Что такое профилактика в зож. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Укрепление организма для профилактики заболеваний

Болеть не нравится никому. Каждому человеку хочется оставаться здоровым, и никогда не сталкиваться с врачами и аптеками. Но, как показывает практика, большинство людей систематически болеет разными заболеваниями, развития которых вполне можно было бы избежать. может состоять из множества пунктов. Это и методы специфической профилактики, представленные вакцинацией и приемом особенных иммуностимулирующих, противовирусных и прочих аналогичных средств, и способы неспецифического укрепления общего здоровья и иммунитета. Как раз к последним можно с уверенностью отнести особенный ритм жизни, ведь здоровый образ жизни – это профилактика заболевания человеком и, притом, очень и очень действенная.

Современные люди владеют информацией о необходимости здорового образа жизни. Но при этом мало кто применяет эти знания на практике. Мы ведем малоподвижный образ жизни, питаемся большими объемами пищи и имеем совсем немного свободного времени. При этом общая скорость жизни на порядок увеличилась, что привело к возрастанию количества стрессовых факторов. Все эти особенности жизни современного человека приводят к росту заболеваемости. Правильная организация образа жизни помогает предупредить большую часть таких недугов и оздоровить организм в целом.

Здоровый образ жизни - профилактика заболеваний самым простым способом!

Замечательный оздоравливающий эффект дают систематические , к примеру, в лесопарковой зоне.

Вредные привычки

Соблюдение здорового образа жизни подразумевает отказ от табакокурения, спиртных напитков и вредных пищевых пристрастий (фастфуда, соленой пищи, чипсов, газировки и сладостей).

Укрепление организма для профилактики заболеваний

Для оздоровления организма и предупреждения недугов стоит ещё и заняться укреплением всего тела и закаливанием. Для активизации и улучшения иммунитета можно использовать аптечные препараты, повышающие защитные силы. Такие лекарства представлены элеутерококком и , а также домашними фитопрепаратами.

Замечательный эффект дает проведение закаливания. С этой целью можно прибегать к приему (даже с минимальным перепадом температур).

Здоровый образ жизни для профилактики заболеваний подразумевает внимательный контроль над состоянием психики и нервной системы. Ведь многие болезни и раннее старение провоцируются волнением, стрессами, напряжением и раздражительностью.

Также, чтобы оставаться здоровым, нужно контролировать массу тела и не допускать набора избыточного веса. Следует периодически посещать врачей для проведения профилактических осмотров.

Народные средства

Препараты народной медицины могут стать отличной находкой для тех людей, которые заботятся о своем здоровье и ведут здоровый образ жизни. Они отлично оздоравливают организм и предупреждают разные заболевания.

Так отличный оздоравливащий и иммуноукрепляющий эффект дает прием лекарства из столовой ложечки , столовой ложечки домашнего и столовой ложечки (также можно использовать , клюквы либо брусники). Растворите эти компоненты в двухстах миллилитрах воды, перемешайте хорошенько и выпейте с утра натощак.

Для улучшения иммунитета и для профилактики самых разных заболеваний специалисты народной медицины советуют соединить равные доли цветков ромашки и бессмертника, травки тысячелистника и березовых почек. Измельчите и перемешайте все компоненты. Десертную ложечку такого сбора заварите стаканом крутого кипятка. Выдержите средство на кипящей водяной бане в течение пятнадцати минут. Процедите готовое лекарство и выпейте за сутки в три приема. Проводите такое лечение в течение одного месяца.

Для укрепления здоровья и для профилактики заболеваний нужно приготовить лекарство из двухсот грамм листиков алоэ (желательно трех-пятилетнего), ста грамм листиков каланхоэ, ста грамм плодов шиповника. Проверните подготовленное сырье сквозь мясорубку. Залейте его полулитром очищенной водки. Настаивайте такое лекарство в довольно темном месте в течение полутора недель, после влейте в готовящуюся настойку двести грамм меда и столовую ложечку свежеотжатого чесночного сока. Настаивайте на протяжении еще одной недели, после процедите. Принимайте готовое средство по столовой ложечке трижды на день непосредственно перед трапезой.

Замечательный общеукрепляющий и оздоравливающий эффект дает прием лекарства из корня родиолы розовой. Измельчите его хорошенько. Чайную ложечку подготовленного сырья заварите стаканом только вскипевшей воды. Настаивайте лекарство в термосе в течение двух часов, после чего процедите и подсластите медом. Принимайте готовое средство, как чай – по паре-тройке стаканов на день.

В зимнее время стоит принимать особенный оздоравливающий салат. Для его приготовления нужно пропустить сквозь мясорубку килограмм очищенных корней сельдерея, а также один крупный лимон с цедрой. Добавьте в емкость сто двадцать пять грамм меда и перемешайте хорошенько. Отправьте средство в холодильник. Принимайте по чайной ложечке примерно за сорок минут до трапезы.

Для того чтобы сохранять здоровье в течение всей жизни нужно не так уж много: следует всего-навсего придерживаться основных вышеперечисленных рекомендаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В настоящее время все большую популярность приобретает стремление к здоровому образу жизни. Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней. Говоря о подрастающем поколении, необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все следуют его нормам. Все это обусловило выбор темы реферата "Здоровый образ жизни".

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на оптимистичную, но имеющую мало общего с реальной действительностью статистику, стремительно растет как уровень заболеваемости среди молодежи, так и уровень смертности. Именно поэтому, необходимо внедрять культуру здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. Только активная работа с дошкольниками, школьниками и их родителями позволит вырастить здоровое поколение способное жить в стремительно меняющемся мире.

Предмет исследования в реферате - это здоровый образ жизни.

Объект исследования реферата - социальные отношения, возникающие в процессе воспитания формирования, пропаганды здорового образа жизни в современном российском обществе.

Задачи реферата:

1. изучить особенности формирования здорового образа жизни;

2. выделить основы культуры здорового образа жизни;

3. выявить методы, проблемы и перспективы пропаганды здорового образа жизни;

4. рассмотреть профилактику здорового образа жизни.

