Храмы будды. Буддийские храмы и монастыри

Храм зуба Будды (Sri Dalada Maligawa) находится практически в центре города Канди. Сюда каждый день приезжает множество людей, чтобы своими глазами увидеть зуб священного Будды. история гласит, что примерно в 540 году до нашей эры после того как кремировали Будду, из костра достали его 4 зуба, которые были увезены в разные точки земного шара. На Шри-Ланку, того еще остров Цейлон, зуб Будды был привезен в прическе дочери правителя Калинги. Первоначально зуб хранился в городе Анурадхапура, далее его перевезли в город Полоннарува, а в начале 17 века зуб был перевезен в горд Канди, где находится и по сей день. Специально для него был возведен храм Далада Малигава. Много раз зуб Будды пытались уничтожить, так как если зуб будет уничтожен, то будет уничтожена буддийская вера Шри-Ланки. В 1988 году исламисты пытались взорвать храм с зубом Будды, им это удалось, храм был поврежден, но зуб Будды не пострадал. С тех пор для того, чтобы пройти на территорию храма, где хранится зуб Будды, вам нужно будет пройти через досмотр и металлоискатели. Женщины и мужчины проходят контроль отдельно.

Если вы едете из Коломбо, вы можете доехать на поезде или на автобусе , в направлении Коломбо-Канди часто ходит и тот и другой транспорт.

Поезд Коломбо-Канди, примерная стоимость билетов на человека: 1 класс — 500 рупий, 2 класс — 250 рупий, 3 класс — 100 рупий. Время поездки — 4 часа.

На автобусе вы доедете примерно за это же время.

Если вы едете с другой стороны, с юга Шри-Ланки вы также можете доехать до Канди на общественном транспорте.

Также до Канди вы можете добраться на такси практически из любой точки острова.

Хорошие отели в Канди на Booking:

В Канди мы остановились в прекрасном небольшом тихом отеле Linwood Bungalow на окраине города, так как мы путешествовали самостоятельно на мопеде. Отель небольшой, находится в очень живописном месте, а хозяин отеля очень добрый и отзывчивый человек. Мы останавливались здесь на 2 ночи и на утро получили в подарок завтрак на двоих от хозяина отеля.

Поэтому, если вы ищете недорогой и хороший вариант на пару-тройку ночей, могу вам его порекомендовать.

Итак, мы доехали до центра Канди, к тому самому прямоугольному озеру Bogambara lake, хотя оно не такое уж и прямоугольное, как оказалось 🙂 Здесь же поблизости находится и храм зуба Будды.


Наше посещение Храма Зуба Будды

Для девушек необходимо прикрыть плечи и колени, а на территории вас также попросят и обувь снять, да еще и заплатить за это! Но, начнем сначала. Мы подошли к огороженной территории храма зуба Будды. Здесь стояли 2 металлических прохода и проверяли абсолютно всех, а тех, кто был с рюкзаками или сумками — проверяли и их содержимое. Все серьезно, 2 кабинки — женщины и мужчины отдельно проходят осмотр. Мы без проблем прошли этот пункт досмотра и подошли к самому храму зуба Будды. Здесь нужно было снять обувь. Мы специально взяли с собой полупустой рюкзак, чтобы в него положить свою обувь, а не сдавать ее за деньги. Но! К нам подошла местная женщина и сказала, что обувь нужно обязательно сдать, хотя такого не было написано в правилах. Пришлось нам все-таки сдать обувь за 100 рупий — это с одной пары такая цена, нам сначала отказывались класть нашу обувь вместе и хотели заставить платить дважды, мы возмутились и в итоге ланкиец согласился положить их вместе. Честно говоря, мы привыкли, что везде в Шри-Ланке местные пытаются нас обмануть и заработать на этом. Конечно, не очень приятно, но что делать 🙂 Итак, мы сняли и сдали нашу обувь и прошли ко входу, вокруг нас было множество школьников, я уже как-то писала, что мы попали в местные школьные каникулы, поэтому по всем популярным местам нас сопровождали школьники.

Мы прошли на второй этаж, здесь местные кладут цветы лотоса, которые можно было купить у входа в храм. И оставить денюжку на нужды храма.

