Как определить по жестам что подросток обманывает. Кровь к лицу…. Глаза - это зеркало…

Весна, пора для новых знакомств. Но как научиться разбираться в людях и понять, врут ли они? Учёные выявили закономерность: чем более привычно для конкретного человека лгать, тем труднее определить его лживость. Но тем не менее, мимика лжи и определённые жесты лжи существуют и нам необходимо их знать. Для этого требуется опыт общения с людьми и высокая степень наблюдательности. Если, например, человек испытывает внутреннюю неловкость, потому что обман для него непривычен, то распознать его неискренность можно по очень многим признакам лжи.

Мимика лжи

1. При подаче ложной информации человек в той или иной степени испытывает волнение, которое можно уловить в его голосе, взгляде, движениях. Можно заметить изменения в речи, в движениях и в поведении человека. Например, изучая мимику лжи и характерные для неё жесты имеет смысл обращать на следующие голосовые и речевые параметры.

2. В момент оглашения ложной информации у человека непроизвольно меняется интонация, происходит ускорение или замедление, или растягивание речи. Голос может задрожать. Меняется и тембр голоса, может появиться внезапная охриплость или, наоборот, проскочить высокие ноты. Некоторые люди начинают заикаться.

3. Также бегающий взгляд мимикой лжи однозначно трактуется как возможный признак неискренности человека. Конечно, он может означать и стеснительность, и растерянность, и что-то подобное, но в любом случае это чёткий знак того, что достоверность полученной информации имеет смысл поставить под сомнение. Ведь когда человеку стыдно, неловко от своей лжи - он практически всегда отводит глаза. Однако же и пристальный взгляд на собеседника тоже позволяет распознать ложь по мимике. Пристальный взгляд в мимике лжи - это не что иное, как контроль за реакцией слушающего. Как же он воспринимает лживые сведения, верит или сомневается?

4. Чтобы с помощью мимики лжи распознать неправду, имеет смысл обратить внимание и на улыбку человека. У многих людей во время сообщения ложной информации появляется лёгкая улыбка на лице. Конечно это не касается жизнерадостных людей, которые улыбаются всегда и это их стиль общения. А вот именно неуместная улыбка должна насторожить. Нередко именно усмешка позволяет человеку скрыть внутреннее волнение, когда он произносит ложь.

Как распознать ложь по мимике

5. Внимательный взгляд на собеседника часто помогает распознать ложь по мимике. Для лжецов характерно такое явление, как микронапряжение лицевых мышц. Иногда ещё говорят: "По лицу пробежала тень". Напряжённое выражение лица длится буквально доли секунд, хотя иногда бывает, что оппонент говорит неправду с "каменным лицом". Американский исследователь Роберт Баннет считает: мгновенное напряжение лицевых мышц - точный показатель неискренности.

6. Другим показателем мимики лжи, который также позволяет её распознать, является непроизвольная реакция кожи и других частей лица, которую человек не в состоянии контролировать. Это может быть изменение цвета кожных покровов (человек краснеет или бледнеет), расширение зрачков, подрагивание губ, частое моргание глаз. Могут наблюдаться и прочие индивидуальные проявления эмоций, которые сопровождают обман, помогая при этом собеседнику распознать ложь по мимике.

Жесты лжи

7. Жесты лжи также способны посеять сомнения в правдоподобности приводимых сведений. Согласно теории американского исследователя Алана Пиза, попытки введения собеседника в заблуждение часто сопровождаются следующими жестами лжи:

касание руками лица;

прикрывание рта;

прикосновение к носу;

потирание глаз;

оттягивание воротника.

8. Но, разумеется, жесты не могут быть критериями лжи сами по себе, их нельзя рассматривать отдельно. Для оценки необходимо сопоставлять мимику и жесты лжи, анализировать множество других факторов и сопутствующих обстоятельств.

Как распознать ложь по жестам

9. Если Вы хотите узнать, как распознать ложь по жестам и мимике, то важно помнить, что каждая реакция не является показателем сама по себе, её нужно сопоставлять с другими реакциями. Но ещё важнее иметь представление о так называемом фоновом состоянии конкретного человека. Каковы его голос, интонация, мимика, взгляд, жесты в обычном состоянии?

10. Как правило безошибочно способны распознать ложь по жестам люди, которые много общаются, трезво оценивают события и ситуации, всегда бывают внимательны к окружающим и волей-неволей улавливают мельчайшие детали в поведении других людей. Именно большой коммуникативный опыт и умение анализировать и сопоставлять детали помогает распознавать ложь по мимике и жестам и правильно оценивать достоверность получаемой информации.

“Язык тела не врет. Даже если тело уже в могиле”,
Доктор Лайтман, “Теория лжи”

В природе нет одинаковых людей. Все мы – разные. Мы по-разному видим, слышим и думаем. И врем мы тоже по-разному. А потому нет и стандартного набора жестов лжи, указывающего на то, что мы говорим неправду. Но будь он – мы бы нашли, как его обмануть. Обман заметен тогда, когда он вызывает эмоции (волнение, страх или стыд). Эти эмоции и передает язык жестов и мимики. Но подтверждение лжи нужно искать в совокупности мимики, жестов и речи.

Истина где-то слева

Ложь требует самоконтроля и напряжения. Напряжение может быть явным или скрытым, но его легко заметить, присмотревшись к левой стороне тела. Она контролируется хуже, чем правая. Это объясняется тем, что левая и правая стороны тела управляются разными полушариями нашего мозга.

Левое полушарие отвечает за речь и умственную деятельность, правое – за эмоции и воображение. Так как связи управления перекрещиваются, то работа левого полушария отражается на правой стороне тела, а правого – на левой.

То, что мы хотим показать другим, отражается на правой половине нашего тела, а то, что мы на самом деле чувствуем – на левой.

Например, если человек правша и много жестикулирует левой рукой, это может означать, что он врет, особенно, если при этом правая рука задействована меньше. Любая несогласованность частей тела указывает на неискренность.

“Мозг так занят выдумыванием лжи, что тело теряет синхронность”, Доктор Лайтман, “Теория лжи”

Лицо, как и тело, передает сразу два сообщения – то, что мы хотим показать, и то, что мы хотели бы скрыть. Дисгармония в мимике указывает на противоречие. Симметрия же всегда говорит о чистоте намерений. Например, если человек улыбается, а левый угол его рта поднят меньше, чем правый, то, очевидно, услышанное его не радует – он симулирует радость. Интересно и то, что положительные эмоции на лице отражаются равномерно, в то время как отрицательные более заметны на левой стороне.

Обман напрягает

Изменение цвета лица (бледность, покраснение, пятна) и подергивание его мелких мышц (веко, бровь) указывают на переживаемый человеком стресс и помогают вычислить обман . Напряжение, проявляющееся в частом моргании, прищуривании или потирании век, – это неосознанное стремление закрыть глаза на происходящее. Жестами потирания наш мозг пытается блокировать ложь, сомнение или неприятное ощущение.

Насколько собеседнику комфортно или дискомфортно, можно судить по его зрачкам: их сужение говорит о недовольстве, расширение – об удовольствии. А по движениям глаз легко понять, собирается он сказать правду или соврать.

Если человек отводит глаза, это еще не значит, что он неискренен. Часто не до конца честен тот, кто пристально смотрит в глаза, стремясь лишь казаться открытым.

Ложь на кончике носа

Неожиданно, но обманщика может выдать собственный нос. Говоря неправду, он неосознанно начинает двигать кончиком носа и отводить его в сторону. А люди, сомневающиеся в честности собеседника, могут невольно раздувать ноздри, словно говоря: “Я чую: здесь что-то нечисто” .

Нос вообще крайне чувствителен к обману: он чешется и даже увеличивается (“эффект Пиноккио” ). Ученые выяснили, что умышленная ложь повышает кровяное давление и стимулирует в организме выработку катехоламина, влияющего на слизистую носа. Повышенное кровяное давление воздействует на нервные окончания носа, и он начинает чесаться. Жесты, так или иначе связанные с “потиранием”, например, когда кто-то трет глаз, трогает нос и почесывает шею, говорят о неискренности.

А ручки-то – вот они

Когда собеседник убирает руки в карманы и закрывает ладони, – это жесты лжи или неискренности: он что-то скрывает или недоговаривает. Вспомните детей: они прячут руки в карманы или за спину, если что-то натворили.

Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом. Опытные продавцы всегда смотрят на ладони клиента, когда те говорят об отказе от покупки. Истинные возражения высказываются с открытыми ладонями.

А рукой, прикрывающей рот, человек сдерживает себя, чтобы не сказать чего лишнего. Боясь проболтаться, он неосознанно напрягает губы или покусывает их. Следите за мимикой вашего собеседника: поджатая нижняя губа указывает на противоречие: человек не уверен в том, что говорит.

“Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду”, Доктор Лайтман, “Теория лжи”

Рассказать о собеседнике может и то, как он сидит. Если он выбирает неестественную позу и никак не может усесться, это говорит о том, что ему неудобна ситуация или поднятая тема. Лжецы часто изгибаются, скрещивают ноги и руки и ищут поддержки извне, опираясь на какой-нибудь предмет (стол, стул, портфель). Правдивые люди редко меняют положение тела и держатся прямо, отвечая на вопросы.

В “честно говоря” нет никакой честности

Наша речь не менее красноречива, чем язык жестов и мимики. Если на прямой вопрос Вы получаете уклончивый ответ, сопровождаемый выражением “честно говоря”, то прислушайтесь к речи вашего собеседника. Стоит усомниться в его искренности при повторении фраз вроде:

  • Вы просто должны мне верить…
  • Поверьте мне, я говорю правду…
  • Вы же знаете меня, я не способен обмануть…
  • Я с Вами абсолютно откровенен…

“Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь”, – говорили восточные мудрецы.

“В лживом рассказе пауз больше, чем в правдивом”, – такой вывод сделал профессор Робин Ликли. Слишком подробный рассказ тоже едва ли является правдой – лишние детали лишь создают правдоподобность.

Выдавать обман может и перемена в ритме и тембре голоса. “Некоторые люди всегда медлят со следующей фразой. Если они начинают тараторить – это признак лжи”, – отмечает Пол Экман .

Когда мы говорим правду, то жестами усиливаем сказанное, и жестикуляция соответствует темпу речи. Жесты, не попадающие в такт речи, указывают на противоречие между тем, что мы думаем и говорим, т.е. на ложь.

Если Вы считаете, что собеседник врет:

  • Подстраивайтесь под него: копируйте его позу и жесты. Отзеркаливая, вы установите доверие, и обманщику будет труднее врать.
  • Не выводите его на чистую воду и не обвиняйте. Сделайте вид, что не расслышали, и переспросите. Дайте собеседнику шанс сказать правду.
  • Задавайте больше прямых вопросов. Активно используйте мимику и жесты, вызывая у него ответную реакцию.

Профессор коммуникаций Корнелльского университеа Джеффри Хэнкок, исследуя в течение недели 30 студентов колледжа выяснила, что телефон стал самым частым орудием обмана. По телефону люди лгут в 37% случаев. Затем идут личные беседы (27%), интернет-мессенджеры (21%) и электронные письма (14%). За написанное мы чувствуем большую ответственность, чем за сказанное.

Общительные люди лгут чаще, чем замкнутые, и чувствуют себя более комфортно, когда лгут, и дольше настаивают на своей лжи. Психолог Белла Депауло пришла к следующим выводам:

Мужчины и женщины врут одинаково часто, но женщины обычно идут на это для того, чтобы собеседник чувствовал себя комфортнее, а мужчины – чтобы выставить себя в более выгодном свете.

Мужчины и женщины по-разному ведут себя, когда лгут. Говоря ложь, женщины чувствуют себя менее комфортно, чем мужчины.

Ученые выяснили, что лгать человек начинает после того, как его мышление достигает определенного уровня развития, ориентировочно это происходит в возрасте 3-4 лет.

Истинные чувства отражаются на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям. Но лицо может и лгать, так как мы в состоянии контролировать свою мимику, не позволяя людям увидеть правду и вынуждая их принять ложь. Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома

Истина редко бывает чистой и никогда – однозначной. (Oscar Wilde)

На самом деле когда человек общается, его всегда сопровождают микровыражения, и их можно увидеть. Это говорит о том, что даже дипломаты или сотрудники спецслужб не всегда превосходно могут превосходно лгать и сдерживать смою мимику, во время сильных эмоций.


Мимические движения - это радостное, напряженное, скорбное выражение лица и т. п. - непроизвольны и не целенаправленны. Все произвольные движения, однако, имеют мимический аспект: они не идентичны друг другу даже тогда, когда имеется в виду одна и та же цель, и варьируют у одного и того же человека в зависимости от его эмоционального состояния.
С одной стороны, лицо вроде бы подчиняется нашей воле. С другой - живет само по себе, своей собственной, нам неведомой жизнью. Безотчетная, непроизвольная составляющая присутствует постоянно, очень часто становится преобладающей - и всего более, когда мы охвачены каким-нибудь чувством. Плач, смех, зажмур наслаждения, яростный оскал, равно как и простое зевание - все это судороги лицевых мышц, несколько по-разному протекающие… Два уровня жизни лица - произвольный и непроизвольный - вполне соответствуют нашему внутреннему расслоению: сознанию и подсознанию. Лицо - средоточие психической мускулатуры - орган общения психики с другой психикой - и с самою собой. Орган души.
Лицо является весьма ценным источником информации для верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и делать то и другое одновременно. Обычно лицо несет сразу два сообщения – то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, давая нам неверную информацию, другие же – выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются сквозь все по-пытки скрыть их. В какой-то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут проявиться потаенные мысли. А бывает и так, что и искренние и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. Я думаю, большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных.



Наряду с непроизвольными и намеренными выражениями существуют еще и некогда заученные нами и теперь появляющиеся автоматически, желаем мы того или нет, а порой – даже и вопреки этому и, как правило, без нашего осознавания. Примером тому являются выражения лица, вошедшие в привычку и ставшие «ритуальными»; они довольно часто появляются на нашем лице, особенно когда мы, например, не можем выразить свой гнев в адрес высокопоставленной особы. Однако сейчас нас будут интересовать лишь намеренные, контролируемые, фальшивые выражения, используемые людьми при попытке ввести в заблуждение, и непроизвольные, спонтанные, эмоциональные, которые порой выдают истинные чувства лжеца вопреки всем его стараниям скрыть их.
Непроизвольное выражение эмоций на лице является результатом эволюции. Многие выражения человеческого лица подобны тем, что можно видеть и у приматов. Некоторые эмоциональные выражения – по крайней мере, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а возможно, и о ряде других эмоций – универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.
Эти выражения дают нам богатую информацию о чувствах человека, выдавая малейшие движения его души. Лицо может передать такие оттенки эмоциональных переживаний, какие выразить в словах под силу только поэту. Оно может сказать нам:
- какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) – каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;
- о наложении эмоций – часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаются на его лице;
- о силе испытываемых эмоций – все эмоции имеют различные степени проявления – от легкого раздражения до ярости, от опасения до ужаса и так далее.
Помимо автоматических, привычных выражений лица, у людей могут быть и вполне осознанные, которые они принимают, подавляя проявление своих истинных эмоций и имитируя другие, на самом деле не испытываемые. Большинство людей прекрасно используют те или иные мимические способы обмана. Практически каждый может припомнить случай, когда чье-либо выражение лица совершенно сбило его с толку, однако почти всем знакомо и обратное, когда по лицу человека прекрасно видно, что он лжет. В жизни каждой супружеской пары бывают минуты, когда один читает на лице другого чувство (обычно страх или гнев), которое его партнер не только не осознает, но и отрицает.


Существуют тысячи различных выражений лица, и все они отличаются друг от друга. Многие из них никак не связаны с эмоциями и относятся к так называемым знакам речи, ко-торые, так же как и иллюстрации, соответствуют ударению и пунктуации (например, выражения лица, отражающие вопросительный или восклицательный знак). Но есть еще и мимические эмблемы: подмигивание, удивленное вздергивание бровей, презрительное прищуривание глаз, рот «подковой», скептическая гримаса, отвисшая челюсть и т. д. Есть еще и мимические манипуляции – покусывание и облизывание губ, причмокивание, надувание щек. Кроме того, есть просто эмоциональные выражения лица, как искренние, так и притворные.

Причем одной эмоции соответствует не одно выражение лица, а десятки, а порой даже и сотни.
Каждая эмоция имеет определенный и очень специфический ряд выражений. В этом нет ничего удивительного, ведь каждой эмоции соответствует не одна ситуация, а целый ряд. Давайте рассмотрим выражения гнева. Гнев различается по:
- своей интенсивности (от легкого раздражения до ярости);
- степени контролируемости (от взрыва до затаенной злобы);
- темпу развития (от внезапной вспышки до медленного кипения);
- темпу угасания (от внезапного до затяжного);
- накалу (от кипящего до хладнокровного);
- степени искренности (от неподдельного до наигранного – как у родителей, бранящих своего непослушного, но любимого ребенка).
А если к этому добавить еще и примеси к гневу других эмоций: злорадства, вины, праведности, презрения, – то составляющих этого ряда будет еще больше.


Отвращение. При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.


Презрение - это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.


Счастье. Лоб и брови в состоянии покоя, нижние веки приподняты, но не напряжены. У внешних уголков глаз морщинки, называемые паучьими или гусиными лапками. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.


Удивление. Брови приподняты вверх, на лбу могут образоваться горизонтальные морщинки. Верхние веки приподняты и показывают склеру, нижние веки расслаблены. Губы расслабленны и приоткрыты.


Страх. Брови сведены и приподняты, за счет чего могут образоваться морщинки в центре лба. Верхние веки приподняты, так что видно склеру над радужной оболочкой. Губы напряжены и растянуты в стороны, а рот слегка приоткрыт.


В отличие от маски или гримасы живое лицо непостижимо меняется каждый миг - и меняется именно его микромимика - соотношение тонусов разных мышц, игра их волокон и связок в бесконечно разнообразных сочетаниях и колебаниях. Тонусная микромимика передает тайные движения души, глубинные настроения и состояния духа, передает характер.
Большой мимикой можно играть как мячом, жонглировать масками. Можно грозно хмуриться, можно ласково улыбаться; можно хитро прищуриться или, подняв брови, изобразить удивление; можно нарисовать лицом ужас, ярость, отчаяние, заковаться в непроницаемость - все возможно и сверх того; но - если ты не актер-профессионал, не ас лицедейства - никогда точно не знаешь, что получается и каково возможное впечатление…
Очень трудно управлять тонусом лица - микромимикой, которая только и придает выражениям живость, подлинность и убедительность. Немудрено: в отличие от рук, ног и туловища физиономии своей (как и, пардон, тыльной физиономии) мы не видим - и по природе не должны видеть, общаемся с ней вслепую. Да, менее всего, как ни странно, мы знаем и понимаем свое собственное лицо - всю нашу жизнь оно для нас самое незнакомое, самое неожиданное, самая большая загадка… Отсюда и ненасытная потребность в общении с зеркалами…

Не каждый политический деятель способен так искусно управлять выражением лица. Бывший президент Египта, Анвар Садат, писал о своих юношеских попытках научиться контролировать мышцы лица: «…Моим хобби была политика. В те годы в Италии правил Муссолини. Я видел его фотографии и читал о том, как он умел менять выражение лица пе-ред публикой, принимая то твердый, то агрессивный вид, так что люди, глядя на него, чита-ли мощь и силу в каждой черте его лица. Меня это завораживало. Я стоял дома перед зеркалом и пытался имитировать властность его лица, однако мои результаты были неутешительными. У меня лишь уставали мышцы лица, и было больно – вот и все» .
Как понять, что политики говорят искренне, а чему их научили? Разобраться в мимике помогли физионом Ольга Гладнева и психолог.


«На этом фото Виктор Андреевич разочарован и раздражен, пытается подбирать слова так, чтобы никого не обидеть, - комментирует физионом Ольга Гладнева, специалист центра EVAX-BiS. - Это очень характерный снимок - в неудобных ситуациях президента трудно увидеть открыто негодующим. Потому что, исходя из законов физиономики, такой человек априори не будет стремиться к лидерству, а потому он говорит, как правило, словно через силу довольно часто. Врожденной мягкостью он и подкупает женщин, которых слушает, но поступает по-своему. Виктор Андреевич умеет работать скрупулезно и долго, терпеливый, видит недостатки, свои в том числе, имеет математический склад ума и обладает логическим мышлением».

«Здесь Юлия Владимировна уверенно рассуждает о том, во что не очень верит, - говорит Ольга Гладнева. - Прической она подчеркивает свои организационные способности, а открытый лоб сигналит о готовности слышать критику. Но если учесть, что над образом премьера работают имиджмейкеры, то «готовность» может быть неискренней. Ее лицо - вызов. Наверное, она единственный политик, к которому нет равнодушных. Это потому, что характер этой женщины - парадокс (это выдают высокие скулы и острый подбородок): когда она пытается делать хорошие вещи, получается плохой результат, и наоборот. Неудивительно, что в рядах ее подчиненных есть люди, настроенные против нее, а среди оппонентов - искренне восхищающиеся ею».

То, что эмоции Виктора Федоровича на публике достаточно однообразны, по мнению Ольги Гладневой, говорит о том, что он не играет ролей, а такие люди, как правило, хорошо разбираются в деле, за которое возьмутся. Решения у них принимаются быстро. «На этом фото Виктор Янукович точно рад кого-то видеть. Хотя улыбка на его лице не всегда естественна: когда вокруг не все хорошо, он не может притворяться. А если проанализировать фото, скажем, 10-летней давности, можно заметить, что с тех пор он стал менее категоричным и жестким, - говорит Ольга. - Общий анализ лица Януковича свидетельствует о том, что он не всегда говорит то, что на самом деле хочет сказать. Но в целом работа специалистов над его мимикой минимальна».


«У Яценюка необычное как для политика лицо, - говорит физиономист Ольга Гладнева. - На нем нет отпечатка уверенности в себе - черты лица мелкие. Но он наблюдателен, видит все недостатки - об этом говорят небольшие глаза. Способен строить грандиозные планы, при этом учитывает все. Из-за этого решения принимает долго и так же их воплощает. Он умеет придумывать, но ему нужны руки, которые воплотят его идеи, собственной энергии ему недостаточно. Он вежлив по западному клише, на вопрос: «Как дела?» отвечает: «Хорошо», и не важно, как на самом деле».

«Владимир Михайлович,анализ его мимики говорит о том, что это открытый, эмоциональный человек, любит себя проявить и поговорить. В кругу знакомых любит шутить. Люди с такими чертами лица реальной властью не обладают, но умеют действовать скрыто, через других. У него необычные идеи, креативное мышление - это подчеркивают скулы. Умеет слушать и анализировать, любую идею преподнести красиво. Но ему сложно завершать начатое»

Лицо Симоненко говорит о его решительности: «Он склонен доводить все до конца, однако итог - не всегда тот, каким был задуман, - говорит Ольга Гладнева. - В процессе дела могут обрастать новыми подробностями, а этот политик не всегда мобильно реагирует на перемены. Умеет приукрасить события, но видит их в реальном свете. На этом фото при выходе из Секретариата президента у него озабоченное лицо, хотя видно, что задумался он о чем-то своем. И так у этого политика всегда: он может размышлять о личном, но дела для него первичны все равно».


Олег Тягнибок«Есть некоторая разница между его личными установками и теми, что он высказывает на большую аудиторию - на фото взгляд одновременно вызывающий и уверенный, - говорит физионом Ольга Гладнева. - Потому-то он быстро принимает решения, быстро их воплощает в жизнь. На вещи смотрит реально, но позиционирует себя как оптимист. Из общего анализа лица следует, что в его команде всегда найдутся настроенные против него».

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.
Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.


Врут, недоговаривают, приукрашивают действительность и сглаживают неприятные моменты при помощи не совсем правдивых слов многие люди. Такова психология. Для кого-то ложь – неизменная и привычная спутница жизни, удобный инструмент для манипуляции людьми. Кто-то, обманув, испытывает чувство вины и раскаивается.

Как распознать ложь по глазам, выражению лица, жестам и поведению человека? На самом деле, это несложно, если проявить наблюдательность и научиться отслеживать признаки поведения, характерные для врунов.

Взгляд не обманет

Не напрасно глаза называют зеркалом души. По ним можно определить психологический настрой человека и понять, говорит ли он правду в данный момент. Когда вы сомневаетесь в той информации, которую выдаёт ваш собеседник, проследите за его взглядом. С большой долей вероятности можно утверждать, что вам лгут, если происходит следующее:

  • человек избегает прямого зрительного контакта, постоянно отводит взгляд, делает вид, будто рассматривает предметы интерьера или «копается» в мобильном телефоне;
  • собеседник часто и быстро моргает;
  • перед тем, как ответить на , он поднимает глаза и устремляет взгляд вправо (в психологии это непроизвольное движение глазами считается явным признаком лжи).

Иногда стоит обратить внимание на состояние зрачков собеседника в то время, когда он рассказывает вам о чём-то, а вы сомневаетесь в его правдивости. Если они немного расширены, то человек, скорее всего, говорит правду. Он расслаблен, погружён в воспоминания и увлечён своим повествованием. Суженые зрачки при «бегающих» глазах свидетельствуют о внутреннем дискомфорте и страхе быть пойманным на лжи.

Проверенный приём. Позвольте начать предполагаемому врунишке выкладывать вам историю, даже если вы в неё не верите. Слушайте собеседника спокойно, поддакивайте время от времени и сохраняйте слегка отсутствующий вид. Пусть он почувствует, что уже провёл вас, и расслабится. Как только это произойдет, быстро задайте вопрос, уточняющий какую-то деталь, перехватите взгляд и посмотрите внимательно в глаза. Если человек демонстрирует все признаки, перечисленные выше, то он, как минимум, что-то недоговаривает!

Честный собеседник отреагирует примерно так:

  • ответит на вопрос, но будет слегка удивлён тем, что его перебили;
  • признается, что не запомнил таких подробностей и улыбнётся.

При этом взгляд его будет спокоен и устремлён на вас.

Улыбка или отвращение?

Есть и другие способы, как распознать ложь по мимике, ведь каждую эмоцию сопровождает определённое выражение лица. Даже пытаясь скрыть истинные чувства, обычный человек не сможет полностью контролировать все реакции. В психологии широко используется метод, предписывающий обращать внимание на едва заметные перемены в лице собеседника перед тем, как он ответит на «опасный» вопрос.

  • Губы на мгновение плотно сжимаются, а уголки рта опускаются. Такое выражение лица характерно для человека, который видит перед собой что-то отвратительное или ощущает дурной запах. Лгать – всегда неприятно. Стресс, предшествующий лживым словам, влияет на мимику, подобно гадкому зрелищу. Даже заядлый врун выдаст себя, прежде чем успеет придать лицу безмятежное выражение.
  • Человек улыбается одним уголком рта, а другой при этом может быть оттянут вниз. Такая кривая ухмылка свидетельствует о внутренней дисгармонии, о несоответствии произносимых слов действительности. Искренняя улыбка не требует усилий, наоборот – её трудно сдержать!
  • Собеседник улыбнулся только губами. Психологи утверждают, что по-настоящему можно улыбаться только «всем лицом», при этом возле глаз появляются характерные весёлые морщинки. Это говорит о том, что эмоция не искусственная, и в улыбке задействованы те мышцы лица, которые естественным образом напрягаются, когда нам весело.

Натянутая улыбка, наигранный, нарочито громкий смех, с трудом скрываемая неприязнь к теме разговора или собеседнику – всё это признаки беспардонного вранья!

Жесты расскажут больше, чем слова

Как же распознать ложь, если улыбка в разговоре просто неуместна, а глаза человека скрыты за стёклами очков? Когда беседа ведётся о серьёзных или даже неприятных вещах, то недовольное выражение лица и раздражение – это нормальная реакция, и подозревать из-за неё друга, родственника или сослуживца во лжи неразумно. Странно, если, сообщая вам о чём-то нехорошем, собеседник выглядит расслабленным и умиротворённым. Тут подозрения вполне уместны.

Если мимика соответствует характеру разговора, но вас продолжают терзать смутные сомнения, сосредоточьтесь на жестикуляции собеседника. Вас должны насторожить следующие действия:

  • человек неосознанно прикрывает рот рукой (это говорит о том, что он, возможно, внутренне противится необходимости лгать);
  • сидящий напротив вас (например, по другую сторону стола), ставит между вами предметы, будто бы желая отделить и оградить себя от вашего пристального внимания;
  • собеседник теребит кончик носа или трёт лоб, вынимает соринку из глаза (психологи считают, что таким образом он стремится закрыться, остаться непроницаемым, его уже терзает чувство вины);
  • человек постоянно пытается отвлечь ваше внимание своими действиями (бесконечно долго протирает очки, смахивает невидимые пылинки с одежды, накручивает волосы на палец или поправляет галстук);
  • скрещенные руки или ноги также говорят о напряжении и стремлении человека прикрыть себя.

В таких случаях позвольте ему проделать всё, что он считает нужным, не перебивайте и слушайте, глядя в глаза. Если вас обманывают, это будет хорошо заметно. Собеседник начнёт нервничать всё сильнее, возможно, захочет выпить воды или начнёт рыться в ящиках стола.

Попробуйте задать ему вопрос на постороннюю тему. Врунишка обрадуется возможности закончить неприятную беседу и с воодушевлением начнёт высказываться. Человек, говорящий неприятную правду, будет рассержен или обескуражен тем, что его прервали, и сочтёт ваш вопрос неуместным и несвоевременным. Ему непросто продолжать этот разговор, но он предпочтёт довести его до конца.

Речь, голос, интонации – индикаторы правдивости

Беседуя непринуждённо и в тесном, привычном кругу, люди не задумываются о том, как говорить, как меняется их голос в зависимости от эмоций. Они употребляют те слова и выражения, к которым привыкли. Поэтому, когда приходится лгать, речь меняется, ведь теперь нужно заботиться о том, чтобы окружающие не заподозрили обмана! Чем более естественно и непринуждённо пытается говорить лгунишка, тем ярче получается обратный эффект:

  • появляются нелогичные паузы между словами (ведь их нужно подбирать!);
  • голос заметно повышается (сказывается волнение) или становится вкрадчивым (так действуют вруны со стажем);
  • слова сыплются слишком быстро, рассказ изобилует ненужными подробностями (хитрец пытается убедить всех в своей правдивости);

Если всему этому сопутствует нервный смех или неумелые шутки, то ещё не всё потеряно: врать профессионально ваш собеседник пока не научился. Скажите ему об этом, улыбнитесь, и он, скорее всего, смутится и покраснеет. А лгать (по крайней мере, вам) больше не станет.

, ,


В природе нет одинаковых людей. Все мы - разные. Мы по-разному видим, слышим и думаем. И врем мы тоже по-разному. А потому нет и стандартного набора жестов лжи, указывающего на то, что мы говорим неправду. Но будь он - мы бы нашли, как его обмануть. Обман заметен тогда, когда он вызывает эмоции (волнение, страх или стыд). Эти эмоции и передает . Но подтверждение лжи нужно искать в совокупности мимики, жестов и речи.

ИСТИНА ГДЕ-ТО СЛЕВА

Ложь требует самоконтроля и напряжения. Напряжение может быть явным или скрытым, но его легко заметить, присмотревшись к левой стороне тела. Она контролируется хуже, чем правая. Это объясняется тем, что левая и правая стороны тела управляются разными полушариями нашего мозга.

Левое полушарие отвечает за речь и умственную деятельность, правое – за и воображение. Так как связи управления перекрещиваются, то работа левого полушария отражается на правой стороне тела, а правого – на левой.

То, что мы хотим показать другим, отражается на правой половине нашего тела, а то, что мы на самом деле чувствуем – на левой.

Например, если человек правша и много жестикулирует левой рукой, это может означать, что он врет, особенно, если при этом правая рука задействована меньше. Любая несогласованность частей тела указывает на неискренность.

«Мозг так занят выдумыванием лжи, что тело теряет синхронность» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Лицо, как и тело, передает сразу два сообщения – то, что мы хотим показать, и то, что мы хотели бы скрыть. Дисгармония в мимике указывает на противоречие. Симметрия же всегда говорит о чистоте намерений.

Например, если человек улыбается, а левый угол его рта поднят меньше, чем правый, то, очевидно, услышанное его не радует – он симулирует радость. Интересно и то, что положительные эмоции на лице отражаются равномерно, в то время как отрицательные более заметны на левой стороне.

ОБМАН НАПРЯГАЕТ

Изменение цвета лица (бледность, покраснение, пятна) и подергивание его мелких мышц (веко, бровь) указывают на переживаемый человеком и помогают вычислить обман.

Напряжение, проявляющееся в частом моргании, прищуривании или потирании век, – это неосознанное стремление закрыть глаза на происходящее. Жестами потирания наш мозг пытается блокировать ложь, сомнение или неприятное ощущение.

Насколько собеседнику комфортно или дискомфортно, можно судить по его зрачкам: их сужение говорит о недовольстве, расширение – об удовольствии. А по движениям глаз легко понять, собирается он сказать правду или соврать.

Если человек отводит глаза, это еще не значит, что он неискренен. Часто не до конца честен тот, кто пристально смотрит в глаза, стремясь лишь казаться открытым.

ЛОЖЬ НА КОНЧИКЕ НОСА

Неожиданно, но обманщика может выдать собственный нос. Говоря неправду, он неосознанно начинает двигать кончиком носа и отводить его в сторону. А люди, сомневающиеся в честности собеседника, могут невольно раздувать ноздри, словно говоря: «Я чую: здесь что-то нечисто».

Нос вообще крайне чувствителен к обману: он чешется и даже увеличивается («эффект Пиноккио»). Ученые выяснили, что умышленная ложь повышает кровяное давление и стимулирует в организме выработку катехоламина, влияющего на слизистую носа.

Повышенное кровяное давление воздействует на нервные окончания носа, и он начинает чесаться. Жесты, так или иначе связанные с «потиранием», например, когда кто-то трет глаз, трогает нос и почесывает шею, говорят о неискренности.

А РУЧКИ-ТО – ВОТ ОНИ

Когда собеседник убирает руки в карманы и закрывает ладони, – это жесты лжи или неискренности: он что-то скрывает или недоговаривает. Вспомните детей: они прячут руки в карманы или за спину, если что-то натворили.

Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом. Опытные продавцы всегда смотрят на ладони клиента, когда те говорят об отказе от покупки. Истинные возражения высказываются с открытыми ладонями.

А рукой, прикрывающей рот, человек сдерживает себя, чтобы не сказать чего лишнего. Боясь проболтаться, он неосознанно напрягает или покусывает их. Следите за мимикой вашего собеседника: поджатая нижняя губа указывает на противоречие: человек не уверен в том, что говорит.

«Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду.» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Рассказать о собеседнике может и то, как он сидит. Если он выбирает неестественную позу и никак не может усесться, это говорит о том, что ему неудобна ситуация или поднятая тема.

Лжецы часто изгибаются, скрещивают ноги и руки и ищут поддержки извне, опираясь на какой-нибудь предмет (стол, стул, портфель). Правдивые люди редко меняют положение тела и держатся прямо, отвечая на вопросы.

В «ЧЕСТНО ГОВОРЯ» НЕТ НИКАКОЙ ЧЕСТНОСТИ

Наша речь не менее красноречива, чем язык жестов и мимики. Если на прямой вопрос Вы получаете уклончивый ответ, сопровождаемый выражением «честно говоря», то прислушайтесь к речи вашего собеседника. Стоит усомниться в его искренности при повторении фраз вроде:

1. Вы просто должны мне верить…
2. Поверьте мне, я говорю правду…
3. Вы же знаете меня, я не способен обмануть…
4. Я с Вами абсолютно откровенен…

«Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь», – говорили восточные мудрецы.

«В лживом рассказе пауз больше, чем в правдивом», – такой вывод сделал профессор Робин Ликли. Слишком подробный рассказ тоже едва ли является правдой – лишние детали лишь создают правдоподобность.

Выдавать обман может и перемена в ритме и тембре голоса. «Некоторые люди всегда медлят со следующей фразой. Если они начинают тараторить – это признак лжи», – отмечает Пол Экман.

Когда мы говорим правду, то жестами усиливаем сказанное, и жестикуляция соответствует темпу речи. Жесты, не попадающие в такт речи, указывают на противоречие между тем, что мы думаем и говорим, т.е. на ложь.

ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СОБЕСЕДНИК ВРЕТ:

1. Подстраивайтесь под него: копируйте его позу и жесты. Отзеркаливая, вы установите доверие, и обманщику будет труднее врать.
2. Не выводите его на чистую воду и не обвиняйте. Сделайте вид, что не расслышали, и переспросите. Дайте собеседнику шанс сказать правду.
3. Задавайте больше прямых вопросов. Активно используйте мимику и жесты, вызывая у него ответную реакцию.

Профессор коммуникаций Корнелльского университеа Джеффри Хэнкок, исследуя в течение недели 30 студентов колледжа выяснила, что телефон стал самым частым орудием обмана.

По телефону люди лгут в 37% случаев. Затем идут личные беседы (27%), интернет-мессенджеры (21%) и электронные письма (14%). За написанное мы чувствуем большую ответственность, чем за сказанное.

Общительные люди лгут чаще, чем замкнутые, и чувствуют себя более комфортно, когда лгут, и дольше настаивают на своей лжи.

Психолог Белла Депауло пришла к следующим выводам:

Мужчины и женщины врут одинаково часто, но женщины обычно идут на это для того, чтобы собеседник чувствовал себя комфортнее, а мужчины – чтобы выставить себя в более выгодном свете.

Мужчины и женщины по-разному ведут себя, когда лгут. Говоря ложь, женщины чувствуют себя менее комфортно, чем мужчины.

Ученые выяснили, что лгать человек начинает после того, как его мышление достигает определенного уровня развития, ориентировочно это происходит в возрасте 3-4 лет.