Изображение богини афродиты. Боги Древней Греции – список

Афродита - одна из богинь греческой мифологии, богиня красоты и любви. Афродита считается символом жизни и вечной весны. Она - богиня браков, а также «детопитательница»… Она зарождает любовь в сердцах богов и смертных. Девушкам дарит она красоту и благословляет их на счастливый брак, в сердцах юношей зажигает любовь и дарит им счастье. Никто не может избежать власти Афродиты, даже боги.

Афродита прекраснее всех богинь. Существует много эпитетов в адрес Богини любви и красоты Афродиты - "Прекрасноокая", "прекрасновенчанная", "сладкоумильная"… Ее обожали изображать скульпторы, в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, или нагой. Высокая, стройная, нежная, златоволосая, она всегда окружена розами, лилиями, фиалками, лесными зверями и птицами. Прислуживают Афродите горы и хариты. Они наряжают богиню в изысканные одежды, причесывают ее прекрасные золотые волосы и одевают на ее голову сверкающею диадему. А души людей, глядящих на богиню, наполняются неведомой силой и находят свою любовь.

Афродита - богиня малоазийского происхождения. Существуют две основные мифологические версии рождения Афродиты. По версии Гомера Афродита была дочерью морской нимфы Дионы и Зевса, и родилась обычным образом. Версия Гесиода о происхождении богини является более мистической. В этой версии считается, что Афродита появилась в результате того, что коварный Кронос, серпом отсёк своему отцу Урану детородный орган и бросил в морские волны, которые покрыли его, в результате чего и возникла богиня.

Родилась Афродита около острова Киферы из пены волн морских. На остров Кипр ее принес Зефир (Легкий, ласкающий ветерок). На берегу встретили вышедшую из волн морских богиню любви юные горы. Они нарядили ее в роскошную златотканую одежду и украсили венком из благоухающих цветов. Куда только ни ступала Афродита, там появлялись цветы. В воздухе царил благоухающий аромат. Боги отвели прекрасную богиню на Олимп. Когда она появилась во дворце Зевса, все безумно поразились ее красотой. Хозяйка неба Гера, царица мудрости Афина и другие богини позавидовали Афродите и пожелали от нее избавиться. Но у них ничего не вышло, потому что Афродита носила волшебный пояс, все подчинялись ей.

Афродита так очаровала богов своей красотой, что все они хотели на ней жениться, но она отвергла даже предложение Зевса. В наказание Зевс отдал Афродиту в жены Гефесту, самому некрасивому из богов, богу огня и кузнечного мастерства. Брак их был несчастлив. Гефест сутками трудился в своей кузнечной мастерской, а Афродита развлекалась с множеством любовников. Богиня родила четверых детей, но не от мужа. Отцом её троих детей был Арес, любовник Афродиты. От Гермеса у неё родился сын, Гермафродит, который унаследовал красоту обоих родителей.

Широко известен миф о любви Афродиты и красивого смертного юноши Адониса. Адонис был прекрасный охотник. С ним Афродита забыла о своей красоте, она просыпалась ранним утром и сопровождала Адониса на охоте. Легкая одежда богини разрывалась в лесу, а нежное тело постоянно ранили камни и колючки. Афродита очень любила Адониса и опасалась за его жизнь. Она просила его не охотиться на медведей, кабанов и львов, чтобы не произошло с ним несчастья. Редко Афродита оставляла Адониса одного, а покидая его, всегда просила помнить ее просьбы. Но как-то раз под кедрами, на вершине Ливана, на Адониса напал вепрь. Богиня не смогла вовремя помочь ему, Адонис умер от страшной раны. Горько плакала богиня над его телом и чтобы сохранить память о нем, по велению богини вырос из крови Адониса цветок - нежный анемон. А повсюду, где капали из израненных ног Афродиты капли крови, выросли розы, алые, как кровь Афродиты.

Несчастная богиня пришла к Зевсу и молила чтобы он велел вывести душу любимого из подземного царства и вернул его обратно. Зевс исполнил ее желание, и с тех пор Адонис половину года был возле Афродиты, а остальные 6 месяцев года возвращался в подземное царство к Аиду. С его приходом наступала весна, а об уходе сообщала осень.

Афродита помогает всем влюбленным, но помогая любящим, она не любит тех, кто отвергает любовь (смертью наказала она Ипполита и Нарцисса, Пасифае и Мирре внушала противоестественную любовь, а лемносских женщин и Гипсипилу наделила отвратительным запахом).

