Как делают ковры: история и современность

Восхищаясь удивительным персидским, индийским или турецким ковром ручной работы, невольно спрашиваешь себя, как появляются такие шедевры искусства. Какие умельцы прикладывают руки к созданию этого чуда? Хотя ковры и различаются в зависимости от региона происхождения и школы ковроткачества, в целом производятся они по одному и тому же методу. Техника плетения ковров остается практически неизменной с момента зарождения этого искусства.

Приглашаем Вас совершить удивительное путешествие в мир восточного ковроделия. Мы познакомимся с основными этапами изготовления ковров исключительно ручным методом.

Тщательный выбор и подготовка материалов

Изготовление восточного ковра начинается вовсе не в ткацкой мастерской. Начинается оно на высокогорных склонах Кавказа, Ирана, на пастбищах Новой Зеландии и Австралии, где получают основной исходный материал - чистую овечью шерсть. Начинается оно также на фабриках, где на специальных станках разматывают коконы гусеницы тутового шелкопряда и получают нежнейшую шелковую нить. Особо ценится иранский шелк из Тебриза, а также качественный шелк из Индии. На мировом рынке индийские и иранские шелковые ковры ценятся на вес золота.

Однако обработанная должным образом шелковая и шерстяная пряжа не сразу поступает к ткачам-ковроделам. Нити предварительно окрашивают в различные цвета. Процесс окрашивания заключается в погружении пряжи в нагретый до высокой температуры раствор с растворенными пигментами и последующей сушки цветных нитей. Традиционно в коврах ручной работы используются только натуральные красители , полученные из сырья растительного и животного происхождения.

Итак, лучшее сырье готово, цвета подобраны, теперь начинается главное - плетение коврового шедевра.

Что происходит в мастерской?

В ковроткацких мастерских Дагестана, Ирана и Узбекистана используется традиционная техника ковроплетения, которая остается практически неизменной сотни и даже тысячи лет. На Востоке ткать ковер - дело исключительно женское, хотя, конечно, бывают и исключения. В плетении ковра участвует одна ткачиха или бригада от трех до шести мастериц. В зависимости от размеров изделия и сложности рисунка, им необходимо от нескольких месяцев до нескольких лет, чтобы полностью закончить ковер.

Главное приспособление ковроделов - станок, на раму которого вертикально натягиваются параллельные нити основы. Между каждыми двумя вертикальными струнами мастерицы продевают цветные нити и завязывают узелки. Каждый узелок - это отдельная точка на ковре. Количество узелков в шелковых коврах ручной работы может доходить до 2 млн. на квадратный метр. Мастерицы плетут синхронно, работая на определенном расстоянии друг то друга. Когда очередной ряд узелков закончен, ворс сбивают к предыдущему ряду и обрезают выступающие нити. После этого, перпендикулярно нитям основы, мастерицы пропускают нить - уток, которая плотно фиксирует ворс к основе ковра.

Так продолжается ряд за рядом, день за днем, месяц за месяцем - все больше прорисовывается задуманный орнамент и плетение ковра приближается к завершению. Когда рисунок готов, оставшиеся нити основы обрезают и почти готовый ковер освобождается от “оков” металлического станка. Осталось совсем немного - завязать узелки на выступающих нитях основы, т. е. украсить изделие бахромой. Кропотливый многомесячный труд подошел к концу - настоящий восточный ковер готов!

Заключительный этап

Перед отправкой покупателю готовое изделие вытряхивают от пыли, оставшейся в процессе изготовления. Затем ковер моют холодной водой с использованием натурального мыла и просушивают, сначала в центрифуге, затем на открытом воздухе. После финальной проверки, индийские, персидские, кавказские и азербайджанские ковры ручной работы отправляются на встречу своему покупателю.

В галерее “Ansy Carpet Company” вы можете “встретиться” с лучшими коврами ручной работы, сотканными по старинной технологии в лучших традициях Востока.

Мягкие, пестрые ковры украшают стены, устилают полы в роскошном дворце культуры или скромной кибитке, в современном санатории или высокогорной юрте чабана.

