Исследование профессионального выгорания у медицинских работников. Синдром профессионального выгорания. Синдром эмоционального выгорания у педагогов

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Г. Селье, а позднее А.Лазаруса, было показано, что длительное воздействие стресса приводит к снижению общей психической устойчивости организма, появлению чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденции к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» — эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена — синдрома профессионального выгорания. В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «психическое выгорание». Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей социальных профессий. Позднее было дано определение этому феномену, и теперь принято считать, что это Синдром эмоционального выгорания.

Известно, что профессии медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, поэтому для врачей и медицинских сестёр своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинской общественности страны была продемонстрирована в нескольких исследованиях. В частности,. было показано, что распространённость СЭВ среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%. Признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 58% специалистов, а у 16% данные нарушения имели развёрнутый характер с проявлениями всех стадий СЭВ. Клиническая картина СЭВ многогранна и состоит из ряда психопатологических проявлений, психосоматических расстройств и признаков социальной дисфункции. К психопатологическим проявлениям относят хроническую усталость, потерю энергии, нарушения памяти и внимания (недостаточная точность, дезорганизация), недостаток мотивации, а также личностные изменения (сниженный интерес, цинизм, агрессивность). Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, которые могут способствовать суициду. Кроме этого, прослеживается связь между СЭВ и развитием зависимостей от психоактивных веществ.Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея), кардиоваскулярные нарушения (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия). Наблюдаются частые простудные заболевания, возможно обострение хронических болезней: бронхиальной астмы, дерматитов, псориаза и др.К признакам социальной дисфункции можно отнести социальную изоляцию, проблемы в семье, на рабочем месте.Большинство психологов выделяют три ключевых признака СЭВ:

  1. предельное истощение;
  2. чувство личностной отстраненности от пациентов и от работы.
  3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Но затем наступает истощение Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект выгорания, его можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Сами обследуемые люди, испытывающие выгорание, описывают отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе через изменение своего сострадания в отношении к пациенту. Как своеобразный способ защиты от эмоциональных раздражителей, мешающих эффективному выполнению работы. В крайних проявлениях СЭВ человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к человеку — субъекту профессиональной деятельности, Он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Ощущение утраты достижений, или чувство некомпетентности в процессе развития СЭВ становится доминирующим мотивом в оценке специалистом своей работы. Люди не видят перспектив для профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. СЭВ также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, человек испытывает потребность отстраниться на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. К признакам психической дисфункции, наблюдающимся при СЭВ можно отнести следующие: потеря ясности мышления; трудности концентрации внимания, ухудшение кратковременной памяти; постоянные опоздания несмотря на огромные усилия быть вовремя; увеличение числа ошибок и оговорок; увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации, близкие к ним. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «контагиозно» и, распространяться через неофициальные взаимодействия на работе. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы).
  2. Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности).
  3. Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психоактивных веществ).
  4. Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами).
  5. Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег.

Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

Ключевым компонентом развития СЭВ является несоответствие между личностью, её способностями противостоять стрессу и требованиями окружающей среды. Поэтому, все факторы, способствующие развитию этого синдрома подразделяют на организационные и личностные. При этом следует отметить, что организационные факторы в большей мере имеют влияние на развитие СЭВ. К организационным факторам, относятся: высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения работы. отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства. недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное. невозможность контроля рабочей ситуации, невозможность влиять на принятие важных решений. двусмысленные, неоднозначные требования к работе. постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование). однообразная, монотонная деятельность. нерациональная организация труда и рабочего места (экстремальные температуры, шум, пассивное курение, депривация сна и т. д.). необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Среди личностных характеристик наиболее важны следующие:

    Повышенная личностная тревожность

  • Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.
  • Выраженная эмоциональная лабильность.
  • Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу, достижения и мнения других людей).
  • Пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.

Диагоностика синдрома эмоционального выгорания

В связи с тем, что большинство симптомов СЭВ являются неспецифическими, при диагностике таких расстройств часто необходим интегративный, междисциплинарный подход и хорошая кооперация между пациентом, врачом-терапевтом, психиатром, психологом и др. Для выявления СЭВ и определения стадии его развития необходимо учитывать: наличие симптомов выгорания, нарушений сна, соматических жалоб, их очередность и временные взаимосвязи со значительными жизненными изменениями, конфликтными ситуациями в семье и на работе; предшествующие и имеющиеся заболевания \хронические соматические, инфекционные\, которые могут сопровождаться астеническим симптомокомплексом или осложнять состояние пациента; социальный и профессиональный анамнез (наличие потенциальных стрессогенных факторов, учет возможных негативных влияний на личную и профессиональную жизнь); курение, употребление алкоголя и лекарств (антидепрессантов, транквилизаторов и др.); данные физикального обследования; психический статус, наличие психических расстройств; результаты психометрического тестирования (использование опросников для выявления синдрома эмоционального выгорания); результаты лабораторных анализов (общий анализ крови, тесты на функцию печени, почек, уровень электролитов в крови); «стресс-биомониторинг» — при необходимости и возможности выполнения (уровень кортизола, специальные иммунологические и эндокринологические анализы).

Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи, поскольку то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эвыгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит! Первичная профилактика: дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления) — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»; наличие хобби (спорт, культура, природа); поддержание стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики),

Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются: создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства); признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата); обучение руководителей. Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию синдрома выгорания.

Личностно-ориентированные стратегии.

Выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии; проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовские группы для учителей и врачей); регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг. При терапии уже развившегося синдрома выгорания можно использовать следующие подходы: фармакологическое лечение согласно симптомам: антидепрессанты, транквилизаторы, адреноблокаторы, снотворные средства. Фармакологические препараты назначаются в среднетерапевтических дозах. Транквилизаторы или адреноблокаторы используются для кратковременного облегчения состояния, так как могут быть опасны при длительном применении из-за риска развития зависимости от транквилизаторов и нарушений сердечной проводимости от адреноблокаторов. Они не убирают суть проблемы. Антидепрессанты назначаются при наличии депрессии в структуре синдрома и лучше сочетать их назначение с психотерапией. Психотерапия (когнитивно-бихевиоральные , релаксационные техники, интегративная психотерапия); реорганизация рабочего окружения; комбинация изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением В первую очередь необходимо осознание проблемы и принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат. Необходима мыслительная перестройка: переоценка целей, осознание своих возможностей ограничений, позитивный взгляд на жизнь. К сожалению, в ряде случаев развитие синдрома эмоционального выгорания заходит очень далеко. Наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым становится изменение места работы, переход на административный вид деятельности, работа, не связанная с людьми. улучшение навыков борьбы со стрессом.