Афродита, прекраснейшая из богинь, до сих пор живет среди обитателей Олимпа и дарит любовь.

И, конечно же, у богини, дарящей людям любовь, не могло не быть страстного любовного романа. Именно Адонис, смертный земной юноша, стал главным персонажем легенды о бессмертной любви Афродиты…

Мир глазами Афродиты

Согласно легенде, прекраснейшая Афродита родилась из белоснежной морской пены близ острова Кипр. Именно за это ее прозвали «пенорожденной» и Кипридой. Бессмертная богиня любви, вечной весны и жизни царила над всем миром, и ни люди, ни боги не могли избежать ее власти. Неподвластны ей были лишь богини Гестия, Афина и Артемида.

В отличие от других богинь, не выбиравших своих супругов или любовников (Персефона была похищена, Гера – соблазнена, Деметра – изнасилована), Афродита была свободна в своем выборе. Она выбрала Гефеста, хромого бога огня и кузнечного мастерства. Таким образом, отверженный сын Геры становится мужем Афродиты и будет часто обманутым ею. Богиня неоднократно изменяла ему с буйным, необузданным Аресом – богом войны.

Афродиту всюду окружали нимфы и хариты, к ней стаями слетались птицы и сбегались дикие звери. Тому, кто ее почитал, богиня дарила счастье любви. А тех, кто отвергал любовь, она карала.

Так покарала она и красавицу Мирру, мать того самого Адониса...

За непочитание разгневалась Афродита на дерзкую девушку и превратила ее в мирровое дерево. А так как Мирра была на сносях, Адонис, ребенок удивительной красоты, появился на свет уже из треснувшего ствола дерева.

Афродита положила малыша в ларец и отдала на воспитание Персефоне, владычице подземного царства. Адонис вырос крепким юношей, по красоте которому не было равных ни среди смертных, ни среди богов. Обе богини – и Персефона, и Афродита – влюбились в него, но когда Афродита потребовала вернуть ей Адониса, Персефона не пожелала расстаться со своим прекрасным возлюбленным.

Между богинями начался жестокий спор. Но Адонис предпочел Персефоне Афродиту.

Любовь и смерть

Ради Адониса Афродита забыла обо всем – и о своей красоте, и о светлом Олимпе. Целыми днями охотились они вместе в лесу, и богиня редко покидала юношу. Но счастье их длилось недолго…

Персефона, вознегодовав от ревности, отправилась к Аресу и рассказала о том, что его возлюбленная проводит время с простым смертным! Арес в ярости помчался в горы Ливана, где охотился в то время Адонис, и обернулся диким вепрем. Собаки Адониса напали на след этого огромного кабана, и юноша уже радовался богатой добыче. Заметив вепря среди кустов, он поднял копье, чтобы сразить зверя, но вепрь ринулся на него и смертельно ранил своими страшными клыками.

Узнав печальную весть, Афродита бросилась разыскивать любимого. Через мрачные ущелья, по крутым горным тропам неслась она, обезумев от горя, и острые камни и шипы терновника ранили ее нежные ноги. И там, где падали капли крови, вырастали алые, как кровь, розы. Наконец богиня нашла Адониса. Он лежал на траве, весь залитый кровью. Горько плакала Афродита над телом прекрасного юноши и превратила капли его крови в анемоны, чтобы память о ее возлюбленном осталась навсегда.

Душа Адониса отправилась в царство мертвых, но Зевс сжалился над Афродитой и велел Аиду и Персефоне каждый год отпускать Адониса на землю. С тех пор полгода проводит он в царстве теней, а полгода – на земле с Афродитой. И когда юный прекрасный Адонис возвращается к богине любви, на земле наступает весна, ликует вся природа.

Праздники в честь Адониса

Миф об Адонисе – одно из широко распространенных во многих древних религиях представлений об умершем и воскресшем божестве. Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос.

Согласно Лукиану, в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй – радости по воскресшему Адонису. Там также рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же присутствуют скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет.

В V в. до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании. В Афинах во время праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Поздней весной и ранней осенью женщины сажали горшочках быстро распускающуюся и так же быстро увядающую зелень, так называемые «садики Адониса» – символ мимолетности жизни. По истечении восьмидневного срока их вместе с изображениями умершего Адониса выносили и бросали в море или в ручей.

