Картотека (старшая группа) на тему: творческие игры. Творческие игры

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Рисование

Игра «Закончи рисунок».

Цель : развивать внимание, мелкую моторику.

цветные карандаши (фломастеры).

Описание : предложить ребенку порисовать вместе. Нарисовать цветок со стеблем, а рядом - без стебля, показать ему. Поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. Если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. Предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Рисовать как можно проще: стебелек - палочка, лепестки - овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.

Игра «Соедини точки».

Цели : развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

: краски, кисточка.

Описание: нарисовать красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказать ребенку, краски какого цвета использованы, что нарисовано. Предложить ребенку соединить точки, поинтересоваться, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», - назвать цвет краски, похвалить выбор ребенка. Усложняя задание, увеличивать количество точек, расположить их достаточно далеко друг от друга. Придумать, на что похож получившийся рисунок.

Игра «Чудесное превращение».

Цель: помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько баночек с прозрачной водой, краски.

Описание: с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках - каждую в свой цвет. Во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. Показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая - оранжевый цвет, желтая и синяя - зеленый, красная и синяя - фиолетовый и т. д.). Разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

Игра «Рисуем пальцами».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : краски акварельные, краски для рисования пальцами.

Описание: нарисовав дерево, предложить ребенку пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.

Игра «Палец-кисточка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета и формы.

Игровой материал и наглядные пособия: краски для рисования пальцами.

Описание : нарисовать большой круг (квадрат, треугольник) и предложить ребенку раскрасить его пальчиками. Обговорить, каким цветом он воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, разделить фигуру на две половины и предложить закрасить их разными красками. При этом педагог называет цвет красок и наблюдает за ребенком, правильно ли он ориентируется.

Игра «Лепка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное».

Игровой материал и наглядные пособия : пластилин.

Описание: предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соединить их друг с другом. Показать ребенку получившийся шар однородной структуры. Предложить ребенку сделать то же самое.

Игра «Улитка».

Цель : развивать мелкую моторику, творческие способности.

Описание : предложить ребенку раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Показать, как закрученная «колбаска» превращается в «улитку». Из толстой «колбаски» получится большая «улитка», из тонкой - маленькая.

Конструирование

Игра «Постройка башенки из кубиков».

Цели: обучить накладыванию кубика на кубик; развивать пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: кубики одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).

Описание : дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. Если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). Такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

Игра «Забор».

Цель: развивать подражательные навыки, мелкую моторику, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.

Описание : рассказать ребенку сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубиках) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! Предложить построить забор: «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Показать ребенку, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побудить его повторить действия.

Игра «Самодельная мозаика».

Цель : развивать воображение, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Описание : вырезать из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху - голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку.

Игра «Грибная поляна».

Цель: способствовать сенсорному развитию.

Игровой материал и наглядные пособия: шляпки и ножки грибов, вырезанные из картона.

Описание : взять зеленый лист бархатной бумаги. Показать ребенку грибные шляпки и ножки. Рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «Давай поможем им опять стать целыми». Выложить на листе грибную поляну.

Игра «Спички детям - игрушка?».

Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : спички.

Описание: показать ребенку, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделать образцы предметов. Предложить ребенку выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробовать создать рисунки из спичек по памяти или придумать свой рисунок, проявить фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.

Игра «Спички с пластилином».

Цель: развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: спички, пластилин.

Описание: показать ребенку, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделать плоский домик, затем объемный.

Игра «Первые эксперименты».

Цель : познакомить со свойствами вещества.

Игровой материал и наглядные пособия : формочки для льда, фигурные формочки.

Описание : рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрировать наглядно: залить воду в формочки для льда, для печенья, в стакан и поставить в морозильник. Показать ребенку ледяные фигуры. Обратить его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые заполнены водой. Доступным языком объяснить, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксировать внимание ребенка на том, что лед - это вода, но замерзшая. Понаблюдать за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

В разделе представлена информация о творческих играх для детей (школьников и дошкольников). Описаны несколько игр, которые могут помочь обеспечить творческое развитие ребенка.