Каждый ковер - это легенда, его можно читать как книгу, это одно из самых древних украшений человеческого жилья воплощение уюта, отдыха и роскоши, которую очень хочет иметь любой человек, отнюдь не поклоняющийся дорогим вещам, ибо помимо всего, ковёр очень удобен и приятен

А почему бы не сделать его самому? Ведь если этим ремеслом владели наши предки, жившие более двух тысяч лет назад, то неужели не справится современник?

Ковры ценились всегда, особенно ручной работы. Ими торгуют с другими странами, они часто входят в посольские дары, и конечно, многие народы украшают свои жилища коврами.

В прошлом ковры ткали только вручную. С середины минувшего века их стали вырабатывать и машинным способом, но и сейчас ковры ручной работы наиболее ценны. Они славятся прочностью, высоким качеством, завершенностью рисунка, богатством колорита. Ковер можно соткать самому. Для этого необходимо прежде всего освоить технику ткачества ворсовых или махровых ковров. Прежде всего для бытовых условий необходимо сделать простой конструкции деревянный ковроткацкий станок, который состоит из двух вертикальных стоек (см. чертежи и виды станков), двух горизонтальных несущих валов (брусьев), а также инструмента и спец. приспособлений к нему. Размеры ковроткацкого станка зависят от будущих размеров проектируемого для изготовления ворсового или безворсового ковров. Толщина деталей ковроткацкого станка должна обеспечивать прочность, жесткость и надежность конструкции при работе.

Нижний горизонтальный несущий брус должен находится на таком расстоянии от концов вертикальных стоек чтобы при вертикальном положении станка сидящий на скамеечке ткач мог легко дотянутся до него.

Верхний несущий горизонтальный брус зацепляется с вертикальными стойками жестко (если станок с нижним расположением натяжного вала - бруса) четырьмя шпильками с гайками Ф 10 -12 мм. Нижний несущий горизонтальный брус свободно ходит в пазах вертикальных стоек (при конструкции с винтовым натяжением основы). Станок может быть с нижними опорными деревянными плитами и без них, т.е. прислоняться к стене,в этом случае необходимо срезать в нижней части вертикальные стойки под углом 30 градусов. Готовый станок заправляется основой - крепкими х/бумажными, льняными нитями (0,0; 30/18; 30/15; 40/18), можно тонким шпагатом, обвивая их с клубка вокруг верхнего и нижнего несущих горизонтальных валов (брусьев} по первому или второму способам, предварительно валы (брусья) разметив на см. При обвивке валов основой, необходимо отступить от вертикальных стоек на 10 см. с обеих сторон, в дальнейшем при изготовлении ковра это расстояние понадобится для удобства в прокидке челнока с укрепляющей ряд ворсовых узлов нити утка.

Нити основы должны быть натянуты туго и равномерно, т.е. в 1 см по ширине валов (брусьев) определенное количество оборотов в зависимости от плотности ткани в 1 дм2 коврового изделия.

Прежде чем приступить к привязыванию уравнительной плетенки, к нижнему горизонтальному брусу на уровне верхней его части (верхний обрез бруса) закрепите (прибейте), уравнительную рейку (деревянную), которая предохранит опушку ковра от изгибов, неровности в начале изготовления ковра. Уравнительная рейка прибивается 5-6 гвоздиками по всей ширине горизонтального нижнего бруса, при этом в местах прибивки основа осторожно руками раздвигается.

Приступаем к привязыванию уравнительной плетенки, которая облегчает нахождение основной нити в случае обрыва, а также удерживает определенную ширину основы и закрепляет концевую часть ковра. Вязка уравнительной плетенки может быть произведена до заправки станка ремизом. Уравнительную плетенку в концевой части ковра вяжут типа косичек ковра сумах (см. рис. Уравнительная плетёнка).

Уравнительная плетенка устанавливается точно под прямым углом к нитям основы, она поможет удержать нужную ширину основы и лучше закрепит концевые части ковра.

Уравнительная плетёнка вяжется путём обвивки двух или одной нитей основы. Причём первый ряд обвивает нити основы по часовой стрелке а второй ряд против часовой стрелки. В результате должна получиться цепочка в виде косички. Конец нити обвивки не должен свободно болтаться а должен быть расположен вдоль крайней нити основы и обвит (спрятан) нитями второго ряда косички и в дальнейшем нитями утка.

