Как проверить остроту слуха в домашних условиях. Три верных способа проверить свой слух. Что делать при отклонениях от нормы

Эти методы включают анамнез, физикальное обследование, исследование слуха (акуметрия, аудиометрия), дополнительные методы исследования (рентгенография, КТ, МРТ).

Анамнез

Больные, страдающие тугоухостью, обычно предъявляет жалобы на понижение слуха, шум в ушах, реже — на головокружение и головную боль, раздражительность, пониженную разборчивость речи в шумной обстановке и ряд других. Некоторые больные указывают на причину тугоухости (хроническое воспаление среднего уха, установленный диагноз отосклероза, травму черепа в анамнезе, деятельность в условиях производственного шума (механосборочные и кузнечные цехи, авиационная промышленность, работа в оркестре и т.д.). Из сопутствующих заболеваний больные могут указывать на наличие у них артериальной гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза шейного отдела позвоночника, гормональной дисфункции и др.

Цель анамнеза сурдологического больного состоит не столько в констатации факта тугоухости, сколько в выявлении ее причины, в установлении сопутствующих заболеваний, усугубляющих нарушение слуха, профессиональных вредностей (шум, вибрация, ионизирующее излучение), приема в прошлом ототоксических препаратов.

При беседе с больным следует оценить характер его речи. Например, громкая и четкая речь свидетельствует о наличии приобретенной двусторонней сенсонев-ральной тугоухости в годы, когда артикуляционная функция речедвигательного аппарата была полностью сформирована. Невнятная речь с артикуляционными дефектами свидетельствует о том, что потеря слуха наступила в раннем детском возрасте, когда основные речевые навыки еще не были сформированы. Тихая внятная речь свидетельствует о кондуктивном типе тугоухости, например при отосклерозе, когда тканевая проводимость не нарушена и полностью обеспечивает слуховой контроль собственной речи. Следует обращать внимание на «поведенческие» признаки тугоухости: стремление больного приблизиться к врачу лучше слышащим ухом, прикладывание к уху ладони в виде рупора, внимательный взгляд, устремленный на губы врача (чтение с губ), и т. д.

Физикальное обследование

Физикальное обследование включает следующие приемы и методы: осмотр, пальпация и перкуссия лицевой и ушно-височной областей, эндоскопия уха, исследование барофункции слуховой трубы и некоторые другие. Проводят эндоскопию носа, глотки и гортани по общепринятой методике.

При внешнем осмотре обращают внимание на анатомические элементы лица и его внешний вид: симметричность мимики, носогубных складок, век. Предлагают больному оскалить зубы, наморщить лоб, сильно зажмурить глаза (контроль функции лицевых нервов). Определяют тактильную и болевую чувствительность по зонам иннервации ветвей тройничного нерва. При осмотре ушной области оценивают симметричность, размеры, конфигурацию, цвет, эластичность, состояние тактильной и болевой чувствительности ее анатомических образований.

Пальпация и перкуссия. С их помощью определяют тургор кожи, локальную и отдаленную болезненность. При жалобах на боли в ухе проводят глубокую пальпацию и перкуссию в области проекции антрума, площадки сосцевидного отростка, чешуи височной кости, области височно-нижнечелюстного сустава и ретромандибулярной ямки в области околоушной слюнной железы. Височно-нижнечелюстной сустав пальпируют при открывании и закрывании рта для выявления щелчков, хруста и других феноменов, свидетельствующих о наличии артрозоартрита этого сустава.

Отоскопия . При осмотре наружного слухового прохода обращают внимание на его ширину и содержимое. Вначале осматривают его без воронки, оттягивая ушную раковину кверху и кзади (у младенцев кзади и книзу) и одновременно отодвигая козелок кпереди. Глубокие отделы слухового прохода и барабанную перепонку осматривают при помощи ушной воронки и лобного рефлектора, при этом отмечают наличие или отсутствие определенных опознавательных признаков ее и патологических изменений (втянутость, гиперемия, перфорация и др.).

Исследование слуховой функции

Наука, предметом изучения которой является слуховая функция, называется аудиологией (от лат. audio — слышу), а клиническое направление, занимающееся лечением тугоухих людей, называется сурдологией (от лат. surditas — глухота).

Метод исследования слуха называется аудиометрией . В этом методе различают понятие акуметрии (от греч. akouo — слушаю), под которым понимают исследование слуха живой речью и камертонами. При аудиометрии используют электронно-акустические приборы (аудиометры). В качестве оценочных критериев служат ответы обследуемого (субъективная реакция): «слышу — не слышу», «понимаю — не понимаю», «громче — тише — равно громко», «выше — ниже» по тональности подаваемого звукового теста и др.

В качестве пороговой величины слухового восприятия принято звуковое давление, равное 2,10:10 000 микробар (мкб), или 0,000204 дины/см 2 , при частоте звука 1000 Гц. Величина, в 10 раз большая, равна 1 белу (Б) или 10 дБ, в 100 раз большая (×10 2) — 2 Б или 20 дБ; в 1000 раз большая (×10 3) — 3 Б или 30 дБ и т. д. Децибел как единица измерения интенсивности звука применяется во всех пороговых и надпороговых аудиометрических тестах, связанных с понятием громкости .

В XX в. для исследования слуха получили распространение камертоны, методика применения которых в отиатрии была разработана Ф. Бецольдом.

Исследование слуха «живой» речью

В качестве тестирующих речевых звуков (слов) используют шепотную, разговорную, громкую и очень громкую речь («крик с трещоткой») при заглушении противоположного уха трещоткой Барани (рис. 1).

Рис. 1.

При исследовании шепотной речью рекомендуют произносить слова шепотом после физиологического выдоха, используя резервный (остаточный) воздух легких. При исследовании разговорной речью применяют обычную речь средней громкости. Критерием оценки слуха при шепотной и разговорной речи является расстояние от исследующего до обследуемого, с которого он уверенно повторяет не менее 8 из 10 предъявляемых ему слов. Громкая и очень громкая речь применяется при тугоухости третьей степени и произносится над ухом пациента.

Исследование слуха с помощью камертонов

При исследования слуха камертонами используют набор разночастотных камертонов (рис. 2).

Рис. 2.

При исследовании слуха камертонами необходимо соблюдать ряд правил. Камертон следует держать за ножку, не касаясь бранш. Не следует касаться браншами ушной раковины и волос. При исследовании костной проводимости ножку камертона устанавливают на темя или лоб по средней линии (при определении феномена литерализации звук а) или на площадку сосцевидного отростка (при определении времени звучания камертона). Не следует ножку камертона прижимать слишком сильно к тканям головы, так как возникающее при этом у обследуемого болевое ощущение отвлекает его от основной задачи исследования; кроме того, это способствует ускоренному затуханию колебаний бранш камертона. Следует иметь в виду, что звуки в 1000 Гц и выше способны огибать голову обследуемого, поэтому при хорошем слухе на неисследуемое ухо может возникать феномен переслушивания по воздуху . Переслушивание может возникать и при исследовании тканевой проводимости; оно возникает в том случае, если в исследуемом ухе имеется перцептивная тугоухость, а противоположное ухо либо слышит нормально, либо в нем имеется кондуктивный тип тугоухости, например серная пробка или рубцовый процесс.

