Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения. Фундаментальные исследования

16 ноября 1995 года резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности. Принятию Декларации предшествовали участившиеся в последнее время акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения.

Декларация состоит из Преамбулы и шести статей, в которых определяется содержание понятия толерантности от всемирного и государственного уровня до понимания на уровне отдельной личности, определяются социальные аспекты толерантности и воспитания, направленного на обеспечение установок толерантности в сознании и поведении каждого человека.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов .

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспита­ния толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.

Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.

Учащимся важно знать:

Место и роль ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

Суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги Арабских Государств, Организации Американских Государств, Организации Африканского Единства, Содружества Независимых Государств и др.;

Культуру народов и государств мира, их вза­имоотношения, взаимовлияние культур и традиций;

Экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, кооперирование предприятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей силы и товаров, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий;

Требования ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинные причины отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обоснование необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В решении задач воспитания толерантности оптимальный вариант представляют методы, которые классифицируются следую­щим образом: диагностические, целеориентационные, планирования, организаторские, мобилизационно-побудительные, коммуникативные, формирующего воздействия, контрольно-аналитические и оценочные, координации и коррекции, совершенствования.

Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания толерантности:

    убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),

    стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

    внушение и самовнушение (эмоциональная сфера),

    требование и упражнение (волевая сфера),

    коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

    воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера),

    метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Обучение толерантности – первый, самый низкий, но чрезвычайно необходимый уровень в многокультурном становлении личности. Он предполагает развитие у индивида терпимости к культурным отличиям. Следующая ступень – развитие у школьников умений понимать культурные различия. Понимание и принятие другой культуры предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Третий уровень мультикультурного становления личности – уважение культурных различий. Утверждение культурных различий – 4 уровень. Человек утверждает себя и свою идентичность лучше всего в ходе деятельности.

Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

1) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

2) национальный состав коллектива учащихся;

3) проблемы в отношениях между детьми и их причины;

4) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы. Следует исходить из того, что основа толерантности – формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в коллективе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Не забывайте главное: проблемы и трудности, неизбежно возникающие во взаимоотношениях людей, всегда надо стараться решать путем переговоров, не доводя отношения до ссоры и агрессии.

Вопросы для самостоятельного осмысления

    Как вы понимаете выражение: «Толерантность – это гармония в многообразии»? Дайте пояснения.

    Какими, на ваш взгляд, методами можно обучать толерантности различные возрастные и социальные группы?

    Какие документы являлись основополагающими для разработки и принятия Декларации принципов толерантности?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №13»

Практикум для педагогов

«Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Подготовила: педагог-психолог

Сергиев Посад

2015 год

Мы – разные

На огромном белом свете

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик,

Кто-то слабый ученик.

У одних – большие ушки,

Кто-то рыж, а кто-то бел,

Кто-то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить,

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств их преодоления, так что «копилка» толерантности постоянно пополняется.

Само понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое понимание толерантности. Они во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.

В целом можно сказать, что толерантность это психологическая устойчивость личности в очень широком диапазоне: от нервно-психической устойчивости (от умения держать себя в руках, когда мы можем владеть своим психическим состоянием, мы можем привести себя в порядок, вовремя с релаксировать (не показывать неприятные эмоциональные состояния), до устойчивости к многообразию мира, к различиям – социальным, культурным, мировоззренческим, религиозным.

Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понять основные психологические составляющие, которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия – «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека». Она является составляющей толерантности, аккумулирует способности человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, и выражает психологическое принятие последней этим человеком. Эмпатия проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. «Развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков». Если человек чувствителен к боли других, то он ограничивает и собственную агрессию.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, требовательны, прибегают к неоправданным наказаниям, склонны к морализированию. Уровень сформированности эмпатии отражает уровень эмоциональной зрелости.

Коммуникативная толерантность является собирательной характеристикой человека: в ней находят отражение результаты воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и активно взаимодействуют с другими людьми.

Развитие толерантности начинается с общения, и в нем же она находит свою реализацию. В процессе общения происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вживаться в его мир.

Осознание себя через другого важно с позиций формирования толерантности, поскольку толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других.

Толерантная и интолерантная личность

Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью . Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус. Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию.

Г. Олпорт отмечает, что толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов, находится в ощущении постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Толерантные люди, в отличие от интолерантных, не перекладывают ответственность на других и не стремятся во всем обвинять окружающих. Интолерантные личности делают акцент на различиях между своей и "чужой" группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально. Толерантный человек, наоборот, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, стремясь к личной независимости. Стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми.

Нетерпимость достаточна, консервативна, она стремится подавить все, что не вписывается в установившиеся рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное уничтожение людей: геноцид, войны, терроризм.

Возникновение интолерантности к другому обусловлено психическими особенностями человека: ощущение возникающей угрозы со стороны внешнего мира (иногда только кажущееся) заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование враждебного отношения к "другим" - тем, кто в чём-то отличен.

Деление людей на «толерантных» и «интолерантных» достаточно условно, однако склонность проявлять себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой чертой личности.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человечества и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу.

