Как общаются глухонемые люди? Врожденная и наследственная глухонемота

Глухонемые - не такая уж редкость в человеческом сообществе. По статистике, таким дефектом страдает 0,4 процента всего населения Земли. Куда реже встречаются только немые люди, слышащие и понимающие речь, но не способные ответить. И этот феномен куда интереснее, чем отсутствие и способности слышать, и возможности говорить.

Глухота и сопутствующие ей факторы

С медицинской точки зрения, неверно интересоваться тем, немыми. Если формулировать точно, все дети немы - разговаривать они не умеют. А звуки издает практически каждый живой новорожденный. Речь - вторичный навык, развивающийся вследствие информации, получаемой через слух. И если ребенок рождается глухим, то в результате ее отсутствия со временем он немеет полностью, то есть перестает издавать даже неосмысленные звуки. Таким образом, немые люди не рождаются таковыми, а становятся ими. А вот глухота может быть и врожденной. Причем даже если ее невозможно вылечить, и слуховой аппарат не в состоянии компенсировать глухоту, говорить человека все же можно научить - есть специальные методики.

Немые люди: причины невозможности говорить

Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.

  1. Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
  2. Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка - достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит - такой исход весьма маловероятен.
  3. Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной - например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.

В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.

для неговорящих

Язык немых - совсем не то же самое, что жестикуляция, которой пытаются объясниться люди с иностранцами. В этом случае бедна и узко функциональна, в то время как лишенным возможности говорить нужен богатый лексикон, способный передать и художественные образы, и математические термины.

Люди с нарушениями слуха и речи - полноценные члены нашего общества. Они живут рядом с нами, но многие здоровые люди не понимают их проблем, и сторонятся, поскольку глухонемые не могут полноценно общаться с ними. Ограничения в общении, которые накладывает на него этот недуг, можно существенно уменьшить, обучив такого человека словесной речи. Но как это сделать?! Ведь этот человек ничего не слышит.

Для начала разберемся в том, что же такое глухонемота

Глухота наступает при полном отсутствии слуха или снижения его до уровня, при котором человек перестает воспринимать речь. Нужно выделять понятие абсолютной глухоты, при которой совершенно ничего нельзя услышать. Но, к счастью, абсолютная глухота встречается редко. Большинство глухих людей имеют остатки слуха, позволяющие услышать очень громкие звуки или фрагменты громкой речи, произнесенной прямо над ухом, но отчетливо разобрать собеседника при глухоте не удастся. Глухота возникает в результате радикальных негативных изменений в органах слуха со стойкими необратимыми явлениями, поэтому лечить ее малоэффективно.

В результате глухоты (врожденной или приобретенной в детском возрасте 1 года до 3-х лет) возникает глухонемота, поскольку ребенок не в состоянии овладеть словесной речью путем подражания речи окружающих. Он их просто не слышит! В раннем возрасте распознать глухонемоту довольно трудно, поскольку у маленьких детей еще не четко определена связь между отсутствием речи и нарушением слуха, а у грудных детей глухота вообще остается незамеченной.

Что же говорит статистика о количестве глухонемых в мире? Точными данными статистика в большинстве стран не располагает. Предполагается, что их количество достигает порядка двух миллионов человек. Проблема в том, что подсчет во многих странах ведется не врачами соответствующего профиля, а людьми, к медицине не имеющими никакого отношения. А страны Африки, Азии и Южной Америки в этом плане сплошное «белое пятно». Кроме того, грудные дети и маленькие дети, еще не начавшие говорить тоже не попадают в эту статистику.

Любопытно, что частота случаев глухонемоты зависит от географического положения страны. Чем более гористая местность, тем больше в ней рождается глухонемых, и наоборот, если страна расположена в низинах, глухонемых в ней значительно меньше. Например, в горной Швейцарии, количество глухонемых в некоторых кантонах достигает 441 человек на 100 тыс. населения, а в Голландии, расположенной на равнине, всего 34 человека на 100 тыс.

Важно заметить, что глухота не передается по наследству. Практически у всех глухонемых родителей рождаются нормально слышащие дети.

Как же бороться с глухонемотой?

