Художественные традиции мусульманского востока логика абстрактной красоты. Художественная культура мусульманского востока. Античная культура и ее роль в становлении


  • Шедевры исламской архитектуры

  • Изобразительное искусство

  • Музыка ислама

  • Литература Арабского Востока

Ход урока.

Культура Востока. Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций.
Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце 19 века.

В 17 в. на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом.

Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение».

Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед, объявивший себя в 610 году пророком единого и всемогущего бога Аллаха.

Рассмотрим наиболее характерные достижения культуры народов Арабского Востока и, начнем с архитектуры.
Шедевры исламской архитектуры.

Архитектура ислама унаследовала многие достижения древнейших цивилизаций:

Из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы;

Из Египта - колонные залы;

Из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.

Здесь были разработаны новые типы зданий:


  1. мечети (место для совершения земных поклонов)

  2. минареты (башни) медресе (духовные школы)

  3. медресе (духовные школы – семинарии)

  4. мавзолеи (погребальные усыпальницы)

  5. дворцы и караван-сараи (постоялые дворы)

  6. крытые рынки
Мечеть. Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы.

Соборная мечеть Кордовы

Соборная мечеть Кордовы , которая была заложена еще в 785 году, занимает особое место среди архитектурных достопримечательностей города. Основное время постройки мечети – X в. Все сооружение занимает огромную площадь: 23.400 кв.м, небольшая часть отведена под двор, где у фонтанов прихожане совершали омовение. Вся архитектура мечети подчиняется жесткой математической логике. Здание было построено не только с учетом принципов, сложившихся в культовом зодчестве Ближнего Востока, но и с учетом особенностей подручного строительного материала.

Соборная мечеть Кордовы - особенный памятник в традиционном зодчестве Ближнего Востока, влияние которого распространилось и на Испанию. Для здания характерно отсутствие центральной оси, которая обозначает главный неф. Отсутствие центральной оси отразилось и на фасаде здания. Снаружи соборная мечеть Кордовы имеет несколько равных по значению входов-порталов.

Мечеть характеризуется обилием колонн. Всего их в этом сооружении использовано 1293 штуки. Колонны свозились сюда из разрушенных римских построек со всей Испании, а еще 114 штук были доставлены из Византии. Обилие колонн создает в мечети ощущение бесконечности пространства, что будит в посетителях особенные эмоции. Колонны в Соборной мечети Кордовы сделаны из разноцветного мрамора, гранита, яшмы и порфиры. Здесь они как бы вырастают из земли, словно ветви деревьев переплетаются между собой, образуют полуциркульные и подковообразные арки. Арки созданы из кирпичей белого и красного цвета, а своды образуют восьмиугольные звезды. Посетитель, оказавшись под сводами мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн. В этом главное отличие от византийской базилики, когда расположение колонн точно направляет движение прихожан к святилищу.

Колонный зал соборной мечети Кордовы часто сравнивают с густым лесом. И такая аналогия имеет право на существование. Круглые колонны, не имеющие баз, действительно напоминают собой стволы деревьев, а подковообразные и полуциркульные арки – словно крона сплетенных между собой веток. На пересечении множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе можно наблюдать игру светотени на красочных узорах со сложным орнаментальным ритмом. Где-то в глубине зала прихожанин отыщет богато украшенный михраб и максуру – место для халифа.

После яркого солнечного света, которым залиты шумные улицы, человек попадал в полумрак, где величественные колонны освещались светом тысяч серебряных ламп. Он ощущал себя здесь ничтожным червем среди нереальной, фантастической и поистине божественной обстановки. Лес из колонн уходит в темноту, где в глубине едва-едва можно различить мерцание резьбы на затененных стенах. Все это вызывает мысли о бесконечности вселенной и быстротечности суетной мирской жизни. Именно такого ощущения и добивались у прихожан строители соборной мечети Кордовы – оригинального произведения архитектуры, проникнутого неиссякаемой жизненной силой.

Мечеть Кул –Шариф.

Кул-Шариф - так звали главного священника Казанского ханства, дипломата, богослова и поэта. Погиб он в 1552 году во время взятия Казани Иваном Грозным. Тогда же дотла была сожжена соборная мечеть. В мусульманском мире она была знаменита как центр религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья. Поражала своим великолепием, изяществом и богатой библиотекой.

Но от диковинной мечети, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не осталось камня на камне. Возродить мечеть в середине 90-х годов прошлого века задумал Минтимер Шаймиев.

Архитекторы изначально проектировали Кул-Шариф как главную мечеть Татарстана и татарской диаспоры. Основной ее купол по форме напоминает "казанскую шапку" - корону казанских ханов, которая увезена в Москву после падения Казани и экспонируется в Оружейной палате. Бирюзовые минареты и мраморная отделка снаружи культового здания, по мнению авторов проекта, придают мечети светлый образ. Внутреннее убранство - ковры, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, витражи, лепнина, мозаика и позолота - добавляет храму величия.

Возводили Кул-Шариф турецкие строители. Люстры для нее сделаны в Чехии, гранит и мрамор привезены с Урала. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. И возводили храм всем миром: деньги на его строительство, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций.

В Казани убеждены, что их мечеть - высочайшая в Европе: высота минаретов мечети Кул-Шариф - 57 метров.

Массовые богослужения в казанской мечети устраивают только по главным праздникам мусульман. В остальное время храм работает как первый в России музей ислама и культурно-просветительский, научный центр. Здесь собрано более двух тысяч экспонатов, самые древние из которых - каменные памятники Х-ХI веков, обнаруженные на территории бывшей Волжской Булгарии.

