Как стать внимательным на работе. Как быть внимательным - wikiHow

Внимательных людей сегодня не так много и поэтому большинство спрашивает, как стать внимательным человеком, что для этого нужно делать, какие есть секретные методики, упражнения, советы. Развить внимательность может каждый человек, но главное знать, для чего она вам нужна. Развить внимательность невозможно, если у вас нет конкретной цели, зачем она вам нужна и, пригодиться ли в жизни.

В статье вы узнаете, как стать внимательным , что нужно делать, чтобы развить внимание во всем, возможно ли это для невнимательного человека, который уже долгие годы не замечает ничего вокруг себя. Ведь если оглянуться, каждый человек увидит насколько наш Мир прекрасный и сколько всего хорошего в нем есть.

Вам нужно захотеть

Чтобы стать внимательным, вам просто нужно захотеть быть таким и начать проникаться желанием видеть то, чего вы не видели раньше. Все зависит от того, в чем именно вы хотите быть внимательным. Абсолютно во всем, человек не может быть внимательным, а только в том, что он хочет видеть. Если вы не внимательны, к примеру, на работе, вам нужно пробудить в себе желание видеть те вещи, которые вы не видели ранее и полюбить свою работу.

Концентрируйте внимание на одном предмете

Полюбите все вокруг

Чтобы стать внимательным во всем, вам нужно полюбить все, что вас окружает. Тот человек, который любит жизнь, видит больше чем остальные, он живет не прошлым, не будущим, он живет мгновением и ценит каждую секунду своей жизни, проживая ее с любовью и положительнымиэмоциями.

Очищайте разум от ненужных вещей

Занимайтесь тем, что вам нравиться

Чтобы стать внимательным , нужно перестать себя мучить и обманывать. Если вы не можете быть в чем-то внимательным, значит это не ваше занятие и вам не нравиться все это. Найдите свое предназначение, любимое дело, работу, тогда вам не нужно будет думать, как стать внимательным, так как все произойдет автоматически. То, что мы любим, мы запоминаем быстрее и естественным образом.

Малыш часто отвлекается во время занятий, у подростка снижается успеваемость из-за несобранности на уроках, а взрослый регулярно забывает, куда положил пульт или ключи... Проблема у всех одна и связана с недостаточностью внимания, не являющегося познавательным процессом, но организующего их функционирование. Внимание - состояние сознания, позволяющее чётко и полно отражать действительность. Как можно стать внимательнее и что для этого необходимо?

Свойства внимания

Уникальный инструмент сосредоточения на чём-то или ком-то обладает рядом свойств, которые можно развивать. Внимание характеризуется:

  • объёмом - количеством объектов, воспринимаемых одновременно в доли секунды (в норме от 4 до 6);
  • устойчивостью - длительностью удерживания;
  • концентрацией (ясностью восприятия), позволяющей не отвлекаться на менее значимые сигналы;
  • переключаемостью - скоростью перехода от одного к другому, более важному объекту;
  • распределением - способностью к параллельным процессам;
  • направленностью (предметностью) - выделением определённых сигналов как главных внутри себя или вовне.

Для будущей успешности в обучении с дошкольником необходимо заниматься, тренируя не только познавательные процессы (память, мышление, воображение), но и внимание. В досознательный период ребёнок ситуативен, поэтому для занятий необходимо создать определённые условия:

  • комфорт, связанный с соблюдением режима дня, отсутствием необходимости исполнения других потребностей, приспособленностью помещения;
  • эмоциональная насыщенность занятия со сменой деятельности, привлекательной для малыша;
  • чёткое и пошаговое изложение инструкций в доброжелательном тоне, ибо это организует малыша и развивает будущее планирование;
  • помощь в борьбе с отвлекающими факторами в виде вербальных ориентиров: «Мы сначала доделаем задание, а потом поиграем с машинкой»;
  • поддержка интереса.

Создав необходимую атмосферу, можно приступить к выполнению упражнений, решающих проблему, как стать внимательнее.

Упражнения для малыша

Игра «Три пункта» на объём внимания

Ребёнку, расположившемуся в удобной позе, даётся три задания. В инструкции они перечисляются одновременно. Задача: выполнить все действия правильно и в указанной последовательности. Для этого ему даётся весёлая команда: «Раз, два и три, быстрей беги». Пример задания: 1. Три раза хлопнуть в ладоши. 2. Назвать вторую букву алфавита. 3. Взять в руки мягкую игрушку.