Разделяем передние нити основы на четные и нечетные, прокладываем между ними плоскую деревянную палочку (рейку)в дальнейшем при повороте этой рейки вдоль своей оси на ребро, будет образовываться зев между нитями основы. Образуется зев в который должна проходить ладонь. Делительную палочку (рейку) необходимо поднимать кверху настолько, чтобы сидя на скамеечке можно было достать её рукой при прокидке укрепляющего утка через зев. Теперь необходимо сделать ремизки на ремизном валу(для образования зева), как описывалось ранее.

Необходимо постоянно помнить, что основа наматывается при положении нижнего вала (бруса) в пазах, не доходя верхнего положения 5 см и нижнего положения 5 см. Для этого несущий горизонтальный нижний брус при заправке основой устанавливают в среднее положение и временно закрепляют с обеих сторон клиньями. После привязки ремизок и перед изготовлением паласной части концевой части ковра, необходимо выбить временные контрольные клинья и произвести натяжение основы винтовым приспособлением (или клиньями в зависимости конструкции станка). Основа должна быть натянута, как струна, туго, только тогда ковер получится ровным, крепким, плотным.

Приступаем к ткачеству концевой паласной части ковра, производя зевообразование и прокидывая уток в порядке полотняного переплетения, плотно прибивая уток к опушке ткани ковра. Сначала укрепляют уток челноком, прокладывается через зев справа - налево, подбивается колотушкой, вторая прокладка утка челноком слева - направо, подбивается колотушкой, причем прибивание колотушкой производится последовательно, по ходу утка, легкими ударами. После 4-5 прокладок утка челноком через зев получим паласное переплетение, которое предохраняет концевые стороны ковра от расползания. В каждом конце ковра она должна быть по длине основы размером 3-5 см и во всю ширину ковра. Технический рисунок ковра укрепляется на станке таким образом, чтобы его было хорошо видно исполнителю.

После изготовления первой паласной части ковра приступают к выработке кромки (закрайки), образуя ее полотняным переплетением. Кромочная нить должна быть окрашена в основной цвет фона ковра и гармонировать с ним. Кромочную нить берут трощеную или кручёную в 2-3 нитки и наматывают в небольшие клубки или моточки.Конец пряжи закрайки не должен болтаться а должен быть вплетён в закрайку или же зафиксирован между нитей основы.

Рабочую зону ворсовой части ковра необходимо начинать примерно в 40 см от пола, исполнитель должен сидеть на скамейке. Вязка ворсовых узлов производится с помощью крючка -ножа, а возможно пальцами рук. Процесс вязки коврового узла состоит из подачи ворсовой нити, завязывания узла, подтягивания, опускания узла и подрезания концов ворсовой пряжи. Вязка ворсовых узлов начинается с крайней пары основных нитей предназначенных для обвязывания их ворсовой пряжей и продолжается по всему узловому ряду, по всей ширине ковра, между кромками. Обычно исполнитель вяжет сперва ворсовые узлы одного цвета по всей ширине ковра в одном узловом ряду, затем другого цвета, потом третьего цвета и так далее в соответствии с закрашенными клетками канвовой бумаги технического рисунка ковра.

После навязки ряда ворсовых узлов необходимо закрепить его и образовать каркас ткани ковра, для этого в зев основы прокладывается челноком уточная нить. Прокидка (проводка) уточной нити производится вручную. Затем обратной (тупой) стороной ножа-крючка исполнитель лёгким нажатием приводит уточную нить в виде "волн" (для усадки уточной нити и для предохранения ковра от сужения), далее держа рукоятку колотушки, по ходу уточной нити, зубьями прибиваем последовательно ворсовые узлы к опушке ткани ковра, достаточно сильно, но соблюдая осторожность, чтобы не перебить уточную нить и ворсовые узлы.

Применяют одинарную и двойную прокладку уточной нити. Для высокого качества и высокой плотности коврового изделия прокладывается одна уточная нить (смена зева ремизом). Двойной уток - толстый и тонкий (2:1), которые имеют различную усадку, после прокладывания первого толстого утка в зев основы его прибивают колотушкой, затем выводят другой зев основы (через ремизки или ремизом), в него прокладывают второй, тонкий уток и прибивают последовательно, по ходу уточной нити, по ширине основы колотушкой. Первый уток является грунтовым и служит для закрепления ворсовых узлов в ряду, а второй уток -скрепляющим. Тот и другой служат для образования каркаса ткани ковра.

