Кажутся запахи которых нет. Сильно чувствую запахи почему. Но обо всем по порядку…

“Если не ломать мозгов - наломаешь дров”

Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному - подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды - выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.

В 80-х годах ХХ века был придуман еще один такой способ - технология Mind Mapping или использование ментальных карт. И как показывает практика, метод далеко не худший, и заслуживающий внимания.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

Для тех, кто любит больше слушать, чем читать - мой интересный (надеюсь) доклад на GetDev :

Что такое ментальная карта?

Что это за технология?
“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”

Использование ментальных карт - техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:

Технология широко применяется для многих целей:

  • Фиксация информации. Ментальные карты - удобная форма записи данных, позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
  • Запоминание информации. Когда записываешь что-то в удобной легкой форме, это автоматически откладывается в голове.
  • Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт, легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
  • Анализ информации. Ментальная карта построена таким образом, что позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.

Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:

Зачем ее применять?


“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”

Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?

Первая причина кроется в самом построении карты - она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг - ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом - центральный образ и детали вокруг него.

Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом - визуализация в целом . Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.

При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления . При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок - визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32% .

Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение , все они развиваются и улучшаются в процессе .

Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.

Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко , а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время .

В чем отличия от обычных записей?
“Ясность дает фокус”

Линейная запись - основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.

Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.

  • Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть , и чтобы просмотреть все, возможно потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.
  • Линейный список “психологически” не завершен , он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.
  • Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи , в отличии от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

  • В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль , она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

  • Так как при построении ментальной карты мы используем визуализации, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем обдумать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально .

  • Линейные записи отнимают много времени , ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.

Популярны ли ментальные карты?

Кто придумал ментальные карты?

Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен - английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году - “Работай головой”.
“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”

Используют ли их в мире?
Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:

В целом, mind mapping - стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:

Почему люди не используют их повсеместно?
Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
  • Сложные, комплексные положения вещей упрощаются , а многие детали крайне обобщаются . Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда это полезно, но иногда это лишь создает иллюзию подконтрольности ситуации, иллюзию общего понимания проблемы и отсутствия сложных скрытых взаимосвязей.

  • Поскольку при построении карт используются картинки, включается ассоциативное мышление. Но ассоциации - динамичные штуки, изменяются и трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных на карте.

  • Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего сугубо индивидуальны . Если карту дать прочитать другому человеку, может случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже, неверно их воспримет.
  • При обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка , со множественными делениями, с огромных количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы.

Это одни из причин, почему техника ментальных карт до сих пор не вытеснила линейные записи. Но есть и мнимые недостатки, которые лежат на пути применения этой методики:

  • Незнание о технике . Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый.
  • Мнение “Я не умею рисовать” . Многие считают, что это является серьезным препятствием для построения карты, но на самом деле такое умение и не требуется. Тем более, существует простое упражнение, помогающее доказать, что минимальный набор символов может рисовать каждый. Попробуйте:

  • Убеждение, что это детская забава и настоящему профессионалу она не к чему. На самом деле, каждый уважающий себя профессионал имеет свой набор различных инструментов для достижения целей: визуализации, планирование, тайм-менеджмент и другие. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.
  • Ментальные карты дольше делать , чем линейные записи. Поначалу, на первых порах применения этой техники, это действительно будет так - как и при обучении любому новому делу. Но в дальнейшем карты будут щелкаться как орешки, намного быстрее обычных заметок.
  • Убеждение “Я думаю линейно” и “Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально”. Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их, даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?
  • Мнение “Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач ”. Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.

Как создать ментальную карту?

“Всякий художник был поначалу любителем”

Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.

Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.

В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае - это статья про ментальные карты.

Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие - более запоминающейся.

От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.

Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.

Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше - тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь - не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.

Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.

Метод ментальных карт представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей. Существуют и другие названия данного метода: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

Ментальные карты были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он исследовал мыслительные системы, которые были присущи людям в эпоху античности и Ренессанса. Поскольку в эти времена было создано множество культурных объектов, литературных произведений. Т. Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они использовали фантазию и следовали ассоциативным связям.

Возможно, именно поэтому их записи были способны донести информацию не только их создателю, но и любому человеку, даже по истечении нескольких столетий. Также психолог оценил значимость рисунка оформления собственных мыслей.

Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.

Данная методика базируется на принципе «радиантного мышления», которое связано с ассоциативными мыслительными процессами.

