Климат остров котельный. Котельный

Сюда, подвергая себя опасности, стремятся браконьеры в поисках бивней мамонта. А ученые собирают здесь бесценные данные. Но скоро все закончится: Новосибирские острова стремительно уходят под воду

В последний день августа на острове Котельном идет снег. Без пуховика далеко не уйдешь. Зато светло здесь круглые сутки, приходится окна на ночь завешивать одеялами. В разгар лета солнце встает лишь наполовину, а сейчас оно, едва поднимаясь с рассветом, катится вдоль горизонта и ненадолго проваливается за него в полночь.

Судно «Поларис» высаживает нас на южном берегу Котельного острова, где стоит метеостанция Санникова. Здесь живут начальник Саша с женой Светой, техник-метеоролог Саня-младший, кот Васька, белый пес Белый, черный пес Черный, рыжая собака Шайба и собака Сара, у которой в роду, кажется, были волки. Саша и Света познакомились в Новосибирском метеорологическом училище, приехали на станцию на севере острова, потом перевелись сюда. «По штатке нас должно быть больше, и работать положено сутки через двое, но мы дежурим через день. Даже лучше: поработал день, день отоспался, и снова работать, — говорит Саша. - Если был бы второй выходной, непонятно, чем себя занять». Скука вообще переносится сложнее, чем климат.

Саша рассказывает, что, когда он жил на севере острова, другие метеорологи все норовили поохотиться на мишек. Только увидят вдалеке одного, бегут за ружьем. А Саша хватал палку и стучал по бочкам из-под топлива, которые там везде, чтобы спугнуть зверя. Медведи все время выходят к людям, ищут еду. А люди недолго думая стреляют. «Я им говорю, медведь, если захочет, голову вам оторвет, вы ружье вскинуть не успеете. Но он не агрессивный зверь, даже осторожный. Сколько раз было: идешь снимать показания зимой - никого нет, ровный снег, потом через пять минут выходишь из дома - видишь свои следы, а рядом медвежьи. То есть он видел тебя, переждал, пока ты уйдешь, и отправился по своим делам».

Правда, медведи на острове появляются все реже. Волки тоже перевелись, с тех пор как исчез олень. А оленей перебили пограничники - ради забавы отстреливали с вертолетов целыми стадами. Теперь олени встречаются только в глубине острова - по одному, по два, и то редко. Остались мыши и песцы. Песцов Саша постоянно спасает от собак, а недавно вытащил из пасти у Белого полярную сову. Как Белый ее сцапал, непонятно, совы обычно на 20 метров никого к себе не подпускают.

В свободное время Саша собирает бивни мамонта, и это гораздо прибыльнее, чем его основная работа. Они со Светой здесь пятый год и собираются увольняться - заработали, сколько хотели, пора домой, в Алтайский край, открывать свое дело и рожать детей. Потому что здесь заводить детей было бы безумием: ни школы, ни больницы, ни даже фельдшера в радиусе сотен километров. Случись что, нужно вызывать санборт, который бог знает когда прилетит. У прежнего начальника станции был удар, за ним приехали лишь через несколько дней.

Смысл определения «труднодоступная станция» я понимаю, когда пытаюсь отправить письмо. Станция Санникова была основана в 1942 году, и в бытовом и технологическом плане с тех пор мало что изменилось. Почты нет, спутниковый телефон - на крайний случай, электронная почта - через Тиксинское отделение Росгидромета, где ее читают и цензурируют по своему усмотрению. Не то чтобы это их работа - скорее хобби. Света кидает мое письмо коллеге в Тикси и просит переслать по указанному адресу. Через несколько минут приходит ответ: «Письмо аннулировано. Вопросов не задавай».Раз в год на остров приходит судно Росгидромета «Михаил Сомов», привозит запас еды на весь следующий год, бумажную почту и новых сотрудников. Этим летом четыре раза прилетали пограничники. Больше никакого официального сообщения с землей нет. А неофициально к весне появляются якуты и другие искатели бивня. И хотя гусеничная техника на всех островах строго запрещена - заповедная зона, - старатели приезжают на вездеходах по льду и позже, весной, на лодках, несмотря на смертельную опасность.

Когда Саша со Светой заезжали сюда в 2010-м, их подбросили на вездеходе. Лед на море совсем не гладкий, кругом торосы высотой с пятиэтажный дом. Еще опаснее ямы во льду: никогда не знаешь, то ли это лужа, то ли трещина до самой воды. Вездеходчики высовываются из кабины с биноклями - высматривают путь. Иногда ничего не остается, кроме как попробовать перескочить разломы на полном ходу. «Водитель постучал нам в кузов, мол, кто спит, просыпайтесь и держитесь крепче, будем прыгать, - вспоминает Саша. - Разогнался до упора, с лязгом перемахнул через дыру во льду, но не долетел, и задняя часть увязла в воде. Я открыл дверь, думал, сейчас нас вторым вездеходом на тросе вытянут, а вода как хлынула внутрь. На краю льдины стоит начальник бригады Гена, орет: вылезайте! Голова у него в кровище - их с водителем в кабине тряхануло так, что он люк в потолке головой пробил. Мы спросонья едва успели повыскакивать наружу в одних носках. Все вещи, компьютеры, все, что было внутри, пошло ко дну. К счастью, с нами были еще два вездехода, подсели в них, одолжили обувь, так что добрались до станции живыми».

Добираться по воде не менее опасно: обычно браконьеры плывут на плоскодонных алюминиевых лодках. До ближайшего берега отсюда 400 километров. Осенью в шторм волны под два метра, так что приходится на полном ходу перескакивать с волны на волну. Рассказывают, что в прошлом году один человек вылетел за борт, но лодка даже не остановилась, потому что, если заглушить мотор, следующая волна накроет и утонут все. На морских резиновых лодках типа «Зодиак», которые надежнее и гораздо дороже, приезжает только организованная команда браконьеров из поселка Казачьего.

Метеостанция - единственный очаг цивилизации тут, и браконьеры, и пограничники, добравшись до острова, первым делом идут к ребятам. Метеорологи держат швейцарский нейтралитет, принимают и тех и других. Еще иногда приезжают ученые. Вот и теперь нас - четверых геоморфологов, фотографа Макса и меня - в ходе экспедиции Русского географического общества на Новосибирские острова забросили на Котельный на неделю.

Тикси

Наша экспедиция началась шестью днями раньше, когда мы прилетели в Тикси - ближайший к островам город на Большой земле. Как это часто бывает с полузаброшенными северными городами, Тикси будто вмерз в прошлое. «Слава Октябрю!» - гласит надпись, выложенная ржавыми топливными бочками на склоне холма над городом. Тиксинский порт работает до сих пор, но похож на собственный призрак: у воды стоят ржавые краны, в воде - облупившиеся баржи и скелеты кораблей, побережье завалено горами металлолома, а окружают порт сгнившие в труху деревянные двухэтажки.