Лечебные и профилактические меры во многом схожи, но при профилактике СЭВ еще можно обойтись без медикаментозной коррекции состояния. Так какие же меры профилактики необходимы? Прежде всего, обучение методам мышечной и психической релаксации. К первым относятся: периодическая «ревизия» мышечного корсета, устранение «зажимов», которые могут стать хроническими. Они являются телесным проявлением эмоциональных блоков! И умение расслабляться предотвращает возникновение мышечных зажимов, способствует повышению стрессоустойчивости. Одно из упражнений:

  • Примите удобную позу сидя или лежа. Определите для себя неудобство или стресс, которое вы хотите устранить. Эта эмоция обязательно имеет в теле свою локализацию! Например, вас раздражает поведение коллеги или пациента. Постарайтесь определить эту область, где базируется раздражение. Она может быть где угодно - в ногах, в туловище, в любом участке тела. Постарайтесь описать форму и размер этой области, её цвет, твердость или мягкость, любые другие качества. После подробного описания (для себя), начните мысленно посылать энергию в проблемную область тела. Вы должны представить этот сгусток энергии в виде, скажем, золотистого шара, свечение и тепло которого «испаряет», растворяет, уничтожает (как кому удобней) проблему в данной области тела. Следите за тем, как изменяется в вашем теле то, что мешает вам жить. Может изменяться форма, цвет, размер, местонахождение и другие характеристики. Постепенно вы устраните эту негативную энергию и проблему. И почувствуете значительное облегчение!
  • Еще одно упражнение - «подъём неба» - часто используется в различных восточных практиках, в том числе и в единоборствах: Встаньте прямо. Расслабьте все мышцы. Ноги вместе. Руки опустите вниз. Поверните ладони внутрь так, чтобы они смотрели в землю и были под прямым углом к предплечьям. Пальцы направлены друг к другу. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направлены к небу. Выполняя движение, плавно вдохните через нос. Поднимите голову вверх и смотрите на свои ладони. Тянитесь вверх, но не отрывайте пятки от земли. Задержите дыхание на несколько секунд и ощутите поток энергии, идущий от ваших ладоней вниз вдоль тела. Затем, через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Опуская руки, смотрите вперед. Выполняйте это упражнение десять раз каждое утро (или в течение дня, когда вам захочется). Регулярное выполнение только этого упражнения в течение двух - трех месяцев даст весьма ощутимые результаты! И тогда вы поймёте, почем «подъём неба» - одно из лучших упражнений!

Теперь о психической релаксации. Это различные медитации. Их множество и нет нужды приводить их здесь. Для верующих лучшей медитацией является молитва! Ну а для остальных предлагаю следующие нехитрые, но действенные приёмы:

  1. Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов - выдохов. Теперь дышите, как привыкли («автоматическое дыхание»). И просто наблюдаете за тем, как воздух входит в ваши легкие через нос и выходит через рот. Через некоторое время, вы почувствуете, что напряжение и назойливые тревожные мысли исчезли! Данный метод, как вы уже поняли, очень прост и эффективен! (Разумеется, можно выполнять это упражнение и лежа).
  2. Сядьте удобно. Выберете на стене против вас, на уровне ваших глаз два объекта на расстоянии 1,5 - 2 метра друг от друга. Это могут быть рисунки обоев, различные пятна. Лучше конечно вырезать кружки или квадраты из бумаги или картона и разрисовать их разными цветами. И прикрепить на указанном расстоянии. Зафиксируйте взгляд на несколько секунд сначала на одном объекте, затем несколько секунд на другом. И так продолжать несколько минут. Результат - голова будет «пустой». Все негативные мысли исчезнут!

Мерой профилактики является и правильная организация рабочего места. Это правильное освещение, расстановка мебели, цветовое оформление - обои «релаксирующих» тонов. Конечно же, кабинет не должен быть перегружен. Когда ординаторская «набита» врачами, это плохо.. В идеале, должна быть комната психологической разгрузки. Не зря, во многих врачебных и сестринских кабинетах, организуются «отсеки», где можно принимать пищу или просто «отгородиться» на короткое время от проблем отделения, посидеть в кресле или полежать. Довольно часто можно увидеть в кабинетах аквариумы. Созерцание воды, водорослей и рыбок хорошо снимает напряжение! Многие знают, что физические упражнения прекрасно снимают внутреннее напряжение, избавляют от негативных эмоций и дают положительный настрой. Но физкультура и спорт - вне рабочего времени, это понятно. Как же решить проблему расслабляющих физических нагрузок в рабочее время? Конечно, хорошо, если где-то есть теннисный стол, велотренажер

_________

Почему так подробно описываю эту забаву, спросите вы? Да потому, что с позиций биоэнергетики, это упражнение очень полезно. Во-первых, это определенная мышечная нагрузка. Во-вторых, этим можно заниматься в любом месте. И самое главное - это замечательное расслабляющее упражнение. У лежащего на спине партнера, позвоночник и всё тело принимает форму дуги. Снимается нагрузка с позвоночника и происходит расслабление. Если при этом, еще и немного потрясти лежащего, то расслабляющий эффект только усилится. Говоря о расслабляющем эффекте физических нагрузок, не стоит забывать о релаксирующем действии музыки. Приходя на консультации в некоторые отделения ЦРБ, наблюдаю, как некоторые врачи, в основном конечно молодые, расслабляются, слушая музыку через наушники. Это очень хорошо. Музыкотерапия вещь замечательная сама по себе. А наушники дают эффект отстраненности от окружающего мира, полностью погружая слушателя в мир звуков, особенно если закрыть глаза. Мы говорили о телесно ориентированных мерах «защиты». Но медперсонал работает, как говорится, в гуще больных. И все они очень разные. Среди них много «вязких», обстоятельных, требующих повышенного внимания к собственной персоне. Они готовы «утопить» вас в собственных жалобах, поиске сочувствия. И очень часто, всё это превращается в манипулирование врачом. Если не уметь говорить «нет», деликатно выходить из навязываемого разговора, отсекать себя от не нужных вам проблем - то вы - первый кандидат в «выгорающие». Эмпатичность хороша до определенных пределов. Должна быть четко обозначенная личная граница, разделение «Я» и «Ты». Слияние с личностью и соответственно с проблемами пациента, будет обесточивать вас! Если вы, при общении с пациентом ощущаете дискомфорт, легкое головокружение или у вас появляются другие неприятные ощущения, то знайте - перед вами человек с пониженной энергетикой! И он, чаще подсознательно, подпитывается вашей энергией. Если вы хорошо дистанцированны от пациента, то выходить из общения легко. Есть множество причин прервать разговор (операция, обход, вызов к начальству, консультация в другом отделении и.т.п.). И всегда можно прибегнуть к помощи коллег, которые могут помочь вам «создать причину» выйти из затянувшегося общения. Давайте проведем забавный эксперимент.. Попробуйте разговаривать втроем. Пусть один из вас будет пациентом, задающим вопросы своему «лечащему врачу». Присоединившийся третий должен задавать встречные вопросы «пациенту» в контексте «беседы». Результат - разговор довольно быстро «забуксует» - внимание пациента рассеивается, и он потеряет инициативу. Результат будет еще более ощутимым, если вторгнуться в личное пространство пациента, находиться сзади или сбоку. Кто-то может подумать, что это не совсем этично. Но вы же не совершаете насилия над личностью. Это всего лишь психологическая уловка, облегчающая вашу деятельность. Кандидатами в «выгорающие» часто бывают те, кто не может решить свои личные или семейные проблемы. И «защищается» от них работой на износ. Если присутствует чувство вины перед кем - то в семье, то человек может подсознательно «наказывать» себя безудержной деятельностью… Это также может быть сублимацией невостребованной сексуальности, что иногда наблюдается у одиноких женщин! Разумеется, каждый медработник должен постоянно заниматься повышением своего профессионального уровня! Это будет придавать уверенность в своих силах, повысит статус в собственных глазах, среди коллег и пациентов.


