Лазурский александр федорович биография. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог. «Психология общая и экспериментальная»

Лазурский Александр Федорович (фото см. ниже) - русский психолог и врач, ученик В. М. Бехтерева. Является автором характерологии. Это психологическая концепция индивидуальных различий, которые рассматриваются в тесном взаимодействии с функционированием нервных центров. Александр Федорович одним из первых начал исследовать личность в естественных условиях жизнедеятельности испытуемого. В статье будет представлена биография учёного.

Учёба

Александр Федорович Лазурский появился на свет в городе Переяславле (Полтавская губерния) в 1874 году. Семья мальчика была небогатой. Саша учился в Лубянской гимназии, которую окончил с золотой медалью. После молодой человек подал документы в Военно-медицинскую академию. Поступив, Лазурский занялся психологией. Под руководством В. М. Бехтерева Александр начал изучение нервных и психических болезней, получив превосходную нейрофизиологическую и нейроанатомическую подготовку. Также студент провёл очень много самостоятельных исследований.

Работа

В 1895 году герой данной статьи устроился в психиатрическую лабораторию. Там Александр исследовал проблемы клинической психофизиологии и экспериментальной психологии. Параллельно Лазурский изучал теории темперамента и характера, а также провёл анализ с целью создания их классификаций. В итоге студент понял, что данный раздел психологии человека разработан ещё недостаточно.

В 1897 году Лазурский Александр Федорович успешно окончил академию и остался работать в клинике Бехтерева, где занимался лечебной практикой и заведовал лабораторией. Спустя два года, он вошёл в Петербургское общество психиатров, как полноправный член. К этому времени Александр сдал уже более 20 экзаменов на получение степени доктора медицины. В конце 1900 года учёный защитил диссертацию на тему: «Как мышечные движения влияют на мозговое кровообращение». Все необходимые для неё исследования он провёл в лаборатории Бехтерева.

Поездка за границу

В 1901 г. Лазурский Александр Федорович отправился в командировку за рубеж, где провёл 2 года. Первые шесть месяцев учёный жил в Лейпциге. Там он работал в Психологическом институте Вундта. Затем Лазурский переехал в Гейдельберг, в лабораторию местной психиатрической клиники. В то время её главой был Эмиль Крепелин, считавшийся основателем экспериментальной психиатрии и применявший её методы клинически. И последние шесть месяцев Александр провёл в Берлине. Там исследователь учился у лучших неврологов и слушал лекции по психологии, читаемые К. Штумпфом.

Возвращение в Россию

В 1903 году Лазурский Александр Федорович приехал в Петербург и устроился работать в Военно-медицинскую академию. Учёного избрали приват-доцентом «по нервным и душевным болезням». В дальнейшем он читал в академии курс по общей психологии. Вскоре Лазурского избрали секретарём Русского общества патологической и нормальной психологии. На этой должности он сыграл существенную роль при основании Психоневрологического института. Позже исследователь возглавил там кафедру общей психологии.

В 1904 году Александр Федорович начал сотрудничать с А. П. Нечаевым, заведующим лабораторией экспериментальной педагогической психологии. Там Лазурский возглавил специальную комиссию. Её главной задачей стала разработка экспериментальных способов психологии. Также учёный проводил определённые характерологические исследования. Через какое-то время в лаборатории появились курсы, а потом - Педагогическая академия.

Характерология

В 1906 году Лазурский Александр Федорович написал «Очерк науки о характерах». Исследователь предлагал в нём решить некоторые проблемы общей психологии. Сделать это учёный хотел с помощью создания новой науки - характерологии, которая должна изучать индивидуальные особенности компонентов психической организации человека, а также разные способы их сочетаний, обусловливающих разнообразие характеров. Эти различия Лазурский подробно проанализировал через призму такого термина, как «наклонность», введённого им самим. По мнению Александра Федоровича, в основе формирования наклонности лежит неоднократное повторение человеком определённых сторон психического процесса.

Учёный признавал, что современные методы анализа не объясняют факторов, обуславливающих существование наклонностей. Главной задачей характерологии он видел создание научно обоснованных описаний индивидуальности.

Выпущенное в 1908 году издание «Школьные характеристики» стало результатом применения данной теории на практике. Александр Федорович выбрал одну из закрытых школ и начал экспериментально исследовать характеры её учеников. Лазурский включил в книгу характеристики всех детей, чей возраст был от 10 до 15 лет. Издание он дополнил подробными данными экспериментальных исследований. Помимо этого, герой данной статьи рассмотрел некоторые сложные проявления личности и подробно их проанализировал. Идём далее.