При наличии на станке вращающегося ремизного вала очередной зев открывают с помощью рычага-рукоятки, поворачивая его в ту или иную сторону и закрепляют это положение запирающим (накидывающим) устройством в виде ремня, троса и. т.д. При прокидывании уточной нити натяжение утка необходимо регулировать, не делать его слишком сильным, т.к. туго натянутый уток стягивает ткань ковра, а слабо натянутый уток образует морщинистость ковра.

После прокидывания и прибивания утка приступают к оправке выступающих концов ворсовых узлов. Оправка ворса производится пальцами вытягиванием вперед. После оправки ворса приступаем к стрижке его ножницами. Большим и указательным пальцами левой руки исполнитель придерживает концы лезвий с упором, а правой рукой двигает ручки ножниц (можно пользоваться портновскими с длинными лезвиями).

Обычно стрижку ворса делают по каждому ряду узлов (при стрижке после двух - трех рядов получается брак - бугроватость). При стрижке ворса плоскость резания ножниц должна располагаться под прямым углом к плоскости концов ворса и параллельно натянутой основе, причем, верхнее лезвие находится параллельно опушке, а - нижнее лезвие скользит по нитям основы. При ином - наклонном положении - трудно получить ровную ворсовую поверхность ковра. Если отсутствуют специальные ковровые ножницы и пользуются простыми ножницами, прибивают к повторной стрижке ворса, пока не убедятся, что ворс подстрижен по всей ширине ковра ровно. После стрижки ворсового ряда производится вязка очередного ряда кромки ковра(из пряжи того же цвета что и основной фон ковра), затем приступают к выработке следующего ряда ворсовых узлов, прокладыванию утков, прибивке их, оправке и стрижке ворса, вязке кромки. По мере наработки коврового полотна и приближении его к ремизному валу затрудняется нормальное открытие зева.

Обычно это происходит после наработки 15-25 см. и более ковра (в зависимости от конструкции станка). При малейшем сужении ширины ковра утком, необходима передвижка его. В рабочей зоне, от нижнего горизонтального бруса (вала), оставляется только необходимый (1,5-2 см) участок ворсовой поверхности с опушкой ткани ковра. Производя передвижку ковра необходимо тщательно следить за сохранением ширины основы и её плотности, во избежании искажения у искривления рисунка ковра. В станках с короткометражной основой следует устанавливать верхний и нижний брусья (валы) строго параллельно друг к другу, без перекосов и давать правильное равномерное натяжение основы винтовыми приспособлениями, а в станках с клиновым натяжением основы, правильно их пригонять при окончании передвижки.

Точная дата возникновения ковроткачества скрывается в глубине веков, но известно, что именно Персия (ныне - государство Иран) стала центром коврового производства. Первый сохранившийся до наших дней восточный ковёр, ровесник персидской державы Ахменидов, был создан 2400?2500 лет назад. Слово "производство" лишь условно относится к изготовлению персидских ковров. Здесь нет места шаблонам и серийности - только эксклюзив и полностью ручная работа.

Ковры в Иране ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики занимаются созданием ковров с различными типами узелков, безворсовых ковров. Традиция ковроткачества в Иране насчитывает несколько тысячелетий, имеет глубокие древние корни и тесную связь с местной культурой и народными обычаями. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение.

Техника изготовления тканых ковров практически не изменилась за многие века. Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткут только вручную, красят шерсть натуральными красителями и скрупулезно работают над орнаментами. Только так может получиться настоящий персидский ковер.

Почему узелковый ковер ручной работы при том же качестве пряжи может стоить в десять раз больше своего собрата, сотканного машиной? Не только потому, что он несет тепло человеческих рук. Дело в том, что узелки, связанные руками, имеют уникальную форму и отличаются друг от друга. Помимо того, существует несколько типов узелков для ковров ("гордиев узел" и пр.). Двух одинаковых ковров ручной работы просто не существует, даже если эскиз рисунка использовался один и тот же. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно передать словами. Машина же, напротив, делает как узелки, так и ковры абсолютно идентичными. К тому же ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делают это человеческие пальцы. Машина же не умеет завязывать узелки. Ворс ковра машинной работы просто воткнут между основой и утком. Безворсовые ковры ручной работы более прочны и долговечны.