При успешном выполнении задания можно усложнять: 1. Хлопни в ладоши такое количество раз, сколько лет тебе исполнилось. 2. Напиши на бумаге три первых буквы алфавита. 3. Возьми в руки вещь, название которой начинается с буквы «в».

Игра «Знаки» на переключение внимания

Такую забаву лучше проводить с группой, но можно и с одним малышом. Как ребёнку стать внимательным, если он не умеет ориентироваться в обстановке? Этому помогают знаки-переключатели, придуманные взрослыми в ходе любой игры: слова «Стоп игра», звон будильника или колокольчика, картинка, демонстрируемая участникам.

Игра «Корректор» на распределение внимания

Занятие подходит для старшего дошкольника, который знает буквы. Ему даётся текст с крупным шрифтом, где нужно найти и зачеркнуть все буквы «О». Если в ходе игры малыш делает это хаотично, его следует поправить. Усложнения задания: 1. Вычеркнуть одну букву и подчеркнуть другую. 2. Выполнить задание на время. 3. Устроить соревнование с другим ребёнком или со взрослым. Сознательно пропустив буквы, поручить обоим проверить задание у соперника.

Как стать более внимательным подростку

Подросток способен выполнять более сложные задачи, увеличивая объём внимания. Ему можно предложить табличку, где в различных геометрических фигурах проставлены цифры, например 8, 3, 9. Фигуры могут быть любые: треугольник, квадрат, круг. Перед началом демонстрации табличек следует предупредить, что будут показаны числа. Подняв их на секунду, можно предложить записать цифры в ряд, найти сумму, произведение. Затем попросить назвать фигуры, в которых они изображены. На следующих занятиях количество цифр и табличек следует увеличить, если школьник легко справляется с заданием.

Интересная математическая задача на состоит в требовании записать две цифры в столбик. Следующая пара цифр будет состоять: верхняя - из единицы суммы двух первых, а нижняя - просто перенесённая верхняя. Например, взяты 3 и 5. Вверху будет 8, внизу - 3. Следующая пара цифр формируется по тому же признаку. Получится 1 и 8. Интрига заключается в том, что участнику даётся новое задание, в котором единицы суммы пишутся внизу, а переносится вверх нижнее число. После освоения нового задания участнику предлагается их хаотичная смена по определённому сигналу.

Помощь компьютера

Без современных технологий сложнее определять и развивать такое свойство внимания, как концентрация. Компьютерная видеоигра Play attention со специальным нарукавником, куда встроен датчик, регистрирует степень концентрации внимания, а также уровень мышления. Игра сделана по принципу методик, применяемых американскими астронавтами.

Огромное число компьютерных программ отвечает запросам, как стать внимательнее. Помимо игр созданы комплексы упражнений на развитие основных свойств внимания. "Супервнимание" - одна из них, включающая в себя одиннадцать наборов задач: "Поиск", "Замена", "Сортировка", "Ошибки", "Сумма", "Корректор", "Тройка", "Дыхание", "Фигура", "Шашка", "Ритм". Данные комплексы доступны в интернете, они основаны на интересе детей школьного возраста.

Групповые тренинги

В крупных городах имеются психологические центры, проводящие групповые тренинги для старших подростков и взрослых различной направленности. Одни из самых популярных - по развитию памяти и образного мышления. Параллельно все они решают проблему, как стать внимательным человеком, потому что основаны на восприятии, наблюдении, сосредоточенности. Упражнения опираются на основные свойства внимания, развивая и совершенствуя их. Создана целая наука эйдетика - инструментарий для работы с любым объёмом информации людей разного возраста.

Существует методика по активизации правого полушария мозга (Санкт-Петербург), курс «Суперпамять» на базе Президентской школы (Москва), использующие идеи и практику Джона Эткинсона. Для прохождения тренинга нужна мотивация, основанная на имеющихся проблемах либо при работе с информацией, либо в повседневной жизни.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Современным людям, особенно с момента появления мобильных телефонов и социальных сетей, порой очень сложно концентрироваться на чём-то, слишком большой объём информации со временем расслабляет внимание человека, и порой доходит до абсурдных вещей, когда мы не помним, что ели утром или куда положили ключи от дома буквально час назад. Поэтому сегодня я расскажу, как развить внимательность, чтобы вы не упускали важных деталей и могли находить важное среди большого потока информации.

