Что делать если получил двойку. Радуйтесь! Ваш ребенок получил двойку

Каждый родитель хочет видеть ребёнка успешным. В наше время чтобы добиться успеха, нужно получить не просто образование, но и непосредственно знания. Каждая мама хочет видеть успешного, умного, обаятельного и воспитанного сына или дочь. Что делать если ребёнок получил двойку? Рассмотрим в статье основные ошибки родителей.

Первая двойка

Фактически в каждой семье наступает момент, когда ребенок приносит первую двойку. Событие не из самых приятных. Первая двойка может быть как в 1 классе, так и в 11 классе. Как ведут себя родители в данном случае? Обычно родители выбирают один из трёх сценариев.

  1. Вселенская трагедия . Часто бывают слёзы и причитания. Для ребенка часто этот сценарий, вызывает большой стресс.
  2. Все бывает в этой жизни . Во втором сценарии родители с пониманием относятся к ребенку, не ругают. С любым может случиться.
  3. Учитель виноват . Часто родители винят во всех неудачах детей именно учителей. Конечно, бывает, что оценка была поставлена несправедливо, но в большинстве своем родители просто ищут на кого свалить вину. Нельзя ребенку говорить, что в чём-то виноват учитель. Дети быстро к этому привыкают, и будут также винить в своих неудачах учителей, друзей, а став постарше и родителей.

Двойка это одно из первых серьезных испытаний для ребенка. Нужно с ребенком провести серьёзную доверительную беседу. Объяснить, для чего нужно учиться, как ему это поможет в будущем. Не надо кричать, ребёнок может замкнуться в себе, могут возникнуть проблемы с самооценкой.

Основные настоящие причины двоек:

1. Непонимание материала, новой темы .

Ребенок мог себя плохо чувствовать или просто смотрел в окно и отвлёкся от новой темы урока. В этом случае нужно разобрать эту тему с ребенком, если в следующий раз будет что-либо непонятно ребенок обратиться к родителям за помощью и двойки можно будет избежать.

2. Лень .

Одна из самых распространенных причин. Нужно увлекать детей, чтобы лениться просто не было времени.

3. Плохое поведение .

Есть и такие двойки, которые ставят не за знания, а за поведение. Родителям в этом случае, нужно проводить серьезные беседы, иначе ситуация может выйти из под контроля.

4. Сложная программа .

Многие родители переоценивают детей. Отдают учиться в гимназии с усиленной программой, и ребёнок просто не справляется.

Ну что... первая двойка, действуем. Нужно понять ребёнка, поддержать. Поинтересоваться, за что поставлена такая оценка, спросить, как ребенок планирует её исправлять. Нужно направить ребенка на исправление оценки. Объяснить, зачем это нужно. Ведь двойка это оценка, подсказывающая область незнания, индикатор того, что с этой темой нужно позаниматься больше.

Удачи в сложной, но интересной игре под названием учёба.

Про готовность малышей к школе написано много, но мало где можно прочитать о том, что делать, если ребенок учится из рук вон плохо. Чаще всего эта проблема «всплывает» во втором классе, поскольку первоклашкам оценок не ставят. В первый школьный год родители, даже если видят, что не все дается их малышу легко и просто, списывают это на период адаптации, юный возраст, и считают, что со временем все пройдет. Но вот ребенок переходит во второй класс и, как гром среди ясного неба, появляются первые тройки и двойки.

С детства мы привыкли считать, что двоечники - это хулиганы и бездельники, чаще всего из неблагополучных семей. А между тем, проблемы с учебой могут возникнуть у вполне благополучного ребенка образованных и культурных родителей. В силу особенностей мышления - чаще у мальчиков, чем у девочек.

Учителя обычно просят родителей полностью младших школьников (да что греха таить, и старших тоже). Родители придерживаются на сей счет разных мнений, да и возможности у всех разные. Некоторые мамы или бабушки досконально вникают в учебу, контролируют каждую букву, выводимую в тетради, что чаще всего отражается и на отметках в дневнике. Другие родители не могут себе этого позволить, и их ребенок делает уроки самостоятельно, либо под наблюдением учителя , что почти одно и то же. Это вовсе не означает, что у него непременно будут проблемы с учебой - случается, что ребенок от природы ответственный и старательный.

