Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности

Эмоции интереса и радости тесным образом связаны с познавательной деятельностью ребенка. Интеллектуальный успех невозможен, если ребенок активно не переживает эти эмоции.

Интерес рассматривается К.Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других2. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении интереса для развития познавательной сферы, С.Томкинс

Подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено. «Чтобы думать, нужно переживать» -добавляет он. Интерес тесным образом связан с эмоцией радости. Их взаимодействие - это своеобразная эмоциональная основа творческой деятельности ребенка. Вот почему так важен положительный эмоциональный фон в ходе познавательной деятельности. В этой связи добавим, что интерес - это наиболее распространенная форма положительных эмоций. Там, где есть положительная эмоция, там, как правило, любые действия сопровождаются интересом. Таким образом, становится понятным педагогическое значение в процессе учебы позитивных эмоциональных состояний ребенка.

Чувство личной ответственности, любознательность, приятные и успешные действия - все это вызывает и стимулирует интерес у ребенка. Что еще могут сделать родители в плане развития интереса у своего ребенка?

Во-первых, самим быть любознательными. Родители, охотно принимающие новый опыт, скорее передадут ребенку свое отношение к окружающему миру.

Во-вторых, нужно предоставить ребенку больше свободы для игры, развития воображения и фантазии. Последнее оказывает решающее воздействие на развитие интереса.

Выше уже отмечалась тесная связь радости и интереса. Дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и человеческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром. Радость -нечто большее, нежели положительная установка на себя и на мир. Радость всегда сопровождается чувством энергетического подъема. Радостный ребенок имеет больше оснований чувствовать себя свободным, чем тревожный и угрюмый.

Каково же влияние радости на разные аспекты жизни ребенка?

Радость оказывает позитивное влияние на восприятие и познавательную деятельность школьника. Однако в некоторых ситуациях взаимодействие радости с познавательной деятельностью может давать парадоксальные эффекты. Например, если задача слишком трудна для ребенка и требует большой и настойчивой работы, то школьник, преисполненный радостным настроением, может просто отбросить саму задачу как помеху на пути переживаемой им эмоции.

Наряду с этим нужно иметь в виду, что эмоции радости и интереса влияют на развитие у ребенка так называемой психологической зависимости. Об этом нужно помнить, когда мы пытаемся разобраться в причинах возникновения дурных, с точки зрения взрослых или общества, привычек. Например, вредное действие или поступок, совершаемый ребенком, приносит ему радость или вызывает интерес. Если это закрепляется в результате повторений, то это может способствовать развитию психологической зависимости. Привычка к курению или наркотикам хорошо иллюстрирует механизм возникновения зависимости; например, курение наркотика или предвосхищение этого является первичным источником радости или, наоборот, его отсутствие вызывает отрицательную эмоцию. Как отмечает К.Изард, изучение механизма психологической зависимости показывает, что мотивацион-ная система человека имеет тенденцию подчиняться объекту зависимости (склонности). Ради него человек может пренебречь другими объектами (книгами, играми) и даже сильными межличностными связями.

Что препятствует переживанию радости? Самое распространенное препятствие состоит в условиях социальной жизни ребенка. Если он обставлен правилами, инструкциями, нормами и прочим, подавляющим его активность, устанавливающим жесткий и все-проникающий контроль, то ни о какой радости говорить не приходится. Переживанию радости препятствуют безличные и слишком иерархизованные отношения ребенка с взрослым. Догматизм в воспитании, мешающий ребенку познать и понять самого себя, также ведет к угнетению этой эмоции.

Эмоцию радости редко переживают дети с нечеткой полоролевой идентификацией. Источником возникновения радости может стать чувство удовольствия, отсутствие конфликтных отношений, приятные и успешные действия, например, альтруистическое поведение ребенка.

Можно ли помочь ребенку обрести радость? Взрослые хорошо знают, что когда усилия человека направлены на достижение радости как таковой, она ускользает. С другой стороны, мы видели и видим, что целенаправленная деятельность и достижение цели часто приводят к радости. Многие психологи утверждают, что открытость и искренность являются основными составляющими в процессе полной реализации человеком его возможностей и при переживании радости. В.Шутц писал: «Человек должен стремиться познать самого себя и открываться перед другими. Он должен выражать и изучать свои чувства. Должен открывать в себе еще непознанные уголки души. Это может причинить боль, но он должен верить в то, что с течением времени боль уступит место освобождению огромного творческого потенциала и радости. Это пьянящая и пугающая перспектива».

Конечно, ребенок не в состоянии осознать глубину этих слов и выработать программу действий. Это - задача взрослого, прежде всего, родителей, учителей и врачей.

ГЛАВА 3. СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИЙ.

Вопросы к теме.

1. Дайте определение понятия «базовая эмоция».

2. Назовите отличительные признаки базовых эмоций.

3. Расскажите о характере физиологической обусловленности эмоций.

4. Перечислите основные функции эмоций. Расскажите подробно о каждой из них.

5. Охарактеризуйте понятие аффективно-когнитивной структуры и расскажите о путях формирования адаптивных поведенческих реакций.

6. Расскажите о теории возникновения эмоций Джемса-Ланге и Кеннока-Барда.

7. Перечислите эмоциогенные стимулы.

8. Охарактеризуйте влияние ректикулярной формации на динамические параметры эмоциональных состояний.

9. Расскажите о физиологическом механизме формирования и регуляции эмоциональных состояний.

10. Чем отличается теория прямой мотивации от теории иерархии потребностей А. Маслоу.

11. Назовите примеры структурных категорий эмоций.

Как мы переживаем свои эмоции?

Существует распространенное заблуждение, связанное с представлением о том, что эмоция – это обязательно переживание интенсивное и кратковременное. Распространение этого заблуждения в немалой степени вызвано тем вниманием, которое уделяется теме стресса и эмоциональной реакции на стресс в научной и популярной литературе. Кроме того, сам факт кратковременности экспрессивных реакций человека (которые длятся в среднем от 0,5 до 4-5 секунд) способствует восприятию эмоции как кратковременного и скоропреходящего феномена. Однако экспрессивная реакция – это лишь часть эмоции. Длительность эмоционального переживания несопоставима с длительностью эмоционального проявления. Так, например, человек может быть угнетен, подавлен очень долго, но при этом никак не проявлять своей подавленности.

Кроме того, и положительные и отрицательные эмоции различаются своей интенсивностью – они могут быть как очень слабыми, так и очень сильными. Житейский опыт показывает нам, что один и тот же поступок человека может вызвать у нас разную реакцию. Когда вы спокойны и чувствуете себя хорошо, допущенная по отношению к вам бестактность вызовет у вас лишь раздражение, но она может привести вас в ярость, если вы взвинчены или устали. Очевидно, что раздражение и ярость можно рассматривать как разные по интенсивности явления внутри одного эмоционального проявления – гнева.

Итак, те или иные эмоции всегда с нами, переживание одной из них в данный момент в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Сидите ли вы дома на диване или у ручья в лесу, гуляете ли по парку, или идете по оживленной улице, происходящее вокруг вас воспринимается вами с разной долей внимания и заинтересованности. То, на что люди обращают в данный момент внимание, зависит от степени их заинтересованности и вовлеченности в происходящее вокруг. Два человека, пробывшие в одном и том же месте одинаковое количество времени, увидят его по-своему, обратят внимание на совершенно разные вещи. Если попросить их рассказать об увиденном, то вполне возможно, что они расскажут вам о совершенно разных вещах и событиях, как если бы побывали в двух разных местах.


Причина, по которой два человека по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, в значительной степени связана с разницей в их чувствах и интересах.

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции и играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и в конечном итоге – интеллекта. Интерес является единственной эмоцией, которая обеспечивает работоспособность человека, она необходима для проявления творческих способностей.

Эмоцию интереса можно определить по взгляду человека, он либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Это говорит о том, что человек всецело поглощен, заинтересован данным объектом, и активно стремится его рассмотреть и понять.