Отправная точка - это центральный объект (мысль, идея, задача). Радиант - это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отражает бесконечное множество всех возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяют зафиксировать их на различных носителях.

Полученные результаты для наглядности обычно фиксируются на бумаге. Чтобы лучше воспринимать информацию с ментальной карты, рекомендуется оформлять все записи разными способами, например, используя различные цвета, формы, картинки. Такое наглядное оформление позволяет структурировать и группировать информацию, делая ее наглядной и более понятной.

Проанализируем основные преимущества и недостатки данного метода, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Преимущества и недостатки метода ментальных карт

Преимущества

Недостатки

Представленная информация меньше по объему, ее легко фиксировать и анализировать.

Человеку, не составляющему карту и увидевшему ее в первый раз достаточно трудно понять ее содержание

При чтении карты видны взаимосвязи в каждом блоке, их структура и логика

Карта полезна только для тех, кто ее разрабатывал

При использовании метода развивается творческое и логическое мышление, воображение и память, поскольку используются оба полушария человеческого мозга

Методика «ментальных карт» - это метод целостного мышления. Известно, что за логическое мышление человека отвечает левое полушарие мозга. Значит, при решении какой либо стандартной проблемы будет активизировано именно оно. В то время как правое, отвечающее за творчество и образное мышление, не будет вовлечено в рабочий процесс.

Метод ментальных карт позволяет одновременно задействовать оба, что и означает целостность мышления.

Особенности построения метальных карт.

Ментальная карта представляет собой диаграмму, представленную в виде древовидной схемы. На ней зафиксированы слова, задачи и конкретные понятия, которые связаны между собой ветвями, отходящими от главной ветки. Главная (центральная) ветвь представляет собой основную идею.

Для создания ментальной карты, эффективнее всего использовать лист бумаги размера А4 или больше.

В центре листа размещают основную идею, мысль. Нагляднее это будет выглядеть в виде какого-либо изображения: рисунка, картинки. Их подписывают ключевыми словами, которые позволят вспомнить определенные мысли или образы. Это будут основные ветви рисунка.

Затем, разделяя ветви на более мелкие, будут отображаться все более мелкие детали.

Важно помнить, что построение ментальной карты базируется на ассоциировании, а не структурировании.

Стоит помнить о том, что у каждого человека индивидуальный способ мышления и ментальная карта должна отображать такую особенность. Нужно максимально эффективно использовать пространство ментальной карты, не оставляя пустого пространства, но и не перегружая рисунок. Наиболее оптимальным расположением является горизонтальное расположение карты.

Карта считается законченной, если она выглядит цельной. Это значит, что ее создатель произвел комплексный анализ проблемы и разобрался в ней. Если же какая-либо ветвь ментальной карты выглядит незаконченной, стоит продолжить анализ и ассоциативный ряд.

Рисунок 1 представляет собой пример построения ментальной карты на тему “Использование ментальных карт”.

На ветках, отходящих от центрального квадрата с названием темы для анализа, указано области, в которых данный метод может применяться: обучение, планирование, менеджмент, мозговой штурм, творческое мышление, идентификация проблем, презентация какого-либо объекта.

Каждая ветка имеет свои разветвления, которые показывают ассоциации, связанные с каждой областью применения метода. Стоит отметить, что метод ментальных карт достаточно субъективен, поскольку каждый человек по-разному видит решение определенной проблемы.

Пояснительная записка

«Неграмотным в будущем будет не тот человек,

Это будет человек, который не знает,

как научиться тому, как следует учиться».

Элвин Тоффле

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Цель данной разработки заключается в том, чтобы показать эффективность использования метода интеллект - карт для формирования УУД обучающихся на уроках литературы.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, одно из важнейших средств формирования общественного сознания и мировоззрения людей. И в то же время чтение - удивительный мир, открывающий свои тайны всем желающим. Но с недавнего времени двери в удивительную страну книг закрыты для подрастающего поколения. Нежелание читать вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. Уже много лет я работаю в старших классах. И каждый раз, получая новых детей, задумываюсь, какие современные технологии, методы и приёмы использовать на своих уроках? Как привлечь внимание к программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Одной из педагогических задач современно школы является внедрение в учебный процесс таких методов и приемов, которые помогут не только овладеть определенными знаниями и умениями, но и развить творческие способности учащихся и сформировать читающую личность. Важная роль в этом случае отводится урокам литературы.

Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии. Они привлекательны тем, что выявляют особенности развития учащихся, содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию его индивидуальности, способности к творческой реализации своих возможностей.

Глава 1. Ментальная карта как средство формирования читательского интереса

На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии, как исследовательская работа, дискуссионная технология, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на методе интеллект - карт, который позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.

Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте

Один из известных французских специалистов по вопросам детского чтения говорил о том, что происходит с маленьким ребенком, когда тот «читает», он рассматривает и слушает мамино чтение - альбом (так во Франции называют детские книжки-картинки). Альбом - это первая книга ребенка, которая вводит его в мир чтения, в мир книжной культуры. Но не менее важно, что альбом вводит ребенка и в мир человеческого общения. Картинки альбома воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и заставляют вступать в общение с людьми, его создавшими, с авторами альбома - художником, писателем. «Загадочность» картинки, текст (всегда минимальный) заставляет обращаться к взрослым - родителю, воспитателю, вступать в непосредственное общение по поводу альбома. При молчаливом рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи между ними, выстраивает целостную ситуацию, т.е. он обращается к своему опыту - своим представлениям, переживаниям, происходит внутреннее общение с самим собой. Текст и картинка должны составлять гармоническое равновесие на странице, приглашая малыша к «чтению» картинки, одновременно семантическому и эстетическому. Таким образом, общение - это первое, что происходит с маленьким ребенком при чтении и первая задача, которую должно чтение решать. И только такое чтение-общение позволит ребенку в дальнейшем воспринимать автора и героя литературного произведения. Эту же задачу, на мой взгляд, выполняют ментальные карты.

Когда-то, работая в 5 -6 классах, мы все, наверное, давали задание по литературе нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам, стихам. Создавая такие иллюстрации к произведению, школьник был вынужден прочитать текст, остановиться на описании героя или его жилища, представить себе ситуацию и изложить ее на бумаге. Ментальная карта, на мой взгляд, все то же самое, но с особыми требованиями и критериями.

На первых этапах внедрения метода интеллект - карт у нас было много сложностей, не все могли понять его назначения, практическую значимость. Затем постепенно, шаг за шагом, мы начали составлять ИК, это затянуло ребят.

При самостоятельном создании интеллект - карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику

С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Каждый учитель литературы понимает, как важно научить ребенка умению читать. Только когда человек поймет важность чтения и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений - главнейшая задача на сегодняшний день.

Одной из главных задач уроков литературы является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, - хорошая опора для развития монологической речи. Интеллект - карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях.

Первые ИК мы составляли по биографиям поэтов и писателей, включали биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений. Учащиеся не очень любят составлять конспекты, а при работе над ИК не требуется много писать, её создаешь, проявляя творчество

Каким образом строилась такая работа? Ученики читали статью в учебнике, определяли основные пункты, затем составляли интеллект - карты. Сначала намечалась только структура будущей карты, на следующих уроках - завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней.

Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. ИК концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения.

Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно ИК, на мой взгляд, учит бережному отношению к художественному тексту.

Глава 2. Как создаются наши карты. (Памятка для детей)

1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или больше.
Чистый лист бумаги предоставляет 100º свободу для выражения всего разнообразия ваших умственных способностей.

2. Используйте горизонтальное положение бумаги. Так будет больше места для слов и изображений в том направлении, как мы пишем, и они не так быстро натолкнутся на край бумаги.

3. Начните с центра. Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира. Карта памяти отображает это.

4. Создайте центральный образ, который отображает тему, о которой вы пишете/размышляете. При этом

  1. Используйте минимум три цвета (синий-центр, красный, зеленый).
  2. Размер центрального рисунка должен быть достаточно большим, примерно 5 см в ширину и высоту (пропорционально больше для большей бумаги).
  3. Не используйте рамку, позвольте образу самому задать себе форму
  4. Картинка стоит тысячи слов. Она открывает простор для ассоциаций, фокусирует мысли.
  5. Цвета стимулируют активность воображения в правом полушарии головного мозга, а также захватывают и удерживают внимание
  6. Подобный размер рисунка оставляет много места для остальной карты памяти.
  7. Уникальная форма делает ее более запоминающейся и приятной.

5. Главные темы вокруг центрального рисунка, как заголовки в книге.