Презентация мира

Каждый из участников игры пишет на карточке название какой-либо вещи: "гитара", "стул", "карандаш", "дверь" и др., т.е. что-нибудь из того, что окружает их в повседневной жизни. Затем все карточки сворачиваются и складываются в какой-либо пакет и коробку, где тщательно перемешиваются, после чего все участники по очереди вытягивают по одной карточке и в течение 5-10 минут готовят презентацию той вещи, которая указана на карточке, причем, при подготовке устных сообщений-презентаций необходимо исходить из описания вещи не с позиций ее привычного, повседневного, бытового применения, а так называемых романтически-поэтических позиций. Например, о карандаше следует говорить не как о предмете, которым можно рисовать, а как о предмете, с помощью которого можно отображать самые прекрасные грани этого мира (любимых людей, красивейшие места и вещи) и талантливые люди могут с помощью этого предмета делать окружающий мир еще более прекрасным.

При этом необходимо сделать сообщение о предмете так, чтобы трудно было сразу определить, что это за предмет и, лишь переключившись на позиции романтическо-поэтические, возможно было бы догадаться о том, что это за предмет.

Помимо того, что данная игра развивает творческое мышление, навыки публичных выступлений, умение преподносить какую-либо информацию, она также учит видеть положительное и прекрасное там, где обычно люди этого не замечают.

Ноев ковчег.

Всем знаком один библейский сюжет: непосредственно перед всемирным потопом некто Ной, взяв "всякой твари по паре", посадил всю эту "живность" на огромный корабль и, соответственно, спас. Именно на этом посыле и строится данная игра.

Организатор игры заранее пишет на карточках названия животных и птиц мужского и женского пола (например: "кобыла" - "жеребец", "голубь" - "голубка", "свинья" - "боров" и т.д.). Затем карточки (в полной тишине!) раздаются участникам.

Участникам необходимо найти свою пару, используя только невербальные формы общения (позы, жесты, мимика) и не показывая друг другу карточки с написанными на них названиями животных и птиц.

Варианты:

Ноев ковчег - 2.

Участникам, вытянувшим карточки с названиями животных или птиц, необходимо закрыть глаза и найти свою пару только с помощью звуков, издаваемых определенным животным или птицей.

Он и она. На карточках можно писать известные пары людей (например: Отелло и Дездемона, Ромео и Джульетта, Иван-царевич и Василиса Прекрасная, Джек и Роуз ("Титаник"), рабочий и колхозница и т.п.). Необходимо найти свою пару с помощью определенных, свойственных конкретному герою, поз, жестов и мимики.

Страны и народы.

На карточках можно писать названия стран (Россия, Англия, Китай, Испания) или народов (цыгане, индейцы, чукчи, русские). Соответственно, игроки должны "показать" страну или народ. Можно делать по три и более карточек с одной страной или народом и, после того, как участники найдут друг друга, оставить их в этих группах, продолжая какую-либо конкурсную программу или комплексную игру. Поиски можно делать "на скорость", т.е. какая пара или группа быстрее "найдется".

Социальные роли

Участники игры пишут на карточках какую-либо из известных им социальных (желательно семейных) ролей: "жена", "бабушка", "сын", "отец" и др. Затем все карточки сворачиваются, складываются в коробку или пакет и тщательно перемешиваются, после чего каждый участник вытягивает по одной карточке. Организатор игры предлагает всем сыграть в игру "Атомы-молекулы", закончив ее разбивкой участников по парам (если количество участников нечетное, то оставшийся участник может присоединиться к любой паре). Теперь ведущий предлагает всем участникам прочитать социальные роли, написанные на вытянутых ими карточках. В результате получаются различные пары социальных ролей, например, "отец" и "сын", "бабушка " и "жена" и т.п. Участникам необходимо в течение 10-15 минут придумать какой-либо сценический сюжет с этими ролями, после чего все "миниатюры" показываются. После показа каждой "миниатюры" зрителями определяется то, какие социальные роли были им представлены и то, насколько показанное соответствует повседневной действительности.

Дружеский шарж

Участники пишут на карточках свои имена, после чего карточки сворачиваются, складываются в пакет и перемешиваются. Каждый участник вытягивает по одной карточке и читает имя, написанное там - на этого человека он рисует дружеский шарж. Чаще всего участники рисуют так, как умеют, но в результате получается дружеский шарж. По мере того, как шаржи будут нарисованы, участники могут дарить свои "произведения" тем, кого они рисовали. На обратной стороне можно писать какие-либо пожелания.