Эмоция интереса, как и другие базовые эмоции, усиливается неспецифическим влиянием ретикулярной формации ствола мозга.

Когда человек увлечен интересной книгой, разговором с приятелем или присутствует на совещании, от решения которого зависит его будущее, то он обязательно переживает эмоцию интереса и, возможно, даже осознает свое переживание.

Таким образом, эмоция интереса складывается из трех компонентов – физиологического, экспрессивного и поведенческого.

Классические причины, активирующие эмоцию интереса :

· Перемены.

Когда повседневная жизнь начинает утомлять нас своим однообразием, у нас появляется желание что-то изменить, освободиться от повседневных забот и обязанностей. Перемена обстановки дает возможность получить определенного рода стимуляцию результатом которой будет эмоция интереса.

· Одушевленность (человек или любое животное).

Несомненен интерес ребенка к человеческому лицу и движениям человека. Интерес является частью человеческой природы. Благодаря чему человек формирует социальные связи. Способность к общению, к социальным контактам и участию в различных социальных группах является неотъемлемой частью человеческой природы. Эта способность необходима не только для выживания отдельного человека, но и для его развития и деятельности, а также для эволюции человечества в целом.

· Новизна.

Новизна объекта является обязательным фактором интереса. К тому же это наиболее эффективный активатор интереса. Новый объект обладает огромной притягательной силой, вызывает устойчивое, длительное время сохраняемое возбуждение, направленное на изучение этого объекта. При определенных условиях новый объект вместо обычной эмоции интереса вызывает панический страх. В настоящее время не известно, какой степенью новизны должен обладать объект или ситуация, чтобы вызвать у человека страх. Ясно только, что эта новизна должна быть чрезмерной, и в этих случаях можно скорее говорить не столько о новизне объекта, сколько о его «чуждости» или необычности.

· Воображение и мышление.

Любой взрослый может, закрыв глаза вызвать в уме бесчисленное количество образов. Например, воспоминание о любимом человеке, мысленное общение с ним – это неиссякаемый источник эмоций.

Как переживание эмоция интереса проявляется чувством вовлеченности, зачарованности, любопытства. У человека возникает желание исследовать интересующий предмет, лучше узнать его. Принимая участие в происходящем, человек испытывает новые переживания. Даже будучи неподвижимым, заинтересованный человек ощущает, что он «живет и действует». При ярко выраженном интересе человек испытывает воодушевление, которое направляет его деятельность на активный процесс познания.

Биологическая функция интереса

Правомерно сказать, что эмоции служат источником энергии для поведения. Конечно, сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, человека снабжают энергией процессы пищеварения и метаболизма. Но эмоции организуют и направляют выработанную энергию, создают специфические и вполне определённые тенденции к действию, и именно поэтому правомочно рассматривать эмоции в качестве источника энергии для поведения. Это управление энергией осуществляется, прежде всего, на биологическом уровне. Так, например, одни эмоции по сравнению с другими обеспечивают больше кровоснабжение мышц, задействованных в инструментальной активности. Исследование с предъявлением новорожденным детям человеческих лиц обнаружило, что ориентировочная реакция ребёнка сопровождается снижением частоты сердечных сокращений. Брадикардия отмечается и у взрослого человека при смещении внимания, вызванном необходимостью сбора информации из окружающей среды (Lacey, 1970). Замедление сердечного ритма создаёт оптимальные условия для приёма сенсорной информации. Так, у младенцев падение частоты сердечных сокращений является своего рода успокаивающим фактором. Этот относительный физиологический покой необходим новорождённому ребёнку для оптимального приёма и обработки информации и адекватной реакции на неё. Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной длительности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес к нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справиться с ней.

Мотивационная функция интереса

Любая эмоция выполняет мотивационные функции, и эти функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип мотивационных функций связан с внутренними процессами, которые устремляют индивида в определённом направлении или к определённой цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Смотрит ли ребёнок на лицо матери или, привлечённый образами и звуками окружающего мира, оглядывается по сторонам, делает ли он первые шаги, стараясь добраться до родителя или завладеть каким-то предметом, - он таким образом взаимодействует с окружающим миром, и это взаимодействие в значительной степени мотивировано эмоцией интереса. Неиссякаемое упорство, с которым ребёнок исследует этот мир, манипулирует предметами и осваивает всё более сложные способы взаимодействия с ними, убедительно свидетельствует об огромной мотивационной силе эмоции интереса. Любимая игрушка или игра порой настолько увлекают ребёнка, что он не чувствует голода или усталости. Если мать, желая покормить ребёнка, прерывает его игру, это может вызвать у него фрустрацию и вспышку негативной эмоции. В подобных случаях нужно вступить с ребёнком в игру и попытаться незаметно отвлечь его внимание от полюбившейся игрушки, переключить его на пищу. Если ребёнку давно пора быть в постели, а он никак не желает расставаться с игрушками, мы говорим, что он «сопротивляется сну». В таких случаях мы скорее достигнем желанного результата, если превратим процедуру отхода ко сну в тихую игру. Не только дети забывают о голоде и усталости, когда испытывают эмоцию интереса-возбуждения. Мы тоже порой бываем так захвачены работой, что не чувствуем голода и пропускаем обеденный перерыв. Возбуждение может притупить даже боль. Нередки случаи, когда спортсмен, получив во время игры травму, начинал ощущать боль только по окончании матча. Известно также, что альпинисты забывают обо всех физиологических потребностях (драйвах), когда от вершины их отделяет несколько метров. Путешественники терпят лишения неделями, месяцами и даже годами - настолько сильны в них жажда открытия, стремление к заветной цели. Интерес ребёнка к окружающему миру, который таит в себе огромные возможности для исследования, манипуляций и научения, значительно облегчает процесс развития у ребёнка когнитивных функций и жизненно важных умений. Результаты экспериментов и данные наблюдений над животными позволяют предположить, что богатство среды, окружающей молодую особь, влияет даже на развитие её мозга. Мозг новорожденного ребёнка имеет почти 90% нервных клеток мозга взрослого человека, но это не статичное и завершённое в развитии образование, так как большая часть взаимосвязей между триллионом его клеток устанавливается после рождения, и, как показывают исследования, их формирование обусловлено влиянием окружающей среды. Предполагается, что некоторые из этих нейронных взаимосвязей являются функцией научения и не раз претерпевают изменения. Т. о., можно заключить, что эмоция интереса, являясь мотивирующей силой постоянного сенсорного взаимодействия человека с окружающей средой, способствует развитию его мозга.

Социальная функция интереса

Любая фундаментальная эмоция выполняет социальную функцию, и эмоция интереса не является исключением. Адлер (Adler, 1964) считал социальный интерес одной из главных движущих сил человеческого поведения. Человек - это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определённая степень социальной организации и порядка; поэтому можно сказать, что каждому человеку в той или иной мере свойственен социальный интерес. Социальная функция эмоции интереса наиболее наглядно проявляется в игре и в социальной коммуникации.

Игра. Представители практически всех высших форм жизни имеют представление об игре. И это особенно верно для молодых особей. У ребёнка игра с предметами и игрушками приобретает самые разные формы - от бросания игрушек на пол до сложных фантазийных построений. Каждая из этих форм характеризует определённую стадию развития ребёнка и имеет чрезвычайно важное значение. Психологи доказали, что воображение и фантазийные формы игры служат показателем эмоционального и когнитивного развития ребёнка. Ребёнок, научаясь давать разрядку своим негативным эмоциям в фантазиях и игре, приобретает тем самым ценный адаптивный навык, который пригодиться ему во взрослой жизни. Клингер (Klinger, 1971) пришёл к заключению, что опыт переживания агрессивных фантазий снижает вероятность проявления агрессии в реальном поведении. Те дети и те взрослые, которые не дают разрядку гневу и агрессивности в игре или фантазии, чаще выражают их открытыми формами агрессии. Движущей силой любой формы игры является эмоция интереса. Дети играют с теми игрушками, которые пробуждают у них любопытство, которые захватывают их, и с теми детьми, которые «умеют играть», которые делают игру интересной. Не всякий ребёнок активен в игре. Одним детям от природы свойственен более высокий уровень активности, которая побуждает их к постоянному исследованию окружающей среды, к манипуляциям с предметами, тогда как другие рождаются менее активными и нуждаются в большей внешней стимуляции, - родители и воспитатели должны уделять им больше времени, пробуждать интерес и побуждать к действию. В противном случае способность ребёнка к исследованию и познанию физического мира будет серьёзно ослаблена.