Напишите это слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами или нарисуйте изображение.
Разместите их на линиях одинаковой со словом длины.
Центральные линии - толстые, изогнутые и органические, как ваша рука, присоединяющаяся к телу, или ветка дерева - к столбу.
Присоединяйте ветви прямо к центральному изображению.

Главные темы, присоединенные к центральному образу на основных ветвях, позволяют увидеть их относительную важность. Это Основные Организующие Идеи, именно они будут собирать в единое целое (составлять) и фокусировать остальную карту.

Выделение основных слов заглавными буквами позволяет мозгу сфотографировать их изображение, и они легче читаются и вызывают моментальную активизацию в памяти (воспоминание).
Длина слова равна длине строки. Лишние линии разобщают мысли, длина делает акцент на связи.
Изогнутые линии придают визуальный ритм и разнообразие, и таким образом их легче запомнить, более приятно рисовать и менее скучно на них смотреть. Более толстые центральные линии отображают относительную важность.
Ветви присоединены к центральному образу, потому что мозг работает по принципу ассоциаций, а не по отдельным, разобщенным линиям.

6. Начните добавлять второй уровень мыслей. Эти слова или изображения связаны с основной веткой, которая запустила их. Помните:

Соединяющие линии более тонкие
Слова по-прежнему написаны, но в меньшем размере
Ваши изначальные слова и образы стимулируют ассоциации. Прикрепите любое слово или образ, который появился. Позвольте свободное течение ваших мыслей. Вам не обязательно «закончить» одну ветвь перед тем, как перейти к другой.
Соединенные линии создают отношения и структуру. Они также отображают уровень важности, как от ветви к прутику.
Размер и стиль написания букв также предоставляют дополнительные данные о значении и важности слова или изображения

7. Добавьте третий или четвертый уровень данных, по ходу того, как мысли посещают вас.

Используйте как можно больше изображений, вместо того, чтобы просто писать слова
Позвольте своим мыслям свободно приходить, «прыгайте» по карте, по мере того, как возникают новые ассоциации

Ваш мозг - как многорукий ловец мыслей. Карта памяти позволяет вам поймать и зафиксировать любую мысль, которая была заброшена вашим мозгом.

8. Добавьте новое измерение в своей карте памяти, придайте глубины слову или изображению с помощью рамок, ч тобы сделать заметными определенные важные моменты.

9. Иногда можно отделить ветви карты с помощью цветного контура.

Выделите форму ветки, плотно ее придерживаясь
Используйте разные стили и цвета

10. Делайте каждую карту все более

Красивой
Артистичной
Красочной
Оригинальной и
Пространственной
Ваша карта будет привлекать ваши глаза и мозг
Ее будет проще запомнить
Она будет более привлекательна для вас (и для других тоже)

11. Творите!

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта , тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет.

Глава 3. Ментальные карты на уроках литературы.

Ментальные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле. Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты. На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей. Например,

при изучении и анализе творчества писателя ментальная карта составляется по следующему плану: в центре - имя писателя, даты жизни, ветви - основные этапы творчества, литературное направление, ключевые темы творчества, образы, критика;

художественного произведения: в центре - автор и название произведения, год создания, ветви - жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема произведения);

литературоведческих понятий: в центре - термин, ветви - определение, история возникновения;

литературных течений: в центре - название, ветви - определение, время и место зарождения, характерные черты, представители.

Одним из важнейших навыков, способствующих успешности ребенка, на мой взгляд, является навык осознанного чтения. Сегодняшний школьник в силу определенных причин не хочет читать произведения школьной программы, хотя при подготовке к декабрьскому сочинению с удовлетворением отметила, как много читают мои одиннадцатиклассники, но, к сожалению, все больше зарубежную литературу. Поэтому мне как учителю литературы было важно заинтересовать ребенка, показать ему, что классическая русская литература не менее интересна. На мой взгляд, особенно тяжело даются ребятам для чтения и анализа объемные произведения. Например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» за месяц давалось задание составить ИК, включая в нее основные этапы жизни главных героев романа. Я считаю, что необходимо научить детей видеть за художественным словом литературного героя, его мысли, сомнения, поступки. И тогда он станет «живым», понятным, интересным. «Скучная» классика оживает в ментальной карте. (Приложение)

С чего мы начинали работу? Давались предварительные задания:

1.Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например,

«Наташа Ростова»

2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы, например,

«Чувство» - Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой

«Семья» - родители, Николай, Петя, Соня, Вера.

«Черты характера » и т.д.

3. Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.

4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.

5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви - основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.

6. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

7. Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.

В течение месяца велась консультация, давались рекомендации. Итог превзошел все ожидания. Я твердо уверена, не прочитав роман, таких интересных карт мои дети составить не смогли бы. После того, как интеллект - карты были готовы, каждая группа должна была представить свою работу и проанализировать работы других групп, дать оценку.

Так учащиеся незаметно для себя обучались анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать информацию, переводить из текстового формата в графический, связывать ее между собой. Кроме этого дети учились сотрудничать: слушать, поддерживать, оценивать и корректировать друг друга. А самое главное, детей заинтересовал роман, читали даже те, кто говорил, что произведение скучное и сложное для восприятия. С удовлетворением отметила, что в этом году на итоговом сочинении многие мои ученики привлекали для примера «Войну и мир». Значит, такую работу можно и нужно продолжать.

Умение читать - это способность понять, воспроизвести, истолковать и оценить художественное произведение в целом и каждое слово. Описанный метод ИК развивает читательский интерес у учащихся, позволяет более детально рассмотреть художественный текст. Данный метод гибко вписывается в рамки устоявшихся методик. Практическая реализация ментальных карт показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий рост эстетического и интеллектуального образования.

Результаты применения ментальной карты:

экономия времени на конспект;
концентрация внимания на важных моментах;
визуально четкие ассоциации;
повышение мотивации, качества знаний;
развитие предметных и коммуникативных компетенций, творческих способностей;
активизация деятельности;
корректировка знаний учащихся;

Заключение

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её, поэтому по возможности нужно использовать интеллект - карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного, т.е. практически на всех этапах урока. Чем хороши ментальные карты на уроке литературы? Всё произведение с многочисленными персонажами и проблемами можно окинуть одним взглядом, наглядно разложить «по полочкам», показать взаимосвязь между героями, событиями. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Технология обучения на уроках литературы через создание ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время.

Количество информации в современном мире постоянно растет, но способы обращения с ней остаются прежними и уже малоэффективными. То, что было адекватным для использования нашими предками, современным людям не поможет справиться с имеющимися объемами и интенсивностью информационных потоков.

Применение диаграмм, списков, таблиц и текстов отличается некоторыми недостатками, хотя и проверено временем. Во-первых, если объем информации большой, то записать, запомнить, а потом и воспроизвести его становится довольно сложно. Во-вторых, трудным является процесс выделения ключевых идей. В-третьих, время используется в таком случае нерационально. Ну, и, в-четвертых, представленные способы ограничивают применение креативного подхода и генерацию новых идей при решении задачи. Поэтому современный научный мир говорит о таком способе, как Примеры и этапы ее построения будут рассмотрены ниже.

Новый метод усвоения информации

Инновационным методом обработки и усвоения информации считается метод ментальных карт, придуманный Тонни Бьюзеном. Ученый заявляет, что проблемная ситуация - это процессы, происходящие в мозгу человека. речь, цифры, линейное представление фактов обрабатывает А вот за ориентацию в пространстве, восприятие, различные абстрактные операции отвечает правое полушарие.

Тони Бьюзен утверждает, что эффективная замена традиционных методов - это ментальная карта. Примеры этого способа показывают, что происходит запись информации, благодаря общей деятельности двух полушарий мозга и

В чем преимущества нового способа

Ответ на этот вопрос простой и сейчас будет продемонстрирован. Первым преимуществом этого метода является то, что запись информации быстрая, легкая и не такая объемная. Второе преимущество - читая карту, вы будете иметь пред глазами структурированные и логические взаимосвязи. Третье преимущество - полезность такого способа, как ментальные карты. Программы развивают когнитивные процессы, а именно - память, мышление и воображение. Четвертое преимущество заключается в том, что при создании рисунка человек использует свой творческий потенциал и ресурсы обоих полушарий мозга. Пятое преимущество - информация запоминается практически моментально и с высоким уровнем качества. Шестое преимущество заключается в том, что легко научиться такому методу, как ментальная карта. Как составить ее? Вам поможет несложная инструкция.

Ситуации применения метода Тони Бьюзена

Есть ряд областей, где проявляется эффективность использования такого способа, как ментальная карта. Примеры мы опишем ниже.