Минареты

Минарет аль –Мальвия

С 8 в. характерным элементом мусульманской архитектуры становится минарет, который возводится рядом с мечетью или строится отдельно. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Мечеть может иметь несколько минаретов, но не больше восьми - их число не должно превышать количество минаретов в Мекке. Под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей в разных странах. Гигантский минарет аль - Мальвия (высота 50 м) в Ираке стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу) Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандусы залиты лучами знойного солнца, а с другой погружены в прохладную тень.

Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан, 15 в.)

Построенное в 1417 -1470 гг. медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь.

Мавзолеи. Тадж –Махал. (Агра. Индия)

Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны мавзолей Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются белые мраморные купола - один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии... Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...

Легенда

Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви мусульманского короля Великих Моголов (не путать с монголами) Шаха Джахана к своей жене - сказочной красавице Мумтаз Махал. Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке. Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена родила своему повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но... Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка красавицы Мумтаз не стало... Земное сердце не выдержало внеземной любви. Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел... И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который, по замыслу Шаха Джахана, должен стать символом сказочной красоты его усопшей супруги….

Строительство этого грандиозного мавзолея, превосходившего красотой и размерами все остальные, продолжалось более двадцати лет. В работе принимало участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии. Законченное произведение поражает своим совершенством и красотой своих линий и красок... Действительно, это чудо из чудес. На века. Легкий, как утренняя песня, чистый, как горный родник... Высота Тадж Махала вместе с куполом достигает 74 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре изящных минарета высотой по 42 метра. Стены Тадж Махала выложены белым полированным мрамором, сияющим как снег под лучами полуденного солнца. Прекрасный своими совершенными формами, Тадж Махал поражает и своими деталями - изящной резьбой, ажурными решетками и драгоценными цветными камушками, сверкающими в белоснежных стенах. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана. Вокруг Тадж Махала был разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов... Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчанника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. Изумрудно-зеленые лужайки и большие яркие цветы дополняют картину, делая ее совершенно волшебной и сказочной. Выверенные и гармоничные линии сада в сочетании с его венцом - мавзолеем, парящим как облако над землей - создали неповторимое по своей красоте произведение искусства... Такое светлое, живое и радостное...

На другом берегу Ямуны, напротив Тадж Махала, Шах Джахан намеревался возвести еще одну гробницу - для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Но, увы, грандиозным планам и замыслам Шаха Джахана не суждено было осуществиться... Как часто случается в истории, волею судьбы король в одночасье потерял свою власть. И, некогда великий Шах Джахан, властитель Индии, был заточен в тяжелые цепи и брошен в тюрьму... Тяжело больной, поседевший, одинокий и измученный... Когда-то он владел целым миром, теперь же у него не было ничего... Ничего, кроме одной-единственной радости - узкого тюремного оконца. В нем не виделось ни бескрайних долин его родной земли, ни темных кущ манговых деревьев, ни золотого восхода ласкового солнца... В маленькой раме окна был виден лишь он - подобный сновидению, сияющий как белоснежный лебедь в небесах, мавзолей его давно умершей возлюбленной...

Позже и сам великий и поверженный король был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной... Такова эта красивая и печальная история, давшая нам образцы великой любви и великого творчества...

Тадж Махал остается самым замечательным и он так грациозен и изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном троне».

Дворцы. Дворец Альгамбра. (13-14 вв. Южная Испания)

Альгамбра – самый известный памятник мавританского искусства в Испании – была построена во времена правления династии Насридов. Дворец строили из дерева, керамической плитки и штукатурки. Каждый правитель вносил какие-то изменения в этот комплекс зданий и двориков. Дворец расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепостная стена из красного цвета отделяет дворцовые постройки от внешнего мира.

Дворец предназначался для пышных приемов послов, а также для личной жизни эмира, то есть правителя. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем, баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мерное падение струй воды в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создают особую атмосферу созерцания и неги.

Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них - Миртовый и Львиный – представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово–паркового искусства. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоёма, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженых миртовых кустов.

Именно тень и вода, два непременных элемента исламского сада, играют очень важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она сверкает брызгами фонтанов, струится по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это - в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.

Вода- высший элемент исламского сада- как на физическом, так и на метафизическом уровне. Фонтаны и бассейны имеют различные очертания, но всегда - геометрической формы. В исламе искусство и созерцание неразрывно связаны. На фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: "Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор".

В исламских садах к воде относятся с любовью и глубоким уважением, с пониманием ее подлинной красоты и величия, она никогда не производит «беспокоящего» впечатления, она умиротворяющая и безмятежная.
Фонтаны, в отличие от «кипящих» водопадов, сдержаны, гармонично сочетаясь с окружающим ландшафтом. Красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство.

По соседству с Миртовым двором расположены личные покои эмира, центром которых является Львиный дворик - «восьмое чудо света». Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью скульптурами львов. Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями. Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов во внутренних дворах монастырей и дворцов. Старые же фотографии и рисунки показывают разные варианты "четырех садов" Львиного дворика. Двенадцать зверей, лишь похожих на львов, расположились посреди Львиного двора и поддерживают мраморную чашу. Все они изваяны из какого-то особого полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи десятиконечной звезды. Четыре узенькие, обложенные камнем канавки ведут к центру двора. По ним из чаши прозрачными ручейками стекает вода к четырем фонтанам.

Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после падения Гранады. Сто двадцать четыре изящные колонны поддерживают резную каменную аркаду, окружающую двор. Активную роль в композиции играют грубоватые высокие черепичные крыши, как бы подчеркивающие утонченную элегантность аркады. Орнамент выполнен из стукка - смеси алебастра и глины. Свежий стукк легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Особенность Альгамбры в том, что при необузданной роскоши она построена из очень дешевых материалов - дерева и стукка .

На медовые соты похожи потолки Альгамбры. Грациозные колонны с нарядными капителями скорее декоративно заполняют пространство, чем несут какую-либо тяжесть... Края изгибов многочисленных арок настолько изрезаны, что производят впечатление легких спадающих кружев... И все это переливается и сверкает в мерцающих бликах светотени.
Изобразительное искусство Арабского Востока.

Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией, книжной миниатюрой.

Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска. Это сложный линейно- геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Первоначально он включал растительный мотив, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Например, треугольник обозначал «око» Бога. Пятиугольник символизировал 5 основных заповедей ислама (вера в единого бога, пятикратная молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку)

Арабеске присущи излюбленные цвета: яркий кобальт, изумрудно-зелёный, красный и желтый. В ней редко встречаются спокойные цвета и градации одного цвета. Каждому тону придается особая светосила и интенсивность. Эти особенности позволяют называть восточный орнамент «музыкой для глаза».

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии , которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.

Шамаил – картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из Корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненный красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.
Музыка ислама.

Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещенных исламом искусств, а с другой – было создано богатейшее музыкальное наследие с характерными традициями. Музыка носит вокальный характер. Выразительный и динамичный голос служителя ислама – муэдзина (от арабского – «призывающий») должен был пять раз в день созывать верующих для молитвы.

Призыв мусульман к молитве получил название азана. Он был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах. Предание рассказывает. Раньше мусульмане никогда не собирались на молитву в одно и то же время: одни раньше, другие позже. Тогда было решено завести большой колокол, в который следовало ударять в строго установленные часы. Для укрепления колокола понадобилось большое бревно, и один из священников отправился за ним, но на следующий день он явился к пророку Мухаммеду с пустыми руками, сказав, что во сне ему было видение: «Не делай колокола, а призывай на молитву азаном». Мухаммед с улыбкой ответил: «Откровение упредило тебя»

Церемония азана очень театральна. Представьте: на живописном фоне красочной южной природы изящно возвышается устремленный ввысь минарет мечети с одинокой фигурой муэдзина. Его облик артистичен: на смуглом лице ослепительно белая чалма, свободные одежды, охваченные ярким кушаком, до пояса ниспадает борода… Привлекает и особая, гордая манера держаться.

Литература Арабского Востока.

Любовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь, верность, искренность и свободу чувств.

Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 1122). В его всемирно известных философских четверостишиях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновение, проведенное рядом с возлюбленной.

Как прекрасны и как неизменно новы.

Как румянец любимой, и зелень травы!

Будь веселым и ты: не скорби о минувшем,

Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!»

Перевод Г. Плисецкого.

Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это размышление над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия.
Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! –

Вот последняя правда, открытая мной.

Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Домашнее задание:

1. Какие различия существуют в организации внутреннего пространства и декоре колонной мечети и базилики ?
2. К какому декоративному средству прибегали зодчие для создания образа райского сада в купольных мечетях?

краткое содержание других презентаций

«Культура мусульманского Востока» - Рамадан – месяц священного поста. Шахадатайн 2. Намаз 3. Закят 4. Сыям 5. Хадж. Символом ислама многие считают изображение полумесяца и пятиконечной звезды. Персидские ковры. Купол мечети. Мусульманский Восток. Медресе Улугбека и мавзолей Тимура стал одновременно учебным заведением. И да падет с очей туман. Мечеть султана Ахмеда. (Голубая мечеть) Стамбул. Стена и балкон мечети Омара. В цепи человек стал последним звеном, и лучшее все воплощается в нем.

««Куликовская битва» 10 класс» - Более поздние исследователи. Войско Мамая. Эпизод с благословением войска Сергием. Схема Куликовской битвы. Память. Полк правой руки, сформированный в Коломне во главе с Владимиром. Татары смешались и обратились в бегство. Ход сражения. В XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена. Последствия. Была предложена концепция об участии в сражении конных соединений. После битвы. Куликовская битва (1380).

«Владимир Красное Солнышко» - Крещение. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно. Содержание. Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк. Происхождение и воспитание. Владимир «красное солнышко». Семья и дети. Княжение в Новгороде. Последние годы. Киевское княжение.

«Русская культура второй половины 19 века» - 3. Литература. С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Левитан. ("Алеко", "Утёс"). Основоположник русской драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). 1.Назовите фамилии учёных. ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"). Менделеев. 2. Просвещение. 2.Назовите фамилии учёных. 5. Театр и Музыка. Географ. Яблочков. ("Снегурочка", "Садко"). Ответ: 3.Назовите автора картин. ("Жар-птица", "Петрушка").

«Переселение греков из Крыма» - Библия, привезённая из Крыма (из фондов Мариупольского музея). Митрополит Игнатий – вдохновитель и организатор переселения. Причина необходимости переселения. Одиссея крымских греков. Карта переселения греков из Крыма в Приазовье. Мариуполь. Знаете ли вы. Крымские греки. Скульптура гречанки (из фондов Мариупольского музея). Цель работы.