Социальная коммуникация. Спонтанное проявление эмоции чётко и ясно сигнализирует о внутреннем состоянии индивида. Такие проявления никогда не бывают нейтральными и редко остаются незамеченными. Общаясь с людьми, вы так или иначе реагируете на их эмоциональные проявления, точно так же, как они реагируют на ваши. Эмоциональная экспрессия играет большую роль в межличностной коммуникации. Ни в каком другом возрасте коммуникационное значение эмоциональной экспрессии не выступает с большей очевидностью, чем в раннем детстве. И особенно наглядно оно проявляется во взаимодействии новорождённого ребёнка с матерью, когда выражение интереса на лице ребёнка указывает на внимание. Способность матери привлекать и удерживать внимание ребёнка служит верным признаком живости его реакции. Ребёнок, по мере своего развития наблюдая за различными эмоциональными проявлениями родителей и старших детей, учится очень многому. Так, оказавшись в незнакомой или двусмысленной ситуации и не зная, как себя вести себя в ней, он смотрит на родителей - заинтересованное выражение их лиц может побудить его к взаимодействию с незнакомым предметом, человеком или явлением. Исследователи, уделявшие основное внимание изучению человеческого взгляда, обнаружили, что взгляд глаза в глаза свидетельствует о стремлении человека к контакту, а в некоторых случаях и об интимных отношениях между людьми (Argyle, 1972). Очень часто взгляд может говорить об эмоции интереса, хотя взглядом могут выражаться и другие эмоции (например, гневный взгляд), а также драйвы (например, сексуальное возбуждение). Но у маленьких детей взгляд, и особенно прямой взгляд, чаще всего свидетельствует об эмоции интереса.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИИ ИНТЕРЕСА

Интерес характеризует активность человека с самого начала его жизни. За исключением тех моментов, когда ребёнок испытывает дискомфорт от неудовлетворенной физиологической потребности, он рассматривает, слушает, издает звуки и производит движения под влиянием и руководством эмоции интереса. Кроме того, эмоция интереса способствует развитию сенсорной и сенсомоторной координации и соответствующих навыков (White, 1975). Мотивированные интересом формы активности и взаимодействия с окружающим миром закладывают основы для развития всех психических сфер, отсутствие этих форм активности и взаимодействия с окружением может привести к тяжелым задержкам развития (Dennis, 1960). Хант (Hunt, 1965) приводит данные, свидетельствующие о том, что отсутствие взаимодействия с окружением, необходимое для формирования позитивного чувства вовлеченности, порождает у ребёнка апатию. Он пишет: «чувства голода и жажды необходимы для выживания, но возможности, предоставляемые информационными интеракциями также важны для пробуждения интереса к объектам, людям и обстановке». Благодаря тому, что ребёнок испытывает интерес к человеческому лицу, он научается отличать мать от других людей. Заинтересовано прослеживая перемещения матери и её лица в пространстве, ребёнок постигает такие параметры внешнего мира, как расстояние между предметами и их пространственное размещение. Интерес к пространству и его освоению приводит к тому, что ребёнок научается ходить. Подстегиваемый интересом к окружающим предметам, к их формам и пространственным отношениям между ними, ребёнок научается оперировать предметами. Привлеченный яркостью тех или иных предметов, он постигает их размеры. Перцептивный процесс, который у взрослого выглядит автоматическим, в действительности является результатом перцептивного научения, мотивируемого и поддерживаемого интересом к исследованию и освоению окружающего мира. Как заметил Хаксли (Huxley, 1954), сенсорная информация лишь постепенно «подчиняется идее». Отдельные замечания Пиаже, касающиеся интеллектуального развития, и идеи Ханта о развитии внутренней мотивации применимы для построения модели эмоционально-когнитивного взаимодействия, которая описывает развитие эмоции интереса и её взаимодействие с перцептивной, когнитивной и двигательной активностью. Хант (Нant, 1965) разделяет процесс развития внутренней мотивации (врождённой потребности в обработке информации) на три стадии.

Первая стадия характеризуется врожденной реактивностью, способностью откликаться на изменчивость (неконгруентность) входящего сигнала. На этой стадии стандартом (нормой) по отношению к которому новые сигналы воспринимаются как неконгруентные (и потому порождают процессы, имеющие мотивационное значение), выступает сенсорная стимуляция, получаемая организмом. Хант вслед за Пиаже считает, мотивационный базис реактивности сопоставим с концепцией ориентировочного рефлекса. Однако понятие ориентировочного рефлекса применимо лишь для объяснения первичного сенсорного контакта с объектом, тогда как устойчивую реактивность лучше объясняет понятие врожденной эмоции интереса. Кроме того, как считает Хант, сама концепция аффективно-когнитивной модели подразумевает активность ребёнка: ребёнок не просто откликается на какое-то воздействие, он принимает активное участие во взаимодействии со средой. Даже впервые 3 - 4 месяца жизни, которые Хант считает периодом реактивности (стадия 1), его перцептивная и сенсомоторная активность генерируется врожденной эмоцией интереса.

Вторая стадия в развитии внутренней мотивации охватывает возраст от 4 до 9 месяцев, она наступает в тот момент, когда ребёнок начинает проявлять активность для установления перцептивного контакта с источником сигнала. Ребёнок теперь готов предпринять действие для того, чтобы «продлить интересное зрелище». На данной стадии наибольший интерес у ребёнка вызывает зрелище, которое он может наблюдать многократно. На основе подобной «узнаваемости» вырабатываются навыки катексиса, или эмоциональной привязанности. На данной стадии развития те или иные объекты становятся привлекательными для ребёнка вследствие его повторных контактов с ними, они вызывают у ребёнка интерес потому, что он узнает их. Если говорить об этой стадии развития мотивации в терминах теории дифференциальных эмоций, то можно сказать, что ребёнок начинает радоваться собственной активности и что взаимодействие эмоции интереса с эмоцией радости поддерживает его активность. Знакомые лица, места и предметы теперь возбуждают в нем не столько интерес, сколько радость. Именно интеракция «интерес-радость», возникшая в результате узнаваемости предметов и явлений окружающего мира, питает усилия ребёнка, направленные на установление или восстановление прецептивного контакта со знакомыми предметами и явлениями.