От чего зависит?

6.Раздражители

Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, не стоит ругать себя, потому что это нормально. Попробуйте, когда вас отвлечёт какой-то раздражитель, не злиться и пытаться поскорее забыть, а, наоборот, на нём сосредоточиться. Прям даже мысленно представив, как вы его ловите руками, рассматриваете с разных сторон, задаваясь вопросом: «зачем он мне?», а потом отпускаете.

7.Внимание к мелочам

Каждый день осматривайте свою комнату или кабинет. Вроде бы это ваше привычное пространство, которым вы распоряжаетесь и всё знаете, но вы будете удивлены, как столько банальных и простых вещей не замечаете. Поэтому, когда у вас перерыв, или есть свободная минута, осмотритесь, а затем закройте глаза и попробуйте представить как можно больше деталей: что именно лежит на столе, каким образом…

8.Два полушария мозга

Отлично помогают развивать концентрацию способы, с помощью которых включатся в работу одновременно оба полушария мозга.

  • К примеру, возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките время, допустим, 1 минуту, во время которой одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой, и треугольников другой. Круги должны быть ровными, а треугольники острыми. Минимальное количество пар должно составлять число 5.
  • В одной руке закрепите две ручки разными пальцами, которыми одновременно также следует нарисовать разные фигуры. Это упражнение сложнее, в таком случае, выделите себе не менее 5 минут, чтобы получилась хоть одна пара.

9.Незнакомец


Где-то на улице, либо в помещении, неважно, обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10. Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат.

10.Концентрация

Положите перед собой какой-то предмет, к примеру, карандаш. И в течение 5 минут концентрируйтесь только на нём. Каждый раз, когда будете отвлекаться, ставьте галочку и возвращайтесь дальше выполнять задание. Со временем вы заметите, что этих галочек станет меньше, потому что благодаря постоянной практике вы будете улучшать свои результаты, к тому же отслеживать, в какой момент уровень вашей внимательности падает, а в какой возрастает.

Если вам недостаточно информации в статье, я рекомендую посмотреть вот этот курс .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Можете установить себе специальные программы и игры, с помощью которых будете практиковаться, комплексный подход принесёт более высокий результат, ваш мозг всегда будет в тонусе, и тогда вы быстрее и эффективнее будете выполнять работу, а соответственно, добиваться необходимых результатов. Подписывайтесь на блог, чтобы не упустить новой интересной информации. До скорых встреч.

Умение управлять вниманием важно в любом деле. Когда мы увлечены, заставлять себя сосредоточиться не нужно. А что делать, если мысли постоянно уносятся вдаль от скучной работы или не слишком интересного занятия?

Наше внимание подвижно: оно может быть направлено как на один предмет, так и на несколько сразу, оно может ослабевать или переключаться. Его можно сравнить с прожектором, направляющим яркий или слабый, широкий или узкий луч, освещающий один или несколько объектов.

Внимательность – это на чем-либо, совершать действия, не отвлекаясь на посторонние дела. Антоним «внимательности» - «рассеянность».

Вспомним басню Крылова «Ворона и лисица», в которой ворона собралась вкусно позавтракать сыром, да отвлеклась на льстивые речи лисицы, которая имела свои виды на этот сыр. И дело закончилось тем, что «Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова».

А детское стихотворение Самуила Маршака о человеке рассеянном с улицы Бассейной? Оно также о том, к чему приводит невнимательность: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок на пятки натянул себе перчатки».

Миру очень повезло, что человек рассеянный не был конструктором самолетов, аптекарем, хирургом, банковским служащим – наверно, он был «свободным художником», потому что трудно найти профессию, где бы не требовалась внимательность.

Более того, немецкий пастор Вильгельм Буш заметил, что многие люди стали богатыми потому, что были внимательны к мелочам и не пренебрегали ими. А старая поговорка гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поскольку рассеянность не болезнь, от нее можно избавиться своими силами. Мы же не хотим ставить свою судьбу в зависимость от собственных ошибок, сделанных по невнимательности?

