Фаза митоза при которой происходит деление цитоплазмы. Фазы митоза: их характеристика. Значение митотического деления клеток. Биологическое значение митоза

В 1910-е годы одновременно с акмеизмом возникает множество авангардистских течений . Термин «авангард» означает «передовой отряд». Художники, сторонники данного направления во всех областях искусства, в частности, в литературе, проповедовали новаторство, обновление, отказ от сложившихся канонов и традиций. Ценность произведения они видели в новизне и смелости его содержания и формы. В живописи появились авангардные течения: футуризм, кубизм, абстракционизм, примитивизм. Бунтари от искусства ниспровергали прежние традиционные художественные системы. Молодые «гении» — художники, артисты, поэты, музыканты — собирались в скандально известном петербургском кафе под названием «Бродячая собака », где выдвигали безумные планы, спорили, ссорились, пели, играли. Здесь читали свои стихи такие поэты, как К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Особенно активны были футуристы.

Футуризм зародился в Италии. Теорию этого течения в модернистском (авангардистском) искусстве разработал известный публицист и философ Филиппо Т. Маринетти в статьях «Манифест футуризма» (1909), «Убьем лунный свет» (1911) и др., призывавший «отказаться от того, чтобы быть понятым», «смело творить безобразное», «ежедневно плевать на алтарь искусства», «следовать максимуму беспорядка».

Несмотря на первоначальный восторг, русские художники не приняли в теории Маринетти проповедь насилия и утверждение «железной энергии войн». У русских футуристов нашли понимание только его идеи культа индустриализации и разрыва с прошлыми традициями. Для многих молодых людей футуризм стал стилем жизни. Они провозглашали анархию во всем, полную свободу личности, пренебрегали правилами хорошего тона и пугали тем самым обывателей. Стремясь к «сверхновому», они больше всего страшились «похожести», «стандартности». Сборники футуристов носили претенциозные и необычные названия: «Дохлая луна », «Молоко кобылиц », «Идите к черту » и т. д.

Футуристы делились на будетлян (от слова «будет», то есть новая жизнь) — так называли себя кубофутуристы и эгофутуристы («эго» значит «Я»).

Первое творческое объединение поэтов-футурнстов называлось «Гилея ». В него входили братья Бурлюки, А. Крученых, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский, Е. Гуро. Группа состояла из будетлян (кубофутуристов), связанных с кубизмом в живописи. Были и другие группы, например, «Мезонин поэзии » (В. Шершневич, Б. Ивнев, Б. Лавренев и др.), «Центрифуга » (активным членом которой был Б. Пастернак, а также С. Бобров, Н. Асеев).

В 1912 году кубофутуристы издают свой манифест — сборник стихов «Пощечина общественному вкусу ». Предисловие к нему подписали Д. Бурлюк, А. Кручёных, В. Хлебников и В. Маяковский. Поэты требовали революции свободы эксперимента, не скованного условностями: «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Футуристы выражали свое пренебрежение и к реалистам, и к символистам, отрицали все, что не являлось футуризмом. Будетляне призывали «не отражать действительность, но переделывать ее, выявляя дисгармонию мира». Они утверждали что «Слово должно быть свободно от всякого смысла». Сторонники искусства будущего отвергали силлабо-тонику, игнорировали знаки препинания и т. д. Состав футуристов был очень пестр, многих «заносило» в крайности. Примером является творчество Алексея Кручёных (1886—1968), который работал над обновлением поэтической речи, пытался создать «внесловесный» поэтический язык без смысла и рифм, набирал строчки стихов разными шрифтами без знаков препинания. Этот новый язык он называл «освобожденными словами». И тем самым достигался обратный эффект: не обновления, а разрушения языка.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Эстетика футуризма:
- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
- поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.

Русские футуристы имели четыре основные группы:

  • кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);
  • эгофутуристы (Игорь-Северянин);
  • «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
  • «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.
2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.
3. Творчество - не подражание, а продолжение природы, “язык - часть природы”.
4. “Словотворчество и словоновшество”.
5. Смешение стилей и жанров.

Футуристические сборники и манифесты:
“Дохлая луна”
“Доители изнуренных жаб”
“Молоко кобылиц”
“Рыкающий Парнас”
“Идите к черту”
“Пощечина общественному вкусу”

Публичные выступления футуристов были вызывающими:
К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
В.Маяковский – в женской желтой блузке;
А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;
В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;
Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.

Итак, для русского футуризма характерны:
Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
Эксперимент по созданию заумного языка.

Футуризм (от лат. futurum — будущее)

1. Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 — 1930-х гг. Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» — поэт Ф. Т. Маринетти. Футуристская эстетика основывалась на отказе от культурного наследия, эпатажном художественном эксперименте. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы». Русский футуризм имел свою специфику. Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея», или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц); «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов); «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев). Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них.

2. Авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы (И. Северянин, К. Фофанов); кубофутуристы (будетляне, гилейцы) — А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский; группа «Центрифуга» (В. Шершеневич) и группа «Мезонин поэзии» (С. Бобров). Несмотря на различия этих групп, между ними было то общее, что позволяет говорить о поэтическом течении.

Футуристы отказывались от наследия классической литера-туры, призывали «сбросить с корабля современности» Пушки-на, Достоевского, Толстого. Сборники носили антиэстетические названия, которые должны были, по их мнению, показать пре-зрение к эстетике прежних поэтических школ и течений («Дох-лая луна», «Пощечина общественному вкусу», «Доители изнурен-ных жаб»).

Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, раз-рушали привычные ритмы и рифмы. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». Некоторые футуристы прибегали к «зауми», истол-ковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. Футуристы эпатировали, будо-ражили публику не только названиями сборников, но и внеш-ним поведением, антиэстетизмом в жизни. Их творчество на-правлено на разрушение, ниспровержение существующего. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». Не случайно многие футуристы стали певцами революции.

Тем не менее футуризм, если отвлечься от его крайностей, способствовал выявлению богатства русского поэтического язы-ка, обновлению поэтической формы. Он подготовил появление конструктивизма 20-х годов, поэзии обериутов (Д. Хармс, А. Вве-денский, Н. Олейников и др.), своеобразно отразился в совре-менной авангардной поэзии. Материал с сайта

3. Футуризм возник как литературное направление в России в 1910-1912 годах, почти в то же время, что и в Италии. Черты русского и итальянского футуризма во многом схо-жи: утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного пре-образить мир; опора на новейшие научные и технологические дос-тижения. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в ко-тором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова. Условно выделилось несколько груп-пировок нового литературного течения. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. стремились к созданию трудной игры слов), эгофу-туристы (И. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифу-га» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умерен-ными» футуристами). Русский футуризм стремился к революционному преображению реальности, к разрушению старых норм и выступал за новаторство в области языка и стихотворной формы, за своего рода словотворчество: отрицал прошлое во имя настоящего («Бросить Пуш-кина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современно-сти»), а настоящее во имя будущего. Поэт мыслился футуристами бун-тарем, революционером, сотворцом новой реальности. Это было самое крайнее по своему радикальному отношению к жизни модернистское течение в поэзии. Футуристы тяготели к формальному эксперимента-торству и выступали против выражения общественных позиций в ис-кусстве. Для их поэзии характерно анархическое бунтарство: они мог-ли изменять слово, дробить его, создавать новые сочетания и смыслы. Дух бунтарства присутствовал у футуристов не только при отрицании традиций и прошлого, но и при создании собственных стихов. Высту-пления футуристов сопровождались литературными скандалами, от-кровенным эпатажем. Открытая приверженность ко всему новому приводила футуристов к отказу от традиций и культуры прошлого, что в конечном итоге и привело литературное течение к гибели.

Митоз - это способ деления эукариотических клеток, в результате которого образуются 2 дочерние клетки, которые имеют такой же набор хромосом, и материнская клетка.

В течение митоза происходит одно деление клетки, который состоит из четырех фаз: профазы, метафазы, анафазы и телофазы. Набор хромосом в клетках перед разделением и после разделения диплоидный. Состояние наследственной информации после разделения неизменной. Митоз в растительных клеток был открыт в 1874 году И. Д. Чистяковым, а в животных клеток митотическое деление открыли несколько позже - в 1878 году - В. Флеминг и Π. И. Перемежко.

фазы митоза

Профаза - фаза спирализации двохроматидних хромосом. В профазе происходят следующие процессы:

спирализация (конденсация ), то есть укорочение и утолщение двохроматидних хромосом;

■ различия центриолей к полюсам;

■ уменьшение и исчезновение ядрышки (ядрышек)

■ распад на фрагменты ядерной оболочки;

■ формирование веретена деления - системы микротрубочек в клетке, которая делится. Обеспечивает расхождения хромосом в митозе и мейозе. В составе веретена деления содержится два типа микротрубок: те, которые отходят от полюсов (полюсные) и от центромер хромосом (хромосомные). Расхождения хромосом происходит в результате сокращения хромосомных микротрубок. Веретено деления вместе с центрами сбора микротрубочек образует митотический аппарат.

Метафаза - фаза расположения двохроматидних хромосом на экваторе клетки. В метафазе хромосомы располагаются на экваторе

I-III - профаза; IV - метафаза; V-VI - анафаза; VII-VIII - телофаза.

клетки на равном расстоянии от полюсов ядра в одной плоскости, образуя так называемую метафазную пластинку. Важно отметить, что они остаются в таком положении в течение достаточно длительного времени. В связи с этим метафаза является удобной для подсчета количества хромосом в клетке.

