Что такое опыт? Значение слова. Смотреть что такое "опыт" в других словарях

1. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков или умений.

2. Получение в результате активного практического взаимодействия с внешним миром отражение в сознании законов этого мира и общественной практики.

3. Примерно то же, что эксперимент: воспроизведение некоего явления, создание чего-либо нового в определенных условиях с целью испытания, исследования.

4. Попытка выполнить нечто, пробное осуществление чего-либо.

ОПЫТ

1. Гипнотический сеанс - это прежде всего опыт. Это опыт телесный, опыт эмоциональный и опыт межличностной встречи. Он затрагивает всю психику. Такой опыт может быть очень оригинальным, например, когда оживают диссоциированные воспоминания. Это также опыт, от которого ждут результата. Научиться испытывать важнее, чем пытаться понять (Rosen, 1982/1986). И очень важно говорить об опыте, когда мы обращаемся к нашим пациентам, чтобы их установки были ориентированы в этом направлении.

Гипнотический опыт не является ни статичным, ни незыблемым. Его можно представить себе как поток взаимодействующих образов, ощущений, чувств, личных ассоциаций, связанный с полученными внушениями. В этом потоке опыта сосуществуют конкретные и абстрактные помыслы, основанные на реальности и на фантазиях, они нагромождаются друг на друга и могут действовать одновременно, вызывая ответы, связанные с потребностями и ожиданиями пациентов (Sheehan & McConkey, 1982).

2. Пациент должен нечто испытать и таким образом, может быть, обнаружить глубокие корни. Испытывать, вместо того чтобы понимать, часто представляет собой путь к разблокированию в психотерапии. Вацлавик (Watzlawick, 1974/1975) с юмором рассказывал историю одной пары, у которой давно прекратились сексуальные отношения, пока однажды у друзей их общая кровать не оказалась у стены и муж, как обычно, не захотел встать с кровати... О дальнейшем умолчим.

Психотерапия не всегда столь проста, но прохождение через опыт остается необходимостью, и гипноз уже по одной этой причине оказывается наилучшим подходом.

Опыт

это результат взаимодействия человека с объективным миром. Опыт включает формы и результаты теоретической и практической деятельности общества, трудовые приемы и навыки, открытые человеком законы (в процессе деятельности, общения и взаимодействия люден, развития общества и др.).

ОПЫТ

способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. Эволюция понимания О. привела к утверждению идеи об органическом сочетании в научном О. как данных непосредственного наблюдения, так и факторов, которые м. б. познаны опосредованно. В конфликтологии понятие «О.» имеет два смысла. Во-первых, О. как практические знания о конфликтах, накопленные у любого человека в процессе жизни. Чем продолжительнее или богаче конфликтами жизнь, тем больше О. Он м. б. позитивным и негативным. Негативный О. заключается в том, что человеку удается достичь целей, в т. ч. и неправедных, за счет конфликтов, путем нанесения ущерба др. людям. Во-вторых, О. как практические знания конфликтолога в области исследования и регулирования конфликтов. Чем опытнее конфликтолог, тем более сложные научные и управленческие проблемы он в состоянии успешно решить.

Опыт

совокупность знаний, представлений, умений и навыков, накопленных человеком при жизни. Различают внешний и внутренний опыт. Под внешним опытом понимают приобретенные формы поведения, а под внутренним опытом - психологические качества, свойства и особенности.

Опыт

собств. рус. – пытати) – 1. любое событие, которое кто-то пережил и впечатления о котором сохранил в своей памяти; 2. знание действительности, полученное от личного участия индивида в том или ином событии его жизни; 3. общее количество накопленных знаний; 4. в философии – а) категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства и воли; б) в теории познания – источник достоверного знания (в противоположность рационализму, отрицающему значение опыта в происхождении знания); 5. в психопатологии - знание пациента о пережитом им во время собственного болезненного расстройства (о проявлениях дисфункции поврежденных болезнью психологических систем, своего поведения в болезни, своих переживаний, наблюдений об отношении к себе со стороны разных людей, о социальных аспектах болезни, о размышлениях и выводов по поводу ценностей своей жизни и т.п.). Опыт болезни оказывает существенное влияние на мотивацию и поведение человека в ситуациях, связанных с заболеванием, причем это влияние не всегда бывает позитивным. Некоторые творчески одаренные и альтруистически настроенные индивиды опыт собственного психического расстройства обобщают в имеющих немалое значение и для врача-психиатра литературных трудах.