здоровый культура психологический

1. Формирование и основы здорового образа жизни

Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, рассмотрим в нашем реферате понятие "здоровый образ жизни" (ЗОЖ). Существует множество, внятных, размытых или просто непонятных определений данного термина. Однако в данном реферате сформулировано уникальное определение: Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма.

Соблюдение режима работы и отдыха 8-часовой рабочий день и 5-дневная рабочая неделя были придуманы совсем не зря. Работать больше - значит работать на износ, подрывая свое здоровье и лишая себя многих радостей жизни. Надо хорошо работать и хорошо отдыхать!

А хорошо отдыхать тоже не так просто, как кажется. Большинству людей отдых в кресле перед телевизором никакой пользы не принесет (хотя для тех, кто на работе занят тяжелым физическим трудом, он весьма неплох). Правильный и полноценный отдых поможет вам сохранить и укрепить свое здоровье, набраться сил и энергии.

Тут же надо сказать и про распорядок дня. Наш организм любит жить в определенном ритме. Если вы привыкли просыпаться в 8-00, а обедать в 12-30, то не надо без крайней нужды ломать сложившееся расписание: ваш организм уже знает, что ко времени обеда надо выделять пищеварительные соки, и если они выделятся впустую, здоровья вам это точно не прибавит. Любое отклонение от привычного распорядка дня на пользу здоровью не пойдет.

Важнейшая составляющая полноценного отдыха - крепкий здоровый сон. Сон - одно из самых загадочных и таинственных состояний нашего организма, загадкам сна посвящено немало исследований - от серьезнейших научных работ до откровенно шарлатанских. Но вопросов тут по-прежнему больше, чем ответов.

Личная гигиена

Правилам личной гигиены родители учат нас с раннего детства. Умываться по утрам, чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой - покажите мне человека, который не знал бы этих правил! Но как же мы любим их нарушать...

Гигиена жилища, рабочего места

Про правильную организацию рабочего места, гигиену жилища написаны целые книги. И не только книги, но и нормативные акты, обязательные к исполнению всеми работодателями и строителями жилых домов, офисных и производственных помещений. На этом сайте мы постараемся рассмотреть наиболее важные положения, касающиеся гигиены жилища и рабочего места.

Правильное, сбалансированное и полноценное питание

Значение правильного питания для нашего здоровья трудно переоценить. С пищей мы получаем и почти все полезные вещества, необходимые для нормального функционирования организма, и огромное количество отравы. Нехватка пищи либо отдельных жизненно важных ее компонентов приводит к самым неприятным последствиям для здоровья; не менее вреден и избыток пищи, даже самой здоровой и экологически чистой.

Физическая активность

С каждым годом в цивилизованных странах уменьшается число людей, занятых физическим трудом, и растет количество тех, кто занимается трудом умственным, сидячей работой. Мы движемся все меньше и меньше, и тела наши становятся все более дряхлыми и рыхлыми... Надо обязательно восполнять дефицит движения, поддерживать себя в хорошей физической форме.

Экология

Проблемы неблагоприятной экологии среди всех проблем, влияющих на наше здоровье, выходят сейчас на одно из первых мест, если не на самое первое. Особенно это ощущают на себе жители крупных городов. Дым из заводских труб и выхлопные газы автомобилей, некачественная вода и напичканные всяческой химией продукты питания, уличные и производственные шумы и вибрации... Эти проблемы сейчас настолько серьезны, что вполне "заслужили" отдельного раздела на нашем сайте. К сожалению, решение большинства экологических проблем не во власти отдельно взятого простого человека. Поменять квартиру в загазованном центре на домик в пригороде - советы такого рода куда легче дать, чем выполнить. Приходится приспосабливаться к реалиям жизни... Но кое-что сделать все же можно.

Отказ от вредных привычек

Если глобальные экологические проблемы простой человек решить не в состоянии, то прекратить собственноручно измываться над своим организмом нам вполне по силам. Курение, злоупотребление алкоголем, переедание - избавиться от этих и других вредных привычек может любой человек. Надо только очень захотеть!

Психологический комфорт

Каждый день у нас возникают проблемы на работе и в семье, при общении и с самыми близкими, и с совсем чужими нам людьми. Темп жизни растет, проблем с каждым днем становится все больше и больше, стрессы настигают нас на каждом шагу. Обычным явлением в наше время стали хандра, депрессии и нервные срывы, которые, в свою очередь, истощают и чисто физические возможности организма, провоцируют самые различные заболевания... Но в таких условиях тем более надо стремиться к психологически комфортному состоянию, быть спокойным, уравновешенным, оптимистичным и уверенным в себе человеком. Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание.

То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление фастфудом и алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма. Не менее важным для правильного формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.

Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены. В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена.

Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать. Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более - наркотиков. Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью.

В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека. Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.

2. Культура здорового образа жизни

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья. Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни учащихся.

Принцип природосообразности. Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности.

Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни.

Следование этому принципу культуры здорового образ жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни.

Принцип народности.

Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания ЗОЖ национальной культуры, традиций и родного языка.

Принцип культуросообразности.

Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности.

Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья.

Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности.

Принцип здоровьетворческой активности.

Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни.

Принцип интеграции воспитательного воздействия.

Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей - сирот, детей - инвалидов, детей - мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве. Рассмотрев вышеуказанные принципы, нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся. Однако, их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

3. Пропаганда здорового образа жизни

Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.

Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества.

Пропаганда здорового образа жизни - одно из стратегических направлений гигиенического обучения и воспитания.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

закаливание.

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связанные с образом жизни и окружающей среды, для того чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо:

формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п. Комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

4. Профилактика здорового образа жизни

В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни - это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.

Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах. Профилактика ЗОЖ должна быть организована в детских садах, школах, вузах и колледжах. В профилактику здорового образа жизни входит система мероприятий по борьбе с вредными привычками и воспитанием гигиены личного здоровья. С раннего детства необходима профилактика здорового образа жизни, как в семье, так и в детских садах. Очень важную роль играет закаливание. В настоящее время закаливание представляет собой научно обоснованную систему специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающую в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Ошибочным является мнение, что закаливание, как элемент профилактики ЗОЖ, противопоказано ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию. Работу по профилактике здорового образа жизни в современных школах и высших учебных заведениях можно осуществлять с привлечением участковых врачей, наркологов, заведующих амбулаториями, терапевтов, стоматологов, спортсменов, полицейских, библиотекарей.

Профилактика здорового образа жизни включает в себя пропаганду отказа от курения, алкоголя и наркотиков. Кроме того, важно помнить, что самосовершенствование является частью профилактики ЗОЖ. Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в этом случае становится эффективным любая профилактика. Основы здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и адекватной профилактики в детских садах, школах и высших учебных заведениях.

Если у человека с детства семьёй и воспитателями не заложена тяга к здоровому образу жизни, ступить на стезю самосовершенствования становиться намного сложнее.

Заключение

Важно помнить, что здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому профилактика здорового образа жизни не менее важна, чем пропаганда.

В заключении реферата необходимо подчеркнуть, что здоровый образ жизни является важной составляющей полноценной жизни в быстро меняющемся мире. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Глобальной задачей общества и государства является внедрение в образовательные стандарты как можно больше аспектов связанных со здоровым образом жизни. Прежде всего, необходима адекватная работа с семьями, с целью борьбы с курением и алкоголизмом. Ребенок с детства должен ценить свое здоровье и следовать нормам ЗОЖ. Благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Список литературы

1. Гуменюк Е. И., Н. А. Слисенко Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста - М.: Детство - пресс, 2011

2. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни - М.: Академия, 2013

3. Морозов Михаил Основы здорового образа жизни - М.: ВЕГА, 2014

4. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. - М.: Кнорус, 2013.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ценность здорового образа жизни, его биологические и социальные принципы. Воспитание здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов, его составные элементы. Режим дня как фактор ЗОЖ студента. Значение пропаганды гигиенических знаний для здорового образа жизни.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2009

    Образ жизни, представляющий повышенный риск здоровью. Молодежная программа по формированию здорового образа жизни в России. Организация работы муниципального штаба. Модель формирования здорового образа жизни у детей и молодежи в Красноярском крае.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2015

    контрольная работа , добавлен 06.12.2010

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков и профилактике наркомании.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Характеристика основных видов здоровья. Позитивное влияние рационального режима труда и отдыха, физических нагрузок, правильного рациона питания на организм человека. Исследование стоимости здорового образа жизни и ее сопоставление с бюджетом студента.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Пропаганда здорового образа жизни как социально-педагогическая задача. Проекты Министерства спорта России. Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни в СПБПУ. Поддержка Министерством здравоохранения социального проекта "Все равно?!"

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Факторы, влияющие на формирование основ здорового образа жизни. Двигательная активность и здоровье. Резервные возможности организма. Ритмичный режим труда и отдыха. Основные показатели функционального состояния центральной нервной системы человека.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2013

    Понятие здоровья и здорового образа жизни, характеристика его составляющих: требования к правильному питанию, признаки психического здоровья, виды закаливания, режим труда и отдыха, необходимость физической активности и отказа от вредных привычек.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет).

С некоторыми заболеваниями люди рождаются, другие возникают в детском возрасте или во взрослом состоянии из-за недостаточного или несвоевременного лечения острых заболеваний.

Любое хроническое заболевание требует наблюдения у соответствующего врача-специалиста, соблюдения определенной диеты и образа жизни, возможно длительного приема лекарственных препаратов с индивидуальным подбором и периодической коррекцией дозы принимаемых лекарств.

Профилактические мероприятия по ЗОЖ с целью профилактики хронических заболеваний ведутся в трех направлениях:

1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся;

2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;

3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

Все три направления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным на педагогическом совете и утвержденным главным врачом детской поликлиники.

К сожалению, современные школьники имеют все больше и больше хронических заболеваний. Основной причиной возникновения таких заболеваний является то, что современные школьники все меньше двигаются. Чаще всего это связано с загруженностью уроками, дополнительными занятиями, домашними заданиями. Порой у них не остается времени на прогулку, общение со своими сверстниками, на участие в подвижных играх. В результате нарушается естественное, нормальное развитие детского организма. Школьные уроки физкультуры компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности. Вот почему формирование здорового образа жизни особенно важно и актуально.

Систематическое пребывание на воздухе во время перемен в школах определяется степенью благоустройства участка, количеством входов и устройством гардеробов. Наличие нескольких выходов на участок из здания школы и децентрализованных гардеробов обеспечивает, проведение ряда режимных моментов на воздухе. Наблюдения показывают, что число детей, одновременно находящихся в рассредоточенных гардеробах, в 7-- 8 раз меньше, а время, затраченное на одевание, в 3 раза меньшее, чем в централизованных гардеробах школ той же вместимости. В практике нередко встречается неверное использование планировочных решений: один вход вместо имеющихся трех, прямой график движения вместо ломаного, один гардероб вместо двух, одно туалетное помещение на этаже вместо двух и т. д. Врач обязан быть хорошо знаком с проектными решениями школы и не допускать использования их не по назначению. Правильная с гигиенических позиций расстановка мебели и оборудования, благоприятные условия видимости на классной доске, светового климата, микроклимата и состояния воздушной среды обеспечиваются при размерах класса в 50--64 м2, кабинета -- 66 м2 и лаборатории -- 70 м2. Наполняемость 1-го класса -- 25 учащихся, 2--4-го -- 30, 10--11-го -- не более 25 учащихся.

Особого внимания требуют дети, имеющие низкий уровень развития. И работа с такими ребятами является дополнительным стимулом к улучшению развития таких детей. Только путем ежедневной дополнительной работы можно добиться определенных успехов в развитии их умственной работоспособности. Увеличение ежедневной двигательной активности школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года, является профилактикой хронических заболеваний.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Многие исследователи с тревогой отмечают, что именно с приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, и зачастую -- за грань допустимого, прогрессируют хронические заболевания. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидячим» .

Такой образ жизни может привести -- и, увы, в ряде случаев приводит -- к хроническим заболеваниям и отклонениям в физическом развитии. Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение -- вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражается такая нехватка на сердечно-сосудистой системе ребенка. Парадоксально, но ограничение движения во имя учения сказывается на учении как раз весьма отрицательно: умственная работоспособность резко снижается, память ухудшается.

Но хотя это известно давно, каждое новое поколение родителей склонно повторять одни и те же ошибки... В решающей степени от семьи зависит, насколько день ребенка будет наполнен столь необходимым ему движением. То, что он получает в этом смысле в школе -- уроки физкультуры, игры на переменах, физкультуры во время уроков, необходимо, но недостаточно. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой; возможности у семьи здесь весьма широки: утренняя гимнастика, «физкультминутки» во время выполнения домашних заданий, подвижные игры в часы работы, занятия спортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные прогулки и вылазки на лыжах, туристические походы и плавание летом.

Профилактика переутомления не сводится к контролю за количеством уроков в соответствии с возрастом, а касается и вопросов правильного с гигиенических позиций построения каждого урока, их чередования. Трудность урока складывается из учебных его элементов, суммарного воздействия уроков. Установлено, что уроки средней трудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебных возможностей детей. Они не интересны и утомительны. Трудные уроки вызывают чрезмерное напряжение умственной деятельности, утомляют детей, снижают их работоспособность. Трудность предмета для каждого возраста разная. Так, для учащихся 1-го класса объективно трудными оказались уроки пения, чтения; для 2--3-х -- природоведение, русский язык; для 4--6-х классов -- география, история, химия, а для 9--10-х классов -- литература, физика, физкультура. Урок.облегчается, если на нем многократно чередуются разные виды деятельности. Например, устная- и письменная работа, изучение нового и повторение пройденного материала, соблюдена посильная для данного возраста длительность каждого из компонентов урока, особенно самостоятельная работа. В младших классах целесообразны комбинированные уроки, на которых используются разные виды работ. Например, последние 10 минут русского языка или математики отводятся рисованию по теме урока. Включение игровых моментов в ходе урока является эмоциональной разрядкой, позволяет в значительной мере активизировать внимание детей и педагогически эффективно использовать все время урока. Основы ЗОЖ должны включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, как непременное условие психического здоровья.

В заключение главы можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни является интегративным качеством в структуре становления личности школьников, представляющей собой совокупность ценностных ориентацией личности на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хронических заболеваний, теоретических знаний и практических форм поведения, способствующих выполнению учебных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.

Социально-педагогические технологии формирования здорового образа жизни у школьников - это дополнительная последовательная целенаправленная система способов действий по формированию здорового образа жизни на основе субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе, включающая научно обоснованную совокупность форм, методов и способов деятельности, направленная на подготовку ребят к самостоятельному принятию решения вести здоровый образ жизни.

Первичная профилактика включает в себя:

· Принятие мер по снижению влияния на организм человека вредных факторов;

· Формирование здорового образа жизни:

· создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшения этого влияния,

· санитарно-гигиеническое воспитание,

· снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,

· обучение правильному отдыху,

· привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления;

· Выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов и принятие мер по их устранению;

· Проведение иммунопрофилактики различных групп населения;

· Формирование комплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм;

· Оздоровление населения, находящегося под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

В соответствии с концепцией ВОЗ, укрепление здоровья -- это процесс создания возможностей для усиления контроля общества и индивидуумов за факторами, определяющими здоровье, что должно позволить достичь устойчивых результатов в его улучшении. Таким образом, укрепление здоровья (health promotion) -- это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его [ВОЗ]. Основными принципами укрепления здоровья считаются: убежденность лиц, принимающих решения, межсекторальное сотрудничество (сочетание ресурсов), ориентация на население, участие местного сообщества по принципу "не только для людей, но вместе с людьми". Поэтому крайне важным в укреплении здоровья является позитивное отношение самого населения к собственному здоровью.

Позитивное отношение к здоровью (positive health attitude) -- это относительно стабильная позиция, установка индивида (социальной группы, общества в целом) на оздоровление образа жизни, изменение привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья [МЗ]. Позитивное отношение к здоровью отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья, его следует рассматривать как этап формирования мотивации к потребности в здоровье, готовности к изменениям в поведении в сторону оздоровления. Мотивация к формированию потребности в здоровье (health motivation) -- это побуждение индивидов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья. Укрепление здоровья лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на охрану здоровья.

Под охраной здоровья (health protection) (иногда еще употребляют термин "защита здоровья") [МЗ] следует понимать совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержание активной долголетней жизни, предоставление медицинской лечебно-профилактической помощи.

В основе укрепления и охраны здоровья населения лежит профилактика заболеваний (diseases prevention) -- система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий [МЗ].

Система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой. Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной, групповой и общественной. Индивидуальная профилактика -- это проведение профилактических мероприятий с отдельными индивидуумами, групповая -- с группами лиц со сходными симптомами и факторами риска, общественная профилактика охватывает большие группы населения, общество в целом.

Кроме того, различают примордиальную, первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию (восстановление здоровья).

Примордиальная профилактика -- совокупность мер, направленных на недопущение факторов риска возникновения заболеваний, связанных с неблагоприятными условиями жизнедеятельности, окружающей и производственной среды, образа жизни.

Первичная профилактика (primary prevention) [МЗ] -- это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.

