Как выбраться из невроза. Выход из невроза. Как себе помочь

На сегодняшний день, согласно статистике, неврозами страдает каждый третий. Эпоха стрессов и конфликтов оставляет заметный след на нашей психике, вынуждая нас адаптироваться к сложившимся условиям. Не каждый человек может позволить себе обратиться за помощью к специалистам и причин тому великое множество. Однако если невроз не лечить вовсе, это негативно сказывается на всём организме в целом. На начальных стадиях невротические расстройства . В этой статье мы поговорим о том, как лечить невроз самостоятельно.

Психологический подход к лечению неврозов

Существует ряд психологических методик для лечения неврозов, которые человек с лёгкостью может освоить сам и излечиться на ранних стадиях заболевания. Рассмотрим следующие психотерапевтические методы борьбы с невротическими состояниями:

  • релаксация, медитация;
  • аутогенная тренировка;
  • игротерапия (эффективна для детей дошкольного возраста);
  • вытеснение.

Метод релаксации заключается в полном расслаблении мыслей и тела. Необходимо сесть в удобную позу, закрыть глаза и сделать несколько медленных вдохов и выдохов. Дышать следует полной грудью, представляя, как воздух циркулирует по всему телу. Далее нужно представить красивый пейзаж (например, как вы отдыхаете на берегу океана) и находиться в нём как можно дольше, не забывая при этом делать дыхательные упражнения. Джанет Рейнуотер предлагает невротикам представить себя в виде цветка, меняющего цвет. После нескольких минут медитации необходимо сделать глубоких вдох и, выдыхая, открыть глаза. Свои впечатления желательно записать на листке бумаги, либо завести специальный дневник. Многих людей волнует вопрос: как избавиться от невроза самостоятельно, не посещая психотерапевтов и не высиживать долгие очереди к врачу. Методы релаксации и медитации достаточно легки в своём понимании и освоить их не составит особого труда. Аутогенная тренировка заключается в расслаблении и самовнушении. Следует сесть, расслабиться и вдохнуть как можно больше воздуха в лёгкие, представляя, как они полностью заполняются. Далее, необходимо, выдыхая всё содержимое, представить, как с ним уходят проблемы. Потом похожие упражнения проводятся со ступнями, кистями рук, животом, плечами и лицом. Впечатления от процедуры нужно записать в дневник. После всех манипуляций человек чувствует себя бодрым и отдохнувшим. К сожалению, неврозами страдают не только взрослые, но и дети. Родителям, чьи малыши подвержены невротическим состояниям, можно попробовать улучшить психологическое здоровье своего чада с помощью игры. С помощью данного метода можно выявить, какие страхи беспокоят ребёнка, что заставляет нервничать и проявлять агрессию. Главное в игре позволить ребёнку вести себя естественно, выражать свои чувства и эмоции. Родителю следует предложить ребёнку разыграть жизненные ситуации, наиболее беспокоящие малыша, с помощью игрушек. В детском возрасте игра является лучшим средством от невроза. Одна из причин невротических состояний – это годами накопленный негатив, который человек «проглатывает», не давая эмоциям и мыслям выходить наружу. Очень часто люди сами себе придумывают проблемы, навязывают болезни, например, пациенты с настолько обеспокоены своим здоровьем, что начинают заболевать своими же вымыслами. Психотерапевты всего мира советуют «выпускать пар», иными словами – вытеснять агрессию и негативные эмоции. Итак, как лечить невроз самостоятельно, с помощью специальных психологических приёмов? Вот некоторые рекомендации, помогающие освободиться от лишнего стресса и отрицательных мыслей:

  • изложить суть проблемной ситуации на листке бумаги и сжечь его, представляя, как вместе с дымом уходит весь негатив;
  • кричать в подушку или в безлюдном месте, с криком высвобождаются отрицательные эмоции, и создаётся ощущение облегчения;
  • повесить дома грушу, представлять лицо проблемы, с каждым ударом якобы решая её;

Особенности питания при неврозе

Оказывается, правильно питаясь, можно ускорить выздоровление при невротическом расстройстве и значительно улучшить своё общее состояние. Сбалансированное питание – отличное средство от невроза. Существует несколько советов о правильности употреблении пищи при неврозе:

  • не переедать, еда без желания не идёт на пользу;
  • тщательно пережевывать пищу;
  • не запивать еду водой, и пить минимум через 15 минут после еды;
  • питание должно быть разнообразным и правильным;
  • выпивать 2 литра жидкости ежедневно.

Несмотря на то, что невротическое состояние предполагает собой соблюдение диеты, можно иногда себя побаловать чем-нибудь сладким, например, шоколадом, который, как известно, повышает настроение. Не рекомендуется употреблять много кофе, энергетических напитков, острой и солёной пищи. Следует также исключить употребление алкоголя и табакокурение, которые при неврозе, как никогда, провоцируют спонтанные вспышки тревоги и агрессии. Диетологи всего мира советуют невротикам по утрам принимать капли женьшеня или элеутерококка, которые не только бодрят, но и приносят заряд энергии. Вечером, при сильном перевозбуждении, рекомендуется употреблять мятный чай или полстакана настоя пустырника.

Как избавиться от невроза самостоятельно

Рассмотрим простые и эффективные средства от невроза, доступные каждому человеку:

  • двигательные нагрузки, спорт;
  • режим дня;
  • хобби;
  • принятие фитованн, закаливание;

Занятия спортом также помогают при борьбе с неврозами. Невротикам показаны бег, фитнес, аэробика, как наиболее доступные виды спорта, позитивно влияющие не только на кровообращение, но и на нервную систему. Физические упражнения заряжают энергией и хорошим настроением на весь день, не оставляя места хандре. Невротикам необходимо ввести режим дня, который поможет себя дисциплинировать и правильно организовать. Когда человек просыпается и отходит ко сну в одно и то же время, организм подстраивается под график и устанавливает свои биологические часы. Иногда негативные эмоции появляются от скуки и одиночества. Эффективным средством от тоски является хобби. Приятное и полезное занятие отвлекает от насущных проблем и развивает личность. Например, терапию чтением активно практикуют западные психотерапевты в лечении не только неврозов, но и . Как известно, принятие горячей ванной на ночь расслабляет и помогает заснуть. А если водные процедуры совмещать с правильно-подобранным комплексом трав, можно значительно снизить накопленное в течение дня напряжение и возбудимость. Для фитованн используют листья ромашки, зверобоя, пустырника и мяты. Две столовые ложки трав заливают кипятком и дают настояться 40 минут, после чего добавляют в воду. Закаливание же не только повышает иммунитет и защитные функции организма, но и благотворно влияет на психику. Ощущение резкого холода помогает справиться с собой, подавить агрессию и тревогу.

Как бороться с неврозом с помощью музыки и цвета

Благотворное влияние музыки на психику известно ещё с давних времён. Когда-то, за неимением необходимых медикаментов, игрой на музыкальных инструментах пытались обезболивать роды. Существует три варианта терапии музыкой, доступные всем:

  • пассивное слушание;
  • активное участие;
  • интегрированный процесс.

Пассивная музыкотерапия предполагает собой обычное прослушивание музыкальных мелодий. В качестве «музыки для ушей» выбирают классику, спокойные, несложные произведения, например, композиции И. Брамса, Л. Бетховена, В.А. Моцарта. Активная музыкотерапия представляет собой пение, игру на музыкальных инструментах, иными словами, человек сам «делает» ту музыку, которая ему по душе. Иногда мелодии используют в комплексе с другими занятиями, оказывающими психотерапевтическое воздействие, например, чтение стихов под классику. Психотерапевты советуют невротикам, страдающим бессонницей, на ночь слушать успокаивающую музыку, например, Чайковского. Психосемантика цвета играет немаловажную роль и имеет сильное воздействие на психику, приводя нервные процессы в активную стадию возбуждения и наоборот. Известно, что зелёный и желтый цвета повышают настроение и побуждают к действию, синий и фиолетовый успокаивают и умиротворяют. «Кричащие» цвета, такие как красный, сиреневый, наоборот, возбуждают, а у невротиков и вовсе иногда вызывают вспышки агрессии. Правильно подобранная цветовая гамма в интерьере коренным образом влияет на настроение и работоспособность. Людям, склонным к депрессивным состояниям, психологи советуют окружить себя оранжевым и зелёным цветами, например, покрасить стены или купить яркую люстру.

Отрицательные эмоции и депрессии негативно влияют на здоровье человека, страдает не только психика, но и внутренние органы. Так, межличностные конфликты приводят к развитию функциональной диспепсии (невроз желудка), а эмоциональный стресс – к неврозу сердца. Даже при таком заболевании, как терапевты назначают антидепрессанты и успокоительные средства, так как одной из причин его возникновения считается психоэмоциональный стресс. Можно ли ? Ответ очевиден – да! На ранних этапах болезнь легко поддаётся без помощи психотерапевтов и невропатологов, главное, верить в свои силы и поставить себе цель. Вот следующие простые правила, выполняя их можно избавиться от этой проблемы навсегда:

  • необходимо избегать конфликтных ситуаций;
  • следует научиться контролировать свои эмоции;
  • при возникшем негативе – избавляться с помощью специальных психологических приёмов;
  • нужно правильно питаться;
  • соблюдать режим дня;
  • заниматься спортом, закаляться;
  • научиться расслабляться, отдыхать и радоваться простым вещам;
  • не злоупотреблять алкоголем и табакокурением;
  • найти полезное и приятное занятие – хобби.

У многих людей, страдающих тревожным расстройством, часто бывает представление о каком-то чудесном, сказочном избавлении от этой напасти. Вот лягут они спать, все такие несчастные и болезные, а, потом, проснутся утром и уже все такие здоровые и счастливые, без всяких там невротических симптомов.

Впрочем, иногда, случается и такое. Даже автор этой статьи нередко предлагает своим пациентам «отменить» невроз со следующего утра. Как ни странно, но у некоторых индивидумов это получается.

Обычно же, невротическое расстройство имеет свою динамику. Это положение относится как к формированию невроза с его последующим переходом в хроническую стадию, так и к его преодолению, возврату в полноценную, нормальную жизнь.

Надо сказать, что многие люди так или иначе приспосабливаются к своему психическому дискомфорту: работают, путешествуют, влюбляются, создают семьи. Невротические симптомы и дисфункции воспринимаются как данность, как неприятная обыденность их бытия. Ну да, приходится принимать психотропные препараты, иногда случаются приступы тревоги, бывают расстройства сна и настроения, возникают ситуативные страхи. Но, в целом, жить можно. Хотелось бы, конечно, получше, но и так вроде ничего.

Кое-кто даже извлекает выгоду из такого состояния - неосознанно, а, часто, и осознанно - манипулируя близкими людьми. Разве можно в чем-то отказать родному человеку, когда он так страдает и мучается? Да нет, конечно. Да, и, в принципе, проявить участие и заботу о близком - это так по-человечески.

А теперь - ближе к теме статьи. Чтобы описать динамику какого-либо процесса, надо, прежде всего, определить рамки этого самого процесса. Относительно невротического расстройства это сделать достаточно сложно. Что есть «невроз»? Что такое его отсутствие? Когда человек становится невротиком? Когда перестает им быть?

На самом деле, у каждого из нас случаются кратковременные неврозы, говоря по простому - «неврозики». Появилась небольшая припухлость в подмышечной области: ага - думаем мы - наверное, это метастаз. Жена несколько дней задерживается на работе - ну вот, ухажера завела. Начальник на твое громкое «Здравствуйте, Иван Иваныч» как-то очень сухо шевельнул губами - значит, жди увольнения. И всё: тревога, страхи, уныние, отчаяние… А потом, через несколько дней, все проходит, рассасывается. Припухлость разрешилась маленьким прыщиком; жена, оказывается, помогает молодой сотруднице освоиться с новой работой; а у начальника была обычная зубная боль.

Но, к сожалению, в жизни нередко складываются такие обстоятельства, когда человек под гнетом мучительных психоэмоциональных переживаний обращается к специалисту, врачу-психотерапевту.

Надо сказать, что во многих случаях, когда избыточная тревога носит ситуативный характер, когда, самое главное, еще не успела возникнуть невротическая реальность , бывает достаточно одного или нескольких психотерапевтических занятий или же кратковременного курса медикаментозного лечения. После чего человек снова возвращается в свою нормальную жизнь, в свое бытование в обыденности и повседневности.

Можно описать траекторию выхода из невроза и более образным, метафорическим языком. Это как стихающее после шторма море. С одного взгляда сложно разобраться, успокаивается стихия, или - нет. Но, если понаблюдать за ней, то видно, что волны понемногу теряют свою прежнюю мощь, порывы ветра возникают реже, небо очищается от свинцово-серой пелены, грозный рокот бури сначала превращается в шумный плеск, потом и он молкнет… Иногда, правда, бывает так, что одна волна набежит на другую, закрутит её, завертит, бросит последней, отчаянной силой на песчаный брег и тут же с шуршанием отползет назад, в свою родную и вечную обитель.

Процесс возвращения человека к нормальной жизни имеет четко выраженную клиническую составляющую. Её можно представить в виде последовательной смены стадий невроза.

Разгар невроза - это стадия больших невротических симптомов . К ним относятся панические атаки , органные неврозы, стойкие навязчивые мысли и ритуалы, тотальное фобическое избегание, устойчивые нарушения сна, затяжная депрессия, выраженные когнитивные дисфункции головного мозга и ряд других, ничуть не менее мучительных. Обычно на этой стадии присутствует заметная социальная дезадаптация.

Следующая стадия (выход из невроза становится всё ближе) - это стадия малых невротических симптомов . Для нее типично меньшее разнообразие невротических проявлений, их более мягкий, стертый характер. Это могут приступы страха, не достигающие, однако, по своей интенсивности размаха панических атак, избирательная агорафобия, иногда возникающее ипохондрическое «соскальзывание» и «застревание», нерегулярные расстройства сна, эпизодически возникающие навязчивые мысли и малообременительные поведенческие ритуалы, неустойчивый фон настроения с чередованием коротких периодов воодушевления и уныния. Жизненный мир человека понемногу начинает расширяться, частично возвращаются потерянные пространства и социальные компетенции.

Третья стадия - это стадия вегетативных дисфункций , «шума» тела. Шторм уже кончился, осталась лишь небольшая рябь, но вода уже почти совсем прозрачная. Невротическая реальность трескается (пришлось для пущей убедительности за одной метафорой, вдогонку, запустить другую) во многих местах и, наконец, обрушивается. Бо льшая часть вегетативных импульсов гаснет в подкорке и не доходит до сознания. Невротические переживания лишаются чувственной окраски, обесцениваются, забываются и перемещаются на периферию сознания.

Личностный контур изменений, сопровождающий выход из невроза - связан, прежде всего, с деконструкцией невротической системы убеждений, с появлением новых смыслов жизни, дополняющих прежние, с преодолением фобического избегания и экзистенциального отчуждения, с обретением чувства внутренней свободы. Эти все трансформации верифицируются в обычной, жизненной среде человека уверенным, адаптивным поведением и его способностью контролировать свои эмоции в любых, даже самых непростых ситуациях.

Поддерживая связь с некоторыми из бывших своих пациентов, я нередко вижу, что они добились в жизни серьезных успехов. Ведь победа над неврозом окрыляет человека, придает ему дополнительные силы. Горизонты своего бытия он начинает рассматривать по вертикали. А перенесенный когда-то невроз становится просто фактом его биографии.

Невроз – штука серьезная, отголоски которой будут доходить до тебя всю оставшуюся жизнь. Кто-то может сказать, да что это за болезнь такая, подумаешь, нервы. Блажь одна. Это же не язва желудка, не диабет, не гепатит. Да, только язву желудка все знают, как лечить, а вот невроз не всегда. Впрочем, все по порядку.

История моего здоровья: как я заработала невроз!

Невроз у меня начался в 25 лет, после рождения первого ребенка. Казалось бы, как такое счастливое событие может привести к неврозу? Как человек, прошедший все круги ада, могу вам с уверенностью сказать: может. Сынишка родился очень беспокойным, я не могла нормально поспать ни днем, ни . Каждые пятнадцать минут я вставала по его крику. То он хочет есть, то нужно поменять подгузник, то просто покачать. Уснуть я даже не пыталась. А смысл, если я знаю, что стоит закрыть глаза, как раздастся детский плач. Конечно, так долго продолжаться не могло, я заработала нервное истощение.



Как я определила, что у меня невроз: симптомы заболевания

Мой обессиленный организм однажды ночью отреагировал тем, что мне вдруг как будто не стало хватать воздуха, я пробовала глубоко вздохнуть и не могла. В горле почувствовала ком, который, казалось, мешал мне нормально дышать. Я то и дело сбирала в легкие воздух, но вздохнуть никак не получалось.

Я начала паниковать, и тут у меня начался самый настоящий приступ. Нехватка воздуха, бешенное биение сердца, страх от того, что не понимаю, что со мной происходит, вывели меня из себя окончательно. Телефона поблизости не было, и скорую помощь вызвать я не могла. Перепробовала все средства, которые нашла дома: валидол, пустырник, эуфиллин, однако ничего не помогало. Я готова была землю грызть, чтобы свободно вздохнуть. Каждый вдох давался мне с таким трудом, что, когда наступило утро, и я стала одеваться в больницу, юбка просто спала с меня. За одну ночь я похудела на 2 или даже 3 размера.

Как такое может быть? По дороге в больницу я вообще не знала, что и думать. Что со мной? Врач внимательно меня выслушал, осмотрел, послушал работу сердца, легких и вынес свой вердикт: «У вас обыкновенный невроз». И выписал мне различные мощные седативные средства, а также иглоукалывание и физиопроцедуры, душ Шарко, витамины.


На первых порах я, конечно, обрадовалась, что никакой смертельной болезни у меня нет, однако потом впала в самое настоящее отчаяние. Тяжелая одышка не прошла ни через день, ни через два, ни даже через месяц. Я даже есть не могла нормально, уже после двух ложек у меня было такое чувство, что еда сейчас начнет из меня вываливаться. Про сына я совсем забыла. И моя жизнь превратилась в один большой кошмар.

Ежедневно я ездила на иглоукалывание, мне кажется, что оно немного отвлекло меня от моей проблемы. Наверное, помог и душ, но я не уверена. Еще мне кололи витамины В6, В12, и мне кажется, что они отчасти вернули мне интерес к жизни.

Какие средства против невроза оказались бесполезны?

Таблетки я тоже, конечно, пила, но единственное, чего мне после них хотелось, это спать. И я спала сутками напролет, пока с моим ребенком сидела бабушка. Я вставала только попить или в туалет, пила очередную таблетку и снова засыпала. Через неделю я поняла, что живу жизнью какого-то растения, и с этим пора кончать.

Нельзя же всю жизнь на седативных препаратах просидеть.

С того дня я закинула таблетки в дальний ящик и начала лечиться по своей методике.

Как я избавилась от невроза за неделю в домашних условиях

В моей домашней библиотеке была на то время очень модная книга Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Я добросовестно прочитала ее от корки до корки, однако перестать беспокоиться, в том числе и по поводу собственного здоровья, не могла. Только в редкие минуты какого-то увлечения я забывала о своей одышке, и мне на время становилось легко. Например, когда я рисовала или играла на гитаре. В общем, занималась творчеством. Еще я начала вести дневник, где описывала свое состояние, что я сделала в этот день в борьбе со своей болезнью, а также подпитывала себя всякими ободряющими цитатами, настраивающими меня на выздоровление.


Мне надо было перекроить свое мышление от негативного к позитивному. И я этим как умела, занималась. Кроме того, я начала заниматься спортом, ну, это, конечно, громко сказано, потому что не могла пробежать даже один полный круг. Делала зарядку, обливалась прохладной водой, ходила босой по траве. Вычитала, что такие процедуры закаляют нервную систему. Пробовала пить разные травы, но мне они не помогали.

Самое главное в борьбе с неврозом – это уйти от своего подавленного состояния. И начать радоваться жизни. Начать замечать поющих птиц, распустившиеся цветы, облака на небе, наконец, то, как подрастает твой собственный сын. Какие он произносит слова, чему новому научился. По сути, невроз – это махровый эгоизм. Невроз – это болезнь озабоченных собственной персоной людей, особ, зацикленных на себе. В конце концов, именно к такому выводу я пришла. Люди, увлеченные своей профессией, живущие ради других, не подвержены заболеваниям нервной системы.

Что еще пришлось поменять в жизни?

Начать думать не о себе – это все равно, что начать себя ломать. Но мне пришлось это сделать. Сначала я постаралась наладить утраченные контакты со знакомыми и приятными мне людьми, потом начала с ними подолгу разговаривать.

А еще я влюбилась , ради своего оправдания могу сказать, что к тому времени уже не жила с отцом своего ребенка. Любовь — мне кажется, один из самых действенных методов не только в борьбе с неврозами, а вообще с любой, даже самой тяжелой болезнью. Мое сознание переключилось с собственной немощи на объект любви. «Он сегодня придет, значит, я должна хорошо выглядеть!». Я и начинала примерять наряды, подводить глаза, делать прическу. В общем, заниматься всей той ерундой, которой озабочены все девушки перед свиданием. Во время наших встреч я забывала обо всем, в том числе и о моей одышке, которая так меня мучила, особенно по ночам. Мы катались на машине, так что, за окном свистел ветер, слушали музыку, ходили в кафе, целовались. Это было здорово. И это меня лечило лучше всяких таблеток и врачей.


Самое противное в неврозе то, что адаптация и возвращение к прежней себе происходит очень медленно. На то, чтобы полностью восстановиться, набрать вес и начать радоваться жизни, ушло несколько лет. Это был тяжелый путь страхов. Я боялась, ужасно боялась, катастрофически боялась повторения того ночного кошмара, того приступа. И когда посреди темной, глухой ночи меня вдруг сковывал страх, мне еле-еле удавалось справиться с собой, побороть надвигающуюся панику. Только необыкновенным усилием воли мне все-таки удавалось это сделать. Постепенно жизнь вошла в свою обычную колею, и болезнь отступила.

С тех пор прошло много лет. У меня новая семья, родился второй ребенок, но застарелый невроз нет-нет, да и напомнит о себе. Звонят в дверь – и я чувствую, как начинает бешено биться сердце, и появляется легкая одышка. Переработка, усталость, проблемы, плохое настроение – что угодно из этого списка может привести к тому, что у меня начинается одышка и появляется ком в горле.

Что я делаю? Стараюсь не обращать на это никакого внимания, переключаюсь на интересное дело и даю себе хорошенько выспаться. А еще я стараюсь каждое утро делать зарядку, время от времени танцевать. Принимаю контрастный душ, он закаляет мою нервную систему. И сейчас уже не огорчаюсь по разным пустякам. Ведь я прекрасно понимаю, что причина моего плохого настроения забудется через пару дней, а здоровье восстанавливать ох как непросто.

А еще я с легким сердцем научилась отпускать людей, с которыми судьба развела нас по разным дорогам. И искренне радуюсь тому окружению, которое у меня есть. Моим замечательным подружкам, с которыми время от времени мы устраиваем вечеринки и говорим по душам. Высказываемся о том, что накипело и наболело. Это очень важно – освободиться от , получить поддержку, услышать слова понимания и сочувствия.

Я научилась радоваться каждому дню, подаренному мне судьбой. Я научилась испытывать самое настоящее счастье по утрам, когда каждой клеточкой своей кожи чувствую наступление нового дня. Это прекрасно – испытывать радость от того, что родилось новое утро, и ты в нем есть. Жизнь продолжается, и столько еще интересного впереди.

Глава 2.

<Нервные болезни взрослого человека закладываются в детстве>

Детский невроз: Как его приобретают?

Больные дети - это наследство больных родителей.<Тяжелое детство - трудная взрослая жизнь>С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А. И. Захарова, к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но намного глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз излечим), а в отношении к этому заболеванию.Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно ("само пройдет"), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.<Плохая семья - это кузница больных и всякого рода любителей отклоняющеюся поведения!>

По мнению школьных педагогов и психологов, к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы.

Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходит с устойчивыми нервными нарушениями, то следует сделать печальные выводы: "Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу"; "Привычка - вторая натура".

Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба.

Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он "тюфяк, разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинают верить.Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки.

Из этого конфликта "вытекает" нервное напряжение, с которым ребенок подчас не может справиться. Возможны два варианта решения ребенком этой проблемы:

1) либо он приспособится под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного "Я" доступными для него способами;

2) либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями.И то, и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою "воспитательную политику", то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы?<Запугивание ребенка - лучший способ формирования из него невротика>

Напрашивается соответствующий ответ. В. Леви описывает случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. "Сколько лет вашему мальчику?" - спросил психолог.

"Двадцать пять, - ответили родители.- Он уже три года как женат". Причина, оказалось, лежала на поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот "ребеночек" и взбунтовался.<В недалеком будущем нам грозит "полная невротизация населения">

Общество, состоящее в большинстве своем из невротиков, не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

Все больше родителей придает значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству т них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить здоровых детей, задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать их.

Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Современная семья представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи:

  • уменьшение размеров семьи и количества детей;
  • уменьшение роли старшего брата и сестры;

    исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом.

Сюда же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулинизация женщин. Мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала и раньше), стараются снять с себя как можно больше ответственности за этот процесс.

Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси "прекрасного принца" и "Шварценеггера", не подкрепленный личным примером отца.<Гонка за выживание не дает времени на качественное воспитание собственных детей. Мы все время вынуждены спешить>

Для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном обществе.Современные ученые отмечают изменения, происшедшие в нынешней семье.

Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному или матриархальному укладу).

Однако процесс становления новой семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены. Мужчин в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: "Кто в доме хозяин?" Женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены приспособляться к современным условиям и вести себя более активно, тоже претендуя на роль главы семьи.

Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний.

Как сформировать у своего ребенка невроз?

  1. Наладить сложные взаимоотношения со своим супругом. Без проблемного общения невроз у вашего ребенка не сформируется.
  2. Не нужно стремиться выполнять свои родительские обязанности. Старайтесь как можно больше отдыхать от своих детей!

    Не заниматься воспитанием ребенка, а передавать эту почетную обязанность другому члену семьи, например, бабушке.

    Нужно жить своей жизнью. Вы же себя не реализовали! Поживите пока для себя. Это ничего, что вам 30-40 лет. Вы еще маленький (маленькая) и сами нуждаетесь в опеке.

    Нужно жить легкой жизнью, думать о сегодняшнем дне, и не брать в голову такие пустяки, как воспитание ребенка.

Причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а в свою очередь, и причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, неспособности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью.

Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Они существуют рядом, но не вместе

Муж и жена находятся вместе, но не объединены духовной общностью.Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянной любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много.

  1. Как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения.
  2. Жить собственной жизнью, не вникая в проблемы детей.

    Принимать сложные и непростые решения, не соответствующие собственным стремлениям воспитывать ребенка.

Вы вынуждены много работать, вы устали, вам некогда.Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве.

Если малыш часто видит ссоры родителей, то впоследствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь, родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье.

Это обуславливает введение в современную школьную программу предмета "Педагогика дошкольного и школьного возраста", обучающего премудростям этой сложной науки, так как пока что редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания.Гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности.Хотя, конечно, никто не застрахован от ошибок..

Как избежать развития невроза? Невроз страха

Развитие невроза предупреждается гармоничным развитием личности.Когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6- ти лет. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера.

А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов:- боязнь лифта;- пожара;- огня;- болезни;- машин и т. д.

Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться.

В своем максимальном выражении это "что-то" означает смерть: от пожара, болезни и т. д.Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру и всего этого боявшаяся в детстве.

Причина передачи материнских страхов дочери лежит в такой особенности психологического развития ребенка, как "феномен ролевой идентификации". В возрасте 4-5-ти лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5- 8-ми лет - отцом.Дети подсознательно и незаметно усваивают родительский способ поведения.Как побороть этот невроз?Родители, поборите свои страхи! Иначе вам не решить эту проблему.

Неврастения

Неврастения - это болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями.Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле.

Ребенок, в свою очередь, не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении.Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ними воспринимается последним как собственная неполноценность.

На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам А. И. Захарова, родители по его просьбе подсчитали, сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых требований (не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть:- переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье;- неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье;- несправедливые упреки в адрес старшего ребенка.

Все это, как правило, оборачивается нервными срывами, тиками, а в худших случаях - неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего "рейтинга" у родителей.Что делать родителям?

  1. Равномерно распределять свое внимание на детей.
  2. Десять раз подумать, а потом высказывать свой упрек ребенку.

    Проявлять максимум внимания и любви.

Истерический невроз

Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от акцентуации характера, которая бывает в более старшем возрасте.

Можно добавить: надо провести дифференциальную диагностику невроза с педагогической запущенностью. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей.

Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли!

Причины возникновения такого поведения обусловлены непоследоватетьностью в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить "педагогическую чуткость". "Ребенку нельзя говорить "нет"", - говорит она маме.

Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое, перед этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешали.

Другую причину истерического невроза обуславливает обратная сторона такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового.<Внимание к ребенку - это то, что его может ранить или вылечить>

Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкаются на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. "Ты нам такой не нравишься", - как бы говорят родители. Таких детей называют "невостребованными".

На самом деле, проблема "невостребованных детей" характерна для поколения 60-80-х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры. Лишь у некоторых из них была возможность заниматься домашним воспитанием детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.

Невроз навязчивых состояний

Он обычно проявляется в более старшем школьном возрасте. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по мнению В. И. Гарбузова).

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее, их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру.

У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях, говорят: "Пуганая ворона куста боится").А. И. Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений.

Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:- родители несут из своего детства свои страхи, проблемы, перекладывая их на плечи подрастающих детей;- те, в свою очередь, - на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается: как исправить это положение?

Сознательное родительство, то есть полное осознание своей ответственности как родителя и воспитателя, многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях прежде всего любовь, находя опору и понимание, более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления в ней ребенка?

Старинная притча говорит: к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: "Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?" На что мудрец им ответил: "Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней".

На самом деле никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантию, что большинство ваших проблем не перейдет бесполезным багажом в жизнь внуков.

Не менее важно понимание чувства меры: "Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера". Избыток неоправданного внимания, этакое "всевидящее око" родителей, может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, и также может привести к возникновению невроза.

Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую немногие могут преодолеть спокойно.

Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.Многие родители воспринимают собственного ребенка как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей.Как и чем расплачиваются дети таких родителей, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное - понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания.

Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих: несостоятельность как родителей.Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент. Например, вашего ребенка облаяла собака, резко просигналила машина, он испытал на себе несправедливость учителя. Однако надо помнить, что основа невроза закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.<Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности. Перефразируя, можно сказать: "Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания собственной бездеятельности">

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей.<Неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей>

Юнацкевич П И & Кулганов В А

Как выйти из невроза (Практические советы психолога)

П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов

Как выйти из невроза?

Практические советы психолога

Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против страхов, растерянности, неуверенности в себе, которые неизбежно возникают и в неожиданной экстремальной ситуации, и в повседневной жизни?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной книге. В ней врачи-психологи дают практические советы и рекомендации по основам самоукрепления психического здоровья и профилактики нервно-психических заболеваний.

Глава 1. О причинах неврозов

Что такое невроз

Причины неврозов

Что говорит о неврозах Зигмунд Фрейд

Что вызывает психическая травма

Нарушения вегетативных функций

Психологические кризисы

Глава 2. Как делают своего ребенка невротиком

Детский невроз: Как его приобретают?

Как избежать развития невроза?

Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста

Глава 3. Как избежать невроза, разрешая конфликты

Природа конфликтов

Конфликты и нервы

Глава 4. Душевная поддержка невротикам, потерявшим интерес к жизни

Отношение религии к самоубийству

Нравоучения для невротиков

Духовная борьба с искушением самоубийства

Глава 5. Внутренняя гармония и психическое здоровье

Когда можно ставить диагноз

Подумай о своем здоровье

Адаптация невротика

Глава 6. Бизнес-консультации для невротиков

Консультация клиента-невротика

Как можно улучшить настроение деловому человеку?

Как повысить работоспособность у невротизированного человека

Как невротику научиться владеть собой?

Заключение Литература

Как теряют психическое здоровье

<Можно называть себя здоровым, но так ли это будет на самом деле? Что по этому поводу скажут окружающие?>

Каждый раз, когда мы заглядываем в зеркало, возникает желание:

1. Порадоваться своей красоте;

2. Выразить соболезнование противникам;

3. Представить себя в объятьях очаровательной особы;

4. Больше туда не смотреть и т. д.

А тем временем в нашей стране все более настойчиво и активно пробивают себе дорогу социально-экономические процессы, которые порождают новый слой людей - работающих все больше и больше, но получающих за свой труд все меньше и меньше. Они стараются профессионально заниматься предпринимательской и управленческой деятельностью. Этих людей называют служащими, сотрудниками фирм, менеджерами, а сам процесс работы - выживанием Сохранить свое психическое здоровье становится все труднее и труднее. Ныне уже само понятие "здоровый человек" может отпугивать "приличных" людей.

Эффективность выживания начинается с малого - умения осознать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, вовремя и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться, что-то есть и всем показывать, что красиво живешь.

Я - человек, профессионально осуществляющий функцию выживания в нашей "рыночной" системе отношений. Чтобы получить долгожданную оплату или крохотную прибыль, надо многому научиться:

Понимать природу процессов, происходящих в обществе;

Уметь распределять ответственность и силы в работе и семье;

Знать экономику и маркетинг, информационные технологии;

Уметь планировать и прогнозировать развитие своей деятельности и личной жизни;

Следить за состоянием своего здоровья, вовремя осуществлять профилактику заболевания. А чтобы заболеть, достаточно:

Перестать рационально распределять ответственность и силы в личной жизни;

Взвалить все на своего супруга (сожителя) или самому (самой) тащить на себе груз забот и хлопот;

Работать на нескольких работах, на износ;

Перестать следить за состоянием своего здоровья;

Конфликтовать с окружающими;

Постоянно высказывать свое мнение, задевая этим окружающих;

Не осуществлять профилактику первоначальных признаков заболеваний.

<Чтобы сегодня выжить, нужно иметь хорошее здоровье, огромную трудоспособность, аналитические навыки и общительность>

В результате - болезнь, за которую надо будет платить:

Потерей работы;

Потерей супруга (сожителя или сожительницы, любовника или любовницы);

Поиском дешевого "хорошего" специалиста, который "задаром" ухудшит состояние здоровья;

Обращением за помощью к экстрасенсам и волшебникам за иллюзией здоровья;

Покупкой иллюзии, самообманом.

<Купить иллюзию - лучшее средство для желающего заболеть неврозом всерьез и надолго>

Признаки потенциального любителя заболеть неврозом:

Начинает ломать, рушить взаимоотношения с окружающими, между коллегами и клиентами, с руководителями и представителями других фирм;

Затрудняется принимать решения в непростых, изменчивых ситуациях, неясно и сложно излагает свои мысли.

Чтобы полностью заболеть, нужно:

Перестать думать о развитии своих профессиональных возможностей;

Неадекватно оценивать себя и свое поведение;

Думать только о своем обогащении любой ценой.

<Забыть о других и думать только о себе - лучшее первоначальное условие для желающих потерять свою голову>

Врач-психиатр, кандидат медицинских наук С. Ф. Аляпки; анализируя своих пациентов - предпринимателей, временно потерявших голову, - выделил способности и умения, которыми должны обладать люди, чтобы эффективно выживать современных условиях Вот некоторые из них:

Наличие четких личных целей;

Наличие разумных личностных ценностей;

Знание современных подходов к окружающим людям;

Понимание сложных, изменчивых и противоречивых ситуаций и умение находить выход из них,

Способность решать возникающие проблемы и принимать решения в экстремальных ситуациях.

Кроме того, предприниматели должны обладать способностью к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных идей и проектов, а также уметь быстро осваивать новые профессии и развивать себя в разных направлениях.

<Я на все руки мастерица, хорошая жена, лучший работник в любой области, верный своему шефу человек>

<И жнец, и кузнец, и на дуде игрец!>

Так много качеств должно сочетаться в одном человеке, чтобы он выжил в условиях современного рынка. Возможно ли это? Да, и на помощь необходимо призвать современную практическую психологию и педагогику, которые объединяют достижения всех отраслей психолого-педагогических знаний, не обходимых для решения сложных профессиональных проблем.

Чтобы выжить и не потерять от перегрузок голову, я должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью обшей культуры человека.

Для этого надо:

Понимать себя;

Познавать другого человека;

Уметь общаться с людьми;

Уметь регулировать свое поведение.

В нашей книге мы предлагаем советы практических психологов, проработавших в военно-педагогической и медицинской системах, которые вы можете использовать в своей работе и жизни.

Уже доказано, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания людей трудиться, а также от их взаимоотношений и умения общаться.

Чтобы был успех в деле, нужно:

Захотеть сделать дело;

Уметь делать дело;

Всем показать и рассказать, как ты умеешь делать дело;

Вертеться, вертеться и еще раз вертеться;

Хорошо презентовать результат своей работы окружающим.

<Мое здоровье - это мой капитал, который можно только сохранить. Приумножить уже не получится>

Эти вопросы находятся в компетенции психологии. Любому человеку нужна практическая психология: умение использовать знания психологических дисциплин в своей деятельности и в различных ситуациях.

Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, нужно прийти к пониманию их необходимости. Процесс обучения (лучше сразу же совмещаемый с практикой) должен стать внутренней потребностью. Важна положительная мотивация обучения.

Что мне даст отсутствие психологических знаний?