Опыт

Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. опыт человека есть сложная функция от целого социального опыта человечества и его отдельных групп. (3.1, 67 – 68) Поведение животного можно условно обозначить как наследственный опыт плюс наследственный опыт помноженный на личный. Этой формулой исчерпывается поведение животного. Иначе обстоит дело с человеком. Здесь необходимо ввести новые члены в формулу. Чрезвычайно расширенный наследуемый опыт человека по сравнению с животными. Широчайшее использование опыта прежних поколений, не передаваемого через рождение. Условно обозначим его как исторический опыт. Опыт социальный, опыт других людей, входит очень значительным компонентом в поведение человека. Обязательно для человеческого труда удвоение опыта. Труд повторяет в движениях рук и в изменениях материала то, что прежде проделано в представлении работника как бы с моделями этих же движений и этого же материала. Назовем условно этот вид поведения удвоенным опытом. Исторический и социальный опыт не представляют из себя чего-либо психологически различного, так как они в действительности не могут быть разделены и даны всегда вместе. Соединим их знаком +. Механизм их совершенно тот же, что и механизм сознания, потому что и сознание следует рассматривать как частный случай социального опыта. Поэтому обе эти части легко обозначить тем же индексом удвоенного опыта. (1.1.3, 84, 97) Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. (11.1, 10 – 11) воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за эти пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. (11.1, 12) См. Воображение, Поведение, Развитие, Сознание

Жизненный опыт, так или иначе, есть у каждого человека. Под жизненным опытом обычно понимается совокупность представлений о мире, которые позволяют составить индивидуальное мнение о том или ином предмете, человеке или явлении. Жизненный опыт, без сомнения, делает нас мудрыми и сильными.

Проблема жизненного опыта

Проблема жизненного опыта заключается в том, что это знание об окружающей действительно приобретается каждой личностью самостоятельно. Чужой жизненный опыт не играет никакой роли в становлении другого человека. Как говорят, каждый должен набить свои шишки, совершить ошибки, которые помогут сделать правильные выводы, приведут к конечной цели. Некоторые люди не спешат принимать чужой жизненный опыт, принимать на веру чьи-то убеждения. Это происходит потому, что нам трудно представить кого-то другим правым, а своим мнением пренебречь. К тому же, чужой жизненный опыт часто становится противоположным нашему собственному. Проблема жизненного опыта заключается в том, что не все люди готовы признавать его наличие. Некоторые охотно продолжают отрицать полученные знания с тем, чтобы как можно скорее постараться забыть прошлое и связанные с ним проблемы.

Особенности жизненного опыта

Что дает жизненный опыт личности? Прежде всего, возможность всегда иметь выбор. Имея определенный жизненный опыт, человек обладает завидной свободой: он сам решает, когда и как ему поступить. Это замечательное преимущество, ведь только свободную личность можно назвать вполне состоявшейся и зрелой. При отсутствии жизненного опыта личность будет теряться, искать поддержки у окружающих. Но чем старше мы становимся, тем проще принимать решения. Постепенно личность привыкает брать ответственность на себя, задумываться о последствиях своих шагов. Что входит в особенности жизненного опыта? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальный опыт

Жизненный опыт одного человека – это его непреложная истина. Она не всегда соответствует представлениям и мировоззрению других людей. Если для одного самой большой ценностью является семья и дети, то для другого крайне важны карьера, рост по служебной лестнице. Было бы неправильно обвинять оппонента в том, что он не соответствует вашим ожиданиям. Проблема понимания между людьми заключается в том, что они не хотят уступать друг другу, принимать отличную от своей точку зрения.

Жизненный опыт – это величайшее благо, духовное богатство, к которому нужно относиться крайне бережно. Это сокровище требует к себе пристального внимания и уважения. Лишь небольшой процент людей умеют ценить то, чем в действительности обладают, и это поистине счастливые личности. Жизненный опыт всегда способствует формированию определенного взгляда на мир. Это мнение складывается из тех событий, которые вызывают в душе конкретный эмоциональный отклик. Индивидуализация жизненного опыта подчеркивает основные ценности человека, то, как он принимает решения, какое окружение рядом с ним находится. Из одних и тех же событий отдельные люди вынесут разные впечатления, сформируют индивидуальный жизненный опыт.