Восточные ткачихи, анонимные авторы ковровых шедевров, сочетают изящные узоры с бесподобной цветовой гаммой. Рисунки персидских ковров навеяны уникальными иранскими мозаиками и миниатюрами. Это сложное искусство, демонстрирующие высокую степень таланта, вкуса, упорства и изобретательности здешних художников. К тому же, оно требует месяцев бесконечного труда, усидчивости и больших затрат.

Долгий, сложный и трудоемкий процесс. Лишь с недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Основной материал, с которым работает создатель ковра - овечья шерсть - также дает небольшой набор цветов. В зависимости от масти овцы состриженная шерсть бывает белой, коричневой, желтовато-коричневой, желтой и серой. Качество шерсти различается в разных частях тела животного. Одна овца дает до десяти разновидностей шерсти, которые разделяются старательными специалистами. Шерсть окрашивают естественными красителями, получаемыми на основе древесины различных пород, трав и овощей. Красители также получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, даже из прокисшего молока. Для крашения используются и минеральные вещества в сочетании с каустической содой или лимонной кислотой, которые необходимы для того, чтобы закрепить краску, предотвратить ее вымывание и стирание. Ковры создаются не только из шерсти, но и из лоскутков ткани. Такие ковры имеют оригинальный и красочный вид.

Рисунок персидских ковров никогда не бывает случайным - за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. Ведь на родине ковров, в жаркой Персии, вплоть до XIX века ковроткачество пребывало в плену мусульманских традиций, запрещавших изображать живые творения Аллаха. Поэтому за многовековую историю персидских ковров сформировалась своя система образов в виде символов и деталей орнамента, имевших строго определенный смысл и толкование.

В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть строки из Корана, пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу. Волнистые или ломаные линии обозначают воду - символ жизни, круги - бесконечность мира, Вселенной. А некоторые сложные скрещения треугольников и квадратов обозначают небесные светила: солнце, луну, звезды. Очень важна цветовая гамма, в которой выполнен ковер. Персидские ковры как бы вобрали в себя все краски земли - они отражают многообразие окружающего мира.

Технология изготовления тканых ковров

Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается, наносится на миллиметровую бумагу и поступает к мастеру, который в соответствии с ним ткет ковер. Основу натягивают на специальную деревянную раму и вручную вплетают в нее ворс. Каждая нить завязывается особым узелком. На каждый узелок мастерица тратит около двух секунд, завязывая за день десять-четырнадцать тысяч узелков. Только через месяц такой работы начинает проявляться рисунок будущего ковра. Скорость плетения зависит от сложности узора, тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр. А качество зависит от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем четче рисунок, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр. Однако слишком высокий показатель плотности может в некоторых случаях стать причиной гибели изделия - ковер может потрескаться на сгибах, например, если его неумело свернуть.

Очень плотные (от одного до двух с половиной миллионов узелков на квадратный метр). Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Завязать тугой узелок могут только тонкие девичьи пальчики, поэтому ковроткачеством часто занимаются девочки-подростки. В среднем на создание обычного ковра ручной работы уходит от нескольких месяцев до 3 лет. Если Вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.

Через каждые сплетенные 7-10 сантиметров ковер аккуратно подстригают, оставляя ворс длиной 2-2,5 сантиметра. Только тогда из беспорядочного переплетения цветных ниток проступает узор. Готовые ковры мастер вычищает наждачной бумагой.

Знатоки говорят, что хороший тканый ковер с возрастом не изнашивается, а напротив, приобретает благородство. Считается, что ковры должны "созреть". В былые времена существовал довольно оригинальный способ доработки изделий. Мастера говорили: "Как перебродивший виноградный сок - еще не вино, так и только что сотканный ковер - еще не ковер". Готовый ковер бросали на базарной площади, где по нему проходили тысячи людей. Эти тяжкие испытания шли ковру на пользу: ворс разбивался на волокна, и ковер становился пушистым, мягким и пластичным. Умельцы знали, что настоящий персидский ковер никогда не разорвется, а краски не потускнеют. Сегодня ковры кладут на специальный вибростенд, на котором они выбиваются механическим способом. Изделия становятся мягкими всего за 1 час современной обработки. Раньше для достижения такого эффекта ковры должны были 3 месяца лежать на мостовой. Сегодня можно встретить также тканые коврики , которые отличаются от ковров лишь своими размерами, но техника и принципы их изготовления остаются теми же.