Классификация личностей

Со временем Лазурский Александр Федорович, биография которого известна всем любителям психологии, накопил огромный объём эмпирических данных. Этой информации было достаточно для того, чтобы сформулировать собственную классификацию личностей. При этом исследователь подчёркивал необходимость создания именно «психосоциальной», а не психологической классификации. И для достижения такого результата, Лазурский сформулировал два принципа: разделение людей на несколько типов по психическому содержанию, а также деление на 3 разряда по психическому уровню активности.

Естественный эксперимент

Общепсихологические проблемы - вот чем помимо прикладных исследований занимался Лазурский Александр Федорович. Вклад в психологию этого учёного неоспорим. Изучению проблемы метода он посвятил большую часть жизни. Изначально учёный признавал существование трёх методов: наблюдения, эксперимента и самонаблюдения. Последний был самым эффективным и полезным для решения различных общепсихологических задач. Ну, а эксперимент и наблюдение Лазурский предлагал использовать в характерологии, как наиболее объективные. На протяжении нескольких лет исследователь анализировал недостатки, достоинства и возможности каждого способа. В 1910 году Александр Федорович создал новый метод - «естественный эксперимент», который сочетал в себе достоинства лабораторного эксперимента и систематического наблюдения. Во время его проведения намеренно создавались такие условия, при которых проявлялись наиболее интересные для наблюдателя наклонности людей.

«Психология общая и экспериментальная»

Именно под таким названием вышла новая книга Лазурского в 1912 году. В ней учёный подробно изложил своё Психические феномены он рассматривал как реально существующие. А саму психику считал вполне закономерным и естественным этапом эволюции. По мнению Александра Федоровича, физиологическое и психологическое являются двумя составляющими единого биологического процесса, который разворачивается в коре головного мозга. В результате у Лазурского сложилось субъективнее понимание психологии. В основу его системы лёг принцип рефлекса, а также биологически обусловленная активность психики.

«Экзопсихика» и «эндопсихика»

Эти два ключевых для характерологии понятия Александр Федорович ввёл в 1916 году. Под экзопсихикой он понимал отношение личности к внешним объектам и окружающей среде в целом. Под средой здесь подразумевается искусство, наука, разные социальные группы, люди, природа и жизнь самого индивида. Эндопсихика - это внутренние механизмы человека, которые объединяют темперамент, умственную одарённость и характер.

Повторная попытка классификации

После введения фундаментальных понятий у учёного сформировалась новая теория личности. Лазурский Александр Федорович положил в её основу принцип активного приспособления индивида к окружающей среде. Хотя исследователь решил оставить прежнее деление на типы и уровни.

Личности низшего уровня подвержены влиянию среды и с огромным трудом адаптируются к её требованиям. Данный уровень в классификации учёного получил название «неприспособленные». К среднему уровню Лазурский причислял людей, у которых хватало способностей для получения образования и ведения в дальнейшем успешной деятельности. Это «приспособленные» члены общества. Ну, и высший уровень людей Александр Федорович назвал «приспособляющие». Такое определение объясняется довольно просто. Представители данного уровня способны подстраивать среду под свои запросы, которые в разы выше, чем у представителей низших уровней.

Одну из ключевых ролей в данной классификации играет соотношение эндо- и экзопсихики. Именно оно определяет «чистоту» того или иного типа. К «чистому» типу Лазурский относит тех, чья профессиональная деятельность, интересы и приобретённый навыки соответствуют природным свойствам их нервно-психической организации. В этом случае наблюдается гармоничное единение эндо- и экзопсихики. Ну, а в «переходных», «комбинированных» типах это равновесие нарушено.

Ещё несколько месяцев совершенствовал свою классификацию Лазурский Александр Федорович, книги которого имеют для современных психологов большую ценность. Вскоре в свет вышел ещё один его труд - «К учению о психической активности». В ней исследователь обобщил результаты шестилетних экспериментов, описав различные методы изучения внутренних механизмов индивида объективными способами.

Наследие

26 марта 1917 года - вот день, когда ушёл из жизни Александр Федорович Лазурский. Вклад в науку этого исследователя просто огромен (особенно в Он первый учёный в России, который попытался создать подробную классификацию личностей. Помимо прикладных исследований, Александр Федорович также занимался проблемами предмета и метода характерологии. Результаты его разработок в данной сфере до сих пор используются психологами.

Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.

Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.

По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что:

«социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями».

В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».

Сопоставление концепции А. Ф. Лазурского с идеями В. М. Бехтерева позволяют предположить, что последние стали для А. Ф. Лазурского основопологающими концептцуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихша – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.

По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Выше мы уже говорили, что процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим выделяет три психических уровня.

Прежде чем перейти к характеристике этих уровней несколько слов о признаках, характеризующих повышение психического уровня.

  1. Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.
  2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.
  3. Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов – нравственных, социальных и т. п.
  4. Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека . Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде , найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.