Только на третьей стадии (примерно в возрасте 9 месяцев) ребёнка начинают интересовать новые, незнакомые предметы и явления. Хант указывает, что интерес ребёнка к новизне на этой стадии развития приводит к трём важным следствиям. Во-первых, интерес к новизне обеспечивает мотивацию для «переключения внимания ребёнка от зрелищ и активности как таковой на отдельные предметы и те изменения, которые происходят с ними и вызываются им, когда ребёнок роняет или бросает их или манипулирует с ними». Во-вторых, интерес к новизне становится мотивом исследовательской деятельности, той деятельности, которую Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». Ребёнок уже не просто воспроизводит знакомые схемы действий, но намеренно модифицирует их, для того чтобы повлиять на окружающую среду каким-то новым, еще не знакомым ему способом. В-третьих, интерес ребёнка к новизне заставляет его имитировать действия, жесты, слова и интонации окружающих людей, что чрезвычайно важно для развития ребёнка и его социализации. В целом, идеи Ханта согласуются с той аффективно-когнитивной моделью, которая принята в теории дифференциальных эмоций, за исключением двух моментов. Во-первых, теория дифференциальных эмоций постулирует врожденность эмоции интереса и рассматривает фактор новизны как врожденный активатор интереса. Во-вторых, феномены, отнесенные к третьей стадии развития мотивации, присутствуют уже в неонатальном периоде. Среди факторов, влияющих на социализацию эмоции интереса, можно выделить такой общий и распространенный фактор, как богатство окружающей среды. Он включает в себя социально-экономические условия, богатство и разнообразие получаемой ребёнком стимуляции, насыщенность семейных условий (разнообразие занятий, увлечений и других форм активности членов семьи). Плохие социально-экономические условия, как правило, ограничивают разнообразие конструктивных форм активности, доступных для индивида, и таким образом ограничивают возможности приложения его интереса. Бедность оставляет меньше времени для интеллектуальных и творческих занятий и иных форм активности, не связанных с удовлетворением базовых потребностей. Однако независимо от социально-экономических условий жизни ребёнок имеет очень низкий порог возникновения эмоции интереса-возбуждения, и если родители не запрещают ему играть, если они поощряют его игры и исследовательское поведение, то лежащая в их основе здоровая эмоция интереса получает своё дальнейшее развитие. Но если родители, озабоченные собственными нуждами, нетерпимо относятся к тем или иным поступкам ребёнка, продиктованным интересом, наказывают его за них, то тем самым они подавляют его любознательность, его исследовательский интерес. У детей, чьи родители отличаются любознательностью, склонностью к приключениям, формируется более сильное стремление к познанию, чем к детей, родители которых строят свою жизнь на основании устоявшихся взглядов и догм. Своими действиями и словами родители либо пробуждают в ребёнке любознательность, либо подавляют его исследовательский интерес. Если родители сами открыты для нового опыта, то они, как правило, воспитывают такое же отношение к жизни у своего ребёнка, способствуя тем самым формированию низких порогов эмоции интереса и мотивированных ею форм конструктивной деятельности. Предоставление ребёнку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому имеет решающее значение для развития его способности к переживанию эмоции интереса (Singer, 1966). Даже если социально-экономические, культурные или семейные условия ограничивают разнообразие стимуляции и возможности проявления фактора новизны, ребёнок сам, одной лишь силой своего воображения, которое, однако, должно поощряться окружающими его взрослыми, создаёт бесконечное множество воображаемых людей, обстоятельств действия, предметов и событий. Исследование, проведённое Сингером (Singer, 1973), а также исследование Клингера (Klinger, 1971) показывают, сколь важное значение имеет воображение и фантазийные формы игры в жизни растущего ребёнка. С другой стороны, есть данные о том (Smilansky, 1968), что дети, растущие в тяжелых условиях, обнаруживают недостаток развития воображения и фантазийных форм игры и нуждаются в специальной помощи для формирования этой важной способности.

РАЗВИТИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЭМОЦИЕЙ ИНТЕРЕСА И КОГНИТИВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ

Взаимодействие интереса с перцептивно-когнитивными процессами приводит либо к развитию конструктивных, интеллектуальных, художественных, творческих форм активности, либо к неконструктивному или психопатологическому поведению, - это в значительной мере зависит от раннего опыта индивида, от того, какие переживания вызывала у него эмоция интереса в раннем детстве, а также от степени её социализации. При обсуждении психологического значения эмоции интереса следует подчеркнуть, что интерес является главной мотивационной составляющей процессов восприятия, внимания и познания. Эмоция интереса составляет мотивационную основу даже такого фундаментального процесса, как процесс перцептивного научения новорожденного ребёнка. Роль эмоции интереса-возбуждения в развитии знаний, навыков и интеллекта неоспорима. Взаимодействие эмоции интереса с перцептивно-когнитивными функциями хорошо описано Томкинсом (Tomkins, 1962): «Эмоция интереса обеспечивает не только нормальное течение процессов восприятия, но и поддерживает состояние бодрствования. Действительно, бессонница охватывает человека не только при беспокоящем отрицательном аффекте, но и вследствие устойчивого интенсивного возбуждения. Не будь эмоции интереса, развитие мышления и формирование концептуального аппарата человека могло бы быть серьёзно нарушено… Взаимосвязи между эмоцией интереса и функциями мышления и памяти настолько многообразны и тесны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны эмоции интереса угрожает развитию интеллекта почти так же, как физическое разрушение мозговой ткани. Чтобы думать, нужно переживать, нужно быть возбуждённым, постоянно получать подкрепление. Пожалуй, нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без участия устойчивого интереса». Интерес направляет и поддерживает интеллектуальную активность человека. Человек не в состоянии заниматься каким-то делом, изучать какой-то предмет, если они не вызывают в нем интереса. Конечно, он может заучивать факты, боясь провалиться на экзамене, опозориться перед товарищами, но такое обучение ничего не стоит, оно не принесет никаких плодов. Плодотворная, творческая работа в любой области требует полного погружения, огромной самоотдачи, а это возможно только в том случае, если человек испытывает интерес к избранной деятельности. Если постижение глубины предмета становится для человека своего рода образом жизни, то те усилия, которые он должен приложить, чтобы выйти за пределы существующих знаний, превращаются для него в волнующее приключение. Работы Сингера (Singer, 1966, 1973) позволяют предположить, что именно взаимодействие эмоций интереса и радости образует мотивационную основу творческой, созидательной деятельности.

ИНТЕРЕС, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИСКУССТВО

Развивая новаторские идеи Перри (Perry, 1954), Шехтеля и Томкинса, Вессман и Рикс дали следующее описание роли интереса в эстетической и интеллектуальной деятельности: Это переживание почти никогда не бывает сильным или драматическим, но именно им бывает отмечено всякое значимое для индивида событие. Этот аффективный аккомпанемент сопровождает поведение индивида при любом уровне бодрствования и внимания, и он же является необходимой составляющей катерсиса - состояния, когда какой-то «объект» (предмет, человек, символ, идея) становится настолько значимым для индивида, что полностью захватывает его внимание, подчиняет себе его мыслительную деятельность. Эмоция интереса зачастую пробуждается раньше других аффектов и является составным элементом любого события или мыслительного акта, достаточно важных для того, чтобы быть зарегистрированными сознанием. «Чистейшее» и самое яркое проявление интереса обнаруживается в тех состояниях завороженной поглощённости, которые характерны для интеллектуальных и эстетических форм деятельности. При наиболее полном развитии этого аффекта переживание возникает мгновенно и переживается как истинное, несомненно, оно захватывает человека, позволяя ему не замечать все то, что может отвлечь его от цели, а целью является участие и достижение понимания. А. Маслоу (Maslow, 1971), говоря о творческой деятельности, считает эмоцию интереса центральной её составляющей. Он пишет: «вдохновенный творец живет настоящим, для него не существует ни прошлого, ни будущего. Он полностью погружен в предмет, он очарован и поглощён сиюминутным, тем, что происходит здесь и сейчас, объектом творчества». Это состояние полного погружения, поглощённости, захваченности является, несомненно, следствием интенсивного интереса и возбуждения. Маслоу говорит о двух стадиях творчества - первичной и вторичной. Первичную стадию отличают импровизация и вдохновение. На этой стадии человеком движет интенсивная эмоция интереса-возбуждения. Вторичная стадия - это разработка или развитие исходного вдохновения, идеи, озарившей человека в момент сильного возбуждения; она требует от человека самодисциплины и тяжелого, упорного труда. Есть много людей, способных к первичной стадии творчества, к вдохновению, но лишь немногие способны к материальному его воплощению. Такое озарение не стоит и ломаного гроша. Между вдохновенным замыслом и романом лежит титанический труд, огромная самодисциплина, изнуряющие дни, месяцы и годы приобретения опыта, множество набросков и черновиков, многократное переписывание набело неудачных фрагментов и т.д. и т.п. Если первичная креативность - импровизационная стадия творчества - характеризуется возбуждением, то вторичная креативность, предполагающая разработку и развитие первоначального творения, должна характеризоваться умеренным уровнем интереса. На этой стадии интенсивность интереса может колебаться, однако он должен быть достаточно сильным и устойчивым, чтобы человек мог противостоять усталости и негативным эмоциям. Тяжелой, рутинной работе, связанной с доведением продукта творчества до желаемого совершенства, неизбежно сопутствуют периоды подавленности и страха, когда у человека опускаются руки, когда он остро ощущает своё одиночество, свою изолированность. Именно в такие периоды господства отрицательных эмоций мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий, встающих на пути творческой личности. Идея Томкинса-Изарда о роли эмоций интерса-возбуждения и страха в творчестве во многом вызвана глубоким анализом тревоги, проведенным в своё время Кьеркегором (Kierkegaard, 1944). По мнению Кьеркегора, тревога порождается свободой выбора, является результатом столкновения человека с разнообразием возможностей. Выбор всегда таит в себе неизвестность, неопределённость и потому становиться источником тревоги. Согласно Кьеркегору, чем шире «свобода выбора» у индивида, тем более вероятны сопутствующие ему переживания страха и беспокойства. Связав тревогу со свободой выбора и творчеством, Кьеркегор тем самым заложил основы разграничения позитивной эмоции интереса-возбуждения, с одной стороны, и эмоций, характеризующих состояние тревоги, - с другой. Можно сказать, что он вплотную подошел к этому различению, определяя страх как эмоцию, которая заставляет индивида бежать от объекта, а тревогу - как основу амбивалентного отношения к объекту. Томкинс и Изард в своих работах описали эту амбивалентность как балансирование между страхом и возбуждением. Страх порождается неизвестностью, неопределённостью свойств объекта, неуверенностью в последствиях выбора той или иной возможности, тогда как интерес-возбуждение порождается новизной и самим фактом существования различных возможностей, является следствием исследовательской активности, которая снижает фактор неопределённости и тем самым ослабляет страх. Страх ограничивает стремление человека к неизвестному, а интерес-возбуждение, наоборот, поддерживает его исследовательскую активность.