В древности персидские ковры называли оазисами . "Тот, кто приобретет такой ковер, будет иметь в своем доме миниатюрный персидский сад", - говорят знатоки. Сочетание натуральных материалов, естественных красителей и ручной работы делает персидский ковер неповторимым произведением искусства, символом доброты и мира, ведь ковер таит в себе тепло и терпеливость человеческих рук, доброту человеческого сердца; в его узорах, расцветках, орнаменте заключены многовековые традиции, тайны и мудрость Востока.

Сегодня ручным способом изготавливаются различные виды узелковых ковров - безворсовые односторонние, стенные ковры, ковры-картины.

Современные технологии производства ковров позволяют создавать изделия, весьма разнообразные по текстуре, форме и внешнему виду: фризе, саксони, шегги, бербер, скролл . Что это за разновидности и как они выглядят, знают не многие, однако при покупке ковров или ковролина любой будет поражен тем, до чего сейчас дошел технический прогресс, и какие только дизайнерские задумки не воплощены в жизнь.

Технологии производства

Способ производства коврового изделия определяет свойства коврового покрытия.

-Тафтинговый способ. При данной технологии игла с нитью проводится через основу, а с лицевой стороны остаются петли заданной заранее высоты, после петли разрезаются, а изнанка ковра закрепляется латексом. Ковры, изготовленные таким способом, получаются очень прочными, а конструкции подобных ковровых покрытий могут быть очень разными. Такие ковры лучше всего подойдут для мест, где постоянно ходят, так как они очень устойчивы к истиранию, неприхотливы в уходе и доступны по цене.

-Иглопробивной способ. Здесь основа, сделанная из волокна, прокалывается иглами, имеющими специальные зазубрины. Волокна, захваченные этими зазубринами, переплетаются ещё и на изнанке ковра, далее они закрепляются вторичной основой. Изделия, получаемые при использовании данной технологии, очень прочные, обладают повышенной износостойкостью, и по этому качеству опережают тафтинговые и тканевые ковры. Кроме того, они обеспечивают в комнате прекрасную звукоизоляцию.

— Тканый способ. В данном случае, образование ворса происходит следующим образом: однотонная и разноцветная пряжа переплетаются, а узелки закрепляются на прочной основе, сделанной из джута. Среди достоинств таких ковров стоит отметить прочность, разнообразие конструкций и натуральность джутовой основы.

-Флокированный способ. В данном типе ковров длина ворса достигает всего трех миллиметров, все ворсинки плотно выстраиваются при помощи электростатичного поля на основе из полихлорвинила и закрепляются клеем. Ковролин, изготовленный этим способом, отличается износостойкостью и звукоизоляцией.

Материалы для волокон

Так же в значительной степени свойства ковровых покрытий определяются материалом, из которого изготовлены волокна. Ковры производятся как из натуральных (шерсть, шелк, хлопок, лен) материалов, так и из синтетических (полиамид, акрил, нейлон, полиэстер). Кроме того, очень часто натуральные и синтетические волокна смешиваются, в результате чего получаются ковры с улучшенными свойствами.
На сегодняшний день редко производятся ковры из шелка, хлопка и акрила , поэтому мы рассмотрим только основные виды волокон.

Полипропилен. Обладает теми же свойствами, что и полиэстер, однако внешний вид его гораздо более привлекательный.

Полиамид. Ворс в таких коврах держится очень хорошо, не теряет форму и отличается повышенной устойчивостью цветов. На нем не остаются вмятины от стоящей мебели, осуществлять уход за ним достаточно легко.

Нейлон. Этот вид волокон востребован за повышенную устойчивость к скручиванию, сгибанию и истиранию.

Когда были изобретены искусственные красители, производство ковров, да и сами они, сильно изменились (натуральная краска сохраняет долгое время сочные цвета). Постепенно дешевые красители стали вытеснять сложный, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного изготовления красок и покраски нити. Это сильно сократило время производства нити и цену за такой ковёр.