Синдром эмоционального выгорания - это сложный комплекс, который многие из нас хоть раз, но испытывали на себе. Он выглядит как полное физическое, психоэмоциональное и умственное истощение. Выходные и отгулы не дают видимого улучшения, к концу отпуска человек чувствует себя лучше, но после возвращения к трудовым будням ситуация вновь ухудшается. Именно потому, что эта проблема очень масштабная и значимая, ею сегодня всерьез занимаются психологи и врачи.

Ведь потеря хорошего кадра может много значить не только для отдельной компании, но и для общества в целом. Здесь надо отдельно сказать, что синдром эмоционального выгорания - это не болезнь, а тревожный симптом. Если долго не обращать на него внимания и не искать профессиональной помощи, то он вполне может перейти в хроническую фазу. Именно тогда бурным цветом расцветает психосоматика, организм начинает выдвигать последние доводы, чтобы человек перестал посещать работу, которая его убивает. Это гипертония, астма, гастрит и язва, ожирение и диабет.

На что должен обратить внимание работодатель

Новичок приходит на занимаемую должность. Он горит рвением, готов задерживаться вечером допоздна, жадно ловит советы более опытных коллег. Он имеет все предпосылки стать лучшим сотрудником и вырасти по карьерной лестнице. Но, происходит так не всегда. Не заметили его выдающихся вкладов в дело компании (новичок должен работать больше других за минимальную плату), загрузили рутинной работой (он ведь не отказывается, когда маститые сотрудники просят доделать что-то за них), а еще и человек попался мнительный, тяжело переживающий все внутри, но не подающий вида. Добавьте эмоциональную нагрузку от самой деятельности, которую выполняет человек. Без нужной адаптации он будет, словно губка, впитывать в себя все беды мира (особенно это касается «помогающих» профессий).

И вот, словно по волшебству, сотрудник меняется. C утра он встает разбитый, без всякого желания идти на работу. Работоспособность снижена, страдает производительность. Если трудовой день загружен до предела, то появляется ощущение бега в колесе, ловушки, из которой нет выхода. Человек чувствует безнадежность, обиду, теряет интерес к происходящему вокруг. Все это многообразие и называют термином «синдром эмоционального выгорания».

Как формируется выгорание

Этот процесс длится не один день. В зависимости от личностных особенностей человека сроки могут сильно отличаться: кому-то будет достаточно нескольких месяцев, а другим - десяток лет. На интенсивность процесса выгорания будет влиять степень эмоциональной насыщенности работы, уровень стрессов, адекватность «отдачи». По теории Гринберга, существует пять стадий, которые проходит работник до полного выгорания.

  • Удовлетворенность человека своей деятельностью, понимание, что он выполняет важную работу. Но при этом повторяющиеся стрессы уменьшают физическую энергию.
  • Накапливается усталость, нарушается режим сна, снижается интерес к выполняемой работе.
  • Если работа идет в ритме без отпусков с одним выходным или вовсе без них, то повышаются переживание и растет риск заболеваний.
  • Усиливается неудовлетворенность собой, выполняемой деятельностью, компанией. Развиваются хронические заболевания.
  • Состояние здоровья критически ухудшается.

Общие признаки СЭВ

Чтобы вовремя замечать выгорание и не допускать личностной деформации сотрудников, в каждой компании, деятельность которой лежит в сфере «человек-человек», должна быть налажена эффективная психологическая служба. В первую очередь это касается медицинских и образовательных учреждений, правоохранительных органов. Синдром эмоционального выгорания имеет несколько ярких признаков, которые профессионал легко заметит. Это истощение, личная отстраненность, ощущение утраты собственной эффективности.

Синдром эмоционального выгорания, симптомы

В первую очередь это должны знать мы сами, чтобы вовремя отслеживать сигналы и принимать меры, не доводя до нервного срыва. Особенно часто встречается синдром эмоционального выгорания у педагогов. В первую очередь должны насторожить частая головная боль, общая усталость, желание уединиться, посидеть с закрытыми глазами в тишине, физическое истощение, но при этом ночная бессонница.

С каждым днем нехватка ночного отдыха усиливает напряжение, а стрессы, испытываемые днем, не позволяют крепко заснуть следующей ночью. Как следствие - нарушаются процессы памяти и внимания. Возникают проблемы с сердечно-сосудистой системой. И последнее, на что уже невозможно не обратить внимания, - это неуверенность в себе, неудовлетворенность окружающими (коллегами, работодателем, пациентами), истерики и периоды депрессии, безразличие к родным и ощущение, что жизнь - это только негатив.

Эмоциональные симптомы - это одна из главных составляющих синдрома. Они могут быть направленны внутрь себя, и тогда мы наблюдаем чрезмерное сдерживание эмоций, уход в себя, пессимизм, чувство одиночества. Другая крайность - это раздражительность и агрессивность, истерики. Но общим для обоих случаев является ощущение, что работа невыполнима и бесполезна.