Зависимость от ярких впечатлений

В процессе познания мира мы накапливаем различные впечатления, которые впоследствии учат нас распознавать информацию, делить ее на составляющие. Этому способствует как раз наличие жизненного опыта. Привычка давать оценку происходящим событиям обусловлена определенным жизненным опытом. Если с детства человек привык принимать от близких людей доброту, душевное тепло, был окружен вниманием и лаской, у него сформируется позитивное отношение к окружающей действительности. В противном случае он будет вынужден всю жизнь сражаться с воображаемыми «монстрами», существующими только в его голове.

Жизненный опыт формирует зависимость от впечатлений. Позитивные образы сказываются на личности положительным образом: она учится доверять близким людям и миру в целом. Жизненный опыт необходим для формирования приоритетов. Отношение к окружающим людям и событиям тоже полностью зависит от жизненного опыта. Самое важное – суметь накопить в сердце достаточное количество ярких и приятных эмоций. Чем более насыщенными и позитивными они будут, тем интереснее получится и сам жизненный опыт.

Умение действовать быстро

Жизненный опыт каждого из нас представляет собой величайшее благо. Принятие решений полностью зависит от того, насколько точно человек умеет формулировать цель, ставить перед собой реальные задачи. Умение действовать быстро, без раздумий – бесценное качество. Конечно, страхи и сомнения полностью исключить из жизни нельзя, но можно их сделать неотъемлемым составляющим богатого жизненного опыта.

Жизненный опыт всегда подскажет, как правильно поступить. Вам не придется долго мучиться и сомневаться в правильности своего очередного решения. Вот почему некоторые действия человек выполняет достаточно просто, словно на автомате – ему помогает опыт. При его отсутствии начинают одолевать сомнения, паническая неуверенность в себе и страхи. Их нельзя избежать, важно приобрести необходимый жизненный опыт, прежде чем двигаться вперед.

Умейте доверять своему жизненному опыту, тогда с честью сможете выходить из самых затруднительных положений. Он необходим нам, чтобы активно действовать, полагаясь на собственную интуицию и мировоззрение.

Таким образом, жизненный опыт является неотъемлемым составляющим самопознания, пожалуй, главным его компонентом. Он помогает нам сохранить душевное равновесие в минуты тяжелых испытаний, приободряет в неудачах, заставляет вновь поверить в себя после сокрушительного падения.



О́пыт

сущ. , м. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? о́пыта , чему? о́пыту , (вижу) что? о́пыт , чем? о́пытом , о чём? об о́пыте ; мн. что? о́пыты , (нет) чего? о́пытов , чему? о́пытам , (вижу) что? о́пыты , чем? о́пытами , о чём? об о́пытах

1. Опыт - это знания, навыки и умения, которые человек или какое-либо сообщество людей приобрели в процессе жизни, практической деятельности в той или иной области.

Опыт работы. | Положительный, отрицательный опыт. | Приобретать, передавать опыт. | Делиться опытом. | Изучать, использовать чужой опыт. | Обмен опытом. | Полагаться на чей-либо опыт. | Учиться на опыте старших. | Убедиться в чём-либо на собственном опыте. | У подростка ещё нет опыта самостоятельной жизни. | За плечами директора - солидный опыт работы на родном предприятии.

2. Опытом вы называете знание жизни, основанное на том, что вы пережили и испытали.

Громадный личный опыт. | Житейский опыт. | Умудренные опытом люди. | Наученный горьким опытом.

3. В философии опытом называют совокупность чувственных восприятий, которые человек приобретает в процессе взаимодействия с внешним миром и которые составляют источник и основу его знаний об этом мире.

Опыт является источником всякого знания.

4. В науке опытом называют воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью их изучения и исследования.

Провести, поставить, проделать опыт. | Оригинальный, смелый, интересный опыт. | Удачный, неудачный опыт. | Лабораторные опыты. | Физические, химические, животноводческие опыты. | Каковы результаты опыта? | Опыты на животных и людях. | Первые успешные опыты по исправлению зрения с помощью лазера были проведены в начале 1980-х.