Одно время мастера пытались бороться с этим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали использовать искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий использование таких красителей для персидских ковров. Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не спасло ручное ковроткачество, и сейчас на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров изготовленных на искусственных красителях.

Сегодня мы посмотрим на ручное производство ковров , которое существует в Дагестане, и чтобы сделать один большой ковёр, в общей сложности, тратится около двух лет .

В эти два года входит сбор трав и кореньев, их сушка, перемалывание. Потом сама покраска и сам процесс изготовления ковра. Пришлось изрядно попотеть, чтобы снять покраску ниток.

Мастерская по покраске нити находится в частном доме. Кстати, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не сильно страдают от того, что у них творится в подвале. Сама покраска бывает не часто, и нам очень повезло оказаться в Дагестане в это время. Как правило, нити красят раз в месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если летом на улице очень жарко, то там невыносимо жарко и к тому же очень влажно. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен:

На самом деле, ручное ковроткачество было давно утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтобы восстановить и даже где-то по новой изобретать и воссоздавать условия. Только на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по разным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сегодня можно любоваться красивыми коврами высочайшего качества и, что самое главное, полностью сделанными руками.

Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в разное время, там тоже свои особенности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент такой, а когда недостаточно яркий, всё это было экспериментальным путём опробовано:

Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет денег, эти ковры вообще производятся больше на энтузиазме.

Собственно, начало покраски. В почти кипящую воду засыпаются размолотые растения. Небольшое время варятся и потом закидывают пряжу. Пряжу надо закидывать всю и сразу, иначе будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сразу, бывает так, что часть пряжи более светлая, а часть темнее. Впрочем, это только добавляет оригинальности ковру)

Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители используют) и смотря какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготавливают впрок, а на конкретный ковёр.

В подвале действительно нереально жарко. Пять минут - и я мокрый весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам надо там торчать полдня если не весь день. Помогает душ из холодной воды:

В нашем случае, через час нитка жёлтого цвета готова, теперь её надо промыть. Первая промывка происходит ещё в котле, затем её загружают в большую «стиральную машину» где она бултыхается ещё минут 15-20.

Теперь на просушку на задний двор, который практически весь увешан разноцветными мотками нити:


Нитка скоро высыхает и теперь её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в «мастерскую». Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских жителей практически нет, и эта «фабрика» если можно так сказать, единственное место, где есть рабочие места. Мастера, вернее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Впрочем, зачастую они покупают нитку не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы отправились в село Кожерек Табасаранского района, что бы посмотреть как там идёт процесс.

В цеху стоит несколько станков, и ни один из них не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до пяти женщин:

Так делают основу ковра:

И сидят девчонки, женщины и прядут, прядут. Совсем не простая работа.

Основной инструмент, вот такой незатейливый крючок:

Заглянули в частный дом к мастерице:

Только на изготовление этого ковра, относительно небольшого, у этой женщины ушло 3 месяца. При этом надо следить за домом, у неё двое детей и целое хозяйство. Тут работают не покладая рук, чтобы была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы выращивать скот и какие то фрукты-овощи, но все попытки продавать на базаре в городе, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки? Кстати, на эту ситуацию жаловались во многих сёлах.

Вокруг села шикарные леса, поля, пастбища. Мне тут очень понравилось:

Дальше мы снова вернёмся в Махачкалу. Так сказать, надо добить тему ковров. После того как его сделают, его надо тщательно вычистить и обжечь! Это делается для того, чтобы убрать лишний ворс. После обжига его начинают стирать, и длится этот процесс не меньше часа:

Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям тут же во внутреннем дворе дома:

Ковёр огромный. Надо представлять, в каком интерьере он будет смотреться гармонично. Цена его на первый взгляд тоже удивляет - 650 тысяч , но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится понятно, что не так и дорого он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Тут, как говорится, кто во что вкладывает деньги.

После помывки, ковёр надо просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в котором он будет теперь жить. Не уверен, успеем ли мы закончить поездку и заскочить в гости к новому владельцу ковра, но было бы интересно. Многие, кстати, рассматривают покупку таких ковров как вложение денег. Кстати, огромное количество старых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некий американец создал каталог орнаментов используемых на коврах, теперь можно восстановить этот промысел.