Первичная профилактика включает в себя различные компоненты:

  • * принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга;
  • * формирование здорового образа жизни;
  • * меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, дорожно-транспортного травматизма, инвалидизации, а также смертности;
  • * выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению с целью снижения уровня факторов риска;
  • * проведение иммунопрофилактики различных групп населения;
  • * оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Таким образом, одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (healthy life style) представляет собой категорию общего понятия "образ жизни", о которой говорилось выше, и включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни. Формирование здорового образа жизни предусматривает:

  • * создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии на здоровье всех негативных факторов и возможностях уменьшения этого влияния;
  • * санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • * снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;
  • * привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Важная роль в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) принадлежит его пропаганде. Целью пропаганды здорового образа жизни является формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи:

  • * обеспечение необходимой медико-гигиенической информацией о ЗОЖ всех социальных и возрастных групп населения;
  • * стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для ЗОЖ населения;
  • * вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительную работу и воспитательную деятельность;
  • * организация всенародного движения за формирование ЗОЖ, объединение усилий с национальными движениями такого рода в зарубежных странах.

Важнейшими направлениями пропаганды ЗОЖ можно считать следующие:

Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья:

  • * гигиена труда;
  • * здоровая сексуальность;
  • * рациональное питание;
  • * личная гигиена;
  • * гигиена отдыха;
  • * оптимальный двигательный режим;
  • * физкультура и спорт;
  • * умение справляться со стрессами;
  • * закаливание;
  • * гигиена супружеских отношений, в том числе планирование семьи;
  • * психогигиена;
  • * медико-социальная активность;
  • * гигиена окружающей среды.

Пропаганда мер по профилактике факторов, пагубно влияющих на здоровье, о чем будет сказано дальше.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан должно осуществляться в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях.

К числу комплексных показателей, характеризующих образ жизни конкретного индивида, относят уклад жизни, уровень жизни, качество и стиль жизни. Уклад жизни -- национально-общественный порядок жизни, быт, культура, обычаи. Так, например, обусловленные конкретными историческими реалиями обычаи являются действиями, формирующимися в стереотипно повторяющихся ситуациях. Они, в свою очередь, создают привычки -- закономерно повторяющиеся действия, выполнение которых стало потребностью.

Понятие уровня жизни включает потребление продуктов питания, образование, занятость, условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежду, рекреацию, свободное время, права человека. При этом количественные показатели уровня жизни являются не конечной целью, а лишь инструментом создания лучших условий жизни. Стиль жизни -- психологические индивидуальные особенности поведения. Понятие "качество жизни" будет рассмотрено в следующей лекции.

Вторичная профилактика (secondary prevention) представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность.

Вторичная профилактика включает в себя:

  • * целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;
  • * проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;
  • * проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения;
  • * проведение медико-психологической адаптации к изменившейся ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма;
  • * проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности адаптации к социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например, производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений, создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями и т. д.).

Третичная профилактика, или реабилитация (восстановление здоровья) (rehabilitation) [МЗ], -- это комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.

Групповой и общественный уровень медицинской профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями, а включает в себя комплексные программы профилактики или массовые кампании по укреплению здоровья. Профилактические программы (preventive programs) представляют собой систематизированное изложение основных направлений деятельности в этой области. Профилактические программы могут быть комплексными или целевыми. Процесс формирования и реализации программ включает в себя полный программный цикл, состоящий из четырех основных компонентов:

  • * анализ -- это начальный компонент программного цикла, включающий процесс изучения состояния здоровья населения, условий и факторов, влияющих на его формирование, и потенциальных возможностей для укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
  • * планирование -- это компонент, включающий процесс выбора приоритетов, целей и задач, методов и средств их достижения, прогнозирования ресурсного обеспечения и конечных результатов;
  • * реализация включает комплекс политических, законодательных и организационно-технических мероприятий по выполнению профилактической программы;
  • * оценка -- это динамический процесс, направленный на определение эффективности мер, предусмотренных программой, который включает оценку планирования, хода реализации и полученных результатов. Оценка программного цикла является составной частью процесса управления профилактической программой.

Компоненты программного цикла применимы как в различных областях здравоохранения, так и в других сферах человеческой деятельности.

Таким образом, реализация любых профилактических программ должна заканчиваться оценкой их качества и эффективности.

Качество профилактической медицинской помощи (preventive health саге quality) [МЗ] представляет собой совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказания профилактической медицинской помощи имеющимся потребностям, ожиданиям пациента и общества, современному уровню медицинской науки и медико-профилактических технологий. Качество профилактической медицинской помощи характеризуется:

  • * адекватностью мер, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
  • * безопасностью применяемых профилактических медицинских мер;
  • * действенностью осуществляемых профилактических медицинских мероприятий;
  • * наличием и доступностью требуемого вида профилактических медицинских услуг;
  • * оптимальностью оказываемых профилактических медицинских услуг и постоянным их совершенствованием;
  • * преемственностью и непрерывностью процесса образования и оздоровления пациентов в системе здравоохранения;
  • * результативностью и своевременностью применяемых профилактических медицинских мер;
  • * способностью удовлетворять потребность отдельных пациентов, групп и всего населения в профилактической деятельности;
  • * стабильностью процессов и полученных результатов;
  • * эффективностью применяемых профилактических медицинских мер (отношением затрат на оказание профилактической медицинской помощи к полученному результату) для достижения положительного медицинского, социального и экономического баланса.

В настоящее время три из четырех смертей в Европе и Северной Америке вызваны сердечно-сосудистыми, онкологическими, респираторными заболеваниями или циррозом печени. Учитывая существующую тенденцию старения населения, можно прогнозировать дальнейший рост удельного веса этих заболеваний в структуре смертности. В формировании этой группы заболеваний важную роль играют факторы риска образа жизни и среды обитания. Как указывалось в лекции I, факторы риска -- это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход. Теперь более подробно рассмотрим факторы риска неинфекционных заболеваний.

Анализ данных о факторах риска среди населения Европы и Северной Америки показывает, что среди лиц в возрасте от 25 до 65 лет наибольшее распространение имеют следующие факторы риска: регулярное курение (29--56 % населения), высокое артериальное давление (15--60 % населения), гиперхолестеринемия (45--80 %), избыточная масса тела (11--38 %).

Курение является не только фактором риска онкологических заболеваний, но и фактором, способствующим возникновению почти трети всех сердечно-сосудистых заболеваний. В настоящее время общепризнано, что искоренение курения является одной из наиболее эффективных мер оздоровления населения в развитых и развивающихся странах. Многие страны (Финляндия, Исландия, Северная Ирландия, Канада и др.) развернули всестороннюю кампанию, направленную на борьбу с курением, что привело к значительному снижению числа курящих и улучшению здоровья населения. ВОЗ еще в 1980 г. развернула кампанию по борьбе с курением под девизом: "Курение или здоровье...". Научные данные убедительно свидетельствуют о вреде курения для здоровья. Приведем некоторые примеры.

В одном из исследований в США показано, что среднее число случаев сердечно-сосудистых заболеваний у лиц в возрасте 45--54 лет при выкуривании в день до 20 сигарет, по сравнению с некурящими, возрастает в 1,4 раза, а при выкуривании более 20 сигарет -- в 2 раза. Аналогичные данные получены и при анализе смертности. Так, по сравнению с некурящими у лиц, выкуривающих в день более 20 сигарет, риск смерти от всех причин более чем в два раза выше. Четкая связь наблюдается между курением сигарет и наступлением внезапной смерти. У молодых людей выявлена высокая зависимость между курением и заболеваниями сосудов нижних конечностей, которые развиваются исключительно у курильщиков; между курением и возникновением злокачественной гипертонии.

В последние годы заметно увеличилось число курящих женщин и девушек. По нашим данным, в возрасте 14--18 лет 68,4 % девушек Санкт-Петербурга курят (регулярно или эпизодически). В то же время курение по ряду причин еще более вредно для женщин, чем для мужчин. Будучи, как и у мужчин, фактором риска развития сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, курение выдвигает перед женщинами еще рад чисто женских проблем. Так, риск сердечнососудистых заболеваний особенно велик у женщин, которые курят и принимают противозачаточные средства. Курение пагубно влияет на беременность:

  • * у курящих во время беременности женщин рост плода замедляется и масса тела ребенка при рождении меньше в среднем на 200 г, чем у детей некурящих женщин, отмечается обратная корреляционная связь между числом выкуриваемых сигарет и массой тела при рождении;
  • * курение во время беременности повышает риск развития врожденных заболеваний у детей;
  • * курение во время беременности повышает риск перинатальной смертности;
  • * курение матери оказывает влияние на плод, ускоряя число сердечных сокращений и замедляя дыхание;
  • * у курящих женщин больше вероятность самопроизвольного аборта и преждевременных родов.

Таким образом, в профилактике неинфекционных заболеваний борьбе с курением должно отводиться важное место. Тщательный научный анализ показывает, что только в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями 50 % успеха может быть обусловлено снижением числа курящих среди населения. При прекращении курения уже через десять лет риск развития сердечно-сосудистой патологии становится таким же, как у некурящих.

По мнению ВОЗ, программы по борьбе с курением должны основываться на следующих положениях: первое -- некурящий человек должен считаться нормой поведения в обществе, и это следует постоянно поощрять; второе -- должна быть запрещена реклама табака, ограничены его экспорт и производство.

Питание. Правильное, рациональное питание и сохранение энергетического баланса являются фундаментом для профилактики многих неинфекционных заболеваний. Что же такое рациональное питание? Под рациональным питанием (rational nutrition) следует понимать физиологически полноценное питание людей с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов, способствующее сохранению здоровья, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, а также высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию.

Основными принципами рационального питания являются:

  • * энергетическое равновесие пищевого рациона (соответствие энергозатрат энергопотреблению);
  • * сбалансированность пищевого рациона по основным компонентам (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины);
  • * режим и условия приема пищи.

Питание может быть здоровым, избыточным и недостаточным. Здоровое питание (healthy nutrition) [МЗ] -- это питание, обеспечивающее удовлетворение научно обоснованных потребностей различных групп населения в рациональном питании с учетом традиций, привычек и основанное на потреблении разнообразных продуктов питания, способствующих укреплению здоровья и профилактике заболеваний. В отношении к индивидууму здоровое питание рассматривается как синоним рационального питания. С позиций ВОЗ, понятие здорового питания ассоциируется с такими видами деятельности, как политика в области производства пищевых продуктов, производственной безопасности, удовлетворенности жизненно важными питательными компонентами и т. д.

Избыточное питание (overeating) [МЗ] -- это чрезмерное систематическое потребление продуктов питания (например, соли, жира, сахара и др.) или не соответствующий физическим затратам энергетически емкий пищевой рацион. Недостаточное питание (lack food) [МЗ] -- это уменьшенное в количественном или пониженное в качественном отношении потребление пищевых веществ либо отдельных компонентов, недостаточная калорийность пищевого рациона для жизнеобеспечения в соответствии с физической потребностью.

Особую опасность для распространения многих социально значимых хронических неинфекционных заболеваний несет избыточное питание. Оно способствует возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхолегочной системы, болезней обмена веществ, опорно-двигательного аппарата, злокачественных новообразований и др. И наоборот, есть данные, что увеличение потребления овощей и клетчатки, а также снижение потребления жиров способствует предотвращению некоторых видов онкологических заболеваний. Избыточное питание приводит к возникновению таких факторов риска, как повышенное содержание холестерина в крови (гиперхолестеринемия), избыточная масса тела, избыточное потребление поваренной соли.

Повышенный уровень содержания холестерина в крови (гиперхолестеринемия). Уровень холестерина в крови зависит в основном от состава пищи, хотя несомненное влияние оказывает и генетически обусловленная способность организма синтезировать холестерин. Обычно наблюдается четкая связь между употреблением в пищу насыщенных жиров и уровнем холестерина в крови. Изменение диеты сопровождается и изменением уровня холестерина в крови. Среди населения экономически развитых стран более 15 % имеют повышенное содержание липидов в крови, а в некоторых странах этот показатель в два раза выше.