Следующим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции, так как все это укрепляет представления человека о самом себе, делает их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека

Толерантность предполагает не смеренное выносливое отношение к неприятным людям или воздействие, а наоборот расположенность, доброжелательность, уважение, признание прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе, но главное при этом не забывать свои интересы.

Толерантность подразумевает активную позицию человека – сказать нет, а не принять. Умение быть не толерантным тогда, когда это требует ситуация, быть не толерантным к злу, к насилию.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в образовании, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в образовательных учреждениях.

Для образовательных учреждений проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Педагог был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе, поэтому педагогу самому важно понять важность процесса толерантных отношений.

Конечно же стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, начнёт с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, воспитанникам, умение понять, простить их несовершенства.

А что значит хороший педагог? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские горести и радости, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что он и сам был ребёнком.

Профессионально необходимыми проявлениями толерантности педагога являются выдержка и самообладание. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учащиеся не должны чувствовать и видеть. Неотъемлемое проявление толерантности педагога – справедливость. Ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предубеждение, предвзятость, субъективизм очень вредят образовательному процессу.

Необходимость формирования толерантных отношений между дошкольниками обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой - у них слаборазвитая произвольность поведения, повышенная эмоциональность, импульсивность. Heгативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют отсутствием социального опыта и ограниченными возможностями, что приводит к возникновению у них пассивности, усилению агрессивности, деструктивных тенденций в отношениях со сверстниками.

Многие семьи как показывают исследования, не заинтересованы в формировании толерантности, потому что мир вокруг достаточно сложный, непростой, конфликтен. И родители бояться, что если ребенка вооружить только толерантными установками он не сможет за себя постоять. Он не сможет ответить злу, агрессии. Поэтому ценности толерантности в российских семьях на низком уровне.

Современный культурный человек - это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Именно поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания , готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Наш современник должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, обладать толерантностью как основой жизненной позиции.

Идеальных людей не бывает! Надо понять и принять, что все люди разные!

Цель:

Познакомить с понятием «толерантность»;

Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.

Формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

Создание комфортного психологического климата в группе;

Способствовать педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения

Оборудование:

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Цель: установлению контакта между участниками.

Сейчас я порошу Вас всех встать в круг и мы с вами будем приветствовать друг друга. Но делать это мы будем необычным способом:

· складываем руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

· упираясь руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

· кладем левую руку на левое бедро, правую руку на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

· держа сложенные крест-накрест руки на груди (локти, смотрят в стороны).

На выполнение задания Вам дается только 5 минут. За это время вы должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Упражнение «Солнце светит для тех, кто…»

Цель: развитие чувства сплоченности.

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга. Цель стоящего в центре снова получить стул, на который можно сесть. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...» .Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы. Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. (Солнце светит для каждого, кто любит проводить отпуск на море, терпеть не может курильщиков, сидит на диете и т. д.). Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях. Игра продолжается до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Подведите итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно родственных душ?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

Упражнение «Черты терпимой личности»

Толерантной личности свойственны 15 характеристик.

Задание. В колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены.

Затем в колонке «В» впишите три черты, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Индивидуальная работа

Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом.

Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель : дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Представьте, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у этого участника.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Упражнение «Язык принятия» и «Язык неприятия»

Цель: формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

Процедура проведения: “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия

Язык неприятия

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

Создание характеристики толерантного педагога

Команды в ходе дискуссии вырабатывают перечень характеристик, затем, каждая команда записывает свой список на доске. В процессе совместного обсуждения определяется наиболее полная характеристика.

Упражнение «Памятка на «черный день»

Мои лучшие качества

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области. Можно обозначить только свои лучшие качества.

«Я желаю себе и другим…»

Мяч передаётся по кругу. Кто держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

Список литературы

1. Безюлева Г. В, Шеламова: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168с.

2. Безюлева Г. В, Шеламова в педагогике. – М.: Издательский центр АПО, 2002. - 92с.

3. Восторухина толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт рабоыт ДОУ города Москвы. – М.: Школьная Пресса, 2010. - 112с.

4. , Козлова конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии, 1993. №4.

5. Психодиагностика толерантности личности. Под. Редакцией, . – М.: Смысл, 2008. – 172с.

6. Щеколдина толерантности. - М.: "Ось-89", 2004. - 80 с.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии? В психологии считают, что толерантность - это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность - культурная направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе - это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как менталитет толерантности, мировоззрение толерантности, толерантное поведение (23).

Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге Воспитание толерантности: сущность и средства Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе Многокультурное образование выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.. Обучение толерантности. Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.. Изучение и поддержка другой культуры. Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.. Уважение культурных различий. Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.. Утверждение культурных различий. Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость - значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной.

А.С. Макаренко отмечал, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Поэтому развитие этих отношений А.С. Макаренко считал главнейшей задачей воспитания.

Принципы воспитания толерантности

Общепедагогические:

Принцип целенаправленности - Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т.о. происходит заложение толерантных установок).

Принцип культуросообразности - В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толератности с жизнью - Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности - Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир

Принцип опоры на положительное в ребенке - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности - Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка - Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

Принцип единства знания и поведения - Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

Создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

Использование демократического стиля педагогического руководства;

Организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества - Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.