Там вдалеке, где деревянные постройки есть окно, где в коробочке находится зуб Будды. Его выносят ближе к верующим во время службы — пуджи трижды в день в 5.30-6.45, 9.30-11, 18.30-20.00. Выносят то его конечно выносят, но коробочку не открывают, поэтому так и непонятно есть там он на самом деле или нет. 🙂

Местные сидят на полу и что-то шепчут при этом кланяюсь.

Мы прошли весь второй этаж, стали спускаться по лестнице и в наших головах витали недопонимание ситуации. И это все? То, ради чего мы заплатили по 1000 рупий за вход с человека. Все были слишком маленьким, мы провели в храме минут 10-15. Но, спустившись, мы увидели, что местные идут куда-то вглубь территории храма зуба Будды. Мы решили пойти за ними и вошли в еще одно помещение. В центре сидел большой золотой Будда.

А в самом помещении по сверху под потолком висит несколько картин и что-то написано под ними.

Как оказалась там была написана история с самого рождения Будды и до его смерти и того, каким именно образом его зуб попал на остров Цейлон. Довольно-таки интересно, мы все прочитали. Написано по-английски.

На самом деле, здесь еще много различных помещений, но мы так и не поняли, можно ли туристам туда ходить, а если можно, то скорее всего за отдельную плату. Мы же не захотели больше никуда идти. Честно говоря, ожидали большего от этого знаменитого храма зуба Будды. Сама территория храма очень ухоженная и красивая. Мы обнаружили здесь также вот такой колокол.

Сам храм снаружи нам тоже понравился, по бокам он окружен водой.

Внутри же, если честно, не очень впечатлил. Если вы очень хотите посетить храм зуба Будды, то конечно же посещайте, если вы сомневаетесь идти или нет, и у вас есть другие варианты как провести время, то тогда лучше выберите другой вариант. Хотя я не жалею, что мы его посетили, так как у нас было свободное время и мы не знали куда недалеко и ненадолго сходить.

административный центр района Канди, с населением 161 тыс. человек (2001). Известен также как Сенкадагалапура (Senkadagalapura). Город расположен в горном массиве на высоте 500 м над уровнем моря, очень живописен. Его называют «жемчужиной Цейлона». Естественной границей Канди является река Махавели Ганга с тенистыми берегами. Местное название Канди - Маха Нувара, или Великий Город.
Город был основан в XIV в. королем Викрамабаху III (1357-1375 гг.), с 1540 г. являлся резиденцией сингальских королей, и с 1590 г. (вар., 1592 г.). когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, стал столицей острова Цейлон (вар., государства со столицей в Канди). Известен, как один из священных буддистских городов, место нахождения Храма Зуба Будды
(Шри Далада Малигава или Далада Малигава). В 1988 г. Канди был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После войны с голландцами 1761-1767 гг., захватившими побережье острова, город стал столицей королевства Канди, существовавшего в центральной части острова Цейлон с XV по XIX вв. (до его включения в 1815 г. в состав Британской империи). Территория государства Канди в первой половине XVI века примерно соответствовала Центральной провинции, Северо-Центральной провинции, Восточной провинции и провинции Ува Шри Ланки.
В центре города Канди находится искусственное озеро, созданное последним королем Канди Шри Викрема Раджасингхе в 1807 г. Жилой район расположен в горах к югу от озера, а историческая часть города с сохранившимися колониальными постройками XIX века в викторианском стиле занимает северный и западный районы. В центре озера Канди, на маленьком острове построен Королевский Летний Дворец, где Шри Викрема Раджасингхе содержал свой гарем. На берегу озера Канди находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 371 г. (вар., 361 г., 311 г.), когда Зуб появился на острове Цейлон, реликвия стала символом суверенитета. Государственной столицей считался город, где находился Зуб Будды. Когда в 1590 г. Зуб прибыл в Канди, король Вимала Дхарма Сурия I построил двухэтажный храм на территории королевского дворца, где и была помещена реликвия. Резьба по дереву, расписные потолки, двери, отделанные серебром и слоновой костью, украшают храм.