Таким образом, мы видим изменения в чувствах. Утрата чувства юмора, ощущение неудачи или вины, бессилия, раздражительность по пустякам. И первое, что стремится сделать человек, - это принять кофе, алкоголь, выкурить больше сигарет, но не обратится к специалисту или попробовать себя в творчестве. Изменения происходят и в мышлении. Не оставляют мысли о том, чтобы бросить работу. В результате этого самостоятельного прессинга человек чувствует себя, как выжатый лимон. Внимание не концентрируется, память ухудшается, повышается подозрительность и циничное отношение к окружающим. Наконец, меняется поведение. Человек очень старается прийти на работу вовремя, но раз за разом опаздывает. Так проявляется внутреннее сопротивление. Надо помнить, что синдром эмоционального выгорания у педагогов протекает с необратимыми изменениями личности, поэтому важно проводить профилактику.

Каковы причины, почему развивается СЭВ

Таких причин может быть несколько. Больше всего зависит от самой трудовой деятельности. Если человек перегружен физически и эмоционально, но при этом не чувствует достаточной оценки своего труда, он просто «сгорает» на своем рабочем месте, забывая про личную жизнь и нужды. Даже после работы он не чувствует сил и желания заняться любимым делом. То есть становится неким «зомби», который механически выполняет работу, но не успевает снять эту защитную скорлупу и после работы.

Особенно тяжело протекает синдром эмоционального выгорания у медработников, психологов. Постоянно общаясь с пациентами, они перенимают на себя все жалобы, горести, агрессию и раздражение. Невысокий уровень оплаты, зачастую отсутствие благодарности от клиентов, взятие на себя ответственности за судьбы людей и чувство вины перед теми, кому помочь не удалось - все это дает благодатную почву для выгорания. Конечно, здесь играет роль характер человека, уровень подготовки, умение абстрагироваться, выстроить психологическую «стенку», оберегающую внутренний мир от чужих проблем. Важна и требовательность к себе, а также личная обязательность. Если эти показатели высоки, работник склонен набирать непомерный круг обязанностей, желая все держать под контролем. Если при этом график подразумевает отсутствие отпуска, а дома ждут скандалы из-за постоянного нахождения на работе, то ухудшение состояния неизбежно.

Медработники на страже чужого здоровья

Но при этом часто забывают о себе. Действительно, синдром эмоционального выгорания у медработников - это серьезная проблема. Чтобы выучить хорошего врача, требуется около 9 лет, плюс специализация. А молодому специалисту еще предстоит пройти практику и стать настоящим специалистом, потерю которого восполнить достаточно сложно. Как правило, наиболее подвержены выгоранию молодые врачи. У них отсутствуют практический и жизненный опыт, это может спровоцировать врачебную ошибку, которая, в свою очередь, приведет к саморазрушению личности. И в большей степени - это врачи с большой буквы, которые крайне ответственно относятся к своей работе, имеют непомерные требования к себе. У них стерта грань между работой и личной жизнью.

Чаще всего в группе риска мужчины. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников ассоциируется с женщинами. Но именно их природная эмоциональность дает возможность разрядиться и сохранить целостность своей личности. А бесстрастные и невозмутимые мужчины тихо уходят в алкоголизм, депрессию, психосоматические заболевания и безумие.

Факторы синдрома эмоционального выгорания

Мы уже упоминали о них, сейчас только обобщим, чтобы было проще воспринимать. Итак, первый - это личностный фактор, то есть от наших индивидуальных особенностей будет зависеть склонность к выгоранию. При этом ни возраст, ни семейное положение, ни даже стаж никак (согласно исследованиям) не влияют на эти процессы. Чем более человек гуманен, склонен к сочувствию, мягок и склонен к идеализированию (себя, рабочего процесса, общества), тем более он подвержен выгоранию.

Синдром профессионального эмоционального выгорания зависит еще от одного фактора - ролевого. То есть, чем лучше расписаны роли каждого сотрудника, его личное поле деятельности и границы ответственности, тем меньше наблюдаются процессы выгорания. И наоборот, если совместные действия не согласованы, есть конкуренция там, где результат зависит от слаженных действий, выгорание будет очень высоким, даже при незначительной рабочей нагрузке.

Наконец, третий фактор - организационный. Это планирование труда и распорядка дня, бюрократические вопросы, содержание работы, наличие и отсутствие конфликтов в самой системе. Можно добавить к этим трем еще один фактор - наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу.

Диагностика синдрома выгорания

Для того чтобы можно было вовремя отследить развитие данной проблемы, существуют специальные методики. Синдрома эмоционального выгорания можно избежать, если на ранних стадиях обратить внимание на личностные изменения и обратиться за помощью. Другое дело, что у нас обычно это происходит только тогда, когда работник перестаёт выходить на работу или уходит в запой. В арсенале у психологов есть личностный опросник, позволяющий эффективно диагностировать синдром эмоционального выгорания. Бойко В. В. предложил исследовать его как механизм психологической защиты, то есть это крайняя мера психики, которая призвана защитить саму себя от травмирующей действительности и позволяет экономно расходовать энергетические ресурсы. Состоит методика из 84 утверждений, на которые можно ответить «да» или «нет». В результате можно выделить 3 стадии развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Профилактика и лечение

Если вы столкнулись с такой проблемой, как синдром профессионального эмоционального выгорания, то нужно срочно принимать меры. В первую очередь необходимо постараться устранить причину. Пересмотрите свою рабочую инструкцию. Много ли лишнего вы выполняете? Если да, смело отказывайтесь. Не нужно идти на поводу у коллег, научитесь говорить «нет» и защищать свои права. Ничто так не успокаивает, как четко обозначенный круг задач. «Я делаю это, а потом иду домой». Если причины - глубоко в структуре личности: гиперответственность, мнительность, чувство вины перед всем миром - то нужно собираться на психотерапию. Это позволит скинуть много лишнего груза. Особенно это важно для врачей и педагогов. Помните, что вы не ответственны за судьбы людей, а лишь выполняете свою работу.

И наконец, режим сна и отдыха. Заканчивайте работу согласно рабочему расписанию. Если задач столько, что вы физически не укладываетесь - ставьте вопрос о необходимости дополнительной единицы. Обязательно прогуляйтесь по набережной или сходите в спортзал, а также вовремя ложитесь спать. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов включает те же пункты. Здоровый образ жизни, чередование работы и отдыха, хороший сон, дружеские отношения с коллегами и четкое знание своих функциональных задач, а также соблюдение рабочего графика - вот залог долгой и счастливой работы.

Подведем итоги

Для того чтобы научиться противостоять стрессам, которые обрушиваются на вас каждый день, овладейте любыми способами управления эмоциями и техникой аутотренинга. Каждая ситуация и человек, появившейся в нашей жизни, пришли не просто так, а чтобы научить чему-то. Поэтому, вместо того, чтобы обижаться, скандалить или копить гнев, посмотрите, чему эта ситуация хочет вас научить. Как только выучите урок - вы перестанете реагировать на подобное, и рабочие будни станут проще. А аутотренинг или небольшая медитация утром и вечером дадут возможность получить нужный настрой, отработать лишние эмоции, зарядиться энергией или, наоборот, расслабиться.