Следующий блок представленной информации поведает читателям о том, как использовать этот метод.

Ментальная карта: как составить?

Нельзя сказать, что применение этого нового метода такое уж простое, ведь оно потребует от человека усилий, но полезность этого навыка окупит затрату ресурсов. Есть ряд этапов и нюансов, которые следует соблюдать, чтобы создать подобный рисунок.

Первые три этапа - фиксация ментальной карты

Первый этап - начальный. Его называют еще режимом свободных ассоциаций или брейн-стормингом. Например, у вас есть проект. Взяв лист бумаги, запишите все мысли и идеи, приходящие в голову, даже самые нелепые. В этом процессе нет места критике и ограничениям.

Второй этап - собственно создание ментальной карты. Можете взять цветные карандаши и в центре напишите основную тему, от которой сделайте ветви и запишите идеи, связанные с основной целью и сгенерированные во время брейн-сторминга. Основные идеи также могут разветвляться на несколько идей низшего порядка.

Третий этап - фиксация сделанного рисунка. Вам следует отложить карту как минимум на 2 часа, а лучше всего - на 2 дня - и тогда вернуться к ней. Таким образом произойдет фиксация идей в сознании.

Завершающие этапы построения ментальной карты

Четвертый этап - возвращение к ментальной карте. На этом этапе с использованием цветов эмоционально раскрасьте свое творение: обозначьте важное или опасное для вас, радостное и веселое. Каких-то строгих требований по оттенкам нет, поэтому используйте то, что вам по душе. Создавайте яркие образы, ведь они помогут оживить рисунок и будут способствовать запоминанию.

Пятый этап - повторная фиксация карты. Снова отложите лист на срок от 2 часов до 2 дней. Вернувшись опять к полотну, вы сможете внести еще какие-то осмысленные изменения. Теперь ментальная карта готова!

Представленный метод достаточно молодой, но очень эффективный, и множество людей уже оценили его преимущества. Сделайте это и вы!

Сейчас практически каждому известно выражение «бизнес-тренинг». Их применяют повсеместно в крупных компаниях и небольших фирмах. Как правило, с их помощью пытаются как можно эффективнее организовать работу всего персонала. Придумали их не так давно, но именно с помощью метода визуализации тренинги стали намного результативнее. Ментальная карта - это наилучший способ обозначить цель и средства. Она значительно облегчает детализирование и организацию всех элементов.

История создания

Систему популярных сегодня ментальных карт придумал известный психолог и писатель Тони Бьюзен. Он опубликовал уже несколько сотен статей и книг об интеллектуальном развитии, психологии и проблемах человеческого мышления. Конечно же, он не стал первопроходцем в визуализации поставленных целей и приемов их достижения. С помощью специальных диаграмм и графических рисунков Япония в 70-е годы смогла практически осуществить революцию в экономике. Но именно Бьюзен представил всему ученому миру в 1974 году собственную усовершенствованную теорию радиантного мышления. Ментальная карта стала хитом на смене тысячелетий.

Тони смог эффективно объединить психологию, нейролингвистику, мнемонику и способность к скорочтению, а также множество научных теорий и методов для развития и усовершенствования творческого мышления. Например, при конспектировании он ввел всего два цвета в графику, и запоминать их стало намного легче, а также интереснее. Совместно с братом Бьюзен смог собрать по кусочкам и выстроить в стройную теорию все научные наработки. Так и появились современные интеллект-карты.

Сферы использования разработанной программы

Метод ментальных карт нашел свое практическое применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. Майндмэппинг будет полезен руководителю, сотрудникам любой компании, преподавателям, журналистам и т. д. Кроме того, его можно использовать и в повседневной жизни для решения различных бытовых и организационных проблем.

Наиболее подходящей эта методика будет для развития собственных творческих способностей и самоанализа. Это позволит обнаружить и побороть все недостатки, а также выделить направления для дальнейшего развития и совершенствования.

Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:

  • запоминание (подготовка ко всевозможным экзаменам, заучивание списков, таблиц и т.д.);
  • обучение (оптимизация конспектов, написание творческих заданий и лучшее усвоение учебников);
  • мозговой штурм (коллективная работа, новые идеи);
  • презентация (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли);
  • планирование (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время);
  • принятие решений (глубокий анализ, взвешенные и обоснованные выводы).

Эффективность интеллект-карт

Использование этой методики позволяет увидеть многие скрытые ранее вещи и нюансы. При этом открываются новые творческие возможности, задействуется Все это помогает решать неразрешимые проблемы и находить изящный выход из самых запутанных ситуаций.

Готовые ментальные карты позволяют хранить и постоянно возвращаться к важной информации и целям, структурировать и совершенствовать собственное "Я". При этом информация, изложенная радиантным способом, легко воспринимается и быстро запоминается. Основная работа происходит в процессе создания интеллект-карт. Впоследствии хватает одного взгляда, чтобы вспомнить все необходимые подробности. Это может пригодиться и в выполнении глобальных задач, и в повседневных заботах, когда трудно сосредоточиться на поставленной цели.

Особый интерес вызывает и то, что у любого человека ментальная карта совершенно особенная. Это как отражение индивидуального мышления, отпечаток работы конкретного мозга.

Основные правила создания ментальных карт

У каждого метода есть свои принципы функционирования и порядок работы. Вот и составление ментальных карт имеет собственные правила, которые определил сам Тони Бьюзен:

  1. Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
  2. Все слова должны быть написаны большими буквами.
  3. Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.
  4. Не нужно слишком часто использовать ключевые слова. Оптимально использовать один ключ на одну строчку.
  5. Картинки и знакомые символы только придадут наглядности карте.
  6. Лучше использовать несколько ярких цветов в проекте.
  7. Не нужно пытаться ограничить собственное мышление. Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме.

Некоторые особенности построения эффективных ментальных карт

Также в процессе создания и использования интеллектуальной карты есть еще несколько особенностей, требующих озвучивания и выделения:

  • Для визуализации целей и задач понадобится лист стандартного формата А4. Тогда ментальная карта будет хорошо восприниматься и вместит всю интересующую информацию.
  • Ключи должны располагаться прямо над линиями. Это способствует наглядности.
  • Использовать нужно печатные буквы.
  • Длина нарисованной ветки должна соответствовать ключу.

Ментальная карта: как составить

Создать mind card достаточно просто. Ведь это своего рода древовидная диаграмма, где центральная ветка представляет основную идею.

Для начала должна быть определена основная мысль. Затем потребуется чистый лист бумаги формата А4. На нем легко поместится вся ментальная карта. Как составить древо, подскажет подсознание. В середине должна быть основная идея, а от нее идут логически взаимосвязанные ответвления. Чтобы правильно нарисовать карту, достаточно следовать простым правилам, изложенным самим Тони Бьюзеном. Кроме того, ментальная карта может быть дополнена многочисленными заметками, чтобы не упустить ничего важного.

Как известно, большую часть жизни мы чему-либо учимся: в школе, в профильном институте, на работе и даже дома. Но запоминать и, главное, практически применять полученные знания могут не все. Слишком большие объемы информации и ограниченность времени не позволяют учиться и запоминать информацию полноценно. Одним из решений подобных проблем можно назвать ментальные карты в образовании. Этот способ применялся еще на заре разработки теории Тони Бьюзена и показал ошеломляющие результаты.

Прежде всего метод пригодится в создании простых и запоминающихся конспектов, визуализации лекций, написании курсовых и рефератов и т. д. Одним из ярчайших примеров применения интеллект-карт в международном образовании признан Cisco CCNA Exploration. Суть этой программы заключается в том, что академия поделила всю работу на несколько частей, глав и подглав. При этом каждый элемент обучения подается в виде ментальной карты, выделенной определенным цветом. Это значительно упростило подачу и запоминание информации, а также вдвое сократило время на преподавание теории. Легкие и понятные курсы пользуются особой популярностью у студентов и преподавателей.

Программы для создания различных ментальных карт

Мы все-таки живем в век высоких и продвинутых технологий. Сейчас можно использовать не только собственную креативность и творчество, но и специальные шаблоны и компьютерные утилиты. Существуют также специальные программы для создания ментальных карт. Их можно легко найти в Интернете, при этом программки бывают платными и бесплатными, сложными и простыми. Это дает право самостоятельно выбрать помощника. Популярнейшие из них:


Ошибки при построении mind card

Когда впервые что-то делаешь самостоятельно, не исключены небольшие помарки и просчеты. Это же утверждение относится и к построению Чтобы их избежать, нужно изучить самые распространенные ошибки, возникающие при работе:

  • Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными).
  • Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
  • Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее).
  • Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).