Мы не только испытываем боль, но и оцениваем высшие чувства, такие как любовь, дружба, патриотизм и мн. др.

Сознание любого индивида уникально. Оно обуславливается внешними факторами и внутренними составляющими. Другими словами, сознание не только отражает окружающее и собственные внутренние составляющие, но и отражает отражение окружающего другими субъектами.

Это сложное понятие можно проиллюстрировать примером: человек, находясь среди других людей, отражает:

  • окружающую действительность: природу, здания, погодные условия, время суток и т. д.;
  • других людей: их внешний вид, поведение, речь и т. д.;
  • самого себя, свои ощущения и состояние;
  • восприятие окружающими людьми пространства: что им нравится, как они реагируют на погоду и др.;
  • восприятие окружающими людьми самого человека: ощущение приветливости, негатива или пренебрежения по отношению к себе.

Все это проходит через сознание человека, обогащая его внутренний опыт, обрастая отношениями и оценочными суждениями. Это происходит благодаря взаимодействию высших психических функций (память, мышление, восприятие и т.д.), которые в общем-то и образуют сознание.