С помощью камертонов проводят ряд специальных аудиометрических тестов для дифференциальной диагностики между перцептивным и кондуктивным видами тугоухости. Результаты всех акуметрических тестов, осуществляемых с помощью живой речи и камертонов, целесообразно фиксировать в виде так называемого слухового паспорта (табл. 1, 2), который объединяет пять аспектов исследования:

1) выявление спонтанного раздражения звукового анализатора по тесту СШ (субъективный шум );

2) определение степени тугоухости в отношении живой речи по тестам ШР (шепотная речь ) и РР (разговорная речь ). При высокой степени тугоухости наличие слуха определяют по тесту «крик с трещоткой»;

3) определение с помощью камертонов чувствительности органа слуха к чистым тонам при воздушном и тканевом проведении звука;

4) выявление определенных корреляционных зависимостей между восприятием низких и высоких тонов при воздушном и костном проведении звука для дифференциальной диагностики форм тугоухости;

5) установление латерализации звука по костной проводимости для установления типа тугоухости на хуже слышащее ухо.

Таблица 1. Слуховой паспорт при нарушении звукопроведения

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение

С к 128 (N-40 c)


Опыт Швабаха

Опыт Вебера


Опыт Ринне

Опыт Бинга

Опыт Желле

Опыт Льюиса — Федеричи

Таблица 2. Слуховой паспорт при нарушении звуковосприятия

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение


С к 128 (N-40 c)

Укорочен

Опыт Швабаха

Опыт Вебера

Опыт Ринне

Опыт Желле

Тест СШ выявляет наличие раздражения периферического нервного аппарата органа слуха или состояние возбуждения слуховых центров. В слуховом паспорте наличие ушного шума отмечается символом «+».

Исследование живой речью . Это исследование проводится в отсутствие постороннего шума. Исследуемое ухо направлено в сторону обследующего, другое ухо плотно закрывают пальцем. Результаты исследования живой речью записываются в слуховом паспорте в метрах кратно числу 0,5: 0; «у рак», что означает — «слух у раковины»; 0,5; 1; 1,5 м и т. д. Результат фиксируют на том расстоянии, с которого обследуемый повторяет 8 из 10 названных слов.

При исследовании слуха камертонами камертон подносят к наружному слуховому проходу плоскостью бранши на расстоянии 0,5-1 см с периодичностью одного раза в 5 с. Запись в паспорте производится с этой же кратностью, т. е. 5 с; 10 с; 15 с и т. д. Факт понижения слуха устанавливают в тех случаях, когда время восприятия звука укорочено на 5% и более относительно паспортной нормы камертона.

Критерии оценки камертональных тестов типового слухового паспорта

  • При воздушном проведении звука:
    • кондуктивная (басовая) тугоухость: снижение продолжительности восприятия камертона С 128 при околонормальном восприятии камертона С 2048 ;
    • перцептивная (дискантовая) тугоухость: околонормальное время восприятия камертона С 128 и снижение продолжительности восприятия камертона с 2048 .
  • При тканевом (костном) проведении звука (применяют только камертон С 128):
    • кондуктивная тугоухость: нормальная или увеличенная продолжительность восприятия звука;
    • перцептивная тугоухость: снижение продолжительности восприятия звука.

Выделяют также смешанный тип тугоухости , при которой происходит укорочение времени восприятия басового (С 128) и дискантового (С 2048) камертонов при воздушном звукопроведении, и басового камертона при тканевом звукопроведении.

Критерии оценки камертональных тестов

Опыт Швабаха (1885). Классический вариант : ножку звучащего камертона прикладывают к темени обследуемого до прекращения восприятия им звука, после чего обследующий немедленно прикладывает ее к своему темени (предполагается, что у обследующего должен быть нормальный слух); если звук не слышен, это свидетельствует о нормальном слухе обследуемого, если звук все еще воспринимается, то у обследуемого костная проводимость «укорочена», что свидетельствует о присутствии перцептивной тугоухости.

Опыт Вебера (1834). Ножку звучащего камертона прикладывают по средней линии ко лбу или темени, обследуемый сообщает о наличии или отсутствии латерализации звука. При нормальном слухе или при симметричном его снижении звук будет ощущаться «посередине» или «в голове» без четкой латерализации. При нарушении звукопроведения звук латерализуется в хуже слышащее ухо, при нарушении звуковосприятия — в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885). При помощи С 128 или С 512 определяют время звучания камертона при воздушном проведении; затем определяют время звучания этого же камертона при тканевом проведении. В норме и при сенсоневральной тугоухости продолжительность восприятия звука при воздушном звукопроведении больше, чем при ткневом звукопроведении. В этом случае говорят, что «опыт Ринне положителен », и в слуховом паспорте этот факт отмечают в соответствующей ячейке знаком «+». В случае, когда время звучания при тканевом звукопроведении больше времени звучания при воздушном проведении, говорят, что «опыт Ринне отрицателен », и в слуховом паспорте проставляют знак «-». Положительный «Ринне» типичен для нормального слуха при нормальных временных показателях для воздушного и костного звукопроведения. Положителен он также и при сенсоневральной тугоухости, но при более низких временных показателях. Отрицательный «Ринне» характерен для нарушения звукопроведения. При отсутствии восприятия звука посредством воздушного звукопроведения говорят о «бесконечно отрицательном Ринне», при отсутствии костной проводимости говорят о «бесконечно положительном Ринне». «Ложный отрицательный Ринне» отмечают при переслушивании через кость другим ухом в том случае, если слух на это ухо нормальный, а в обследуемом ухе имеется выраженная сенсоневральная тугоухость. В этом случае для исследования слуха здоровое ухо заглушают трещоткой Барани.