Принцип воспитывающей рефлексии - Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Мне не нравится слово «толерантность».

Но лучше этого слова в мире нет.

Махатма Ганди

В настоящее время наиболее остро встает вопрос о воспитании толерантной личности, умеющей уважать, любить, понимать других людей, умело разрешать конфликты.

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла декларацию принципов толерантности.

Толерантность понимается как терпимое, уважительное отношение к людям, признание прав каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Терпимость – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и свобод человека.

Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Не даром говорят, что толерантность – это привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться к истине через разнообразие мнений и позиций.

Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Задача педагога заключается в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую помощь и поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения основных законов:

  1. Все работники ОУ в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение.
  2. Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних, за счет унижения других.
  3. Оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога.

Кто же занимается воспитанием толерантной личности нового времени? Такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом.

Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность творческих характеристик личности и готовность совершенствовать педагогическую деятельность.

Для того чтобы пытаться воспитывать толерантную личность сами педагоги должны обладать следующими характеристиками:

  1. тактичностью
  2. терпимостью в отношениях с детьми и взрослыми
  3. готовностью принимать и поддерживать учащихся, а если нужно, то и защищать.
  4. Умением предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

Толерантность – профессионально необходимое качество педагога.

Толерантный учитель должен осознавать, что дети воспринимают, прежде всего, как образец для подражания.

Несформированность толерантности – профессиональная драма для педагога, которая впоследствии приведет к быстрой «амортизации сердца и души». И все это осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счете, оказываются дети, с которыми этот педагог работает. А чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.

Для тех, кто хочет стать толерантным.

1. Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

2. Не навязывай другим свою собственную волю, выслушай их мнение.

3 . Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

4. Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

5. Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

6. Найди повод, чтобы сказать «спасибо» своим близким и знакомым.

Особое внимание необходимо уделить коммуникативной толерантности каждого учителя. Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо педагогу. Без этого не может состояться профессионал.

Среди учителей нашей школы было проведено тестирование, целью которого было выявление уровня коммуникативной толерантности. Результаты вы видите на экране

46% высокий уровень толерантности

43% норма

11% средний с тенденцией к норме

0% низкий

Это означает, что все принципы толерантности педагогами нашего ОУ выполняются, а именно:

Принципы:

  1. Принцип ненасилия
  2. Принцип ответственности
  3. Принцип уважения различий
  4. Принцип понимания индивидуальной неповторимости
  5. Принцип уважения человеческого достоинства.

В духе толерантности необходимо воспитывать с раннего возраста, так как оно жизненно необходимо при формировании личности

Один учитель долго объяснял ребятам из начальной школы, что такое толерантность. Когда он спросил, как они понимают это слово, то услышал в ответ:

Это, когда мы бьем Ваську, а он терпит!

Действительно, опыт толерантности, положительный (нормальные отношения) или отрицательный (негативизм), имеется у каждого человека, в том числе ребенка.

Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, манерой поведения, но вынужденных принимать школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, одноклассника.

Процесс воспитания толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. Конечно, создать такую атмосферу весьма не просто, но в «контактных» условиях очень даже вероятно. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Наличие или создание такого поля – серьезная удача педагога!

Среди учащихся среднего и старшего звена наше школы мы также провели тестирование на выявление уровня толерантности, то есть целью было узнать, насколько толерантны наши ученики. Обратите внимание на экран:

Среди учеников среднего звена выявилось 17%

46% - средний уровень

37% - низкий

Среди детей старшего звена показатель более высокий:

25% - высокий уровень толерантности

58% - средний

17% - низкий

Несмотря на то что результаты достаточно высокие, считаем необходимым продолжать проводить совместно с учителями – предметниками, родителями - тематические вечера, классные часы, круглые столы, беседы, направленные на развитие толерантной личности, так как в настоящее время эта проблема является наиболее актуальной и воспитывать это качество (толерантность) необходимо со школьной скамьи.

Предлагаю вам определить ваш уровень коммуникативной толерантности. Перед вами лежит тест, состоящий из 20 вопросов. Вам нужно как можно точнее ответить на вопросы. Напротив каждого вопроса проставьте выбранный вами балл. Подсчитайте сумму баллов.

Если вы набрали от 1 –до 20 баллов, то у вас высокий уровень толерантности

От 21 – до 40 баллов - средний

От 41 и выше – низкий

В основе любых жизненных ситуаций, лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, любовь, понимание и прощение. Это и называется толерантность.

У греческого народа существует одна притча, которая лучше всего подведет нас к пониманию толерантности.

Ладная семья.

Жила – была на свете семья. Занимала она целое село, так как в ней насчитывалось более 100 человек. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том, что семья эта была особая. Мир и лад царили в той семье, и стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров.

Дошел слух об этой замечательной семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, порядок и мир. Удивился владыка. Пришел он к главе семьи и спрашивает:

Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?

Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, три слова были на ней начертаны: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Школа – это наша большая семья, поэтому данные принципы мы обязаны не только уважать и принимать, но и максимально использовать в своей работе.