Лечение в норвегии. Система здравоохранения Норвегии: скандинавский стандарт. Медицина в Норвегии — выжить любой ценой

75% стоимости услуг, оказываемых службами здравоохранения, покрывается за счет системы национального страхования, остальная часть
покрывается самим потребителем путем прямых выплат, за счет системы дополнительного страхования, а также косвенно, через налогообложение. При оказании долговременной медицинской помощи не все "центры здоровья и благосостояния" в Норвегии обеспечивают своих пациентов полноценным питанием, предлагая им лишь легкие завтраки и "дневные бутерброды" с кофе. Кроме того, они вынуждены закрываться на три летних месяца (44, 84, 90).
Четко регламентировано МС лекарственной помощи. При острых заболеваниях лекарства по списку № 1 предоставляются бесплатно (компенсируются все расходы на их покупку). Имеется перечень 36 хронических заболеваний, при которых производится полностью бесплатное или частично оплачиваемое лекарственное лечение. Оплачиваются только лекарства, разрешенные к употреблению в стране. Назначение особо дорогих лекарств контролируется специальным комитетом. Для того чтобы получить "голубой рецепт" на курс бесплатного лечения для хронически больного группы А (дети до 16 лет, пожилые, старше 67 лет), нужно уплатить 25 норвежских крон, а группы Б (от 17 до 66 лет) - 50 крон. Рецепт выписывается на период до трех месяцев, годовой лимит на пациента составляет 840 крон. Превышение лимита ведет к особому разбирательству (84, 90, 98).
Социальное страхование компенсирует стоимость первого визита к врачу общей практики на 55%, второго - на 70% и только после третьего визита застрахованный получает 100-процентную компенсацию. Консультация специалистов оплачивается страховой кассой при первом визите на 60%, на 70% при втором и т.д. (58).

Еще по теме 11. Медицинское страхование в Норвегии:

  1. Страхование. Медицинское страхование. Виды медицинского страхования: обязательное и добровольное. Фонды медицинского страхования
  2. 9.Взаимодействие медицинских страховых организаций с региональным фондом обязательного медицинского страхования

В начале XXI в. Норвегия является примером современной демократии, где за благосостояние каждого гражданина несет ответственность общество в целом. На территории около 400 тыс. кв. км проживают 4,525 млн человек. Из-за географических особенностей население распределено по стране неравномерно: 2/3 проживает в густонаселенных районах, 1/3 — в прибрежных зонах Норвежского моря. Для многих норвежцев рыболовецкий промысел до сих пор является основным источником дохода. Однако в середине 60-х годов в Норвегии были открыты месторождения нефти, что стало началом роста и укрепления социально-экономического благосостояния граждан и государства в целом. Это отразилось на средней продолжительности жизни, которая составляет для женщин 81 год, а для мужчин — 75 лет. Детская смертность колеблется на уровне 4 на 1000 детей, родившихся живыми, а материнская смертность практически равна нулю. В среднем в год производится около 200 абортов на 1000 детей, родившихся живыми. Наиболее частые причины обращения норвежцев к врачу общей практики — заболевания сердечно-сосудистой, костно-мышечной, мочеполовой и дыхательной систем. В среднем на одного человека приходится 4,5 посещения врача в год. Лидирующие причины смерти — сердечно-сосудистые (43%) и онкологические (25%) заболевания. На долю инфекционных болезней приходится менее 1% смертей. Стандартизированный показатель смертности в Норвегии ниже, чем в Финляндии и Дании, но выше, чем в Швеции.

Административно страна разделена на 19 графств, каждое из которых состоит из 15—45 муниципалитетов. Всего в стране 435 муниципалитетов. Во главе стоит парламент как орган государственной власти.