Как стать внимательным

Психологи шутят, что особенно внимательными мы становимся тогда, когда в рабочее время занимаемся посторонними делами и стараемся не пропустить момент, когда войдет начальник.

Упражнений на совершенствование внимания множество. И они направлены на развитие и тренировку разных его свойств: способности к переключению, совершению параллельных действий, концентрации, устойчивости.

1. Повышаем концентрацию внимания с помощью цвета

Вернее, трех цветов – желтого, синего и зеленого. Давно известно, что цвета сильно влияют на наше . Французский художник Жак Вьено заметил, что «от цвета можно ждать чудес, но он же может вызвать и катастрофу».

Если мы хотим иметь ясный ум, быть сообразительными и внимательными, если то и дело принимаем участие в мозговых штурмах, то при нам стоит обратить внимание на солнечный желтый цвет. При работе над проектами, требующими длительной концентрации внимания, нам облегчит задачу синий и зеленый цвета.

Разумеется, мы не можем изменить интерьер рабочего кабинета в соответствии с этими пожеланиями, но в наших возможностях оформить свой рабочий стол так, как мы хотим. Ручки, блокноты и прочие канцелярские принадлежности, фотографии мы можем подобрать в цветах, настраивающих нас на рабочий лад и повышающих концентрацию внимания. Кстати, эти же цвета не советуют использовать в спальнях.

На рабочем месте не стоит использовать яркий красный цвет, вызывающий возбуждение, из-за чего человеку трудно сосредоточиться и он допускает больше ошибок.

2. Упражнение «Назови цвет»

Напишите на бумаге названия цветов, как в примере ниже, а затем возьмите цветные фломастеры и закрасьте каждое слово другим цветом.

Фиолетовый. Синий. Желтый. Синий. Коричневый. Зеленый. Красный. Черный. Розовый. Оранжевый. Голубой. Красный. Коричневый. Фиолетовый. Желтый. Черный. Зеленый. Синий. Голубой.

Смотрим на эти слова и вслух быстро называем цвета, но не те, которые написаны, а те, которыми слова закрашены. Это не так уж просто, как кажется.

3. Не переключаемся

Наше внимание так и норовит увести нас в сторону от неотложных дел. Мы только включились в рабочий процесс, как тут до нас донесся соблазнительный кофейный аромат – и вот мы уже забыли, над чем собрались работать, и бежим варить кофе. На монитор рабочего компьютера упал солнечный луч – и вот мы мыслями уже в отпуске. Наш взгляд наткнулся на букет цветов – и мы погрузились в воспоминания, потому что такие цветы росли в бабушкином палисаднике. Время идет, усилием воли мы таки заставляем себя взяться за дело, но в спешке совершаем ошибки, и это итог нашей невнимательности.

Берем себя в руки и начинаем контролировать моменты переключений. Открываем блокнот, который отныне будет у нас под рукой, и отмечаем их. В конце дня подсчитываем. Не забываем каждый раз при переключении мысленно себя спрашивать: «Действительно ли я хочу сейчас об этом думать?». Такие вопросы самому себе не дадут остаться переключениям незамеченными, и мы сможем их контролировать.

Если мы все же позволим себе отвлечься, то запишем время, которое уйдет у нас на посторонние размышления. В итоге может набраться немало минут, а то и часов, потраченных впустую. Возможно, этот способ заставит нас больше ценить время и лишний раз не переключаться на бесплодные размышления.

4. Учимся концентрироваться

Здесь понадобится немного терпения: в течение двух минут наблюдаем за движением секундной стрелки. Затем на листе бумаге также на протяжении двух минут рисуем прямую линию, сосредоточившись только на этом процессе. Подумали о чем-то другом – нарисовали петлю и снова ведем прямую линию. Делаем так несколько раз в день и смотрим, есть ли прогресс: стало ли петель меньше?

5. Тренируем внимание

Попросим кого-нибудь оставить на столе несколько предметов – пусть их сначала будет 5. Окидываем взглядом, запоминаем, отворачиваемся и просим один убрать. Поворачиваемся и называем предмет, которого не стало. Постепенно доводим количество предметов до 30.

