Как проверяют слух у новорожденных. Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть после рождения: этапы развития слуха и зрения по месяцам

Природа побеспокоилась о том, чтобы новорожденный малыш при появлении на свет не переволновался из-за внезапно нахлынувших видений, образов, сотен непонятных объектов и миллионов разнообразных цветов и оттенков. Согласитесь, это была бы слишком большая нагрузка на крошечный организм. В дикой природе детеныши всех животных и птиц рождаются слепыми и откликаются только на мамин голос. Люди - не исключение.

Слух новорожденного

Умение слышать и видеть у деток развивается с момента рождения плавно, постепенно открывая новые грани его зрительных и слуховых возможностей. Это очень увлекательный и интересный процесс, особенно для родителей крохи.

Знаете ли вы? Груднички при рождении слышат и видят в 20 раз хуже, чем взрослый человек. Так мозг ребенка защищает его от информационного шока.

Когда начинает слышать

  • болела краснухой (вероятно развитие катаракты);
  • перенесла такие заболевания, как токсокароз, токсемия.

В домашних условиях зрение малыша лучше всего проверять после 4-й недели, когда он на 20-30 секунд способен задержать взгляд на предмете. Прикройте ладонью крохе сначала правый глаз и покажите какую-нибудь яркую погремушку, а затем ту же операцию проделайте с левым глазом.

Важно! После достижения ребенком 6-месячного возраста родителям необходимо серьезно забеспокоиться, если симптомы косоглазия не прошли. Если есть хоть малейший повод опасаться, что у малыша проблемы со зрением, нужно срочно обратиться к семейному врачу и пройти осмотр.

Развитие зрительной функции

Экспериментально доказано, что занятия с по развитию зрения наиболее эффективными являются в период от 1 до 6 месяцев. Существует 3 замечательных способа развивать и улучшать зрительные функции вашего маленького чуда:

  1. Картинки. В первые 3 месяца показывайте малышу картинки с крупными изображениями черного цвета. Это могут быть картинки с животными. Спрячьте животного за белым листом бумаги, затем снова покажите. Развесьте картинки над кроваткой и периодически меняйте местами. Расстояние между глазами и картинками должно составлять 40 см. Ближе к трем месяцам и старше можете добавлять цветные картинки в вашу игру.
  2. Фонарик. Попробуйте провести желтым или красным световым лучом фонарика рядом с младенцем. Понаблюдайте за его реакцией. Он должен научиться следить за интересующим его предметом.
  3. Игры с цветом. Здесь на помощь может прийти мобиль с разноцветными животными и насекомыми, разной формы и размеров, которые еще и звуки издают. Повесьте его над кроваткой малыша и играйте с ним в животных. должен научиться уводить взгляд за пределы кроватки. А также помогут яркие разноцветные погремушки. Их задача - развивать цветовое восприятие глаз ребенка.
Все эти процедуры, направленные на развитие зрения, необходимо проводить дозировано, чтобы не перенапрячь малыша. Комната для занятий должна быть хорошо освещена. И самое главное - соблюдать гигиену . По мере загрязнения глазок смочите ватный тампон в кипяченой воде или отваре ромашки и протрите им глазки грудничка. Правило протирания: от внешнего угла к внутреннему, протираем без нажима, одну ватку используем только для одного глазика. При соблюдении вышеописанных рекомендаций ваш ребеночек вырастет здоровым, крепким, с хорошим зрением и отменным слухом.

Беременность – настоящее волшебство, во время которого в организме женщины происходят невероятные изменения. Будущая мама чувствует, как в ней зарождается новая жизнь, как маленький человечек растёт, развивается и готовится к появлению на свет. Удивительно, ведь ребёнок уже в животике у мамы слышит. Да, он слышит мамин голос, пение птиц в парке, музыку, голос старшего брата и биение материнского сердца. Слух крохи начинает формироваться ещё до рождения.

Уже после рождения малыш имеет достаточно развитый слух, но органы слуха еще не так хорошо сформированы, как у взрослого человека. У новорождённого в среднем ухе находится жидкость, которая немного ограничивает слух. Малыши в таком раннем возрасте лучше реагируют на высокие голоса и громкие звуки.

Слух, несомненно, является очень важным в развитии малыша. Если ребёнок плохо слышит – это проблема, ведь кроха в таком случае будет иметь трудности с общим развитием. Именно поэтому нужно как можно раньше проверить слух у своего карапуза. Слух у новорождённого могут проверить в роддоме на специальном аппарате.

Но если вы пропустили такую проверку, её можно провести в домашних условиях без какого-либо специального оборудования:

  1. Для того чтобы проверить слух у крохи, достаточно стать за его спиной и громко хлопнуть в ладоши. Если малыш как-то отреагирует на такой резкий звук, его слух в норме.
  2. Новорождённые детки реагируют на резкие звуки вздрагиванием. Когда крохе исполнится месяц, он может замирать от внезапного шума.
  3. В 2 или 3 месяца дети начинают реагировать на голоса родных. В таком возрасте можно проверить слух, разговаривая с малышом. Кроха, который нормально слышит, в ответ на речь мамы или папы будет оживлённо лепетать и агукать.
  4. После 3-х месяцев малыши способны реагировать на яркие погремушки. Пошумите погремушкой попеременно слева и справа от малыша. Если кроха слышит хорошо, он будет поворачивать голову к игрушке.
  5. Когда ребёнок уже будет самостоятельно сидеть, уроните возле него какой-то предмет на пол. Нормально слышащий малыш обязательно как-то отреагирует на звук падающей игрушки, например. Кроха может потянуться за ней вслед.
Что же может вызвать нарушение слуха у малышей? На формирование органов слуха могут влиять многие факторы:
  1. Наследственность очень часто становится причиной проблем со слухом.
  2. Влиять на развитие органов слуха малыша могут инфекции, которые действовали на плод ещё в утробе матери.
  3. Недоношенные детки часто имеют проблемы со слухом.
  4. Какие-либо проблемы во время родов, гематомы, асфиксия могут не лучшим образом повлиять на развитие органов слуха новорождённого.
  5. Иногда проблемы со слухом носят временный характер, так как вызваны повреждениями ушей или накоплением ушной серы.
Если всё-таки у вас возникли подозрения касательно того, что кроха плохо слышит или не слышит вовсе, нужно обязательно сообщить об этом педиатру. Он направит вас к отоларингологу или сурдологу, малышу проведут тщательное обследование и назначат лечение в случае, если проблемы со слухом действительно есть.

