Комплексная оценка уровня здоровья. Определение уровня физического состояния индивидуума

Это сложное, комплексное, индивидуальное понятие. Здоровый ребенок и здоровый взрослый человек характеризуются совершенно разными показателями. У двух людей одинакового пола и возраста может быть совсем разное здоровье. Это общеизвестный факт, во все века людей характеризовали как имеющих «крепкое здоровье» или «слабое здоровье». Более того, у одного и того же человека здоровье не находится на одном постоянном уровне, а подвержено некоторым циклическим и нециклическим колебаниям. Вспомните для примера какой-либо отрезок вашей жизни, когда вы были здоровы с точки зрения медицины (т. е. не брали больничный лист, посещали занятия в университете), наверняка в какие-то дни вы были бодры и активны, а в другие - все «валилось из рук», в какие-то дни ели с аппетитом, а иногда теряли аппетит. Довольно часто в повседневной жизни мы говорим: «Наверное, я заболел», но так и не находим объективных показателей к тому, чтобы взять больничный лист. Как же оценить и чем измерить здоровье человека? И нужно ли это делать?

Идея измерения здоровья здоровых людей подразумевает следующие цели:

Спрогнозировать риск возникновения заболевания.

Выявить в организме человека «слабые звенья» - органы мишени.

Оценить эффективность оздоровительных мероприятий.

Иметь объективные критерии отбора людей определенного уровня здоровья для специальных целей (служба в армии, летчики, космонавты и т. п.).

Измерение уровня здоровья подразумевает возможность адекватного вмешательства с целью его укрепления.

Для определения количества и качества здоровья валеология использует - это оценка психофизиологического развития и состояния субъекта, его адаптивных возможностей, наследственности.

Диагностика здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных психофизиологических параметров, которые должны характеризоваться:

безопасностью для пациента;

объективностью;

количественными оценками;

диагностической эффективностью.

Диагностическая эффективность различных показателей здоровья в настоящее время не является общепризнанной, так как не существует общепринятой технологии диагностики здоровья. В. В. Власов (1998) отмечает, что не существует даже общих представлений о возможной шкале измерений. Если представить некую шкалу «состояний здоровья», то на ней очевидна лишь крайняя нижняя точка - смерть . Вторая, менее строго определяемая - нулевая точка, возникновение хронического заболевания. Выше ее располагается часть шкалы соответствующая здоровью. В нижней части шкалы систематическое деление шкалы затруднено, поскольку болезненные состояния трудно ранжировать с учетом всех возможных внешних критериев (трудоспособности, социальной адаптации, степени страдания). В то же время создаются и применяются индексы для оценки степени нарушения соматических, психических, социальных функций человека. Эти индексы могут быть специфическими (ориентированными на оценку дефекта от некоторого заболевания, как, например, для ишемической болезни сердца - функциональные классы New York Heart Association) или неспецифическими , нацеленными на оценку суммарного дефекта в жизнедеятельности человека независимо от конкретного заболевания (индекс МакМастера, Ноттингемский профиль здоровья).

В части шкалы здоровья, расположенной выше нуля, проблемы еще сложнее. Представления о здоровье настолько расплывчаты, что разные авторы оценивают здоровье и как уровень, и как качество, и как процесс. Само отделение части шкалы ниже «здоровья» в область «болезни» является упрощением, по мнению В. В. Власова (1998). Оно вытекает из древних представлений об отдельности болезни от человека, о «приобретении» им болезни. G. Engel, предполагает, что нет «здоровья» и «болезни», а есть единая шкала, как для температуры, где 0 - это около смерти, а верхнего предела нет.

Валеологическая диагностика исходит из того, что важнейшие критерии здоровья - это достигнутый уровень физического, психического, социального развития человека.

Оценка физического развития человека проводится с помощью антропометрических исследований . Важнейшее значение оценка физического развития имеет у детей первого года жизни, в этот период онтогенеза физическое развитие (рост, вес, количество зубов, развитие костного скелета, двигательные навыки) прямо отражает уровень здоровья. Достигнутый уровень физического развития должен обеспечивать адекватное функциональное состояние организма, т. е. определенный уровень интенсивности и устойчивости работы его органов и систем.

Под физическим развитием понимается реализация генетических программ формирования морфофизиологических свойств организма в условиях воздействия на него различных факторов: климата, особенностей питания и образа жизни, социальной среды и др.

Уровень физического развития оценивается набором методов, результаты которых сравниваются с половозрастными нормативами.

Методы исследования уровня физического развития:

Соматометрические - длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и др.

Соматоскопические - состояние кожных покровов, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата (подвижность суставов, развитие мышечного слоя), степень полового развития.

Физиометрические - жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления.

Одним из показателей физического здоровья является физическая - способность выдержать максимальную нагрузку в статической, динамической или смешанной работе. Для оценки физической работоспособности обычно используют эргометрические (количество проделанной работы) и физиологические (обычно состояние сердечно-сосудистой системы) показатели. Согласно теории адаптации, сердечно-сосудистая система - индикатор адаптивных возможностей целостного организма, поэтому показатели сердечно-сосудистой системы рассматриваются как основные при оценке уровня здоровья. Норма реакции ЧСС и АД на нагрузку являются показателями, широко применяемыми для экспресс-оценки динамического здоровья.

Подробно ознакомиться с конкретными методиками антропометрических исследований можно в учебниках «Практикум по физиологии».

В качестве основных составляющих психического здоровья человека выделяют: на стадии формирования личности - уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления); для взрослого человека - возможности обеспечения социальной адаптации.