В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

Вдохновение в творчестве

В искусстве Адониса изображали юношей выдающейся красоты, обычно рядом с Афродитой, а иногда раненым или умирающим. К мифу о любви Адониса и Афродиты часто обращались художники Возрождения (Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе), нового времени (Пуссен, Канова, Торвальдсен) и писатели (Шекспир, Лопе де Вега, Лафонтен).

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Произведение было создано в 1554 году, когда король приехал в Лондон, чтобы жениться на английской королеве Марии I. И хотя сюжет картины не связан со свадебной темой, она потакала слабости короля, так как он любил лицезреть обнаженную натуру.

Тициан назвал эту картину поэзией – сюжет был почерпнут им из мифа, но приукрашен, как любят делать поэты. Художник изобразил кульминационный момент, когда Венера обнимает Адониса, не желая отпускать его. Но юноша равнодушен к ее страсти, ведь на рассвете он отправится на охоту, которая приведет к трагическому финалу. Неподалеку лежит спящий Купидон, а лучи уходящего солнца озаряют уходящий день.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но в его картине удержать прекрасного охотника Адониса старается Купидон.

Среди скульптур на данную тему наиболее известна «Гибель Адониса», находящаяся в Эрмитаже. Она выполнена из мрамора мастером Джузеппе Маццуола в1700–1709 годах. Юноша изображен в момент перед падением, после сильного удара зверя. Сложная поза Адониса и плащ передают динамику момента, а обработка материала – от шероховатой поверхности до полировки – усиливает декоративность скульптуры.

Легенда об Адонисе и Афродите вдохновила многих. И до сих пор, глядя на полотна с изображением этого мифического сюжета, испытываешь невольное восхищение. Эта любовь схожа с повестью о Ромео и Джульетте, но с более позитивным и, скорее, альтернативным финалом.

- (Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса… … Энциклопедия мифологии

Афродита - Афродита. Фрагмент росписи килика. Около 460 г. до н. э. Афродита. Фрагмент росписи килика. Около 460 г. до н. э. Афродита в мифах древних греков богиня любви и красоты. Согласно одной из версий мифа, Афродита родилась из крови оскоплённого… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (греч. Aphrodite, от aphros морская пена, и dyomai выхожу). 1) греческое имя Венеры, богини любви; название свое получила оттого, что, по мифологии греков, она родилась из морской пены. 2) червь из семейства спиножаберных. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

В мифах древних греков богиня любви и красоты. Согласно одной из версий мифа, Афродита родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, попавшей в море и образовавшей пену (отсюда Афродиту называют пенорождённая). Она всегда в окружении роз, миртов … Исторический словарь

В греческой мифологии богиня любви и красоты, возникшая из морской пены. Ей соответствует римская Венера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты Афродита Книдская (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и Афродита Милосская (2 … Большой Энциклопедический словарь

- (иноск.) любовь наслажденіе любовью. «Афродитскія дѣла». Ср. Ты понялъ ли, что въ машкерахъ плясанье И афродитскія твои дѣла Не все равно, что битвы въ чистомъ полѣ? Гр. А. Толстой. Смерть Іоанна Грознаго. Поясн. Афродита (греч. миѳ.) богиня… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Богиня половой любви и красоты у древних греков. Культ А. был широко распространен в Греции, М. Азии и на островах Средиземного моря, между прочим на Кифере («Киферея»), в Сицилии, в особенности же на Кипре («Киприда»). В ней смешались черты… … Литературная энциклопедия

Афродита - Милосская. Мрамор. Ок. 120 до н.э. Лувр. АФРОДИТА, в греческой мифологии богиня любви, красоты, плодородия и вечной весны. Родилась из морской пены, которую образовала кровь оскопленного Урана. Афродите соответствует римская Венера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Венера, Урания, Киприда Словарь русских синонимов. афродита сущ., кол во синонимов: 10 боги любви и брака (17) … Словарь синонимов

Греческое имя Венеры, богини любви, называется иногдатакже Афрогенеей, родившейся из пены морской. Афродизии праздники вчесть А., устраивавшиеся во многих местах Греции и М. Азии, особенно наКипре … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Афродита
  • Афродита , Пьер Луис. В настоящее издание вошли лучшие прозаические произведения французского поэта Пьера Луиса (1870-1925): эротические романы "Афродита" и "Женщина и паяц", а также сборник стихов "Песни…

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.