Анафаза - фаза различия однохроматидних хромосом к полюсам клеток. В анафазе хромосомы разделяются на отдельные хроматиды и расходятся к полюсам клетки.

Телофаза - фаза деспирализации однохроматидних хромосом. ее называют еще "профаза наоборот", поскольку происходят процессы, которые являются противоположными процессов профазы: деспирализация однохроматидних хромосом, расположение центриолей у ядра, формирование ядрышки (ядрышек), образование ядерной оболочки и разрушения веретена деления.

Биологическое значение митоза: 1) обеспечивает точное распределение наследственного материала между двумя дочерними клетками; 2) обеспечивает постоянство кариотипа при бесполом размножении; 3) лежит в основе бесполого размножения, регенерации, роста.

БИОЛОГИЯ + Колхицин - алкалоид, который имеет сильную антимиоттичну действие. Это соединение подавляет образование нитей митотического веретена деления, препятствуя его сбору с субъединиц белка тубулина. Колхицин применяют в биологии для изучения кариотипа и для клинической диагностики хромосомных аномалий, в селекции для получения полиплоидных форы, в медицине для уменьшения боли при подагре и др. Получают колхицин с клубнелуковиц безвременника осеннего (Colchicum autumnale L. ) , который относится к семейству Мелантия порядке лилиецветные. Безвременник очень ядовитое, но одновременно и важное лекарственное растение и интересная декоративное растение.

Митоз условно разделяют на четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу.

Профаза. Две центриоли начинают расходиться к противоположным полюсам ядра. Ядерная мембрана разрушается; одновременно специальные белки объединяются, формируя микротрубочки в виде нитей. Центриоли, расположенные теперь на противоположных полюсах клетки, оказывают организующее воздействие на микротрубочки, которые в результате выстраиваются радиально, образуя структуру, напоминающую по внешнему виду цветок астры («звезда»). Другие нити из микротрубочек протягиваются от одной центриоли к другой, образуя веретено деления. В это время хромосомы спирализуются и вследствие этого утолщаются. Они хорошо видны в световом микроскопе, особенно после окрашивания. Считывание генетической информации с молекул ДНК становится невозможным: синтез РНК прекращается, ядрышко исчезает. В профазе хромосомы расщепляются, но хроматиды все еще остаются скрепленными попарно в зоне центромеры. Центромеры тоже оказывают организующее воздействие на нити веретена, которые теперь тянутся от центриоли к центромере и от нее к другой центриоли.

Метафаза. В метафазе спирализация хромосом достигает максимума, и укороченные хромосомы устремляются к экватору клетки, располагаясь на равном расстоянии от полюсов. Образуется экваториальная, или метафазная, пластинка. На этой стадии митоза отчетливо видна структура хромосом, их легко сосчитать и изучить их индивидуальные особенности. В каждой хромосоме имеется область первичной перетяжки - центромера, к которой во время митоза присоединяются нить веретена деления и плечи. На стадии метафазы хромосома состоит из двух хроматид, соединенных между собой только в области центромеры.

Рис. 1. Митоз растительной клетки. А - интерфаза;
Б, В, Г, Д- профаза; Е, Ж-метафаза; 3, И - анафаза; К, Л, М-телофаза

В анафазе вязкость цитоплазмы уменьшается, центромеры разъединяются, и с этого момента хроматиды становятся самостоятельными хромосомами. Нити веретена деления, прикрепленные к центромерам, тянут хромосомы к полюсам клетки, а плечи хромосом при этом пассивно следуют за центромерой. Таким образом, в анафазе хроматиды удвоенных еще в интерфазе хромосом точно расходятся к полюсам клетки. В этот момент в клетке находятся два диплоидных набора хромосом (4n4с).

Таблица 1. Митотический цикл и митоз

Фазы Процесс, происходящий в клетке
Интерфаза Пресинтетический период (G1) Синтез белка. На деспирализованных молекулах ДНК синтезируется РНК
Синтетический период (S) Синтез ДНК - самоудвоение молекулы ДНК. Построение второй хроматиды, в которую переходит вновь образовавшаяся молекула ДНК: получаются двухроматидные хромосомы
Постсинтетический период (G2) Синтез белка, накопление энергии, подготовка к делению
Фазы митоза Профаза Двухроматидные хромосомы спирализуются, ядрышки растворяются, центриоли расходятся, ядерная оболочка растворяется, образуются нити веретена деления
Метафаза Нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом, двухроматидные хромосомы сосредоточиваются на экваторе клетки
Анафаза Центромеры делятся, однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки
Телофаза Однохроматидные хромосомы деспирализуются, сформировывается ядрышко, восстанавливается ядерная оболочка, на экваторе начинает закладываться перегородка между клетками, растворяются нити веретена деления