Тридцать лет назад Тикси процветал: угольная шахта, порт - все строилось, требовало рабочей силы, в общаге набивалось по пять человек в комнату, рассчитанную на двоих, деньги получали сумасшедшие. «В восьмидесятые пятьсот рублей считались обычной, небольшой зарплатой, - говорит наш сопровождающий Валера, - у людей на книжках лежало по десять, пятнадцать тысяч. Ну и, понятно, потом все это сгорело». В лучшие времена в Тикси жило 15 000 человек, сегодня втрое меньше. Нет ни добычи, ни производства. Даже единственный продуктовый магазин все утро закрыт - продавщица просто не пришла. Едем обедать в центр города, в единственный здесь ресторан, который работает только по предварительному заказу. После ужина, говорят, здесь лучше не задерживаться: за соседней дверью бар - без танцев, зато с гарантированной дракой.

За обедом расспрашиваю руководство экспедиции, в чем наша главная цель. «Задача номер один - пробежать как можно быстрее все точки и понять, где и как работать в будущем, - говорит Александр Булыгин, научный руководитель предприятия. - Политическую составляющую мы не обсуждаем, я не компетентен, но ее озвучил Путин. Нужно доказать, что шельф - это есть протяженность, дальнейшее распространение нашей великой родины, и, соответственно, у нас есть приоритетные права на разработку полезных ископаемых».

«Вернуть российское присутствие в Арктику, в том числе военное, - говорит Константин Зайцев, руководитель экспедиции и помощник полярника Чилингарова. - И научное. Российское присутствие в Арктике существенно сократилось в 1990-е годы. Еще хотим создать здесь национальный парк, который был бы защищен лучше, чем существующий заповедник. Хотелось бы сделать рекреационую зону для научных работ и туризма, чтобы не было бесконтрольного использования ресурсов».

Тезис о возвращении военного присутствия несколько противоречит реальности: на наших глазах сворачивалась военная часть в Тикси-3, в октябре ее полностью расформировали, а городской аэропорт, принадлежавший Министерству обороны, закрыли.

После обеда едем на тиксинскую метеостанцию. Успеваем к запуску «шарика», то есть метеозонда. Белый шар полутора метров в диаметре с привязанными датчиками поднимается на 38 километров над землей и там лопается. За два часа полета датчики успевают сообщить все о скорости и направлении ветра, температуре и других параметрах атмосферы. Эта информация дорого стоит: над Тикси пролегает воздушный коридор, по которому проходят ежедневно полтора десятка рейсов, соединяющих Европу и Азию, поэтому точные метеосводки покупают все крупные авиаперевозчики.

«Сейчас остались те, кому ехать некуда или кто дорабатывает до северной пенсии, - рассказывает метеоролог Ольга Викторовна. - Работа неженская, зимой нужно вручную бурить лед на два с половиной метра, чтобы измерить толщину. В сутки каждые три часа нужно снимать показания и отправлять отчет. Температура воды, высота волны, осадки. Зимой бывает метель такая, что своих ног не видишь. Но я, наверное, ненормальная женщина, иногда идешь с площадки в апреле: морозы отзвенели, прилетели пеночки, солнце, снег сверкает. И думаешь: какое это счастье! Хотя чем лучше погода, тем больше у метеоролога работы». Позже я узнаю, что Ольга Викторовна - гроза всех окрестных метеорологов, а тиксинская станция - образцово-показательная.

Уже в сумерках возвращаемся в гостиницу в машине с местным бизнесменом Степаном Сукачом. В экспедиции он отвечает за логистику и сопровождение. Спрашиваю, что он тут делает. «Вообще-то я занимаюсь мамонтом. С середины июля до сентября у меня тридцать человек собирают бивни и кости, потом все это у меня покупают, девяносто процентов Китай, десять - российские художники. Здесь на самом деле полно полезных ископаемых. Раньше добывали уголь. Есть и алмазы, и золото. Каждый год мы подаем заявки на разработку, пока отказывают. Город живет на дотациях, хотя тут все могло бы быть. Мне здесь нравится. Я охотник и рыбак, понимаешь? А что зимой отопление могут отключить в минус 50, так у меня в квартире в каждой комнате по печке и генератор такой, что на весь дом хватит. Меня голыми руками не возьмешь. Но вообще я на зиму в Москву перебираюсь». Подъезжаем к гостинице. Надпись у входа: «Честь и слава - по труду».

Водяные знаки

По концентрации изотопов кислорода во льду можно описать климат, при котором этот лед намерз. В природе есть несколько изотопов кислорода, то есть атомов, которые отличаются только массой. Можно представить их как шары для кегельбана - они одинакового размера и формы, но заметно отличаются по весу. Например, изотоп кислорода 16О легче, чем 18О.

«Мы знаем точное соотношение изотопов в океанской воде, оно постоянно, - объясняет Наталья Белова, научный сотрудник географического факультета МГУ. В теплом климате, ближе к экватору, в воздух из воды испаряется больше тяжелого кислорода, чем на северных широтах. Следовательно, в более суровые зимы тяжелый кислород 18О медленнее испаряется из Мирового океана и быстрее выпадает в виде дождя и снега.

Когда воздух доходит до Арктики, в нем гораздо меньше тяжелого кислорода. Снег, который выпадает из такого воздуха, будет содержать меньше 18О. Есть рассчитанные значения соотношению изотопов 18О и 16О, по которым можно судить о среднеянварской температуре. Чем меньше 18О во льду, тем холоднее была зима, в которую лед намерз. Это рассчитано во многих местах в Арктике и довольно точно совпадает с метеорологическими данными, если мы смотрим на льды, замерзшие недавно, когда люди уже вели погодные наблюдения ».

Котельный

На острове Котельном мы с геоморфологами из МГУ, Надей, Наташей, Денисом и Сашей, приплывшими со мной на «Поларисе», каждое утро забираемся в вездеход и отправляемся вдоль берега к термоцирку - месту, где тают древние льды. Новосибирские острова стремительно размываются - береговая линия в некоторых местах отступает на 10, а в некоторых на 30 метров в год. Эта картина стремительного по геологическим меркам разрушения завораживает: высокий крутой берег оползает, образуя что-то вроде глинистого амфитеатра с торчащими конусами - байджерахами, как их называют геоморфологи. Бурый лед стеной возвышается над лунным пейзажем. Вероятнее всего, в будущем острова полностью уйдут под воду, но пока они стоят, у ученых есть шанс узнать, какой был климат в этой местности сотни тысяч лет назад. И мы здесь ровно для этого - взять пробы льда и грунта, чтобы затем по их составу реконструировать условия, в которых формировались острова.

Бурый лед над термоцирком похож на ледник, присыпанный сверху землей. Однако, как объясняют мне геоморфологи, это не ледник, а жильный лед, он образуется совсем другим путем: из мелких прожилок льда в растрескавшейся от морозов земле. За десятки и сотни тысяч лет прожилки льда разрастаются, превращаясь в гигантские глыбы, или едомы, которые выглядят как ледяные утесы над берегом моря. Климата для формирования едом сегодня на Земле нет нигде.

Натянув болотники повыше, геоморфологи забираются в термоцирк с лопатами, кирками и топорами. Саша и Денис скалывают на разных уровнях куски льдины и раскладывают по пронумерованным пакетам. Вечером растаявший лед они перельют в пробирки, которые затем в Москве отправятся в лабораторию на изотопный анализ. По соотношению изотопов кислорода в талой воде можно узнать, какой здесь был климат, когда намерз этот лед (см. стр. 183). Надя в самой середине термоцирка и, увязнув в грязи по колено, выкапывает образцы торфа на уровне ниже ледяной жилы. По составу торфа в лаборатории можно определить возраст льда над ним, а по составу почвы - подробнее узнать, как она сформировалась. «Зачем все это нужно?» - интересуюсь я, когда мы вечером выпиваем за успешное начало полевых работ. «За тем же, зачем любые палеореконструкции, - поясняет Наташа. - Без знания прошлого невозможно прогнозировать будущее. В природе же все циклично, в том числе климат. Чтобы знать, что будет после, нужно представлять, что было до».

Самое полезное ископаемое

«Мы как-то в экспедиции нашли в мерзлоте ногу мамонта с костями и мясом. Тысяч десять лет она пролежала в земле. Бросили кусок на сковороду - думали, поедим мамонтятины, - но мясо на огне превратилось в бурую вонючую жидкость. Время разрушило ткани, так что они только с виду казались сохранными во льду».Я вспоминаю эту историю, рассказанную фотографом Сергеем Ждановым в Тикси, когда мы идем по тундре с Сашей в поисках бивня. Новосибирские острова состоят из мягких отложений четвертичного периода, начавшегося 2,6 миллиона лет назад и продолжающегося до сих пор. Сейчас все это оттаивает, размывается и обваливается в море. Бивни и скелеты мамонтов, плейстоценовых лошадей и львов постоянно обнажаются. Но в последние годы их довольно быстро собирают браконьеры.

Вон, видите, оранжевый флаг? Это место, где умер бывший начальник станции.

Саша рассказывает, что позапрошлый начальник метеостанции Сергей Холодков вообще-то пил немного, как все. Но как-то пришел ледокол, и Холодков поменял много рыбы на много спирта. «Что-то у него перемкнуло в голове, начал и остановиться не смог. Сначала пил дома, потом поссорился с женой, взял ружье, консервы, спирт и пошел в тундру. В октябре. Стрелял из ружья по банкам, грелся у костра, наверное, охотился. Уже стояли крепкие морозы. Жена его вызывала МЧС, они шерстили остров, но снег ведь кругом. Его останки, сильно пожранные песцами, всего в двух километрах от станции нашел его двоюродный брат, который приехал уже весной».За весь день Саша находит один некрупный обломок бивня, килограммов двадцать. Шутит: «Вот моя месячная зарплата валяется». Сезон близится к концу, поэтому бивень в легкодоступных местах уже весь собран. Раньше его было существенно больше, а желающих меньше. И контролировали меньше. Наш вездеходчик Валера и другие люди тиксинского предпринимателя Сукача, которые работают на Котельном, говорят, что собрали всего килограммов триста. Это немного, целый бивень взрослого мамонта весит до центнера, но найти такой - колоссальная удача. Больше всего ценятся именно целые от основания до кончика и темно-коричневого или темно-вишневого цвета. И уж совсем большая удача - парные бивни. Когда несколько лет назад «один мужик» нашел коллекционную пару, события развивались как в фильме про Джеймса Бонда: через пару часов прилетел вертолет, люди в черных очках вручили кейс с наличными удачливому старателю и забрали находку. «Говорят, ему заплатили миллион рублей, - рассказывает Валера. - Но это было пять лет назад, с тех пор цены даже на обычный бивень выросли в пять раз, а уж на коллекционные и подавно». Есть четыре категории качества, но в среднем килограмм сегодня стоит 500 долларов. Это цена, по которой искатели сдают бивень своим начальникам. Дальше бивень отправляется в столицу, где его проверяют в разных инстанциях, регистрируют и перепродают специальным компаниям, у которых есть лицензия на международную торговлю.

Ночью пограничники привозят на станцию арестованных браконьеров. Пограничники прилетели несколько дней назад вместе с «легальными» вездеходчиками-мамонтоискателями. Вездеходчики - Владимир и Олег из Петербурга. На материке Владимир сносит старые дома и роет котлованы под новые. Востребованная, в общем, профессия. Но бивень прибыльнее. Якуты, говорит он, - нелегалы, а у него разрешение. Остров - это и погранзона, и заповедник. Есть полулегальная форма существования здесь - с разрешением. Его оформляют в Федеральном агентстве природопользования и в профильном НИИ. На что конкретно разрешение, не уточняется, но точно не на добычу бивня.

В тундре нельзя ни копать, ни даже ездить на тяжелой технике. Но, конечно, и рабочие-искатели, и пограничники ездят, потому что иначе невозможно найти бивень и нелегалов. Также ни при каких обстоятельствах нельзя копать землю, можно только собирать то, что лежит на поверхности. Но так, конечно, много не соберешь.

Следующим утром пограничники делают последний рейд по острову на вертолете и находят еще трех якутских копателей. Две группы браконьеров - вчерашние и сегодняшние - встречаются у вертолета весело, как старые друзья на вечеринке. Полковник, несмотря на бессонную ночь, тоже излучает доброжелательность и руководит погрузкой: «Братание прекратить, заходим в вертолет по одному. Кто будет гадить внутри или чтото сломает, выйдет над морем без предупреждения!»

Якуты, которых пограничники вывозят, не выглядят удрученными. Все, что им грозит, - штраф около 500 рублей за нарушение пограничного режима и пара тысяч, если сопротивлялись при задержании. Ношение оружия без положенных документов - уже серьезнее, но собственно за добычу бивня никто наказан не будет. «А это уже не наше дело, а Росприроднадзора, - отвечает полковник на вопрос о бивне. - Но они вообще этим не занимаются. Вывезти бивень просто так нельзя, чтобы изъять официально, нужно заполнить кучу бумаг, да и девать его некуда». Впрочем, при себе у задержанных никакого бивня нет. Он спрятан в глубине острова без опознавательных знаков. Только GPS-точки, по которым схрон найдут, когда приедут за ним осенью или весной.

«Им так даже и выгоднее, - говорит Валера, когда мы провожаем взглядом вертолет. - Из Тикси они до своих поселков доберутся тысяч за тридцать рублей. А отсюда им лодка встает и в сто, и в сто пятьдесят. Мне кажется, они закончили работу и специально вышли поближе сдаваться, чтобы их пограничники забрали. Иначе прятались бы по тундре, как другие прячутся сейчас».

Вечная мерзлота

Через день нас тоже забирают с острова. За то время, что мы провели на Котельном, «Поларис» успел подняться к островам Де-Лонга и вернуться обратно. Спрашиваю оставшихся на корабле, что мы упустили. «Не так много, мы все больше гнали с острова на остров и фотографировались с флагами, - говорит Денис Иванов, специалист по морским млекопитающим из Института проблем экологии и эволюции РАН. - Хотя кое-что интересное было». Денис с горящими глазами рассказывает о трех серых китах, которых в этих широтах встретили впервые. «И конечно, мое любимое место теперь - остров Вилькицкого. На отвесной скале птичьи базары, лежбище котиков, медведи тут же ходят повыше на уступе. Я бы поработал там пару дней. Но нас даже не высадили, сказали, что с медведями опасно. Смех!»

Последняя остановка перед Тикси - Малый Ляховский, с которого мы забираем еще одну группу ученых. Пока руководство экспедиции пристраивает флаги с эмблемой РГО в кадре, Денис у местных метеорологов выясняет, что каждый год в конце августа или начале сентября мимо острова плывет стая из нескольких сотен белух. «Теперь понятно, куда нужно ехать по-настоящему работать в следующем году, - говорит он. - Белухи плывут с востока на запад, но никто не знает, откуда и куда. Пока, по моим наблюдениям, море тут мертвое. С другой стороны, мы совсем немного обследовали, на островах высаживались максимум на два часа, и то не на всех. Это ничто, по-хорошему нужно обследовать каждый остров по два-три дня, и так пару месяцев».

На Фадеевском биологи из Северо-восточного федерального университета брали пробы со дна озер кернами, чтобы потом в лаборатории определить в отложениях виды диатомовых водорослей и восстановить по ним древний климат. «Мы успели собрать только дюжину проб, - говорит Руслан Городничев, руководитель группы. - Было бы больше времени или вертолет, могли бы обследовать весь остров. И не пришлось бы разрушать растительный покров. А так я даже не знаю, когда зарастут следы от вездеходов. Какие-то - через тридцать-пятьдесят лет, какие-то - через сто. А некоторые - никогда, потому что если поднимаешь плодородный слой, под ним алевриты, которые моментально вымываются».

На Котельном действительно сложно найти место, где не было бы следов вездехода. Но в начале 2000-х бивень ничего не стоил и на островах были военные, так что браконьеры сюда не совались. Сейчас военные базы заброшены, и на каждом острове с весны до осени копают по 100–150 человек со своей техникой.

Можно сказать, что острова все равно уходят под воду, и в каком виде они исчезнут - первозданном или распаханном - не так важно с точки зрения эволюции. В это русло направляет мысли общение с геоморфологами, которые оперируют даже не тысячами, а миллионами лет. Тем более сейчас бивень и охота - единственный источник дохода в якутских деревнях. И браконьеры отнюдь не откровенные отрицательные герои в этой истории. Тот же Игорь, который приезжает сюда за бивнем вместе со своими людьми, благодаря этим вылазкам отстроил поселок Казачий и буквально вернул его к жизни.

Существует одно неудобное обстоятельство: чем больше вездеходов и копателей - «агентов абразии», как их называют ученые, - тем быстрее острова исчезают. Если организовать здесь национальный парк, по которому вместо вездеходов будут ходить олени и белые медведи, а покровы почв будут нарушаться только в строго научных интересах, то острова простоят еще несколько тысяч, а то и десятков тысяч лет. За это время климат может измениться как угодно, а размывание берегов и вовсе прекратиться. Не исключено, что в широком смысле, с точки зрения вечности и геоморфологии, все сценарии одинаково хороши. Но геоморфология, как известно, это наука о рельефе земли. К жизни, которая на этом рельефе происходит, она не имеет отношения.

Фотографии Макс Авдеев

Одной из ключевых стратегических точек в освоении Арктики является архипелаг Новосибирские острова . Наши военные и исследователи облюбовали крупнейший остров в этом районе. Доставка на остров Котельный, входящий в группу островов Анжу, с 2013 года является востребованной услугой среди компаний, осуществляющих морские грузоперевозки.

Котельный — действительно большой остров, его площадь более 23 тысяч км. кв. Он известен с XVIII века благодаря купцу Ивану Ляхову. Эта территория на востоке ограничивает море Лаптевых, разделяя его с акваторией Восточно-Сибирского моря. Здесь возводится причал, аналогичный тому, что уже обустроен на Новой Земле . Это требуется для того чтобы в период летней навигации свободно принимать суда любого класса с грузами и проводить рейдовую выгрузку с барж.

Грузоперевозки на остров Котельный с материка требуются, чтобы завозить зимовочные запасы на то время, когда морское сообщение будет затруднено льдами и низкими температурами. В этой местности снег тает только на два месяца, все остальное время — суровая арктическая зима.

Этот остров является частью заповедника Усть-Ленский и известен своей характерной арктической фауной — здесь охотятся на песца, найдены останки мамонта, есть популяции оленей и белых медведей. На Котельном похоронен полярник доктор Герман Вальтер. В честь отважного исследователя назван один из мысов острова.

Логистика доставки грузов на остров Котельный подразумевает грамотное составление маршрута. Если пассажирские и негабаритные грузовые перевозки могут осуществляться воздушным путем, благодаря аэродрому «Темп», то транспортировка на остров Котельный тяжелой техники, оборудования для станций, жилых модулей возможна только морем и желательна во время летней навигации, для удобства выгрузки на берег.

В 2013 году здесь стали восстанавливать бывшую советскую военную базу. Это входит в программу, разработанную Министерством обороны России — создание «Арктического щита», радиолокационных и других станций. Транспорт на остров Котельный преимущественно ходит морем из Тикси — порта, расположенного на континенте ближе всего к архипелагу.

В 2013-2014 году началась реконструкция авиастанции Темп, которую расширяют для приема тяжелых самолетов и развития военной авиации. Тем не менее, морские перевозки на остров Котельный остаются предпочтительным видом доставки грузов.

На острове построен военный городок, для возведения которого суда доставляют инженерное оборудование, спецтехнику, строительные материалы и другое имущество. Здесь расположена 99-я тактическая группа. Также военные часто заказывают отправку на остров Котельный по морю БТРов, снегоходов, тягачей и других единиц техники, необходимой для полноценного функционирования военного поселения в условиях Арктики.

Мы обеспечиваем доставку грузов на остров и обратно на континент с привлечением собственной техники для выгрузки товара на необорудованный берег. Для организации жизни и работы военнослужащих на отдаленной территории Крайнего Севера нужно налаженное регулярное снабжение — продовольственные и хозяйственные запасы, медицинские грузы, дополнительные материалы для ремонта жилья и оборудования. Все это можно доставить в любое время по морю, воспользовавшись услугами морских грузоперевозок.

Остров Котельный - от полярной станции до арктического плацдарма

Строительство арктической инфраструктуры на северных рубежах России ведется ударными темпами уже два года. Тем не менее, до сих пор быт военнослужащих на отдаленных островах перенасыщен "тяготами и лишениями", а перевод на большую землю для них представляется малореальной перспективой. После широкого общественного резонанса, возникшего вокруг материала о службе военных с арктического острова Котельный, Военное.РФ решило разобраться, как возникла база на Новосибирских островах и какие задачи она будет выполнять в составе Арктического военного округа.