Но бывает и так, что мама сидит неотлучно возле ребенка, а он все равно делает «глупые» ошибки в хорошо известных ему орфограммах, пропускает буквы и целые слоги, повторяет один слог дважды, залезает на поля, забывает ставить точки в конце предложений и между работами, путает схожие по написанию буквы, «зеркалит» их, и так далее.

Если ребенок столкнулся с подобными проблемами, не стоит падать духом. Прежде всего, ни в коем случае нельзя списывать проблемы в обучении на лень ребенка, непослушание и нежелание учиться. Ситуацию нужно решать комплексно.

  • Прежде всего, пообщайтесь с учительницей, спросите ее мнения и совета. Учителя видят множество детей и способны к более объективной оценке, чем родители.
  • Возможно, программа слишком сложна для вашего ребенка и ему лучше перейти в другой класс параллели, чтобы заниматься по .
  • Узнайте, как обстоят дела у одноклассников, поговорите с родителями. Возможно, учитель недостаточно профессиональный и не справляется с детьми. Если проблемы у всего класса - это серьезный повод подумать о смене педагога.
  • Купите пособия для отработки пройденного материала и позанимайтесь с ребенком дополнительно во время каникул. Программа в современных школах построена таким образом, что не все дети успевают отработать и закрепить пройденный материал, иногда им нужна дополнительная тренировка. Посоветуйтесь с учителем, какие именно темы стоит дополнительно потренировать.
  • Если все эти меры не дают результата и ребенок продолжает делать , не спешите ругать и журить его. В этом случае полезно проконсультироваться , и логопедом. Вполне возможно, вашему ребенку требуется специализированная помощь, которую школьный учитель оказать не в состоянии. Нейропсихологи владеют методиками развития памяти и внимания, улучшения межполушарных связей мозга. Логопед выявит дисграфию, дислексию или дизорфографию и подберет задания для решения конкретных проблем вашего ребенка. Невролог при необходимости может назначить медикаментозную коррекцию, которая поможет ребенку сосредоточиться и реализовать свои способности в учебе.
  • В некоторых случаях можно прибегнуть к услугам репетитора, опытного педагога начальных классов, особенно если родители не имеют возможности заниматься с ребенком самостоятельно. Однако следует иметь в виду, что занятия с репетитором увеличивают учебную нагрузку, но при этом могут оказаться вовсе бесполезными, если проблемы у ребенка логопедические или неврологические. Поэтому прежде, чем нанимать репетитора, стоит пройти диагностику у хороших специалистов.

И главный совет - не опускайте руки, не думайте, что со временем все само собой наладится. Чем младше ребенок, тем легче оказать ему помощь и провести необходимую коррекцию. В идеале проблему дефицита внимания желательно решать еще до школы, но если это не было сделано, то лучше откорректировать причины неуспеваемости в начальной школе, пока у ребенка не сформировалась стойкая самооценка «отстающего» и «троечника», а то и «двоечника», с которой он придет в среднюю школу.

С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала. Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»
  • Безразличие к учебе, лень. Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.
  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа. Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.
  • Двойки не за знания. Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.
  • Конфликт с учителем. Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.
  • Случайность. Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.
  • Сознательный отказ учиться. Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Помните о том, что делать ни в коем случае не нужно!

  1. Бить ребенка
  2. Унижать его морально, обзывая или обижаясь на него.
  3. Лишать его любимых вещей или ограничивать в чем-то (в питании, прогулках или родительском внимании).

Подобные методы не спасут ситуацию, а лишь усугубят ее. Ребенок может серьезно обозлиться и станет учиться еще хуже. К тому же, ваше чадо перестанет вам доверять, ухудшаться отношения и взаимопонимание. С пониманием и спокойствием относитесь к нежелательным отметкам, проявляя свою поддержку и любовь. Если же вы видите, что ребенок ленится, поговорите с ним более серьезно.