Когнитивные ориентации, основанные на интересе.

Разнообразие врожденных индивидуальных особенностей, индивидуальные различия в порогах эмоциональной возбудимости и многообразие условий жизни различных индивидов - все эти факторы, взаимодействуя друг с другом, порождают огромное разнообразие когнитивных структур и ориентаций, сформированных на основе эмоции интереса. Одного человека больше интересуют предметы (предметная ориентация), другого - идеи (интеллектуальная ориентация), третьего - люди (социальная ориентация). В пределах каждого из этих трех, очень широких, спектров ориентации интересы и деятельность человека могут приобретать самые разные формы. При одном и том же типе ориентации один человек проявляет себя главным образом как «мыслитель», другой - как «деятель», а для третьего важны не мысли или действие, а переживание, чувство. Сформулированное Адлером (Adler, 1964) понятие «социального интереса», или «социального чувства», можно рассматривать как один из видов когнитивной ориентации, характеризующийся интересом к людям и к их благополучию. Адлер пишет: «Земля, на которой мы живем, заставляет человека трудиться и создаёт необходимость в разделении труда. Социальное чувство выражается в совместном труде ради общего блага. Для социально мыслящего человека, очевидно, что каждый должен получать вознаграждение за свой труд, что эксплуатация чужого труда не может способствовать благу человечества. Адлер утверждал, что только люди с развитым социальным чувством вправе решать проблемы, встающие перед человечеством. Описанные Шпренгером типы ценностных ориентаций (Spreanger, 1928), а также выделенные Юнгом психологические типы (Jung, 1933) можно рассматривать в контексте эмоции интереса, с точки зрения её направленности на различные объекты и виды деятельности. Так, человека, которого возбуждает сам процесс мышления, можно отнести к мыслительному типу, а человека, для которого важнее всего эмоциональный опыт, - к аффективному типу. Человека «деятельного» возбуждает действие и его результаты. Огромное разнообразие человеческих типов вызвано врожденными различиями в уровне эмоциональных порогов, различиями в способностях и степени вовлеченности тех или иных аффектов, но именно эмоция интереса-возбуждения играет решающую роль в выборе индивидом того или иного способа жизни. Говоря поэтическими словами Томкинса: «Я - это, прежде всего то, что меня возбуждает (Tomkins, 1962).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТЕРЕСА С ДРУГИМИ ЭМОЦИЯМИ И ДРАЙВАМИ

Эмоция интереса вступает во взаимодействие с другими эмоциями, равно как и с драйвами.

Интерес и боль.

Представьте спортсмена, который получил травму и не заметил этого. Если ощущения, возникшие в травмированном органе, не достигают уровня сознания, то человек не чувствует боли. Это может случиться с каждым, кто поглощён каким-то делом или размышлениями. Т. о., мы можем даже контролировать интенсивность боли (такой контроль, однако, не отменяет необходимости лечения). Исследования показывают, что эмоция интереса, благодаря своей фокусирующей силе, может притупить ощущение боли, хотя разные люди обладают разной способностью к канализации интереса, к отвлечению внимания от источника неприятной стимуляции (leventhal, 1982).

Интерес и радость.

Взаимодействие эмоций интереса и радости с наибольшей наглядностью проявляется в детской игре. Именно эти две эмоции, взаимодействуя друг с другом, составляют мотивационную основу игры. Ребёнок играет или отрабатывает навык, необходимый для игры, только потому, что ему интересно делать это. Победа в игре, освоение тех или иных навыков взывают у него радость. Радость позволяет ему расслабиться, отдохнуть от бурной активности, мотивированной интересом, но после кратковременной передышки, связанной с переживанием радости, в ребёнке снова поднимается интерес и он возобновляет игру. Даже у взрослого человека стремление к цели и усилия, необходимые для её достижения, мотивированы интересом, а достижение цели, выполнение насущных задач вызывает у него не меньшую радость, чем у ребёнка. Радость дает нам возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает нам новые перспективы, которые вновь пробуждают в нас интерес, воодушевляют нас.

Интерес и страх.

Описанный Кьеркергором (Kierkergaard, 1944) конфликт, характеризующий тревогу, можно интерпретировать как результат взаимодействия эмоции интереса с эмоцией страха. Интерес устремляет нас вперёд, толкает к исследованию. Но иногда, исследуя объект, мы оказываемся перед лицом неизвестности. Эта неизвестность может вызывать страх, и этот страх заставляет нас отступить. Но если мы сильно возбуждены, если исследование обещает нам волнующие приключения, у нас возникает желание продолжить исследование, добраться до сути, до конечного пункта назначения, который пока неизвестен нам. Но вновь - чем ближе мы к заветной цели, тем сильнее в нас страх, что истина, к которой мы стремимся, окажется выше нашего понимания, и этот страх может вновь заставить нас отступить. Это балансирование между интересом и страхом - как в мыслях, так и в поведении - случается гораздо чаще, чем мы осознаём его. Чтобы жить и развиваться, человек должен обладать некоторой толерантностью к страху.

РЕГУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСА-ВОЗБУЖДЕНИЯ

Уместно задаться вопросом - зачем нужно регулировать столь положительную эмоцию, как интерес? В повседневной жизни мы, как правило, даже не помышляем об этом, но бывают такие моменты, когда нам открывается сразу несколько возможностей для приложения интереса. Именно в таких случаях и возникает необходимость в регуляции интереса, в более чётком его фокусировании. Человек вправе выбрать ту или иную возможность, но выбор будет удачным только в том случае, если он определит для себя, насколько его интерес к той или иной сфере деятельности соответствует его ценностям, способностям и умениям. Необходимость в регуляции интереса может диктоваться и другими причинами. Так, например, человек может быть настолько захвачен, поглощён каким-то делом, что это сказывается на его психическом и физическом здоровье. В таких случаях эмоциональная регуляция становится жизненно необходимой; её можно осуществить разнообразными способами - например, с помощью релаксации или медитации, или просто переключаясь на менее волнующие занятия.