В валеологической практике для определения психического здоровья широко применяются тесты САН, тест реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера.

Выявленные в процессе исследования высокие характеристики тревоги или сниженные показатели настроения и самочувствия, отмечаемые и при повторных обследованиях, дают основания для вывода о наличии в психо-социальной сфере или в организме обследуемого травмирующего фактора. Определение экстремальности психических характеристик основывается на сравнении измеряемого параметра со статистическими нормативами (норматив литературный или норматив, полученный для соответствующей группы в конкретных условиях).

Социальное здоровье личности можно определить с помощью опросников, отражающих социальный статус человека, а также с помощью тестов, выявляющих удовлетворенность человека своей жизнью. В настоящее время широкое распространение

Методы оценки количества и качества здоровья, интегральные показатели здоровья получила анкета А. Антоновского «Оценка социального благополучия и личностной устойчивости» (по Айзман, 1999), которая позволяет оценить уровень взаимопонимания с людьми, осмысленность жизни, веру в лучшее будущее. Индекс Гольдберга Даба оценивает удовлетворенность работой, досугом, сном, коммуникациями. Модели здоровья, учитывающие физическое, психическое здоровье, а также субъективную удовлетворенность человека своим состоянием называются двумерными, так как учитывают количество и качество здоровья.

Здоровье оценивается по многим признакам, но анализ по отдельным показателям не дает целостного представления. Кроме того, использование многих признаков по отдельности неудобно. Необходима интеграция данных с целью получения суммарного количественного показателя - индекса здоровья. В настоящее время активно разрабатываются агрегатные индексы здоровья - многомерный анализ множества признаков путем произвольных математических операций (суммирование, перемножение, ранжирование и т. п.) сводится к единому показателю. Достоинством таких индексов является простота интерпретации, удобство в применении для массовых обследований, недостатком - потеря части информации при суммировании признаков. Примером агрегатного достаточно широко применяемого индекса в медицине является шкала Apgar для оценки здоровья новорожденных младенцев. Примером агрегатного индекса здоровья, применимого для массовых валеологических обследований, является метод, предложенный Г. Л. Апанасенко и Р. Г. Науменко (1988). Методика основана на зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов.

Многие ученые разрабатывают интегральный показатель здоровья на основе собственных теоретических моделей, которые позволяют измерять небольшое количество признаков, но зато именно тех, которые, по мнению авторов, и отражают уровень здоровья.

Существует некий обусловленный эволюцией порог аэробного энергопотенциала, ниже которого увеличивается риск смерти (10 МЕТ для мужчин и 9 МЕТ для женщин). Подобный же порог, но несколько выше, обнаруживается, если регистрировать тот уровень энергообеспечения, ниже которого в обычных условиях жизнедеятельности появляются нарушения в функциях организма как системы - формируются эндогенные факторы риска и начальные формы хронического патологического процесса. Этот порог энергопотенциала носит название безопасного уровня соматического здоровья и может быть охарактеризован количественно. Количественная характеристика безопасного уровня здоровья может быть дана как в прямых показателях - в МЕТ или МПК на 1 кг массы тела, так и в косвенных: физической работоспособности, уровне развития физического качества общей выносливости, уровне здоровья (табл. 6).


Используя материалы популяционных исследований максимальной аэробной способности, полученные в разные годы, можно отметить важную закономерность, касающуюся биологической природы современного человека: за последние 30-40 лет популяционный уровень максимальной аэробной способности существенно снизился и в среднем выходит за пределы "безопасной" зоны соматического здоровья (рис. 2). Несколько ниже будет показано, что в этом и заключается непосредственная причина эпидемии хронических неинфекционных заболеваний, поразившей промышленно развитые страны со второй половины 20 в.


Какие же механизмы лежат в основе "безопасного" уровня здоровья?


Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить некоторые особенности энергетического метаболизма. В качестве основного субстрата для энергообразования (накопление макроэргов) используются углеводы и жиры. Наиболее мобилизируемым и доступным субстратом являются углеводы (глюкоза крови, гликоген печени и мышц), а наиболее энергоемким - жиры. При повышении требований к организму (например, при физической нагрузке) интенсификация энергообразования проходит несколько стадий: расход запаса макроэргов - анаэробное окисление углеводов (кислородтранспортная система еще не достигла уровня функционирования в соответствии с кислородным запросом) - аэробное окисление углеводов - окисление жиров (жирных кислот).


Для аэробного окисления субстратов до воды и углекислого газа при интенсивном энергообразовании необходимы следующие условия: 1) достаточная плотность митохондрий в реципиентной ткани (при физической нагрузке - мышечной), которая удовлетворяет требованиям ресинтеза АТФ аэробным путем; 2) промежуточные продукты обмена не должны лимитировать скорость метаболических реакций в цикле Кребса; 3) достаточная доставка кислорода к цепи транспорта электронов в митохондриях. Если аэробная форма утилизации субстрата лимитируется одним или несколькими из этих факторов, подключается анаэробный метаболизм, который поддерживает необходимую скорость продукции АТФ. Момент подключения механизмов анаэробной энергопродукции обозначается как порог анаэробного обмена (ПАНО). Этот порог выражается в единицах мощности работы (Вт) или же в процентах потребления кислорода от максимума аэробной мощности.


У нетренированных людей ПАНО находится на уровне 40-45% от МПК, у тренированных - 55-60%, у спортсменов экстра-класса - 70-90% от максимальной окислительной мощности.