Холестерин относится к группе жиров, он необходим для нормальной жизнедеятельности организма, однако его высокий уровень в крови способствует развитию атеросклероза. В настоящее время накоплено большое количество неоспоримых доказательств связи между повышенным уровнем холестерина в крови и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний:

  • * эксперименты на животных показали, что кормление их пищей с высоким содержанием холестерина приводит к развитию атеросклероза;
  • * эпидемиологические исследования групп населения, различающихся по уровню холестерина в крови, выявили различную степень распространенности у них ишемической болезни сердца;
  • * у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца, чаще встречается повышение уровня холестерина в крови;
  • * у лиц с генетически обусловленным высоким уровнем холестерина в крови (семейная гиперхолестеринемия) почти всегда преждевременно развивается ишемическая болезнь сердца.

Избыточная масса тела. По данным специальных исследований, от 11 до 38 % населения экономически развитых стран в возрасте 25--64 лет страдают ожирением. Избыточное отложение жира (в частности, в области живота) приводит к развитию факторов риска кардиологических заболеваний -- повышенного артериального давления, нарушения липидного обмена, инсулинозависимого диабета и др. Имеются достоверные данные, что ожирение вызывает нарушения функции дыхания, почек, приводит к нарушениям менструального цикла, остеоартрозу нижних конечностей, повышается риск развития желчекаменной болезни, подагры. В настоящее время ожирение приобретает размах эпидемии как в развитых, так и в развивающихся странах. Около 50 % взрослого населения имеют индекс массы тела больше желаемой величины.

Уменьшение избыточной массы тела и ее поддержание на нормальном уровне -- задача довольно трудная, но вполне решаемая. Контролируя свою массу тела, надо следить за количеством, составом пищи и физической активностью. Поддержание нормальной массы тела зависит от баланса калорий, поступающих в организм с пищей и утилизируемых. Сгоранию калорий способствует физическая нагрузка. Уменьшать массу тела рекомендуется постепенно, избегая необычных диет, так как они обычно приносят лишь временный успех. Питание должно быть сбалансированным, пища -- низкокалорийной. Однако в целом продукты питания должны быть разнообразными, привычными и доступными, а прием пищи должен доставлять удовольствие.

ВОЗ предлагает рад практических подходов к профилактике ожирения: широкое информирование населения о роли низкой физической активности в формировании избыточной массы тела, о правильной оценке своего веса; разработка специальных программ по диете и физическим упражнениям на рабочем месте.

Способность избыточного количества поваренной соли вызывать артериальную гипертонию была отмечена еще в начале прошлого века. Среди населения, употребляющего не более 3 г соли в сутки, не наблюдается повышения артериального давления с возрастом. В случае если эти люди переезжают в регионы, где употребляют в сутки 7--8 г соли, их артериальное давление повышается. В настоящее время во многих странах люди употребляют соль в количестве, значительно превышающем физиологические потребности, в то же время ограничение приема соли до 5 г в сутки сопровождается снижением артериального давления. Таким образом, для первичной профилактики гипертонии следует ограничить содержание в рационе питания соли до 5 г в сутки, одновременно увеличивая долю продуктов, содержащих много калия (томаты, бананы, грейпфруты, апельсины, картофель и др.), поскольку калий препятствует проявлению способности соли повышать артериальное давление.

Во многих странах к таким рекомендациям стали относиться весьма внимательно, так как они дают высокий эффект. Так, в Финляндии с конца 1994 г. многие пекарни перешли на выпечку хлебобулочных изделий с почти вдвое меньшим содержанием соли (0,7 г на килограмм хлеба вместо прежних 1,2 г). Эта мера привела, по предварительным подсчетам, к уменьшению числа случаев смерти от инсульта на 2000, а от инфаркта миокарда -- на 1600 случаев в год. Соответственно расходы на лечение снизились на 100 млн. долларов в год, а на приобретение лекарств -- на 40 млн. долларов.

Низкая физическая активность. Во второй половине XX в. малоподвижный образ жизни стал массовым явлением. В настоящее время в экономически развитых странах осталось мало видов работ, требующих физического напряжения. Развитие агрикультуры, урбанизация, автоматизация и другие блага цивилизации делают образ жизни человека малоподвижным, в то время как миллионы лет в процессе эволюции основными занятиями человека были охота и собирание съедобных плодов и растений. Под влиянием этих видов деятельности происходила адаптация физиологических и обменных процессов в организме. Человек, оставаясь охотником и собирателем плодов по своим физиологическим и обменным процессам, вынужден в современном обществе вести малоподвижный образ жизни, сопровождающийся постоянными излишествами.

Сегодня в экономически развитых странах каждый второй взрослый человек ведет сидячий образ жизни, и эта пропорция становится еще больше среди лиц старшего возраста. Малоподвижный образ жизни ведет к ожирению, нарушению обменных процессов, что, в свою очередь, приводит к росту распространенности важнейших социально значимых заболеваний. Научно доказано влияние физической активности на частоту и исход сердечно-сосудистых заболеваний, физическая активность оказывает тормозящее действие на развитие атеросклероза.

В связи с вышеизложенным ВОЗ считает, что регулярная физическая активность должна быть неотъемлемой частью образа жизни. Большинство профилактических программ ВОЗ включают в себя компоненты по развитию физической активности среди детей и подростков. Некоторые правительства совместно с национальными организациями и спортивными клубами внедряют социально-маркетинговые программы, которые стимулируют активный образ жизни. Программы, ориентированные на изменение образа жизни, предлагают комбинацию физических упражнений и диеты, которые могут являться эффективными для первичной профилактики нарушений, связанных с неправильным питанием, таких как ожирение, высокое артериальное давление и гиперхолестеринемия.