Управление системой здравоохранения построено также по принципу административного разделения. Центральным исполнительным органом является министерство здравоохранения и социального благосостояния, так называемый директорат, который возглавляют два министра социального благосостояния. Его основные задачи — формирование политики в области общественного здравоохранения, подготовка законодательной базы, планирование и формирование бюджета. В 1984 г. был сформирован независимый орган — Норвежский совет по здравоохранению. В его задачи входит контроль обеспечения медицинской помощи, соответствующей наиболее высоким профессиональным стандартам. Третий орган центральной власти — региональное управление здравоохранением — является информационным центром, который собирает статистические данные, проводит научные исследования, поддерживает связь с руководителями медицинских учреждений, медицинским персоналом, политиками и пациентами. Вся информа-ция поступает в Норвежский совет по здравоохранению, где анализируется для принятия решений.

Ответственность за первичную медико-социальную помощь лежит на муниципалитетах, таким образом достигается децентрализация управления системой здравоохранения. В структуру первичной медико-социальной помощи входят такие учреждения, как отделения общей врачебной практики, реабилитационные центры, центры матери и ребенка, медицинские центры обслуживания школьников, дома престарелых, центры по охране окружающей среды, центры по уходу за психически больными. Кроме того, администрация муниципалитетов явля-ется работодателем для медсестер, акушерок, физиотерапевтов. До 1 января 2002 г. органы власти на уровне графств были ответственны за оказание квалифицированной помощи в больницах и клиниках для психически больных пациентов. Сейчас эту ответственность взяли на себя органы управления на уровне государства наряду с ответственностью за оказание высокоспециализированной медицинской помощи. Таким образом государство пытается централизовать управление вторичной и третичной медицинской помощью. Возможно, это обусловлено техническим прогрессом в медицине, что не всегда повышает качество оказания медицинской помощи, но всегда — ее стоимость.

Такие изменения, как сокращение коечного фонда, затронули и норвежскую систему здравоохранения. Сейчас госпитали по оказанию вторичной медицинской помощи располагают 332 койками на 100 тыс. населения. Данная реформа была успешно проведена благодаря технологическим достижениям медицины, а также успешному развитию амбулаторной хирургии, консультативной помощи врачей-специалистов в поликлиниках при больницах. Подобные изменения как в управлении, так и в структуре медицинской помощи происходят каждые три, шесть, девять лет, и не потому, что предыдущая система работала хуже, а потому, что каждая система нуждается в периодическом обновлении для более эффективной работы в будущем.

На современном этапе развития Норвегия располагает такой системой здравоохранения, которая обеспечивает право каждого гражданина, не-зависимо от места проживания и уровня дохода, на свободный доступ к медицинской помощи. Это было достигнуто благодаря практически полному государственному финансированию системы медицинского обеспечения. Однако, например, услуги, оказываемые гражданам с профессиональной патологией, оплачиваются работодателем и предоставляются исключительно частной системой здравоохранения. В последнее время отмечен рост частнопрактикующих врачей в системе оказания первичной медицинской помощи. Так, 50—60% врачей общей практики работают в частном секторе. Такая практика более характерна для больших городов Норвегии. Что касается госпитальной помощи, то количество коек в частном секторе составляет менее 1% от общего коечного фонда страны.

Норвегия тратит на здравоохранение 8% внутреннего валового продукта, что выше, чем в других скандинавских странах (таблица).

Наименование

% общего числа затрат

Выплата пенсий

Реабилитационные мероприятия

Выплата по больничным листам

Другие социальные выплаты

Частичное покрытие медицинских расходов

Выплаты по рождению ребенка

Материальная поддержка семьи

Выплата пособий

Выплаты по безработице

Итого

Таблица. Структура затрат на социальную сферу из общего бюджета Норвегии (2001 г.)

Каждый гражданин Норвегии имеет право на социальные выплаты по болезни. Национальная сис-тема страхования предоставляет гражданам следующие права:

частичная или полная оплата консультации врача;

бесплатная госпитальная помощь;

бесплатная медицинская помощь беременным, родильницам и роженицам;

полная оплата лекарств для пациентов с хронической патологией;

100% оплата больничного листа;

100% оплата декретного отпуска в течение 42 недель;

пенсия по инвалидности;

бесплатное лечение детей до 7 лет;

бесплатное лечение производственных травм.