МПК и ПАНО могут изменяться независимо друг от друга и обнаруживают большую индивидуальную вариабельность. Но при снижении уровня МПК почти всегда снижается ПАНО. Более того, темпы падения ПАНО при детренированности могут превышать темп падения уровня МПК.


ПАНО является важнейшим показателем эффективности (экономичности) энергообразования. И это связано прежде всего с тем, что при энерготратах выше уровня ПАНО эффективное аэробное энергообразование преимущественно за счет жиров (1 г жира - 33 кДж) сменяется малоэффективным анаэробным энергообразованием за счет углеводов (1 г глюкозы - 17 кДж). Главный же фактор снижения эффективности энергетического метаболизма состоит в следующем: при аэробном окислении 1 молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, при анаэробном - всего 2. Таким образом, эффективность энергообразования снижается в 36 раз! При этом жиры в качестве энергетического субстрата в анаэробных процессах уже не используются. Показано (Ю.Л. Клименко, 1987), что у современных мужчин в возрасте старше 40 лет через 2 мин после начала физической нагрузки мощностью всего 20% от должных возрастно-половых значений МПК гликолитический механизм энергообеспечения мышечной деятельности не только не выключается (как следовало бы ожидать после окончания периода "врабатывания"), а наоборот, вклад его нарастает, сопровождаясь накоплением лактата и развитием ацидоза. (Заметим, что речь идет именно об анаэробном гликолизе, который сопровождается накоплением лактата, в отличие от аэробного гликолиза, конечные продукты которого - вода и углекислый газ.) Именно это является причиной того, что активность ферментов, обеспечивающих гликолиз, с возрастом увеличивается так же, как увеличивается и глюконеогенез (образование углеводов из аминокислот). Одновременно с возрастом (так же, как и при физической детренированности) вследствие незначительного использования жиров в метаболизме увеличиваются размеры жировых депо, развивается липоидоз внутренних органов. В крови и в тканях повышается общее содержание липидов, изменяется концентрация и соотношение их фракций. Это относится и к холестерину, и к триглицеридам, и к жирным кислотам. Именно эти изменения в липидном обмене являются основой развития атеросклеротического процесса. Кроме того, из непредельных жирных кислот легко образуются перекиси липидов, являющихся инициаторами свободнорадикальных реакций.


Возрастание роли гликолиза в общем энергетическом метаболизме отмечается даже в миокарде и мышечном слое сосудистой стенки, что, естественно, тоже является неблагоприятным фактором.


В связи с малой энергетической эффективностью гликолитического фосфорилирования и усилением последнего происходит значительное расходование углеводов тканей, прежде всего - гликогена, и накопление недоокисленных продуктов обмена - лактата и пирувата.


Все это вместе взятое приводит к гипоэргии (недостаточному ресинтезу АТФ и прежде всего в органах с высокими ее затратами). Недостаток макроэргов вызывает активизацию генетического аппарата клетки, приводя к гиперплазии и гипертрофии ткани. Именно такой механизм лежит, по-видимому, в основе гипертрофических явлений в миокарде на фоне гипоэргии - начальной стадии кардиосклеротического процесса.


Аналогичный процесс наблюдается при коронарном артериосклерозе, сопровождающемся явлениями гипертрофии миокарда ("коронарогенная гипоксическая гипертрофия" по Ф.З. Меерсону, 1975).


Следует указать и на еще одно важное обстоятельство, нередко приводящее в замешательство кардиологов: у лиц, профессиональная деятельность которых связана с большими энергозатратами, отсутствует кардиопротекторный эффект физической нагрузки. Так, по данным Karvonen (1968), обследовавшего несколько сотен лесорубов и городских жителей (мужчин), оказалось, что у первых более выражены как эндогенные факторы риска развития сердечнососудистых заболеваний (толщина жировой складки на животе, уровень гиперлипидемии и т.п.), так и последствия этого повышенного риска: у 8% обследованных лесорубов на ЭКГ выявлены следы перенесенного микроинфаркта -- (3% у городских жителей). В основе этого, казалось бы, парадоксального факта - тот же механизм: резкое ограничение утилизации жиров при физической нагрузке выше ПАНО.


Вторая патогенетическая цепочка, к появлению которой предрасполагает гипоэргия, - повышение аутолиза клеток тканей организма и снижение вследствие этого иммунореактивности.


Аутолиз - естественный процесс, но он может стимулироваться функциональной нагрузкой, особенно, если эта нагрузка превышает функциональные возможности субстрата. Степень аутолиза и соответственно титра противоорганных аутоантител напрямую зависит от функциональной надежности клетки, во многом определяемой резервом ее энергопотенциала.


Убедительной иллюстрацией являются результаты исследования миокардиальных аутоимунных реакций после физической нагрузки до отказа у тренированных и нетренированных молодых мужчин (Г.Л.Апанасенко и соавт., 1986).


Таблица 7, Миокардиальные аутоиммунные реакции до и после велоэргометрической нагрузки до отказа у нетренированных (п=18) и лиц (n=10), адаптированных к мышечной деятельности (Г.Л.Апанасенко, Д.М.Недопрядко, 1986)

к инсулину и формировании в связи с этим нарушений в толерантности к углеводам и предпосылок к развитию инсу-линнезависимого диабета.


Из этих (табл. 7) и других данных следует, что после напряженной мышечной деятельности наблюдается усиление аутоиммунных реакций всех типов, стимулированных тканевыми антигенами сердца, печени, мышц скелета и др. Выраженность реакций зависит от мощности и эффективности процессов энергообразования: чем ниже ПАНО, тем выше проявление аутоимунных реакций. В этих же исследованиях выявлена обратная корреляционная связь (г=0,511-0,981) между интенсивностью кардиогенных аутоиммунных реакций и показателями иммунореактивности организма. Усиление напряженности аутоиммунных клеточных взаимодействий, медиаторных реакций иммунокомпетентных клеток, повышенное образование противоорганных аутоантител и аутоиммунных комплексов при увеличении аутолиза клеток, вызванного гипоэргией, определяют механизмы снижения уровня иммунного ответа на чужеродные антигены - атипические клетки, эндогенную и экзогенную бактериальную инфекцию и т.п. Все это ведет к повышению риска развития злокачественных новообразований и инфекционных заболеваний. Этот риск существенно возрастает, когда уже с уровня бытовых и профессиональных нагрузок резко снижается эффективность энергообразования за счет падения ПАНО. И, наконец, третья патогенетическая цепочка также формируется вследствие (частичного) выключения жирового субстрата из энергетического метаболизма и накопления его в тканях и крови. Речь идет о понижении реактивности тканей к инсулину и формировании в связи с этим нарушений в толерантности к углеводам и предпосылок к развитию инсулиннезависимого диабета.


Атеросклероз, злокачественные новообразования, сахарный диабет ("зловещая триада", по выражению В.МДильмана) - ведущие причины смерти современного человека. Эту же триаду иногда называют "нормальными болезнями" старости.


Корни развития этих состояний - в снижении мощности и эффективности энергообразования, а также в относительном исключении из энергетического метаболизма жиров. Очевиден и путь предотвращения этих состояний - систематическая нагрузка на уровне аэробно-анаэробного перехода, способная повысить уровень ПАНО.

Лекция 2 Современные представления о здоровье человека

План

Основные понятия.

Статистика здоровья детей и подростков.

Некоторые методы оценки уровня здоровья.

Согласно ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Физиологи считают, что здоровье это динамический процесс, связанный со способностью организма адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды, обеспечивая нормальную жизнедеятельность.

Один из важнейших показателей здоровья – уровень функционального развития ведущих систем организма человека.

Функциональное состояние – состояние человека, характеризующееся эффективностью деятельности систем организма.

Болезнь - (лат. morbus) - это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности , работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Согласно Г. Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайного раздражителя.

Различают следующие периоды болезни :

1. Скрытый, или латентный (для инфекционных болезней - инкубационный), - период между началом воздействия возбудителя и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе).

2. Продромальный период - период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания (например, пятна Филатова - Коплика при кори).

3. Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёз, сифилис, проказа).

4. Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически (см. Кризис) или постепенно, литически (см. Лизис). В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Оно может возникать в разгаре болезни и по миновании основных её проявлений. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть. Смерть как завершение болезни может наступить внезапно, после краткой агонии или постепенно, через более или менее длительное агональное состояние.

В случаях недостаточной реактивности организма, заболевание может перейти в хроническую форму.

Здоровье человека на половину зависит от образа жизни, 10% - здравоохранения, по 20% - экологии и наследственности.

Образ жизни – определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя различные виды деятельности, это поведение людей в повседневной жизни.

Включает к себя следующие категории.

Количественные показатели.

Условия жизни - условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (работа, быт, семейные отношения, образование, питание и т. д.).

Уровень жизни (уровень благосостояния) определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

Качественные показатели - качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).

Качество жизни – это степень удовлетворенности человека различными аспектами своей жизни в зависимости от собственной шкалы ценностей и личных приоритетов.

Связь качества жизни с уровнем жизни не является прямо пропорциональной. Например, вследствие тяжелого заболевания у человека, имеющего очень высокий уровень благосостояния, качество жизни может существенно снизиться.

Уклад жизни – порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

Стиль жизни – индивидуальные особенности поведения человека в повседневной жизни.

Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа выполняет не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни - в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое - болезни почек и мочевыводящих путей.

Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет - 3 диагноза, 16–17 лет - 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

Вопросы для повторения

Современные представления о здоровье человека. Понятия здоровье, болезнь, ее периоды и исходы

Здоровый образ жизни – ведущий фактор профилактики заболеваний. Понятия образ жизни, его категории: условия, уровень, качество, уклад, стиль, здоровый образ жизни

Статистика здоровья детей и подростков. Основные показатели и причины снижения здоровья.

Методы оценки уровня здоровья.


Похожая информация.


Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма. Основным критерием здоровья человека следует считать его энергопотенциал, т.е. возможность потреблять энергию из окружающей среды, накапливать ее и мобилизовать для обеспечения физиологических функций. Чем больше организм может накопить энергии, а также чем эффективнее ее расходование, тем выше уровень здоровья человека. Так как доля аэробной (с участием кислорода) энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергетического обмена, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма является основным критерием физического здоровья и жизнеспособности. Из физиологии известно, что основным показателем аэробных возможностей организма является величина потребляемого кислорода в единицу времени (МПК). Соответственно, чем выше показатель МПК, тем большим здоровьем обладает человек. Для более полного понимания этого момента, давайте подробно разберем, что такое МПК и от чего оно зависит.

Что такое МПК (максимальное потребление кислорода)

МПК — это такое количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (берется за 1 минуту). Не надо путать с тем количеством кислорода, которое человек вдыхает легкими, т.к. только часть этого кислорода в конечном счете поступает к органам.

Понятно, что чем больше организм способен усвоить кислорода, тем больше у него вырабатывается энергии, которая расходуется как на поддержание внутренних потребностей организма, так и на совершение внешней работы.

Возникает вопрос, неужели именно количество кислорода усвояемого организмом в единицу времени является фактором, лимитирующим нашу работоспособность и определяющим уровень здоровья. Как это не странно может показаться на первый взгляд, но это именно так.

Теперь надо разобрать от чего зависит величина МПК. Поскольку механизм этого процесса заключается в поглощении кислорода из окружающей среды, доставки его к органам и потреблении кислорода самими органами (в основном скелетными мышцами), то зависеть МПК будет в основном от двух факторов: функции кислородтранспортной системы и способности скелетных мышц усваивать поступающий кислород.

В свою очередь, кислородтранспортная система включает систему внешнего дыхания, систему крови и сердечно-сосудистую систему. Каждая из этих систем вносит свой вклад в величину МПК, а нарушение какого-нибудь звена в этой цепочке может сразу отрицательно сказаться на всем процессе.

Связь между величиной МПК и состоянием здоровья впервые была обнаружена американским врачом Купером. Он показал, что люди имеющие уровень МПК 42 мл/мин/кг и выше, не страдают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы. Более того, была установлена тесная взаимосвязь величины МПК и факторов риска ишемической болезни сердца: чем выше уровень аэробных возможностей (МПК), тем лучше показатели артериального давления, холестеринового обмена и массы тела. Минимальная предельная величина МПК для мужчин 42 мл/мин/кг, для женщин — 35 мл/мин/кг, что обозначается как безопасный уровень соматического здоровья.

В зависимости от величины МПК выделяют 5 уровней физического состояния (таблица).

Величина МПК (мл/мин/кг)
Возраст (лет)
20-29 30-39 40-49 50-59 60-69
Низкий 32 30 27 23 20
Ниже среднего 32-37 30-35 27-31 23-28 20-26
Средний 38-44 36-42 32-39 29-36 27-32
Выше среднего 45-52 43-50 40-47 37-45 33-43
Высокий >52 >50 >47 >45 >43

Для более точного определения уровня физического состояния принято оценивать его по отношению к должным величинам МПК (ДМПК), соответствующим средним значениям нормы для данного возраста и пола.

Уровень физического состояния % ДМПК
Низкий 50-60
Ниже среднего 61-74
Средний 75-90
Выше среднего 91-100
Высокий 101 и выше

Для мужчин: ДМПК=52-(0,25 x возраст),

Для женщин: ДМПК=44-(0,20 x возраст).

Зная должную величину МПК и его фактическое значение, можно определить %ДМПК: %ДМПК=МПК/ДМПК x 100% Определение фактической величины МПК возможно двумя способами:

1. Прямой метод (с помощью прибора — газоанализатора)

2.Косвенный метод (с использованием функциональных тестов)

Определение МПК прямым методом достаточно сложно и требует наличия дорогостоящей аппаратуры, поэтому он не получил широкого распространения. Расчет МПК косвенным методом имеет небольшую погрешность, которой можно пренебречь, а в остальном, он является очень доступным и информативным методом, что делает его наиболее применяемым в различных физкультурно-оздоровительных учреждениях и реабилитационных центрах. Для определения МПК косвенным методом наиболее часто используется тест PWC170, определяющий физическую работоспособность человека. Забегая немного вперед, напишем формулу для расчета МПК при использовании теста PWC170: МПК=(1,7 x PWC170 + 1240) / вес (кг) Дальше мы расскажем, что такое тест PWC170, для чего он нужен, и как его определить.

Тест PWC170 — определение физической работоспособности

Тест PWC170 расшифровывается как физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Величина PWC170 соответствует такой мощности физической нагрузки, которая приводит к повышению ЧСС до 170 уд/мин. Тест PWC170 заключается в выполнении двух нагрузок, соответствующей мощности и расчета величины PWC170 исходя из значений пульса после каждой нагрузки. При проведении пробы PWC170 рекомендуется следующая последовательность действий:

1. Изучение анамнеза и исключение противопоказаний к пробе.

2. Первая нагрузка — продолжительностью 5 минут. Этого достаточно, чтобы сердечная деятельность достигла устойчивого состояния. Мощность работы подбирается для практически здоровых мужчин с предполагаемой нормальной физической подготовленностью 6 кгм/мин (1 Вт) на 1 кг массы тела, для не занимающихся физическим трудом с предполагаемой низкой физической работоспособностью — 3 кгм/мин (0,5 Вт) на 1 кг массы тела. Для женщин соответственно 4 и 2 кгм/мин. Если тест проводится на велотренажере, то на большинстве из них существует возможность выбора мощности нагрузки. Если тест проводить с использованием степ-ступеньки (более точное измерение), то мощность нагрузки можно рассчитать по специальной формуле, которую мы разберем в следующей статье на одном из примеров.

3. За 30 секунд до окончания первой нагрузки измеряется частота сердечных сокращений. Поученный результат записывается на листочке.

4. Перед второй нагрузкой обязательный трехминутный отдых, в течение которого показатели ЧСС возвращаются практически в исходный уровень.

5. Вторая нагрузка: мощность работы определяется в зависимости от мощности первой нагрузки и частоты сердечных сокращений во время ее выполнения (таблица). Продолжительность работы 5 минут.

6. Определение ЧСС за 30 секунд до окончания второй нагрузки.

Ориентировочная мощность второй нагрузки

Мощность работы при первой нагрузки Частота сердечных сокращений при первой нагрузки
80-89 90-99 100-109 110-119 120-129
Мощность работы при второй нагрузки
150 900 800 700 600 500
250 1000 900 800 700 600
350 1100 1000 900 800 700
450 1200 1100 1000 900 800
550 1300 1200 1100 1000 900

Расчет величины физической работоспособности проводится по следующей формуле:

где PWC170 — физическая работоспособность при частоте сердечных сокращений 170 ударов в минуту; N1 и N2 — соответственно мощности первой и второй нагрузок; f1 и f2 — частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузки.

Определение физической работоспособности по тесту PWC170 будет давать надежные результаты только при соблюдении следующих условий:

а. Тест должен выполняться без предварительной разминки

б. Частота сердечных сокращений в конце второй нагрузки должна быть примерно на 10-15 ударов меньше 170 ударов в минуту.

в. между нагрузками обязательный трехминутный отдых.

Только что мы рассмотрели тест PWC170, предназначенный для лиц моложе 35 лет. Далее разберем, как определить работоспособность с учетом возраста человека. В первом случае мы вычисляли физическую работоспособность при пульсе 170 уд/мин.

Такой пульс соответствует примерно 87% от максимального его значения у молодых людей. Более точно максимальный пульс можно определить по формуле: 220-возраст. Соответственно при расчете физической работоспособности с учетом возраста необходимо ориентироваться на частоту сердечных сокращений, равную (220-возраст) x 0,87. Методика проведения пробы с учетом возраста и последовательность действий в основном аналогичны тем, которых придерживаются при определении работоспособности у молодых людей.

Величину физической работоспособности с учетом возраста можно определить по следующей формуле:

где PWC — физическая работоспособность при изменяющейся с возрастом частоте сердечных сокращений; N1 и N2 — соответственно мощности первой и второй нагрузок; f1 и f2 — частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузки; F — частота сердечных сокращений, составляющая примерно 87% от максимального возрастного пульса.

При выборе первой физической нагрузки следует ориентироваться на нагрузки, используемые при тесте PWC170 для молодых людей. При установлении мощности второй нагрузки можно исходить из следующего. Желательно, чтобы частота сердечных сокращений в конце второй нагрузки была примерно на 10-15 уд/мин меньше значений пульса, соответствующего 87% от максимального значения с учетом возраста. Зная частоту сердечных сокращений после первой нагрузки и ее мощность и учитывая, что при увеличении мощности нагрузки на 100 кгм/мин (17 Вт) частота сердечных сокращений у мужчин повышается примерно на 8-12 уд/мин, а у женщин на 13-17 уд/мин, несложно определить мощность второй нагрузки, достаточной для повышения пульса до необходимого уровня.

Только что мы в теории рассмотрели определение физической работоспособности с помощью теста PWC170. В следующей статье мы рассмотрим это на конкретном примере. Хотя показатели физической работоспособности наиболее объективно отражают уровень физического состояния, для его оценки могут использоваться и другие методы. С одним из них мы сейчас познакомимся.

Количественная характеристика здоровья

Данный метод определяет уровень здоровья с помощью балльной системы оценок. В зависимости от величины каждого функционального показателя начисляется определенное количество баллов (от -2 до +7). Уровень здоровья оценивается по сумме баллов всех показателей. Максимально возможное количество баллов равняется 21. В зависимости от количества набранных баллов, всю шкалу делят на 5 уровней здоровья.

От 1 уровня, соответствующего низкому уровню здоровья, до 5 высокого уровня. По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) ограничивается 14 баллами. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что к 4 и 5 уровням относятся только люди, регулярно занимающиеся физической культурой.

Количественная оценка физического состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Установлено, что развитие хронических заболеваний происходит на фоне снижения уровня здоровья до определенной критической величины.

Было показано, что у людей с высоким уровнем здоровья (17-21 балл) не обнаружено хронических заболеваний, а в группе людей с уровнем здоровья выше среднего (14-16 баллов) заболевания выявлены у 6%, в группе людей со средним уровнем здоровья (10-13 баллов) различные хронические заболевания наблюдаются у 25%. Дальнейшее снижение уровня здоровья (ниже среднего и низкий) уже ведет к клиническому проявлению болезни с соответствующими симптомами.

Таким образом, уровень соматического здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем физического состояния. Понижение уровня здоровья сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья. Средний уровень здоровья, очевидно, может расцениваться как критический.

Количественная оценка уровня здоровья по системе Г.Л. Апанасенко.

Показатели Уровни физического здоровья
I II III IV V
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
масса тела/рост (гр/см) М Ж Баллы 501 451 -2 451-500 401-450 -1 401-450 375-400 0 375-400 400-351 — 375 350 —
ЖЕЛ/масса тела (мл/кг) М Ж Баллы 50 40 0 51-55 41-45 1 56-60 46-50 2 61-65 51-57 4 66 57 5
ЧСС x АДсист/100 М Ж Баллы 111 111 -2 95-110 95-110 0 85-94 85-94 2 70-84 70-84 3 69 69 5
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (мин,с) М Ж Баллы 3 3 -2 2-3 2-3 1 1.30-1.59 1.30-1.59 3 1.00-1.29 1.00-1.29 5 59 59 7
динамометрия кисти/масса тела (%) М Ж Баллы 60 40 0 61-65 41-50 1 66-70 51-55 2 71-80 56-60 3 81 61 4
Общая оценка уровня здоровья (сумма баллов) 4 5-9 10-13 14-16 17-21

М — мужчины;

Ж — женщины;

ЖЕЛ — жизненная емкость легких;

АДсист — систолическое артериальное давление.

В этом материале мы рассмотрели теоретические вопросы, определяющие понятие физического здоровья человека, а также некоторые методы, позволяющие его оценить. В следующей статье разберем этот материал на конкретных примерах, определив физическую работоспособность с заданным возрастом человека, а также разберемся, какую физическую нагрузку следует выполнять исходя из рассчитанной работоспособности.

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва

ГОУ СПО РТ «Республиканский медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Семинарско-практического занятия

По теме: «Оценка уровня физического здоровья»

Подготовлено преподавателем Салчак С В.

Кызыл

2012г.

Тема : Оценка уровня физического здоровья человека

(по Г.Л. Апанасенко)

Мотивация : формирование «психологии здоровья», укрепление индивидуального здоровья, еще точнее физического здоровья. Основными являются следующие мотивы: укрепление здоровья, формирование красивой фигуры, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и др.

Тип занятия : семинарско-практическое

Цель : ознакомить и изучить экспресс-оценку уровня физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1988).

Методика:

  1. Экспресс-оценка физического здоровья
  2. Сравнительный анализ физического здоровья с критериями экспресс-оценки уровня физического здоровья по Апанасенко

Знать : основные показатели индивидуального здоровья человека; критерии состояния физического здоровья и его показатели; методы оценки состояния здоровья.

Овладеть умениями : проводить оценку индивидуального здоровья; анализировать материалы, полученные при обследовании, рассказать о значении оценки состояния здоровья.

Компетенции :

  1. Эффективность взаимодействия с коллегами
  2. Соблюдение на рабочем месте правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Межпредметные связи : анатомия и физиология человека, терапия, русский язык, математика, физвоспитание.

Оснащение занятия :

  1. Лекционный материал.
  2. Раздаточный материал по теме (инструкция по выполнению практического занятия).
  3. Представление о здоровье, об образе жизни, образ жизни и факторы риска.

4.Инструментарии: ростомер, весы, динамометрия, тонометр, спирометр.

Литература :

1. О.В. Масияускене, Ж.Г. Муравянникова. Валеология. Ростов-на Дону: Феникс, 2008.

2. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М.: ВУНМЦ, 1999

План занятия :

1. Устный опрос студентов по теме -5 мин.

2. Инструктаж практической части самостоятельной работы (проводит преподаватель).-3мин.

3. Практическая работа студентов -30 мин.

4. Тестовый контроль знаний.- 5 мин.

5. Заключительная часть.-2 мин.

Фронтальный опрос .

  1. Что такое здоровье.
  2. Что такое индивидуальное здоровье.
  3. Что такое физическое здоровье человека. Показатели физического здоровья. Критерии физического здоровья.
  4. Антропометрические показатели. Дать определения.

2. Инструктаж проводит преподаватель.

1.Ознакомит с системой Апанасенко Г. Л.

2.Проведение оценки основных показателей.

3. Выделение проблем.

Основные мотивы занятий физическими упражнениями, оптимальная двигательная активность, уровень здоровья.

Любым видом человеческой деятельности предшествует выбор цели или мотивов. По данной теме большинство отметили следующие мотивы: укрепление здоровья, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и другие.

Каждому человеку, решающему задачу укрепления здоровья, раньше или позже приходиться заниматься самостоятельно, поэтому рассмотрим этот мотив более подробно.

За короткий исторический период (чуть более 50-ти лет) доля тяжелого мускульного труда в процессе производства сократилась почти в 200 раз, что повлекло за собой проявление целого букета болезней, связанных недостатком движений (двигательной активности). Среди наиболее часто встречающихся при ведем атеросклероз, ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, ожирение, диабет, остеохондроз, неврастению и др.

Исследования, проведенные в области здоровья человека, позволили установить, что количество движений, позволяющих поддерживать организм в оптимальном состоянии, составляет 10 000 движений в сутки.

Деятельность, связанная с бытом занимает 3000-5000. Еще 5000 движений ежедневно остается невостребованным. Для того, чтобы их выполнить требуется не менее 30 минут непрерывной физической работы. Это составит в неделю 6-8 часов. Именно такая величина принята в качестве оптимальной двигательной активности человека.

Количественный подход позволил сформулировать еще одно очень важное понятие – уровень здоровья, под которым понимают сумму резервных мощностей кислородно- транспортной системы. Этот показатель оценивается по максимальному потреблению кислорода (МПК). Для расчета уровня здоровья сейчас используют ряд методик. На сегодняшний день наиболее доступной, наиболее приемлемой является система Г.Л.Апанасенко

3. Практическая часть самостоятельной работы студентов .

Из таблицы видно, что при определении уровня здоровья используются следующие физиологические показатели:

  1. Весо-ростовой индекс (Кетле) – соотношение веса к росту, измеряемого в гр/см;
  2. Жизненный индекс –соотношение жизненной емкости легких к массе тела (мл/кг);
  3. ЧСС – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин);
  4. АД – артериальное давление (мм.рт.ст.);
  5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (сек.);
  6. Силовой индекс – сила кисти руки (кг.)/ вес тела (кг.)  100.

Экспресс-оценка уровня физического здоровья (по Апанасенко Г.Л.)

Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.

Для оценки уровня здоровья, измеряются в состоянии покоя:

  1. жизненная емкость легких (ЖЕЛ),
  2. частота сердечных сокращений (ЧСС),
  3. артериальное давление (АД),
  4. масса тела,
  5. длина тела,
  6. динамометрия кисти (определение силы кисти руки)

Определив физиологические показатели организма, проведя расчет этих показателей, обследуемый делает вывод об уровне своего физического здоровья. Учитывая свой жизненный опыт, он выявляет причины проблем, связанных со здоровьем и дает себе рекомендации по укреплению физической активности.

