Кризисы возрастного развития и их влияние на личность. Кризисы возрастного развития

Феномены психического развития.

Специфика.

В теории Л.С.Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Возрастные кризисы

   ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (с. 122) (от греч. krisis - переломный момент, исход) - условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов (см.: - ). В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе. Выготский описал следующие кризисы: кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет - переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.

На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, и т.п.). Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках возрастных кризисов у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания кризисов оказывают влияния индивидуальные особенности ребенка.

Яркую негативную окраску имеет, например, кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.

Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен значительно смягчат протекание возрастных кризисов.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "возрастные кризисы" в других словарях:

    Возрастные Кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и… … Психологический словарь

    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ. Развитие человеческой личности не представляет собой равномерно идущего процесса, а в известные периоды прерывается быстрыми сдвигами, из которых каждый кладет начало новой фазе жизненного цикла; эти сдвиги и принято называть… … Большая медицинская энциклопедия

    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - – онтологическая характеристика психического развития человека. В теории Л. С. Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. В. к. обусловлены, прежде всего, разрушением привычной… …

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - англ. age crises; нем. Lebensalterkrisen. Переходные этапы от одного возрастного периода к другому, сопровождающиеся резкими изменениями и негативными явлениями в поведении индивида в связи с трудностями адаптации к новым возрастным ролям.… … Энциклопедия социологии

    - (англ. age crises) условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами (см. Возраст, Периодизация психического развития). К. в. рассматриваются в концепциях, призна … Большая психологическая энциклопедия

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера кризисы возрастные относятся к нормативным… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - – особые, относительно непродолжительные (до года) периоды, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. К.в. являются нормальным процессом, необходимым для становления личности молодого человека. К.в. могут возникать при переходе от… … Терминологический ювенологический словарь

    Кризисы возрастные - (от греч. сrisis переломный момент, исход) условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления… … Педагогический терминологический словарь

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - (от греч. krisis переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При… … Российская педагогическая энциклопедия

    кризисы возрастные - особые,относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Выделено 8 психосоциальных кризисов.В зависимости от прохождения кризисных периодов может измениться отношение человека к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Спираль судьбы. Циклы, кризисы и их преодоление , Андрэ Надежда, Некрасова Светлана. Описать законы человеческого жития-бытия многократно пытались философы, мудрецы, ученые. Жизнь человека пытались описать самыми разными способами. Жизнь человекаизучают медицина, психология,…

Возрастные кризисы – это закономерные для каждого человека переходные этапы, знания о которых крайне востребованы. Если личность, проживая конкретный период, не достигает поставленных возрастом целей, появляется ряд проблем общего и психологического рода. Каждый хочет прожить счастливо и долго, притом пребывать до последнего в уме, сохранять активность. Лишь желания, однако, здесь мало, психологи уверены – влияет на полноту жизни именно успешность прохождения возрастных кризисов.

От какого возраста начинаются кризисы, имеют ли возрастные ограничения, как разворачиваются кризисы у разных полов? При кризисе обычно не хочется действовать, как обрести снова желание двигаться?

Понятие возрастного кризиса

Как раскрывается понятие кризиса, какова его симптоматика, временные рамки? Как отличить кризис от других психологических проблем, обычной усталости? Слово кризис от своего древнегреческого корня означает решение, поворотный пункт, исход. Действительно, кризис всегда связан с принятием какого-то решения, необходимости изменений. Человек осознает наступление кризисного периода, когда подытоживает достижение целей, поставленных ранее в жизни, и неудовлетворен результатом – смотрит в прошлое и анализирует, что он не получил.

За всю жизнь мы проходим несколько кризисных периодов, и каждый из них приходит не внезапно, а через накопление неудовлетворенности вследствие расхождений ожидаемого и реально наступившего. Потому и известен больше других, ведь человек прожил большую часть жизни и начал задумываться о прошедшем и достижениях, а часто и сравнивать себя с другими.

Бывает, словом кризис человек прикрывает свои другие душевные недомогания, не имеющие отношения к прохождению возрастных этапов. Если возрастные кризисы у детей легко наблюдаются, то у взрослого человека временные рамки могут сдвигаться, обычно каждому этапу отводится лет 7-10, притом один может проходить практически бесследно, другой же будет очевиден даже окружающим. Однако содержание кризиса в каждом возрасте универсально, с учетом временных сдвигов в одном кризисе могут находиться, например, люди 30 и 35 лет, решая приблизительно одинаковые проблемы.

Кризисы возрастного развития стоит отличать от личностных биографических кризисов, связанных с такими объективными условиями как, например, окончание школы, потеря родных или имущества. Кризисы возрастного развития характерны тем, что внешне у человека все нормально, плохо, однако внутри. Человек начинает провоцировать перемены, иногда разрушительные, чтобы изменить жизнь и внутреннюю ситуацию, окружающие же могут не понимать его, считать проблемы человека надуманными.

Возрастные кризисы в психологии

Еще Выготский говорил, что идеально адаптированный ребенок далее не развивается. Взрослый человек буквально застрахован от такого застоя – как только он как-то освоился в жизни, возникает кризис, требующий перемен. Затем наступает период достаточно длительного затишья, сменяющийся опять новым кризисом. Если кризис заставляет человека развиваться, то, что есть развитие? Чаще оно понимается как некий прогресс, улучшение. Однако существует явление патологического развития – регресса. Мы же говорим о развитии, которое приносит изменения более высокого порядка. Через некоторые кризисы практически все проходят благополучно, тогда как кризис, например, середины жизни, часто ставит человека в тупик и разворачивает в его развитии. Хорошо суть кризиса передает китайский иероглиф, содержащий сразу два значения: опасность и возможность.

Психологи определили общие возрастные закономерности кризисов, что позволяет нам не лишь подготовиться заблаговременно к ним, а и успешно проходить каждый этап, в полноте осваивая задачи каждого прекрасного возраста. В буквально каждом возрастном этапе в обязательном порядке есть необходимость принятия решения, которая задается преимущество обществом. Решая задачи, человек проживает свою жизнь более благополучно. Если же решения человек не находит – у него возникает определенное количество проблем, уже более острого характера, с которыми нужно справиться, в противном же случае это грозит не лишь невротическими состояниями, но и выбиванием из колеи жизни. Каждый этап имеет так названные нормативные кризисы, некоторые из каких, как, например, кризисы 20 и 25 лет, довольно слабо описаны, другие же, кризисы 30 и 40 лет, известны практически каждому. Такой известностью эти кризисы обязаны своей часто неясной разрушительной силой, когда человек, находящийся в видимом благополучии, вдруг начинает резко изменять свою жизнь, совершать безрассудные поступки, связанные с крушением более ранних смыслов, на какие он уповал.

Возрастные кризисы у детей хорошо наблюдаемы и требуют внимания родителей, поскольку непрохождение каждого кризиса наслаивается на следующий. Детские кризисы особенно сильно впечатываются в характер человека и часто задают направление всей жизни. Так, ребенок без базового доверия может оказаться во взрослости неспособным к глубоким личным отношениям. Не ощутивший самостоятельность в детстве человек не имеет возможности опереться на личные силы, остается инфантильным и всю жизнь ищет замену родителю в супруге, начальстве или же стремится безвольно раствориться в социальной группе. Ребенок, не наученный трудолюбию, во взрослости испытывает проблемы с , внутренней, внешней дисциплиной. Если упустить время и не развивать навыки ребенка – далее он будет иметь ряд комплексов и испытывать из-за этого сложности, ему потребуются усилия в разы больше. Огромное количество взрослых не прошли подростковый возрастной кризис, не взяли ответственность полностью за свою жизнь, их естественный бунт был приглушен, теперь же неразрешенным проходит красной нитью через всю жизнь. Даже в кризисе средины жизни детство напоминает о себе, поскольку наибольшее количество теневых контекстов сформировались в детстве.