«История Раннего Средневековья» - Рим и варвары. Церковь раннего Средневековья. Папское государство. Мир варваров. Периодизация. Чехия. Государства раннего Средневековья. Средние века. Раннее Средневековье. Возвышение Карла.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Выполнила:

Проверил:


УФА-2009


Введение

1. Возникновение ислама

2. Коран. Основные направления в исламе

3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение

4. Философия арабо-мусульманского Востока

5. Халифат. Распад халифата

6. Исламская словесность. Художественная культура Востока

7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

Заключение

Использованная литература

Введение

Арабо-мусульманская культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировой цивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся в своих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Сам термин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.к уже при династии Аббасидов (750 – 1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточно-иранского государства Саманидов (887 – 999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к XII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы.

Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией - всегда актуальная исследовательская задача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западных историков, политологов, социологов, культурологов, философов.


1. Возникновение ислама

До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

2. Коран. Основные направления в исламе

Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религий, способствуя созданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновение и распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книги проповедей пророка Мухаммеда (ок. 570 – 632), и изучение текста Корана стало основой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой и повседневной жизни каждого мусульманина.

Главной особенностью исламского мировоззрения явилась идея о неразделимости религиозного и светского, священного и земного начал, и ислам не стремился, в отличие от христианства, выработать такие особые институты, как церковь или Вселенские соборы, призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду с государством. Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: он способствовал формированию и распространению арабского языка, письменности, различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитие философии, эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной и тюркоязычной литературы классической эпохи. Коран явился фактором западно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего может служить «Западно-восточный диван» (1819) немецкого писателя эпохи Просвещения И.В Гете, а также «Подражание Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозного философа XIXв Вл. Соловьева принадлежит очерк «Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896).

Исламская религиозность содержала в себе отдельные положения, которые могли иметь различное философское значение и толкование. Таким образом, в исламе появились отдельные направления : во 2-й пол. VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. – исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место среди них занял возникший в конце VIII в. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу и оказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востока вплоть до современности. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемый в самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, представляется субкультурным компонентом арабо-мусульманской культуры. Суфийский компонент отражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманской цивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятием зла, совестливостью, утверждением добра, любви и т.д.

Для многих мусульманских народов суфизм – неотъемлемая часть их духовных культур, отражающая внутреннее эзотерическое состояние верующего. Суфизм причастен к освоению культурных ценностей доисламских цивилизаций, в значительной мере воспринятых исламом. Философские, этические и эстетические проблемы, заимствованные мусульманскими мыслители из античной культуры, перерабатывались через призму интеллектуальных поисков суфизма, что формировало общемусульманскую мыслительную культуру. На этом основании Г.Э. фон Грюнебаум утверждает, что мусульманская цивилизация в культурном и социальном отношении является одной из ветвей «развития античного и эллинистического наследия», а главной ветвью этого развития он считает Византию. Таким образом, суфизм является составной частью арабо-мусульманской культуры.

Мусульмане, по меньшей мере, являются обитателями двух культурных сфер. Первая из них позволяет им осознать свою принадлежность к нации или местной этнической группе, а вторая служит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст и ислам тесно взаимосвязаны и прошли в своем развитии длительный этап сосуществования и аккультурации.

3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры

Ислам как тотальная система регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, этот тип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурными системами, определяя их поведение и образ жизни. Опираясь на исламские доктринальные положения и социально-философские концепции, местные и региональные этнокультуры вбирали в себя черты универсализма, приобретали целостное видение мира.

В самом исламе сегодня существуют две парадигмы, связанные с реформаторством и определяющие его развитие. Первая парадигма ориентирует ислам на возвращение к своим истокам, первоначальному духовно-культурному состоянию. Это реформаторское направление называется салафизмом и его сторонники - противники западных веяний на общественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторская парадигма сопряжена с модернизаторскими тенденциями в исламе. В отличие от салафитов, исламские модернизаторы как сторонники возрождения ислама, социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов с западной цивилизацией, обосновывая важность заимствования научно-технических достижений и образования современного мусульманского общества, построенного на рациональных основаниях.

Ислам, возникший в доисламской аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями, расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере распространения арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе выявляются особенности преломления универсальных ценностей ислама. В качестве ядра региональной арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованная часть этнической культуры, более укорененная, чем базовые принципы ислама. На эту особенность взаимоотношения между ядром и периферией в арабо-мусульманской культуре обращается внимание в исследованиях Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова, Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.

Особую ценность в арабо-мусульманской культуре имеют такие труды, как «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат макалати… Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница благодатных знаний», принадлежавших суфийским мыслителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные культурные памятники, будучи религиозно-философскими произведениями, раскрывают мистические и духовно-нравственные аспекты суфийской культуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.

4. Философия арабо-мусульманского Востока

Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре стала философия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжной мудрости и знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась на основе интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центров которой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг на греческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, и в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в., приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все эти принципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.

При рассмотрении вопросов культивирования прекрасного нрава в арабо-мусульманской культуре большое внимание уделялось определению порочных и прекрасных черт характера. Основа этой традиции была заложена еще в Никомаховой этике Аристотеля. Аль-Газали, Ибн Ади, аль-Амири, Ибн Хазм, Ибн Аби-р-Раби, аль-Мукаффа развили и по-своему переработали античное наследие.