На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее , сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности – со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А. Ф. Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные – «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо– и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А. Ф. Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты – человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Александр Федорович Лазурский (1874-1917)

ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ИМЕНИ С. С. КОРСАКОВА
ТОМ 77 1977 ВЫП. 6

ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ

В. А. Журавель

РОЛЬ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО В СОЗДАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Музей В. М. Бехтерева (зав. - А. М. Шерешевский) Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. Б. М. Бехтерева (дир. М.М. Кабанов)

«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,- сказал акад. В. М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии .

А. Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А. Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А. Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория . По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Являясь штатным Врачом клиники, А. Ф. Лазурский в течение 16 лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял различные отделения в доме призрения душевнобольных в Петербурге . В последствии А. Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых» . Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом . Тогда же А. Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам.

Разработка А. Ф. Лазурским сенов медицинской психологии опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в частности нейроморфологические исследования .

Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он провел основательное физиологическое исследование «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение» (9). Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники .

Большой интерес вызвали в свое время работы А. Ф. Лазурского по клинической психофизиологии, касающиеся сомато-психических соотношений. В одной из них рассмат­ривались изменения физиологических функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне . А. Ф. Лазурским было также проведено изучение влияния непосредственно внушенных эмоций радости, горя, страха и гнева на некоторые физиологиче­ские функции ,

Ранние исследования способствовали формированию прогрессивного естественно-научного мировоззрения А. Ф. Лазурского, на которое впоследствии опиралась его деятельность клинического психолога. Проследив развитие психологии с древнейших времен, А. Ф. Лазурский показал зависимость этапов ее истории от успехов естествознания в целом . Особое значение он придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно благодаря ей стало ясно, что «головной мозг является... седалищем нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомий и физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии, ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии» .

Становлению А. Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А. Ф. Лазурским еще в 1896 г. . В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию . Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте . Он создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время . С момента основания В. М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А. Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание. Он принимал активное участке в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии.» Вундта . Признанием заслуг А. Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его ученым секретарем созданного В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым Русского общества нормальной и патологической психологии, а также почетным членом Московского общества экспериментальной психологии.

В своих экспериментальных психологических исследованиях А. Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-я годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности стало главным делом жизни А. Ф. Лазурского1. В этих центральных разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим разработкам посредством специально созданной им «Программы исследования личности» . Ученый справедливо считал, что высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию [ 23]. А. Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии . Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия . А. Ф. Лазурским была выдвинута концепция отношении личности, развитая уже на основе диалектического и исторического материализма видным советским психологом, учеником А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, который применил ее, в частности, в клинике неврозов и пограничных состояний . Талантливый теоретик, один из создателей индивидуальной психологии - «науки о характерах», как он ее называл , А. Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу абстрактных построений, в его живая мысль проникала в различные области практики. Создание основ клинической психологии и преподавание психологии в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных направлений его научно-практической и педагогической деятельности.

Опыт первых лет клинической работы привел А. Ф. Лазурского к следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских наук является необходимым и в высшей степени желательным как для довершения общемедицинского образования, так и для успешного пользования психотерапией в самом широком смысле этого слова» . Реализация этой идеи началась циклом лекций «О значении эксперимента в психологии» и «О чувственной афазии», которые он прочитал в Военно-медицинской академии в конце 1903 г. . Более десяти лет он читал слушателям академии лекции и вел практические занятия по патологической психологии с подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов. Кроме того, в те же годы при непосредственном содействии А. Ф. Лазурского в клинике ряд диссертаций, посвященных различным теоретическим вопросам психологии и изучению душевнобольных психологическими методами, был выполнен его учениками .

Формирование научных основ медицинской психологии и развитие ее преподавания в значительной мере связано с деятельностью А. Ф. Лазурского в Женском медицинском институте (ныне I Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова). В октябре 1908 г. он был избран преподавателем этого института и вскоре представил программу лекций для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала курс, аналогичный тому, который А. Ф. Лазурский читал в Психоневрологическом институте, и состояла из следующих разделов: предмет и задачи психологии, отношение ее к пограничным областям знания, методы психологии, психофизика и анализ ощущений различных модальностей; процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и, наконец, раздел о личности, темпераменте и характере. Впоследствии он значительно дополнил эту программу вопросами патологической психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано стремлением А. Ф. Лазурского максимально приблизить преподавание к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления, исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических аффектов и другие вопросы пато­психологии он считал необходимым введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства было вызвано тем, что значительное число выпускниц института становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали опыты, под­тверждающие теоретические положения общей психологии, методики объективного иссле­дования душевнобольных, а также составление детских характеристик по «Программе» А. Ф. Лазурского. Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю, собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность посещения.