Глаз цепляется сразу за ошибку. Нет у нас Арктического военного округа, у нас есть ОСК СФ (Объединённое Стратегическое Командование Северного Флота).

38000 километров тундры

Именно такова площадь архипелага Новосибирских островов, омываемых двумя морями Северного Ледовитого океана. Девять месяцев в году земля на островах покрыта снегом и льдом, да и летом температура воздуха здесь редко превышает +5 градусов по Цельсию.

Постоянного гражданского населения здесь формально нет, но работники полярных станций и охотники-промысловики проводят на островах большую часть календарного года. В тяжелых арктических условиях люди добывают песца, ловят рыбу и ищут дефицитную мамонтовую кость, из которой якутские мастера создают уникальные художественные изделия.
Непостоянен и количественный состав живущих на островах животных. На летний период с материка заходит северный олень, по льдам забредают белые медведи. В прибрежных водах обитают морж, нерпа, белуха.

Новосибирские острова это принадлежащий России архипелаг в Северном Ледовитом океане между Морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Административно он относится к Якутии. Они состоят из трёх групп островов: Ляховские острова, острова Анжу и острова Де-Лонга. Первые сведения об островах в начале XVIII века сообщил казак Яков Пермяков, плававший от устья Лены к Колыме. В 1712 году он в составе казачьего отряда, возглавляемого Меркурием Вагиным, высадился на остров, впоследствии названный Большим Ляховским.

Самым крупным островом архипелага является Котельный - его площадь составляет 23200 километров. Считается, что остров был открыт еще в 1773 году купцом Иваном Ляховым во время наблюдения за кочующими стадами диких оленей.

Восточную часть острова, ныне называемую Фаддеевским полуостровом, исследовал в своё время знаменитый Яков Санников.

Откуда появилось название острова достоверно неизвестно. Одна из версий утверждает, что казаки‚ в первый раз высаживаясь на острове нашли на берегу котел‚ оставленный ранее не известно кем. По другой версии‚ они наоборот‚ забыли на берегу, в спешке покидая остров, свой собственный котел.

Рельеф острова холмистый, на юге находится его высшая точка - гора Малакатын-Тас, высотой 361 метр. В составе земной коры в основном известняки и сланцы. Внутренние воды представлены небольшими реками и озерами. Крупнейшее озеро — Евсекю-Кюель. Климат арктический, суровый. Животный и растительный мир типичен для арктических тундр.

Во времена Советского Союза на острове размещалась военная база, законсервированная после распада СССР. В 2013 году началось восстановление базы и взлетно-посадочной полосы аэродрома «Темп». В будущем здесь планируется построить полноценный военный городок.

Остров Котельный расположен между Восточно-Сибирским и морем Лаптевых и является наиболее крупным в архипелаге Новосибирских островов, а также в малом архипелаге островов Анжу. Согласно административному делению, остров является частью Булунского улуса Якутии, Российской Федерации.

Площадь острова составляет 23.200 квадратных километров, наивысшая точка - гора Малакатын-Тас, поднята над уровнем моря на 361 метр. Остров Котельный является частью природного охранного заповедника «Усть-Ленский».

Начало научного освоения островов датируется уже XIX веком. В 1912 году экспедицию к ним совершили ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" , а к 1928 году на одном из островов появилась геофизической обсерватории - первая стационарная станция на этой земле.


Столица "Темп"

Полярную станцию при аэродроме "Темп", возникшую после войны на Котельном, принято считать своеобразным центром, столицей архипелага Новосибирских островов. Она была построена на галечной косе, возле промыслово-охотничьей базы из пяти деревянных строений, снабжавшей население базы необходимыми продуктами питания.


ГАЗ-47 на Котельном. Русское географическое общество Новосибирск

Жили на "Темпе", несмотря на неофициальный статус столицы, скромно, по-северному. Здесь располагался общий барак, где ночевали все работники аэродрома во главе с его начальником, столовая, кабинет метеорологов и небольшая баня. Ну и, разумеется, гараж для ремонта техники и хранения имевшегося в распоряжении полярников гусеничного транспортера ГАЗ-47. Как и везде на Севере, эта машина, получившая жаргонное название "Степанида", была "рабочей лошадкой" "Темпа".

Садились на Котельном тогда еще совсем новые АН-2‚ ЛИ-2 и ИЛ-14. Самолеты на остров летали не чаще двух раз в месяц с регулярными задержками на непогоду. Как вспоминают свидетели тех полярных лет, воздушные суда на Котельном всегда ждали с нетерпением. Вместе с ними с большой земли приходили свежие новости, корреспонденция, продукты. Обратно самолеты забирали сменившихся рабочих, добычу охотников и рыболовов, а также данные метеорологов.

Тяжелая поступь военного коммунизма

Военные на Котельном появились в конце 60-х годов. Холодная война была в самом разгаре и для обеспечения противовоздушной обороны на северных рубежах Союза, на острове водрузили радиолокатор. Для его обслуживания на Котельный была переброшена рота солдат, проживавших в наскоро построенных казармах.
В 1970-х годах Новосибирскими островами активно заинтересовалось Министерство геологии СССР. Экспедиционный лагерь специалистов по сейсморазведке было решено создавать в непосредственной близости от аэродрома "Темп", а сами сейсмолаборатории появились по всей территории архипелага. По официальной версии, они должны были осуществлять мониторинг природных землетрясений в Северном Ледовитом океане. С учетом сложной политической ситуации того времени, нельзя исключать, что геологи на Котельном были, как говориться, "двойного назначения" и занимались, в том числе, и военно-прикладной сейсмологией.


Сейсмологическая станция на Котельном

Тем более, что к сейсморазведке в то непростое время было приковано большое внимание. Достаточно вспомнить постановление ЦК КПСС от 13 мая 1958 года, в котором было сказано буквально следующее: "В связи с настоятельной необходимостью расширить и усовершенствовать в кратчайшие сроки постоянно действующую систему дальнего обнаружения ядерных взрывов обязать Министерство обороны СССР создать в течение 1958-1959 годов постоянно действующую службу контроля за испытаниями ядерного оружия, включив в ее состав существующие подразделения специального наблюдения". Тогда же, в 1959 году была образована "Служба специального контроля", под эгидой которого функционировала так называемая "система дальнего обнаружения ядерных испытаний".

С распадом СССР в деле освоения Новосибирских островов была поставлена если не точка, то уж точно многоточие. В 1993 году, на фоне масштабного сворачивания деятельности в Арктике, полярная инфраструктура на Котельном была оставлена людьми.

Восстать из пепла - Котельный

Первое обследование военных объектов на Новосибирских островах после 20-летнего простоя произошло в 2011 году комплексной экспедицией Русского географического общества. Ее участники постановили, что взлетно-посадочная полоса аэродрома "Темп" уцелела и подлежит восстановлению.


Состояние инфраструктуры аэродром "Темп" во время обследования экспедицией РГО

На следующий год обследовать Котельный отправились уже военные моряки. К берегам Новосибирских островов подошел сам флагман Северного флота - атомный ракетный крейсер "Петр Великий". Одной из задач тогда называлась "отработка действий по высадке десанта". Именно во время проведения этой операции на Котельном совершил жесткую посадку палубный вертолет Ка-27. Экипаж вследствие инцидента не пострадал, но ход экспедиции был нарушен.

В 2013 году о возвращении военных на Котельный заявил президент России Владимир Путин. "Наши военные ушли оттуда в 1993 году, а между тем это очень важная точка в Северном Ледовитом океане. Имею в виду и новый этап освоения Северного морского пути. Мы договаривались о том, что в этой точке мы не только воссоздадим военную базу, но и приведём в порядок аэродром, сделаем возможным участие в совместной работе представителей МЧС, гидрологов, специалистов, которые занимаются климатом, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работ на Северном морском пути, с тем чтобы Россия могла эффективно контролировать эту часть своей территории", - сообщил российский лидер на совещании в Министерстве обороны.


Аэродром "Темп" после восстановления

Слова не оказались далеки от дела и уже в октябре того же года военное ведомство отчиталось о восстановлении аэродрома "Темп". Дебютом возродившейся на Котельном ВПП стал прием военно-транспортного самолета Ан-72 с рабочей группой Минобороны на борту.

Через полгода на базе "Темпа" были проведены масштабные учения ВДВ, предполагавшие десантированию парашютным способом 350 человек и военной техники. В это же время началось сооружение на острове временного полевого лагеря, осуществлялся завоз техники и стройматериалов.

Грозный цветок севера

Год назад в истории военной базы на Котельном произошло важнейшее событие. Минобороны России приняло решение о строительстве здесь городка замкнутого типа "Северный клевер" .

"Северный клевер" на острове Котельный

"Это будет городок модульного типа, который мы строим с использованием современных технологий. Личный состав на улицу будет выходить только для несения вахты и дежурств - это и есть проживание в городе замкнутого цикла", - рассказал о строительстве командир отряда боевых кораблей Северного флота Олег Голубев.
В строительстве городка, с высоты напоминающего трилистник, раскрашенный в цвета российского флага, на первоначальном этапе были задействованы более 440 рабочих и около 120 единиц строительной техники
В декабре 2014 года в России был создан пятый, Арктический военный округ. В его состав вошли подводные и надводные силы, морская авиация и ПВО Северного флота. Событие ознаменовалось и заявлением о вводе в эксплуатацию "Северного клевера".
Неказистый быт островной армии
На фоне триумфального освоения Арктики, по которой Россия продвигается семимильными шагами, легко забыть о тех, кто на своих плечах тянет страну к северным богатствам. И знаменитая строчка из устава, говорящая о том, что "солдат обязан стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы" - это, наверное, единственное, чем можно объяснить условия службы на Котельном сегодня.

В ходе подготовки очередного материала о быте простых солдат и офицеров в российской армии образца XXI века, корреспонденты Военное.РФ пообщались более чем с 10 военнослужащими с Котельного и узнали, чем на самом деле оборачивается освоение Арктики.
Некачественная еда и ржавая вода из кранов, отсутствие стабильной связи с родными, задержки выплат денежного довольствия, невозможность перевестись на большую землю - вот лишь немногие проблемы, с которыми столкнулись бойцы на Котельном.

"Господи, мы просто устали уже от всего этого…" - в отчаянии говорит жена одного из военнослужащих, ждущая возвращения своего супруга с острова уже более года.

Развязка близка

В конце мая ФГУП "Спецстройинжиниринг" при Спецстрое России подвело итоги тендера по второму и третьему этапам строительства и ввода в эксплуатацию аэродрома "Темп" на Котельном. Еще 5 миллиардов казенных средств будет потрачено на арктическую инфраструктуру. Аэродром сможет принимать самолеты всех типов, в военных городках на острове смогут базироваться десантные подразделения, в заливе Стахановцев будут базироваться боевые корабли. Ведь основная задача нового военного округа, как лаконично подметил командующий Северным флотом Владимир Королев, это поддержание стабильности в Арктике.

Российские военные в Арктике

Изменится ли после окончания строительства быт самих военнослужащих, работающих ежедневно в самых суровых условиях, покажет время. Ведь о том, сколько миллиардов будет потрачено на людей, никто не скажет.
В 2013 году в контексте строительства инфраструктуры в Арктике однозначно выразился Министр обороны Сергей Шойгу:
Очень не хочется, чтобы кому-то пришлось совершать подвиги из-за чьей-то расхлябанности.

Арктический "Темп" на острове Котельный снова в строю

Законсервированный более 20 лет назад арктический аэродром "Темп" снова в строю. В конце октября на его взлетно-посадочную полосу приземлился первый самолет российской военно-транспортной авиации (Ан-72).

ТТХ самолета Ан-72 “ Чебурашка “

На острове заработала также авиационная комендатура.

"Темп", расположенный на острове Котельный, входящий в архипелаг Новосибирские острова, был построен еще в советское время. Он начал свою работу в 1949 году и принимал самолеты вплоть до начала 90-х годов, когда распался Советский Союз и исследования Арктики были приостановлены. Соответственно, аэропорт был заброшен.
Времена изменились, и Россия с новой энергией взялась за исследование Артики. Воссоздать аэродром впервые попытались в 2012 году. Российские военные планировали высадиться на остров с воздуха, однако не получилось -вертолет потерпел крушение. К счастью, никто не пострадал, но экспедицию пришлось свернуть.
Вторая попытка была предпринята с моря и оказалась успешной. В сентябре этого года к острову Котельный пришли корабли Северного флота России во главе с тяжелым ракетным крейсером (ТАРКР) "Петр Великий". Они доставили на остров специальный отряд из 150 человек, а также 40 единиц различной техники, топливо и продовольствие.

Предпринятый ледовый поход можно назвать беспрецедентным.

Атомный ледокол «50 лет Победы» (проект 10521) . ОН является самым крупным не только в России, но и в мире. Габаритная ширина этого гиганта составляет 30 метров, максимальная длина - около 159,6 метров, осадка - 11 м, мощность на валах (энергетический поток, направляемый на валы от движительной установки) - 49 МВт, пропульсивная мощность - 54 МВт. Водоизмещение - 25168 тонн. Максимальная толщина льда, с которой призван справляться ледокол, составляет 2,8 м. Экипаж - 106 человек (в наши дни). Введён в эксплуатацию в 2007 году ОАО «Балтийский завод».

В операции был задействован практически весь атомный надводный флот России - ТАРКР "Пётр Великий" и четыре атомных ледокола Госкорпорации "Росатом" — "Ямал", "Вайгач", "50 лет Победы" и "Таймыр".

Корабли и суда преодолели свыше 4 тысяч морских миль, пройдя в Карское и Баренцевое моря, а также море Лаптевых.

На самом большом из островов архипелага острове Котельный решено построить стационарный причал для приема барж и судов среднего класса по типу причала на острове Новая Земля, а также использовать в качестве базового пункта доставки материальных средств на остров Котельный порт Тикси, что обеспечит возможность завоза запасов, в том числе зимовочных в течение трех месяцев.

13 сентября на остров Котельный была выгружена инженерная и специальная техника, различное имущество, произведено зачетное тактическое учение морской пехоты по высадке морского десанта на необорудованное побережье. В целом выгружено 35 единиц военной инженерной и специальной техники.

Корабельными вертолетами 13 сентября была начата разгрузка судов. Оборудован полевой лагерь для временного размещения морской пехоты, личного состава, комендатуры аэродрома, организована его охрана и оборона.

Семь расчетов инженерной и специальной техники морской инженерной службы оборудовали три пункта высадки, укреплен берег, оборудована береговая площадка, маршрутные и подъездные пути. Задействованы два вертолета Ми-26 Военно-воздушных сил для выгрузки крупногабаритных грузов.

Характеристики модификации Ми-26Т.

Параметр

Характеристика

Диаметр несущего винта

Число лопастей несущего винта

Площадь, ометаемая несущим винтом

Диаметр рулевого винта

Длина фюзеляжа

Высота по несущему винту

База шасси

Колея шасси

Масса пустого

Масса нормальная взлётная

Масса максимальная взлётная

Грузоподъёмность в грузовой кабине

Грузоподъёмность на внешней подвеске

Длина грузовой кабины

Ширина грузовой кабины

Высота грузовой кабины

Размеры грузового люка

Объём грузовой кабины

Экипаж Ми-26

Экипаж Ми-26Т2

2 человека (3 человека при внешней подвеске груза)

Пассажировместимость солдат

Пассажировместимость десантников

Пассажировместимость носилок для раненых

60 + три места для сопровождающих медработников

Объём топливных баков

Объём подвесных топливных баков (ПТБ)

14 800 л в четырёх ПТБ или 4780 л в двух ПТБ

Силовая установка

2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136 (в перспективе ПД-12)

Мощность двигателей

2 × 11 400 л. с. (взлётная)

Расход авиатоплива

3100 кг/час

Максимальная скорость

Крейсерская скорость

Дальность полета при максимальной заправке

Дальность полета при максимальной загрузке

Дальность полёта при перегоне

2350 км (с четырьмя ПТБ)

Практический потолок

Статический потолок

Динамический потолок

В период с 14 по 16 сентября проводилась разгрузка судов при помощи десантных катеров, понтонных паромов, корабельных вертолетов и вертолетов Военно-воздушных сил.

В настоящее время вся техника и имущество выгружены. Продолжается разгрузка дизельного топлива и горюче-смазочных материалов.

Начаты работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома «Темп». Установлены каркасные обогреваемые палатки для временного проживания личного состава. Начат монтаж быстровозводимого жилья из социально-бытовых блоков, развернута система.

Параллельно с операцией по выгрузке на острове Котельный оборудован полевой лагерь для размещения морской пехоты Скверного флота и установлены каркасные обогреваемые палатки для временного проживания личного состава авиационной комендатуры, развернута система космической связи и медицинский блок. На взлетно-посадочной полосе аэродрома Темп начаты восстановительные работы.
Современные технологии позволят иметь на Новосибирских островах полноценный военный городок, где будут находиться не только военнослужащие по прямому своему предназначению, но и работать метеорологи, сотрудники МЧС, которые все вместе должны будут обеспечить безопасное использование Северного морского пути.

Остров Котельный со спутника

Восстановить инфраструктуру острова и построить аэродром удалось в рекордно короткие сроки, всего за пару месяцев. Сейчас на острове создан модульный жилой комплекс для полярников, где есть все необходимое - электричество, система фильтрации и очистки воды, горячее и холодное водоснабжение.

Согласно прогнозам, авиасообщение между островом Котельный и Большой Землей будет осуществляться круглый год, в любую погоду. Кроме того, уже в ближайшем будущем, согласно прогнозам, эта воздушная гавань сможет принимать военно-транспортные самолеты, в том числе тяжелый Ил-76.

Пока военные выполнили лишь часть задач по усилению российского присутствия в Арктике, поставленных президентом страны. Теперь следует воссоздать структуру еще одного арктического аэропорта — взлетного комплекса "Тикси", расположенного в одноименном якутском поселке.

Будут ли помимо охраны рыбных, газовых и нефтяных ресурсов перед СФ-ОСК поставлены другие задачи? Да, ставятся они уже сейчас. Здесь можно выделить транспортное направление - повышение безопасности и эффективности использования Северного морского пути (эксплуатация военного аэродрома на Новосибирских островах, работа по восстановлению взлётно-посадочных полос на других военных арктических аэродромах - все эти факты ложатся в новую стратегию).

Ещё одно направление, которое выделяет непосредственно Генштаб - обеспечение безопасности на севере России. После развала СССР северное (арктическое) направление для России стало одним из самых незащищённых. И если учитывать, какими стратегически важными ресурсами здесь обладает Российская Федерация, то «неприкрытый» русский Север может уже в скором времени стать лёгкой добычей тех, кто давно нацелил свой взгляд на Арктику. И речь вовсе не обязательно о ведении боевых действий, масштабных спецопераций.

А чтобы ни у кого вдруг не возникло острой потребности испытать русскую Арктику на прочность в ближайшее время, и создаётся та самая структура, в которой будут интегрированы флотские, воздушные и сухопутные группы. Создаётся единый кулак, который уже одним фактом своего существования вполне способен остудить горячие головы. Этим Россия даёт понять своим «партнёрам», что готова защищать свои интересы, используя для этого все имеющиеся силы и средства. А сил и средств не так уж мало. Одна арктическая группировка российских ледоколов, для которых, понятное дело, в регионе всегда найдётся работа, чего стоит… Не заяви о начале работы по возрождению военного присутствия в Арктике сейчас, и не начни это делать, засучив рукава, уже завтра можно было бы получить такой «силовой приём», который заставил бы страну пробкой вылететь из региона. Недаром же мировая пресса уже начинает муссировать тему о «международном статусе» Арктики… Так что своевременность начатых работ сложно переоценить.

Котельный был открыт в 1773 г. купцом И. Ляховым. Восточную часть острова, ныне называемую Фаддеевским полуостровом, исследовал в своё время знаменитый Яков Санников.

Откуда появилось название острова достоверно неизвестно. Одна из версий утверждает, что казаки‚ в первый раз высаживаясь на острове нашли на берегу котел‚ оставленный ранее не известно кем. По другой версии‚ они наоборот‚ забыли на берегу, в спешке покидая остров, свой собственный котел.

Рельеф острова холмистый, на юге находится его высшая точка – гора Малакатын-Тас, высотой 361 метр. В составе земной коры в основном известняки и сланцы. Внутренние воды представлены небольшими реками и озерами. Крупнейшее озеро - Евсекю-Кюель. Климат арктический, суровый. Животный и растительный мир типичен для арктических тундр.

Во времена Советского Союза на острове размещалась военная база, законсервированная после распада СССР. В 2013 году началось восстановление базы и взлетно-посадочной полосы аэродрома «Темп». В будущем здесь планируется построить полноценный военный городок.

Остров Котельный: фото обзор


Остров Котельный: где находится

Остров Котельный расположен между Восточно-Сибирским и морем Лаптевых и является наиболее крупным в архипелаге Новосибирских островов, а также в малом архипелаге островов Анжу. Согласно административному делению, остров является частью Булунского улуса Якутии, Российской Федерации.

Площадь острова составляет 23.200 квадратных километров, наивысшая точка – гора Малакатын-Тас, поднята над уровнем моря на 361 метр. Остров Котельный является частью природного охранного заповедника «Усть-Ленский».

Остров Котельный на карте мира

Остров Котельный: как добраться

От Москвы до Котельного – 13 часов полета. Почти 7 – до Якутска – на обычном рейсовом самолёте. Затем на Ан нужно долететь до Тикси. Оттуда – уже на Ми-8 – после трёх часов полета над морем с дозаправкой на острове Столбовой можно добраться до самого Котельного. Согласно прогнозам, авиасообщение между островом Котельный и Большой Землей будет осуществляться круглый год, в любую погоду.

Остров Котельный: видео

Военная техника и база на острове Котельном

Последнее время среди россиян все больше растет интерес к своей Родине. Многие отдают предпочтение отдыху внутри страны, и это не только курорты Краснодарского края, но и горы Урала и Алтая, тайга в Сибири, озеро Байкал и т. д. И вот совсем недавно появились любители путешествий в труднодоступные районы России, например, по Арктическому Северу. В связи с этим в данной статье мы расскажем читателю о том, где находятся Новосибирские острова, познакомим с их особенностью и значением для нашей Родины. Итак, приступим.

Новосибирские острова на карте

Этот архипелаг расположен в Северном Ледовитом океане. Он служит границей Восточносибирского моря и моря Лаптевых. Административно принадлежит Якутии. Новосибирские острова состоят из трех групп. Первая из них - это самые южные - Ляховские. Проливом Д. Лаптева они отделены от Евразии, а - от Анжи-острова. Котельный (архипелаг Новосибирские острова) и Новая Сибирь составляют вторую группу. Последняя, третья - Де-Лонга. Они находятся к северо-востоку от группы Анжу и являются небольшими островками. Каждый желающий сможет найти Новосибирские острова на карте России. Их координаты: 75 градусов 16 минут северной широты и 145 градусов 15 минут восточной долготы.

Особенности

Новосибирские острова раньше были частью континента. Лежат они в зоне континентального шлейфа. Рельеф островов равнинный. Климат арктический, он характеризуется холодными зимами, продолжительность которых составляет девять месяцев. Лето весьма холодное, ветренное. На архипелаге находятся большие заболоченные территории, огромное количество ледниковых озер и небольших речушек, благодаря этому здесь сформировалась относительно разнообразная экосистема в условиях вечной мерзлоты. Остров Котельный отличается от остальных тем, что здесь находится Земля Бунге - уникальная песчаная Примечательным является тот факт, что раньше (несколько тысячелетий назад) климатические условия на Новосибирских островах были совсем иными - гораздо мягче современных. Об этом свидетельствуют многочисленные находки палеонтологов: останки мамонтов, и древних лошадей.

История открытия

Архипелаг Новосибирские острова был открыт казаком Я. Пермяковым в 1712 году в ходе его экспедиции из устья реки Лена до устья Колымы. Им был обнаружен остров, который сегодня носит имя Большой Ляховский. Последующее исследование архипелага было осуществлено путешественником И. Ляховым в 1772-1773 годах и Я. Санниковым в 1805 году. Спустя почти 16 лет Петр Анжу (1821-1823 гг.) подробно описал данного архипелага, которые впоследствии были названы его именем. А в 1879-1891 годах американец Де-Лонг открыл третью группу. И уже в двадцатом веке были обнаружены несколько отдаленных островков этого архипелага.

Что же здесь имеется?

Новосибирские острова находятся под патронатом Усть-Ленского заповедника. Во времена Советского Союза здесь были научные поселения, однако с распадом СССР их не осталось. Функционирует только полярная станция. Сегодня для желающих познакомиться с этим удаленным уголком нашей Родины туристические фирмы предлагают туры на острова, где у вас будет возможность изучить достопримечательности архипелага.

Почему не угасает интерес к Арктике?

Здесь весьма устойчивая зима, снега лежат практически круглый год, есть болота, озера и реки. Имеются полезные ископаемые: уголь, природный газ и другие. Что может привлекать взгляд человека в этот суровый край? Когда-то давно Новосибирские острова интересовали людей как источник костей различных ископаемых животных - преимущественно мамонтов. На протяжении более чем двухсот лет с архипелага их вывозили тоннами. По воспоминаниям одного из купцов, попавшего в поисках этого товара на Большой Ляховский, остров состоял из мамонтовых костей, смешанных с песком и льдом. Бивни просто вытапливали изо льда, которым был сложен архипелаг.

Внимание современного человека к этим островам вызвано в большей мере геополитической ситуаций - ведь Арктика входит в круг стратегических планов Российской Федерации. Сейчас к ее шельфу прикованы взгляды не только политических деятелей, но и геологов и других ученых. Связано это с поставленными геополитическими задачами - необходимостью разделения шельфа. Проблема его раздела и континентального склона включает и экологические, и экономические, и политические аспекты. Объясняется это тем, что расширение границ стран арктической зоны, в том числе и Российской Федерации, позволит в ближайшем будущем более уверенно вкладывать средства в геологические изыскания на предмет новых месторождений нефти и газа.

Проблемы исследования

Новосибирские острова для России наиболее удалены и неприступны в любом плане: и в геологическом, и в географическом. Их, конечно, нельзя назвать белым пятном на карте нашей страны, но области с белыми пятнами там есть. Например, в группе Де-Лонга находится остров Жаннетты - он не имеет никаких геологических описаний. Дело в том, что у него очень крутые берега, скорее всего, вулканического происхождения - весьма обрывистые. Кроме того, на нем нет пригодной площадки для посадки вертолета. Так что пока ученые-исследователи не смогли до него добраться. В августе 2012 года на архипелаге по гранту Русского географического общества проводилась научная экспедиция. В частности, на островах осуществлялись зоологические исследования. В результате экспедиции были собраны ценнейшие данные по распределению и видовому составу морских млекопитающих. В дополнение к визуальным наблюдениям ученые собрали образцы биоматериалов для последующих исследований в лабораторных условиях. Помимо этого, была собрана информация о жизненном цикле моржей и белых медведей, проживающих на Новосибирских островах. Важным открытием стала встреча с Это первый зарегистрированный факт появления этих животных в акватории данного архипелага.