Излечить патологическое поражение слуха чрезвычайно сложно. Этим занимаются врачи-отоларингологи. Иногда удается улучшить слух применением медикаментов: стрихнина, никотиновой кислоты, АТФ и прочих. Если глухота возникла от поражения звукопроводящих путей, врачи применяют слухоулучшающие операции.

Если восстановить слух все равно не удается, глухонемых обучают по специальной методике. Она включает в себя овладение речью, в том числе, и в звуковой форме. В основе обучения лежат чтение с губ и дактилология - всем известная «пальцевая азбука». Вспомогательными средствами являются тактильно-вибрационные ощущения обучаемого и его остатки слуха, если таковые имеются.

Существуют целые сети яслей, детских садиков, школ-интернатов, где глухонемым детям дают общее образование и профессиональную подготовку по специальностям, которыми глухонемые люди могут полноценно заниматься. В специализированных детских садах глухонемым детям дают подготовку, благодаря которой некоторые из них способны заниматься в обычной школе наравне с нормально слышащими детьми.

Обязательное обучение глухонемых введено в республиках бывшего СССР, США, странах Евросоюза и некоторых других. Однако в большинстве стран мира, к сожалению, такое обучение обязательным не является.

Какие современные методы применяются для обучения глухонемых?

В настоящее время существует три метода:

1. Французский - основанный на жестикуляции. Он используется для выражения глухонемым отдельных букв или цифр при помощи смены положения пальцев одной или обеих рук. Практически для каждого языка разработана своя мимическая азбука. Глухонемые настолько овладевают искусством беседы пальцами, что могут устраивать сложные спектакли, понятные любому глухонемому зрителю.

2. Немецкий - в основе которого лежит обучение глухонемого устной речи. Более сложный, но, несомненно, более прогрессивный, в сравнении с французским. Здесь ставится задача обучить глухонемого не только членораздельно говорить, но и уметь читать по губам собеседника («слышать глазами»).

3. Смешанный - когда в обучении применяются сразу оба метода одновременно. Но такой метод дает двойную нагрузку на учителя и осложняет восприятие обучаемого.

Абсолютное большинство глухонемых в настоящее время обучаются по немецкому методу, поскольку человек, обученный только языку жестов, «выпадает» из общества нормально слышащих, которые не в состоянии понять его мимику. Такие глухонемые замыкаются в своем кругу, быстро забывают то, чему учились в школе.

Однако существует и множество противников немецкого метода. Во-первых, для обучения по этому методу человека со средними способностями требуется очень много времени. Во-вторых, для того, чтобы «слышать глазами», лицо собеседника должно быть постоянно хорошо освещено и рот не заслонен от глухонемого человека, а это не всегда достижимо. Кроме того, в устной речи нужно постоянно практиковаться, иначе навыки — быстро теряются, в то время, как язык жестов менее сложен для глухонемого и предъявляет значительно более мягкие требования для глухонемых собеседников во время общения.

Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д. Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц) , затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г) . После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Вот какой титанический труд приходится проделать как учителю, так и каждому его глухонемому ученику, прежде чем он произнесет хотя бы одно членораздельное слово!

Большинство из нас освоили язык на слух и передают свои мысли с помощью речи. Мы воспроизводим в своем уме слова и фразы и произносим их, выражая таким образом то, что хотели сказать. Но как общаются глухонемые?

Глаза вместо ушей

Человеческое желание общаться очень сильное и способно преодолеть любые препятствия. У неслышащих людей функцию изучения языка обычно принимает на себя зрение. Жизнь сводила таких людей вместе, и они сами разрабатывали особый способ общения, известный как жестовый (кинетический) язык. Со временем он обрастал новой лексикой и являл собой целую лингвистическую систему. Конечно же, многие из нас хотя бы раз видели, как общаются глухонемые.

Раньше неслышащим во многих школах запрещали использовать жесты, при этом заставляли их читать по губам, а свои мысли выражать на письме. Но те из них, которые вначале освоили кинетическую речь, легче справлялись с учебой и быстрее научились читать и писать.

А на каком языке думают На своем родном — жестовом. Слышащие люди формулируют свои мысли в голове на том же языке, на котором общаются. Так же дело обстоит и с глухими.

Многие ошибочно думают, что неслышащие не могут говорить. Но как правило, звуковой аппарат у них не поврежден, просто он не разработан.

Со стороны кажется, что это усовершенствованная пантомима, так как там тоже активно используются мимика, телодвижения и окружающее пространство.

Также его называют языком картинок, потому что некоторые жесты напоминают внешний вид предметов, которые они обозначают (например, чтобы показать слово "дом", две ладони соединяют в виде крыши). Правда, и то, и другое мнение правильно только отчасти. Дело в том, что большинство жестов вообще никак не напоминают те объекты, о которых идет речь. Особенно это касается абстрактных понятий. Например, чтобы сказать "спасибо" на русском жестовом языке, надо сжатым кулаком дотронуться сначала до своего лба, а потом до подбородка.

Разработана также специальная дактильная азбука — система ручных знаков, соответствующих буквам. Если каждое слово передавать с ее помощью, то в таком случае выражение мысли занимает много времени.

Есть такие кинетические языки (кубинский, португальский, испанский), где мимика играет главнейшую роль, она бывает даже слишком выразительна. Обычно это присуще тем народностям, которые сами по себе более эмоциональны по своему психотипу. Но мимика в основном исполняет еще и грамматическую функцию. С ее помощью можно отличить вопрос от повеления, от утверждения.

В географическом отношении ареал использования жестовых и устных языков не всегда совпадает. Русская кинетическая речь распространена на территории Украины, Белоруссии, Израиля. В Пуэрто-Рико глухие общаются с помощью американских жестов, хотя слышащих — испанский.

А как общаются глухонемые из разных стран? Ведь для того, кто владеет британским жестовым языком, американский — то же, что иностранный. Поэтому ученые со всего мира разработали универсальную систему обозначений, в которую входит примерно 1500 понятий.

Кроме лексики каждый кинетический язык имеет свою грамматику. Например, в его американском варианте, равно как и в русском, в начале предложения указывается предмет обсуждения, а затем о нем что-то сообщается. Если в устной речи определение обычно стоит перед подлежащим, то в жестовой все наоборот. Основная черта многих таких языков состоит также в построении событий исключительно в хронологической последовательности.

Понимают ли глухие написанный текст?

Чтение очень тесно связано со слуховой памятью. То есть слышащий ребенок знает звучание фонемы "а", и когда в букваре ему показывают, как она обозначается на письме, ему довольно несложно запомнить эту связь. Глухим же тяжело сопоставить графические изображения со звуками устной речи. Трудность также состоит в том, что в жестовых языках совсем иное построение предложений, там нет падежей и склонений. Но несмотря на такие трудности, большинство неслышащих таки овладевают и могут выражать свои мысли на письме.

Понять мир глухих

Многие ошибочно считают, что неслышащие очень ограничены в приобретении знаний. Но на самом деле не примитивны, а очень богаты. С их помощью можно выразить мысль любой сложности. Поэтому люди, общающиеся на языке жестов, могут освоить все отрасли знаний, без проблем получают высшее образование. Наблюдая за тем, как общаются глухонемые, мы видим, что отсутствие слуха не мешает им заводить друзей, создавать семью, воспитывать детей, словом, вести нормальную жизнь.

Присущи им в той же мере, что и другим людям. Их глубоко задевает, когда их считают ущербными или инвалидами.

А как общаться с глухонемыми людьми? Для полноценного обмена мыслями надо выучить их родной язык — жестовый — или хотя бы дактильную азбуку. Другого способа понять их мышление нет.

Процесс обучения глухих с рождения и слабослышащих детей навыкам общения зависит от многого:

  • степени потери слуха,
  • слышат ли родители (то есть речевая среда, в которой воспитывается ребенок),
  • какое образовательное учреждение посещает ребенок – специальная школа для глухих и слабослышащих или массовая (инклюзивная) школа,
  • уровня компетентности педагогов,
  • насколько родители вкладываются в создание специальных условий для развития ребенка,
  • имеются ли какие-то дополнительные особенности.

Поэтому и методики формирования произношения и развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей разные.

Глухие дети в семье глухих или слабослышащих родителей общаются на жестовом языке и навыкам общения на нем учатся точно так же, как слышащие дети в семье слышащих родителей. Тут нет абсолютно никакой разницы, кроме того, что во время общения глухие дети используют не слух и речь, а руки и глаза. Глухие родители точно также маленьким детям говорят на жестовом языке медленно и образно, как слышащие родители своим детям говорят медленнее и вместо «собака» говорят «гав-гав». Точно также повторяют им множество раз правила поведения в обществе, пока ребенок их не усвоит.

Другое дело – коммуникация глухого ребенка со слышащими. Навыкам общения на звучащем языке глухих и слабослышащих детей обучают специально. Формированием произношения и развитием слухового восприятия целенаправленно занимаются с самого рождения. Слуховые аппараты для использования остаточного слуха (тотально глухих людей во всем мире единицы) можно подбирать уже с 3-4- месяцев, сурдопедагоги и логопеды занимаются с ребенком, учат его произносить звуки и понимать обращенную речь слухо-зрительно.

Но важно понимать, что слуховые аппараты и даже кохлеарные имплантаты не делают глухого ребенка или ребенка с сильной потерей слуха слышащим. В специальных детских садах и школах для глухих или слабослышащих детей весь образовательный и воспитательный процесс построен так, чтобы ребенок в итоге смог самостоятельно контактировать со слышащими. Причем в образовательных учреждениях обучение глухого или слабослышащего ребенка почти всегда происходит без использования жестового языка, используется только дактиль (ручная азбука).

Таким образом, получается, что глухого ребенка учат на одном языке, а во внеурочное время он говорит на другом – ребенок растет вроде бы билингвом, но тут есть один очень важный нюанс. Когда слышащего ребенка обучают новому языку, ему на его родном языке объясняют правила и значение слов. В ситуации с глухим ребенком этого не происходит. Отсюда вытекают такие последствия, как неграмотность в русском языке, непонимание или неверное понимание значения слов. Самостоятельно научиться общаться со слышащими глухой ребенок с рождения или ребенок, потерявший слух до 3х лет, никогда не сможет. С самого его рождения для того, чтобы он смог общаться со слышащими, необходимо создавать специальные условия. Прежде всего - это насыщенная речевая среда, то есть ребенок должен видеть вокруг себя говорящих людей. Играя с глухим или слабослышащим ребенком, взрослому нужно следить, чтобы ребенок играл вместе с ним, а не просто безучастно наблюдал. В такой ситуации ребенок привыкает смотреть в лицо говорящего, пытается понять, что ему говорят по ситуации, по настроению взрослого, действиям. Ребенка мотивируют на то, чтобы он использовал голос, чтобы ему пришлось говорить, даже если его поняли и без слов. В процессе специальных игр и на занятиях фонетической ритмикой ребенка учат подражать звукам взрослого.

13 фактов о глухих и всём, что с ними связано, о которых вы не знали и никогда не задумывались.

Прежде всего, я хочу сказать, что глухие люди - абсолютно такие же люди, как и все остальные. Поясню на понятном примере. Мы же не дискриминируем испанцев или канадцев за то, что они не русские и родились в другой стране. Так же и с глухими. Они как будто составляют отдельную нацию со своим языком и традициями. Мало того, они воспринимают окружающий мир иначе, чем мы, но не могут представить, как это возможно - слышать, и что это такое. Примерно так мы не можем представить себе, например, четвёртое измерение, живя в трёх. У них есть нарушения слуха, но зато другие чувства крайне обострены, причём настолько, что мы можем им только завидовать. И несмотря на это, все мы в равной степени люди, как с биологической, так и с психологической точки зрения, и относиться к глухим нужно как к равным.

1. 30 декабря 2012 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», в соответствии с которым существенно изменился статус русского жестового языка со «средства межличностного общения» на «язык общения», появились возможности для его изучения и развития. Ведь с точки зрения современной науки, жестовые языки глухих являются полноценными естественными языками.

2. Глухонемых людей - не существует. Все глухие могут издавать речевые звуки, просто они не могут научиться делать это самостоятельно - они не слышат "образца" речи. Таким же образом дети-"маугли", не слышавшие человеческой речи тоже не в состоянии научиться говорить сами. С другой стороны, у глухих есть свой язык - жестовый, и они им активно пользуются для общения.

3. Глухие называют нас не «слышащими», а «говорящими», потому что с их перспективы мы отличаемся от них только тем, что при общении зачем-то шевелим губами.

4. Всем глухим очень важны тактильные ощущения, и чувствительность к ним у них повышена. За неимением слуха они острее чувствуют вибрации и реагируют на них незамедлительно. Также у глухих очень развита светочувствительность, поэтому в темноте они замечают даже малейшие отблески света. Таким образом природа компенсирует отсутствие слуха и помогает адаптироваться таким людям в мире.

5. Глухота - это только общее определение. На самом деле, существует 3 степени тугоухости и 4 группы глухоты. Степени тугоухости различаются по количеству воспринимаемых децибелл (ниже 80 дБ). По системе Неймана глухота начинается, когда человек не слышит звуки ниже 90 дБ, а её группы варьируются по диапазону воспринимаемых частот (в герцах). Люди с I группой глухоты воспринимают от 125 до 250 Гц, то есть часть неречевых звуков: громкий топот, шум машин и прочее. Только 3% глухих не слышат совсем ничего, и чаще всего это связано с аномалией строения ушной раковины и/или внутреннего уха.

6. В обычной жизни глухим помогают различные приспособления. Например при нажатии на дверной звонок по всей квартире начинают мигать лампочки. А для присмотра за маленьким ребёнком используются вибрирующие радио-няни, оповещающие о том, что ребёнок плачет.

7. Существует три вида переводчиков, работающих с глухими. Дактильные - показывают слова буквами с помощью специального жестового алфавита - "дактиля". Переводчики РЖЯ (русского жестового языка) - полноценные переводчики, переводящие с русского языка на РЖЯ (и наоборот) с помощью жестов. Калькирующие переводчики - переводчики, специализирующиеся на быстром дословном переводе с русского на РЖЯ, игнорируя грамматику и особенности жестового языка; это называется КЖР - калькирующая жестовая речь. Также, раньше существовала профессия "сурдопереводчик", совмещающая в себе переводчика и социального работника. Сейчас эта профессия исчезла из реестра профессий и должностей, заменившись на "переводчика русского жестового языка" и не содержащая в себе функций соц.работника.

8. В РЖЯ, как и в любом другом языке, есть свои правила. Причём грамматика РЖЯ больше похожа на английскую, чем на русскую.

9. Существует два метода обучения глухих: мимический (мимико-жестикулярный) и чистый устный метод (без использования жестов).

10. Существует заболевание под названием синдром Ушера. Он является наследственным заболеванием, которое характеризуется потерей слуха и прогрессирующей потерей зрения. То есть у глухого человека постепенно сужается угол зрения по горизонтали и вертикали (у глухих он изначально намного шире, чем у здоровых людей) и он примерно к 40 годам почти теряет зрение. Это заболевание диагностируется на ранних стадиях, но, к сожалению, не лечится. В таких случаях людей с этим диагнозом заранее учат тифлосурдопереводу. Такая речь тоже является жестовой, но у неё отсутствует размах, и все жесты показываются одной рукой, накрытой рукой собеседника.

11. Многие здоровые люди считают, что глухие - это бедные-несчастные инвалиды. Но сами они про себя так не считают. Они ведут максимально полную жизнь, учатся, занимаются бизнесом, водят машину (существует специальный знак "глухой водитель за рулём"), заводят семьи, воспитывают детей... Молодёжь часто даже ходит на дискотеки. Они не слышат (или почти не слышат) музыку, но чувствуют вибрации битов, которые как раз и вводят в своеобразный транс всех посетителей вечеринок.

12. Глухие имеют свою особенную культуру и психологию. Например, они говорят правду напрямую, без лести и ухода от прямого ответа, в отличие от слышащих. Это считается абсолютно естественным, и они искренне не понимают, когда говорящие обижаются на честные слова, вроде «Ты потолстела» или «Эта причёска тебе не идёт».

13. Существует жестовый театр и даже жестовое пение.