В телофазе хромосомы раскручиваются, деспирализуются. Из мембранных структур цитоплазмы образуется ядерная оболочка. В это время восстанавливается ядрышко. На этом завершается деление ядра (кариокинез), затем происходит деление тела клетки (или цитокинез). При делении животных клеток на их поверхности в плоскости экватора появляется борозда, постепенно углубляющаяся и разделяющая клетку на две половины - дочерние клетки, в каждой их которых имеется по ядру. У растений деление происходит путем образования так называемой клеточной пластинки, разделяющей цитоплазму: она возникает в экваториальной области веретена, а затем растет во все стороны, достигая клеточной стенки (т.е. растет изнутри кнаружи). Клеточная пластинка формируется из материала, поставляемого эндоплазматической сетью. Затем каждая из дочерних клеток образует на своей стороне клеточную мембрану и, наконец, на обеих сторонах пластинки образуются целлюлозные клеточные стенки. Особенности протекания митоза у животных и растений приведены в таблице 2.

Таблица 2. Особенности митоза у растений и у животных

Так из одной клетки формируются две дочерние, в которых наследственная информация точно копирует информацию, содержавшуюся в материнской клетке. Начиная с первого митотического деления оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) все дочерние клетки, образовавшиеся в результате митоза, содержат одинаковый набор хромосом и одни и те же гены. Следовательно, митоз - это способ деления клеток, заключающийся в точном распределении генетического материала между дочерними клетками. В результате митоза обе дочерние клетки получают диплоидный набор хромосом.

Весь процесс митоза занимает в большинстве случаев от 1 до 2 часов. Частота митоза в разных тканях и у разных видов различна. Например, в красном костном мозге человека, где каждую секунду образуется 10 млн эритроцитов, в каждую секунду должно происходить 10 млн. митозов. А в нервной ткани митозы крайне редки: так, в центральной нервной системе клетки в основном перестают делиться уже в первые месяцы после рождения; а в красном костном мозге, в эпителиальной выстилке пищеварительного тракта и в эпителии почечных канальцев они делятся до конца жизни.

Регуляция митоза, вопрос о пусковом механизме митоза.

Факторы, побуждающие клетку к митозу точно не известны. Но полагают, что большую роль играет фактор соотношения объемов ядра и цитоплазмы (ядерно-плазменное соотношение). По некоторым данным, отмирающие клетки продуцируют вещества, способные стимулировать деление клетки. Белковые факторы, отвечающие за переход в фазу М, первоначально были идентифицированы на основе экспериментов по слиянию клеток. Слияние клетки, находящейся в любой стадии клеточного цикла, с клеткой находящейся в М фазе, приводит к вхождению ядра первой клетки в М фазу. Это означает, что в клетке находящейся в М фазе существует цитоплазматический фактор способный активировать М фазу. Позднее этот фактор был вторично обнаружен в экспериментах по переносу цитоплазмы между ооцитами лягушки, находящимися на различных стадиях развития, и был назван "фактором созревания" MPF (maturation promoting factor). Дальнейшее изучение MPF показало, что этот белковый комплекс детерминирует все события М-фазы. На рисунке показано, что распад ядерной мембраны, конденсация хромосом, сборка веретена, цитокинез регулируются MPF.

Митоз тормозится высокой температурой, высокими дозами ионизирующей радиации, действием растительных ядов. Один из таких ядов называется колхицин. С его помощью можно остановить митоз на стадии метафазной пластинки, что позволяет подсчитать число хромосом и дать каждой из них индивидуальную характеристику, т. е. провести кариотипирование.

Амитоз (от греч. а – отриц. частица и митоз) -прямоеделение интерфазного ядра путем перешнуровывания без преобразования хромосом. При амитозе не происходит равномерное расхождение хроматид к полюсам. И это деление не обеспечивает образование генетически равноценных ядер и клеток. По сравнению с митозом амитоз более кратковременный и экономичный процесс. Амитотическое деление может осуществляться несколькими способами. Наиболее распространенный тип амитоза – это перешнуровывание ядра на две части. Этот процесс начинается с разделения ядрышка. Перетяжка углубляется, и ядро разделяется надвое. После этого начинается разделение цитоплазмы, однако это происходит не всегда. Если амитоз ограничивается только делением ядра, то это приводит к образованию дву- и многоядерных клеток. При амитозе может также происходить почкование и фрагментация ядер.

Клетка, претерпевшая амитоз, в последующем не способна вступить в нормальный митотический цикл.

Амитоз встречается в клетках различных тканей растений и животных. У растений амитотическое деление довольно часто встречается в эндосперме, в специализирующихся клетках корешков и в клетках запасающих тканей. Амитоз также наблюдается в высокоспециализированных клетках с ослабленной жизнеспособностью или дегенерирующих, при различных патологических процессах, таких как злокачественный рост, воспаление и т. п.