Имейте в виду, что ранняя диагностика проблем со слухом позволит вам избежать осложнений в будущем. Если игнорировать проблему, ваш малыш может окончательно потерять слух.

Что умеет новорожденный, как развиваются у него органы чувств: что он слышит, видит и чувствует в первый месяц жизни, читайте в нашей статье.

Эти первые ароматы могут помочь сформировать вкусовые предпочтения в дальнейшем. Например, у мамы, которая во время кормления питалась острой пищей, вероятно, вырастет малыш, любящий острую пищу.

Но пока что обойдемся грудным молоком или смесью.

Почему так важны прикосновения для новорожденного?

Тактильный контакт для новорожденного очень важен. С каждым касанием он узнает о жизни и о том, что его окружает.

В утробе матери ребенок находится в тепле и безопасности, а после рождения впервые сталкиваются с чувством холода, твердой поверхностью кроватки или швов на одежде. Убедитесь, что для вашего ребенка наш мир представляется спокойным местом, обеспечив его множеством мягкой одежды и одеял, нежных поцелуев, утешительных объятий и лаской.

Нужно ли волноваться?

Если вы хотите убедиться, что органы чувств ребенка исправно работают, можете провести несколько ненаучных экспериментов.

Когда вокруг тихо и ничего не отвлекает, смотрит ли ваш малыш на лицо или игрушку? Если глаза ребенка косят большем, чем на несколько мгновений, проконсультируйтесь с врачом. Также сообщите врачу, если глаза ребенка кажутся затуманенными или покрытыми пеленой, или если вы заметили необычные движения глаз.

Появление малыша на свет – счастливое время, которое, однако, связано с определенными беспокойствами.

Иногда взрослых начинает настораживать тот факт, что младенец выдает слабую реакцию на шум, не замечает работающий телевизор и не просыпается от громкой музыки, звучащей из соседней квартиры.

Неудивительно, что многие мамы интересуются, слышит ли новорожденный ребенок.

Органы слуха у человеческого эмбриона начинают формироваться с пятой недели беременности. К 16-й неделе плод уже воспринимает различные звуки.

После шести месяцев внутриутробного развития кроха не просто способен услышать музыку и голос, но и отреагировать на услышанное. Проведенный эксперимент доказал: новорожденный малыш начинает шевелиться в ответ на знакомые стихи, которые он слышал, находясь в материнской утробе.

Сложно представить, сколько разных шумов окружает ребенка в животе. Бежит по сосудам мамина кровь, отсчитывает удары ее сердце, активно работает кишечник.

Кроме того, малыш отчетливо слышит материнский голос. Вот почему младенцы легко отличают родительские голоса от прочих звуков.

В каком возрасте дети начинают слышать?

В течение двух-трех дней внутреннее ухо малыша наполнено жидкостью, которая смягчает восприятие звуков, обрушивающихся на него после рождения.

Хотя слуховой нерв развивается полностью к годовалому возрасту, новорожденный неплохо слышит и умеет улавливать интонацию, голосовой тембр, темп речи. Его реакцию легко проследить по оживлению:

  • малыш активно перебирает ножками и сжимает кулачки;
  • ищет глазками источник звуков;
  • замирает или вздрагивает;
  • плачет, если звук слишком сильный или неожиданный.

Иногда у младенцев возникают судорожные движения. В раннем возрасте подобную реакцию специалисты не считают отклонением.

Двухмесячный малыш начинает реагировать на происходящее более упорядоченно – исчезают судорожные движения, он поворачивает голову к источнику шума.

Разговаривая с ним, обратите внимание:

  • если вы говорите быстро, ребенок становится беспокойным, а его движения ускоряются;
  • если вы разговариваете плавно и медленно, кроха успокаивается, и его движения также замедляются.

Иногда увлеченные игрушками детки не обращают внимания на посторонние звуки. Кроме того, не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому даже педиатры предупреждают, что сложно предугадать, как именно грудничок будет реагировать на шум.

Врачи советуют не переживать раньше времени, если вам показалось, что новорожденный не отвлекается на звуковые раздражители. Вероятно, в вашей семье просто родился спокойный и флегматичный малыш.

Проблемы со слухом у новорожденного

Нередко у младенцев можно встретить такие серьезные заболевания, как тугоухость или глухота. К ним зачастую приводят:

  • вирусные заболевания (краснуха, грипп, корь) у беременной женщины;
  • прием будущей матерью алкоголя, наркотических средств или токсических препаратов;
  • осложнения при протекании беременности и родов (токсикозы, гипертония, недоношенность, переношенность, стремительные роды);
  • наследственность – нарушения слуха у мамы с папой или бабушек-дедушек.

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками).

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Уход за детскими ушками

Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку. Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.

  1. Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко. Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
  2. Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
  3. Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
  4. При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
  5. Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.

Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаютс я к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.

Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение . Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.


Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение , поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.


Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность . Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения .
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.


Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцам и появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи