Как закручивают сигары. Как правильно сделать сигару в домашних условиях. Серийное изготовление сигар

Как известно, эпоха табакокурения в Европе совпала с открытием Христофором Колумбом Америки. Индейцы в числе прочих подарков преподнесли европейцам связку сушёных листьев табака. Однако Колумб, не добившись внятного рассказа о предназначении этого растения, выбросил подарок в море. Со временем, наблюдая за традициями и привычками индейцев, испанские конкистадоры научились набивать трубки и курить.

Но и на этот раз не обошлось без казусов. Испанская инквизиция, приметив человека, выпускающего из ноздрей и рта дым, постановила, что он, несомненно, одержим дьяволом и приговорила к тюремному заключению, окончившемуся только после того, как выяснилось: дьявол к курению никакого отношения не имеет.

Церковь как католическая, так и православная, в принципе негативно относилась и относится по сей дей к курению, причисляя это к грехам. Но даже верующих курильщиков это не останавливало.

Так или иначе, табак распространялся в Европе. Тогдашние врачи решили, что табак неплохо помогает от зубной боли и дизентерии, и прописывали его в качестве лекарственного средства. В XVII веке состоятельные люди с удовольствием курят сигары, сигареты и набивают трубки; распространяется нюхательный табак. Во второй половине XIX века сигареты начинают производить в промышленных масштабах.

Сейчас известно о многочисленных опасностях , которым курение подвергает здоровье, и многие люди либо отказываются от этой привычки (особенно когда в семье появляется ребёнок), либо вовсе не притрагиваются к сигаретам. Серьёзное значение имеет и неуклонное повышение цен на табачные изделия: так, Министерство Здравоохранения Р. Ф. предложило увеличить стоимость сигарет в 2018 году на 10%, что позволит довести цену средней пачки до общеевропейских норм.

Декларируется, что эта мера позволит снизить количество курящих людей. Однако, как показывает практика, повышение акцизов позволяет разве что увеличить бюджет, а люди, которые не желают расставаться с сигаретным дымом, либо переходят на сигареты более низкого качества, либо выращивают табак и учатся делать самокрутки.

Изготовление сигарет в домашних условиях обуславливается не только ценовой политикой государства. Многие люди не доверяют фабричным изделиям и предпочитают полностью контролировать процесс, тем более что для этого требуется не так уж и много: табак, специальная бумага и фильтр (в качестве которого можно использовать вату).

Подготовка табака

Для самокруток можно использовать либо специально купленный табак , либо извлечённый из старых сигарет, либо самосад. В последнем случае необходимо следовать нескольким простым советам:

  1. Листья табака лучше всего собирать до 11 часов утра: в этот период обмен веществ у растения находится на пике, и, как следствие, листья являются более ароматными.
  2. Просушивать табак следует, разобрав его на небольшие пуски, в тёмном, хорошо проветриваемом помещении. Минимальный срок этого процесса - три недели.
  3. По окончании просушки листья собираются в полиэтиленовый пакет, хорошо запаковываются и вновь выдерживаются в тёмном помещении до тех пор, пока их цвет не станет жёлто-коричневым.
  4. На завершающем этапе подготовленные листья разрезаются как можно тоньше и выдерживаются в разогретой до 100 градусов духовке на устланном бумагой противне. Разумеется, следует контролировать процесс: листья должны основательно высушиться, а не сгореть.
  5. После этого табак готов к употреблению. Хранить его лучше всего в стеклянной посуде или мешочке из хлопчатобумажной ткани.

Изготовление сигареты

Подготовив таким образом табак, можно приступать к изготовлению самокрутки. Бумагу для неё лучше всего покупать специальную, с уже нанесённой клеевой полоской . Часто в деревнях можно увидеть, как пожилые люди используют для курения старые газеты. Этого ни в коем случае делать нельзя: типографская краска содержит в себе вредных вещей несоизмеримо больше, чем любая сигарета.

Алгоритм того, как сделать сигарету из бумаги, весьма прост:

  • Взять специальную бумагу с клеевой полоской или разрезать обычную папиросную бумагу на полоски размером 5×6 сантиметров.
  • Распределить необходимое количество табака по бумаге, отступив от края приблизительно на 5 миллиметров.
  • Вложить в сигарету фильтр (либо заранее купленный, либо изготовленный самостоятельно из хлопка или ваты).
  • Скручивать сигарету большими пальцами обеих рук до тех пор, пока табак не уплотнится и равномерно распределится.
  • Заклеить полученную сигарету.

Разумеется, поначалу конечный итог всех трудов будет весьма далёк от идеала. Новички жалуются, что их сигарету практически невозможно раскурить, или, напротив, она прогорает слишком быстро. Но не следует расстраиваться: сноровка приходит со временем.

Некоторые люди не очень любят папиросы, ссылаясь на то, что бумага отбивает вкус табачного дыма. Всем никотиносодержащим продуктам они предпочитают сигары: плотно свёрнутые цельные листья табака. Их цена тоже относительно высока и также продолжит ползти вверх, поэтому ценителям вкуса и запаха дыма придётся либо отказываться от привычного удовольствия, либо изготавливать сигары в домашних условиях.

Здесь потребуется гораздо больше сноровки и инструментов, чем при изготовлении сигареты, но все сложности отступают перед перспективой сделать хорошую сигару своими руками и насладиться её курением. Для работы понадобятся: пресс-форма (можно тоже сделать самостоятельно из двух деревянных дощечек), очень тонкий и острый нож, клей без вкуса, цвета и запаха и, разумеется, листья табака (большой покровный лист, соединительный и менее крупные для начинки).

Сортировка и предварительная подготовка табачных листьев

Прежде всего необходимо должным образом подготовить табак. Осуществляется это следующим образом:

  • Удаление всех лишних частей листа (стебельков и жилок) при помощи ножниц или канцелярского ножа; резать необходимо от основания листа к его верхушке.
  • Увлажнение при помощи пульверизатора или обыкновенной бутылки с отверстиями в крышке (в совсем крайнем случае можно просто замочить листья в какой-нибудь ёмкости).
  • Далее необходимо выбрать покровный лист: самый тонкий, крупный и мягкий.
  • Выбрать соединительные (иначе говорят, связующие) листья: по своему качеству они должны превосходить те, что будут употреблены для начинки, и приближаться скорее к покровному листу.
  • Проконтролировать оставшиеся листья: они должны быть приблизительно одинакового запаха, и их можно меньше увлажнять.

Процесс изготовления

Подготовив табак и пресс-форму, можно приступать к скручиванию сигары. Это весьма деликатная работа и подходить к ней нужно со всем тщанием. Прежде всего берутся листья, оставленные для начинки сигары. Их нужно свернуть в пучок. Его длина и толщина регулируются сугубо предпочтениями курильщика. Так, любители более длинных и тонких сигар могут свернуть пучок таким образом, чтобы листья свободно выступали из ладони в обе стороны.

Полученная заготовка оборачивается связующим листом. На этом этапе нужно также определить, какая сторона сигары будет поджигаться. Свободный край связующего листа фиксируется небольшим количеством клея. После этого сигара помещается в пресс-форму на 30−45 минут. Время можно регулировать в зависимости от предпочтений - чем дольше сигара находится под давлением, тем плотнее она будет. Если заготовка получилась длиннее, чем углубление в пресс-форме, её можно обрезать.

После этого необходимо завернуть заготовку в покровный лист по диагонали в направлении от острого края к тупому. Перед началом заворачивания нужно расположить покровный лист на столе так, чтобы его гладкая сторона оказалась внизу: так будет приятнее браться за сигару и курить её, а все шероховатости листа окажутся внутри. Эта работа требует наибольшей внимательности и осторожности, так как заворачивать нужно с равномерным нажимом. Из остатков покровного листа нужно вырезать небольшой полукруг, нанести на него клей и аккуратно запечатать головку сигары.

Некоторые люди начинают раскуривать сигару сразу же по завершении предыдущего этапа. Но специалисты рекомендуют в течение суток или даже двух настаивать сигарету на деревянной доске в сухом помещении. При этом необходимо регулярно переворачивать сигару, чтобы вкус равномерно распределился по всем листьям.

В последнее время особенно популярными становятся электронные сигареты. Они наносят гораздо меньший вред здоровью, так как при испарении специальных жидкостей не образуются тяжёлые смолы и канцерогены. Часто электронные сигареты рассматриваются как один из этапов на пути к полному отказу от курения, но все же большинство видит в них лишь возможность заменить традиционные сигареты, сигариллы и прочие табакосодержащие продукты чем-то новым и более современным.

Ещё одно преимущество электронных устройств состоит в большом разнообразии жидкостей для испарения. Можно подобрать такие, в составе которых будет внушительное количество никотина или вовсе его не будет, существуют различные вкусы, варьирующиеся от традиционного табака до различных экзотических добавок. Подобная гибкость привлекает многих людей. И, разумеется, среди них есть те, кто не прочь сделать электронную сигарету своими руками.

В этом случае человек должен обладать знаниями в области электротехники, владеть навыками для работы с металлом и деревом, а также иметь специальные инструменты.

Для начала берутся три батарейки типа D и соединяются по правилу «плюс к минусу» так, чтобы положительный полюс находился вверху. После этого с обоих концов оголяется кусок электрической проволоки, причём длина одного оголённого участка должна составлять 5−7 сантиметров, а другого - не более трёх. Более длинный конец закручивается в спираль, присоединяется к отрицательному полюсу и фиксируется изолентой. У короткой части фиксируется зажим.

Из плотного картона делается корпус такого диаметра, чтобы батарейки свободно помещались внутри. Верхняя часть оборачивается резиной, а снизу формируют сгиб, на котором фиксируется провод клеем или скобой. Батареи помещаются в корпус таким образом, чтобы отрицательный полюс был направлен вниз. Свободный край провода должен возвышаться над корпусом.

Затем необходимо обернуть изолентой обычный шуруп, он будет центральным выводом и им же нужно зафиксировать изготовленный картридж. Чтобы привести такое устройство в действие, нужно присоединить зажим к кольцевому основанию. Центральный вывод соединяется с положительным полюсом батареи.

Однако не следует приступать к работе без специальных навыков. Кроме того, необходимо уделять внимание качеству используемых деталей, тщательно относиться к сборке и понимать, что это вовсе не игрушечное устройство. Малейшая ошибка может привести к довольно серьёзным последствиям. Например, может произойти короткое замыкание и даже возгорание в то время, когда сигарета будет находиться очень близко к лицу. Поэтому лучше не рисковать, а приобрести необходимое устройство в специализированных магазинах.

Дом табака

Обработка листьев - это следующий этап процесса изготовления сигар после выращивания табака. Для изготовления сигар мало собрать листья, их необходимо подвергнуть специальной обработке, поскольку влажность собранных листьев составляет около 85%, в то время как готовый табак должен иметь влажность около 25%. Для того, чтобы высушить табачные листья, используется несколько способов. Во-первых, обычная сушка на воздухе. Такая «воздушная» сушка применяется для сушки сигарного табака: время и температура регулируется с помощью вентиляции сушильных помещений. В стенах и крышах таких помещений, которые обычно бывают деревянными, установлены фрамуги, которые сначала плотно закрыты, а затем постепенно приоткрываются. Процесс сушки таким способом продолжается до тех пор, пока листья не приобретут нужный цвет. Как правило, он длится от 5 до 10 недель.

Другим распространенным способом сушки является солнечный. Он также используется для сушки табачных листьев, предназначенных для изготовления сигар. Однако данный метод невозможно использовать в полной мере в тех регионах, где растет лучший табак, поскольку солнечная погода стоит там недостаточно долго, чтобы за это время успеть высушить табачные листья. В таких случаях, комбинируется солнечная и воздушная сушка.


Сушка происходит следующим образом: табачные листья нанизывают на хлопковую нить и размещают на сушильной перекладине, которую постепенно по мере высушивания листьев перемещают все выше и выше до приобретения листьями золотисто-коричневого цвета. Процесс сушки считается завершенным, как только высыхает центральная прожилка.


Помещения, в которых сушат табачные листья, называют «дом табака», в котором табачные листья развешивают как гирлянды. «Дома табака», как правило, сооружаются рядом, а часто и посредине табачных полей. В Доминиканской Республике, в отличии от Кубы, эти сооружения не имею стен. Это связано с тем, что листья находятся там недолго, впоследствии переправляясь для завершения процесса ферментации в специальные мастерские.


Ферментация

Сухой табачный лист - это не конечная продукция для изготовления сигар, а скорее полуфабрикат, который должен пройти самый ответственный этап подготовки. Речь идет о ферментации, в результате которой происходит превращение крахмала и других углеводородов в сахар, понижается содержание никотина, а белковые соединения переходят в более простые вещества.


Ферментация табака осуществляется следующим образом. Высушенный табак связывается в пучки, которые укладываются в снопы высотой 1 м. по истечении некоторого времени, когда температура достигает 35 градусов (слишком высокие температуры приведут к тому, что ароматические составляющие табака могут испариться), снопы разбирают, что приводит к быстрому охлаждению табака и оставляют в таком положении на 20-50 дней в зависимости от качества и назначения табачных листьев, а также от климатических условий, при которых они были собраны (в более влажный либо сухой сезон). После удаления сока из листьев они приобретают однородный цвет. Именно так выглядит первый этап ферментации.


Процедура и длительность этого этапа могут различаться, однако неизменным остается принцип: первая ферментация табачных листьев осуществляется непосредственно вблизи сбора урожая.


Селекция

После того, как табачные листья проходят первый этап ферментации, их отправляют на сортировку. Здесь, для облегчения отбора листьев, их хорошо смачивают. Кстати, чередование процесса увлажнения и сушки является спецификой обработки табачных листьев для сигар. Будущие покровные листья опрыскивают чистой водой, а листья, из которых будет изготовлен наполнитель или связующий лист, смачивают настоем на табачных стеблем. После этого листья разглаживают и тщательно проверяют, после чего в зависимости от их размера, текстуры и оттенка, происхождения и назначения распределяют по группам.


После того, как селекция завершена, листья рубят пополам, а вот целыми остаются лишь будущие покровные листья. Табачные листья собирают в пучки по 40-60 штук, а затем связывают по четыре пучка, которые снова сваливают в кучи, где в течение 2 месяцев они проходят второй этап ферментации. Температура при этом не должна превышать 42 градусов по Цельсию. В результате этой процедуры из листьев испаряются различные примеси, усиливаются их аромат и вкус. После ферментации на специальной установке под строгим контролем проводят аэрацию табака, чтобы из листьев до конца испарилась оставшаяся там влага.


Итак, обработка табачных листьев - это один из основных этапов изготовления сигар, который должен осуществляется специалистами в этой области и под строгим контролем. Ведь правильная обработка листьев является одним из факторов, от которых зависят будущие вкусовые и качественные характеристики будущих сигар.

Зеленые табачные листья не годны для употребления в качестве курительного вещества – они горькие, имеют едкий запах и с трудом горят из-за обилия содержащейся в них влаги. В сущности это качественный, но всё ещё лишь растительный продукт: зрелый табачный лист содержит целых 80-90 процентов воды и 10-20 процентов органических соединений, из которых четверть приходится на крахмал, а остальные в разных пропорциях разделены между пигментами, смолами, минералами и клеточной тканью.
Чтобы вдохнуть в табачный лист настоящую жизнь – его ферментируют. Благодаря этим насильственным метаморфозам органические вещества в листьях разрушаются и превращаются в неорганические соединения и «летучие» элементы – эфиры, которые собственно и рождают весь букет сигары. И начинается процесс ферментации еще во время сушки, которая длится около 50 дней. Парадокс: ведь чтобы стать на путь сигарной жизни табак вынужден умереть – нет, еще даже не быть разожженным, а просто высохнуть.

Вариантов «нейтрализации» органических соединений существует несколько, но для сушки сигарного табака применяется только один метод – воздушный, или air-curing.

Происходит это в так называемых casas de tabaco, что в переводе с испанского означает «табачные дома». На вид это неприметные, зачастую покосившиеся от старости деревянные строения, смахивающие на большой амбар – их можно увидеть в любом табаководческом регионе.

Сначала женщины - ensartadoras (от глагола ensartar – «нанизывать»), или, проще говоря «сортировщицы» - сортируют привезенный табак и с помощью толстой иглы соединяют попарно листья одинаковой формы и размера. Затем привязывают пары табачных листьев к длинным, от 4 до 5 метров, деревянным прутьям, называемым cujes (кухе) - их вырезают, тщательно отесывают и выдерживают 50 дней в соленой воде, а затем ошкуривают. Все это делается для того, чтобы древесный запах не передался табачным листьям. На одном кухе обычно помещается 50 пар табачных листьев. Кухе со свежими табачными листьями устанавливают внутри табачного дома ближе к полу. По мере подсыхания их перемещают выше к потолку, а низ заполняют новыми листьями. Таким образом, достигается равномерное высыхание.
Это возможно только при особой конструкции табачного дома: он должен иметь форму правильного прямоугольника, протянутого с востока на запад. Сушильный дом может даже не иметь стен, главное – чтобы крыша сохраняла табак в тени, когда жара достигает своего пика. Правда, если это «открытая» конструкция, табак оказывается больше подвержен влиянию дождя и ветра, поэтому в регионах с нестабильными погодными условиями табачные дома обязательно имеют стены.
Если сушильный дом со стенами, то в них обязательно имеются двери, с помощью которых осуществляется контроль за температурой и влажностью в помещении: в зависимости от направления ветра (южный или северный) двери открывают или закрывают. Ветер с севера – более сухой и холодный, с юга – влажный и теплый. Соответственно, если нужно повысить влажность, то при южном ветре двери сначала открывают, а потом закрывают, чтобы эту влажность сохранить. В помещении необходимо постоянно поддерживать определенную температуру и влажность, которая требует особого контроля. Если воздух будет слишком сухим, листья пересохнут и «умрут», если же влажность в табачном доме будет чрезмерной, листья просто сгниют. Чтобы понизить температуру, открывают двери во время северного ветра. В экстремальных ситуациях, когда температура сильно падает, в помещении разводят небольшой огонь, а если уменьшается влажность, в открытые двери вывешивают мокрые полотенца, и ветер, таким образом, увлажняет листья.
Все 50 дней, что длится процесс сушки, за состоянием табака следят специальные смотрители. На Кубе, к примеру, из-за постоянно колеблющихся погодных условий и, соответственно, меняющегося состояния табака они обязаны открывать и закрывать двери «табачного дома» (все кубинские табачные дома – со стенами), сохраняя внутренний климат помещения неизменным на весь период сушки. При правильном соотношении температуры и влажности через полтора месяца листья станут золотисто-красными. Вполне возможно, они высохнут чуть раньше или позже среднестатистического срока. Это зависит от погодных условий: чем суше год, тем быстрее сохнет табак.

Таким старым, проверенным способом кубинские фермеры пользуются уже несколько веков. Однако технический прогресс вносит свои коррективы: не так давно на Кубе появился новый метод «искусственной» сушки – cura controlada. Суть его заключается в том, что в помещении (деревянном или каменном, бывает, даже с металлической крышей) устанавливается нечто вроде специального кондиционера, который автоматически поддерживает определенные параметры температуры и влажности для табака.
Сам процесс состоит из двух фаз: первая длится 10-12 дней при температуре 36-38°С и при влажности 80 процентов. Во время второй температура увеличивается до 40°С, а влажность уменьшается до 70 процентов. Этот метод позволяет более чем вдвое сократить время сушки: если продолжительность традиционного процесса составляет 50 дней, то технические нововведения позволяют сократить этот срок до 22-25 дней. Кроме того, за счёт «искусственной» сушки получаются прекрасные эластичные покровные листья более равномерного цвета по сравнению с листьями, которые сушились традиционным способом. Однако есть и минус: листья не такие блестящие, они теряют некоторое количество эфирных масел, становятся менее жирными и, соответственно, утрачивают часть вкусоароматических качеств. Поэтому к счастью далеко не все кубинские фермеры пользуются новым способом сушки, предпочитая традиционный метод, который даёт вкусный блестящий покров
«гаванам».

Сушка, вне зависимости от её типа, значительно меняет химический состав табачного листа: он теряет часть протеиновых соединений, сахара и кислот, частично расщепляется крахмал, разрушаются хлорофиллы. Наконец, лист попросту сохнет, теряя до 75-85 процентов влаги. Сигналом окончательной «смерти» листа является потемнение его главной вены – толстой жилы, которая проходит по середине листа. Их удаляют и отправляют листья на первую ферментацию – так начинается путь «реинкарнации».

Сигара, скрученная вручную, пользуется большим уважением у знатоков сигарного мира, чем сигара машинной скрутки. Ручная работа оставляет в сигаре весь ее вкус и аромат и делает ее по-настоящему кубинской. На родине кубинской сигары — кубе, сворачивание сигар считается настоящим искусством. Но, несмотря на это, производство сигар возможно и в домашних условиях. Нужно лишь знать, как правильно изготовить кубинские сигары своими руками.

На кубе над одной сигарой работают 2 человека. Первый — это крутильщик, который подготавливает начинку, второй — торседор, который продолжает его работу, обматывает сигару покровным листом и доводит ее до готового продукта. В доминиканской республике на одного тестадора приходиться сразу 3 крутильщика.

Все мы, наверно, хоть раз да хотели сделать саморучно настоящую кубинскую сигару. И хотя для того, чтобы делать по-настоящему качественные сигары нужно обучается на протяжении долгого времени, это не мешает нам попытаться ее скрутить собственными руками. На самом деле, скручивание сигар в домашних условиях это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Нужно лишь знать, как это правильно делать: как осуществляется скрутка сигар, как их нужно крутить, закрутить и свернуть, чтобы придерживаться технологии изготовления.

Итак, приступим. Нам понадобиться: нож, пресс-форма, клей, который не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, покровный лист, соединительный лист, и табачные листья для начинки (3-4).

Для начала из табачного листа удаляются все ненужное (стебельки, жилки и т.д.), затем табачные листы необходимо смочить водой или оставить их полежать во влажном помещении. Затем скручиваем наши начиночные листы жгутами. Затем выкладываем их на связующий лист и заворачиваем их в него.

Далее нам понадобиться специальная пресс-форма, в которую мы кладем нашу заготовку, дабы придать ей формы привычной нам сигары. Пресс-форма – это, как правило, 2 деревянные, толстые доски в которые ложится сигара и придавливается. В этих дощечках вырезаны формы для сигары.

Теперь нам следует проделать довольно деликатную работу — обвернуть нашу сигару покровным листом. Его следует положить верхней стороной вверх и вырезать из него ленту которой затем мы обвернем нашу сигару. Заворачиваться заготовку в лист нужно равномерно с равномерным нажимом.

Теперь осталось обрезать края сигары и положить нашу готовую сигару в сухое место с влажностью до 35% и дать ей там полежать примерно две недели.
Вуаля! Ваша сигара ручной скрутки готова. Как видите, приготовление сигар в домашних условиях вполне реально, так как делаются они довольно просто.

Также есть несколько моментов, которые стоит учесть, чтобы знать, ка кнужно курить сигары:

  1. Перед началом курения нужно обрезать кончик сигары, который запечатан. Его нельзя откусывать зубами, или прокалывать острым предметом. Для этого нужно использовать специальные каттеры. С помощью его нужно обрезать сигары на расстоянии примерно трех миллиметров от конца.
  2. Прикуривать сигару нужно спичками, так как зажигалки могут испортить сигару запахами газа и бензина.
  3. Прикуривать сигару нужно равномерно. Для этого нужно держать ее под углом 90 градусов к пламени и равномерно проворачивать.
  4. Дым кубинской сигары нужно лишь подержать во рту и выдохнуть через несколько секунд. Такой процесс оптимально даст насладиться ее ароматом. Дым сигары не нужно вдыхать в легкие. Время между затяжками должно быть в районе 30 – 90 секунд.
  5. Если сигара погасла, ее можно опять раскурить пока она не остыла. Так можно делать всего два – три раза, после чего ее вкус и аромат испортятся.
  6. Не нужно намеренно гасить сигару. Для того что бы потушить ее, просто положите ее в пепельницу, что бы она потухла сама.
  7. Пепел на кончике сигары выполняет функцию охладителя и препятствует быстрому сгоранию сигары, поэтому не нужно часто сбрасывать его. А когда от пепла нужно избавиться, просто легонько прикоснитесь сигарой к пепельнице.
  8. Некоторые считают, что сигару нужно докуривать только до одной третей. Но именно в ней собрано большинство ароматических масел, благодаря чему она становится самой ароматной.

Видео от специалиста по сигарам вы сможете просмотреть ниже, чтобы еще сильнее проникнуться таинственным процессом создания сигар:

21.08.2013 16:51

Сделать сигару – дело плёвое. Посеял табак, собрал урожай, высушил листы и крутишь себе сигары. Удивлены? Я тоже не перестаю удивляться, когда слышу нечто подобное от неофитов или даже от опытных курильщиков – редко, но встречается. Побывав не на одном десятке фабрик, я давно знаю, что подобное представление о производстве сигар далеко от истины. Но насколько далеко, я поняла лишь недавно, поработав какое-то время на фабрике Davidoff с целью написания вот этой самой статьи.

Сто семьдесят. Сто семьдесят шагов и маленьких шажочков делает каждая сигара на пути от теплицы к прилавку магазина. И это минимальная цифра – показатель ленивых недобросовестных производителей. С лёгкой руки прославленных сигарных компаний она вырастает до двухсот пятидесяти. Двести пятьдесят манипуляций без какого-либо участия машин и техники. То есть за всеми этапами производства стоят люди. И некоторые из них имеют такую узкую специализацию, что дать определение их профессии не представляется возможным. Но описать я всё же рискну...

1. Хорошие сигары – это прежде всего хороший табак. Поэтому без преувеличения можно сказать, что ключевым человеком в Davidoff является не президент компании, возглавляющий головной офис в Швейцарии, и даже не гуру Хендрик Кельнер, отвечающий за всё производство, а вот этот скромный, невероятно образованный, приятный и почти никому не известный человек – Мануэль Перальта. Он отвечает за выращивание табака. Всё свободное время Перальта посвящает экспериментам по скрещиванию различных сортов, и самые удачные его творения становятся табаком для сигар Davidoff. Часть всходов он высаживает на собственные плантации компании, другую часть отдаёт нескольким десяткам табаководов по всей стране, и для того чтобы никто не смог воспроизвести идентичный табак, Перальта делает гибридные сорта стерильными.

2. Проявив неподдельный интерес к вопросу скрещивания табаков, я заслужила доступ к святая святых компании – холодильнику Перальты, в котором он держит весь банк семян и экспериментальные виды. На холодильнике висит амбарный замок, а внутри – миллион баночек, контейнеров и сооружений с экспериментальными семенами – Перальта смотрит, как прорастают новые виды, и если ему нравится то, что он видит, то проращивает семена уже в теплицах, а потом и на плантации. В среднем на выведение одного нового вида уходит четырнадцать лет.

3. В цветке табака есть женское начало – тычинки – и мужское – пестик. Обычный фертильный сорт, таким образом, оплодотворяет сам себя. В цветке стерильного сорта тычинок нет, а значит, нет и семян. Чтобы оплодотворить такой цветок и получить новый урожай, к нему подносят обычный фертильный цветок. Объясняя суть процесса, Перальта разыграл сцену любви и страсти между фертильным и стерильным цветками...

4. Семена табака смешивают с пеплом и с помощью жестяной банки с перфорацией засеивают в неглубокие подносы с торфом. Пепел нужен для контраста с торфом, чтобы обеспечить равномерное распределение семян по подносу. Затем торф укрывают «одеялом» из рисовой шелухи – чтобы семена не сдуло ветром.

5. Когда всходы пробиваются из-под рисовой шелухи, их пересаживают в довольно глубокие контейнеры – по одному всходу на ячейку. Эти контейнеры называют яслями. Работа эта кропотливая, и занимаются ею, как правило, девушки. Процедура нехитрая – сделать палочкой углубление и прикопать всход. Руки в перчатках время от времени смачивают специальной жидкостью для дезинфекции.

6. По мере того как табак растёт в ячейках, его постоянно подстригают – аккуратно обрезают листья, не затрагивая зону роста. Это нужно для того, чтобы больше энергии уходило в корни.

Чтобы пристроить каждый кустик табака в ясли, требуется немало места, поэтому теплиц, или "зеленых домов" - green house, в которых табак начинает свой долгий путь к хорошим сигарам, на плантации очень много.

7. Табак в яслях обзаводится мощной корневой системой. При этом форма ячейки позволяет эту корневую систему не повредить, когда табак вынимают для пересадки на плантацию.

8. Плантации, на которые отправляются маленькие кусты, расположены в разных частях страны. Везде – свой микроклимат, у каждого отдельно взятого куска земли – свои характеристики. Мало того что табаковод должен учитывать ещё и особенности каждого сорта (к примеру, доминиканский сорт Olor сильнее всего воздействует на задние боковые зоны языка – они отвечают за кислотность, и если такого табака много в мешке сигары – при курении будет вырабатываться много слюны, что неплохо: именно в слюне растворяются продукты горения), табаковод должен также понимать, какие характеристики почва даёт тому или иному сорту. На почву, конечно, можно воздействовать, добавляя минералы, питательные микроэлементы, контролируя щелочной баланс. Но чем больше внешнее воздействие на почву, тем меньше аутентичности во вкусе выращенного на ней табака.

9. Впрочем, большинству тружеников табачных полей такие тонкости невдомёк. Сбор урожая – дело сезонное, тяжёлое и мало оплачиваемое. Работают на плантациях (во всяком случае, доминиканских) в основном гаитяне. Тем не менее, эти люди выполняют пусть не квалифицированную, но важную работу. Они поливают табак, срывают появляющиеся цветы (они крадут у листьев микроэлементы), удобряют почву и борются с вредителями.

10. Перальта определяет для каждой плантации оптимальный момент начала сбора урожая, даёт отмашку, и ярус за ярусом, снизу вверх – воладо, секо и наконец лихеро – листы отправляются с кустов в сушильные дома. Работа начинается с восходом солнца, ведь в полдень уже солнцепёк, а работать нужно быстро – иначе табак может перезреть.

За табаком, помимо Перальты, пристально следит и главнокомандующий – Хендрик Кельнер. Впрочем, он следит за всем, что происходит на производстве, от теплиц до отправки сигар на полки магазинов. В его команде чуть больше тридцати человек: Перальта, Эладио Диас (мастер-блендер), семь менеджеров (один отвечает за работу с покровным и связующим листами, другой – за начинку, третий – за упаковку, и так далее) и порядка двадцати человек работают в бэк-офисе. Эта команда управляет несколькими тысячами человек на плантациях и фабрике.

11. В сушильных домах, где сочные, упругие, шершавые зелёные листья превращаются в ароматную, эластичную, шёлковую «ткань», работают женщины – они нанизывают листья на тонкие лески, а лески крепят на длинные деревянные палки – и мужчины, которые ставят эти палки на многоярусную конструкцию из перекладин. В зависимости от «готовности» той или иной партии табака палки приходится перемещать с яруса на ярус, забираясь под самый потолок сушильного дома. Поэтому рабочих в сушильных домах можно смело назвать табачными альпинистами.

12. Оставить листья на произвол судьбы никак нельзя: процесс сушки тщательно контролируется. Табак должен становиться коричневым – то есть избавляться от хлорофилла, – плавно, медленно, от краёв к центральной жилке, по которой и судят о завершённости процесса. В сушильном доме должны поддерживаться оптимальные условия: правильные температура и уровень влажности. Поэтому рабочие разводят костры – когда нужно сделать пожарче, распахивают двери и окна – когда нужно охладить или подсушить, заливают земляной пол водой и закрывают наглухо двери – когда не хватает влажности.

13. На выходе из сушильного дома лист должен быть равномерно коричневым, эластичным, маслянистым, а не сухим, пятнистым, крошащимся в руках, каким мог бы быть, не следи рабочие за процессом сушки.

14. Следующая, невероятно сложная, манипуляция, которую переживает табак, – это ферментация. К вопросу о запахах: из-за того, что в процессе ферментации табачный лист интенсивно отдаёт аммиак и другие нежелательные элементы, в этом цехе невозможно находиться без маски, и постоянно слезятся глаза. Комфортными здешние условия работы не назовёшь. А работать при этом нужно с ювелирной точностью. Как говорит сеньор Кельнер – хороший табак угробить легко, а улучшить плохой табак невозможно. Кстати, гробят табак в основном именно в цехе ферментации.

Пожалуй, единственный нюанс, который, к сожалению, не передашь словами, – это аромат, который ощущаешь в этом помещении. Невероятно сильный и приятный, с нотками чернослива, корицы и цветов. Есть только одно место на фабрике, где пахнет ещё лучше, чем здесь, это aging room... но не будем забегать вперёд.

15. Люди, отвечающие эту сложнейшую и сути основную в процессе производства сигар операцию, сталкиваются с миллионом трудностей. Ферментация, как ни один другой процесс, требует жесточайшего контроля – каждый час может определить судьбу табака: в этом цехе рабочие добиваются того, чтобы табак избавился ото всех нежелательных компонентов, но при этом не потерял слишком много масел, стал менее резким, но при этом не лишился вкусоароматического букета. Не говоря уже о том, что разные сорта табака, табак с разных ярусов куста, а также табаки, предназначенные для покровного листа и начинки, проходят ферментацию по-разному, и это нужно учитывать. Вот почему роль человека, решающего, в какой момент остановить процесс ферментации, невероятно важна, а рабочие должны знать матчасть, соображать хорошо и действовать быстро, иначе дело – табак.

16. Пережив ферментацию (а иногда две или три – зависит от степени фанатичности производителя), табаки в тюках приезжают на фабрику, и на первый план выходят две новые большие проблемы – внутризаводская логистика и учёт запасов. К тому же далеко не весь табак выращивается на плантациях Davidoff – большое количество табака покупается в других странах, и именно на этой стадии покупной табак вводят в оборот.

Лихеро, секо, воладо из разных стран, регионов, разного года урожая, для начинки, для покрова, для связующего листа... а тюки для всех одинаковые. На каждом – только бирочка с кодом, в котором зашифрована вся нужная информация. Конечно, весь учёт на всех фабриках давно компьютеризирован... Но представьте – в одном только помещении на этой картинке – 2700 тюков. Те несколько людей, отвечающих за ware houses – склады, – говорят на языке цифр, с ходу читают любой код, и помнят, урожай какого года лежит во-о-он в том пыльном тюке в правом верхнем углу комнаты. Держать у себя такой «банк», к слову, могут позволить себе лишь единицы компаний... Минимальный срок, который здесь проводит табак – шесть месяцев, но подавляющее большинство тюков лежит по 3–4 года. Побродив по складу, можно найти экземпляры, датируемые 2000-м годом и раньше. Добавим к этому, что здесь не просто складируют сырьё: с табаком на этом этапе выдержки происходят важные метаморфозы. Никто не может сказать, какие конкретно процессы проистекают в табаке, но точно сказать можно о результате – табак становится менее резким, менее импульсивным, более «глубоким», благородным. Даже недостаток ферментации можно частично компенсировать долгой выдержкой. Впрочем, и здесь главное не перестараться – есть табаки, которые улучшают свои качества, достигают определённой точки и на ней держатся, а есть те, что «перегорают» и начинают портиться. Это зависит от сорта и всё от того же яруса на кусте. Раз в 45 дней в помещении проходит фумигация. Если табак хранится в герметичном помещении, то его обрабатывают целиком, если нет – тюки накрывают тентами и прыскают под тент газом из баллончиков.

17. На этой стадии производства в игру вступает третья ключевая фигура в компании – мастер-блендер Эладио Диас. Если Перальта является сценаристом, Кельнер – продюсером, то Диаса с уверенностью можно назвать режиссёром. Табак на складах является его рабочим инструментом. С помощью запасов компании он добивается консистентности вкуса. Заготовить табак для одной сигары на вечность вперёд невозможно, а табаки меняются от урожая к урожаю. При этом мастер-блендер умудряется сделать так, чтобы из года в год вкус сигары оставался неизменным.

18. С того момента, как табак распаковывают, начинаются игры с влажностью: лист увлажняют и подсушивают миллион раз для разнообразных манипуляций. Для начала табак готовят к сортировке и удалению центральной жилки. Если выдернуть её из сухого листа, он раскрошится, поэтому табак нужно увлажнить. Связки с нежным хрупким покровным листом окунают в воду лишь на десять процентов – основанием жилки, именно регулирует влажность в листе, а табак для начинки погружают в воду полностью. После этого связки висят три дня в помещении с высокой влажностью. При этом здесь не жарко, почти ничем не пахнет, и в общем довольно комфортно находиться.

19. Табак могут увлажнять и подсушивать сколько угодно раз, но к моменту скрутки относительная влажность листа для начинки должна составлять четырнадцать процентов, связующего листа – семнадцать, а покровного листа, который должен быть максимально эластичен, – двадцать пять.

20. С некоторыми табаками приходится возиться дольше, чем с другими. Например, в тюках, приезжающих из Центральной Америки, листья чересчур увлажнены и сильно спрессованы. Их раскладывают на сетчатые полки больших многоярусных тележек и дают отлежаться.

21. Дальше начинается сортировка. Ею преимущественно занимаются женщины, хотя для первичной сортировки не нужно иметь орлиный глаз – разница в цвете и размере табачных листов вполне очевидна любому человеку, – всё же считается, что женщины справляются лучше. К тому же они более усидчивы и лучше приспособлены к монотонной механической работе. Так же, как и собирают урожай, – волнами – сначала листья с нижнего яруса куста, воладо, потом со среднего, секо, и, наконец, с верхнего, лихеро, так и на все последующие этапы производства листья с разного яруса попадают по отдельности, и цех сортировки – не исключение.

22. После сортировки табак отправляется на удаление центральной жилки. С покровного и связующего листов она убирается с помощью машинки – лист закручивается на барабан, в центре которого – два лезвия, проходящих по листу с обеих сторон от жилки. Машинка зачастую работает неаккуратно, и оставшиеся на краях листа ошмётки приходится отрывать вручную. Жилку с начинки удаляют руками – на пальце работницы надет напёрсток с небольшим острым «жалом»: она вставляет «жало» в конце первой трети листа и удаляет две трети жилки, что позволяет экономнее расходовать табак.

23. Покровный лист после этого снова увлажняют из пульверизаторов и раскладывают в стопки по двадцать пять штук. Если необходимо хранить его до скрутки больше недели, покров убирают в герметичные контейнеры и в холодильную камеру – температура там поддерживается на уровне 12–17 градусов. Это нужно для того, чтобы цвет покровного листа не «поплыл», не потемнел и оставался равномерным. Связующий лист убирают такими же стопками в пластиковые негерметичные короба. А начинку сначала отправляют в специальный цех, где делают мешку...

24. Это помещение похоже на муравейник: человек пять достают начинку из коробок, ещё пять – раскладывают её на столы, по одному человеку за каждым столом взвешивают табак и составляют комплекты. Всем этим занимаются мужчины, в то время как управляет процессом женщина-супервайзер. В её тетради записаны рецепты всех сигар, она знает, какая начинка и в какой пропорции должна быть в той или иной сигаре, она кодирует табаки и составляет план на день. Строго говоря, рабочие не знают, с каким табаком они работают. Они лишь читают код: 20 процентов табака X, 35 процентов табака Y и 45 процентов табака Z. Когда комплект готов (один комплект рассчитан примерно на сто сигар), его убирают в пластиковый прозрачный пакет и наклеивают бирку с названием сигары, для которой он предназначен. Дальше начинка, связующий лист и покров прибывают в «супермаркет» – небольшое помещение перед входом в крутильный цех, где крутильщики меняют талоны на табак, необходимый для выполнения дневной нормы.

25. Крутильщики работают парами – банчер делает куколку, роллер закручивает её в покровный лист. У них ненормированный рабочий день, так как оплата производится по количеству произведённых сигар. Фактически эти двое полностью зависят друг от друга: если банчер не пришёл, роллер остаётся без дневного заработка. Если банчер сделал бракованную сигару, оштрафуют обоих. При этом роллер является первым контролёром качества для банчера: сделать куколку – задача непростая, плотность скрутки должна быть равномерной по всему телу сигары, не говоря о том, что табаки различаются по крепости, и нужно распределить их правильно для равномерного горения (лихеро горит медленнее, чем воладо). Чем сложнее форма сигары, тем больше зарплата банчера. В принципе, банчер и роллер – самые высокооплачиваемые профессии на фабрике, они получают вплоть до двадцати тысяч песо в месяц (сейчас песо примерно равен рублю).

26. Ошибки роллера очевиднее, чем ошибки банчера – плохо надетый покров виден сразу. Но есть нюансы: именно роллер после скрутки сигары обрезает кончик. Вместе с банчером он должен определить длину куколки так, чтобы ножка сигары не развернулась и табак на основании был закручен хорошо, но при этом в отрез уходило не слишком много табака. Полдюйма считается нормой. Все отходы работы банчера и роллера взвешиваются. Если их слишком много, супервайзер будет разбираться, кто и что делает не так.

27. Если роллер не уверен, что банчер сделал хорошую куколку, он пропускает её через отверстие нужного диаметра: если сигара провалилась «со свистом», значит, скрутка слишком плотная, если сигара не пролезает – скрутка слишком свободная, расхлябанная, или использовано слишком много табака.

28. На двадцать четыре пары крутильщиков приходится два супервайзера, один контролирует банчеров, другой – роллеров. Работа у супервайзера нелёгкая: если он пропустит бракованную сигару на следующий этап контроля качества, то оштрафуют не крутильщиков, а именно его. Поэтому весь объём производимых сигар он должен быстро, фактически на глаз и на ощупь проверить на брак – недостаточный или избыточный вес, тугую или чрезмерно свободную скрутку и так далее.

29. Вне зависимости от сложности формата крутильщики получают бонусы, только если брак составляет менее одного процента.

30. Сегодня не принято передавать навыки крутильщика от отца к сыну, и отсутствие этой традиции заменяют школой крутильщиков – на Davidoff учится несколько десятков банчеров и роллеров, на что уходит много сырья, денег и времени: чтобы посадить ученика за рабочее место крутильщика и доверить ему крутить сигары из регулярных линеек, требуется от трёх месяцев до одного года.

31. Первый этап контроля качества – проверка на повреждения покрова. В этом нет ничего сложного: достаточно одного быстрого взгляда на сигару. К тому же, если супервайзеры работают хорошо, на этом этапе контролёры ничего не находят. Далее сигару проверяют на длину и диаметр. Эта работа механическая: двадцать пять сигар кладут в ряд по линейке и следят, чтобы длина у всех была одинаковой, а суммарная толщина двадцати пяти сигар не отклонялась от нормы больше, чем на пять миллиметров. Последний этап контроля – взвешивание. Всего пятнадцать грамм отклонения суммарного веса пятидесяти сигар от нормы пропускается контролёрами. Работа контролёра веса – самая сложная, ведь если сигара попала к нему на стол, значит, с её длиной и диаметром всё в порядке, и проблема кроется в плотности скрутки. Человек, который выполняет контроль веса на Davidoff, работает здесь уже двадцать пять лет и может определить, всё ли в норме, просто взяв сигару в руки. Все супервайзеры, к слову, обязаны курить – это такой же контроль качества, как взвешивание или измерение длины.

32. Те сигары, что прошли контроль качества, сортируются по цвету. Эта сортировка предварительная – девушки-сортировщицы должны различать лишь 8–10 основных оттенков. После этого сигары укладывают в деревянные короба, прокладывают ряды бумагой, а ножки сигар защищают поролоном. На каждой коробке есть билет со штрих-кодом. Все коробки в конце дня сканирует главный супервайзер с целью сопоставить количество произведённых сигар с количеством выданного за день табака. Сигары отсюда «уезжают» на выдержку...

33. В aging room сигары проводят минимум двадцать один день – этого времени достаточно, чтобы влажность начинки и покрова сравнялась. Разумеется, большинство сигар хранится здесь значительно дольше. Но в сигаре уже не происходит таких активных процессов, как в листьях табака, поэтому, когда кто-то использует термин «выдержанная сигара», важно понимать, что сигара из выдержанного табака, и сигара, полежавшая в aging room, – совсем не одно и то же. Тем не менее в процессе выдержки происходит «марьяж» – мешка становится более гармоничной, табаки притираются друг к другу, частично уходят масла, что облегчает горение. Aging room, как и ware house, подвергается фумигации. Таблетки на основе фосфора вытаскивают из герметичной пластиковой упаковки, раскладывают на полки и закрывают помещение. Таблетки испаряются, а на третий день испарения начинают оседать. Сигары поэтому хорошо защищены бумагой и поролоном. Ещё через два дня помещения открывают и проветривают. Работа у фумигаторов считается невредной – они носят защитные маски и соблюдают все меры предосторожности, но и приятной её всё же не назовёшь.

34. После выдержки сигары проходят ещё одну классификацию по цвету. На этот раз всё гораздо серьёзней – женщины с двадцатилетним стажем работы различают такие цветовые нюансы, которые обычный глаз никогда в жизни не уловит. Тем не менее считается, что, даже если мы с вами не будем видеть откровенных различий в цвете сигар, лежащих в одной коробке, у нас всё равно не будет такого эстетического восторга, как от двадцати абсолютно идентичных по цвету сигар, лежащих в ряд. На некоторых фабриках, даже после тщательной сортировки, сигары внутри одной коробки раскладывают от тёмной к светлой слева направо. Ещё один важный человек в вопросах сортировки по цвету – маркетолог компании. Именно он решает, что делать с сигарами в одном и том же покрове, но разного цвета. К примеру, раньше на американский рынок отправляли более светлый покров, а в Европу – те же сигары, но более тёмного оттенка, в угоду маркетинговым исследованиям и трендам. В итоге американцы решили, что «настоящие Davidoff можно купить только в Европе», и компания теперь пытается исправить собственную ошибку, убеждая американский рынок, что и там и там – самые что ни на есть настоящие, качественные сигары.

35. Ещё один важный этап контроля качества – цех упаковки. Упаковщица никогда не наденет бант на сигару, которая показалась ей некачественной. Упаковщицы получают мало – ничего сложного они не делают, их легко заменить. И всё же именно они определяют «лицо» сигары – более симпатичную её сторону (Кельнер говорит, что «как галстук не носят на спине, так и бант должен быть на правильном месте») – приклеивают бант, пытаясь не испортить клеем покров, и целлофанируют. Единственный, кто в упаковочном цехе ценится высоко, это директор цеха – человек, которому приходится подстраиваться под маркетинговые выдумки головного офиса и решать, как и какой ленточкой перевязать шестиугольную стопку сигар, чтобы она не развалилась, и как из разных линеек собрать сигары одинакового оттенка для подарочного набора лимитированной серии.

Cigar Clan 2"2013. Текст: Катерина Рыжкова. Фото: архив редакции