Опыт Желле (1881). Предназначен для определения наличия или отсутствия подвижности основания стремени и применяется в основном для выявления анкилоза стремени при отосклерозе. Опыт основан на феномене понижения громкости звучащего камертона при костном проведении во время повышения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения опыта используют низкочастотный камертон с длительным временем звучания и баллон Политцера с наставленной на его конце резиновой трубкой с оливой. Оливу, подобранную по размеру наружного отверстия слухового прохода, плотно вставляют в наружный слуховой проход, а звучащий камертон рукояткой приставляют к площадке сосцевидного отростка. Если звук становится тише, говорят о «положительном » опыте Желле, если не изменяется, то опыт определяют как «отрицательный ». Соответствующие символы проставляются в слуховой паспорт. Отрицательный опыт Желле наблюдают при диссоциации слуховых косточек в результате травмы, перфорациях барабанной перепонки и облитерации окон ушного лабиринта. Вместо камертона можно использовать костный телефон аудиометра.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия — стандартный общепринятый метод исследования слуховой чувствительности к «чистым» тонам в диапазоне 125-8000 (10 000) Гц при воздушном проведении звука и в диапазоне 250-4000 Гц при костном проведении звука. Для этой цели применяются специальные генераторы звука, шкалы которых отградуированы в дБ. Современные аудиометры снабжены встроенным компьютером, программное обеспечение которого позволяет протоколировать исследование с отображением на дисплее тональной аудиограммы и ее фиксацией в «твердой копии» на специальном бланке при помощи принтера с указанием протокольных данных. Для правого уха на бланке тональной аудиограммы используется красный цвет, для левого — синий; для кривых воздушной проводимости — сплошная линия, для костной проводимости — пунктирная. При проведении тональной, речевой и других видов аудиометрического исследования пациент должен находиться в звукозаглушенной камере (рис. 3). Каждый аудиометр снабжен дополнительно генератором шумовых узкополосных и широкополосных спектров для проведения исследования с маскировкой неисследуемого уха. Для исследования воздушной проводимости применяют специально отградуированные наушники; для костной проводимости — «костный телефон» или вибратор.

Рис. 3. Аудиометр; на заднем плане — звукозаглушенная мини-камера

Кроме пороговой тональной аудиограммы в современных аудиометрах заложены программы многих других тестов.

При нормальном слухе кривые воздушной и костной проводимости проходят около пороговой линии с отклонением на разных частотах в пределах ±5-10 дБ, если же кривые опускаются ниже этого уровня, это свидетельствует о нарушении слуха. Различают три основных типа изменения тональной пороговой аудиограммы: восходящий, нисходящий и смешанный (рис. 4).

Рис. 4. Основные типы тональных пороговых аудиограмм: I — восходящий при нарушении звукопроведения; II — нисходящий при нарушении звуковосприятия; III — смешанный при нарушении звукопроведения и звуковосприятия; РУ — резерв улитки, указывающий на потенциальную возможность восстановления слуха до уровня костной проводимости при условии устранения причины тугоухости

Надпороговая аудиометрия

Надпороговая аудиометрия включает аудиометрическис пробы, в которых тестовые тональные звуки и речевые сигналы превышают порог чувствительности слуха. С помощью этих проб достигаются следующие цели: выявление феномена ускоренного нарастания громкости и адаптационных резервов органа слуха, определение уровня слухового дискомфорта , степени разборчивости речи и помехоустойчивости , ряд других функций звукового анализатора. Например, при помощи пробы Люшера — Цвиклоцкого определяют дифференциальный порог интенсивности при дифференциальной диагностике между кондуктивным и перцептивным типами тугоухости. Эта проба представлена в виде стандартного теста в любом современном аудиометре.

Речевая аудиометрия

В этом тесте в качестве тестирующих звуков используются отдельные специально подобранные слова, содержащие низкие и высокие частотные форманты. Результат оценивают по количеству правильно понятых и повторенных слов в процентном отношении к общему числу предъявленных слов. На рис. 5 приведены примеры речевых аудиограмм для различных типов тугоухости.

Рис. 5. Речевые аудиограммы при различных типах тугоухости: 1 — кривая при кондуктивной тугоухости; 2 — кривая при кохлеарной форме тугоухости; 3 — кривая при смешанной форме тугоухости; 4 — кривая при центральном типе тугоухости; а, б — различные позиции кривой разборчивости речи при кондуктивном типе тугоухости; в, г — отклонения кривых книзу при снижении УСД (при наличии ФУНГ)

Исследование пространственного слуха

Исследование функции пространственного слуха (ототопики) направлено на разработку методов топической диагностики уровней поражения звукового анализатора.

Исследование проводится в звукоизолированном помещении, оборудованном специальной акустической установкой, состоящей из генератора звука и расположенных перед испытуемым в вертикальной и горизонтальной плоскостях громкоговорителей.

Задача обследуемого заключается в определении локализации источника звука. Результаты оценивают по проценту правильных ответов. При сенсоневральной тугоухости точность определения локализации источника звука снижается на стороне хуже слышащего уха. Локализация звука по вертикали у этих больных изменяется в зависимости от потери слуха на высокие тоны. При отосклерозе полностью исключается возможность локализовать звук в вертикальной плоскости независимо от спектра частот тестирующего звука, в то время как локализация по горизонтали изменяется лишь в зависимости от асимметрии слуховой функции. При болезни Меньера отмечается постоянное нарушение ототопики во всех плоскостях.

Методы объективного исследования слуха

В основном эти методы применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы основаны на оценке слуховых рефлексов и вызванных слуховых потенциалов.

Слуховые рефлексы

В их основе лежат рефлекторные связи органа слуха с сенсомоторной сферой.

Ауропальпебральный рефлекс Прейера (Н. Рreyer, 1882) — непроизвольное мигание, возникающее при резком внезапном звуке. В 1905 г. В. М. Бехтерев предложил использовать этот рефлекс с целью выявления симуляции глухоты. Различные модификации этого рефлекса использовались в клинике Н. П. Симановского. В настоящее время этот рефлекс применяется для исключения глухоты у грудных детей.

Ауроларингеальный рефлекс (J. Mick, 1917). Сущность этого рефлекса заключается в том, что под влиянием неожиданного резкого звука возникает рефлекторное смыкание голосовых складок с последующим их разведением и глубоким вдохом. Этот рефлекс в экспертной пробе весьма надежен, поскольку он относится к безусловным, не зависящим от воли испытуемого, реакциям.

Ауропупиллярный рефлекс (G. Holmgren, 1876) заключается в рефлекторном расширении, а затем в сужении зрачков под влиянием внезапного сильного звука.

Рефлекс Фрешельса (Froeschels). Заключается в том, что при резком звуке возникает непроизвольное отклонение взора в сторону источника звука.

Рефлекс Цемаха (Cemach). При внезапном громком звуке возникает наклон головы и туловища (реакция отстранения) в сторону, противоположную той, с которой раздался резкий сильный звук.

Звуковые двигательные рефлексы мышц барабанной полости . Эти безусловные рефлексы, возникающие в ответ на надпороговую звуковую стимуляцию, получили широкое распространение в современных аудиологии и сурдологии.

Слуховые вызванные потенциалы

Метод основан на феномене генерации в нейронах слуховых зон коры головного мозга биоэлектрических вызванных потенциалов , возникающих при озвучивании рецепторных клеток спирального органа улитки, и регистрации этих потенциалов при помощи их суммации и компьютерной обработки; отсюда и другое название метода — компьютерная аудиометрия . В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора (рис. 6).

Рис. 6. Схематическое изображение усредненных вызванных слуховых биопотенциалов

Методы исследования слуховой трубы

Исследование слуховой трубы является одним из основных методов диагностики заболеваний как этого органа, так и среднего уха и их дифференциальной диагностики.

Скопические методы

При отоскопии нарушения функций слуховой трубы проявляются: а) втянутостью расслабленной и натянутой частей барабанной перепонки; б) увеличением глубины конуса барабанной перепонки, из-за чего короткий отросток молоточка выпячивается наружу (симптом «указательного пальца»), световой рефлекс резко укорочен или вовсе отсутствует.

При эпифарингоскопии (задней риноскопии) оценивают состояние носоглоточных устьев слуховых труб (гиперемия, сенехии, повреждения и др.), состояние трубных миндалин и аденоидной ткани, хоан, сошника, ретроспективу носовых ходов.

Пневмоотоскопия

Методика проводится с помощью воронки Siegle (1864), снабженной резиновым баллончиком для воздействия на барабанную перепонку воздушной струей (рис. 7).

Рис. 7. Воронка Зигле с пневматической приставкой

При нормальной вентиляционной функции слуховой трубы импульсное повышение давления в наружном слуховом проходе вызывает колебания барабанной перепонки. При нарушении вентиляционной функции слуховой трубы или при адгезивном процессе подвижность перепонки отсутствует.

Сальпингоскопия

Для осмотра носоглоточного устья слуховой трубы применяются современные оптические эндоскопы.

В настоящее время для осмотра слуховой трубы применяются тончайшие фиброскопы с управляемой оптикой на дистальном конце, которые могут проникать через слуховую трубу в барабанную полость для проведения туботимпанальной микрофиброэндоскопии .

Продувание слуховой трубы . Этот способ применяется как с диагностической, так и с лечебной целью. Для него используют специальный резиновый баллон, соединенный посредством резиновой трубки с носовой оливой, которую вставляют в ноздрю и плотно зажимают вместе с другой ноздрей. Обследуемый делает глоток воды, во время которого полость носоглотки перекрывается мягким небом, а глоточное отверстие слуховой трубы раскрывается. В этот момент баллон сдавливают, в полости носа и носоглотке повышается давление воздуха, который при нормальном функционировании слуховой трубы поступает в среднее ухо. Вместо глотка воды можно произносить звуки, при артикуляции которых происходит перекрытие носоглотки мягким небом, например «также-также», «ку-ку», «пароход» и др. При поступлении воздуха в барабанную полость в наружном слуховом проходе можно услышать своеобразный шум. При выслушивании этого шума применяется отоскоп Лютце , представляющий собой резиновую трубку, на концах которой находятся две ушные оливы. Одну из них вставляют в наружный слуховой проход обследующего, другую — в наружный слуховой проход обследуемого. Выслушивание осуществляется во время глотка при зажатом носе (проба Тойнби ).

Более эффективным способом определения проходимости слуховой трубы является проба Вальсальвы , которая заключается в попытке усиленного выдоха при плотно зажатом носе и губах. При этой пробе в случае проходимости слуховой трубы у обследуемого возникает ощущение распирания в ушах, а обследующий выслушивает при помощи отоскопа характерный дующий или хлопающий звук. Ниже приведен список наиболее известных проб.

До наших дней дошли принципы оценки проходимости слуховой трубы по степеням. А. А. Пухальский (1939) предложил классифицировать состояние вентиляционной функции слуховых труб по четырем степеням:

  • I степень — шум выслушивается при простом глотке;
  • II степень — шум выслушивается при пробе Тойнби;
  • III степень — шум выслушивается при пробе Вальсальвы;
  • IV степень — шум не выслушивается ни при одной из перечисленных проб. Полную непроходимость оценивают по отсутствию шума при проведении пробы Политцера с глотком воды. При невозможности определения проходимости слуховой трубы приведенными способами прибегают к ее катетеризации.

Катетеризация слуховых труб

Для проведения катетеризации слуховой трубы необходимы следующие инструменты (рис. 8): баллон Политцера (7) для продувания слуховой трубы; отоскоп Лютце (2) для выслушивания ушного шума, возникающего при прохождении воздуха через слуховую трубу, и ушной катетер (канюля Гартмана) для прямого продувания слуховой трубы способом ее катетеризации.

Рис. 8. Набор инструментов для катетеризации слуховой трубы: 1 — резиновый баллон; 2 — отоскоп — резиновая трубка для выслушивания шума; 3 — катетер для прямого зондирования слуховой трубы

Техника катетеризации слуховой трубы

Катетер вводят по общему носовому ходу клювом вниз до соприкосновения с задней стенкой носоглотки, поворачивают его на 90° в сторону противоположного уха и подтягивают до соприкосновения с сошником. Затем поворачивают катетер клювом книзу на 180° в сторону исследуемой слуховой трубы так, чтобы клюв был обращен к боковой стенке носоглотки. После этого клюв поворачивают кверху еще на 30-40°, чтобы колечко, находящееся у воронки катетера, оказалось направленным в сторону наружного угла глазницы. Завершающий этап заключается в поиске глоточного отверстия слуховой трубы, во время которого могут быть определены валики этого отверстия (задний и передний). Попадание в отверстие характеризуется ощущением «захвата» конца катетера. Далее вставляют конический конец баллона в раструб катетера и легкими движениями нагнетают в него воздух. При проходимости слуховой трубы прослушивается дующий шум, а при отоскопии после продувания обнаруживается инъецированность сосудов барабанной перепонки.

Ушная манометрия основана на регистрации повышения давления в наружном слуховом проходе, возникающем при повышении давления в носоглотке и наличии проходимости слуховой трубы.

В настоящее время исследование функции слуховой трубы проводят при помощи фонобарометрии и электротубометрии .

Фонобарометрия позволяет косвенным путем устанавливать величину давления воздуха в барабанной полости и контролировать состояние вентиляционной функции слуховой трубы.

Импедансная аудиометрия (англ. impedance , от лат. impedio — препятствую, оказываю сопротивление). Под акустическим импедансом понимают комплексное сопротивление, которое испытывают звуковые волны, проходящие через определенные акустические системы и приводящие эти системы в вынужденные колебания. В аудиологии исследование акустической импедансометрии направлено на определение качественных и количественных характеристик звукопроводящей системы среднего уха.

Современная импедансометрия включает измерение абсолютной величины входного импеданса, т. е. акустического сопротивления звукопроводящей системы; регистрацию изменений входного импеданса под влиянием сокращения мышц барабанной полости и ряд других показателей.

Акустическая рефлексометрия позволяет оценить рефлекторную деятельность мышц барабанной полости и диагностировать нарушения слуховой функции на уровне первого нейрона. Основными диагностическими критериями являются: а) величина порога стимулирующего звука в дБ; б) длительность латентного периода акустического рефлекса, отражающая функциональное состояние первого нейрона, от начала звукового стимула до рефлекторного сокращения ипси- или контралатеральной стременной мышцы; в) характер изменений акустического рефлекса в зависимости от величины надпорогового звукового стимула. Указанные критерии выявляют при измерении параметров акустического импеданса звукопроводящей системы.

Оториноларингология. В.И. Бабияк, М.И. Говорун, Я.А. Накатис, А.Н. Пащинин

Наша среда обитания наполнена не только приятными, музыкальными звуками, но и шумами. Полнота восприятия окружающей действительности зависит от способности слышать и анализировать звуки внешнего мира. Нарушения звуковосприятия, к сожалению, носит все чаще не только возрастной или наследственный характер. Распространённым явлением становится приобретенная глухота. Кто из нас состоит в группе риска и как проверить слух в домашних условиях или на приборе-компьютере в поликлинике?

Нормальным считается восприятие звука по шкале громкости от 25 дБ. Полная глухота – неспособность воспринимать звуки до 90 дБ. Потеря слуха разделяется на 4 степени, в зависимости от громкости звука, который способен определить человек. Современная медицина определяет такие причины нарушений:

  • Наследственность. Выявлены гены, отвечающие за нормальное развитие слухового нерва и слуховых косточек у людей;
  • Воспалительные заболевания лор-органов могут приводить к потере слуха. Это частое осложнение вирусных респираторных заболеваний, лор заболеваний, гриппа;
  • Сосудистые нарушения приводят к нарушению способности слышать чаще в старшем возрасте. Атеросклероз, гипертония, сахарный диабет – приобретенные болезни, чаще встречающиеся после 40 лет;
  • Медикаментозные причины. Определенные лекарственные средства (отдельные антибиотики, цитостатики) способны привести к потере слуха;
  • Физическая травма среднего, внутреннего уха или центра мозга, отвечающего за обработку сигнала звукового нерва, могут полностью лишить человека звуков.
  • Сильное шумовое раздражение. Потеря слуха может быть последствием сильного шума как кратковременного, так и длительного. Плееры, стрельбища, концерты, шумные производства, мощные домашние колонки способны привести к снижению или полной потере;
  • Неврит слухового нерва. В тяжелых случаях может привести к снижению слышимости или к полной глухоте;
  • Серные пробки. Иногда достаточно очистить слуховой проход для возвращения нормального звуковосприятия;
  • Опухоль с локализацией в области внутреннего уха, звукового центра мозга, слухового нерва (новообразования мосто-мозжечкового угла).

Первые признаки: неспособность услышать собеседника, частая усталость и раздражение после общения, разговор на «повышенных тонах», увеличение громкости на бытовых приборах, плеере, телефоне, неспособность услышать шепот, стук, телефонный звонок, звук будильника и другие недостаточно громкие звуки.

Способы проверки слуха у взрослого

Снижение слуха порой происходит постепенно и незаметно для самого человека. Когда обнаруживается проблема, оказать помощь бывает уже крайне сложно. Поэтому важно при появлении факторов риска периодически проводить домашнюю проверку. При появлении подозрений на снижение звуковосприятия следует обратиться в специализированный ЛОР – кабинет или сурдоцентр для уточнения размера снижения слуха. Широко используют такие способы проверки слуховой функции у взрослых:

  • Дома – попросите кого-то их домашних отойти на 5-6 метров и прошептать вам что-то. В норме на таком расстоянии шепот слышно. Как проверить слух в домашних условиях другими методами? Попробуйте себе провести тест гороховых проб, описанный ниже.
  • В лечебном учреждении вам могут . Этот способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, оборудование позволяет более точно определить уровень заболевания, во-вторых, это можно точно сделать для каждого уха по отдельности. Ведь часто тугоухость развивается только с одной стороны. Кроме того, с помощью аудиметрии возможно выявить заболевание на самых ранних стадиях;
  • Компьютерная программа для проверки слуха позволяет оценить уровень восприятия звука самостоятельно. Вам потребуется компьютер, наушники и немного времени. Некоторые из таких программ позволяют определить слух отдельно каждого уха, установить возраст, которому соответствует ваш слух. Альтернативным методом может быть приложение для смартфона с подобными возможностями.

Как проверить слух у новорожденного

Взрослые не осознают, насколько наш мир наполнен различными звуками. Начиная с 20 недели внутриутробного развития, ребенок способен слышать перистальтику кишечника, биение материнского сердца, голос мамы и папы, музыку. После рождения у ребенка должен развиться навык естественного слушанья. Это определяет его способность не только слышать, но и говорить.

Развитие слуховой системы малыша стимулируется поступающими извне шумами и к 9-10 дню малыш уже вздрагивает при резких звуках. Начиная с 20 дня, малыш уже прислушивается и пытается искать источник речи и голоса. В возрасте три месяца малыш может откликаться на голос мамы, искать ее глазами ориентируясь на звуки речи. В возрасте шесть месяцев большинство детей начинает лепетать – произносить отдельные слови многократно.

Потеря слуха у малышей может быть врожденная или приобретенная. Выявить нарушение слуха у пациента в детстве следует как можно раньше, чтобы определиться с необходимой коррекцией. Проверка слуха у детей осуществляется специалистами в лечебном учреждении. Родители могут провести самостоятельно домашний тест. Для детей возрастом до года хорошо себя зарекомендовал метод гороховых проб.

Для его проведения три небольшие закрытые емкости (например, коробочки из-под чая) заполняют на 30% манкой, горохом и пшеном. Каждая баночка благодаря этому будет создавать определенный уровень шума. Горох – 70 дБ, гречка-50 дБ, тише всего манка – 30 дБ. Потребуется еще одна пустая банка.

Малыш должен быть спокойным, сытым. Тест проводят в домашней, привычной обстановке. В руки берут две баночки – пустую и с манкой. На расстоянии трети метра от ушек ребенка трясут емкостями. И обязательно следят за реакцией малыша. Определяет ли он источник звука, реагирует ли на звуковое раздражение. Если реакции нет, то манку меняют на гречку. При негативном результате гречку меняют на горох.

Важно! Ребенок до 4 месяцев манку не слышит. Это нормально. Реакция малыша на звук может происходить не мгновенно, а с задержкой 3-5 секунд.

При проверке слуха у деток старше года следует задействовать помощника. Гороховые пробы уже не подойдут, так как в таком возрасте ребенок легко отвлекается. Попросите помощника отойти на расстояние 6 метров и шепотом позвать по имени малыша. В норме ребенок должен услышать и прореагировать – обернуться, отозваться, вздрогнуть.

Обратите внимание, что до 4 месяцев гулят все дети, даже от рождения глухие. Если ребенок не произносит первые слова к году, и не говорит простые слова к полутора – это повод проконсультироваться у сурдолога. В этом возрасте еще можно произвести коррекцию проблемы. После трех лет, к сожалению, может быть поздно.

Что делать при отклонениях от нормы

Услышать шум моря в ракушке, смех родного человека, важные слова, звуки дождя и пение птиц хочется каждому человеку, в любом возрасте. Потеря слуха чаще необратима, но может поддаваться коррекции.

Прежде всего, следует посетить отоларинголога для определения масштаба проблемы и назначения лечения или же способа коррекции. Иногда достаточно промыть слуховые проходы от серных пробок или принять курс противовоспалительной терапии для восстановления способности слышать.

В более тяжелых случаях, при невозможности терапевтического лечения, может быть определен один из способов протезирования. Это может быть слуховой аппарат или слуховой, кохлеарный имплант. Современные слуховые аппараты служат для оказания помощи пациентам с легкой и средней степенью тугоухости. Они легкие, порой совсем незаметные. Могут устанавливаться как на наружном ухе, так и внутри слухового прохода.

Не всегда слуховой аппарат удается подобрать сразу. Бывают менее дорогостоящие одноразовые слуховые аппараты, заряда батареи в которых хватает на 8-10 недель. После этого аппарат становится непригодным к использованию. Это хорошая возможность для пациента попробовать сможет ли он нормально ориентироваться и носить слуховой аппарат в принципе.

Слуховые импланты помещаются во внутреннее ухо хирургическим путем. Способ коррекции применяется людям с . Кохлеарные импланты устанавливаются подкожно. Их используют, когда другие методы не оказали положительного эффекта.

Профилактические меры

Предупредить развитие тугоухости поможет соблюдение простых мер.

  • следите за здоровьем;
  • избегайте стрессов;
  • занимайтесь спортом;
  • правильно принимайте антибиотики и только по назначению врача;
  • не оставляйте на самотек гипертонию, атеросклероз, сахарный диабет;
  • чаще бывайте на природе, шумы леса, воды благоприятно влияют на звуковой центр мозга и на слуховой нерв;
  • при вынужденном пребывании в шумном помещении периодически проверяйте уши.

Заключение

У человека несколько каналов восприятия мира. Безусловно, при потере одного из них организм перестроится и вынужденно адаптируется. Но картина мира будет уже изменена. Медицинская наука способна вернуть краски мира. Надежными помощниками в борьбе за полноту восприятия будут доктор-отоларинголог, приборы для проверки слуха, профилактика.

К сожалению, люди редко обращают внимание на снижение слуха на начальном этапе, особенно если это происходит постепенно.

Проверить слух онлайн

Сначала утрачивается возможность слышать мелкие, незначительные для нашей жизни звуки. И только когда люди понимают, что для их слуха недоступен разговор обычной громкости, начинают беспокоиться, искать онлайн тест «диагностика слуха» и записываются на прием к специалисту.

За уровнем восприятия звуков необходимо следить постоянно, чтобы вовремя предпринять меры по исправлению ситуации. Доктора рекомендуют проверять слух не реже, чем 1 раз в три года. Проверки слуха у детей проводятся в 3 раза чаще. Специально разработанные онлайн-тесты помогут понять, все ли у вас в порядке со слухом.

Здоровое человеческое ухо способно воспринимать диапазон частот 20 Гц – 20 кГц. Но верхняя граница слышимости плавно снижается по мере взросления человека. Особенно это заметно у тех, кто испытывает постоянную музыкальную нагрузку. Например, практически все дети до совершеннолетия слышат частоту в 14 кГц, а вот после 50 лет – только 20% людей. А звуки с 18 кГц к совершеннолетию слышат не более 60%, а после 40 лет этот показатель падает до 10%.

Компьютерная аудиометрия

Это наиболее объективная диагностика слуха. Она проводится только врачом-сурдологом. При этом от пациента не требуется никакой активной работы. Острота слуха оценивается в автоматическом режиме, поэтому ее можно проводить даже новорожденным.

При исследовании в уши пациента подают частоту разной величины. А электроды, закрепленные на голове человека, фиксируют реакцию мозга, и по ней строится аудиограмма. Горизонтальная ось этого графика обозначает частоту звука, а вертикальная – границу слышимости. В этом исследовании частота звуковых волн находится в диапазоне 125 Гц – 8 тыс. Гц.

Аудиометрия проводится для каждого уха в отдельности, что позволяет выявить тугоухость на ранней стадии.

Если слух хороший, то аудиометрическая линия графика будет расположена до уровня в 20 дБ и иметь плоский вид. Доктор может увидеть причину снижения слуха по графику: наличие отита, отосклероза. Это возможно благодаря тому, что компьютер измеряет костный и воздушный уровни проходимости, разница между которыми в норме около 10 дБ. Величина нарушения этого баланса свидетельствует о наличии определенного заболевания

Тест № 1: проверяем слух при помощи наушников

Для получения более точного результата по тесту, необходимо использовать качественное оборудование и проходить его в полной тишине. Онлайн тест состоит из нескольких этапов:

  1. На экране программы нажимаем «Продолжить».
  2. Производим калибровку уровня звука на вашем компьютере, согласно требованиям программы. Это важно сделать перед следующим этапом, так как в процессе теста вы уже ничего не сможете изменить.
  3. Появиться инструкция, где пояснят, что когда вы слышите звук, необходимо нажать «Слышу», в обратном случае – «Нет».
  4. На этом этапе вы наконец-то сможете пройти тест.
  5. После его прохождения, высветится результат тестирования.

Тест № 2: Аудиометрический

Этот тест на проверку слуха чем-то похож на предыдущий. Однако здесь объяснять правила вам будет приятной внешности мужчина.

  1. Для проверки слуха предложат установить подходящий уровень громкости. Она должна быть так отрегулирована на компьютере, чтобы вы четко слышали произносимые слова. После калибровки звука, нажимайте далее.
  2. Вас попросят больше не менять уровень громкости, хотя вы можете это сделать в процессе теста. Этим речевая аудиометрия онлайн отличается от предыдущей программы по проверке слуха.
  3. Далее, необходимо будет ответить на несколько вопросов: ваш возраст, пол и два дополнительных вопроса о том, возникали ли у вас трудности со слухом когда-либо. Это поможет более точно провести обследование и обработать полученные в процессе теста данные. Этим опросом программа аудиометрия похожа на проверку слуха врачом-сурдологом.
  4. Далее, вам предложат прослушать 9 слов и затем начать тест. Благодаря ему вы сможете получить начальное представление о уровне собственного слуха.
  5. В процессе теста женский голос будет называть предметы, и вы должны будете нажать соответствующую иконку. С каждым повторением шум на заднем фоне будет возрастать и услышать слово будет с каждым разом труднее. В момент, когда шум перекроет человеческую речь, и вы не услышите слово, необходимо будет нажать иконку «Не знаю». После каждого такого нажатия, звук женского голоса будет повышаться до тех пор, пока вы не услышите произнесенное слово.

Речевая аудиометрия онлайн даст вам понимание о том, как хорошо вы различаете отдельные слова на фоне постороннего шума.

Тест № 3: проверка слуха на способность улавливать частоту

Данный тест-видео – это тональная аудиометрия. Он нарисован и смонтирован каналом «AsapSCIENCE». Он показывает предел возможностей вашего уха. Такая диагностика слуха прекрасно иллюстрирует, как чувствительность уха снижается с возрастом.

В тесте «AsapSCIENCE» проигрываются звуки с разной частотой, начиная с самой маленькой – 8 тыс. Гц. Она является границей между глухотой и возможностью слышать хоть что-то. Затем частоту повышают. Слуховой возраст испытуемого определяется последней частотой, которую он уловил.

Для тех, кто не знает английского, предоставим данные частоты и соответствующего слухового возраста:

  • 12 000 Гц – меньше 50 лет
  • 15 000 Гц – вы моложе 40 лет
  • 16 000 Гц – слух человека, которому меньше 30 лет
  • 17 000 – 18 000 – вы младше 24 лет
  • 19 000 – ваш слух моложе 20 лет. Эту частоту слышит ребенок.

Для получения точного результата, необходимо просматривать видео в максимально возможном разрешении и использовать качественные наушники. Этим видео может проводиться проверка слуха у детей.

Тест № 4: Слушаем частоты

Эта проверка слуха онлайн определяет ваш нижний и верхний порог чувствительности уха. Самое интересное, что это тестирование может быть использовано и для диагностики реальных характеристик акустической аппаратуры.

Частоты, Гц Пояснения
20 Больше похоже на гул, чем на звук. Услышать его могут все, а вот воспроизводить –высокого качества аудиосистемы. Поэтому, если вы не слышите 20 Герц, проблема не в вас, а в наушниках либо колонке.
30 Такой же низкий звук, как и предыдущий. Слуховой аппарат людей меньше подвержен нарушению в чувствительности к низкому и среднему диапазону частот.
40 Этот могут воспроизводить практически любые аудиосистемы. Вы почти не слышите звук? Значит ваше акустическое оборудование очень дешевое!
50 Вы этот звук точно сможете послушать несколько мгновений, если подключите свою колонку напрямую в розетку. Как раз и услышите перед самым взрывом!
60 Хорошо воспроизводится любой акустической аппаратурой.
100 На этой границе заканчиваются низкие частоты.
200
500 Диапазон средних частот. Слышен всем.
1000 Диапазон средних частот. Слышен всем.
2000 Диапазон средних частот. Слышен всем.
5000 Начало верхней границы звуковых частот.
10000 У вас достаточно серьезное нарушение слуха, если не можете услышать эту частоту.
12000 Этот звук и представленные ниже используются для выявления проблем со слухом на ранних этапах. Если вы не можете услышать эту частоту, то вероятной причиной является наступающая тугоухость.
15000 Большинство людей старше 50 лет не различают звуки на данной частоте.
16000 Не можете уловить звук на этой частоте? Поздоровайтесь со старостью! Или купите себе новые наушники либо колонки.
17000 Для большинства людей среднего возраста звук этой частоты недоступен
18000 Не слышите? Попрощайтесь с юностью!
19000 Эх, молодость! Слышите? Завидую!
20000 Малыш, а родители разрешают тебе подходить к компьютеру?

Следует понимать

  • Большая громкость на динамиках для теста может стать причиной их повреждения.
  • аудио- и видео-тест может быть некорректным, если у вас дешевая звуковая карта и акустика. Аудиометрия правильно проводится только сурдологом.
  • Не делайте громкий звук в наушниках, иначе это может навредить ушам вплоть до снижения слуха!
  • Тесты не являются медицинскими и не используются для самостоятельной постановки диагноза. Чтобы верно определить качество вашего слуха, обратитесь за консультацией к специалисту. Только он может поставить точный диагноз или дать правильное определение вашему заболеванию.

Надеемся, что пройдя весь набор наших тестов, вы получили хороший результат. Но помните, ни один тест не заменит квалифицированного врача-сурдолога. Однако советуем время от времени возвращаться к представленным тестам, чтобы контролировать уровень своего слуха. Для этого добавьте нашу страницу в закладки. И оставляйте комментарии по полученным результатам и делитесь вашими впечатлениями о пройденном тестировании.

Вам необходимо согласиться или не согласиться с приведенными ниже утверждениями.


  • Часто вы не слышите стук в дверь или телефонный звонок.

  • Общаясь по телефону, вы испытываете некий дискомфорт.

  • Иногда окружающие вас люди просят говорить тише.

  • В шумной компании вам тяжело , что говорит собеседник.

  • Домочадцы жалуются, что вы включаете максимальную громкость на телевизоре.

  • Вы слышите низкие мужские голоса, нежели голоса и .

  • Часто у вас , что люди вокруг нечетко говорят.

Если с большей частью утверждений вы согласны, стоит задуматься о визите к врачу.

Еще один способ самостоятельно проверить слух

Проверить слух самостоятельно можно с помощью громкой речи и шепота. Специальное оборудование для этого не требуется. Пациент должен находиться на расстоянии шести метров от проверяющего. Необходимо повернуться к проверяющему одним ухом, а другое закрыть пальцем. Проверяющий начинает шепотом произносить слова, лучше всего числа. Если пациент все слышит и повторяет, его слух в порядке. В противном случае проверяющему необходимо уменьшать расстояние между собой и пациентом, пока тот не расслышит названное число. Если этого не происходит даже на близком расстоянии, необходимо перейти с шепота на разговорную речь.

Проба Медонского

Есть несложный способ характер ослабления слуха – проба Медонского. Она позволяет выяснить, поврежден ли приемный аппарат (внутреннее ухо) или аппарат (элементы среднего и наружного уха).

Во время этой процедуры проверяющий должен громко произнести несколько слов над головой пациента, чтобы тот повторил их. Затем проверяющий, не прерывая своей речи, нажимает на ушные козелки пациента указательными . Если пациент продолжает слышать и повторять слова, у него повреждено среднее ухо. Если же он слышит только отдельные слова или не слышит вообще ничего, ослабление слуха вызвано повреждением наружного уха.

Аудиометрия – это медицинский метод, для определения уровня слуха. При выполнении подобного тестирования проводится оценка степени чувствительности слухового анализатора по отношению к звукам разной частоты и интенсивности. В больнице проверка слуха проводится с применением специальной аппаратуры. Преимущества акуметрии в том, что она позволяет дозировать разные звуковые сигналы. За счёт чего удаётся определить пороговую восприимчивость для звуков различных частот. В больничных условиях проверку осуществляют в звукоизолированных помещениях. По результатам такого обследования можно выявить не только ухудшение слышимости, но и тип тугоухости. Но для проверки слуха не обязательно обращаться в больницу, проверить его возможно и самостоятельно.

Особенности проверки

При проверке слуха врачом в условиях медицинского учреждения определяется не только понижение слышимости, но и выявляется патологический процесс, который протекает в звуковом анализаторе. При помощи аудиометра отоларинголог или сурдолог исследуют уровень проводимости воздушных и костных звуков . Специалисты разделяют несколько разновидностей аудиометрии:

  1. Речевая. Данный метод считается самым простым и доступным. При этом методе проверки слуха врач определяет уровень распознавания речи. Проверяя слышимость, врач проговаривает слова голосом разной громкости, а пациент должен их повторить.
  2. Тональная. Этот метод акустического обследования помогает выявить, насколько хорошо человек слышит звуки разной частоты и интенсивности.
  3. Компьютерная. Такая проверка слуха считается наиболее точной. Она помогает определить восприимчивость звукопроводящей и звуковоспринимающей систем.

Речевую и тональную аудиометрию относят к субъективным методикам проверки уровня слуха. В период проведения теста специалист берёт во внимание только показания обследуемого человека, который говорит, какие звуки он слышит, а какие нет.

При компьютерной проверке слуха к человеку подключаются разные чувствительные электроды, которые фиксируют активность в определённых участках мозга, если слуховой анализатор реагирует на сигналы, которые поступают внешнего источника.

Первыми симптомами ухудшения слышимости являются частая усталость после общения, неспособность нормально слышать собеседника и разговор на высоких тонах. Насторожить должен высокий звук на телевизоре, телефоне или будильнике.

Речевая аудиометрия

Проверить слух в домашних условиях возможно с помощью речевой аудиометрии. Подобный метод исследования не требует использования специальной аппаратуры и приспособлений. Для проверки слуха необходимо просто слышать человеческую речь. Но нужно понимать, что результаты такого тестирования зависят не лишь от состояния органов слуха, но и от словарного запаса обследуемого человека.

Для объективной проверки уровня слышимости аудиометрист должен говорить не просто слова, а целые фразы, которые состоят из простых и понятных всем слов. Провести такой тест несложно, главное выбрать помещение, в котором почти не слышен посторонний шум. Обследуемого человека располагают на стуле, посередине комнаты.

  • Отходит на два метра от обследуемого человека и произносит шёпотом фразу, состоящую из 8-9 простых слов.
  • Отходит от испытуемого приблизительно на 5 метров и негромко произносит отдельные словосочетания.
  • С расстояния около 20 метров громко проговаривает фразу, состоящую из несложных слов.

При такой проверке обследуемый должен чётко повторять, то, что услышал. Такое тестирование позволяет определить нарушение слуха.

При проведении речевой аудиометрии человек, проводящий обследование должен интересоваться у испытуемого, насколько хорошо он слышит фразы и словосочетания, произнесённые на разном расстоянии.

Определение результатов обследования

Если патологий нет, то человек хорошо слышит речь, произнесённую шёпотом, тиканье часов и любые звуки, которые находятся в диапазоне до 25 дБ. При хорошей слышимости звуков в этом диапазоне можно с уверенностью сказать, что слух нормальный. При определении результатов учитывают также такие моменты:

  • Если человек не может полностью разобрать речь, произнесённую шёпотом, с расстояния двух метров, то можно заподозрить тугоухость 1 степени .
  • При неспособности разобрать негромко сказанные фразы с расстояния 6 метров можно говорить о тугоухости 2 степени.
  • Если обследуемый человек плохо слышит совсем громкую речь, которую произносят с расстояния 20 метров, то можно говорить о тугоухости 2-3 стадии.

Если при домашней проверке слуха были выявлены какие-то нарушения, требуется обратиться к отоларингологу, который проведёт дополнительное обследование и назначит лечение.

Слуховая аудиометрия чаще всего применяется не для точного определения остроты слуха, а для правильной настройки слухового аппарата.

Как самому проверить слух

Слух вполне можно проверить и самостоятельно, без привлечения других людей. Для самостоятельной проверки работы слухового аппарата разработан специальный тест, в котором нужно чётко отвечать на поставленные вопросы. Перечень вопросов такой:

  • Хорошо ли прослушивается тиканье настенных часов и фразы, произнесённые шёпотом?
  • Если ли проблемы с нормальным восприятием речи, при разговоре по телефону?
  • Часто ли бывает необходимость переспрашивать, что сказал собеседник?
  • Кто-то замечал, что телевизор в доме работает слишком громко?
  • Хорошо ли слышно пение птиц за окошком?
  • Хорошо ли разбирается тихая речь с расстояния двух метров?
  • Хорошо ли воспринимается речь собеседников?

Если большая часть ответов свидетельствуют о том, что острота слуха нарушена, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Проводить аудиометрическое исследование при простудных заболеваниях нельзя . В это время происходит сильное воспаление носоглотки, что приводит к ухудшению проходимости евстахиевой трубки, поэтому при респираторных заболеваниях происходит естественное снижение слышимости звуков.

Для достоверности полученных результатов проводить тестирование можно только при хорошем самочувствии.

Приложения для проверки

Для проверки остроты слуха может использоваться аудиометрия онлайн. Это специальные приложения, которые работают на разных платформах операционных систем. Чтобы узнать, насколько хорошо органы воспринимают звуки, следует пройти специальные тесты, разработанные ведущими специалистами.

Самыми распространёнными программами для проверки остроты слуха являются:

  • Hörtest.
  • Mimi Hearing Test.
  • uHear.

Если смартфона нет, то проверить слух аудиограммой онлайн можно при помощи компьютера, но для этого нужно приготовить наушники. По результатам подобного тестирования можно с уверенностью сказать, хорошо слышит человек или нет.

Проверять слышимость звуков при помощи компьютерных программ следует в абсолютной тишине, иначе результаты обследования не будут точными.

Проверка у маленьких деток

Проверить слух у новорождённых деток очень сложно без привлечения специалиста. В этом возрасте ребёночек ещё не может говорить, поэтому патологии ушей очень легко пропустить.

Проверить уровень слуха у новорождённого ребёнка дома непросто, но при любых подозрительных моментах родители должны сообщать педиатру.

До месяца определить, как ребёнок реагирует на звуки почти невозможно. Реагировать на разные звуки малыши начинают только с месячного возраста. Родители должны внимательно следить за развитием крохи. Из игрушек нужно обязательно купить музыкальную карусель, погремушки и различные пищалки.

При проверке слуха у грудничка используются такие методики:

  • Берут баночку из-под детского пюре и наполняют любой крупой. Поочерёдно трусят баночкой около ушей малыша и наблюдают за реакцией.
  • В зоне недосягаемости взгляда ребёнка нужно издать громкий звук. Если кроха отреагировал, значит, со слухом абсолютный порядок. Здесь важно не переусердствовать, так как малыш может испугаться громкого звука и расплакаться.
  • Рядом с ушком малыша можно тихонечко напеть мелодию или позвенеть колокольчиком. Если он реагирует на все звуки, значит, повода для беспокойства нет.

К возрасту трёх месяцев ребёнок уже распознаёт голос мамы и бурно реагирует на него. Начиная с полугода, ребёнок пытается сам воспроизводить звуки.

Если ухудшение слуха налицо, то нужно обратиться к врачу. Специалист определит причину такой патологии и назначит комплексное лечение. Стоит учитывать, что при рано начатой терапии слух удаётся восстановить частично или даже полностью.