Шаржи можно затем вывесить где-нибудь на видномместе, сделав своего рода "Праздничную галерею". Можно провести конкурс "Кто это?", показывая участникам не подписанные шаржи, чтобы они определяли, кто изображен на рисунках (победителями можно считать тех, чьи шаржи определяли в наибольшей степени). Особенно хорошо данное игровое упражнение проходит в конце праздника, когда нарисованные шаржи с написанными на них пожеланиями участники забирают себе на память. Игра способствует созданию дружеской и непринужденной обстановки, позволяет реализоваться через рисование всем, независимо от умений и навыков.

Музыка

Для проведения данного игрового упражнения организатору необходимо тщательно поработать над подборкой мелодии или песни, которая бы соответствовала настроению праздника.

Суть игры проста: всем участникам выдаются ручки и бумага, после чего предлагается под определенную музыку (пока она будет исполняться) писать о своих ощущениях, мыслях, образах, т.е. обо всем том, что вызывает в человеке данная музыка. Обязательным условием является соблюдение тишины в процессе прослушивания музыки, чтобы не мешать другим участникам и не влиять на их ощущения. Затем листы с тем, что на них написано, собираются и организатор зачитывает все написанное.

Только одна минута

Эта игра требует живого ума и богатого воображения.

Каждый из участников должен за минуту произнести речь на заданную ведущим тему. Темы могут быть самыми разными: от серьезных, типа "Предстоящие президентские выборы", до веселых, например: "Почему девочки боятся мышек?" Игрокам разрешено нести полнейшую чушь, главное - чтобы они не отклонялись от темы, не раздумывали долго и не повторялись.

Участники могут сами придумывать темы, названия которых они пишут на карточках, которые затем перемешиваются и вытягиваются ими. Тема выступления может представлять собою всего одно слово: "Небо", "Бегемоты", "Яблоко" и др.

Победителем становится тот, кто произнесет, по мнению ведущего или жюри, лучшую речь.

Кудашов Г.Н., Заместитель директора по научно-методической работе ГАУ ДОД ТО "Областной центр дополнительного образования детей и молодежи", преподаватель ТюмГУ, руководитель молодёжного социально-творческого объединения "Искра", кандидат педагогических наук.

Чудо-Юдо

Все игроки берут по листку бумаги и рисуют на нем сверху голову — человека, животного, птицы или любого другого существа. Далее они загибают листок так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи и передают рисунок соседу. У каждого участника игры оказывается новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова загибают рисунок и передают соседу. Теперь каждому на новом полученном листке нужно дорисовать конечности. Затем все разворачивают рисунки и веселятся, глядя на то, какие на них изображены существа.

Смешные истории

Всем гостям выдаются чистые листы бумаги и ручки. Ведущий задает вопрос «Когда?», и игроки записывают на листке любой ответ на этот вопрос. Затем игроки загибают листок так, чтобы запись не была видна и передают своим соседям. Каждый раз ведущий задает новые вопросы: «Кто? С кем? Куда пошли? Что делали? Кого встретили?» и так далее – в зависимости от фантазии ведущего. Вопросы могут быть любыми и в любом количестве, чтобы листок был исписан до конца. В конце игры листки собираются и ведущий вслух зачитывает то, что получились. Чаще всего получается смешные истории, например: «В четверг крокодил с банкиром пошли в магазин охотиться и встретили Бабу-Ягу…»

Еще варианты вопросов и ответов:

«Кто? Когда? Где? При каких обстоятельствах? Что делали? Что из этого получилось?» — «Обезьяны однажды вечером в библиотеке при подготовке к празднику играли в карты. В результате все объелись арбузами».

Нелепые ответы

Всем игрокам выдаются ручки и листы бумаги. Каждый игрок в самой верхней части листа пишет любой вопрос, например: «Какие у тебя глаза?». Затем лист загибается так, чтобы текст вопроса не был бы виден, а на самом загибе пишется краткий вопрос (в данном случае — «какие?»). Лист передается по часовой стрелке следующему игроку. Тот отвечает на вопрос, а затем пишет тут же свой (например: «Стеклянные. Где живет медведь?»), загибает лист, подписывает краткий вопрос («где?) и отдает лист дальше. И так до тех пор, пока не кончится бумага. Затем все разворачивают листки (при этом тексты вопросов и ответы на них окажутся с одной стороны листа, а краткие вопросы — на другой) и веселятся, зачитывая вслух нелепые ответы.