Добродетель, в соответствии с учением средневековых мыслителей, представлялась как похвальная середина между двумя порицаемыми пороками. Так, смелость, являющаяся достоинством, от избытка превращалась в безрассудство, а при недостатке становилась трусостью. Философы приводят примеры таких добродетелей, зажатых с двух сторон пороками: щедрость – в противоположность крайностям – жадности и расточительности, скромность – заносчивости и самоуничижению, целомудрие – невоздержанности и бессилию, ум – глупости и изощренно-порочной хитрости и т.п. Каждый из философов выделял свой перечень основных добродетелей человека. Аль-Газали, например, считал главными мудрость, храбрость, воздержанность и справедливость. А Ибн аль-Мукаффа вкладывает в уста героя, достигшего состояния «спокойной души», следующие слова: «Я обладаю пятью свойствами, которые пригодятся всюду, скрашивают одиночество на чужбине, делают невозможное доступным, помогают приобрести друзей и богатство. Первое из этих свойств – миролюбие и доброжелательность, второе – вежливость и воспитанность, третье – прямота и доверчивость, четвертое – благородство нрава и пятое – честность во всех поступках». Философы средневековья полагали, что нравы могут исправляться и улучшаться двумя основными способами: воспитанием и обучением. Первый – воспитание – означает наделение человека этическими добродетелями и практическими навыками, основанными на знании. Это достигается, в свою очередь, двояким образом. Во-первых, путем тренировки. Например, если человек часто испытывает жадность, нежелание делиться своим добром, то для истребления этого порока ему необходимо чаще давать милостыню и таким способом культивировать щедрость. Аль-Газали советует человеку, а в особенности правителю, если он слишком гневлив, чаще прощать провинившегося. Подобной тренировкой должны были достигаться свойства души, стремящейся к совершенству.

В арабской философии распространялась вера в преобразующую силу просвещения, развивалось уважение к опытному знанию и человеческому разуму. Все это нашло воплощение в больших достижениях математики, медицины, астрономии, географии, эстетики, этики, литературы, музыки и свидетельствовало об энциклопедичности арабо-мусульманской научно-философской мысли. В области математики важнейшими достижениями, повлиявшими на западную науку, стали разработки позиционной системы счисления («арабские числа») и алгебры (Мохаммед аль-Хорезми, IXв.), формулировка основ тригонометрии. Наряду с этим в области физики большое значение имели труды по оптике, а в географии был введен метод определения долготы (аль-Бируни, 973-1048). Развитие астрономии было связано с работой обсерваторий, что, в частности, привело к реформе календаря (Омар Хайям). Большие успехи были достигнуты в медицине, которая была одним из основных занятий философов: в практической медицине применялись различные инструменты, лекарственные травы, развивался интерес к анатомии человека и животных. Вершиной развития медицины стала деятельность Ибн-Сины, известного в Европе как Авиценна и получившего там звание «Князя лекарей». Для интеллектуальной культуры арабо-мусульманского Востока характерным было увлечение шахматами, которые стали характерным знаком индийских культурных влияний.

5. Халифат. Распад халифата

Следует отметить, что возникновение ислама в начале VII в. положило начало длительной и богатой событиями истории арабского халифата. Государственные образования, зарождавшиеся, распадавшиеся и переживавшие реставрацию, включили в свою орбиту многочисленные этносы, в том числе и имевшие богатую культурную традицию. В возникшей на основе ислама цивилизации сложилась и система моральных установлений. Среди неарабов наиболее значительный вклад в развитие мусульманской цивилизации принадлежит персам; память об этом сохранилась в арабском языке, где одно слово (аджам) обозначает и персов и неарабов в целом. В процессе развития культуры, в том числе и этики, на территории арабского халифата заметную роль сыграли мыслители, не исповедовавшие ислам. Немалое значение имело и античное наследие.

Как было указано, разнообразное развитие культуры Востока было связано с существованием империи – арабского Халифата (VII – XIIIвв.), главным городом которого стал Багдад, основанный в VIIIв. И имевший официальное название «Город благоденствия». Политическая культура этого государства выражалась в главенстве принципа государственности, основанной на власти халифа. Халиф считался преемником пророка Мухаммеда и сочетал в себе эмира, обладателя высшей светской власти, и имама, имеющего высший духовный авторитет. Халиф осуществлял правление на основании особого договора с общиной. Таким образом, основой политической жизни стал принцип синкретизма, т.е слияния общественно-политической, светской и религиозной жизни с идеалом духовной общности людей. Средоточием арабо-мусульманской социальной и политической культуры стал город. Города были крепостями, центрами государственной власти, производства, торговли, науки, искусства, образования и воспитания, только в городах строились соборные мечети, в них находились объекты ритуального поклонения, что послужило основой считать ислам «городской религией». Такими выдающимися центрами культуры в разные периоды были Дамаск, Басра, Багдад, Мекка, Медина, Бухара, Каир, Гранада. В связи с этим в философской культуре арабо-мусульманского Востока сложился идеал города как единого социального мира, основанного на сходстве и единстве человеческого тела и космоса вселенской жизни. С этой точки зрения, город – это упорядоченное архитектурное пространство и строгая справедливая социальная структура, где обеспечивается сотрудничество людей во всех сферах деятельности и достигается духовная гармония граждан на основе общего стремления к добродетели, овладению книжной мудростью, науками, искусствами и ремеслами, что и должно составлять истинное человеческое счастье. Разработка арабо-мусульманской философией этого комплекса социально-гуманистических и этических проблем стало ее оригинальным вкладом в мировую духовную культуру.

Однако основы безмерного государства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которых участвовали мусульмане различных толков - сунниты, шииты, хариджи-ты, а также и немусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран и Ирак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды - потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.