Храм Зуба Будды в Канди

(Шри Далада Малигава, Sri Dalada Maligawa) - буддистский храм в городе Канди на Шри-Ланке.
Примерно в 540 г. до н.э. умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Один (вар., два) из них остался в Индии. После восьми столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на остров Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. Реликвию на остров переправила дочь правителя принцесса Хемамала, спрятавшая её в своей причёске.
Зубу Будды издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому Зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран город Анурадхапура, затем зуб перенесли в город Полоннарува, а уже в начале XVIII в. (по другим данным, в 1592 г.) он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Зуба Будды (Далада Малигава).
Зуб скрыт в семи ларцах (
вар., сосудах, ступах), вложенных один в другой. Они, в свою очередь, находятся в небольшой ступе, украшенной золотом и драгоценными камнями (так наз. «золотой ступе»). Достаточно Зубу Будды исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить Зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты заложили бомбу в храме Далада Малигава (вар,. четверо боевиков Тамильских тигров врезались на грузовике, начинённом взрывчаткой, в Храм Зуба Будды). Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой.
Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и главные священнослужители. Теперь в часы службы двери комнаты открыты, и можно издалека обозревать святыню.
С реликвией связана одна из самых красочных процессий на Востоке - фестиваль Эсала Перахера. Каждый год перед полнолунием августа Зуб Будды выносится на всеобщее обозрение. Зуб укладывают в золотую шкатулку, в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса. В шествии, проходящем по улицам города, участвуют десятки слонов, покрытых яркими попонами с колокольчиками и иллюминацией, сотни танцоров, акробатов и музыкантов. Тысячи людей стекаются к храму, чтобы посмотреть это великолепное зрелище.
В Храме Зуба Будды много и других сокровищ: собрание древнейших рукописных книг, миниатюрный Будда из целого изумруда, Будды из горного хрусталя и нефрита, золотой Будда. Храм Зуба Будды являлся частью огромного комплекса зданий: севернее храма располагался Королевский Дворец, Дворец Королевы, зал для аудиенций. Сохранился лишь публичный сектор Королевского дворца. Теперь во дворце Национальный Музей.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым , приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.


Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.


Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.


Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.


На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.


Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Одно из многочисленных чудес света - храм Зуба Будды (Шри-Ланка).Это уникальное место, в которое стремятся попасть буддисты всего мира. В великой святыне под многочисленной охраной хранится зуб Будды. Несмотря на то что храм открыт для посещений круглосуточно, в нем всегда собирается огромная очередь из желающих увидеть Зуб Будды и ощутить особую духовную атмосферу. Храм, в котором хранится буддийская реликвия, находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года.

Храм Зуба Будды: история реликвии

Обретение реликвии берет свое начало с легенды, согласно которой, после своей смерти Просветленный завещал сжечь свое тело. И в 540 г. до нашей эры оно было предано огню. После кремации в пепле остались целыми четыре зуба Будды. Они были развезены по всему миру. В 371 г. один Зуб Будды был привезен на Цейлон. Несколько столетий он находился в Индии.

Но потом правитель Калинги начал терпеть поражения в междоусобных войнах от врагов и стал опасаться за судьбу государства и бесценную реликвию. Он решил переправить ее на остров с помощью своей дочери. Принцесса была переодета и ничем не отличалась от обычных деревенских девушек. В ее волосы был вплетен Зуб Будды, и она отправилась на Цейлон. Так, при помощи принцессы, святыня попала на Шри-Ланку.

В чем заключается сила Зуба Будды?

Со времен появления Зуба Будды этой реликвии приписывалась удивительная волшебная сила. Считалось, что владеющий Зубом становится обладателем огромной и полной власти. Поэтому реликвия моментально оказалась во владении королевской династии. Но и хранили, и оберегали Зуб Будды царственные особы, соответственно, окружив его не только охраной, но и богатством.

Считалось, что исчезновение реликвии несет конец верованию. Поэтому был возведен отдельный храм Зуба Будды. Исламисты попытались уничтожить реликвию. И в 1998 г. в храме произошел взрыв. Здание было сильно повреждено, но удивительно - Зуб Будды абсолютно не пострадал и остался невредим. И этот случай только подчеркивает святость и силу этой реликвии.