Средняя заработная плата медицинского работника, находящегося полностью на службе у государства, составила на 1 октября 2001 г. 26400 норвежских крон (10 норвежских крон соответствуют $1). В частности, для главных врачей это составляло 46300 норвежских крон, а для рядового врача госпиталя — 39000, что превышало заработную плату в 2000 г. на 2,6% и 3,1% соответственно. Для сравнения: медицинская сестра специализированной клиники зарабатывала 27700 норвежских крон в месяц, а медсестра в первичном звене здравоохранения — 22800, что превышало заработную плату в 2000 г. на 3,6% и 3,7% соответственно. Таким образом, рост заработной платы медицинских сестер был выше, чем у врачей, что может быть обусловлено нехваткой медицинских сестер в Норвегии. Этот показатель составляет 878 медсестер на 100 тыс. населения, тогда как в Финляндии — 1219. Однако Норвегия предпочитает «импортировать» медсестер из Швеции и Дании, что обусловлено сходством языков. В Норвегии также нет избытка врачей — 240 на 100 тыс. населения (в Испании этот показатель составляет 410, а в Англии — 160 на 100 тыс. населения). В связи с этим прави-тельство старается привлекать врачей из Европы, но только после предварительной сдачи экзамена по специальности и языку.

Как уже упоминалось, ответственность за первичную медико-социальную помощь несет администрация муниципалитета, как в финансовом, так и в организационном плане. При муниципалитете создан специальный комитет, в состав которого входят врач общей практики и общественного здравоохранения, администратор и политик. Этот комитет является рабочим органом, обеспечивающим функционирование всех структур первичной медико-социальной помощи. Существует два вида врачей, работающих в первичном звене здравоохранения, — врач общей практики, который выполняет только лечебную работу, и врач общественного здравоохранения, совмещающий эту работу с общественной деятельностью, выполняемую в России санитарными врачами. Как правило, комитет решает, сколько врачей необходимо для данного муниципалитета, исходя из численности населения.

Количество прикрепленного населения рассчитывается в зависимости от количества дней приема врача в неделю и средней ежедневной нагрузки. Установлено, что ежедневная нагрузка будет достаточной, если условно прикрепленное население равномерно распределить по дням, т.е. примерно 300 человек в день. Если врач общей практики принимает 4 раза в неделю, то его прикрепленное население будет составлять 4х300=1200 человек. Однако при таком режиме работы список пациентов может быть расширен до 2000 человек, если врач считает, что сможет справиться с таким потоком населения. Чаще всего в этом режиме работают частнопрактикующие врачи общей практики. Если врач общественного здравоохранения в силу своей занятости общественной работой может принимать пациентов только 2 раза в неделю, то его прикрепленное население будет составлять 500—600 человек. По решению муниципалитета один раз в неделю каждый врач обязан работать на муниципалитет. Это означает, что он должен консультировать пациентов в тех медицинских учреждениях первичного звена здравоохранения, где ставка врача не предусмотрена, например в доме престарелых, реабилитационном центре. Ежедневно по окончании рабочего дня и в выходные дни один врач является дежурным по всему муниципалитету. Все звонки, поступающие в это время в больницу муниципалитета, передаются дежурному врачу, который принимает решение по дальнейшей тактике ведения пациента. Возможны два варианта: госпитализация или консультирование в офисе врача общей практики. Исключение составляют неотложные случаи, когда госпитализация осуществляется службой скорой помощи. Все изложенные правила касаются и частнопрактикующих врачей, если они работают на территории муниципалитета.