Обсуждая проблему широкого распространения психосоматических расстройств у больных, мы не можем не говорить о проблеме развития психоэмоциональных расстройств у врачей и других медицинских работников.

Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

По классификации профессий по “критерию трудности и вредности” (по А.С. Шафрановой), медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой.

В 60-х годах в США впервые был введен термин “профессиональная деформация” в профессиях “человек - человек”, в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек - человек».

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников - профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”. Ведь их рабочий день - это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности.

Основными симптомами СЭВ являются:

  1. усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
  2. психосоматическпе проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
  3. появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)
  4. отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
  5. агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
  6. функциональное, негативное отношение к себе;
  7. тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

СЭВ в настоящее время имеет статус диагноза в рубрике МКБ-1О Z73 - "Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью ".

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно при равнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения. Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса .

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений (Маслач и Джексон, 1993, 1996):

  • эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
  • деперсонализация - циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
  • редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ:

Первый тип -“педантичный ”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).

Второй тип- “демонстративный ”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.

Третий тип -“эмотивный ”, характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

СЭВ включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:

1-я стадия - “Напряжение ” - со следующими симптомами:

  • неудовлетворенность собой,
  • “загнанность” в клетку»,
  • переживание психотравмирующих ситуаций,
  • тревожность и депрессия.

2-я стадия - “Резистенция ” - со следующими симптомами:

  • неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
  • эмоционально-нравственная дезориентация,
  • расширение сферы экономии эмоций,
  • редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия - “Истощение ” - со следующими симптомами:

  • эмоциональный дефицит,
  • эмоциональная отстраненность,
  • личностная отстраненность,
  • психосоматические и психовегетативные нарушения.

На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Показано, что средний медицинский персонал психиатрических клиник “выгорает” через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года.

Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.

Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций (Е. Grееnglass и др.).

Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке

Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.

По данным английских исследователей, у медицинских работников нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев

Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень. Установлено, что одним из факторов синдрома “выгорания” является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.

На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

  • ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
  • монотонность работы;
  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
  • неудовлетворенность социальным статусом.

Существуют определенные группы врачей, которые подвержены дополнительным стрессогенным воздействиям, в частности, врачи-женщины, врачи, практикующие в отдаленных и малодоступных районах. Неудивительно, что только 26% женщин-врачей удовлетворены своей работой по сравнению с 44% их коллег-мужчин.

У многих врачей нет никого, кроме супруги или супруга, с кем можно было бы поговорить о чем-нибудь личном. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом и будучи не в состоянии выполнять другие обязанности.

По материалам западных периодических изданий, число разводов в семьях врачей на 10-20% выше, чем в общей популяции. Браки, в которых муж и жена - медицинские работники, чаще бывают несчастливыми.

В настоящее время существует много исследований, документально подтверждающих широко распространенную не удовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.

Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц, при чем выше уровень наблюдается у медицинского персонала онкологических отделений.

Сравнительный анализ персонала, работающего за пределами больниц (например: врачи, занимающиеся частной практикой) с психически больными людьми и в больницах, показывает, что первая группа работников наиболее подвержена выгоранию

Рinеs и Маslасh (1978) обнаружили, что чем дольше персонал работает в психиатрических учреждениях, тем меньше им нравится работать с больными, тем в меньшей мере они ощущают себя успешно работающими и тем менее гуманна их позиция по отношению к душевнобольным.

При изучении эмоционального дистресса у врачей психолог Кing (1992) сделал поражающий вывод: “Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу, им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей. Преобладающая особенность врачебной профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем”.

Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. По словам Grainger (1994): “Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами”.

Естественно, что врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Имеет место так называемое бегство от сложившейся ситуации, в частности, применение психотропных веществ (алкоголя, наркотиков) и, как крайний вариант, суицид

По данным западной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тысяч. Количество врачей, сводящих счеты с жизнью, за один год в США сравнимо с одним-двумя выпусками среднего мединститута. Это факт. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин вообще.

Среди врачей-мужчин - в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается и на нем самом, и на пациенте, которого он лечит, и на обществе в целом. За этим стоит и вся трагическая глубина его сегодняшнего положения в обществе.

Приведенная выше печальная статистика в основном касается развитых индустриальных стран (США, Канада, Франция и др.), показатели в нашей стране отличаются на порядки.

Хотелось бы привести слова профессора Валерия Ширинского из Института клинической иммунологии СО РАМН: “Каково нынешнее положение 650 тысяч врачей Российской Федерации? Нас сегодня называют безликим словом “бюджетники”.

Причем это имеет оттенок уничижительный - нахлебник у государства. За ним скрывается нынешнее отношение и государства, и общества к медикам”.

Стенли Тилингаст, медицинский директор российско-американской программы по реформированию здравоохранения РФ, описывая свои впечатления от знакомства с нашим здравоохранением и положением врачей, заявляет:

“Российское общество недооценивает труд российских врачей. Я преклоняюсь перед их самоотверженным трудом, стойкостью, преданностью делу и энтузиазмом, который они сохраняют, несмотря на нищенскую зарплату, скверные условия труда и неопределенность положения”.

Права врача в цивилизованных странах закреплены законодательством. Акцент сделан на адекватность размера вознаграждения врача его труду. Помимо этого, в США, Канаде, Франции помощь врачам оказывают неправительственные общества, ассоциации врачей

К примеру, совместными усилиями американской и канадской медицинских ассоциаций каждые два года проводится Международная конференция по здоровью врачей. Существуют проект “Возрождайся!” Американской коллегии врачей и Американского общества внутренней медицины и проекты ряда других организаций.

Очень важно отметить, что предусматривается комплексная поддержка врача: социальная, психологическая, а также правовая - уже на этапе студенчества. На Западе абитуриенты вузов, где готовят врачей, психологов, социальных работников, педагогов и прочих специалистов, входящих в группу психологического риска, проходят тесты на определение склонности к эмоциональному выгоранию.

Предупреждение СЭВ

Говоря о профилактике выгорания у медиков, следует рекомендовать каждому из нас стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса. Необходимо научиться переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину.

Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, вы начинаете обретать контроль над собой и при этом душевно переходите из положения жертвы к состоянию уцелевшего. Мы можем начать с того, чтобы снова зажечь в себе установку на то, что наша работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать нас, развивать наши личные ресурсы.