Художники

Игроки делятся на две команды. Ведущий вешает большой лист бумаги. Команды выбирают участника, которому нужно будет нарисовать на бумаге то, что скажет ему ведущий (сложность заданий зависит от возраста игроков). Условия: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова. Команда игрока, который рисовал, должна отгадать, что это за слово. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Рисуночное письмо

Вариант предыдущего конкурса.

Задача игроков — «написать» с помощью рисунков короткое письмо. Условия те же: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова.

Варианты посланий:

  • Позвони мне сегодня в 6 часов
  • Пойдем вечером играть в футбол
  • Приходи в гости на чай с тортом
  • Подари мне на День рождения карандаши

В зависимости от возраста игроков можно придумывать задания самой различной сложности.

Народная сказка

Количество игроков: любое. Ведущий начинает сказку (придумывает первое предложение), а участники последовательно добавляют по одному предложению, придерживаясь сюжета сказки. Кто замешкался – выбывает из игры. А выигрывает тот, у кого самая неиссякаемая фантазия. Ему присуждается звание «Лучший сказочник».

ТВОРЧЕСКИЕ или КРЕАТИВНЫЕ ИГРЫ способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности, творческих способностей в широком смысле.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что же такое творческие способности?

Очевидно, что это понятие связано с понятием "творчество". Творчество – деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных ее вида. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В учебнике "Педагогика" п/р Н.И. Сластенина под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Пономарев Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г.).

В философском словаре под воображением понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое . Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на "комбинирующей способности мозга".Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение".

Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

  • Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. "Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения".
  • Воображение выступает как средство расширения опыта. Это "высшая форма связи" воображения с реальностью, которая возможна "только благодаря чужому или социальному опыту".
  • Воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, "чувства влияют на воображение". Это "наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения". И при этом воображение влияет на чувства, проявляется "закон эмоциональной реальности воображения".
  • "Воображение становится действительностью", когда оно кристаллизируется", "воплощается", начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это "полный круг" творческой деятельности воображения, возможный также и для "субъективного воображения", опирающегося на эмоции.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда - вывод о необходимости" расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…". Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды").

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование - это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • способность к обнаружению и постановки проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость - способность к продуцированию различных идей;
  • оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Народная педагогика всегда придавала большое значение развитию воображения. Характерной её чертой является умение приспособить для игры любой предмет: катушку ниток, деревянные брусочки, палочки, ветки, пузырьки, цветные лоскутики и ленточки, набитый ватой и перевязанный рукав или носочек в виде головы с юбочкой и т.д. Занимаясь домашней работой, взрослый усаживает ребёнка рядом и даёт ему поиграть разными предметами. Когда ребёнок с ними познакомился, няня меняет способ использования предмета: он наделяется новыми свойствами. Деревянный брусок или ложку она кладет на полку, на головку ребёнка, скатывает по руке, с подушки, с колена, приглашая малыша полюбоваться, приговаривая при этом: "Ах, красиво! Вот куда забрался!.. Сверху на тебя посматривает, вон улыбается! Достань его... покатился!".

В народных творческих играх всякий предмет может мгновенно менять значение: горсть камешков из курочки с цыплятами превращается в поезд с вагончиками или солдатиков. Повязанная платочком деревянная ложка становится важной дамой, а если платочек развязать и покачать ложку на нём, как на качелях, то это уже баюкают малыша в люльке.

Широко используются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребёнок. С ним совершают мнимые действия: "Ой сейчас на облако заброшу такого непослушного ребёнка!" - и тут же: "Нет, не заброшу, моя Леночка, хорошая, послушная!" Всем известны игры, в которых взрослый изображает телодвижения какого-нибудь животного: лошадки, быка, на котором предлагают покататься ребёнку, причём он сам, всем своим телом, ощущает, как трудно удержаться на лошадке, когда она скачет галопом, или на быке, идущем вразвалку.

Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Большое значение в народной педагогике придаётся ритму: это прибаутки и присказки, похлопывание и притопывание, сопровождающие игровые действия, ритмичные совместные игры, когда малыш должен двигаться в такт со взрослым. Детям нравится всё ритмичное: под ритмичную простую мелодию легче запоминаются новые слова, целые стихотворные строчки. Скоро и сам малыш начинает рифмовать слоги, слова, называть совершаемые действия и подбирать к названиям рифмы, создавая свои, новые слова, занимаясь, по существу, словотворчеством. Родителям важно не пропустить момент, когда это происходит, поддержать малыша, отметив эту его новую способность, и стимулировать её дальнейшее развитие, предложив ребёнку короткое стихотворение, возможно даже на иностранном языке, песенку или танцевальные движения, сопровождаемые ритмичной мелодией и стихами.