При обращении к врачу независимо от повода пациенты платят в кассу офиса 110 норвежских крон. Любой набор выполняемых анализов требует дополнительной фиксированной платы в 35 крон. Стоимость лекарств покрывается полностью за счет средств самого пациента, однако существует ряд льгот. При первом посещении пациенту выдается документ, действительный в течение года, в который при каждом посещении врач вносит фиксированную стоимость консультации, равную 110 кронам. В этот же документ фармацевт вписывает стоимость приобретенных лекарств. Если у пациента имеются трудности с передвижением, он заказывает такси для посещения врача общей практики, и водитель вписывает стоимость проезда. Таким образом, если в течение года у пациента (а так часто бывает с хроническими больными) накопилась сумма в 1350 крон, то дальнейшие услуги врача общей практики, фармацевта и водителя такси в течение этого года будут оказываться пациенту бесплатно. Возмещение расходов берет на себя национальная система страхования. Конечно, консультация врача общей практики стоит больше 110 крон, поэтому существует специальная компьютерная программа, куда врач вносит перечень всех оказанных данному пациенту услуг, и программа рассчитывает, сколько нужно доплатить сверх 110 крон, а счет направляется в страховую компанию.

Таким образом, зарплата врача общей практики формируется из трех составляющих: 110 крон, которые платит пациент за каждое посещение, доплата из страховой компании и подушевой норматив, выплачиваемый муниципалитетом. Из этого следует, что чем больше пациентов консультирует врач, тем выше его заработная плата.

Есть три системы организации работы врача общей практики, которые также влияют на размер его ежемесячных доходов:

1. Частная общеврачебная практика. Три вышеперечисленные составляющие дохода идут напрямую к врачу.

2. Смешанная общеврачебная практика. Деньги от страховых компаний и пациентов составляют заработную плату, а подушевой норматив идет в казну муниципалитета и покрывает оплату аренды здания и персонала (как правило, это медсестры).

3. Государственная общеврачебная практика. Врачи получают фиксированную заработную плату, а все деньги поступают в казну муниципалитета.

Наиболее распространена смешанная общеврачебная практика. Частная врачебная практика встречается в основном в больших городах.

На рабочем месте каждого врача стоит компьютер. Как правило, все компьютеры объединены в сеть и соединены с базисным информационным центром. Такая система позволяет быстро осуществить поиск необходимой информации по каждому пациенту в муниципалитете. Программа, с которой работают врачи, является унифицированной и широко используется в скандинавских странах. Полная компьютеризация рабочего места позволяет не иметь дела с бумажными носителями, в частности с историями болезни, анализами, эпикризами. Однако данная система внедрена в Норвегии недавно, в отдаленных местностях она находится на стадии развития, поэтому врачи все еще хранят старые истории болезни и дублируют информацию в новых.

Обычно в офисах врачей общей практики выполняют основные анализы крови (гемоглобин, СОЭ, СРБ, сахар крови), анализ мочи, а остальные посылают в лабораторию муниципального госпиталя.

Врач общей практики принимает в среднем 20 пациентов в день. Отдельных дней приема детей и взрослых у него нет. На каждого больного отводится 15—20 минут. В листке приема все пациенты классифицированы по цели визита. Обязательно отведено время для телефонных звонков пациентам. Посещений на дому эти врачи не выполняют. В среднем ежедневно двум больным (10%) врач общей практики назначает консультации специалистов. В офисе, как правило, работают несколько медицинских сестер, которые постоянно меняют характер работы: например, один день — работа в регистратуре, другой — в лаборатории и т.д.

Все это дает возможность удовлетворять растущие потребности населения. Одной из таких потребностей является развитие социальных структур для пожилых и старых больных. Длительное содержание таких пациентов в больницах обходится намного дороже, чем в домах сестринского ухода или домах престарелых. Организация специального ухода на дому позволяет пациенту как можно дольше прожить в привычных для него условиях, а значит, повысить качество его жизни. Поэтому даже в самых малонаселенных муниципалиттах местные власти находят средства для строительства домов сестринского ухода, организации ухода на дому, открытия реабилитационных центров, которые могут посещать и взрослые, и дети.

Н.А. Гурина // Российский семейный врач. — 2002. — № 3. — С.24—28.

Меня просили рассказать про медицину в Норвегии… вот попробую рассказать) пишу только свой опыт и немного опыт знакомых которым могу доверять.