Наиболее эффективными на Западе, да и в ряде регионов нашей страны являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод).

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Необходимо помнить, что работа - всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не столько вашей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

Чумакова Г.А д.м.н., проф., Бабушкин И.Е. к.м.н., доцент, Бобровская Л.А. к.м.н., доцент, Смагина И. В. к.м.н., Макашев С.Н., к.м.н.
По материалам заседания Алтайского краевого научного общества кардиологов
(АКНОК)
Барнаул, 2005г.

Профессия врача входит в группу высокого риска в отношении возникновения синдрома выгорания (или, правильнее, синдрома профессионального выгорания). К сожалению, студентов медицинских ВУЗов не учат тому, как диагностировать у себя синдром выгорания, как предупредить его возникновение и как от него избавляться. Поэтому врачи чаще всего или самостоятельно находит свои способы борьбы с этим тягостным состоянием, делая это интуитивно, или становятся его жертвами, лишаясь полноценной и счастливой жизни.

Данная статья еще раз поднимает вопросы о том, что же такое синдром выгорания в работе врачей, а также как и зачем с ним бороться и предупреждать его. Надеемся, этот материал будет полезен для всех практикующих врачей и сделает жизнь гармоничнее и счастливее.

Синдром выгорания: актуальность проблемы

Синдром выгорания - одна из наиболее актуальных проблем современности. По данным статистики ВОЗ, депрессивные расстройства находятся на первом месте среди психосоматических заболеваний. А основной причиной депрессий ВОЗ считает синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания на работе.

Работа составляет значительную часть жизни большинства людей, причем не только во временном, но и в эмоциональном (мысли о работе, возникновение эмоций, связанных с успехами (неудачами) и пр.) и в финансовом (работа как источник дохода) аспекте. Поэтому неудивительно, что всевозможные расстройства поведения и эмоционального состояния людей могут быть связаны с работой.

В МКБ-10 можно найти следующие позиции, в той или иной мере связанные с работой:

  • Z73 Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального обрaзa жизни.
  • Z73.0 Переутомление. Состояние истощения жизненных сил.
  • Z73.2 Недостaточность отдыхa и рaсслaбления.
  • Z73.4 Неaдеквaтные социaльные нaвыки, не клaссифицировaнные в других рубрикaх.
  • Z73.5 Конфликт, связaнный с социaльной ролью, не клaссифицировaнный в других рубрикaх.
  • Z56 Проблемы, связaнные с рaботой и безрaботицей.
  • Z56.3 Нaпряженное рaбочее рaсписaние.
  • Z56.4 Конфликт с нaчaльником и сослуживцaми.
  • Z56.5 Неподходящaя рaботa.
  • Z56.6 Другое физическое и психическое нaпряжение в рaботе.
  • Z56.7 Другие и неуточненные проблемы, связанные с работой.

Конечно же, такие расстройства влияют не только на способность трудиться, но на личную жизнь, и на соматическое здоровье.

Синдром выгорания - почему он часто встречается у врачей?

Синдрому выгорания (как и другим расстройствам, связанным с профессиональной деятельностью), в первую очередь подвержены представители профессий, связанных с непосредственной работой с людьми и/или высокой ответственностью за других (особенно если речь идет о жизни, здоровье и безопасности).

Между тем, работе врача присущи следующие особенности:

Работа врача по определению требует значительных эмоциональных вложений, так как связана с общением с людьми и со всеми трудностями, которые из этого проистекают (негативные эмоции, перенос, переживания, конфликты).

Работа врача требует интеллектуальных и временных вложений в учебу и постоянное последипломное образование как в рамках курсов повышения квалификации, так и самостоятельно.

Работа врача нередко связана со стрессами, ночными дежурствами, ненормированным рабочим днем.

Врачу необходим круг профессионального общения. И проблемы в отношениях с коллегами (изоляция, конфликты) врач, как правило, переживает тяжело, даже если и не осознает этого.

Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством.

Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением отчетности, что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством.

Необходимость финансового обеспечения себя и семьи нередко входит в конфликт с профессиональными стремлениями врача.

Все эти факторы дамокловым мечом висят над головой каждого врача, угрожая ему развитием синдрома хронической усталости, влекущее за собой целый спектр психосоматических разладов. Именно поэтому синдром выгорания является нередкой проблемой данной категории работающих людей.

Синдром профессионального выгорания: определение, признаки, опасность

30 лет назад исследователь Э.Морроу образно описал синдром выгорания как «запах горящей психологической проводки». Объективно же под понятием «синдром профессионального выгорания» подразумевается развивающееся на фоне хронического стресса истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Впервые понятие эмоционального выгорания на работе ввел в 1974 году психолог Х.Фрейденберг, обнаружив его у работников кризисных центров и психиатрических клиник и объяснив «отрицательным воздействием профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек». Позже было выявлено, что выгорание присуще представителям множества профессий, и при этом его признаки во всех случаях практически одинаковы. Поэтому постепенно эмоциональное выгорание на работе стало называться синдромом профессионального выгорания. Или просто синдромом выгорания.

Признаки синдрома выгорания:

  • Нежелание идти на работу.
  • Чувство усталости.
  • Раздражительность, раздражительная слабость.
  • Конфликты на работе.
  • Обидчивость.
  • Снижение инициативности.
  • Чувство одиночества и разочарования.
  • Возможны расстройства сна, аппетита, головные боли.

Безусловно, только на основании перечисленных симптомов диагностировать синдром выгорания невозможно - для этого разработаны специальные тесты, многие из которых можно найти в интернете и книгах по психодиагностике. В частности, вопросами психологии труда (и, соответственно, проблемой выгорания) занимался российский ученый Е.Климов. Есть и авторский тест-опросник В.Бойко, который позволяет определить эмоциональное выгорание. Он довольно громоздкий, и требует определенных временных затрат для выполнения, но возможность своевременно выявить такую серьезную проблему как синдром выгорания стоит всех усилий!

Синдром выгорания особенно опасен тем, что на фоне нарастающих проблем человек (даже врач!), вместо того, чтобы начать анализировать проблему и решать ее, замыкается в себе, бездействует, отдаляется от людей, чем еще больше усугубляет болезненное состояние.

Синдром выгорания: что делать

Синдром выгорания, как показали исследования, имеет еще одну неприятную особенность: в отличие от насморка или «простуды», он не исчезает самостоятельно - чтобы от него избавиться, надо приложить усилия. Конечно, идеальным вариантом было бы посещение психолога и прицельная работа с ним по данному вопросу. Однако далеко не все мы можем себе позволить такую форму помощи. Поэтому попробуем последовать знаменитой заповеди «Врачу, исцелися сам!».

Синдром выгорания возникает на фоне информационной и эмоциональной перегрузки из-за отсутствия переработки и трансформации этого материала. Поэтому выход один - учиться управлять эмоциями и расслабляться, качественно анализировать массивы информации и правильно расставлять приоритеты как в ежедневной работе, так и в перспективе.

1. Синдрому выгорания интроверты подвержены больше, чем экстраверты - это связано с тем, что интровертам не свойственно «обнародовать» эмоции.

2. Синдром выгорания во многих случаях возникает от осознания того, что в ежедневной практике нарушена «золотая пропорция» соотношения затраты/вознаграждение (примите во внимание: вознаграждение может быть не только материальным).

Выход: проанализируйте, каковы ваши ожидания от работы и насколько она их оправдывает, а затем честно ответьте себе, что необходимо для того, чтобы профессиональная деятельность приносила истинное удовлетворение.

У каждого из нас есть потребность в достижениях, повышении комфорта, доходов, статуса. Если мы долго не получаем того, к чему стремимся, у нас возникает раздражение и неудовлетворенность, приводящие к синдрому профессионального выгорания. Поэтому, как бы «наш брат» не боялся (или не стеснялся) мечтать, он все равно хочет того… чего на самом деле хочет. Поэтому в рамках борьбы с синдромом выгорания не стоит идти на компромисс с собой или игнорировать собственные желания - нужно следовать за мечтой.

Считаете, что ваше призвание - не принимать больных, а читать лекции будущим врачам? Что для этого надо? Начать думать над темой диссертации? Искать руководителя и кафедру? Вперед!

Стало тесно в рамках вашей специальности? Нуждаетесь в освоении новых навыков? Идите на курсы, например, УЗИ или лапароскопической хирургии.

Не хотите или не можете больше работать с людьми? Подумайте о переходе в лабораторию, гистологическое отделение, отдел исследований.

Не хватает денег? Тут вариантов много: от смены места работы в государственной клинике на частную (для начала хотя бы в форме дополнительных консультаций) до ухода из медицины - например, в фармацевтический бизнес.

В глубине души вообще не любите свою работу? Тогда разрабатывайте план смены профессии. Даже у врача есть только одна жизнь, и он, как сказал классик, «должен прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Конечно, все сказанное требует определенных эмоциональных и материальных затрат. Но в данном случае риск оправдан: хорошее настроение, новые профессиональные перспективы и финансовые возможности в результате положительно отразятся на жизни любого индивидуума. И наоборот - если ничего не делать, синдром выгорания превратит свою «жертву» в несчастного, раздраженного человека, страдающего от чувства одиночества. А для врача это гибельно!

3. Синдром выгорания может вызвать и определенная монотонность ежедневного распорядка: схема работа-дом-работа, типичная для врача, отнюдь не всем кажется воплощением мечты о счастье! В этом случае вспомогательными способами компенсации синдрома профессионального выгорания является спорт, хобби, общение с близкими, поездки на курорты. А еще - дыхательные техники, аутогенные тренировки, медитативные техники, ограничение приема алкоголя и кофе, ароматерапия и пр.

Также очень полезно учиться разделять работу и все, что с нею не связано. Не позволяйте себе заниматься профессиональными проблемами вне рабочего дня. Делайте тайм-ауты во время работы - перерывы на 5-10 минут каждые 2 часа. В перерывах запретите себе мысли на «рабочую тему» - лучше глубоко подышите, прогуляйтесь… или просто представляйте перед собой лист белой бумаги. Эти меры помогут быстрее и легче «стабилизироваться», и, следовательно, справиться с синдромом профессионального выгорания.

Но не тяните долго с оказанием себе помощи, потому что процесс саморазрушения может зайти слишком далеко. И тогда вам уже без консультаций специалиста-психолога будет трудно обойтись. В запущенных случаях может понадобиться даже лекарственная терапия - седативные препараты, анксиолитики, транквилизаторы, антидепрессанты.

А, в целом, даже «знакомство» с синдромом выгорания можно обернуть себе на пользу. Справившись с синдром выгорания один раз, вы уже будете знать «врага в лицо», и наверняка сумеете вовремя выявить его у себя и близких и с честью преодолеть.

Ольга Карасева , врач-психолог

Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психологом Х.Д. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Врачебная профессия требует от профессионала не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной самоотдачи.

В XVII в. голландский врач ван Туль-Пси предложил символическую эмблемуа медицинской деятельности - горящую свечу. «Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и другим людям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Причем «сгорание» не значит опустошение, исчезновение сил. Они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и постоянном собственном личностном развитии. Но эмоциональное выгорание означает опустошение еще не до конца наполнившегося сосуда, бессилие при желании приложения усилий, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, которые являются неотъемлемой частью жизни.

Структура профессиональной деятельности не остается постоянной. Ее содержание изменяется с личностным ростом специалиста. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации (по А.Р. Фонареву).

Профессиональная позиция строится прежде всего на отношении профессионала к жизни - позитивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к себе и другим людям. Именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость личности позволяют не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмирующим влиянием профессии.

На основании выделенных С.Л. Рубинштейном способов жизненного пути А.Р. Фонарев характеризует три модуса человеческого бытия, которые определяют, каким образом используются, проявляются различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности и к чему они приводят, развитию, стагнации или регрессу:

  • 1) модус служения - основное жизненное отношение - любовь к другим людям, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей;
  • 2) модус социальных достижений - основное отношение к жизни - соперничество, что обусловливает повышенную тревожность, неуверенность в себе Часто это является препятствием для успешного становления профессионала;
  • 3) модус обладания - другой человек является только объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм просто невозможным.

Интересно, что модус обладания не является причиной эмоционального выгорания, потому что прежде, чем что-либо потерять или растратить, надо это иметь. Модус социальных достижений может являться причиной формирования синдрома эмоционального выгорания, когда личность не в состоянии осуществлять по- прежнему профессиональную деятельность (обнаруживает невозможность работать, руководствуясь принципами конкуренции, добиваясь повышения служебного положения или признания собственных заслуг в глазах окружающих).

Парадокс в том, что именно модус служения часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмоционального выгорания. Почему это происходит? При модусе служения профессионал изначально обладает позицией жизнеутверждения, сам структурирует свою профессиональную позицию, руководствуясь принципами практической этики, «ибо только через идеальную представленность в других людях и других людей в себе и возможно развитие собственной личности, что позволяет не раствориться в них» . Возможно, влияние следующих социальных факторов оказывается одной из причин деформации профессионалов:

  • непризнание истинных заслуг врача;
  • ограничение его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);
  • несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте. Примером может служить обсуждаемая не так давно в средствах массовой информации вопиющая ситуация: в одной психиатрической клинике вспыхнула эпидемия тифа, потому что больным месяцами не меняли белье и не проводили лечебных и гигиенических процедур;
  • ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда инициатива наказуема);
  • принижение социального статуса профессии (в том числе в материальном плане), ее значимости;
  • семейно-бытовые проблемы.

В этом случае врач испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней (иллюзии медицинских работников).

Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк подробно описали кризисы профессионального становления личности, разделенные ими на нормативные (часто встречающиеся при переходе от одной стадии профессионализации к другой) и ненормативные (вызванные психотравмирующими факторами, случайными или неблагоприятными обстоятельствами). В характеристике каждого нормативного кризиса можно обнаружить симптомы эмоционального выгорания. Речь в данном случае идет не о наличии или отсутствии этих симптомов при каждом кризисе профессионализаций медицинских работников (ведь, безусловно, отдельные симптомы присутствуют постоянно). Значение имеет способность профессионала выходить из кризиса, искать продуктивные пути противостояния эмоциональному выгоранию, преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла в деятельности.

Влияние специфики медицинской деятельности на появление симптомов эмоционального выгорания. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег, но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии.

Существует классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности (по А.С. Шафрановой):

  • профессии высшего типа - по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина);
  • профессии среднего (ремесленного) типа - подразумевают работу только над предметом;
  • профессии низшего типа - после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Но, кроме этого, можно выделить совершенно особую специфику врачебного труда.

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

  • 1) реальная - бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга;
  • 2) потенциальная - когда от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, жизнь человека). Смерть как угроза, как потенциальная возможность постоянно присутствует в деятельности врача, вызывая сильнейшее эмоциональное напряжение;
  • 3) фантомная - жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании.

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с трудностями.

В возникновении синдрома эмоционального выгорания у врачей можно выделить следующие три фактора, играющие существенную роль в эмоциональном выгорании:

  • 1) социальный;
  • 2) личностный - «сгорают», как правило, не изначально равнодушные и безучастные к своей работе, и не те, кто в профессиональной деятельности реализуют модус социальных достижений или обладания, а наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное от ношение, ориентацию на других людей, т.е. реализующие модус служения. Сочувствующий, увлекающийся врач-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оценивать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего синдрома эмоционального выгорания. Но существует и противоположное мнение. По Е. Махер, «авторитаризм» и «низкая степень эмпатии» в сочетании с фанатичной преданностью делу («Я всю жизнь мечтал стать врачом») и реакцией на стресс, агрессивностью и апатией (унынием) при невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов может инициировать возникновение симптомов эмоционального выгорания;
  • 3) среды (места работы) - огромное значение имеют взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация «движения рука об руку», активного совместного решения профессиональных задач в рамках гуманистического ценностного подхода. Коллектив (нередко включая администрацию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней («Им все равно ничем не поможешь», «Зачем что-то объяснять этим олигофренам, если они ничего не понимают» и т.п.). Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: переполненные палаты, отсутствие медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие у врача своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, частые ночные дежурства и отсутствие полноценного отдыха после них.

Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого синдрома эмоционального сгорания как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе «человек - человек» (психологов, психиатров, учителей, священников и др.).

Т.В. Форманюк выделяет следующий вариант симптома комплекса эмоционального выгорания: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к клиентам, негативное самовос- приятие в профессиональном плане. Еще в 1982 г. Т.В. Форманюк в качестве ключевых признаков эмоционального сгорания выделила следующие:

  • индивидуальный предел, потолок возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь;
  • внутренний психологический опыт, включающий в себя чувства, установки, мотивы, ожидания;
  • негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.

Основные симптомы эмоционального выгорания :

  • усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
  • психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечнососудистой систем, неврологические расстройства);
  • бессонница;
  • негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
  • отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «Это дело на всю жизнь»);
  • стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности; принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;
  • агрессивные тенденции (гнев и раздражительностиность по отношению к коллегам и пациентам);
  • функциональное, негативное отношение к себе;
  • тревожные состояния;
  • пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;
  • чувство вины.

Содержание синдрома эмоционального выгорания тесно связано с содержанием СХУ. Эти два синдрома являются содержательными характеристиками профессиональной деформации и, несмотря на видимую схожесть симптомов, существуют значительные отличия. СХУ связан с изначальным принятием готовых форм знаний о мире, себе и других людях, фантомизацией врачебного сознания и приобретением функционального подхода к другому человеку (отношение как к объекту), а следовательно, к себе. Синдром эмоционального выгорания приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, ориентированные на другого человека, фанатично преданные своему делу.

При синдроме эмоционального выгорания у профессионала наступает своеобразное исчезновение или деформация эмоциональных переживаний, которые являются неотъемлемой частью всей нашей жизни (Т.В. Форманюк, 1982 г.). Его симптомы во многом сходны с таковыми при хронической усталости и составляют основной каркас для возможностей последующей профессиональной деформации.

Человек начинает заметно ощущать утомление и истощение после активной профессиональной деятельности. Появляются психосоматические проблемы: колебание артериального давления, головные боли, симптомы со стороны пищеварительной и сердечнососудистой систем, бессонница. Следующий характерным признаком является возникновение негативного отношения к пациентам и отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.

У врача исчезает тяга к совершенствованию в своей профессии, появляются тенденции к принятию готовых форм знания, действию по шаблону с сужением репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций. Недовольство собой с чувством вины и тревожными состояниями, пессимистическая настроенность и депрессия часто проявляются вовне в виде агрессивных тенденций (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).

Основные профессиональные и личностные качества , необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности и личностного роста врача.

Авторитет врача. Профессионал с синдромом эмоционального выгорания неизбежно утрачивает свой авторитет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан прежде всего с профессионализмом и личным обаянием. Когда врач из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность, он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.

Оптимизм врача. Пациент должен чувствовать здоровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование («Что вы волнуетесь зря, все у вас нормально, можете идти»). И наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например несвоевременной явки в больницу (часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность).

Честность и правдивость. При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных синдромом эмоционального выгорания, врач утрачивает способность к правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечебной информации.

Слово врача. Слово оказывает огромное суггестивное влияние на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Профессионал с синдромом эмоционального выгорания, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.

Гуманизм врача обусловлен ценностным и целостным подходом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.

  • Фонарев Л.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации //Вопросы психологии. - 1997. - № 2.