Итак, ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА – деятельность в условной ситуации, результатом которой становятся личностно значимые для играющих продукты воображения, представляющие собой ситуативно значимые материальные и духовные ценности.

Творческие игры предполагают наличие заданий с "открытым ответом" (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр учащиеся самовыражаются средствами того или иного вида искусства или иной деятельности, а в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат.

Большинство творческих игр, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и художественного, музыкального, театрального и пр.

К творческим играм относятся:

  • словесные: загадки, логические задачи (и загадки-истории), НОМО, игры в слова, ребусы, кроссворды, «Ассоциации», «Рифмы», «Цепочки» и т.д. + по аналогии, - с музыкальными звуками
  • наглядно-предметные: сома, сого, табло, спички, «Морской бой» и т.д.
  • соревновательные и интерактивные (викторины, «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес» и т.д.
  • Пластические и драматические: «Живые фигуры», «Ожившие картины», «Угадайте фразу (название фильма, балета и т.д.)», «Немое кино-звуковое кино», «Превращения», «В разных стилях и жанрах» и т.д.
  • Изобразительные: «Пятна Роршаха», «Цветные квадраты», «Автопортрет» и т.д.
  • мозговой штурм (А.Осборн) – организация групповой формы мышления, не только позволяющая объединить творческие усилия отдельных индивидов, но и способствовать проявлению и повышению творческого потенциала каждого члена группы. Его цель – формирование алогического стиля мышления, свободного от контроля и критики рассудочного сознания; создание творческой атмосферы, обеспечивающей радость интеллектуального общения. В ходе штурма каждый член группы высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая их как истинные и ложные и стремясь побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. Все высказанное фиксируется, выбираются наиболее удачные решения (хотя это и не самое главное, приоритет – за развивающим эффектом. Мозговой штурм может быть использован в начале большой работы (поиск режиссерского решения при постановке спектакля, выбор средств визуализации музыкального произведения и т.п.) и в процессе творческих занятий.
  • синектика (У.Гордон, С.Альтшуллер) – «соединение разнородного» в творчестве и игре. Ее цель – формирование у личности особого видения проблемы, опирающегося на образы, метафоры, сравнения, аналогии, способствующие превращению известного в неизвестное, обычного в необычное; формирование аналогического мышления, центральную роль в котором играет критика. Синектика – основа метода фантастов и футуристов. В плане конкретных техник используются прямая, символическая, фантастическая, личностная аналогии.

ПРИМЕРЫ КРЕАТИВНЫХ ИГР

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА и ВЕРТОЛЕТ»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка плюс шестое слово, постороннее, например, вертолет…

Получилась прекрасная многоголосная история, в которой волка в момент, когда он стучится к бабушке, приметил вертолет дорожной полиции. «Что оно там делает? Чего ему надо?» - недоумевали полицейские. Вертолет ринулся вниз, а волк – наутек, прямо навстречу охотнику» Условия игры ясны, пример Приведен. Осталось найти несколько подходящих слов и одно неподходящее. В небольшой компании игру можно несколько видоизменить: пусть количество слов соответствует количеству играющих, слова распределяются по жребию, каждый по очереди придумывает фразу.

В такой игре нет выигравших и проигравших, в ней привлекает сам процесс, возможность блеснуть остроумием.

КРОКОДИЛ

Ребята делятся на две команды. Представитель каждой команды должен мимикой показать слово, которое загадывает ему команда-соперница.

ПРИДУМАЙ ПАРУ

Каждому из участников назовите эпитет (солнечный, мокрый, пыльный), и пусть он подберет к нему существительное (день, пол, чердак).

ЛАМПОЧКА

Ведущий для участия в игре приглашает юношу и девушку. Юноше дается задание - вкрутить воображаемую лампочку и не дать <Жене> помешать это сделать. Девушке сообщается, что её <Муж> хочет покончить жизнь самоубийством и она должна его остановить. О заданиях друг друга юноша и девушка не знают.