Эмоция интереса-возбуждения в психопатологии

Исследования, посвящённые изучению роли эмоции интереса в развитии психических нарушений, немногочисленны, однако описания некоторых видов психических расстройств дают основания предполагать, что эмоция интереса играет значительную роль в аффективной симптоматике этих расстройств. Так, клиницисты постоянно говорят о депрессивных пациентах как о людях, утративших интерес - сексуальный, социальный и интерес к жизни в целом. Наблюдения над депрессивными детьми и взрослыми постоянно обнаруживают, что депрессия характеризуется дефицитом эмоции интереса (Blumberg, Izard, 1985), и результаты этих наблюдений хорошо соотносятся с тем фактом, что депрессивных больных часто описывают как апатичных, вялых, лишённых энергии. В клинических описаниях пациентов с маниями часто говориться о хронически высоком уровне эмоции интереса-возбуждения, о её доминировании над остальными эмоциями. Возможно, представление о мании как о состоянии повышенной радости, эйфории ошибочно. Мания характеризуется повышенным уровнем возбуждения, ускоренным протеканием психических процессов. В маниакальном состоянии человек может быть чрезвычайно креативным, может продуцировать одну идею за другой, но эта креативность вызвана бесконтрольностью, неуправляемостью психических процессов, их ускоренным протеканием. Поэтому маниакальный больной может и не испытывать истинной радости или эйфории. Данное Цукерманом (Zuckerman, 1974) определение мотива поиска ощущений в целом соотносится с концепцией интереса-возбуждения, принятой в теории дифференциальных эмоций. Различие между ними состоит в том, что единственным источником мотива поиска ощущений Цукерман считает кортикальные структуры мозга и оптимальный уровень их возбуждения, но, несмотря на это различие, когда речь заходит о мотивах поиска ощущений на уровне переживания, в подходе Цукермана проглядывает очевидное сходство с концепцией. Можно предположить, что очень низкий или высокий уровень мотива поиска ощущений характеризует патологические состояния интереса-возбуждения. Цукерман приводит эмпирические данные, свидетельствующие о том, что повышенный или пониженный уровень мотива поиска ощущения связан с различными проблемами адаптации. В своих исследованиях Браунфильд и Киш (Brownfield, 1966; Kish, 1970) использовали разработанную Цукерманом шкалу мотива поиска ощущений и обнаружили, что больные шизофренией по сравнению с другими психически больными, а также здоровыми людьми имеют более низкие показатели мотива поиска ощущений. Эти данные соответствуют тем теоретическим представлениям, которые рассматривают шизофрению как болезнь, нарушающую способность к отсеиванию несущественных стимулов и способность к концентрации внимания. Поскольку больные шизофренией постоянно страдают от сенсорной перегрузки, они должны скорее избегать информации, чем искать ее. Теория дифференциальных эмоций утверждает, что способность к фильтрации стимулов, способность к концентрации внимания, от недостатка которой страдают больные шизофренией, обеспечивается нормальным функционированием эмоции интереса. Цукерман исследовал также возможную связь мотива поиска ощущений с девиантным поведением. Так, он приводит данные исследования, согласно которым женщины-преступницы по сравнению с пациентами психиатрической клиники имеют гораздо более высокие показатели по шкале поиска ощущений. Маршалл и Изард (Marshall, Izard, 1972), используя шкалу дифференциальных эмоций, обнаружили, что депрессивные больные, как невротики, так и психотики, отличаются чрезвычайно низкими показателями эмоции интереса.

ЭМОЦИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

эмоция интерес возбуждение

Систематические исследования роли эмоций в развитии личности немногочисленны, только некоторые из них были доведены до конца; однако имеющиеся теоретические и эмпирические данные обнаруживают тесную взаимосвязь между различными паттернами переживания эмоции интереса и такими личностными характеристиками, как способность к установлению социальных отношений, робость и стремление к достижениям (мотивация).

Интерес и достижения.

Известно, что заинтересованный ученик учится лучше; точно так же любому начальнику, менеджеру и просто наблюдательному человеку известно, что продуктивнее работает тот сотрудник, который относится к делу «с самоотдачей» (который заинтересован в своей работе). Не обязательно быть художником или ученым, чтобы испытать творческий подъем, - любое дело, сколь малым и незначительным оно ни казалось, можно рассматривать в общем контексте, и этот контекст делает его важным и значительным. Даже если работа неинтересна человеку, но он не может найти себе другую, он всегда может направить свой интерес на отношения с сослуживцами или заинтересоваться той более общей, глобальной целью, которой служит эта работа. Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений (McCelland, 1985). Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности, чтобы понять, как они связаны с эмоцией интереса.

Мотивация успеха.

Эмоции играют первостепенную роль в мотивации. Любой мотив можно рассматривать как комбинацию мысли и чувства, как аффективно-когнитивную структуру. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяет многообразие комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. К изменению мотивации успеха и стремлению к достижению следует подходить с точки зрения эмоции интереса. Чем больший интерес вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее ваше стремление сделать это дело хорошо. Поразмышляйте о том деле, которым заняты вы. Что значит для вас учёба? Что вас интересует больше всего? Что не вызывает у вас ни малейшего интереса? Стремитесь ли вы найти применение своим интеллектуальным возможностям или же вас больше интересуют отношения с однокурсниками и сослуживцами? Стремитесь ли вы добиться успеха, считаете ли его важным в жизни?

Ценности достижения.

Эмоции играют важную роль и в формировании ценностной системы человека. Невозможно представить себе ценность, не имеющую эмоционального значения для её обладателя. Мы ценим то, что пробуждает в нас определённые чувства, и чем сильнее эти чувства, тем более значимы для нас соответствующие им ценности. Как формируются ценности достижения? Никто, наверное, не может дать точного ответа на этот вопрос. Известно, разные культуры исповедуют разные ценности достижения, хотя вполне возможно, что различаются не столько ценности достижения, сколько представления о том, что считать достижением или успехом. Известно также, что стандарты достижения, стандарты успеха существенно варьируются от сообщества к сообществу и даже от семьи к семье. Родители, ориентированные на успех, не всегда могут воспитать такие же ценности у своих детей. Если в сознании ребёнка достижения и успехи родителей ассоциируются с чувством радости, интереса, то он, вероятно, будет придерживаться тех ценностей. Однако если успех воспринимается ребёнком только как результат долгой, тяжелой борьбы, невыносимых тягот, лишений и жертв, то вероятность усвоения им ценностей и жизненных стандартов родителей снижается; в таких случаях ребёнок из чувства протеста может начать стремиться к совершенно противоположному образу жизни, к такому, который не связан с постоянной погоней за успехом. Т. о., для того чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению, родители должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и трезво относиться к своим успехам и неудачам, - в противном случае преувеличенное значение ценностей достижения помешает формированию и развитию других ценностей.

Навыки и умения.