В каждом кризисе человеку нужно побыть отведенное ему должное время, не пытаясь обойти острые углы, прожить темы кризиса в полноте. Имеют место однако гендерные различия в прохождении кризисов. Особенно это заметно в кризисе средины жизни, когда мужчины оценивают себя по карьерным достижениям, финансовой обеспеченности и другим объективным показателям, а женщины – по семейному благополучию.

Возрастные кризисы имеют еще и непосредственное отношение к острой теме возраста, поскольку повсеместно считается, что все хорошее может присутствовать лишь в молодости, это убеждение всячески подогревается средствами массовой информации и часто даже благодаря противоположному полу. Значительные внешние изменения, когда уже не удается убедить окружающих и себя в собственной юности, поднимают массу психологических проблем, некоторые люди как раз на данном этапе через внешность осознают необходимость и внутренних личностных перемен. Если же человек пытается несоответственно своему возрасту молодиться – это говорит о непройденных кризисах, неприятии своего возраста, тела и жизни в целом.

Возрастные кризисы и их характеристика

Первый кризисный этап, соответствующий возрасту с рождения до года, соотносится с доверием окружающему миру. Если у ребенка нет возможности от рождения быть в объятиях близких людей, в нужный ему момент получать внимание, заботу – даже став взрослым, он будет с трудом доверять окружающим людям. Причины болезненной осторожности относительно других часто кроются именно в тех детских неудовлетворенных потребностях, о каких мы пытались сказать родителям своим громким криком. Возможно, родителей и вовсе рядом не было, что становится предпосылкой базового к миру недоверия. А потому важно, чтобы до года рядом находились близкие люди, какие смогут удовлетворить детскую потребность по первому крику. Это не прихоть, не баловство, а необходимость, присущая данному возрасту.

Второй этап, который обычно выделяют психологи – возраст от 1 до 3 лет. Тогда происходит становление автономии, ребенок часто хочет сделать все сам – ему важно удостовериться, что он способен на это. Часто мы встречаемся при этом с , упрямством, каких не было раньше, отторжением и неприятием взрослого, попытками ребенка установить себя выше взрослого. Это естественные моменты для данного периода, его обязательно нужно пройти. Взрослые должны обязательно ставить перед ребенком границы, рассказывать, что делать можно, что нельзя, почему. Если же не будет границ – вырастает маленький тиран, который впоследствии мучает своими проблемами всю семью. Также важно поддерживать ребенка, позволять делать ему самостоятельно что-то. Также сейчас закладывается понятие , дети часто интересуются их половыми органами, приходит осознание отличия от противоположного пола. Важно не одергивать ребенка, не стыдить за естественный интерес.

В следующий период, от 3 до 6 лет, присваиваются основы трудолюбия, любовь к бытовым делам. Ребенок уже может выполнять практически всю бытовую работу под присмотром взрослого сам, если при этом не дать возможности ребенку проявлять свою инициативность – впоследствии он не привыкнет, устанавливая цели, достигать их. Если ребенок захотел помыть пол, полить цветы, попробовать пылесосить – научите его. Но это делать нужно не понуканиями и приказаниями, а игрой. Приобретают большую важность ролевые игры, вы можете играть куклами, с книжными героями, даже самостоятельно сделать фигурки, например, из бумаги, разыграть сценку, какая будет интересна вашему ребенку. Водите ребенка в кукольный театр, чтобы он наблюдал, как взаимодействуют персонажи. Получает информацию ребенок именно через родителей, от них зависит развитие ребенка правильным и гармоничным образом.

Последующий период – период кружков, от 6 до 12 лет. Ребенка сейчас необходимо по максимуму нагружать тем, чем он хочет заниматься. Необходимо знать, что сейчас его тело хорошо запоминает принятый опыт, все навыки, освоенные в данный период времени, ребенок сохранит на всю его жизнь. Если будет танцевать – он будет красиво танцевать всю жизнь. С пением, занятиями спортом так же. Возможно, он чемпионом не станет, но сможет раскрыть дальше свои способности в любом периоде жизни в дальнейшем. Когда есть возможность водить ребенка на кружки – делайте это, занимайте насколько возможно время занятиями. Полезно интеллектуальное развитие, ведь сейчас ребенок получает основную информацию, которая пригодится ему далее, поможет сформировать мышление.

Период подростковый, следующий затем, наверное, самый тяжелый, поскольку большинство родителей прибегают к психологам именно в связи со сложностями общения с ребенком-подростком. Это период самоидентификации, если человек его не пройдет, то в дальнейшем может остаться ограниченным в его потенциалах. Подрастающий человек начинает задумываться, кто он и что несет в мир, каков его образ. Именно в подростковом возрасте рождаются разные субкультуры, дети начинают прокалывать себе уши, изменять внешность иногда даже до саморазрушения, могут появиться необычные увлечения. Подростки прибегают к интересным формам одежды, какие привлекают внимание, подчеркивают или, наоборот, открывают все недостатки. Эксперименты с внешностью могут быть безграничны, все они повязаны с принятием ребенком своего тела, какое в этом возрасте значительно меняется. Это нравится или же не нравится подростку, проблемы у каждого строго индивидуальны, потому родителям есть смысл осторожно поговорить о комплексах, связанных с изменением его внешности.

Родителям стоит тщательно следить за поведением подростка, когда они уверены, что выбранная им форма одежды не подходит ребенку – стоит мягко подсказать ему это, а также смотреть, кем окружен подросток, кто входит в компанию, ведь то, что он возьмет из окружающего мира, будет играть доминирующую роль в дальнейшем. Также важно, чтобы перед глазами у подростка были примеры достойных взрослых, которые бы ему нравились, поскольку впоследствии он сможет перенимать их поведение, манеры, привычки. Если такого примера нет, например, семья состоит лишь из матери и сына – нужно давать ему возможность общаться с родственниками его же пола, чтобы он знал, как должен вести себя мужчина. Важно, чтобы подросток нашел свой стиль, свой образ, каким он хочет выразить себя этому миру, каковы его цели, планы. Именно сейчас взрослым стоит это все с ребенком обсудить. Даже если ребенок, кажется, не хочет вас слушать – все равно он наверняка к вам прислушивается, ваше мнение весомо для него.

В следующий период от 20 до 25 лет человек полностью отделяется от родителей, начинает самостоятельную жизнь, потому этот кризис часто заметен больше других. Это кризис отделения, однако, есть и противоборствующее ему стремление к слиянию. На данном этапе важно начать близкие личные отношения с человеком противоположного пола. Если таких отношений нет – значит человек не прошел предыдущий подростковый период как должно, не понял, кто есть он, кого хочет рядом видеть с собой. Данному возрасту вопросы отношений сверхактуальны, важно учиться общаться с противоположным полом. Важны также дружба и профессиональные контакты, поиск нового круга общения, в какой человек уже входит, как взрослая личность. Возьмет ли он ответственность за личные шаги? Ошибки будут непременно, важно, как будет человек действовать – вернется ли под родительское крыло или найдет замену родителям в партнере, тем самым снова регрессируя в детство, или же станет отвечать за принятые решения с их последствиями. Новообразованием этого кризиса является ответственность. Сложностью данного возраста является все еще довлеющий образ социальной приемлемости, когда от еще совсем молодого человека ожидается, что непременно он будет успешен в учебе, работе, будет иметь глубокие отношения, хорошо выглядеть, иметь много хобби, будет активен, деятелен. Конфликт в том состоит здесь, что начать угождать социальной желательности означает потерять себя, не позволить раскрыться личностным, индивидуальным потенциалам, не произойдет отделение, человек будет идти по накатанной, протоптанной ожиданиями окружающих для него дороге, не возьмет максимальную ответственность за свою жизнь.