АББРЕВИАТУРА

Аббревиатура – это сокращение длинного названия до первых букв. Всем знакомы такие аббревиатуры, как КВН, ВУЗ, ЖЭК, ФСБ, НЛО. Даже название страны – США – это тоже аббревиатура. У нас в лагере тоже существует немало таких сокращений: ____________Расшифровать всем известную аббревиатуру очень легко. Но когда встречается новая, незнакомая аббревиатура, приходится ломать голову: что же означает это сокращение. Попробуйте представить некоторые слова как аббревиатуры и расшифруйте их: КИНО, АКТЕР, КАДР.

РЕПКА

На сцену приглашаются семеро добровольцев из зала. Их задача - под руководством ведущего изобразить сказку про репку. Между семерыми распределяются роли, каждый персонаж получает характерные для него фразу и движение.

Репка: - А вот она я! - показывает руками над головой ботву.
Дедка: - Тэкс-тэкс-тэкс! - потирает руки.
Бабка: - Убыла бы! - грозит кулаком.
Внучка: - Я готова! - жеманно.
Жучка: - Лай-лай-лай! - лает в сторону кошки.
Кошка: - Ну полай на меня, полай… - мурлыкая.
Мышка: - Чё надо? - грубо.

II. Еще одна сказка и еще один набор слов и движений.

Старик: - Не вопрос! - уверенно.
Старуха: - Не судьба! - вздыхая и разводя руками.
Амбар: - Напрягись! - напрягаясь.
Сусеки: - Ага-ага! - извиваясь и хихикая.
Колобок: - Чай, кофе, потанцуем! - изображая официанта.
Заяц: - Который час? - растерянно.
Волк: - Еду я домой.. - изображая гитару.
Медведь: - А чего вы тут делаете? - с глупым лицом.
Лиса: - Я не такая! - опять же жеманно.

МУЗЫКА

Для проведения данной игры необходимо тщательно поработать над подборкой мелодии или песни, которая бы соответствовала настроению праздника.

Всем участникам выдаются ручки и бумага, после чего предлагается под определенную музыку (пока она будет исполняться) писать о своих ощущениях, мыслях, образах, т.е. обо всем том, что вызывает в человеке данная музыка. Обязательным условием является соблюдение тишины в процессе прослушивания музыки, чтобы не мешать другим участникам и не влиять на их ощущения. Затем листы с тем, что на них написано, собираются и организатор зачитывает все написанное.

ТОЛЬКО ОДНА МИНУТА

Каждый из участников должен за минуту произнести речь на заданную ведущим тему. Темы могут быть самыми разными: от серьезных, типа "Предстоящие президентские выборы", до веселых, например: "Почему девочки боятся мышек?" Игрокам разрешено нести полнейшую чушь, главное - чтобы они не отклонялись от темы, не раздумывали долго и не повторялись.

Участники могут сами придумывать темы, названия которых они пишут на карточках, которые затем перемешиваются и вытягиваются ими. Тема выступления может представлять собою всего одно слово: "Небо", "Бегемоты", "Яблоко" и др.

Победителем становится тот, кто произнесет, по мнению ведущего или жюри, лучшую речь.

ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ

Участники пишут на карточках свои имена, после чего карточки сворачиваются, складываются в пакет и перемешиваются. Каждый участник вытягивает по одной карточке и читает имя, написанное там - на этого человека он рисует дружеский шарж. Чаще всего участники рисуют так, как умеют, но в результате получается дружеский шарж. По мере того, как шаржи будут нарисованы, участники могут дарить свои "произведения" тем, кого они рисовали. На обратной стороне можно писать какие-либо пожелания.

Шаржи можно затем вывесить где-нибудь на видномместе, сделав своего рода "Праздничную галерею". Можно провести конкурс "Кто это?", показывая участникам не подписанные шаржи, чтобы они определяли, кто изображен на рисунках (победителями можно считать тех, чьи шаржи определяли в наибольшей степени). Особенно хорошо данное игровое упражнение проходит в конце праздника, когда нарисованные шаржи с написанными на них пожеланиями участники забирают себе на память. Игра способствует созданию дружеской и непринужденной обстановки, позволяет реализоваться через рисование всем, независимо от умений и навыков.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Участники игры пишут на карточках какую-либо из известных им социальных (желательно семейных) ролей: "жена", "бабушка", "сын", "отец" и др. Затем все карточки сворачиваются, складываются в коробку или пакет и тщательно перемешиваются, после чего каждый участник вытягивает по одной карточке. Организатор игры предлагает всем сыграть в игру "Атомы-молекулы", закончив ее разбивкой участников по парам (если количество участников нечетное, то оставшийся участник может присоединиться к любой паре). Теперь ведущий предлагает всем участникам прочитать социальные роли, написанные на вытянутых ими карточках. В результате получаются различные пары социальных ролей, например, "отец" и "сын", "бабушка " и "жена" и т.п. Участникам необходимо в течение 10-15 минут придумать какой-либо сценический сюжет с этими ролями, после чего все "миниатюры" показываются. После показа каждой "миниатюры" зрителями определяется то, какие социальные роли были им представлены и то, насколько показанное соответствует повседневной действительности.

НОЕВ КОВЧЕГ

Всем знаком библейский сюжет: непосредственно перед всемирным потопом Ной, взяв "всякой твари по паре", посадил всю эту "живность" на огромный корабль и, соответственно, спас. Именно на этом посыле и строится данная игра.

Организатор игры заранее пишет на карточках названия животных и птиц мужского и женского пола (например: "кобыла" - "жеребец", "голубь" - "голубка", "свинья" - "боров" и т.д.). Затем карточки (в полной тишине!) раздаются участникам.

Участникам необходимо найти свою пару, используя только невербальные формы общения (позы, жесты, мимика) и не показывая друг другу карточки с написанными на них названиями животных и птиц.

Варианты:

Ноев ковчег - 2.

Участникам, вытянувшим карточки с названиями животных или птиц, необходимо закрыть глаза и найти свою пару только с помощью звуков, издаваемых определенным животным или птицей.

Он и она. На карточках можно писать известные пары людей (например: Отелло и Дездемона, Ромео и Джульетта, Иван-царевич и Василиса Прекрасная, Джек и Роуз ("Титаник"), рабочий и колхозница и т.п.). Необходимо найти свою пару с помощью определенных, свойственных конкретному герою, поз, жестов и мимики.

ЛИСТ-КИСТЬ

Клен, дуб, каштан и некоторые другие деревья обладают фактурной листвой. Ее и будем использовать вместо трафарета или штампов. Для первой техники разложим листья на бумаге, разведем акварель, окунем в нее зубную щетку – и, проводя пальцем по щетине, покроем лист бумаги разноцветными каплями. Листья можно снимать только после того как краски полностью высохнут.

Для «штамповки» используем более густую краску – ту же гуашь. Ее наносим толстым слоем на бумагу. Затем прижимаем к ней лист нижней стороной, чтобы краска покрыла прожилки. Осторожно перекладываем лист на будущую картину, аккуратно прижимаем и разравниваем: прожилки должны отпечататься четче, чем остальные части листа. Если использовать водостойкие краски для ткани, то такие «скелетные» отпечатки листьев можно использовать и для более серьезного декора.

КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА

Коллаж – жанр, в котором ребенок может проявить всю свою фантазию. В ход идет все: вырезки из маминых глянцевых журналов, фантики от конфет, газетные заголовки, пуговицы, спички, монеты, мелкие фигурки из яиц с сюпризом, ракушки и прочие детские сокровища. Сначала придумайте с ребенком сюжет, а затем воплощайте его в жизнь, сажая на клей и включая всю свою фантазию.

ОТ А ДО Я

Выберите одну-единственную букву алфавита: именно на нее будут начинаться все слова в длинном и связном рассказе, который ребенок должен составить. «Таракан Тициан тупо таращился, тихонько теребя теплые тапки». Подобные игры прекрасно развивают речь и обогащают словарный запас будущего писателя или драматурга.

"ПЕСНЯ-ПЕРЕВЕРТЫШ".

Кто-то загадывает песню, составленную из антонимов к словам настоящей песни, а другие отгадывают.
Ну например,
Задание:
Береза в поле умерла
Старела во поле
Весной и осенью толста
И красная была.
Отгадка: В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была.
Особенно ценны задания будут, если их делать в рифму и с аналогичным оригиналу размером. Тогда и угадывать проще и ценнее само задание.

муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития и творчества»

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

«Радуга»

Педагог дополнительного образования.

Рассчитана на детей в возрасте 8- 15 лет.

Нея 2015

Художественно - эстетическая игра

«Радуга»

Цель: выявить знатоков изобразительного искусства; развивать интерес к прекрасному.

Оборудование: репродукции картин знаменитых художников и скульпторов, большие листы бумаги, художественные материалы, индивидуальные сигнальные карточки, маршрутный лист для команд, магнитофон.

Ход игры: Ведущий:

Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём-Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя.

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву

Расцветили синеву...

С. Маршак.

С давних пор радуга считается символом добра, радости, красоты и расцвета природы. Благодаря радуге наша жизнь такая разнообразная и цветная. В игре участвуют 7 человек, потому что у радуги 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Нам предстоит узнать, какой цвет у радуги самый сильный. Каждый должен проявить свои способности, знания, эрудицию и победить. 7 конкурсов заданий будет оценивать жюри.

Каждый участник имеет свой цвет и сидит за столом соответствующего цвета, а также имеет атрибут одежды этого цвета.

1 тур. «Разминка».

Ведущий задаёт вопрос и даёт 3 варианта ответа. Игроки выбирают правильный ответ и поднимают соответствующий номер.

1. Художники живописцы пишут:

    только красками

    только карандашами

    красками и карандашами.

2. Пейзаж - это:

    изображение людей в природе

    порода животного

    изображение природы.

3. Человека, рисующего животных, называют:

    пессимистом

    анималистом

3)пейзажистом.

4. Предметы из глины и пластилина называют:

    архитектурой

    графикой

    скульптурой.

5. Что изображает художник, когда рисует натюрморт:

1) неживые предметы

2)природу

3) птиц и животных.

6. Пленэр - это:

    сумка для красок

    рисование на улице

    фамилия художника.

7. Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в другой мир. На рисунках оживают герои, страны и города, где проходят события, описываемые в книжке. И всё, о чём идёт речь, становится ясным и
понятным. Это:

1)зарисовка

    этюд

    иллюстрация.

2 тур «Блеф клуб».

Каждый из вас имеет две карточки с ответами «Да» и «Нет». Ведущий, задавая вопрос, говорит: «Я думаю что...», и читает истинное или ложное утверждение. Если вы считаете, что ведущий прав, поднимаете карточку «Да». Если же считаете, что ведущий не прав - поднимаете «Нет».

    Древний театр появился в Греции и назывался Колизей. (Да).

    Силуэт подробно рассказывает нам о всех тонкостях предмета и
    показывает его окраску. (Нет, силуэт - это тень.)

    Аппликацию, можно делась из любых материалов. (Да.)

    Сначала люди научились рисовать, а потом читать. (Да.)

    Зелёный цвет относится только к холодной палитре. (Нет, Светло - зелёный цвет относится к тёплой, а темно - зелёный к холодной палитре.)

    В кукольном театре куклам помогает оживать фокусник. (Нет,
    кукловод.)

    К графическим материалам относятся: мел, карандаш, фломастер,
    гуашь, акварель. (Нет, гуашь и акварель - живописные материалы.)

3 тур «Картинный».

/Стоят репродукции картин. На них номера. Надо выбрать правильные

ответы и записать их на карточки. Потом сдать в жюри./

Вопросы:

    Среди представленных работ выберите номера: портретов,
    пейзажей, натюрмортов.

    Работы отличаются материалом исполнения. Можно рисовать
    красками, фломастерами, тушью, гуашью, углём. Напишите номера
    графических работ.

    Назовите палитру красок работы 3 /4, 5, .../

    Найдите и напишите номер картины-пейзажа.

    Найдите иллюстрации и укажите названия произведений.

    Под каким номером изображён рельеф?

    Укажите номер пейзажа в графике.

    Под какими номерами здесь натюрморты?

4 тур «Изобразительный - творческий»

/работу выполняет вся команда. Оценивается аккуратность, оригинальность, подбор цветов и быстрота./

    Обведите свои ладошки на цветной бумаге и вырежьте их.

    Приклейте их на лист и оформите в виде какого нибудь предмета.

    Придумайте название своей работе.

5 тур «Загадки».

Командам задаются загадки о художественных принадлежностях.

    тур. Читаем загадку, рисуем отгадку.
    Ведущий читает загадки, а дети рисуют отгадки,
    /можно взять загадки о природе, о школе и т.д. /

    тур «Музыкально - развлекательный».

    Капитаны команд рисуют бабочку сразу двумя руками /как р зеркале/

    Все члены команды изображают скульптуры по карточкам заданиям:

    Игра в футбол

    Перемена

    Обед в детском саду

    Урок пения.

    Выходят участники игры, строятся по цветам радуги и произносят хором: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Подводятся итоги, награждение.