Опираясь на опыт первых лет преподавания психологии, убедившись в крайней необходимости введения психологии в систему медицинского образования, А. Ф. Лазурский выступил перед медицинской общественностью с призывом о распространении психологи­ческих знаний среди будущих врачей. На III съезде отечественных психиатров в начале 1910 г. он убежденно заявил, что полноценного школьного врача может создать психиат­рическая и в особенности психолого-педагогическая подготовка . В апреле того же года он выступил в секции душевных и нервных болезней XI Пироговского съезда русских врачей с докладом «О преподавании психологии на медицинских факультетах», в котором обосновал необходимость введения психологии в систему медицинских наук. А. Ф. Лазурский подчеркнул, что серьезные познания в этой области могут быть получены только «из уст специалиста и в лаборатории». Он предложил план преподавания психологии буду­щим врачам, особо отметив необходимость проведения практических занятий. Выступив­ший в прениях В. М. Бехтерев подчеркнул, что немыслимо вести курс психиатрии без психологии и что психиатр должен так же опираться на психологию, как терапевт опирается на физиологию, а хирург на анатомию. В резолюции съезда подтверждалась необ­ходимость преподавания психологии, причем обязательно на основе объективных методов .

Получив поддержку представительного съезда, - А. Ф. Лазурский с еще большей энергией продолжал совершенствовать курс психологии и его преподавание. В 1912г. он с удовлетворением констатировал завершение формирования такого курса, который «наиболее соответствует потребностям медицинского факультета и который с полным правом может быть назван курсом медицинской психологии» (разрядка А. Ф. Лазурского). В заключение он выразил надежду, что начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться.

В конце 1913 г. А. Ф. Лазурский наряду с преподаванием психологии начал вести клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого, несомненно, обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической психологии, так и в психиатрии. Лекции А. Ф. Лазурского по общей и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского факультета Психоневрологического института, а также участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые перио­дически организовывались при институте .

Таким образом, А. Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания психологии в трех высших учебных заведениях.

26 марта 1917 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому было всего 43 года.

А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоре­тические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее раз­витие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.

Лазурский Александр Федорович (1874 – 1917) - русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относилтемперамент и характер („эндопсихика“), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру („экзопсихика“). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности.

Был сотрудником В. М. Бехтерева, профессором Педагогической академии и Психоневрологического института в Санкт-Петербурге. Разработал учение о личности и типах характера («характерологию») на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В своей классификации опирался на известные к его времени данные о деятельности нервных центров. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Лазурский Александр Федорович (31.03.1874-27.02.1917), русский врач и психолог, создатель характерологии и нового метода психологического исследования - “естественного эксперимента” (1911), дающего возможность объективного научного изучения конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Один из организаторов и активных участников съездов по психологии и экспериментальной педагогике.

В. Горячев.

Большой словарь Русской цивилизации.

Лазурский, Александр Федорович (1874-1917) - русский психолог. Сотрудник В. М. Бехтерева , профессор Психоневрологического института. Разработанная Лазурским методика естественного эксперимента (1911) впервые сближала психологическое исследование с непосредственной жизненной ситуацией и оказала влияние на современную педагогическую психологию.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 184.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917) - русский врач и психолог. Биография . Сотрудник В. М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института. Исследования . Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В его генетической «классификации личностей» (Классификация личностей. Пг., 1924 ) были предложены четкие принципы разделения индивидуальных типов: но уровню личностного развития и по преобладанию психических функций. Для оценки уровня личностного развития были разработаны следующие критерии: общее количество и степень разнообразия индивидуальных психических проявлений (переход от «смутности» основных вопросов к их широте и дифференцированности); интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей; степень их осознанности, тенденция к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем; координация всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности. Для выделения разных уровней развития личности основой служит прежде всего сознательная активность человека. Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам, он не определен в интересах и поступках и оказывается не в силах реализовать свои задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно, они занимают в своей среде достойное место, соответствующее их склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению. Помимо принадлежности к определенному уровню личностного развития различные индивидуальности могут быть разделены по преобладанию психических функций (эмоций, мышления, воли). Это - аффективные, рассудочные, деятельные, мечтательные типы и т. д., которые встречаются на каждом уровне личностного развития. Методы . В 1911 г. предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности - «естественный эксперимент».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 287.

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический справочник).

Сочинения:

Влияние естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1900. № 8; О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900, Кн, 53; Душевные способности как основные биологические функции // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн, 101; Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. № 1, 2 (совм. с С. Л. Франком); Школьные характеристики. СПб., 1913; К учению о психической активности. М., 1916; Очерк науки о характерах. Пг„ 1917; Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918; Психология общая и экспериментальная. Пг., 1923; Альтруизм // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982; Избранные труды но психологии. М.: Наука, 1997.