Существует множество разновидностей навыков. Так различные ремесла требуют определённых навыков работы с конкретным материалом. Однако навыки необходимы не только тем, кто работает руками, они нужны любому профессионалу, будь то спортсмен, министр или политик. Итак, какое отношение имеет эмоция интереса к навыкам? Прежде всего, эмоция интереса играет большую роль в формировании и развития навыка. Приобретение, формирование навыка зависит от целой совокупности условий, главными из которых являются талант (способности) и интерес. Если навыки, которые могут быть выработаны и развиты только при наличии у человека врожденной способности к ним; однако, каким бы талантом ни обладал человек, он должен оттачивать, шлифовать его в практической деятельности, иначе этот талант останется невостребованным. Постоянная практика необходима и для поддержания высокого уровня профессионализма. Нет нужды говорить о том, насколько полезно умение осознать свою ограниченность и отказаться от поставленной цели, с другой стороны нельзя слишком быстро опускать руки, - практика и помощь опытного наставника помогут человеку освоить и развить навыки, необходимые для той или иной деятельности. Т. о., все вышеперечисленные детерминанты успешности человеческой деятельности - стремление к достижению, ценности достижения и необходимые навыки - так или иначе, связаны с эмоцией интереса. Человеку, который занят каким-то делом, но не испытывает интереса к нему, стоит, вероятно, посмотреть на это дело шире, попытаться найти те его аспекты, которые могли бы пробудить в нем такую наиважнейшую эмоцию, как интерес. Люди заинтересованные, способные время от времени испытывать возбуждение от своих повседневных и служебных обязанностей, имеют гораздо больше шансов на успех и на достижение личностно значимых целей. Эмоция интереса-возбуждения сыграла важную роль в эволюции человека, выполняя разнообразные адаптивные функции на протяжении всей истории его существования. Формирование и развитие социальных отношений в значительной мере связано с тем интересом, который испытывает человек к представителям своего вида, - из всех явлений нашего мира человека больше всего интересует человек. Интерес способствует также достижению сексуального наслаждения и служит стабилизирующим фактором сексуальных и семейных отношений. Он необходим для развития навыков и умений, а значит, играет важную роль в интеллектуальном развитии человека. Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной и конструкторской деятельности, он служит необходимым условием перцептивно-когнитивного развития и имеет важное значение для процессов внимания, памяти и научения. Эмоция интереса характеризует активность ребёнка с момента рождения. Именно в силу фокусирующего влияния интереса на процессы внимания становится возможным перцептивное научение и развитие когнитивных функций ребёнка. В теории дифференциальных эмоций принято считать, что новизна стимуляции является врожденным активатором интереса и что перцептивно-когнитивная и моторная активность новорожденного ребёнка обеспечивается эмоцией интереса. Хотя эмоция интереса является врожденной, социализация играет ведущую роль в её развитии, а значит, и в формировании человеческой личности. Неблагоприятные социально-экономические условия препятствуют развитию и социализации интереса, тогда как «обогащенные» условия, терпимость и поддержка родителей способствуют развитию этой важнейшей эмоции. Взаимодействие индивидуальной способности к эмоции интереса с тем или иным фактором социализации определяет характер аффективно-когнитивной ориентации человека. Интерес может быть направлен на что угодно, но наибольшую пользу человечеству приносят интеллектуальные, эстетические и другие виды созидательной деятельности. Одного человека больше интересуют предметы, другого - идеи, третьего - люди. Взаимосвязь между эмоцией интереса, когнитивной ориентацией и действием может определить тип личности - мыслительный, деятельный или аффективный. Эмоции взаимодействуют не только друг с другом, но и с различными драйвами, регулируя их интенсивность, и эмоция интереса является самым мощным регулятором драйва. Интерес может притупить ощущение боли, когда человек сознательно или неосознанно направляет своё внимание на интересующий предмет, ситуацию или явление. Интерес в сочетании с радостью составляет мотивационную основу игры и других форм деятельности. Взаимодействие интереса со страхом порождает состояние тревоги. Искажённое развитие эмоции интереса-возбуждения может создавать психологические, и даже психопатологические проблемы. Маниакальные больные, как правило, отличаются повышенным уровнем эмоции интереса-возбуждения. Аномально высокая или низкая выраженность мотива поиска ощущений может быть индикатором патологически завышенного или заниженного порога интереса и может вызывать нарушения адаптации. Эмоция интереса-возбуждения играет важнейшую роль в мотивации успеха. Стремление к достижению можно измерить степенью выраженности эмоции интереса. Интерес необходим также для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование способностей.

Решила, что вторая заметка, посвященная эмоциям будет про интерес, крутая же тема. Но что-то не пишется. Не интересно просто писать про интерес. Так что же мне в этом интересно? Наверное, привлечь ваше внимание к этой эмоции у себя и напомнить одну простую вещь: важно, чтобы было интересно. Вот почему.

Влас Прогулкин -
милый мальчик,
спать ложился,

взяв журнальчик.
Всё в журнале

интересно.
- Дочитаю весь,
хоть тресну!

Маяковский

Эмоция интереса обеспечивает выбор объектов восприятия и внимания, упорядочивает и стимулирует познавательную активность.

Как возникает интерес

Сейчас я буду показывать картинки и объяснять свою идею, а вы следите за тем, как возникает, усиливается и пропадает интерес от картинки к картинке. Ощущается он как активация, воодушевление.

Давайте сначала представим себе то, как мы смотрим на мир без интереса, в виде серого поля. Все области его одинаковы и одинаково неинтересны. Пусть это будет исходное положение.


На сером поле появляется что-то новое - запускается ориентировочный рефлекс.

Ориентировочный рефлекс, реакция «что это?», возникает на новизну, захватывает на время внимание. Физиологически сопровождается (цитирую по Лурии) изменением сопротивляемости кожи к электрическому току, сужением сосудов руки с расширением сосудов головы, изменением дыхания, «десинхронизацией» в биоэлектрических реакциях мозга, выражающихся в депрессии «альфа ритма» (электрических колебаний 10-12 в сек, характерных для работы мозговой коры в спокойном состоянии).

Внимание захватывают интенсивные и контрастные раздражители.


Еще сильнее привлекают внимание движущиеся раздражители как постоянная новизна. Привет телевизор и блестящая переливчатая одежда!


Если человек опознает объект и он кажется ему не важным, рефлекс угасает. Например, вы сидите дома, слышите стук, появляется ориентировочная реакция, определяете, что стучали у соседей. Важно? - Не важно. Реакция угасает. Если же стучали в вашу дверь, это значимо, важно для вас и для вашей жизни . Возникает интерес - вы идете открывать дверь. Эмоция интереса станивится мотиватором и организует деятельность. Если бы не она, вы бы остались сидеть на стуле.

Так внешний мир через интерес связывается с внутренним - «цепляет». За что цепляет? За субъективно значимое. Что такое субъективно значимое? Я думаю, нечто связанное с потребностями и ценностями субъекта, проще говоря с тем, что мы любим, в чем нуждаемся, что ценим.

Вот этой книге повезло меньше. Она цепляет меня за желание нравиться, быть начитанной, но на текст не отзывается ни один из значимых моих мотивов - не могу читать.

Всем знакомо ощущение, когда трудно начать читать книжку, описываются какие-то события, люди, что-то происходит, но не интересно. Образы текста никак не связываются со внутренними мотивами, не случается читательская завязка. Авторская-то, может, уже случилась, но конфликт для вас лично не значим. Некоторые на этом этапе книжку бросают, некоторые включают произвольное внимание, поддерживают активность при помощи воли (я верю в этого автора, прочитаю еще 50 страниц – у меня так было с «Песнью моряка» Кена Кизи). В результате мы часто переходим через некий рубеж, что-то находим значимое для себя и интерес появляется (постпроизвольное внимание). Он организует нашу деятельность на столько часов, сколько требуется на прочтение книги. Если бы не интерес, мы бы не читали, а занимались чем-то другим.

Итак, внутри у каждого есть целая пирамида потребностей Абрахама Маслоу . Объекты внешнего мира, совпадающие с желанием или ценностью из личной «пирамиды», становятся интересными.

Как действует эмоция интереса

Вот я придумала ребус.


Интерес к такой картинке возникнет, если у вас есть познавательный мотив и мотив достижения. Решение ребуса занимает какое-то время, интерес организовывает деятельность, приковывает внимание. Быстро ли летит время, когда вы заняты решением?

Субьективно эмоциональное состояние интереса переживается как возбуждение, желание исследовать, поглотить информацию, испытать новые переживания от взаимодействия с объектом, возбудившим интерес. «Даже оставаясь недвижным, заинтересованный человек ощущает, что он «живет и действует»» (Изард).

Итак, интерес активизируется, когда мы ищем или сталкиваемся с чем-то новым и субъективно значимым. Когда интересно, действовать легко и приятно, легко удерживать внимание, а часто не чувствовать голода, боли и усталости. Эмоция интереса имеет огромную мотивационную силу.

