Как определить тип цели высказывания. Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации

Известно, что, в зависимости от того, как произносит или какую цель преследует говоривший, предложения в русском языке способны передавать совершенно разный смысл. Например, интонация и цель высказывания в синтаксической конструкции «что это такое» могут означать:

  • возмущение - «что это такое!», передающее негодование говорившего по поводу происходящего;
  • вопрос - «что это такое?», требующий пояснения.

В зависимости от того, какие есть цели высказывания, предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Понятие предложения

Предложение - это синтаксическая единица, отличающаяся завершенностью. В письменном виде последняя передается с помощью точки, вопросительного или а в устной - интонацией. Обычно к концу высказывания она понижается.

Слова, входящие в предложения, связаны между собой грамматически с помощью предлогов и окончаний, а также смыслом. В каждой законченной синтаксической конструкции есть основа, представленная его главными членами или одним из них - подлежащим и сказуемым, независимо от того, каковы

  • Мама читает дочке книгу. "Мама" - это подлежащее, а "читает" - сказуемое, передающее его действие.
  • На улице светает. В данном предложении присутствует только сказуемое - "светает".
  • Зима. Данная конструкция состоит только из подлежащего.

В зависимости от того, какими должны быть высказывания, цель их может состоять в передаче сообщения, вопроса или побуждения.

Повествовательные предложения

Это наиболее распространенный вид синтаксических конструкций, хотя следует помнить, что повествовательное предложение, сказанное с другой интонацией, может перейти в категорию побуждения или вопроса.

Эти виды синтаксических конструкций представляют собой сообщения о происходящих явлениях, фактах или событиях, как утверждаемых, так и отрицаемых. Например:

  • Прошедший день оставил о себе тягостные воспоминания. В данном примере высказывания цель информации - это передача отрицательного отношения к событию.

  • Сестра ждала на скамейке, пока я энергично делал зарядку после долгой пробежки. В данной конструкции передача информации происходит в двух связанных друг с другом по смыслу предложениях, сообщающих о происходящих действиях и имеющих нейтрально-положительную окраску.

Обычно высказывания, цель которых подача информации, в письменной форме оканчиваются точкой, а в устной - понижением интонации голоса.

Побудительные выражения

В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания использует автор, они могут либо побуждать к действию, либо передавать совет или рекомендацию, и в этом случае будут называться побудительными.

В подобных синтаксических конструкциях побуждение к действию осуществляется с помощью глаголов в повелительном наклонении или специальных частиц, таких как «пусть, пускай», «давай», «ну-ка» и другие.

По цели высказывания (примеры ниже) могут в конце иметь как так и точку. В зависимости от интонации они выражают:

  • Мольбу - «Прошу, пусти меня».
  • Просьбу - «Дай мне воды».

  • Приказ - «Уйди отсюда!».
  • Пожелание - «Будь здоров!».
  • Совет - «Заведи себе собаку».

Произнося подобные высказывания, цель которых - подтолкнуть к действию, автор влияет на дальнейшее совершение действий и развитие событий.

Вопросительные предложения

Когда человек хочет что-либо уточнить или узнать, он задает вопрос. В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания при этом используются и какой будет предполагаемый ответ, их разделяют на:

  • Общевопросительные синтаксические конструкции, задача которых - получить отрицательный (нет), положительный (да) или нейтральный (не знаю, может быть) ответ по какой-либо информации. Например: «Ты уже обедал?», «В этом саду растет сирень?»
  • Частновопросительные предложения, которые направлены определенному лицу для получения о нем дополнительной информации, характера объекта или обстоятельств действий, например: «Во сколько ты должен быть на месте?», «Когда уже потеплеет?».

В этих всегда есть вопрос, требующий конкретного ответа.

Виды вопросительных предложений

Данные виды конструкций также могут отличаться по своему характеру, например быть:

  • собственно вопросительными и обязательно требовать ответа, так как при этом уточняется неизвестная автору информация: «Куда едет этот трамвай?»;

  • утвердительными вопросами, требующими подтвердить данные, уже указанные в нем: «Он ведь не специально?»;
  • отрицательными конструкциями, в которых выражают отрицание, уже заложенное в вопросе: «И зачем мне это было нужно?»;
  • побудительные, задача которых подтолкнуть собеседника или себя к действию: «Может, посмотрим перед сном кино?»;
  • риторические вопросы, не требующие обязательного ответа: «Кто же не пойдет окунуться в воду в жаркую пору?».

В зависимости от того, какие бывают цели высказывания вопросительных предложений, на письме они передаются с помощью а в устной речи - с помощью интонации. В подобных синтаксических конструкциях часто применяют слова с вопросительным значением, например «зачем», «почему», «чем», «как» и другие.

Восклицательные предложения

Этот вид синтаксических конструкций зависит от интонации, с которой произносятся высказывания. Цель - передать чувства, которые вызывают те или иные события или действия. Они делятся на:

  • например «Выпал первый снег - как же красиво на улице!»;

  • вопросительно-восклицательные - «Неужели ты не понял с первого раза?!»;
  • побудительно-восклицательные конструкции - «Верни мне мою книгу!».

От того, какова цель высказывания и интонация, зависят знаки препинания в них.

Выделение предложений в письменной речи

Если в устной речи в подобных конструкциях интонация указывает на их цель, то на письме это точка, вопросительный или восклицательный знак.

  • В повествовательных невосклицательных предложениях в конце всегда ставится точка: «Я пришла домой уставшей».
  • Если высказывание повествовательное, побудительное или вопросительное, но с интонацией восклицания, то в нем ставится восклицательный знак, иногда их 3, или он может стоять после вопросительного. Например: «И пошел Иван-Царевич куда глаза глядят!», «Берегись!!!», «Ты с ума сошел?!»

  • Когда побудительное предложение имеет невосклицательный характер, то в конце него ставится точка: «Иди домой».
  • Если высказывание с оттенком незавершенности, то оно заканчивается многоточием: "Я вернулся из дальнего плавания, и что дальше?..", "Грусть-печаль меня заела..."

Чтобы поставить правильно знаки препинания, следует определить, к какому типу по цели высказывания относится предложение и какова его интонация.

Задачи урока:

  1. познакомить с видами предложения по цели высказывания;
  2. отрабатывать умения определять цель предложения;
  3. развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
  4. воспитывать умение слушать других;

Оборудование:

  1. Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).
  2. Раздаточный материал: рабочий лист
  3. Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)

Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Меня зовут Светлана Владимировна. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.

II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:

Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы сегодня будете работать. Подпишите каждый свой лист в правом верхнем уголке. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Бабочка просыпается) Итак, минутка чистописания: (слайд 2, приложение 1).

Ой, что-то случилось с моим компьютером, все буквы рассыпались. Ребята, я прошу о помощи. Соберите слово, ставя буквы начиная от маленькой к большой.

Что получилось? (Предложение.) Я вам предлагаю прописать это слово, составив, из букв слова узор.

Пропишите этот узор один раз:

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь

III. Актуализация знаний:

На рабочем листе найдите № 2. Прочитайте задание и самостоятельно выполните. Давайте проверим. (слайд 11, приложение 1)

  1. Расскажите, что вызнаете о предложении.
  2. Чем могут отличаться предложения друг от друга?

Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Верно, сегодня мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.

IV. Раскрытие темы урока:

Встретились два друга. И разговорились. (слайд 3, приложение 1)

Кузнечик, унеси меня домой.

А где ты живешь?

В муравейнике.

  1. Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
  2. Какая это речь? (Разговорная)
  3. Сколько героев участвует в разговоре? (2)
  4. Кто они? (Кузнечик и муравей)
  5. Как называется такой текст? (диалог)
  6. С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
  7. Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
  8. Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное) Откройте учебник на стр.106, абзац 4
  9. Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
  10. Какой знак стоит в конце предложения? (?)
  11. На странице 106 абзац 3
  12. Что сообщается в последнем предложении?
  13. Какой знак стоит в конце предложения?
  14. Как называются такие предложения?
  15. Страница 106 абзац 2.

V. Обобщение (выводы):

А теперь подведем итог и запишем то что узнали в виде схемы: (слайд 4, приложение 1)

Приведите на каждый вид свои примеры.

По цели всегда различай предложения.

В повествовательном – сообщение.

Вопрос в вопросительном (даешь ответ).

А в побудительном – просьба, совет.

VI. Физкультминутка (слайд 5, приложение 1)

VII. Самостоятельная работа: приложение 2

На рабочем листе упр. 3.

Составьте из каждой группы слов предложение:

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 6, приложение 1)

На рабочем листе упр. 4

Определите вид предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой предложения с облачками.

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 7, приложение 1)

VIII. Проверка усвоения темы.

  1. Что вы узнали о предложении? (слайд 4, приложение 1)
  2. Прочитайте предложение (Сидите тихо.) с разной целью высказывания (повествовательно, побудительно, вопросительно).

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:


Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:


Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» «инто­на­ция»

Восклицательные предложения


повест­во­ва­тель­ным

Вчера выпал снег.

Вопросительные предложения

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

логи­че­ским уда­ре­ни­ем .




И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?


Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,

Побудительное предложение

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Примеры предложений


- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!


Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей


russkiiyazyk.ru

Какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русской речи?

Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?

Разновидности конструкций по цели

Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.

Повествование

Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.

Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.

Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.

Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:

  • Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
  • Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».

Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.

Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».

Побуждение

Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.

Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.

Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».

Типы фраз по интонации

Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Невосклицательные

Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).

Восклицательные

Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).

Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?

Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.


Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:

  • Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
  • Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
  • Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
  • Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
  • Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками - вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
  • Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).

Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв. »).

В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).

Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» . В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу - иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь - хоть это мне и больно- не прав и я! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния - сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние - про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным . В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак - точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния , кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем .

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
- Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
- Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я - лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»


russkiiyazyk.ru

Виды предложений по интонации и цели высказывания

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить» . В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу - иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь - хоть это мне и больно- не прав и я! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния - сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние - про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным . В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак - точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния , кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем .

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
- Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
- Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Сядьте рядом на ска­мей­ке!

Давайте полю­бу­ем­ся этой кра­со­той!

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
- Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я - лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»


russkiiyazyk.ru

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Сегодня на занятии мы узнаем, что такое предложение. Разберем, какими предложения бывают по цели высказывания и эмоциональной окраске. На примере отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» научимся разбираться в видах предложений.

Определение предложения

Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершённостью.

Функция предложения коммуникативная . Оно является единицей общения.

Прослушивание отрывка сказки

Прослушав отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», обратите внимание на то, что одни предложения сообщают что-то, другие спрашивают, в третьих слышна просьба (см. урок с 00:51 по 01:36) (рис. 1).

Рис. 1. Текст прослушанного отрывка из сказки

Выделим предложения, в которых содержится вопрос (рис.2).

Рис. 2. Вопросительное предложение

Выделим предложения, в которых содержится просьба (рис. 3).

Рис. 3. Предложения с просьбой

Оставшиеся предложения из отрывка передают информацию, о чем-то сообщают.

Предложения по цели высказывания

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на три группы: повествовательные, побудительные, вопросительные .

Основным назначением повествовательных предложений является сообщение об определенных явлениях действительности, т. е. передача информации собеседнику (рис. 4).

Рис. 4. Примеры повествовательного предложения

Вопросительные предложения нужны для выражения вопроса (рис. 5).

Рис. 5. Примеры вопросительного предложения

Назначением побудительных предложений является побуждение к действию того, к кому обращена речь (рис. 6).

Рис. 6. Пример побудительных предложений

Побудительные, повествовательные и вопросительные предложения могут эмоционально окрашиваться. Они выражают отношение или переживания человека, который говорит, и называются восклицательными (рис. 7).

Рис. 7. Примеры восклицательных предложений

Обратите внимание, как в зависимости от интонации меняются знаки препинания в конце предложения (рис. 8).

Рис. 8. Зависимость знаков препинания от интонации

Тренировочное упражнение

Из текста необходимо выписать по одному примеру побудительного, повествовательного и вопросительного предложения (рис. 9).

Рис. 9. Текст упражнения

Пример вопросительного предложения (рис. 10).

Рис. 10. Вопросительное предложение

Пример побудительного предложения (рис. 11).

Рис. 11. Побудительное предложение

Пример повествовательного предложения (рис. 12).

Рис. 12. Повествовательное предложение

Заключение

На занятии мы выяснили, что по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, а по интонации – восклицательные и невосклицательные.

Список литературы

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
  3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
  4. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» (Источник)
  2. Интернет портал «Школьный помощник» (Источник)
  3. Интернет портал «ЯКласс» (Источник)

Домашнее задание

  1. Что такое предложение, какова его функция в общении?
  2. Какие существуют виды предложений по цели высказывания?
  3. Как называют эмоционально окрашенные предложения?

Закон україни про держслужбу О. Кривецький, голов. ред. НЮБ НБУВ Новий Закон України «Про державну службу» Сучасна демократична держава не може існувати без ефективного функціонування органів виконавчої влади. Від безперервної та […]

  • Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Госкомстат России Административное право. Словарь-справочник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. Б.В. Россинский. 2000 . Смотреть что такое "Госкомстат России" в других словарях: Госкомстат России - Государственный комитет […]
  • Требования к структуре учебных пособий Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной […]
  • Некоторые люди не знают, как правильно расставить знаки препинания в тексте или даже одном простом предложении. И очень часто над такими людьми смеются, указывают на их ошибки (на письме, в официальных документах, в комментариях в социальных сетях и др.).

    Виды предложений по интонации

    Предложения, выделяемые интонационно, бывают невосклицательного и восклицательного типа. В основном встречаются предложения первого типа. Это повествовательные предложения, побуждающие. К примеру: Возьми с собой, пожалуйста, картошку. От приятного запаха осени моя душа запела. Мама говорила купить хлеб и газету.

    Второй тип подразумевает особое произнесение текста, с тоном и чувством, яркой окраской восклицания. Примером послужат такие предложения: Как же здорово на море! Вот это да! Красотища! Отдай немедленно ей краски!

    Предложения по цели высказывания

    Здесь различают три подтипа:

    • повествовательные;
    • вопросительные;
    • побудительные.

    К первым относят такие предложения, которые либо отрицают что-то, либо повествуют о чем-то. Обычно они заканчиваются многоточием, точкой или восклицательным знаком. Давайте рассмотрим примеры:

    • Я люблю море. Однако я не хочу ехать туда по жаре.
    • Темнеет.
    • Кажется, стало темно…
    • Ой, утро наступило!

    При повествовательной интонации рассказчик повышает тон вначале предложения и понижает его в конце.

    К вопросительным относят и риторические, и обычные предложения. В конце каждого ставится знак вопроса. Примеры: Когда ты уберешь комнату? Что происходит? Как обстоят дела с банком? Ты можешь отдать диск сегодня?

    Интонационно такие предложения выражаются рассказчиком в повышении голоса в конце предложения или на самом вопросе.

    Третий вид предложений – побудительные. Обычно они заканчиваются точкой или восклицательным знаком и содержат совет, просьбу или призыв, мотивацию, требование, приказ и подобное. На примере: Принеси мне апельсин, будь добр. Позанимайся аэробикой. Не спи! Валя, положи вещи на место!

    В случае использования таких предложений рассказчик повышает тон.

    Так как русский язык богат и многогранен, встречаются такие ситуации, когда сложно понять, что имелось в виду и где именно необходимо расставить знаки препинания. Но если Вы хотите быть разносторонне грамотным человеком, необходимо знать правила русского языка и уметь оперировать ими.