Социальная неприемлемость на описываемом этапе часто свидетельствует, что личность находится в контакте с собой. У парней это получается лучше, поскольку социум отводит им больше возможностей для этого. Сопротивление авторитетам, оставшееся с подросткового возраста, здесь выходит уже за рамки семьи, вместо мамы с папой человек начинает сопротивляться, например, начальству. Один из сценариев прохождения данного кризиса – предопределенная судьба, когда семья заранее наметила, расписала путь человека. Часто это профессиональное направление, однако может оказаться и семейная жизнь в консервативных традициях. В данном сценарии человек не использует возможность отделения от родителей, словно минует кризис 20 лет, обманывая его, однако тема личностного самоопределения и отделения остается, возвращаясь к человеку иногда и через 10-20 лет, уже, будучи наболевшей. Непройденный кризис накладывается на следующий, и выбирать направление придется уже зачастую имея семью, детей, что на голову сложнее. Затянутое профессиональное самоопределение, когда приходится менять сферу работы лет к 30, начиная с новой – также оказывается непростой задачей.

Очень плодотворный период начинается с 25 лет, когда приходит возможность получить жизненные блага, на какие он рассчитывал, будучи подростком. Обычно в этом периоде очень хочется быстро получить работу, создать семью, родить детей, сделать карьеру. Воля и стремление закладываются с детского возраста, если этого не произошло – жизнь может оказаться скучной и бесперспективной. Кризис перекликается с темой , когда человек задается вопросом, за что себя он может уважать. Тема достижений и их коллекционирования здесь находится на пике. К 30 годам происходит оценка предыдущей жизни, возможности уважать себя. Интересно, что на данном этапе чаще свойственно обустраивать внешнюю часть жизни, формируя дерево социальных связей, тогда как интроверты делают опору на их собственные личностные ресурсы и глубокие отношения в ограниченном кругу. Если есть значительный перекос, когда, например, человек длительно занимался социальными контактами, преуспевал на работе, делал карьеру, создавал круг общения и имидж в обществе – теперь он начинает больше задумываться о домашнем комфорте, детях, семейных отношениях.

Напротив, если первые 10 лет зрелой жизни были посвящены семье, что часто является женским сценарием, когда девушка вышла замуж, стала матерью и домохозяйкой – то данный кризис требует выйти из гнезда в мир внешний. Чтобы пройти данный кризис, человеку нужно иметь коллекцию достижений. Она имеется у каждого, однако не каждый себя способен уважать, что часто бывает при концентрации на недостатках. Также на этом этапе есть возможность работать личностно над собой, поменять жизнь на ту, какой она понравится. Посмотрите, чего вам не хватает. Возможно, это близкий человек, подумайте, каким он должен быть, какого человека вы хотели видеть рядом, и насколько сами вы отвечаете образу любимого человека, которого задумали для себя. Если вас не вполне устраивает работа, вы хотите поменять сферу деятельности, но как это сделать не представляете – попробуйте начать с хобби, увлечения, какое вы сможете перевести в разряд постоянной работы. Также подумайте, как вы отдыхаете, что несет ваш отдых вам – хорошее или же плохое. Ведь отдых занимает большую часть личного времени, и его нехватка отрицательно отзывается на качестве жизни, складываются различные дистрессовые ситуации, которых не было бы, если вы бы хорошо и полноценно отдыхали. В этот период часто человек уже становится родителем и хочет помочь детям прожить жизнь лучше. Поразмышляйте, какие основы вы заложите в них, проходя собственную жизнь, что вы получили в вашем детстве, чего не хватило, есть ли доверие миру, если же нет – что помешало ему сформироваться.

Следующий кризис средины жизни обласкан вниманием не только психологов, а и обывателей. У большинства в середине жизни все стабилизировано, когда же человек вдруг начинает по непонятным для окружающих, а иногда и даже себя самого причинам маяться – он оказывается в запутанной ситуации. Начало кризиса сопровождается состоянием скуки, потерей интереса в жизни, человек начинает совершать какие-то внешние перемены, какие не приводят к желанному облегчению, внутри ничего не изменяется. Первичной должна быть именно внутренняя перемена, которая, если произошла, может не нести за собой перемен внешних. О кризисе средины жизни снято множество фильмов, когда мужчины чаще заводят любовниц, а женщины уходят в детей, что не меняет ситуацию. Успешное же прохождение кризиса связано не с внешними попытками перемен, а внутренним абсолютным принятием жизни, что дает прекрасное, гармоничное состояние души. На этом этапе уже не стоит вопрос достижений и самооценки, но лишь принятия себя, жизни, какими они есть. Принятие не значит, что все остановится – напротив, развитие пойдет лишь интенсивнее, поскольку человек прекращает войну внутри себя. Перемирие с собой высвобождает много сил для более продуктивной жизни, открываются все более новые возможности. Человек задает вопросы о миссии своей жизни, еще притом может многое успеть, обнаружив свои истинные смыслы.

Кризис 40 лет инициирует духовный поиск, ставит перед человеком глобальные вопросы, на какие нет однозначных ответов. Этот конфликт связан с психологической структурой Тени – теми непринимаемыми контекстами, какие человек бесконечно вытесняет, пытаясь врать даже себе. Подрастающие дети не дают возможности человеку был младше, чем есть, требуя от родителя мудрости. Экзистенциальность этого кризиса подкрепляется переживаниями скоротечности времени, когда уже не получится писать черновики, приходится жить начисто, и радует то, что возможность для этого еще есть.

Кризис 50-55 лет снова ставит человека на развилку, по одной дороге он может идти к мудрости, по другой же – к маразму. Человек делает внутренний выбор, будет он жить или доживать, что дальше? Социум сообщает человеку, что зачастую он больше не в тренде, на разных позициях приходится уступать место подрастающей молодежи, в том числе и в профессии. Часто здесь человек стремится быть нужным другим, уходит полностью заботиться о внуках или цепляется за работу, боясь отойти на задворки. Однако гармоничным исходом из кризиса будет отпустить все, сообщить себе прежде, что вы отдали все возможные социальные долги, никому ничем не обязаны, теперь вольны делать, что хотите. Для такого принятия жизни и желаний нужно пройти все предшествующие кризисы, ведь потребуются ресурсы материальные, ресурсы отношений и самовосприятия.

Особенности возрастных кризисов

Что если человек не отмечает в своей жизни прохождения кризисов, значит ли, что их не было? Психологи убеждены, что кризис психологический так же естественен, как изменения тела человека с возрастом. Не отдавать себе отчет в том, что сейчас они проживают психологический кризис, могут люди с низким уровнем , невнимательностью к себе, когда свое неблагополучие он задвигает подальше. Либо же человек всячески сдерживает переживания внутри себя, боясь разрушить свой положительный образ перед окружающими, показать себя личностью с проблемами. Такое непроживание, игнорирование кризиса впоследствии дает объединение всех непройденных этапов, подобно лавине. Нужно ли говорить, что это тяжелый исход, огромная психологическая нагрузка, с какой справиться человек подчас оказывается не в силах.

Еще один вариант нетипичного течения кризисов наблюдается часто у сверхчувствительных личностей, открытых к переменам, трансформациям личности. Они склонны к профилактике, и при появлении первых симптомов наступающего кризиса, стараются сразу сделать выводы, адаптироваться. Кризисы у них протекают мягче. Однако такой предвосхищающий подход не дает в полноте погрузиться в урок, который несет человеку кризис.

Каждый кризис содержит в себе то, что поможет человеку на дальнейшем отрезке жизни, дает опору для прохождение следующих кризисов. Человек не развивается линейно, он развивается ступенчато, и кризис – как раз тот момент рывка в развитии, после которого наступает период стабилизации, плато. Кризисы помогают личности расти, мы не растем по доброй воле, самостоятельно выходить из состояния равновесия не хочется, да и, кажется, незачем. Потому психика задействует наши внутренние конфликты. Благодаря кризисам человек хоть и неравномерно, но растет всю жизнь.

Глава 2. Кризисы возрастных периодов жизни человека

Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.

Ф. Ларошфуко

Проблема профилактики и терапии кризисных состояний является одной из наиболее актуальных для современной психиатрии. Традиционно этот вопрос рассматривается с позиций теории стресса Г. Селье. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам возрастных кризисов личности и практически не затрагиваются экзистенциальные проблемы человека А между тем, говоря о кризисных состояниях и их профилактике нельзя не затронуть вопрос взаимоотношения «Я», «МОЕ» и «СМЕРТЬ», ибо без рассмотрения этих взаимоотношений нельзя понять генез посттравматических стрессовых расстройств, суицидального поведения и других невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.

Описание психологических особенностей человека в различные периоды его жизни - задача крайне сложная и многогранная. В этой главе акцент будет сделан на проблемах, характерных для определенных периодов жизни человека, которые часто лежат в основе тревоги, страхов, и других расстройств, потенцирующих развитие кризисных состояний, а также на возрастной динамике формирования страха смерти.

Проблему осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастную динамику исследовали многие авторы. Эрик Эриксон, создатель эго - теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он считал, что каждая из них сопровождается «кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии ». Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен - возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств (E.N.Erikson, 1968).

Таблица 2. Стадии психосоциального развития (по Эриксону)

На первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. Материнская депривация лежит в основе «базального недоверия», которое в дальнейшем потенцирует развитие страха, подозрительности, аффективных расстройств.

На второй стадии психосоциального развития (1–3 года) психологический кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно - компульсивного симптомокомплекса.

На третьей стадии психосоциального развития (3–6 лет) психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности.

Cоздатель концепции родовой травмы О.Rank (1952) говорил о том, что тревога сопровождает человека с момента его рождения и обусловлена страхом смерти, связанным с переживанием отрыва плода от матери во время рождения. R. J.Kastenbaum (1981) отмечал, что даже очень маленькие дети испытывают душевный дискомфорт, связанный со смертью и часто родители даже не подозревают об этом. Иного мнения придерживался R. Furman (1964), который настаивал на том, что только в возрасте 2–3 лет может возникнуть понятие о смерти, так как в этот период появляются элементы символического мышления и примитивный уровень оценок реальности.

M. H. Nagy (1948), изучив сочинения и рисунки почти 4 тысяч детей Будапешта, а также проведя индивидуальные психотерапевтические и диагностические беседы с каждым из них, выявила, что дети до 5 лет рассматривают смерть не как финал, а как сон или отъезд. Жизнь и смерть для этих детей не исключали друг друга. В последующих исследованиях она выявила особенность, поразившую ее: дети говорили о смерти как о разделении, о некоем рубеже. Исследования М.С.McIntire (1972), проведенные четверть века спустя, подтвердили выявленную особенность: только 20 % 5–6 летних детей думают, что их умершие животные оживут и только 30 % детей этого возраста предполагают наличие сознания у умерших животных. Аналогичные результаты были получены и другими исследователями (J.E.Alexander, 1965; T.B.Hagglund, 1967; J.Hinton,1967; S.Wolff, 1973).

B.M.Miller (1971) отмечает, что для ребенка дошкольного возраста понятие «смерть» отождествляется с потерей матери и это часто является причиной их неосознанных страхов и тревоги. Страх смерти родителей у психически здоровых дошкольников наблюдался у 53 % мальчиков и у 61 % девочек. Страх своей смерти отмечался у 47 % мальчиков и 70 % девочек (А.И.Захаров, 1988). Суициды у детей до 5 лет - единичны, однако в последнее десятилетие наметилась тенденция к их росту.

Как правило, воспоминания о тяжелом заболевании, грозящем смертельным исходом в этом возрасте, остаются у ребенка на всю жизнь и играют значительную роль в его дальнейшей судьбе. Так, один из «великих отступников» венской психоаналитической школы, психиатр, психолог и психотерапевт Альфред Адлер (1870–1937), создатель индивидуальной психологии писал о том, что в возрасте 5 лет он чуть не умер и в дальнейшем его решение стать врачом, т. е. человеком, борющимся со смертью, было обусловлено именно этими воспоминаниями. Кроме того, пережитое событие нашло свое отражение и в его научном мировоззрении. В невозможности контролировать время наступления смерти или предотвратить ее он видел глубинную основу комплекса неполноценности.

Дети с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с разлукой со значимыми близкими, сопровождающимися неадекватными страхами одиночества и расставания, ночными кошмарами, социальной аутизацией и рецидивирующими сомато - вегетативными дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении психиатра. В МКБ–10 такое состояние классифицируется как «Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте» (F 93.0).

Дети школьного возраста, или 4 стадии по Э.Эриксону (6–12 лет) приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. В дальнейшем эти дети могут утратить уверенность в себе, способность эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты.

Психологические исследования показали, что дети этого возраста интересуются проблемой смерти и уже достаточно подготовлены к разговору о ней. В словарный текст было включено слово «мертвый», и это слово было адекватно воспринято подавляющим большинством детей. Лишь 2 из 91 ребенка умышленно обошли его. Однако, если дети 5,5–7,5 лет считали смерть маловероятной лично для себя, то в возрасте 7,5–8,5 лет они признают ее возможность и для себя лично, хотя возраст предполагаемого ее наступления варьировал в пределах от «через несколько лет до 300 лет».

G.P.Koocher (1971) исследовал представления неверующих детей 6–15 лет касающееся их предполагаемого состоянии после смерти. Разброс ответов на вопрос, «что случится, когда ты умрешь?», распределился следующим образом: 52 % ответили, что их «закопают», 21 %, что они «попадут на небо», «буду жить и после смерти», «подвергнусь Божьей каре», 19 % «организуют похороны», 7 % посчитали, что они «заснут», 4 % - «перевоплотятся», 3 % - «кремируют». Вера в личное или всеобщее бессмертие души после смерти была выявлена у 65 % верующих детей 8 - 12 лет (M.C.McIntire, 1972).

У детей младшего школьного возраста резко возрастает распространенность страха смерти родителей (у 98 % мальчиков и 97 % психически здоровых девочек 9 лет), который наблюдается уже практически у всех 15 летних мальчиков и 12 летних девочек. Что касается страха своей собственной смерти, то в школьном возрасте он встречается довольно часто (до 50 %), хотя реже у девочек (Д.Н.Исаев, 1992).

У младших школьников (в основном после 9 лет) уже наблюдается суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями, а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты.

Подростковый период (12–18 лет), или пятая стадия психосоциального развития , традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. Э. Эриксон выделяет этот возрастной период как очень важный в психосоциальном развитии и считает патогномоничным для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в трех основных сферах поведения:

проблема выбора карьеры;

выбор референтной группы и членство в ней (реакция группирования со сверстниками по А.Е. Личко);

употребление алкоголя и наркотиков, которое может временно ослабить эмоциональные стрессы и позволяет испытать чувство временного преодоления недостаточной идентичности (E.N.Erikson,1963).

Доминирующими вопросами этого возраста являются: «Кто Я?», «Как Я впишусь в мир взрослых?», «Куда Я иду?» Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая их ценности. Классическим примером является движение хиппи.

Представление о смерти у подростков, как об универсальном и неизбежном конце человеческой жизни приближается к таковому у взрослых. Ж. Пиаже писал, что именно с момента постижения идеи смерти ребенок становится агностиком, то есть у него появляется присущий взрослому способ мировосприятия. Хотя, признавая интеллектуально «смерть для других», они фактически на эмоциональном уровне отрицают ее для себя. У подростков преобладает романтическое отношение к смерти. Часто они трактуют ее как иной способ существования.

Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в анамнезе которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе. Среди 13–16 летних 20 % верили в сохранение сознания после смерти, 60 % - в существование души и только 20 % - в смерть как прекращение физической и духовной жизни.

Для этого возраста характерны мысли о суициде, как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают мысли типа: «Вот я умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».

Исследуя механизмы психологической защиты при тревоге, потенцируемой мыслями о смерти, E.M.Pattison (1978) установил, что они, как правило, идентичны таковым у взрослых из их ближайшего окружения: чаще отмечаются интеллектуальные, зрелые механизмы защиты, хотя в ряде случаев были отмечены и невротические формы защиты.

А.Maurer (1966) провел анкетирование 700 старшеклассников и на вопрос «Что тебе приходит на ум, когда ты думаешь о смерти?» выявил следующие ответы: осознание, отвергание, любопытство, презрение и отчаяние. Как уже отмечалось ранее, страх собственной смерти и смерти родителей наблюдается у подавляющего большинства подростков.

В молодости (или ранней зрелости по Э. Эриксону - 20–25 лет) молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи. Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируется способность любить, альтруизм, нравственное чувство.

По миновании подросткового возраста, мысли о смерти все реже посещают молодых людей, и они очень редко задумываются о ней. 90 % студентов сказали, что они редко думают о собственной кончине, в личностном отношении она для них мало значима (J.Hinton,1972).

Неожиданными оказались мысли современной отечественной молодежи о смерти. По данным С.Б. Борисова (1995), исследовавшего студенток педагогического института Подмосковья, 70 % респондентов в той или иной форме признают бытие души после физической смерти, из них 40 % верят в реинкарнацию, т. е. переселение души в другое тело. Однозначно отвергают бытие души после смерти всего 9 % интервьюируемых.

Еще несколько десятилетий тому назад считалось, что в зрелом возрасте у человека нет значимых проблем, связанных с развитием личности, а зрелость считалась временем достижений. Однако работы Левинсона «Сезоны человеческой жизни», Нейгартена «Осознание зрелого возраста», Ошерсона «Печаль о потерянном „Я“ в середине жизни», а также изменения в структуре заболеваемости и смертности в этот возрастной период заставили исследователей по иному посмотреть на психологию зрелости и назвать этот период «кризисом зрелости».

В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов сделанного в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами).

В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, неврозов, зависимых форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема смерти актуальна для 30 %–70 % лиц этого возраста. Неверующие сорокалетние понимают смерть как конец жизни, ее финал, однако даже они считают себя «чуть-чуть бессмертнее других». Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной карьере и семейной жизни. Это обусловлено тем, что как правило, если ко времени наступления зрелости не реализованы поставленные цели, то они уже мало достижимы.

А если реализованы?

Человек вступает во вторую половину жизни и его предыдущий жизненный опыт не всегда пригоден для решения проблем этого времени.

Проблеме 40–летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад «Жизненный рубеж» (1984), в котором он ратовал за создание «высших школ для сорокалетних, которые готовили бы их к будущей жизни», ибо человек не может прожить вторую половину жизни по той же программе, что и первую. В качестве сравнения психологических изменений, происходящих в различные периоды жизни в душе человека, он приводит сравнение с движением солнца, имея в виду солнце, «одушевленное человеческим чувством и наделенное сиюминутным человеческим сознанием. Утром оно появляется из ночного моря бессознательного, освещая широкий, пестрый мир, и чем выше оно поднимается на небосводе, тем дальше распространяет свои лучи. В этом расширении сферы своего влияния, связанном с восходом, солнце будет видеть свое предназначение и усматривать свою высшую цель в том, чтобы подняться как можно выше.

С этим убеждением солнце достигает непредвиденной полуденной высоты - непредвиденной, потому что из-за своего однократного индивидуального существования оно не могло знать заранее собственного кульминационного пункта. В двенадцать часов дня начинается закат. Он представляет собой инверсию всех ценностей и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным. Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло убывают вплоть до полного угасания».

Пожилые люди (стадия поздней зрелости по Э. Эриксону). Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое старение зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь. Г. Руффин (1967) условно выделяет три вида старости: «счастливую», «несчастливую» и «психопатологическую». Ю.И. Полищук (1994) исследовал методом случайной выборки 75 человек в возрасте от 73 до 92 лет. По данным полученных исследований в этой группе преобладали лица, чье состояние квалифицировалось как «несчастливая старость» - 71 %; 21 % составили лица с так называемой «психопатологической старостью» и 8 % переживали «счастливую старость».

«Счастливая» старость наступает у гармоничных личностей с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью и философским отношением к смерти. Э. Эриксон (1968, 1982) считал, что «только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созревать плоды предшествующих стадий». Он полагал, что только в старости приходит настоящая зрелость и называл этот период «поздней зрелостью». «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти». Многие выдающиеся личности создали свои лучшие произведения в старости.

Тициан написал «Битву при Леранто», когда ему было 98 лет и создал свои лучшие произведения после 80 лет. Микеланджело завершал свою скульптурную композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни. Великий естествоиспытатель Гумбольт до 90 лет работал над своим трудом «Космос», Гете создал бессмертного Фауста в 80 лет, в этом же возрасте Верди написал «Фальстафа». В 71 год Галилео Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца. Книга «Происхождение человека и половой отбор» была написана Дарвиным, когда ему было за 60 лет.

Творческие личности, дожившие до глубокой старости.

Горгий (ок. 483–375 до н. э.), др. - греч. ритор, софист - 108

Шевроль Мишель Эжен (1786–1889), франц. химик - 102

Аббот Чарльз Грили (1871–1973), амер. астрофизик - 101

Гарсия Мануэль Патрисио (1805–1906), исп. певец и педагог - 101

Людкевич Станислав Филиппович (1879–1979), украинский композитор - 100

Дружинин Николай Михайлович (1886–1986), сов. историк - 100

Фонтенель Бернар Ле Бовье де (1657–1757), франц. философ - 99

Менендес Пидаль Рамон (1869–1968), исп. филолог и историк - 99

Галле Иоганн Готфрид (1812–1910), нем. астроном - 98

Рокфеллер Джон Дэвидсон (1839–1937), америк. промышленник - 98

Шагал Марк (1887–1985), франц. живописец - 97

Яблочкина Александра Александровна (1866–1964), русская советская актриса - 97

Коненков Сергей Тимофеевич (1874–1971), рус. сов. скульптор - 97

Рассел Бертран (1872–1970), англ. философ - 97

Рубинштейн Артур (1886–1982), польск - амер. пианист - 96

Флеминг Джон Амброз (1849–1945), англ. физик - 95

Сперанский Георгий Нестерович (1673–1969), рус. сов. педиатр - 95

Страдивари Антонио (1643–1737), итал. скрипичный мастер - 94

Шоу Джордж Бернард (1856–1950), англ. писатель - 94

Петипа Мариус (1818–1910), франц., балетмейстер и педагог - 92

Пикассо Пабло (1881–1973), исп. художник - 92

Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), рус. живописец - 90

«Несчастливая старость» чаще возникает у личностей с чертами тревожной мнительности, сензитивности, наличием соматических заболеваний. Для этих лиц характерна утрата смысла жизни, чувство одиночества, беспомощности и постоянные размышления о смерти, как об «избавлении от страданий». У них часты суицидальные мысли, возможны суицидальные действия и обращение к методам эвтаназии.

Иллюстрацией может служить старость всемирно известного психотерапевта З. Фрейда, прожившего 83 года.

В последние десятилетия своей жизни З. Фрейд пересмотрел многие постулаты созданной им теории психоанализа и выдвинул ставшую основополагающей в его поздних работах гипотезу о том, что основой психических процессов является дихотомия двух могущественных сил: инстинкта любви (Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса). Большинство последователей и учеников не поддержали его новых взглядов о фундаментальной роли Танатоса в жизни человека и объяснили поворот в мировоззрении Учителя интеллектуальным увяданием и заострившимися личностными чертами. З. Фрейд испытывал острое чувство одиночества и непонятости.

Ситуация усугубилась и изменившейся политической обстановкой: в 1933 году к власти в Германии пришел фашизм, идеологи которого не признали учение Фрейда. Его книги сжигались в Германии, а через несколько лет в печах концентрационного лагеря были умерщвлены и 4 его сестры. Незадолго до смерти Фрейда, в 1938 году, фашисты оккупировали Австрию, конфисковав его издательство и библиотеку, имущество и паспорт. Фрейд стал узником гетто. И только благодаря выкупу в 100 тысяч шиллингов, который заплатила за него его пациентка и последовательница принцесса Мария Бонапарт, его семья смогла эмигрировать в Англию.

Смертельно больной раком, потерявший своих родных и учеников, Фрейд потерял и Родину. В Англии, несмотря на восторженный прием, его состояние ухудшалось. 23 сентября 1939 года по его просьбе лечащий врач сделал ему 2 укола, которые и прервали его жизнь.

«Психопатологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями, депрессией, ипохондрией психопатоподобными, неврозоподобными, психоорганическими расстройствами, старческим слабоумием. Очень часто у таких пациентов выражен страх оказаться в доме для престарелых.

Исследования 1000 жителей Чикаго выявили актуальность темы смерти практически для всех лиц пожилого возраста, хотя вопросы финансов, политики и т. п. были для них не менее значимыми. Люди этого возраста философски относятся к смерти и склонны воспринимать ее на эмоциональном уровне скорее как продолжительный сон, чем как источник страданий. Социологические исследования выявили, что у 70 % лиц пожилого возраста мысли о смерти касались подготовки к ней (28 % - составили завещание; 25 % - уже подготовили некоторые похоронные принадлежности и половина уже обговорила свою смерть с ближайшими наследниками(J.Hinton,1972).

Эти данные, полученные при социологическом опросе пожилых людей США контрастируют с результатами подобных исследований жителей Великобритании, где большинство исследуемых избегали этой темы и на вопросы отвечали следующим образом: «Я пытаюсь как можно меньше думать о смерти и умирании», «Я стараюсь переключаться на другие темы» и т. п.

В переживаниях, связанных со смертью, достаточно определенно проявляется не только возрастная, но и половая дифференциация.

K.W.Back (1974), исследуя возрастную и половую динамику переживания времени методом Р. Кнаппа, предъявлял исследуемым наряду с «метафорами времени» и «метафоры смерти». В результате исследования он пришел к выводу, что мужчины относятся к смерти с большим неприятием, чем женщины: эта тема вызывает у них ассоциации, проникнутые страхом и отвращением. У женщин описан «комплекс Арлекина», при котором смерть представляется загадочной и в чем-то даже привлекательной.

Иная картина психологического отношения к смерти была получена спустя 20 лет.

Национальное агентство по развитию науки и космических исследований Франции изучало проблему танатологии по материалам социологического исследования более 20 тысяч французов. Полученные данные были опубликованы в одном из номеров «Regards sur I’actualite» (1993) - официальном издании Французского государственного центра документации, публикующего статистические материалы и отчеты по важнейшим для страны проблемам.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что мысли о смерти особенно актуальны для лиц 35–44 лет и во всех возрастных группах женщины чаще задумываются о конечности жизни, что наглядно отражено в таблице 3.

Таблица3. Распределение частоты встречаемости мыслей о смерти по возрасту и полу (в %).

У женщин мысли о смерти чаще всего сопровождаются страхом и беспокойством, мужчины относятся к этой проблеме более взвешенно и рационально, а в трети случаев и вовсе безразлично. Отношение к смерти у мужчин и женщин отражено в таблице 4.

Таблица 4. Распределение мыслей об отношении к смерти по полу (в%).

Исследуемые, отнесшиеся к проблеме смерти с безразличием или спокойствием, объясняли это тем, что, по их мнению, есть более страшные состояния, чем смерть (табл. 5)

Таблица 5.

Безусловно, мысли о смерти рождали осознаваемый и неосознаваемый страх. Поэтому наиболее универсальным желанием у всех тестируемых был быстрый уход из жизни. 90 % опрошенных отвечали, что хотели бы умереть во сне, избежав страданий.

В заключении следует отметить, что разрабатывая профилактические и реабилитационные программы для лиц с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, наряду с клинико - психопатологическими особенностями пациентов необходимо учитывать, что в каждом возрастном периоде жизни человека возможны кризисные состояния, в основе которых лежат специфические для данной возрастной группы психологические проблемы и фрустрированные потребности.

Помимо этого, развитие личностного кризиса детерминировано культуральными, социально - экономическими, религиозными факторами, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом. Особо следует отметить, что для продуктивной психокоррекционной работы с этими пациентами (в особенности с суицидентами, лицами с посттравматическим стрессовым расстройством) необходимы специфические знания в области танатологии (ее психолого - психиатрический аспект). Очень часто острые и/или хронические стрессы потенцируют и усугубляют развитие возрастного кризиса личности и приводят к драматическим последствиям, профилактика которых является одной из главных задач психиатрии.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 22. КРИЗИСЫ И КОНФЛИКТЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА § 22.1. КРИТИЧЕСКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ: СТРЕСС, КОНФЛИКТ, КРИЗИСВ повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями. На работе и дома, в гостях и на концерте – в течение дня мы переходим из одной ситуации в другую,

Из книги Сила самых сильных. Бусидо Сверхчеловека. Принципы и практика автора Шлахтер Вадим Вадимович

Глава 6. Торможение негативных возрастных изменений Важнейшая тема – торможение негативных возрастных изменений. Знайте, друзья: если вы не хотите негативно меняться с годами – вы можете не меняться негативно с годами. Вы можете сохранить состояние молодости.Почему у

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Преодолей жизненный кризис. Развод, потеря работы, смерть близких… Выход есть! автора Лисс Макс

Кризисы развития и судьбоносные кризисы Мы знаем, что половое созревание – это биологический процесс становления, переход от ребенка к молодому человеку Положительный опыт, который мы набираем в этот период и анализируем, можно с пользой применять в похожих ситуациях.

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в

Из книги Исцели свое сердце! автора Хей Луиза

Глава 4 Уход из жизни близкого человека Все переживают потери, но смерть близкого человека ни с чем не сравнится по остающимся после нее пустоте и печали. Мы не перестаем изучать смысл смерти, потому что это имеет первостепенное значение для понимания смысла

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

3.2. Кризисы взрослой жизни Г. Крайг (2000) рассматривает две модели возраста - модель перехода и модель кризиса. Модель перехода предполагает, что перемены в жизни заранее планируются и поэтому человек в состоянии с ними справиться. Модель кризиса - противоположная. При

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

Глава 1. Работа и труд в жизни человека

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

Глава о важности адекватной самооценки в жизни каждого человека Младенцами мы «проглатываем» своих родителей и затем тратим большую часть жизни на то, чтобы их «переварить». Мы поглощаем родителей целиком: начиная с их генов и кончая их суждениями. Мы поглощаем их

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СМЕНЫ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ Возрастной период определяется связью между уровнем развития отношения с окружающими и уровнем развития знаний, способов, способностей. Изменение отношения между этими двумя разными сторонами процесса развития

Из книги Испытание кризисом. Одиссея преодоления автора Титаренко Татьяна Михайловна

Глава 2 Ранние детские кризисы во взрослой жизни …Люди не рождаются биологическим способом, а только проходя путь, становятся или не становятся людьми. М. К.

Из книги Антистресс в большом городе автора Царенко Наталья

Ненормативные кризисы в жизни ребенка, подростка, юноши Ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, чаще всего переживают дети из сложных, проблемных семей. Они страдают от одиночества, своей ненужности. Взрослые их эмоционально

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Кризисы семейной жизни – как определить меру фатальности? Как давным-давно сказал уважаемый Лев Николаевич, все несчастливые семьи несчастливы по-своему. И был прав. Действительно, практически все проходят через так называемые «кризисы семейной жизни», но мало кто

Из книги автора

Глава 3. Роль потребностей в жизни человека Любая проблема, вызывающая страдания, или, иначе, внутриличностный конфликт, заключается в противоречии между существующими у человека неудовлетворенными потребностями и состоянием беспомощности, которое препятствует

Из книги автора

Глава 4. Роль потребностей в жизни человека. Продолжение В этой главе мы продолжим рассказ об остальных потребностях, которые вы имеете, с тем, чтобы вы могли понять, как у вас обстоят дела с удовлетворением этих потребностей.Мы уже выяснили, что невозможно быть счастливым

возрастные Кризисы - обыденное и в то же время загадочное явление , о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное - помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.

даша татаркова


Подростковый кризис

Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно - решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое - естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

Стремление к независимости - естественное желание подростка, которое стоит поощрять в разумных пределах

Кризис самоидентификации - это не только попытки понять, кем ты «хочешь быть, когда вырастешь». Куда важнее, что именно в этот момент происходит формирование оценки своей личности. Девушки зачастую сталкиваются с трудностями, когда дело доходит до принятия своего меняющегося тела. Культурное давление не облегчает задачу, когда со всех билбордов глядят модели Victoria’s Secret, а тебе раз в месяц надо подтягивать брекеты. Исследование собственной сексуальной ориентации до сих пор приводит к огромному количеству трагедий из-за того, что окружающие (как ровесники, так и люди старшего возраста) далеко не всегда принимают гомосексуальных подростков. Тяжело приходится и транссексуальным тинейджерам, для которых половое созревание в чужом теле может обернуться тяжелейшей психологической травмой.

Одновременно происходит социальная идентификация - поиск себя в контексте окружающего общества. Разобраться со всем этим порой непросто без психолога, коуча или даже психоаналитика, но начинать нужно с себя, в какой бы роли вы ни находились. Любящая семья, готовая принимать своего взрослеющего ребенка, а не только контролировать и одергивать, - залог успешного взросления даже с учетом подросткового бунта и отчуждения. Стремление к независимости - естественное желание подростка, которое стоит разумно поощрять, не чинить препоны, а позволить ему открыто демонстрировать свои эмоции и желания. Взросление - это билет на очень, очень долгий поезд, так что торопиться и злиться на то, что оно не происходит одномоментно, бессмысленно.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Основные кризисы, которые выделяются психологами в жизни человека, - это кризисы детского возраста. Кризис новорожденности, раннее детство, дошкольный возраст, школьный пубертат и так далее. Если говорить о кризисе уже у более-менее взрослого человека, то у него в принципе нет четкой привязанности к возрасту - скорее к событиям. Если детские кризисы - это практически полный распад старой системы и сборка новой, то взрослые - это всегда некий выбор. Конфликт противоречий: плыть по течению или всё полностью изменить, быть как все или идти к своей цели наперекор правилам. Раз мы говорим про точку выбора, то, как мне кажется, большинство российских подростков сразу же поступают в вуз, так что переживания и момент кризиса, скорее, предшествуют моменту выбора. Когда выбор уже свершился и смена условий прошла успешно, то, в общем-то, и выбора нет: теперь надо приспосабливаться.


Кризис четверти жизни

Вы окончили университет и не знаете, что с собой делать? Успели поработать на 2–3 разных работах, но не находите себе места? Друзья женятся, разводятся, рожают детей, а вы не чувствуете себя готовым к таким переменам? Поздравляем, вы совсем не одиноки в своей проблеме - у вас просто кризис четверти жизни. За более поэтичным и детальным определением этого жизненного периода можно обратиться к поп-культуре, регулярно осмысляющей психологические проблемы тех, кому под тридцать: именно его переживают героини сериалов «Девочки» и «Брод Сити» или персонажи Греты Гервиг в фильмах «Милая Фрэнсис» и «Мисс Америка».

За последние десятилетия произошел заметный сдвиг в социально допустимом времени вступления в независимую взрослую жизнь. Множество факторов сошлись воедино: вместе с ростом продолжительности жизни постепенно изменилась и ситуация на рынке труда. Финансовые кризисы и смена приоритетов с верности одной компании на протяжении всей жизни на личностный рост и частую перемену работы привели к тому, что пересмотр своих достижений и дезориентированность, известные как «кризис тридцатилетия», у многих сдвинулся на условные двадцать пять. К этому возрасту многие уже успевают попробовать разные отношения и профессии, но всё еще не готовы остановиться на чём-то одном и только начинают определяться со своими устремлениями, чувствами и интересами. Двадцать пять - приблизительный возраст: на самом деле большинство людей, чувствующих себя одинокими, потерянными и сбитыми с пути, приближаются к своему тридцатилетию.

Родители современных 30-летних старались обеспечить им максимально комфортную жизнь. Многие «дети», привыкнув к этому, не хотят жить самостоятельно: Ричард Линклейтер подметил это в своем фильме «Бездельник » еще в далеком 1991-м. Не в пример родителям, сегодняшние 30-летние не стремятся поскорее заводить детей и не ставят во главу успеха карьерную стабильность. В то же время глобальные социальные настроения не поспевают за их взглядом на мир, а опыт отцов и матерей внушает дополнительную неуверенность в своем выборе и провоцирует чувство вины. За «нежелание вырастать» миллениалов даже прозвали поколением Питера Пэна.