Заведем дневник и полчаса в день уделим записям: опишем любое событие дня, которое произвело на нас наибольшее впечатление, обращая внимание на детали. Также можно полчаса в день уделить рисованию: рисуем все, что придет на ум, например, как сегодня выглядела наша коллега. Такое упражнение развивает внимательность, наблюдательность, креативность, память и дает возможность сосредоточиться.

В течение двух-трех минут рассматриваем картину или фотографию. Закрываем глаза и мысленно стираем сохранившийся образ. Делаем так несколько раз, вплоть до 50. Далее картину не стираем, а воспроизводим в памяти, стараясь не упустить никаких деталей. Открываем глаза, сверяем запечатленное в памяти изображение с оригиналом, отмечая, какие детали были упущены. Снова проделываем то же самое, пока образ не удастся мысленно воспроизвести с максимальной точностью.

6. Упражнение «Луч внимания»

Врач-психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» для тренировки внимания предложил еще одно упражнение: смотрим в окно и находим несколько отдаленных объектов, например многоэтажный дом, церковные купола, телевизионную вышку. Наш взгляд – это луч, одновременно охватывающий эти объекты. Держим этот луч внимания две – три минуты, а затем направляем его на свой кончик носа и держим столько же. Опять направляем луч внимания на дальние объекты – и снова на кончик носа. И так несколько раз. Затем закрываем глаза и мысленно проделываем те же действия.

Это упражнение будет хорошей гимнастикой и для глазных мышц.

Инструкция

Осознайте пользу работы над развитием внимания.

Часто из-за невнимания тратится время на переделку чего-либо. Например, вы перечитываете информацию и просите повторить поручение, а выходя из дома, вдруг спохватываетесь, выключили ли вы утюг.

Невнимательность сокращает ощущение радости жизни. Почему бы не превратить монотонный субботний шопинг в приключение? По дороге в магазин загляните в лица прохожих, оглянитесь вокруг – и жизнь станет интереснее!

Внимание – это психический процесс отображения мира. К психическим процессам также относятся: воля, память, речь, восприятие, представление, воображение, эмоции, чувства, ощущение. Между ними существует – развивая одно, вы измените качество другого.

Отдыхайте. Если вы переутомились умственно или физически, для восстановления внимания организму необходим отдых.

Видео по теме

Обратите внимание

Развить внимание «впрок» нельзя. Необходима постоянная работа.

Полезный совет

1. Формирование внимания у каждого человека идет по индивидуальному пути, в зависимости от разных факторов, в т.ч. исходных возможностей человека. Но улучшение этого процесса зависит, в первую очередь, от желания и работы над собой.

2. Работая над вниманием, делайте это осознанно. Не стоит стремиться все заметить – это, наоборот, приведет к рассеянному вниманию. Направляйте внимание только на то, что необходимо в данный момент. Это ключ к пониманию явлений.

Источники:

  • Книга для углубленной работы со вниманием. Чарльз Тарт. Практика внимательности.

Ребенка постоянно что-то отвлекает, ему интересно все! Никакой сосредоточенности. Но иногда малыш внимательно рассматривает какой-то предмет в течение 20 минут. А другой ребенок снова и снова запускает мыльные пузыри и, как зачарованный, смотрит, что будет дальше. Дети могут долго заниматься тем, что им действительно интересно. Научить ребенка внимательности можно, если целенаправленно заниматься этим с ранних лет.

Инструкция

Важно, чтобы в окружающей обстановке присутствовали вещи, способные увлечь малыша. Пусть он осваивает эти предметы, совершенствует координацию движений. Не перегружайте кроху запретами. Замечательно, если вы имеете возможность регулярно посещать вместе с музеи и театры. Здесь его научат долго, сосредоточенно наблюдать. Увеличивать частоту посещения таких мероприятий необходимо постепенно.

Дети привыкают к определенному , получая через него ощущение безопасности, надежности. Они переживают трагедию, если нарушается что-то в их обычном мире. Поэтому любят повторять одни и те же действия, просят почитать одну и ту же сказку снова и снова. Именно через повторение каких-то действий дети достигают высокой степени сосредоточенности. Они учатся внимательности , когда что-то целиком увлекает их. Старайтесь сохранить установившийся режим дня, привычки (например, во дворе дома перед сном). Организуйте игры, в которых действия повторяются неоднократно. Это может быть пересыпание крупы из одной чашки в другую.