Как поступать в случае плохих отметок

  1. Старайтесь не ругать ребенка. Вспомните себя в его возрасте, когда страдания от несправедливости родителей делали больно вашему юному сердцу. Много причин могло повлиять на оценку вашего малыша. Учитывайте это и постарайтесь разобраться в ситуации.
  2. Хвалите малыша за успехи, за его таланты и способности в определенных сферах учебы и жизни. Если вы поощряете ребенка, ему легче будет подтягивать свои слабые стороны.
  3. Поговорите с ребенком. Дети многое понимают, просто часто не знают, как вести себя в данной ситуации. В откровенной беседе могут открыться причины плохой успеваемости вашего малыша. Ваша родительская задача - уметь слушать и слышать ребенка.

Относитесь к отметкам в школе более философски, вспоминая свое детство. По большому счету ребенок имеет право получить двойку. Ведь все мы совершаем ошибки, которые учат нас многому. Школьник, осознавая свои плохие оценки и причины, которые к ним привели, наработает свой личный опыт поражений, за которыми обязательно последуют победы.

Что делать родителям, если ребенок принес "двойку"

Склонив голову, жутко расстроенный ученик, не торопясь, шагает из школы домой.
Портфель с тяжелой «двойкой», жирно выведенной в дневнике, еле волочется за хозяином. Мысли о том, что дома попадет, разными картинками пестрят в голове. Как это страшно для ребенка! «Ладно, на прошлой неделе не сдержался, поведение подкачало – соседу по голове книгой дал, «двойку» заслуженно получил, – размышляет школьник. – А сегодня, – вел себя примерно, и руку поднимал, подумаешь, примеры неправильно решил. А ведь так хотелось порадовать родителей…»
Сколько детских слез пролито из-за плохих отметок. Что делать, если сын или дочка принесли в дневнике «двойку»? Как на это реагировать родителям: ругать, наказывать, лишать чего-то или выяснить, в чем причина? Об этом поговорим с психологом Натальей Леонидовной ПАРШИНОЙ, директором Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зюзино».

Оценки или отметки?
Начнем с того, что оценка и отметка – понятия разные. Оценка – это мнение, суждение, высказывание о качествах чего-нибудь. Отметка же – установленное условное обозначение степени знаний и результатов деятельности ученика, выставляемая преподавателем.
Результаты усилий ребенка всегда следует замечать и отмечать, позитивно подкрепляя их. Это делать необходимо, чтобы дети приобретали уверенность в своих силах, в себе, понимая: то, что не получается сегодня, получится завтра. Право ошибаться, умение брать ответственность за свои поступки нужны по жизни. Они помогут ребенку в будущем достигать желаемых целей. К тому же, если мы не научим ребенка оценивать свои поступки, тогда он просто не узнает, что такое хорошо, а что – плохо, что в какой степени допустимо и что – нет.
Грузинский педагог, психолог Ш.А. Амонашвили предложил альтернативный существующему в традиционной школе подход к оцениванию. Он советовал отмечать у школьника то, что получается лучше всего. Таким образом, показывая пробелы и то, к чему должен стремиться ученик. «Так и надо, как получилась эта буква» и эту букву обводят, ставят в пример.
Современные школы, как правило, подчеркивают то, что не получилось у ребенка, и снижают за это оценки.

Очень важно!
Родители должны доверять учителям, прислушиваться к их советам и со спокойствием принимать проблемы своих детей.

За знаниями?
Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать. Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки».
«Два» и «три», как же себя вести?
Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед. Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!

Будь уверенной совой!
Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить. А при домашней подготовке устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя спокойно и уверенно.
Обсуждение учителя под запретом
Бывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки.
Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки. Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

Совет психолога:
Как помогать ребенку:
* На первых порах выполняйте домашнее задание вместе с ребенком, если он не справляется сам. Это для него очень важно. Но никогда не предлагайте своей помощи больше, чем это нужно ребенку.
* Напоминайте об уроках без криков и угроз. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий. Отрегулируйте режим дня ребенка. Приучите его самостоятельно следить за временем.
* Оборудуйте рабочее место ребенка, поставьте удобный стол, повесьте лампу (источник света должен находиться слева или спереди, если ребенок правша, чтобы тень не падала на тетрадь), расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
* Приучайте ребенка к порядку – учебные принадлежности должны всегда находиться на своем рабочем месте, а не валяться на кухонном столе или на телевизоре.
* Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Но необходимо помнить, что школьнику через 30–40 минут необходимо сделать 5–10-минутный перерыв. Лучше при этом, если ребенок займется физическими упражнениями.
* Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься, что-то сделать вместе с родителями.
* Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется трудным.
* Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
* Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
* Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит и ваше здоровье.
* Радуйтесь успехам вашего школьника, и мудро поучайте в случаях неудач.
* Сделайте так, чтобы у ребенка не было сомнений в том, что вы его любите не зависимо ни от успехов, ни от неудач. Будьте ему другом и союзником.

Хвалить или наказывать?!
Вольно или невольно родители стремятся в ходе воспитания передать ребенку свою систему ценностей, научить сына или дочь пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Одно из самых доступных родительских средств на этом пути – наказание. Часто наказание применяется в качестве «регулятора успеваемости». Здесь родителям следует проявить осмотрительность. Плохие отметки не всегда свидетельствуют о нежелании ребенка учиться хорошо. Прежде всего, родители должны разобраться: ребенок плохо учится потому что не хочет или потому что не может. Если ребенок учится плохо, потому что не успевает, например, за темпом класса, ему нужна дополнительная помощь. Понять истинные причины школьных трудностей, если помощи внутри школы не достаточно, помогут специалисты центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Бывает и по-другому: ребенок может учиться хорошо, но почему-то не получается. При таком положении дел также важно понять, почему это происходит. Причины могут быть разные. Наиболее часто встречающиеся – недостаточный самоконтроль маленького школьника. В этом случае скорей осознать последствия не очень прилежного поведения поможет отказ от поощрений, например, запрет на просмотр мультфильма. Ребенок только приступил к учебе в школе, и не следует ждать от него безупречного прилежания, – не все дети к этому способны, особенно, если до школы мама постоянно подсказывала, как и что делать. Обучение в школе требует от ребенка определенного уровня самостоятельности. Ребенок постепенно учится контролировать свои поступки и нести ответственность за их последствия.

Если проблемы плохого поведения, стойкой неуспеваемости не получается решить с помощью специалистов школы, обратитесь за помощью в ближайший центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, в Москве таких центров более 50. Не нужно бояться и стесняться обращаться за помощью к специалистам!

Мир ли в доме?
«Двойки» могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии школьника. Например, он может страдать от ревности к младшему члену семьи. При таком положении дел двойки «помогут» школьнику переключить внимание родителей от младшего брата или сестры на себя. Такое бессознательное поведение поможет вернуть уверенность в том, что с рождением малыша старшего ребенка меньше любить не стали.
Эмоциональное состояние ребенка может влиять на успеваемость. Во время уроков, охваченный переживаниями по поводу болезни близких людей или предстоящим отъездом родителей школьник может отвлекаться и не слушать объяснения учителя. У особенно чувствительных детей может меняться почерк, буквы начинают «плясать», становятся различной величины, строчка вдруг заканчивается за полями… В этом случае ребенку нужны поддержка, внимание.

Домашнее задание
Не все дети имеют свою отдельную комнату. Но собственное рабочее место им необходимо. На первых порах первокласснику нужна помощь для уточнения распорядка дня, определения последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Им необходимо помочь в соблюдении режима дня, в чередовании этапа подготовки уроков и отдыха. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки никогда не приносят успеха.
Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное – продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

Хвалить за «пятерки»?
Хвалить, конечно, надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать интерес школьника к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес – дело вполне естественное для всех детей, начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает.

Прислушивайтесь
к детям, а вдруг
это правда?!
Мама, папа, не кричите,
Двойку снова я несу,
Озверел опять учитель,
Я сейчас все объясню.
Я таблицу умноженья
Ему с места отвечал.
Проявлял он раздраженье,
Без причины нервничал.
Мой сосед по парте – Вася,
Заслонив рукою свет,
С калькулятором игрался,
Проверяя мой ответ.
Вдруг, как звери в зоосаде,
Наш учитель заорал,
Друга Васю он ограбил,
Калькулятор отобрал.
От учительского крика
Я сейчас же все забыл,
А учитель этот мигом
Двойку мне в дневник влепил.

Когда дети начинают посещать школу, плохих оценок избежать просто невозможно. Рано или поздно в школьном дневнике появляется первая двойка. Главная задача родителей – разобраться в причине неуспеваемости, помочь ребенку справиться с проблемами в школе и не допускать их в дальнейшем.

Что значит первая двойка для ребенка и родителей: взгляд изнутри

Ребенок попадает из среды, где его поведение никто никак не характеризовал кроме слов «хорошо» и «плохо», в новый мир, в котором его знания и способности оцениваются учителями.

Двойка глазами ребенка

Первоклашки, получившие двойку, скорее всего, никак не отреагируют на это событие. Для них это новая ситуация и система оценок еще непонятна. Тем более они не догадываются, какова будет реакция родителей. Все, что некоторые дети знают об оценках, – это «двойка-плохо, пятерка-хорошо». Но для маленьких детей ни двойка, ни пятерка в дневнике не несет никакой информации до тех пор, пока эту разницу не объяснят родители или учителя.

У более взрослых детей, которые уже поняли значение оценок на примере других детей или рассказов родителей, первая двойка почти наверняка вызовет испуг от того, что им грозит наказание. Естественная реакция ребенка в таком случае – скрыть оценку в надежде, что родители об этом не узнают.

Важно! Ругать за первую двойку не следует ни в каком возрасте, в противном случае можно потерять доверие ребенка. При первой плохой оценке необходимо спокойно поговорить с юным школьником и разобраться в ситуации.

Двойка глазами родителей

Для большинства родителей первая плохая оценка – это точно такой же испуг, как и для ребенка. Взрослые чувствуют себя некомфортно, когда получают выговор на работе или штраф за вождение. Ситуация с первой двойкой аналогична: подсознательно родитель получает сигнал, что в воспитании ребенка есть существенный пробел, и виноваты в этом родители.

Важно помнить о том, что плохие оценки детей – это сигнал к тому, что необходимо обратить внимание на процесс обучения, а не срываться на ребенке, вселяя в него неуверенность и комплекс неполноценности. Двойка – это всего лишь плохая оценка, порой даже поставленная несправедливо.

Почему же ребенок получил двойку?

Причины плохих оценок могут быть самые разные, и в некоторых ситуациях ученик, может быть, и не виноват:

  1. Адаптация . Одна из главных причин плохих оценок – адаптация к новой среде.Ребенок в прямом смысле слова не успевает усваивать материал. Школьная программа рассчитана на определенный объем знаний без учета индивидуальных особенностей развития детей. Попав из тепличных условий детского сада в более жесткую школьную атмосферу, ребенок может не успеть перестроиться на новый режим и образ жизни. До тех пор, пока не пройдет адаптация, рассеянность ученика может приводить к плохим оценкам.
  2. Темперамент . Каждому типу детского темперамента присуще то или иное поведение. К примеру, сангвиник может схватывать материал на лету и быстро реагировать на требования учителей, а флегматик может с таким же успехом усваивать материал, но не так быстро собираться с мыслями для ответа у доски. Зная характер ребенка, родителям необходимо предупредить учителя о том, что ученику в некоторых ситуациях нужно чуть больше времени для ответа или выполнения задания, чем остальным в классе.
  3. Подача школьного материала . Объясняя новый материал классу, у учителя не всегда имеется возможность донести его в доступной форме каждому из порядка 25 учеников за один урок. Одни дети успевают усвоить новую тему, а другим нужно повторное объяснение. Результатом непонимания предмета становятся плохие отметки. В этой ситуации родителям очень важно вовремя подключиться к учебному процессу, помочь своему ребенку разобраться в сложныхдля него моментах и догнать одноклассников.
  4. Усталость . Любящие родители стараются дать ребенку все для разностороннего развития. Секции, кружки и дополнительные занятия помимо школы и выполнения уроков отнимают у ребенка много времени и сил, не оставляя возможности для полноценного отдыха.Переутомленный мозг включает защитную реакцию и перестает воспринимать часть информации. В результате ребенок может стать рассеянным, пропускать часть учебного материала и даже не слышать, какое домашнее заданиедают, получив однажды за это плохую оценку. Если ребенок жалуется на усталость и стал сонливым, необходимо пересмотреть график дополнительных занятий и, возможно, временноисключить часть факультативов.
  5. Конфликт с учителем . Ученик может не поладить с учителем, который будет придираться к малейшему промаху. Не исключена ситуация, когда у учителя плохое настроение и ребенок попадает под горячую руку. Обычно это легко выясняется и решается родителями разговором с педагогом.
  6. Отсутствие мотивации . Дети очень часто недооценивают необходимость учебы. Им сложно работать на результат, который будет виден лишь через много лет. Именно поэтому им становится лень изучать некоторые предметы, что неизбежно приводит к плохим оценкам.
  7. Семейные проблемы . Если некогда прилежный ребенок приносит домой двойку и начинает придумывать совершенно нелепые причины плохой успеваемости, это повод обратить внимание на отношения внутри семьи. При конфликте между родителями ребенок, желая обратить внимание на себя, может намеренно получать плохие оценки. Если имеется подобные проблемы, родителям необходимо поговорить с ребенком и сделать так, чтобы он не видел ссор между мамой и папой.

Реакция родителей на первую двойку

Первая реакция некоторых родителей на двойку – отругать ребенка и обвинить его в отсутствии прилежания в учебе. Если это плохая оценка получена впервые, то родителям необходимо проявить терпение и помочь ребенку справиться с ситуацией после выяснения причины.

Несколько советов для тех родителей, чей ребенок впервые принес двойку:

  • Двойка – это всего лишь оценка. Нет необходимости тратить собственные нервы, а тем более нервы ребенка на такой пустяк.
  • Плохая оценка – сигнал для родителей о том, что ребенку требуется их помощь и необходимо обратить внимание на учебный процесс или семейные отношения.
  • Ругань и негативные эмоции совершенно бесполезны и дают кратковременный результат. Более того, таким поведением можно оттолкнуть от себя ребенка и лишиться его доверия.
  • Выяснять причины плохих оценок родителям рекомендуется, будучи в хорошем настроении. Если мама или папа устали и напряжены, лучше отложить разговор до тех пор, пока эмоциональное состояние родителей не придет в равновесие.
  • Сотрудничество с учителем – лучший способ помочь ребенку справиться со сложностями в учебе.
  • Воспоминания о своей первой двойке и реакции родителей могут помочь найти причину проблемы и правильно решение.
  • Возможно, ребенок слишком устает от дополнительных занятий и ему нахватает сил на то, чтобы справиться со школьной нагрузкой.В такой ситуации необходимо обратить внимание на физическую и эмоциональную нагрузку ребенка.

Плохая оценка в дневнике ребенка естественно вызывает негативные эмоции у родителей и даже может задевать их самолюбие. Но, вовремя обратив внимание на школьные проблемы, есть возможность помочь преодолеть сложности с учебой сразу же и предотвратить возникновение подобной ситуации в дальнейшем.

Самое главное – любить своего ребенка таким, какой он есть, и не лишать его родительского внимания независимо от оценок в школе.