Аббасиды перенесли столицу в Ирак, где в 762 г. был основан город Багдад. Багдадский период известен в истории сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называют время правления Харун ар-Рашида (763 или 766-809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (сказки «Тысяча и одна ночь»), поэзии и учености, неизмеримы были доходы его казны, а империя простиралась от Гибралтарского пролива до Инда. Власть Харун ар-Рашида была неограниченной, часто его сопровождал палач, который по одному кивку халифа исполнял свои обязанности. Но халифат был уже обречен. Такова общая закономерность развития культуры, которая, подобно маятнику, движется от взлета к падению, а от падения к взлету. Вспомним Соломона, последнего царя объединенного Израиля, который вел сказочный образ жизни, но тем самым подтолкнул государство к распаду. Преемник Харун ар-Рашида в свою гвардию набрал главным образом турок, которые постепенно низвели халифа до положения марионетки. Схожая ситуация сложилась в далекой от Аравии средневековой Японии, где начиная с XII в. власть в стране перешла к бывшим дружинникам, из которых образовался слой Мелкопоместного дворянства - самураев. И на Руси у власти оказались варяги, призванные сла-вянами защищать свои города от набегов кочевников. К началу Х в. в руках Аббасидов оставались только арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. и эти области захватила иранская династия Буидов, а халифу была оставлена лишь духовная власть над всеми мусульманами. Последний халиф из династии Аббасидов был убит монголами во время взятия Багдада в 1258 г.

6. Исламская словесность. Художественная культура

В связи с ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитие арабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистине вершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившая характер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовной культуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды – небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи – четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, а для лирической поэзии были характерны газели – небольшие стихотворения, состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востока получили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос, основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. На почве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманская научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западно-европейской духовной и художественной культуры Средних веков.

В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих - кумирам. Поэтому изобразительное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами.

Музыкальное искусство в арабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в виде пения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферу культа. Уже сам Пророк учредил - азен - призыв к молитве, исполненный гармоничным человеческим голосом. Позже он завещал «украшать чтение Корана благозвучным голосом», что положило начало искусству таджвида – мелодической рецитации Корана.

Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии - фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) - гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.

7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

В дальнейшем исторические судьбы народов и государств, населявших громадную территорию Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, оказались связаны с войнами, завоеваниями, распадом империй, бурными процессами ломки традиционного уклада жизни под напором западной цивилизации, неуклонно осуществляющий колонизацию восточных регионов. С точки зрения развития культуры, эту эпоху принято называть «постклассической», в частности, временем «духовного бесплодия» (Х. Джебран). В этих условиях важным оказалось наличие самобытной основы – историко-культурной общности, единой арабо-мусульманской традиции. Начало процессов нового возрождения культуры арабо-мусульманского Востока принято относить ко 2-й пол. XIX-XXвв. Этот период характеризовался все более последовательными и углубляющимся взаимодействием между западной и восточной типами цивилизаций, что проявилось в общественной, экономической, политической и идеологической областях и способствовало поступательному развитию светской культуры. С конца XIX в. на фоне все возрастающего противодействия народов Востока колониальной политике западных держав наступает период просветительства, связанный со стремлением приобщиться к высшим духовным достижениям западной цивилизации. Идеология просветительства считалась с идеями необходимости мусульманской реформации. Просветительские и религиозно-реформатские идеалы находили свое выражение в философских сочинениях и литературе. Большой вклад в духовную культуру и литературу ираноязычных народов внес Мухаммад Икбал (1877-1938), выдающийся индийский поэт, мыслитель, религиозный реформатор. Имея в среде мусульманской интеллигенции громадный авторитет духовного наставника и поэта, Икбал преобразовал традиционный суфизм в философию, утверждающую идеи совершенствования человека и миротворчества во имя всех людей. Свидетельством возрождения арабской культуры было творчество Х. Джебрана (1833-1931) – писателя, философа, художника, эмигрировавшего из Сирии в США. Выдающийся представитель литературно-философского арабского романтизма Джебран утверждал идеал человека, который сочетает в себе приобщение к духовному наследию арабо-мусульманской традиции с постижением окружающего мира и самопознанием в духе суфизма. Опираясь на умозаключение «самопознание – мать всякого познания», Джебран призывал к духовному диалогу с великими представителями западной и русской культуры (У. Шекспир, Вольтер, Сервантес, О. Бальзак, Л.Н.Толстой). в 1977 г. в Мекке состоялась 1-я Всемирная конференция по мусульманскому образовании., на которой указывалось на необходимость в условиях XX в. дальнейшего развития исламской культуры, воспитания молодежи путем освоения духовных богатств и достижения мировой цивилизации. В 70-е годы XX в. укореняется идея о вызове Запада исламскому миру, которую, в частности, обосновал С.Х. Наср, автор книг по истории мусульманской философии, бывший ректор Тегеранского университета. Он утверждал, что на фоне господствующих на Западе атеизма, нигилизма и психоанализа исламский мир должен обратиться к ценностям суфизма и Корана, который должен стать источником рассмотрения актуальных социологических, исторических и гуманитарных проблем.

Заключение

Известно, что французский писатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший из католической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930 г. навсегда оставил Европу и уехал в Каир. Он хорошо знал и европейскую, и арабо-мусульманскую культуры, мог объективно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил свое мнение о влиянии исламской цивилизации на европейскую в небольшой статье с аналогичным названием, в которой указывает на бесспорные факты этого влияния в истории обеих культур.

Европейская философия и культура в целом испытывали сильное влияние творчества арабских мыслителей, художников, поэтов. Все это говорит о необходимости изучения богатого наследия арабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем мире далеко выходит за границы «исламского мира».