Эксперимент

5. Опыт - это ваша попытка сделать что-либо, пробное осуществление чего-либо.

Литературные, стихотворные опыты. | Ранние опыты молодого драматурга. | Опыты живописца в области книжной графики.

о́пытный прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "опыт" в других словарях:

    опыт - опыт, а … Русский орфографический словарь

    Основанное на практике чувств. эмпирич. познание действительности; в широком смысле единство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно которым чувств. данные являются … Философская энциклопедия

    Источник нашей мудрости наш опыт. Источник нашего опыта наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение это изучение правил; опыт изучение… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… … Толковый словарь Ушакова

    Попытка, эксперимент. Проба пера. Первый дебют. См. испытание.. наученный опытом, умудренный опытом... . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опыт испытание, проба,… … Словарь синонимов

    Опыт - Опыт ♦ Expérience Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что то новое. Противостоит разуму, но одновременно… … Философский словарь Спонвиля

    Эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению … Большой Энциклопедический словарь

    опыт - ОПЫТ, эксперимент ОПЫТНЫЙ, пробный, экспериментальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    опыт - способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О.… … Большая психологическая энциклопедия

    ОПЫТ, чувственно эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений … Современная энциклопедия

    L) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры , Г. В. Вернадский. Впервые в России публикуются две основополагающие книги крупнейшего историка русского зарубежья Г. В. Вернадского: "Опыт истории Евразии" и "Звенья русской культуры" . В них показано, что в…

Опыт

(в философском смысле) - означает как отдельные состояния сознания, испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. О. есть первичный источник наших знаний, дающий материал для всякого другого познания. С различных точек зрения О. разделяется на прямой и косвенный, внутренний и внешний, житейский и научный. Состояния, переживаемые и пережитые самим данным субъектом, составляют его прямой или непосредственный О.; достоверное свидетельство о чужих опытах есть для него О. косвенный. Чьи бы то ни было знания об Америке суть во всяком случае опытные (по происхождению своему), так как ни путем чистого мышления, ни путем откровения свыше мы таких сведений не получаем; но для не бывавшего в Америке всякое эмпирическое знание о ней, очевидно, получается лишь косвенным образом, через усвоение чужих опытов. С прогрессом личной и собирательной жизни О. обоего рода возрастает неравномерно: косвенный несомненно перевешивает. Различие между внешним и внутренним О. обусловлено участием или неучастием органов чувств - зрительного, слухового и т. д. То, что нами испытывается с ближайшей помощью этих органов, называется внешним О., а то, в чем они не действуют определяющим образом (каковы душевные волнения, решения воли, размышления), относится к внутреннему О. Такое обозначение, строго говоря, неверно, так как все без исключения испытываемое нами есть непременно наше внутреннее состояние, и выражение: внешний О. есть contradictio in adjecto. О самых органах так называемых внешних чувств мы можем знать лишь через наши собственные ощущения. Почему, однако, некоторые из испытываемых нами состояний сознания принимаются как свидетельства о чем-то другом, кроме нас самих, и в какой мере и на каких основаниях такое свидетельство может быть признано достоверным - этот гнозеологический вопрос стал первенствующим в философии с прошлого века; решительная его постановка составляет отличие философского критицизма от догматизма, относящегося к нему без достаточной определенности и последовательности (см. Познание). Более или менее широкое обобщение переживаемых событий через более или менее отчетливо действующую рефлексию выражается в житейском или жизненном О., который можно различать на личный и исторический. Систематическая обработка опытного материала посредством правильной рефлексии образует О. научный в общем смысле, от которого следует отличать особый специальный прием, применяемый в некоторых науках и состоящий в создании искусственных условий для явлений, с целью проверки относящихся к ним обобщений: этот прием также называется О. но, во избежание недоразумений, лучше обозначать его словом: эксперимент (см.). Иногда говорят о религиозном О., как особом роде О., наряду с указанными; но это неправильно, так как испытываемые религиозные состояния лишь по своему содержанию и значению для жизни отличаются от всех прочих данных так называемого внутреннего О.; формальных признаков установить здесь невозможно, по существу же религиозный О. входит в сферу жизненного О.