Алкоголь и наркотики. Алкоголизм и наркомания являются одними из самых острых проблем здоровья в большинстве стран мира. Широко описаны острые и хронические заболевания, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя. Во многих странах в последние десятилетия возросла смертность от цирроза печени, существуют убедительные доказательства влияния потребления алкоголя на повышение артериального давления; даже в тех случаях, когда потребление не считается чрезмерным, алкоголь способствует развитию и других социально значимых заболеваний.

Не менее важной проблемой для здоровья является развитие наркомании. Европейское Региональное Бюро ВОЗ в проекте "Здоровье для всех в 2000 году" рассматривает незаконное применение наркотиков как важнейшую проблему здоровья общества.

Высокое артериальное давление. Примерно каждый пятый человек, проживающий в экономически развитых странах, имеет повышенное артериальное давление, однако большая часть гипертоников не контролируют свое состояние. Врачи "Американской ассоциации сердца" называют гипертонию "молчаливый и таинственный убийца". Опасность артериальной гипертонии состоит в том, что это заболевание у многих больных протекает бессимптомно и они чувствуют себя здоровыми людьми. У врачей даже существует такое выражение -- "закон половинок". Оно означает, что из всех лиц с артериальной гипертонией половина не знает о своем заболевании, а из тех, кто знает, только половина лечится, а из тех, кто лечится, только половина лечится эффективно.

Длительное повышение артериального давления оказывает повреждающий эффект на многие органы и системы человеческого организма, но больше всего страдают сердце, головной мозг, почки, глаза. Артериальная гипертония является одним из основных факторов риска ишемической болезни сердца, повышает риск смерти от заболеваний, обусловленных атеросклерозом. Признано, что лечение гипертонии должно стать основной частью всех усилий, направленных на борьбу с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний (наряду с борьбой с курением, контролем за содержанием липидов в крови и избыточной массой тела).

Сахарный диабет. Сахарный диабет является мощным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний и других серьезных болезней, приводящих к инвалидности. В развитии сахарного диабета важную роль играет наследственная предрасположенность, поэтому лица, у которых в семье есть больные сахарным диабетом, должны регулярно проверять содержание сахара в крови. Больные сахарным диабетом должны стараться избавиться от других факторов риска неинфекционных заболеваний, таких как избыточная масса тела, гиподинамия, поскольку это будет способствовать и более легкому течению сахарного диабета. Весьма важны прекращение курения, нормализация артериального давления, рациональное питание. Правильное и своевременное лечение основного заболевания будет препятствовать и развитию других сопутствующих заболеваний. В большинстве стран мира действуют специальные программы, направленные на борьбу с этим тяжелым заболеванием.

Психологические факторы. В последнее время отмечается возрастающая роль психологических факторов в развитии сердечно-сосудистых и иных заболеваний. Хотя этим факторам всегда придавали большое значение в развитии важнейших социально значимых заболеваний, отсутствие возможности их количественной оценки затрудняет доказательство их конкретной роли в эпидемиологии тех или иных заболеваний. Однако доказана роль стрессов, усталости на работе, чувства страха, враждебности в развитии сердечно-сосудистых заболеваний. Психоэмоциональное напряжение вызывают условия работы -- чрезмерные задачи на день, нездоровая окружающая среда на рабочем месте. Бедность и социальная незащищенность также могут явиться причинами стресса.

На основании изучения влияния поведения людей на развитие сердечно-сосудистых заболеваний был выделен тип поведения, который ассоциируется с частыми сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не вдаваясь в подробную психологическую характеристику их личности, можно отметить, что это в основном энергичные, много работающие люди, приносящие большую пользу обществу. Поэтому задача профилактики сердечно-сосудистых заболеваний у них не состоит в том, чтобы заставить их полностью изменить свой образ жизни, а в том, чтобы убедить их приобрести такие привычки, которые будут противодействовать неблагоприятному влиянию особенностей их поведения на здоровье (регулярные занятия физическими упражнениями, отказ от курения, рациональное питание, контроль артериального давления и т. д.).

Каждый из перечисленных факторов оказывает существенное влияние на развитие и исход важнейших заболеваний, однако даже умеренное суммарное увеличение числа факторов во много раз увеличивает риск развития патологии. Поэтому многофакторные программы, охватывающие широкие слои населения, в настоящее время являются наиболее перспективными профилактическими программами.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В обществе появилось осознание того, что если за здоровьем следить, то можно меньше болеть и дольше прожить. Если вести здоровый образ жизни, то не придется прикидываться сторонником бодипозитива и врать себе и окружающим, что ожирение и полнота – это норма, а размеры, начиная с пятидесятого – красиво и стильно. Однако в стремлении вести здоровый образ жизни люди часто совершают ошибки. Чтобы стремление вести здоровый образ жизни принесло пользу, а не вред, нужно понимать сущность и знать его составляющие.

Что такое здоровый образ жизни

В последние годы, несмотря на повальное увлечение здоровым образом жизни , продолжает расти детская заболеваемость и смертность. Проблема не только в том, что родители не следят за здоровьем своих детей и потакают им в желании есть всё подряд, но и в том, что за девяностые годы достижения советской пропаганды в сфере формирования здорового образа жизни и воспитания здоровых и социально активных детей были сведены к нулю. Все достижения в этом плане были уничтожены волной рекламы вредной еды, половой распущенности и безответственности по отношению к собственному здоровью. Только в середине первого десятка двухтысячных в моду стало входить занятие спортом и отказ от вредной пищи.

Увлечение здоровым образом жизни в российском обществе является положительной тенденцией. Но грамотность большинства граждан в сфере здорового питания, спорта и гигиены остается на низком уровне. Люди черпают знания из гламурных журналов и низкопробных роликов из Интернета. Звезды в социальных сетях не хотят принести здоровье, а лишь стремятся заработать, рекламируя безглютеновую еду и различные пищевые добавки для быстрого похудения. Все это никакого отношения к здоровому образу жизни не имеет.