Использованная литература

1 Батунский М.А. Ислам как тотальная система регуляции // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М., 1999. – 579с.

2 Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981.

3. Фехретдин Р. Ислам дине нинди дин / Р. Фехретдин // Мирас. – 1994. – № 2. – Б.57-60.

4. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа: Гилем, 2003. – 320с.

5. Степанянц М.Т. Философия зарубежного Востока ХХ века // История Восточной философии. – М.: ИФРАН, 1999.

6. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987. - 190 с.

7. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX веков. – Кн.2. – Казань: Иман, 1998. – 123 с.

8. Микульский Д.В. Арабо - мусульманская культура в сочинении ал - Мас‘уди «Золотые копи и россыпи самоцветов» («Мурадж аз - захаб ва ма‘адин ал - джаухар»): X век. – Изд-во «Восточная литература», 2006. – 175 с.

9. Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – С.47 - 53.

План-конспект урока по мировой художественной культуре.

Учитель: Габдрахманова Лилия Анасовна

Образовательное учреждение : МОБУ СОШ с.Чуюнчи, Давлекановский район, республика Башкортостан

Предмет : мировая художественная культура.

Тема урока:
Художественная культура мусульманского Востока:

логика абстрактной красоты.
Тип урока : изучение нового материала

Цели: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов Востока.

Задачи:
мотивация учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению искусства и культуры Арабского Востока;
развитие абстрактного и образного мышления;
воспитание толерантности.

Формы организации работы детей:

    Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:

    Подготовить сообщения об архитектуре Востока.

    Выписать в тетрадь определения терминов Мечеть, минарет, арабеска.

    Подготовить сообщения об архитектуре, используя ресурсы Единой цифровой коллекции ( )

    На уроке:

    учащиеся составляют опорный конспект по теме урока;

    участвуют в анализе произведений архитектуры.

Формы организации работы учителя:

    Лекция учителя

    Сопровождение лекции электронной презентацией

    Привлечение учащихся к обсуждению архитектуры Востока

-Используемое оборудование:

    мультимедийный проектор

    компьютер

    экран

    электронная презентация по теме «Искусство мусульманского Востока»

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

материалы Федерального центра инфомационно-образовательных ресурсов ( )

Литература:

    Энциклопедия по МХК, Москва, 2005 год

    Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу: «Мировая художественная культура», Москва, 2001

    Рапацкая Л.А. Искусство Востока – М., Просвещение: «Владос», 1999

Форма занятия: урок-лекция с элементами диалога

Структура урока:

I.Организация класса

    Изучение нового материала:

    Сообщение темы урока

    Постановка проблемных задач и целей урока

    Лекция учителя и прослушивание сообщений учащихся (опережающие сообщения учащихся)

II.Закрепление изученного материала.

III.Итог урока

Вводная часть:

Эпиграф:

Творцу молитесь; он могущий
он правит ветром, в знойный день
на небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень
Он милосерд; Он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечен и мы ко свету.
И да падет с очей туман.

А.С. Пушкин.

Основная часть:

1.Организационный момент. (Слайд 1 и 2)
2.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами ознакомимся с художественной культурой мусульманского Востока.

Мусульманский Восток- огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий- ислама. На землях современных государств- Сирии и Египта, Ирана и Ирака, Турции и Афганистана, Испании и Израиля, Азербайджана и стран Средней Азии сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции. Она родилась под влиянием мировосприятия сквозь призму учения об Аллахе - всемогущем и вечном. (Слайд 3)

Ислам- монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу») . В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения. (Слайд 4, 5).

Мухаммед - род ился 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), 12 числа месяца рабиуль-авваль, в понедельник, незадолго до восхода солнца, Мекка - ум. 8 июня 632 года, Медина - арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; по учению ислама Мухаммеду Бог ниспослал его священное писание - Коран. Также политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове. (Слайд 6,7).

Ученик 1 . Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам держится на «пяти столпах» - основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 7, 8)
1) Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;
2) Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети.
3) Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода.
4) Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката)
5) Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.(Слайд8)

Коран (араб. кур"ан, букв. - чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.
Переводить с арабского языка нельзя – теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии. В Коране 114 разделов – сур, которые делятся на аяты. Длина сур к концу книги в основном уменьшается. Большая часть Корана написана нерифмованной прозой.
Коран был дополнен Сунной, написанной в VII-VIII вв. Это 6 томов комментариев к Корану. Сунна послужила основой для шариата – свода исламских законов
Сегодня сохранились 4 самых древних Корана (VII-VIII век): в Мекке, Медине, Каире, Самарканде.

Учитель: Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма.(слайд 9). Красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранился волшебный Черный камень(вероятно упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.

Ученик 2 . Мечеть- « место поклонения» - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. (слайд 10).

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Аль-Масджид аль-Харам - главная Мечеть, во внутреннем дворе которой находится Кааба Расположена в Мекке в Саудовской Аравии.(слайд 11).

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За Время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось. Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но когда у Голубой мечети в Стамбуле было построено тоже шесть минаретов, имам Мекки назвал это святотатством: ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. И тогда султан Ахмед приказал построить в Запретной Мечети седьмой минарет.(слайд 12).

Последняя реконструкция мечети происходила в конце 1980-х годов, когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами. Именно в этом корпусе находится теперь главный вход в мечеть - ворота короля Фахда. В настоящее время мечеть Харам - это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Кроме 4 ворот существует ещё 44 входа в мечеть. В здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причём эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания. (слайд 13).

Ученик 3 . Мечеть Куббат ас-Сахра- Купол Скалы , иногда переводят как Купол над Скалой - монумент (не ) на в , рядом с .

Куббат ас-Сахра, помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый орнамент. (слайд 14).

По повелению (65-86 г / 684-705 гг. н. э.) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами в 687-691 годах два инженера, из и из Иерусалима, назначенные , воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк совершил . Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название. (слайд 15).

Очень часто в литературе как архитектурный памятник истории ислама ошибочно отождествляется с (Аль-Акса). Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть халифа - два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс .

Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу - это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк , на котором стоял во времена и с которого, по традиции, началось (см. ).

Доступ в Купол Скалы запрещён мусульманами для всех «неверных».

15 февраля 2008 г. землетрясение силой в 5,3 балла по шкале Рихтера оставило свой след в . Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м.

Ученик 4. Больша́я мече́ть Дама́ска , также известная как Мечеть , одна из крупнейших и старейших в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе , представляет собой большую архитектурную ценность. (слайд 16).

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову ( ), почитаемого как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила , расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Святыня Иоанна Крестителя (или Яхья) внутри мечети. Место, где сейчас стоит мечеть, в эру было занято Храмом . Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием , изображающей и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм , затем, в византийское время, , посвящённая Иоанну Крестителю. (слайд 17).

Первоначально арабское завоевание Дамаска в не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из кирпича напротив южной стены храма. При халифе , однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между и на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на и позже стал столицей Государства Омейядов.

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное после штурма , другие считают повозку боевой колесницей времен . Пол молельного зала устлан множеством - их здесь более пяти тысяч.

Внутренний план Мечети Омейядов

В молельном зале стоит гробница с Главой , отсеченной по приказу царя . Усыпальница сделана из белого , украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, , передать в дар пророку Яхье (так называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть « , ». Согласно пророчеству, именно по нему накануне с небес на землю сойдет . Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)

История с мощами так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на , другая - во французском , третья - в , в .

В мечети. Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.

Ученик 5. Великая мечеть Хассана II - была построена при власти короля . Она находится в на берегу океана. Великая мечеть является второй по величине мечетью пocлe главного мусульманского храма , находящегося в . Примечательно, что архитектор мечети - француз , не был мусульманином. (слайд 18).

Высота мечети 200 метров. Это самое высокое религиозное сооружение в мире. Минарет на 30 метров выше знаменитой и на 40 метров - . (слайд 19).

Одновременно в мечети могут молиться 20 тысяч верующих и еще 80 тысяч - на площади возле нее. Общая стоимость этого сооружения составила около 800 миллионов долларов. Причем это - пожертвования верующих. Мечеть Хассана II - одно из немногих религиозных сооружений в , куда пускают немусульман. Внутри зал для молитв украшен 78 колоннами из розового , полы устланы плитами из золотистого и зеленого , зимой пол подогревается, а центральная часть крыши может раздвигаться. Заплатив 100 (около 10 американских долларов), любой желающий может попасть внутрь и сделать фотографии.

Ученик 6. Альга́мбра - архитектурный ансамбль преимущественно периода ( ), состоящий из , и в южной , расположенный на холмистой террасе в восточной части города Подайте ему, госпожа, подайте,
Ибо нет доли более жестокой,
Чем быть слепым в Гранаде.

Этот дворец построен завоевателями. Представители мавританской культуры, они пожелали на покоренных землях солнечной создать кусочек рая земного. Так среди тенистых садов возникла Альгамбра - административный центр и ».

Ученик 7. Минаре́т (араб. منارة‎‎ , манара , «маяк») - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. (слайд 23).

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, девять, у мечети Аль-Харам в Мекке.

Учитель. Арабеска (Арабески) - вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. (слайд 24).

В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске - орнаменту из геометрических мотивов). (слайд 25).

Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".
Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты").
(Слайд 26) Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

Завершающая часть:

Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.

Домашнее задание
Первого уровня: тема 5, прочитать, ответить на вопросы.

Второго уровня:

подготовить реферат об искусстве Востока.

Тема: «Художественная культура мусульманского Востока логика абстрактной красоты».

Дата: «___»_______________ 20 «___». Класс: 10.

Урок 8.

Цель : изучить особенности искусства исламского Востока; сформировать представление о национальных чертах храмового зодчества.

Тип урока : Комбинированный.

Оборудование : компьютер, презентация, учебник МХК.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний учащихся.

Проверка докладов.

План:

1. Иллюстрации арабески.

2. Искусство мусульманского Востока.

3. Арабская архитектура.

4.Альгамбра с высоты птичьего полета

III . Подготовка к изучению нового материала.

Мусульманский Восток – огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий – ислама.

Средневековая культура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в истории мировой цивилизации. Сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции, которая родилась под влиянием учения об Аллахе. Связь религии с искусством в мусульманской культуре нерасторжима.

IV . Изучение нового материала.

Изобразительное искусство Арабского Востока представлено различными видами орнамента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от французского «арабский»). Арабеска - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, линейно-геометрического узора, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

1. Иллюстрации арабески

Узор включал в себя растительные мотивы, в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполняющим всю пустоту пространства. В них соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции.

Восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи цвета: яркий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый. Восточный орнамент называют «музыкой для глаз».

Коран учит, что Аллаха невозможно видеть или осязать. Поэтому Коран никогда не иллюстрировался. Отсюда же вытекает запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Главным украшением священных текстом было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия. В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось это искусство. В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений.