Куприн собачье счастье сказка или рассказ. Главные герои рассказа. Основная мысль, идея рассказа

Posted on 05.03.2018


Главные герои рассказа "Собачье счастье".

Главная мысль рассказа "Собачье счастье".

главные герои,

литература,

основная мысль,

образование

ответить

комментировать

в избранное

Тагет-ес

более месяца назад

Главные герои — персонажи рассказа А.И.Куприна — "Собачье счастье":

  • пойнтер Джек — домашняя собака достаточно бойкого и веселого нрава;
  • белый, старый пудель Арто — мастер эквилибристики, цирковой артист, утомленный и разочарованный жизнью;
  • дворовый пес фиолетового цвета, очень дерзкий, своевольный, малоразговорчивый, непокорный, нагловатый, отважный и решительный. Именно эта собака, проявившая все свои качества в конце рассказа, становится главным персонажем рассказа, который переворачивает мировоззрение остальных собак.

Другие персонажи из "Собачьего счастья" — персонажи второго плана:

  • пожилой дог мышастого цвета, слишком надменный и глуповатый;
  • изнеженная и капризная левретка;
  • такса, которая мне показалась олицетворением мещанки;
  • дворовый пес, который вполне мог называться Бутоном — олицетворение нищего, бродяжки, приспосабливающегося под ту обстановку, куда его занесла судьба.

Основная мысль, идея рассказа:

  • лучше погибнуть свободным при попытке к бегству, чем жить несколько дней или недель в ожидании смерти или какого-то чуда, что и доказал пес фиолетового окраса, когда сбежал из этого заведения. Как бы не доказывал пудель, что собачье счастье в том, чтобы подчиниться судьбе, все собаки поняли, что это не так. Надо бороться всеми клыками, когтями и хвостом за жизнь и верить в успех своего замысла, а не быть покорной овечкой, добровольно идущей на жертвенник…

комментировать

в избранное

отблагодарить

Lady v

более месяца назад

Рассказ Куприна "Собачье счастье" повествует о судьбе собак, волей судьбы оказавшихся в лапах живодеров. В нем можно выделить трех главных героев:

  • Пойнтер Джек, веселого и задиристого нрава, который впервые оказывается в такой ситуации, потерявшись на базаре
  • Пудель Арто, который третий раз едет к живодерам, философ который считает, что судьба собак в руках людей.
  • Дворняга фиолетового цвета, которая девять раз ехала в фургоне и снова сбежала, показав, что счастье в руках самих собак.
  • Главная мысль рассказа "Собачье сердце" в том, что счастье любого человека или собаки только в го собственных руках, и если он имеет достаточно силы воли и решимости чтобы переломить неудачную для него ситуацию, то он господин своей жизни.

    Этот рассказ учит нас не сдавать на чью то милость и не ждать ее от других, а своими руками добывать свое счастье.

    комментировать

    в избранное

    отблагодарить

    Trok

    более месяца назад

    Главными героями рассказа "Собачье Счастье " Куприна являются:

    • Дог
    • Пойнтер Джек , который является одним из главных героев.
    • Белый пудель , который является одним из главных героев.
    • Такса , который является одним из главных героев.
    • Левретка , который является одним из главных героев.
    • Дворняжка Бутон , который является одним из главных героев.
    • Дворняжка (фиолетовый пес) , который является одним из главных героев.

    Основной мыслью данного рассказа является — жизнерадостность от свободы, которая есть в этом мире. Отчаяние в заточение также присутствует. В этом мире нужно наедятся только на самого себя или же на своего хозяина. Свобода для собаки — это счастье. Собаки тоже нуждаются в друзьях, а именно человек должен быть рядом с ними.

    «Повесть «Олеся»» - Герои. Дикая метель. Место. Как звали полесовщика. Что оставила Олеся на память Ивану Тимофеевичу. Фактологический контроль. Олеся и бабка. Ружье фабрики. Олеся рассказала Ивану Тимофеевичу одну сказочку. Повесть. Сцена в церкви. Первая встреча Ивана Тимофеевича с Олесей. Гадание. Бабушка.

    «Творчество А.И.Куприна» - Известность. Гранатовый браслет. Рассказ. Страстная минута. Кризисные явления. Купринское пристрастие. Куприн работает корреспондентом. Общественный резонанс. Роман «Жанет». Дознание. Русский сатирический листок. Раздумья писателя об обреченности творческой личности. Постановка острых социальных проблем.

    «Куприн «Скворцы»» - Сказка. Летят в наш край скворцы. Моделирование обложки произведения. Куприн Александр Иванович. А.Куприн. О Родине. Талантливый писатель. Место. Опустел домишко вдруг. Скворечник. Скороговорка. Лёгкий завтрак. Пахнет в воздухе весной. Скворцы. А.И. Куприн «Скворцы». У меня все получилось. Оберегайте животных.

    «Биография Куприна» - Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ "Последний дебют" (1889). Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака пищевода. Семнадцать лет, которые писатель провел в эмиграции, были малоплодотворным периодом.

    «Гранатовый браслет» - Какое состояние природы рисует Куприн в «Гранатовом браслете»? Да СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ!!! Браслет" -. "Гранатовый. Какой мы видим Веру Николаевну в начале рассказа? После своей кончины «маленький» Желтков стал бессмертен, почему? М.Куприна с дочерью Лидией. И. Репин. Как бы вы объяснили слова: « Простая любовь победила суету и тлен»?

    ««Куприн» 4 класс» - Домашние питомцы. Страницы жизни и творчества А.И.Куприна. Мать, Любовь Алексеевна. Творчество. Спешите почитать. Вопросы к кроссворду. Дом творчества, Голицыно. Годы жизни: 1870 – 1938. В кабинете. Кадет, 1880 год. Объясните выражение. Словарно – лексическая работа. Давайте поиграем. Страницы жизни и творчества.

    Мы в ответе за тех,

    кого приручили.

    А.С.-Экзюпери

    Цель: показать, как А.Куприн в рассказе раскрывает взаимоотношения людей и животных.

    Задачи: познакомить с рассказом А.Куприна «Собачье счастье»; раскрыть смысл названия рассказа; ответить на вопрос: «Что такое собачье счастье»

    Оборудование: краткое содержание рассказа (прил.); магнитофон (запись музыки из м/ф «Бобик в гостях у Барбоса»); портрет писателя (прил.); фотографии собак: пойнтер, левретка, дог, пудель, такса (прил.); игрушки (животные); рисунки и фотографии домашних животных (подготовили дети) (прил.); сочинения детей о домашних любимцах (прил.)

    Ход урока

    1) Организационный момент

    Дети разделены на 2 группы

    (звучит песня из м/ф)

    2) Слово учителя

    Сегодня на уроке внеклассного чтения мы выясним, как раскрываются взаимоотношения людей и животных в рассказе А.Куприна «Собачье счастье», ответим на вопрос «Что такое собачье счастье»

    Эпиграфом урока я взяла слова маленького принца из сказки А.С.-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

    Как вы понимаете эти слова?

    3) Работа с рассказом

    Слово учителя

    Имя А.Куприна известно во всем мире. Рассказ «Собачье счастье» был написан в 1896 году, когда Куприн жил за границей. Читательская публика отнеслась к нему по-разному. Появление этого рассказа оказалось подобно бомбе. «Никто раньше не раскрывал эти проблемы так жестко», писали критики.

    Какие проблемы раскрывает писатель?

    На западе этот рассказ сразу же взяли в постановку. Таких спектаклей было больше 20. Однако буквально перевести название рассказа так и не смогли.

    Расскажите кратко содержание рассказа(прил.) .

    Чьи взаимоотношения раскрывает писатель?

    (чел+жив; жив+жив; чел+чел)

    Чьими глазами мы видим происходящее? Что мы о нем знаем?

    (полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес)

    К 1 группе

    Как Джек относился к людям до того, как попал в клетку? Каким для него был окружающий мир?

    (кухарка Аннушка. Утро было свежее, яркое, а в чистом, нежно-прозрачном и слегка влажном воздухе все оттенки запахов приобретали необычайную тонкость и отчетливость)

    Ко 2 группе

    Выясните, кто оказался товарищами по несчастью в клетке? Какие отношения сложились сразу?

    (еще 6 собак, по социальному принципу - «приличное общество»)

    (2-3 мин для поиска)

    Всем

    Куда везут собак? Что рассказывает об этом месте пудель?

    Почему он спокоен?

    Почему спокоен фиолетовый пес?

    К 1 группе

    Как писатель показывает отношение человека к собакам?

    Ко 2 группе

    Как писатель показывает отношение человека к человеку?

    («какие конуры, цепи и намордники строят люди друг для друга!», «чтобы один пес умертвил другого из-за любви, зависти или злости?», «Мы кусаемся иногда - это справедливо. Но мы не лишаем друг друга жизни», «люди жадны, злы, лицемерны, завистливы, лживы, негостеприимны и жестоки»)

    Всем

    Как представляет собачье счастье «приличное общество»?

    (добрый хозяин)

    Почему фиолетовый пес считал это ошибкой?

    («вы в клетке-то умные слова говорили, а все-таки одну ошибочку сделали... я вам сейчас покажу, в чьих руках собачье счастье?», «Одним толчком отпрянув от земли, он очутился наверху, повиснув передними лапами. Еще два судорожных движения, и фиолетовый пес перекатился через забор, оставив на его гвоздях добрую половину своего бока», «Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку»).

    В чем же заключалась ошибка пуделя?

    (надеяться надо только на самих себя)

    4) Творчество детей

    Что мы можем сделать для тех, кого приручили, за чью жизнь несем ответственность?

    (Музыка)

    (сочинения детей)

    5) Итог

    Как мы должны относиться к животным?

    Какие отношения для этого должны быть между людьми?

    БУДЕМ ДРУГ К ДРУГУ ДОБРЫ, ВНИМАТЕЛЬНЫ, ТЕРПИМЫ, МИЛОСЕРДНЫ, ТОГДА И БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ РЯДОМ С НАМИ БУДЕТ УЮТНО.

    Куприн А., рассказ "Собачье счастье"

    Жанр: рассказы о животных

    Главные герои рассказа "Собачье счастье" и их характеристика

    1. Джек, пойнтер, собака веселого и игривого нрава, задира и лоботряс.
    2. Арто, старый меланхоличный пудель, философ.
    3. Фиолетовый пес, дворняжка, злой, смелый, решительный.
    План пересказа рассказа "Собачье счастье"
    1. На прогулке с Аннушкой
    2. Аннушка потерялась
    3. Мышастый дог
    4. Неведомая сила
    5. В клетке
    6. Старый пудель
    7. Рассказ про живодерню
    8. Рассказ о людях
    9. В чем собачье счастье
    10. Фиолетовый пес.
    Кратчайшее содержание рассказа "Собачье счастье" для читательского дневника в 6 предложений
    1. Пойнтер Джек потерялся, был пойман неведомой силой и помещен в клетку.
    2. В клетке он познакомился со старым пуделем Арто и другими собаками.
    3. Пудель Арто рассказал, что их везут на живодерню, где с собак сдирают кожу.
    4. Джек спросил, что можно сделать, чтобы избежать этого.
    5. Арто сказал, что собачье счастье в руках людей и им надо уповать на хозяина.
    6. Фиолетовый пес обещал показать ошибку Арто и убежал, перепрыгнув через забор.
    Главная мысль рассказа "Собачье счастье"
    Счастья любого человека или собаки только в их собственных руках.

    Чему учит рассказ "Собачье счастье"
    Рассказ учит никогда не сдаваться, не покоряться обстоятельствам, бороться до конца и искать выход из любой ситуации. Учит верить в свои силы. Учит быть уверенным и решительным. Учит не ждать от кого-то помощи, а самому помогать себе.

    Отзыв на рассказ "Собачье счастье"
    Мне одновременно понравился этот рассказ и ужаснул. Как можно так жестоко относиться к собакам, да и к любым другим животным? Это неправильно и так не должно быть. А вот фиолетовый пес мне понравился своей храбростью, независимостью и решительность. Он показал, что его счастье зависит только от него, а не от людей.

    Пословицы к рассказу "Собачье счастье"
    Счастье всегда на стороне отважных.
    Набежит беда, с ног собьет.
    Кто в горе руки опускает, тот счастье никогда не узнает.
    Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.
    Всяк человек кузнец своего счастья.

    Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Собачье счастье"
    Полуторагодовалый пойнтер Джек отправился гулять вместе с кухаркой Аннушкой. Он бежал впереди кухарки и иногда оглядывался, чтобы проверить, идет ли Аннушка следом. И вот, оглянувшись около знакомой колбасной лавки, Джек не увидел Аннушку. Он бросился назад, ища Аннушку по следу, но прошедшая мимо женщина обдала его запахом китайских духов и Джек потерял след.
    Однако Джек не стал унывать, ведь он хорошо знал город, и просто решил прогуляться. Он пробегал мимо почты, когда его внимание привлек мышастый дог. Тот также заметил Джека и собаки стали сходиться. Джек понимал, что дог крупнее, но выглядел он неповоротливым и не очень умным, а потому Джек не боялся схватки.
    И вдруг неведомая сила швырнула дога на землю и куда-то поволокла. А следом той же силой был увлечен Джек.
    Пришел в себя Джек в тесной клетке, которая стояла в повозке, на козлах которой сидели два человека весьма подозрительной наружности.
    В клетке уже находилось много других собак. Был там мышастый дог, рядом лежал спокойный старый пудель, возле которого примостилась дрожащая левретка. Возле решетки стояла донельзя изумленная своим положением такса.
    Были в повозке и две дворняжки. Одна рыжая, с загнутым цифрой 9 хвостом, казалось давно ищет возможность с кем-нибудь поговорить. А последнего пса почти не было видно, он лежал в дальнем темном углу. Он был фиолетового цвета и его шерсть висела рваными клоками.
    Джек некоторое время молчал, потом игриво спросил, не знает ли кто, куда их везут.
    Старый пудель сказал, что их везут на живодерню и Джек присел от страха. А пудель объяснил, что на живодерню привозят всех пойманных собак и сам он уже четвертый раз туда едет.
    Фиолетовый пес насмешливо сказал, что едет туда уже в восьмой раз.
    Пудель продолжил и рассказал, что кормят на живодерне мало и плохо, и что им даже давали суп из собачьего мяса. Общество заволновалось, а фиолетовый пес сказал, что этот суп в общем-то ничего.
    Пудель продолжил живописать ужасы живодерни и рассказал, что из собачьей кожи там делают женские перчатки, а чтобы они были более мягкими, кожу сдирают с живых собак.
    Все собаки пришли в ужас и Джек спросил, как же им избавиться от этого унизительного рабства.
    Пудель сказал, что никак, а дог сказал, что всех надо перекусать. На это пудель рассказал про арапник, конуру, цепь, и сказал, что если даже собаки придумают, как им избавиться от этих вещей, то люди придумают что-то новое. Он считал себя умудренным опытом философом и говорил, что надо подчиняться людям, потому что это закон природы.
    Когда левретка вежливо обратилась к пуделю, тот сказал, что его зовут Арто, а левретка спросила, почему люди считают себя достойнее или лучше собак?
    Но Арто сказал, что люди не достойней собак, они просто сильней и умней. Они жадны, злы, лицемерны, завистливы, лживы и жестоки. Но собачье счастье в их руках и только хозяин может прийти и освободить собак из живодерни.
    Общество пришло в уныние и в это время повозка въехала на большой двор и остановилась. Двери клетки открылись и в это время фиолетовый пес обратился к Арто с самой наглой улыбкой. Он сказал, что профессор много чего наговорил, всяких умных слов, но сделал одну ошибочку. И предложил показать, в чьих руках находится собачье счастье.
    И тут фиолетовый пес понесся вперед мимо сторожей с огромной скоростью. Он достиг забора, оттолкнулся, и двумя рывками перевалил через забор, оставив на нем половину своего бока.
    Старый пудель молча глядел ему вслед, он понял свою ошибку.

    Рисунки и иллюстрации к рассказу "Собачье счастье"

    А. И. Куприн Собачье счастье.

    1.Орг. момент. Сообщение темы и цели урока:
    - Мы продолжаем работать с произведением Александра Ивановича Куприна Собачье счастье. И мы попробуем ответить на самый главный вопрос произведения: что же такое собачье счастье?
    2. Проверка дом. зад.
    - Вы должны были дома подготовиться читать по ролям и нарисовать иллюстрацию к рассказу.
    Выставка рисунков. Рисунки вывешиваются на доску, на которой записаны слова А.И.Куприна: Как часто без нужды и смысла человек жесток к животным!
    3. Работа по теме урока:
    - Я предлагаю с помощью нашего рассказа убедиться в достоверности слов автора.
    Для этого кратко вспомним содержание рассказа.
    - Кто хочет кратко по плану пересказать рассказ?
    На доске записан план:
    1.Прогулка Джека.
    2. В клетке.
    3. Беседа о собачьей жизни.
    4. Собачье счастье.
    - Так как же люди относились к собакам? Подтвердите это словами автора.
    - Можно ли так поступать с братьями нашими меньшими?
    - А почему люди порою бояться бродячих собак? (Потому что они могут напасть на человека и причинить ему вред, особенно стая бездомных собак).
    - А предлагаю послушать песенку о собачьей жизни. Музыкальная пауза: (звучит песня Собака бывает кусачей
    - А почему собаки становятся бездомными? (От них отказываются хозяева и они вынуждены скитаться по улицам и питаться чем угодно и когда придется).
    - А как герои рассказа называют свою зависимость от людей? (постыдным рабством)
    - Как они предлагают исправить такую несправедливость? Найдите в тексте. (перекусать всех и баста).
    - Как отреагировал на это предложение старый пудель, прочитайте.(чтение последнего абзаца стр.55) Что он предлагает? (Смириться, покориться, принять волю судьбы).
    - Готовы обитатели клетки принять такое же решение? (Нет).
    - Собаки возмущены такой несправедливостью, они задаются вопросом: неужели люди настолько лучше нас?
    - Прочитайте как старый пудель описывает людей? (стр.56-57)
    - А справедливы ли замечания прожившего жизнь пуделя? (Да, к сожалению).
    - Кто из собак не разделяет позицию Арто? (фиолетовый пёс).
    - Расскажите, что вам известно о этом герое. Подтвердите это словами автора (стр.52)
    - Сколько раз побывал фиолетовый пес в клетке? (7) Как он относился к данной ситуации?(Дерзко, цинично, хладнокровно).
    - Что же происходит под конец, когда клетку подвезли к живодерне? Прочитаем это по ролям (стр.57-59.).
    - В чем же состоит собачье счастье?
    - В чем же смысл рассказа? Что проповедовал белый пудель? В чем правда фиолетового пса?
    Белый пудель проповедует покорность неизбежности, покорность людям, которые здесь, в рассказе о собаках, играют роль `какой-то сверхъестественной силы`, `какой-то безымянной беспощадной силы`, соответствующей року в человеческой жизни. Но фиолетовый пес, который держит себя в собачьей компании вызывающе дерзко, - `он был зол, голоден, отважен и силен`, - показывает белому пуделю, в чьих руках собачье счастье: он перескакивает через забор живодерни, оставив на его гвоздях `добрую половину своего бока`, и спасает свою жизнь. `Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку`
    `Ошибка старого пуделя` - покорность, смирение. `Собачье счастье` - борьба за жизнь, воля к жизни.
    - Какие чувства у вас хотел вызвать автор? (сочувствие, сопереживание, возмущение несправедливостью, желание борьбы, радость, восхищение).
    - Чему научил вас рассказ? (Быть добрыми, милосердными и бороться за свою свободу и счастье).
    На доске:
    Тезисы: Не успокаивайся в случае удачи, не приходи в отчаяние в беде.
    Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.
    Маленькое счастье зависит от судьбы, а большое от тебя самого.
    - Какой тезис подходит больше всего к нашему произведению? Объясните свой ответ.
    4. Итог: - Понравились вам произведения А.И.Куприна? Чему он учат? Хочется вам еще прочитать произведения этого автора?
    5. Домашнее задание: тетрадь стр.17, задание 4 - письменно