Интерес бывает врожденным

У человека есть врожденный интерес к одушевленному.

http://www.biomotionlab.ca/Demos/BMLwalker.html

Одушевленное стало для нас значимо в процессе эволюции: если передо мной животное или человек, то он может быть опасен или, наоборот, необходим для выживания.

Врожден также интерес к человеческому лицу. Сравните 2 жж-юзерпика, лицо по идее притягивает больше внимания, если только вы не заядлый грибник.

Захватчики внимания

Например, такой баннер запускает ориентировочный рефлекс и бескорыстное любопытство.

Такой баннер использует то, что социальные психологи называют «эффект ссылки на себя». Self reference effect - склонность индивида хорошо запоминать и эффективно обрабатывать информацию, имеющую к нему непосредственное отношение. (Д. Майерс). Прежде всего мы себе сами важны и интересны.

Этот баннер «цепляет» за мотив поиска отношений, за потребность в любви. Если кого-то любовь не интересует, на баннер кликать не захочется.

А этот баннер может заинтересовать тех, кому важно решить какую-то проблему, или кто ищет смысл жизни.

Этот ряд можно было бы продолжать, но от цветочков уже рябит в глазах. 🙂

Эмоция интереса в жизненных предприятиях

А теперь самое главное, на мой взгляд. У каждого в жизни существуют долгосрочные проекты - профессия, брак и др. - которые организованы из множества разных подзадач, трудны, часто болезненны. Часто они становятся средством для получения денег, престижа, безопасности, привязанности, но процесс не интересен, не цепляет, их приходится тянуть на чистой воле, иногда втягиваешься, но все равно бодрости маловато. Я считаю, что в таких важных делах будет легче, если давать себе возможность действовать на внутренней активации, на естественной энергии, которую дает эмоция интереса.

Работа

Хорошо бы выбирать работу в соответствии со своими ценностями и интересами, в этом помогает лучшее знание себя или профориентация. Об этом как раз вопросы: Чем бы я занимался бесплатно? Чем бы я продолжал заниматься, даже если было бы очень трудно? Многие советские мамы и папы бы возразили, что работа в охотку - это роскошь и надо быть довольным тем, что есть стабильный доход. Я думаю, что в их время сильной мотивацией были выживание и крепкая идеология, у нас такой нету, у нас самообслуживание, мы часто сами придаем ценность и браку, и работе.

Брак

С браком вроде как та же фигня: ценности хорошо бы совпадали, а еще лучше интересы. 82-летняя Мария Розанова в статье « » на colta.ru:
«Идеальная ситуация - это когда с мужиком, с которым живешь, еще и пересекаешься: немножко живешь, немножко работаешь. Очень полезно, когда мужик суется в твою работу. В крайнем случае его можно послать, если не вовремя сунулся. Это дело простое. Очень интересно и полезно иметь единомышленника. Мне было самой интересно с Синявским работать. Я что-то придумала и бегу наверх: «Смотри, что я придумала!» И он точно так же спускался ко мне. Мы не писали вдвоем, мы жили вдвоем. То, что написано Синявским, - это жизнь, которая кипела в нашем доме.»

Потеря интереса

Иногда бывает, что вроде бы и с партнером интересно, и работа интересная, а нет сил. В таком случае, я бы рекомендовала мысленно взмахнуть крыльями, подняться метра на 3 над собой и посмотреть шире, может, вы устали, тогда надо отдыхать, может, задача слишком сложная - надо подробить ее на маленькие или на время отступиться. Интерес перекрывается базовыми потребностями - в любви, безопасности, отдыхе или еде! Тотальное отсутствие интереса может быть симптомом депрессии, а также более серьезных психических заболеваний.

Еще интерес можно потерять в период личностного кризиса, когда мотивы и ценности изменились, а деятельность во внешнем мире осталась прежней.

Кэррол Э. Изард. Психология эмоций.
А.Р. Лурия. Лекции по общей психологии.
Д. Майерс. Социальная психология.

Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Следует различать эмоцию интереса и ориентировочный рефлекс. Если к щеке голодного младенца прикасается сосок материнской груди, ребенок рефлекторно потянется к нему губами. Слуховые раздражители вызывают ориентировочную реакцию у младенцев уже в 1-5-й дни жизни (Sameroff, 1971). Если же говорить о зрительной системе, то любой яркий объект обычно вызывает ориентировочную реакцию как у ребенка, так и у взрослого. Существуют также непроизвольные ориентировочные рефлексы на слуховые и тактильные раздражители. Все эти рефлексы могут запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами <позволяет индивиду удерживать внимание на сложных объектах> (Tornkins, 1962, р. 338).

Уже в первые недели и месяцы жизни ребенок реагирует на человеческие лица и на человеческий голос, и этот интерес, по-видимому, имеет врожденную природу. Человеческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесячного ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше задержит взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объекте, не имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо пробуждает в ребенке зачаточный интерес (Langsdorf, lzard, Rayias, Hembree, 1983). Таким образом, интерес - это нечто иное или нечто большее, чем внимание.

В некоторых случаях ориентировочный рефлекс инициируется эмоцией интереса, роль которого в этом случае сводится к тому, чтобы побудить ребенка повернуть голову или направить взгляд на объект, вызвавший интерес. Но эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса хотя бы тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Кроме того, интенсивная эмоция интереса может вызывать даже обратную реакцию - иногда она заставляет человека отвести взгляд от заинтересовавшего его объекта, так как зрительная информация мешает представлять объект и осмыслять его (Meskin, Singer, 1974). И наконец, интерес человека к идее может и не сопровождаться специфическими поворотами головы.

Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело поглощенным объектом, мгновенно реагирует на него, стремится познать его.



Эмоция интереса, как и другие фундаментальные эмоции, усиливается неспецифическими влияниями ретикулярной формации ствола мозга. Для понимания интереса (и любой другой базовой эмоции) нужно научиться отличать эмоцию от факторов, способствующих ее появлению и усилению, то есть отличать эмоцию от активации центральной нервной системы (arousal).

В тех случаях, когда эмоция интереса задействует зрительную систему, взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельствует о том, что человек активно работает, стремясь понять и прочувствовать объект (Tornkins, 1962, р. 340). В принципе, такая же закономерность справедлива и для других сенсорных систем, задействованных эмоцией интереса.

Эту селективность восприятия и внимания ни в коем случае нельзя рассматривать как достояние исключительно младенческого возраста. Влияние эмоции интереса на нашу жизнь огромно. Чтобы понять это, достаточно представить, как по-разному могут увидеть и воспринять происходящие события хотя бы два человека, сидящие на одной скамейке в городском саду. Интерес в буквальном смысле определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и памяти.

Основное различие между эмоцией интереса и когнитивными процессами внимания и обработки информации станет наиболее очевидным, если вспомнить ранее сформулированное нами определение эмоции. Мы говорили о том, что эмоция складывается из трех компонентов - физиологического процесса, экспрессивного поведения и переживания. Когда вы увлечены интересной книгой, разговором с приятным человеком или присутствуете на совещании, от решений которого зависит ваше будущее, вы обязательно переживете эмоцию интереса и, возможно, даже осознаете свое переживание. И напротив, те процессы восприятия и внимания, которые связаны с объектами или событиями, не имеющими особого значения или эмоционально не важными для вас, характеризуются минимальным переживательным компонентом. Именно поэтому когнитивные психологи, исследуя в лабораторных условиях различные аспекты восприятия, используют в качестве стимульного материала разнообразные геометрические формы или отдельные буквы алфавита, стараясь таким образом если не исключить вовсе, то по крайней мере минимизировать возможность эмоциональных переживаний. Испытуемый, принимающий участие в таких экспериментах, наверное, должен испытывать некоторый интерес к происходящему, - иначе он плохо справится с заданием. Но в данном случае интерес к сотрудничеству искусственно подогревается экспериментатором или экспериментальным заданием, но не стимульным материалом как таковым.