1. принимать во внимание на 4 основных факторов:

* частота - физическая нагрузка 3 раза в неделю считается оптимальной, нежелательно заниматься физическими упражнениями подряд несколько дней подряд несколько дней во избежание боли, усталости, возможных травм.

* продолжительность - необходимо, чтобы занятие затрачивалось от 25 до 60 минут и чтобы они имели 3 фазы: разминку %-10мин.),нагрузку (15-40 мин), расслабление (5-10мин).Чем старше человек, чем менее он тренирован, тем важнее стадия разминки.

* интенсивность - оптимальная интенсивность для нетренированных составляет 30-50% в фазу разминки и расслабления 60-80%, в фазу нагрузки 70-90%.

* типы рекомендуемых физических упражнений могут включать комплексы с легкой, умеренной и тяжелой нагрузкой. Например, ходьба (быстрая и энергичная), езда на велосипеде (вместо машины), подъем по лестнице(вместо лифта). Также могут быть рекомендован такие виды физической активности, как работа в саду, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, игры, танцы. Чем больше вид физической активности подходит к образу жизни человеку, тем больше оснований его рекомендовать.

2. рекомендуемые частота, продолжительность и интенсивность упражнений должны соответствовать возможностям каждого конкретного человека и зависеть от исходного уровня его тренированности. Те, кто ведет сидячий образ жизни и недостаточно тренированы, должны начинать медленно, но регулярно с непродолжительных и не очень интенсивных нагрузок и повышать свою тренированность постепенно в течение несколько недель.

3. специальные советы по физической нагрузке могут понадобиться пациентам с определенными проблема здоровья, которые могут быть усугублены физическими упражнениями (кардиологические проблемы, высокое АД избыточный вес, диабет, хронический бронхит, заболевания вен нижних конечностей, заболевания костей и суставов).

(по Г.Л. Апанасенко, 1988)

Показатели

Функциональные уровни

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Физиол. показатели

в покое

Масса тела /

Рост тела, (г/см)

Баллы

451-500

401-450

401-450

375-400

375-400

351-374

Рост-

Вес-

ЖЕЛ (мл/кг)

Масса тела

Баллы

51-55

41-45

56-60

46-50

61-65

51-57

ЧСС  АДсист

Баллы

95-110

95-110

85-94

85-94

70-84

70-84

ЧСС-

АД-

Баллы

1.30-1.59

1.30-1.59

1.00-1.29

1.00-1.29

Время восст-я –

Динамометрия кисти /

Масса тела (%)  100

Баллы

61-65

41-50

66-70

51-55

71-80

56-60

Сила кисти

Общая оценка уровня здоровья

(сумма баллов)

10-13

14-15

17-21

Сумма баллов-

Вывод:

Экспресс-оценка уровня физического здоровья

(по Г.Л. Апанасенко, 1988)

преподавателя Бичекей С. А.

Показатели

Функциональные уровни

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Физиол. показатели

в покое

Масса тела /

Рост тела, (г/см)

Баллы

451-500

401-450

401-450

375-400

375-400

351-374

Рост-167

Вес-70

ЖЕЛ (мл/кг)

Масса тела

Баллы

51-55

41-45

56-60

46-50

61-65

51-57

ЧСС  АДсист

Баллы

95-110

95-110

85-94

85-94

70-84

70-84

ЧСС-80

АД-110

Время восст-я ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с.)

Баллы

1.30-1.59

1.30-1.59

1.00-1.29

1.00-1.29

Время восст-я – 2м.2с.

Динамометрия кисти /

Масса тела (%)  100

Баллы

61-65

41-50

66-70

51-55

71-80

56-60

Сила кисти-9

Общая оценка уровня здоровья

(сумма баллов)

10-13

14-15

17-21

Сумма баллов-7

Вывод: уровень физического здоровья ниже среднего.

Проблемы :

1. наличие заболевания

4. нарушенный режим питания, неполноценное питание

5. несоответствие массы росту тела

1. пройти курс лечения

2. соблюдение режима труда и отдыха

3. занятия физической культурой и спортом, посещение «День здоровья»

4. соблюдение режима питания, полноценное питание

5. контроль за массой тела; потребление продуктов, регулирующих обмен веществ

Экспресс-оценка уровня физического здоровья

(по Г.Л. Апанасенко, 1988)

преподавателя Салчак С. В.

Показатели

Функциональные уровни

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Физиол. показатели

в покое

Масса тела /

Рост тела, (г/см)

Баллы

451-500

401-450

401-450

375-400

375-400

351-374

Рост-156

Вес-74

ЖЕЛ (мл/кг)

Масса тела

Баллы

51-55

41-45

56-60

46-50

61-65

51-57

ЧСС  АДсист

Баллы

95-110

95-110

85-94

85-94

70-84

70-84

ЧСС-68

АД-170

Время восст-я ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с.)

Баллы

1.30-1.59

1.30-1.59

1.00-1.29

1.00-1.29

Время восст-я –1м.4с.

Динамометрия кисти /

Масса тела (кг)  100

Баллы

61-65

31-50

66-70

51-55

71-80

56-60

Сила кисти-

Общая оценка уровня здоровья

(сумма баллов)

10-13

14-15

17-21

Сумма баллов-4

Вывод : низкий уровень физической активности.

Проблемы :

1. наличие заболевания

2. излишний вес

3. низкая физическая активность

4. несбалансированное питание

1. пройти курс лечения; консультации у эндокринолога

2. контроль за массой тела

3. посещение занятий по физической культуре

4. здоровое питание