«Путешествие реликвии» и обретение постоянного места хранения

Город храма Зуба Будды - Канди. Но оказалась реликвия там не сразу. Столицы на Цейлоне менялись несколько раз, но Зуб Будды не оставался на одном и том же месте. Он стал символом любви народа и власти. И правители всегда перевозили реликвию с собой. Таким образом, Зуб Будды сначала оказался в столице Анурадхапуру. Потом был перевезен в Полунаруву. И, наконец, обрел постоянное место хранения, коим стала третья королевская столица - Канди.

Как появился храм для Зуба Будды?

Зуб Будды хранится в Шри Далада Малигава. Храм сначала был построен из дерева. Но в восемнадцатом веке был сожжен недоброжелателями. Несмотря на уцелела. На месте пожарища был построен королевский дворец. В нем и хранилась реликвия под бдительным монаршеским присмотром.

Лицезреть Зуб Будды было разрешено немногим - королю и только самым приближенным и уважаемым монахам. Когда закончилось правление последнего монарха, дворец поступил в распоряжение монахов. И был переименован в храм Зуба Будды в Канди.

Как хранится реликвия?

Зуб Будды находится в небольшой золотой ступе, которая расположена на территории бывшего королевского дворца, в одном из зданий, имеющем теперь статус храма. Реликвия находится в отдельной, хорошо охраняемой комнате, в семи ларцах, каждый из которых сделан в виде ступы. Все они вложены друг в друга по типу русской матрешки. Комнату с реликвией постоянно охраняют не меньше двух монахов. Ступы, в которые «упакован» Зуб Будды, находятся под защитой пуленепробиваемого стекла.

Можно ли увидеть Зуб Будды?

Посмотреть на реликвию можно только издалека, два раза в день, в строго определенные часы. И то в это время Зуб Будды находится в «стопке-матрешке» золотых ступ. А выносится реликвия на обозрение лишь во время Эсала Перахера, традиционного праздника. И только в специальной шкатулке.

В редчайших и исключительных случаях, когда Зуб Будды все же показывают вблизи, он укладывается в особенную золотую петлю, которая выходит из центра лотоса, сделанного из этого же драгоценного металла. Такая подача показа не случайна. Реликвия была найдена именно на цветке лотоса.

Описание храма

Храм Зуба Будды - достопримечательность и жемчужина Шри-Ланки - бывший королевский дворец, а ныне - храм монахов-буддистов, в котором хранится бесценная святая реликвия. Великолепное убранство помещений сохранилось и до наших дней. Храм Зуба входит в большой комплекс дворцовых зданий, занимая отдельное.

Сначала это был отдельный храм. Со временем вокруг был возведен второй - внешний. Получился храм в храме. Территория внешнего ограждена рвом с водой и двумя ажурными стенами: Морских волн и Облаков. Эти названия были даны им благодаря причудливым и необычным формам, вызывающим поэтические ассоциации. В праздники в проемы стен помещаются небольшие лампадки, создающие в вечернее время особую атмосферу. Благодаря им, вся территория освещается тысячами огней.

Комплекс дворцовых зданий

В комплекс дворцовых зданий входит не только храм Зуба Будды, но и Зал для королевских аудиенций и т. д. В здании Королевского дворца теперь находится Национальный музей. Но паломники и туристы приезжают в основном для посещения именно храма Зуба Будды. Между ним и Королевским дворцом находится крыша из золота, которая была построена в 1987 г. Она расположена непосредственно над ступой, где хранится реликвия.

Многие дворцовые помещения оказываются тесно связаны с храмом Зуба Будды. После прохождения тоннеля Амбарава, посетители попадают на нижний ярус храмового комплекса. Это двор Барабанщиков Х. Мандапая. Здесь каждый день проводятся скромные религиозные ритуалы. И рядом с двором Барабанщиков расположен современный храм Зуба Будды, который выстроен вокруг старого.

Отдельное внимание при осмотре дворцового комплекса стоит уделить Тронному залу царей Канди. Ланкийские мастера действительно создали шедевры, изготавливая мебель. Вся она сделана из одной огромной скалы. На стенах зала размещены картины, повествующие о жизненных этапах Просветленного, истории появления реликвии и храма священного Зуба Будды.

В залах дворца можно увидеть необычные экспонаты. Например, мумифицированный слон. Это животное считается священным, так как на нем долгие годы во время празднеств вывозилась на обозрение шкатулка с Зубом Будды. Причем реликвия на время покидала пределы храма.

Праздничное шествие в честь Зуба Будды: Эсала Перахера

Рядом с крышей есть башня Паттириппува, имеющая восемь углов. Она была возведена в 1803 г. и является частью дворцового комплекса. С башни короли обращались с речами к своим подданным и наблюдали за праздничной церемонией Эсала Перахера. Это многодневное шествие, проходящее в июле или августе, во время полнолуния. Торжественная церемония проводилась в честь Зуба Будды. В современное время башня стала хранилищем древних рукописей.

Эсала Перахера - один из самых важных Шри-Ланкских религиозных праздников, связанных с Храмом. В торжественном шествии участвуют десятки слонов, с накинутыми на них яркими покрывалами и гирляндами. Одновременно устраивают представления танцоры, акробаты и барабанщики. Все в национальных костюмах, как того требует ритуал.

Это шумное торжественное шествие происходит перед выносом Зуба Будды на всеобщее обозрение. Находится в это время реликвия в специальной шкатулке из золота. Зуб Будды окружен цветами и драгоценностями. Полюбоваться на реликвию можно в течение четырех часов, подойдя к храму. Дотрагиваться до Зуба Будды категорически запрещено. Поэтому смотреть можно только вблизи.

Достопримечательности внутри храма Зуба Будды

Храм Зуба Будды (Шри-Ланка) имеет множество внутренних залов. Убранство их поражает своей красотой. Отделка выполнена с использованием драгоценных камней. Инкрустация сделана с помощью изумрудов, рубинов, слоновой кости и серебра.

Есть отдельный зал, в котором находится библиотека. В других помещениях расположены многочисленные старинные Причем сделаны и украшены они из разных материалов: золота, нефрита, кварца и других полу- и драгоценных камней. Во всем храме более тысячи статуй и небольших статуэток Будды, причем в разных позах.

Храм Зуба Будды: дресс-код и дополнительные услуги

Из-за неоднократных попыток подрыва храма Зуба Будды и уничтожения реликвии, помещения постоянно находятся под неусыпной охраной. А на входе людей тщательно ощупывают. Мужчины и женщины при этом находятся в разных помещениях. Чтобы оказаться как можно ближе к реликвии, при входе можно взять специальные цветы, которые предназначаются для подношения.

Возложить растения можно на втором этаже храма, нужно встать очередь. Во время ее движения цветы кладут в окно, мимо которого и проходят люди. Из него виден другой зал, в котором под золотым куполом и находится реликвия.

Посещение храма платное. Но в стоимость входит и диск с записанной заранее обзорной экскурсией, который можно неоднократно смотреть, вернувшись домой. В кассах есть услуга - аудиогид. Он содержит полную информацию об его убранстве и всех экспонатах.

Храм Зуба Будды действующий, поэтому дресс-код соблюдается неукоснительно. Перед входом обязательно сдается обувь. Можно воспользоваться услугами камер хранения. Или сэкономить, сняв обувь прямо у входа, как делают многие местные жители. Но в этом случае сохранность ботинок и босоножек никто не гарантирует. Перед входом в храм не только женщины, но и мужчины обязаны прикрывать плечи и колени.

Как добраться до храма Зуба Будды?

Многие, приезжая в Шри-Ланку, в первую очередь желают посетить храм Зуба Будды. Как добраться до этого места? Можно на автомобиле. Храм расположен в Канди. Поэтому нужно ехать по трассе «А1» из Коломбо. «А1» как раз соединяет столицу Шри-Ланки с Канди. Приблизительное время пути - три часа. Этот способ наиболее подходит тем, кто по дороге желает осмотреть и другие достопримечательности. Например, Королевский ботанический сад, расположенный в Перадении.

До храма Зуба Будды можно доехать на автобусах. Так как Канди - один из самых больших городов Шри-Ланки, то через него проложено множество маршрутов во все основные города - Коломбо, Галле, Негомбо и др. На автобусе время в пути такое же - примерно три часа. Отличие лишь в уровне комфорта поездки и стоимости проезда. Автобусы в Канди останавливаются на Центральной станции, которая находится рядом с ж/д вокзалом. От него до храма Зуба Будды - всего десять минут пешком. Идти нужно в сторону озера. Но можно доехать на тук-туке.

Но самый быстрый и экономичный способ доехать до храма Зуба Будды - это поездом. Состав идет от ж/д вокзала Коломбо-Форт. И останавливается на Центральном в Канди. Цена билета зависит от класса вагона. Время в пути - четыре часа. По дороге можно любоваться удивительно красивыми природными пейзажами.

Потрясающий храм Зуба содержит, как полагают, левый верхний клык самого Будды. Эта драгоценная реликвия привлекает множество паломников, ежедневно несущих цветки белого лотоса и красного жасмина. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Согласно легенде, зуб был взят у Будды, когда он лежал на погребальном костре. В Шри-Ланку его доставили тайно в 313 году, спрятав в волосах принцессы Хемамали, бежавшей от индуистской армии, осаждающей царство ее отца в .

Реликвия сразу же стала объектом великого почтения. Зуб демонстрировали общественности по особым случаям, провозя по улице на спинах слонов, которые были священны для Будды. Во время таких церемоний неоднократно устраивались попытки захвата и уничтожения зуба.

Когда столицу Шри-Ланки перенесли в Канди в 1592 году, зуб Будды также доставили в этот город. В честь реликвии был построен храм в 1687-1707 годах, но позже он сильно пострадал во время колониальных войн с и . После войны оригинальные деревянные конструкции восстановили в камне.

В январе 1998 года индусы тамильских сепаратистов бомбили храм, повредив фасад и крышу. Восстановление началось сразу же после этого.

Что посмотреть

Белые с красными крышами группируются вокруг озера Канди (на острове по центру озера когда-то располагался гарем короля).

Весь комплекс окружен низкой белокаменной стеной, с деликатно вырезанными отверстиями, что придает филигранный эффект. Во время торжеств в отверстиях устанавливают свечи, освещающие всю террасу.

В поразительном отличии от простых фасадов, интерьеры храма богато украшены резьбой и инкрустацией по дереву и слоновой кости.

Зуб Будды хранится в двухэтажном здании с двумя большими слоновьими бивнями на фасаде. Реликвия лежит на золотом цветке лотоса в драгоценных шкатулках, возложенных на троне.

К храму примыкает восьмиугольная башня Паттирипува. Построенная в 1803 году башня первоначально являлась тюрьмой, но сейчас там находится коллекция рукописей на пальмовых листьях. На территории комплекса также располагается королевский дворец.

Фестиваль

Зуб Будды выносится из храма только раз в год, во время Эсала Перахера – 10 дневного факельного парада танцоров, барабанщиков и богато украшенных слонов. В настоящее время он является одним из наиболее известных фестивалей в , и вероятно, крупнейшим буддистским праздником в мире.

Традиция ритуального шествия началась в XVIII веке. Во время полнолуния в конце июля или начале августа королевский слон несет реликварий священного зуба, возглавляя процессию отлично подобранных небольших слонов.

Целая сотня слонов, одетых в сложные наряды, шагают в город в сопровождении танцоров с факелами. Первыми идут носильщики, расчищающие путь от толпы паломников, за ними следуют музыканты, жонглеры, акробаты и члены знатных семей в национальной цейлонской одежде.

В последнюю ночь процессия движется из города в храм, во главе со старейшинами в костюмах древних царей Канди.

Что еще посмотреть на Шри-Ланке: - древнейший дворец на вершине 200 метровой глыбы, - самый старый и самый большой католический собор на Шри-Ланке.

Храм Зуба Будды (Sri Dalada Maligawa, Temple of the Tooth) открыт ежедневно от рассвета до заката.
Стоимость: 1000 рупий (около 5.5 €), видеосъемка - 300 рупий, музей Буддизма - 500 рупий.
Следует соблюдать строгую одежду - плечи и колени закрыты, обувь снять у входа (хранение платно), головные уборы не одевать.
Как правило, храм чрезвычайно переполнен на Pooja, постарайтесь избежать этих часов: 5.30-6.30; 9.30-10.30; 17.30-19.30.

Как добраться: находится в центре Канди, на берегу озера. Добраться из Коломбо можно автобусом до станции Kandy Central Market (1 км), или поездом до станции Peradeniya (8 км), а далее на местном автобусе.
Официальный сайт: www.sridaladamaligawa.lk (автоперевод на рус.)