На всё это еще и , появившийся в эпоху соцсетей. Нам неизменно кажется, что мы делаем что-то не так, потому что, если верить мифу, сформированному фейсбуком и инстаграмом, то только у нас есть проблемы - но не у наших друзей или коллег. Когда страх оказаться менее успешным и интересным, чем ваши друзья, не отпускает, напомните себе, что аккаунт в соцсети любого человека - это лишь выжимка лучшего из лучшего, социальный конструкт, созданный усилием мысли. Попытайтесь сосредоточиться на том, чего вы хотите и можете добиться здесь и сейчас, и приступайте к выполнению плана.

Популярные советы о том, как преодолеть и даже принять состояние неопределенности, характерное для кризиса четверти жизни, чаще всего опираются на дзен-практики. Во-первых, полезно составлять списки, но не хвататься за сто дел одновременно, а приниматься за поставленные задачи постепенно, делая по чуть-чуть каждый день. Нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны - и не бояться их. Важно наконец честно признаться себе в том, что вам интересно и какие увлечения действительно нравятся вам, а не навязаны родными или друзьями. Главный совет, особенно полезный в свете сказанного выше о соцсетях, - это научиться не сравнивать себя с другими. Общество постепенно начинает осознавать, что путь только вверх - не единственно возможный и точно не самый лучший, так что самое время найти что-то комфортное каждому в отдельности. По дороге всегда поможет на происходящее. Кризис четверти жизни на самом деле даже полезен, он помогает вырваться из навязанных ожиданий, привести жизнь в порядок и перестроить ее на свой вкус.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Кризис по сути своей не деструктивен - он дает возможность личностного роста. Из-за смещения взрослости сместились и рамки. Кто-то в двадцать пять только окончил университет, а у кого-то в тридцать уже 5–7 лет карьеры за плечами и наступает переоценка достижений. Другой сценарий: карьера движется, но личной жизни нет; или с точностью до наоборот - есть ребенок, но ни года карьеры. Кризис - это ощущение либо полного тупика, либо продолжительного застоя. После вуза он может наступить, если, например, человек учился не для себя, а ради «корочки», мам и пап, а сам мечтал о совершенно другом. Когда приходит понимание, что вы уделяли время совсем не тому, о чём всегда мечтали, то новые вещи начинают казаться важными и происходит перестройка жизни под новые идеалы.


Кризис среднего возраста

Если предыдущий тип кризиса был связан, по сути, со страхом за свое будущее, то этот целиком и полностью завязан на прошлое. Кризис среднего возраста подразумевает, что однажды вы просыпаетесь и на вас накатывает незваный ужас: всё, чего вы добились к настоящему моменту, как будто теряет всякий смысл. Работа, дом, партнер, дети - всё кажется унылым и бессмысленным: дело, на которое потрачена вся жизнь, не приносит удовольствия, любовь и влюбленность кажутся далекими, а дети, скорее всего, так заняты своими делами, что едва ли обращают на вас внимание. Именно в связи с этим этапом принято вспоминать клише вроде покупки дорогих машин, злоупотребления алкоголем, тяги к романам с более молодыми партнерами на стороне, неизбежного развода и всяческих попыток прикоснуться к ушедшей молодости. Такие истории мы не раз видели в «Красоте по-американски», «Гринберге», «Большом разочаровании», апатовской «Любви по-взрослому» или в новом «Пока мы молоды».

Термин «кризис среднего возраста» придумал канадский психоаналитик Эллиот Жак. Им он обозначил переходный период жизни, охватывающий время где-то между 40 и 60 годами, когда жизнь теряет краски и начинается переосмысление всего случившегося ранее. Знаменитый психоаналитик Эрик Эриксон, разработавший теорию развития личности, описывал две последние стадии человеческой жизни (зрелость и старость или стагнацию и отчаяние) очень похоже на общие положения кризиса среднего возраста. В частности, Эриксон кратко характеризовал этот жизненный этап двумя вопросами: «Как сделать так чтобы моя жизнь проходила не впустую» и «Как понять, что быть собой незазорно?».

Несмотря на то, что концепция кризиса среднего возраста прочно осела в современной культуре (есть теория , что «Бонд» - результат такого периода в жизни Яна Флеминга), однозначно описать его не легче, чем все вышеперечисленные кризисы. У разных людей он проявляется по-разному, настигает их в разном возрасте, для кого-то становясь положительным опытом, а для кого-то - началом тяжелой депрессии. Финансовое положение, состояние личной жизни и прочие социокультурные факторы сильно влияют на то, случится с человеком кризис среднего возраста или нет.

Впрочем, есть и постоянные переменные: для кризиса среднего возраста характерно давящее чувство разочарования, а также осознание человеческой смертности. В этот период жизни многие переживают смерть ближайших родственников, например родителей. Такая утрата - это не только горе, с которым тяжело справиться: она также заставляет задуматься о неизбежности своей смерти и провоцирует экзистенциальный страх. В этом же возрасте для многих наступает конец карьеры или как минимум появляются ограничения в условиях или продолжительности работы. Возраст дает о себе знать на уровне физиологии: снижается мобильность, а у женщин наступает менопауза, связанная не только с сильной гормональной, но и психологической перестройкой. Вопреки популярному мнению, мужской организм тоже переживает изменения, так называемую андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Психологи отмечают, что все перечисленные выше симптомы вызывают стресс, но вовсе не обязательно вводят в состояние кризиса. Даже когда они накладываются друг на друга, человек совершенно не обязательно окажется в глубокой депрессии. Кризис среднего возраста - это прежде всего время рефлексии и переосмысление жизни. То, что он чаще всего настигает тех, кому за сорок, не значит, что он не случится с вами позже или раньше при прочих равных.

С кризисом среднего возраста (как и любым другим) важно не пропустить момент, когда он переходит в клиническую депрессию. В этом случае нужно обязательно обратиться за профессиональной помощью. Во всех остальных случаях практические советы по преодолению психологических проблем можно кратко охарактеризовать как «не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике». Физические нагрузки помогут не только чувствовать себя так же активно, как и раньше, но и естественным способом улучшат настроение. Самое сложное и самое полезное - принять перемены, постараться направить страх родительских ошибок в продуктивное русло и наладить отношения с детьми. Как бы по-капитански это ни звучало, но поиски новых недеструктивных увлечений действительно помогут облегчить экзистенциальный страх. Старение, как и взросление, неизбежная часть жизни, и его нужно принять и работать с тем, что есть.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Если большинство кризисов, о которых ранее шла речь, являются не столько кризисами (несмотря на их названия), сколько продуктивными периодами изменения и роста, то под кризисом среднего возраста принято подразумевать действительно кризис в психологическом смысле. Он выражается в непродуктивных депрессии, обесценивании и отрицании всего достигнутого. Вызвать такое состояние может и рутина, и мысли о смерти, и синдром опустевшего гнезда. Появляется нигилистическая позиция: всё плохо просто потому, что плохо.

Классический пример: столкнувшись со смертью близкого и ощутив животный ужас, многие ищут утешения в религии и, казалось бы, находят. На самом деле большинство находит себе уютный домик, спрятавшись сразу от нескольких экзистенциальных данностей, с которыми рано или поздно сталкивается каждый и которые нужно принять, - речь о смертности и одиночестве. По сути, человек остается в неразрешенном конфликте, судорожно хватаясь за то, что есть жизнь после смерти. В итоге нет роста, нет принятия, нет следующего шага. Поэтому главное правило, которому нужно следовать независимо от того, какой жизненный кризис вас застал: нельзя прятать голову в песок - нужно попытаться переработать настигшее вас откровение во что-то продуктивное.