Право на бесплатную медицинскую помощь имеют все проживающие в стране и получившие персональный номер после регистрации в полиции.регистрация занимает обычно пару тройку дней.Т.е.нам не надо платить никаких страховок если хочешь обычное обслуживание.Некоторые мои знакомые наблюдаются в частных клиниках.Это обычно годовой взнос в 150 евро на человека или 200 евро на семью.Остальное обслуживание в частной клинике при условии что у тебя есть годовое членство со скидкой 10%.Ходят слухи что частная клиника легче посылает пациента на плановые операции и обходит государственную очередь.Возможно это так.Т.к.у нас в стране есть очередь на плановые операции от государства.Это обычно от месяца до полугода… в зависимости от срочности операции.

Мое знакомство с норвежской медициной началось после переезда в страну т.к. мне пришло письмо что мне нужно выбрать себе фастлеге(переводится как постоянный врач).
Выбора у меня особого не было и я многого не знала и выбрала того же врача к которому ходит мой муж.Разовый прием у нее стоит 16 евро если берут еще кровь то я плачу где то 20 евро. Если в течении года заплатил где то 250 евро(было несколько приемов у врача, лекарство по рецепту и прием у специалистов) то тебе присылают письмо что то что ты оплатишь сверху этих 250 евро тебе вернут на твой банковский счет.Стационар мы не опачиваем… все лежания в больницах совсем бесплатны.За роды 2х детишек не платили ничего.Врачи всегда доброжелательные, улыбаются даже если у них был тяжелый день и не хамят.Если врач сомневается в правильности диагноза то он может при тебе залезть в комп и посмотреть правильно ли он назначил лечение… может так же позвонить в больницу дежурному врачу и посоветоваться… это врач может сделать прямо при тебе абсолютно этого не стесняясь.Если больному требуется специалист… гинеколог или окулист то надо просить направление у фастлеге и потом заплатить за прием у специалиста где то 30-40 евро.Дети обслуживаются у врачей полностью бесплатно вроде как до 18 лет.И лекарства ребенку, то что он должен принимать постоянно бесплатно.Наш сын принимает Леваксин и мы ни разу не платили за это лекарство.

Прививки.Все мои знакомые стараются прививать деток.Прививки ставит медсестра в детской поликлиннике.Когда я сомневалась надо ли делать прививки деткам я посоветовалась с медсестрой… она мне сказала что решать нам… родителям но за последние 20 лет особых проблем у детишек после прививок не было.
Отсутствие прививок не влияет на возможность посещать дет сад или школу.

Про скорую помощь… да здесь скорая не выезжает на насморк или температуру 39 у ребенка а так же у нас в стране не лечат Орз… но если что то серьезное то скорая примчится за 5-10 минут или прилетит вертолет… летом когда рядом с нами проводятся велосипедные соревнования то мы видим как прилетает вертолет и забирает спортсменов которым стало плохо… Если есть какие вопросы то спрашивайте… отвечу в коментариях… спасибо всем кто прочитал...

В этой скандинавской стране проживает всего 5 млн человек, а плотность населения является одной из самых низких в Европе. Основным принципом норвежской медицины является обеспечение медицинским обслуживанием всех жителей страны независимо от их доходов и социального статуса, поэтому Норвегию часто называют страной победившего социализма, а медицинские услуги Норвегии славятся своим качеством и доступностью.

Особенности

Система норвежского здравоохранения постоянно развивается и реформируется, поэтому уровень медицинского обслуживания жителей страны остаётся одним из самых высоких в мире. В стране существует 4 типа медицинских учреждений: амбулаторные (в них работают врачи общей практики), стационары, психиатрические больницы и университетские клиники, в которых оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. В структуре здравоохранения выделяют три уровня: центральный (государственный), региональный (фюльке) и местный (муниципальный).

К центральным органам здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Государственный совет по здравоохранению и Институт общественного здоровья. Министерство здравоохранения и социального обеспечения разрабатывает государственную политику в области здравоохранения, обеспечивает законодательную базу и планирование бюджета здравоохранения. Государственный совет по здравоохранению - это надзорный орган, который контролирует нормы и качество оказания медицинской помощи. Государственный институт общественного здоровья контролирует деятельность научных и профилактических учреждений. На государственном уровне оказывается высокотехнологичная и специализированная медицинская помощь, лечение редких заболеваний, трансплантация органов и психиатрическая помощь. Медицинские услуги государственного уровня оказывают учреждения скорой помощи, университетские клиники, крупные специализированные больницы, некоторые психиатрические клиники и учреждения для реабилитации наркозависимых пациентов.

На региональном уровне проводится стационарное лечение, стоматологическое обслуживание и консультации узкопрофильных специалистов (по направлениям врачей общей практики).

На местном уровне оказывается первичная медицинская помощь врачами общей практики и производится патронажное обслуживание на дому, которое в Норвегии пользуется большой популярностью. Муниципалитеты отвечают за социальное обеспечение пациентов, диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические мероприятия. В их ведомстве находятся поликлиники, местные медицинские и реабилитационные центры, учреждения по уходу за престарелыми людьми и психиатрическими пациентами, центры матери и ребёнка, центры здоровья школьников и ряд других медицинских учреждений муниципального уровня.

Финансирование

Расходы на здравоохранение в Норвегии очень высокие - они составляют 9,4% ВВП, и по этому показателю Норвегия занимает 16‑е место среди европейских стран (для сравнения: в России расходы на здравоохранение составляют 5,08% ВВП). Но по уровню расходов на здравоохранение в пересчёте на душу населения, которые составляют $5426 в год (для сравнения: в России этот показатель составляет $998), Норвегия занимает третье место в Европе, уступая только Люксембургу и Монако.

Здравоохранение страны на 73% финансируется из государственного бюджета, на 12% - из фондов социального страхования, а остальные 15% составляют соплатежи пациентов, которые поступают за счёт оказания платных медицинских услуг. Целевых налогов на нужды здравоохранения в стране нет - финансирование обеспечивается государственными, региональными и местными органами власти за счёт общих налогов, которые составляют около 50% доходов работающих граждан. При этом местные власти имеют право в дополнение к общегосударственным вводить ещё и местные налоги. На нужды здравоохранения муниципалитеты получают субсидии из госбюджета, которые зависят от численности населения округа, страховые компенсации от государственной системы медицинского страхования, а также средства от населения за платные медицинские услуги.

Воспользоваться услугами государственных лечебных учреждений могут не только граждане Норвегии, но и все жители страны, которые проживают там дольше года. При этом граждане ЕС имеют такие же права на медицинское обслуживание и реимбурсацию, как и граждане Норвегии, а жители других стран должны оплачивать эти услуги полностью из собственных средств.

Для всех граждан Норвегии действует «потолок соплатежей» - максимальный суммарный размер соплатежей за медицинские услуги в расчёте на одного пациента, произведённый в течение календарного года. Когда соплатежи пациента достигают этой суммы, все медицинские услуги, полученные им в последующем, оказываются ему бесплатно. Размер «потолка соплатежей» устанавливается государством ежегодно, при этом соплатежи за ребёнка в возрасте до 16 лет входят в соплатежи одного из родителей.

Пациенты с хроническими заболеваниями, которые являются налогоплательщиками, имеют также право на налоговый вычет, который позволяет ещё больше уменьшить размер соплатежей за лекарства и медицинское обслуживание.

Национальное страхование

Национальная система страхования обеспечивает получение широкого спектра медицинской помощи. Государственное страхование обеспечивает получение услуг врачей общей практики и узких специалистов, лечение в стационаре, полную медицинскую помощь беременным женщинам и детям до 7 лет, лекарственное обеспечение пациентов с хроническими заболеваниями, 100%-ную оплату больничного листа, оплату декретного отпуска в течение 42 недель, пенсию по инвалидности, санаторно-курортное лечение и ряд других услуг. Добровольное медицинское страхование в Норвегии спросом не пользуется, но платные медицинские услуги в стране есть: на условиях соплатежа для пациентов проводятся лабораторные анализы и радиологические исследования, оказываются физиотерапевтические и стоматологические услуги, а также долговременный уход за инвалидами и престарелыми гражданами.

Все жители Норвегии, которые являются гражданами страны, а также граждане Норвегии, работающие за границей, и иностранцы, работающие в стране по найму или проживающие на территории страны дольше года, должны иметь полис национального страхования. Отчисления на национальное страхование зависят от размера заработной платы и составляют 7,8% дохода для работников по найму, 11% дохода для самозанятого населения и 4,7% для пенсионеров. При ежемесячной зарплате свыше €5356 процент отчислений снижается. Работодатели также отчисляют взносы в Фонд национального страхования - в зависимости от региона и муниципалитета такие отчисления составляют от 0% до 14%.

Лекарственное обеспечение

Фармацевтический рынок Норвегии строго контролируется государственными органами. Все лекарственные средства подлежат обязательной регистрации в Норвежском медицинском агентстве. Лекарственные препараты разделяются на 4 группы: группа А - это наркотические средства, группа В - препараты, вызывающие привыкание или зависимость, группа С - другие рецептурные средства и группа F - препараты безрецептурного отпуска. Оптовая и розничная стоимость препаратов не регулируется, но Норвежское медицинское агентство устанавливает для каждого препарата максимально возможную розничную цену. В среднем розничные цены фармацевтических препаратов в Норвегии намного ниже, чем во многих других европейских странах.

По закону фармацевтические препараты могут продаваться только в аптеках. Все аптеки в стране частные. С 2001 года владеть аптекой может кто угодно, за исключением врачей и предприятий-производителей фармацевтической промышленности. Чтобы открыть аптеку, необходимо получить две лицензии: первая - разрешение на владение аптекой, вторая - разрешение на работу аптеки. Количество аптек и их расположение законодательно не регулируется. Аптечные сети в стране разрешены. НДС на фармацевтические препараты составляет 25%.

С 2001 года в Норвегии разрешили продажу генериков, что послужило толчком к развитию фармацевтического рынка. Теперь врачи при назначении оригинальных препаратов обязаны информировать пациентов о наличии генериков, если они есть.

Реимбурсация по-норвежски

В Норвегии реимбурсируются только препараты для лечения хронических заболеваний и для длительного (дольше 3 месяцев) лечения пациентов с определёнными диагнозами. Такие фармацевтические средства реимбурсируются на 62%. Препараты для лечения серьёзных инфекционных заболеваний (туберкулёз, сифилис, СПИД/ВИЧ) реимбурсируются на 100%. Если у оригинального препарата есть генерики, то реимбурсации подлежит только часть его стоимости, равная стоимости генерика: если пациент выбирает для лечения оригинальный препарат, то разницу между стоимостью оригинала и стоимостью генерика он должен оплачивать из собственных средств.

Цифры и факты

Средняя продолжительность жизни в Норвегии составляет 81,5 года.

Норвегия стала первой в мире страной, где тарифы на телемедицину были официально включены в бюджет здравоохранения.

В июне 2015 года власти Норвегии приняли закон, по которому дети, достигшие 7‑летнего возраста, могут сменить свой пол без согласия родителей, при этом никакого медицинского или психиатрического обследования не требуется.

В Норвегии создана система негосударственных учреждений для оказания помощи наркоманам, где любой желающий может бесплатно получить дозу наркотика, одежду и талон на бесплатное питание.

Насчет медицины в Норвегии можно спорить бесконечно. Те, кто говорит, что это идеальная, или, по крайней мере, приближенная к идеальной модели, медицина, могут с пеной у рта доказывать, что все рассказы об ужасных случаях — лишь пустой звон.

Те, кто испытал на себе ошибки, халатность, безразличие врачей будут рассказывать о вопиющих случаях, произошедших с ними. Медицина в Норвегии многих доводит до отчаяния и, к сожалению, нередко подрывает здоровье людей. Об этом часто пишут в газетах. Я много пишу об этом, как и в целом о моей жизни в Норвегии в своем инстаграм .

Мне очень не повезло с врачами в Норвегии. За 3 года я поменяла несколько терапевтов и обошла все возможные больницы (была частым гостем в скорой помощи). В скорую помощь нужно добираться самому, кроме случаев потери сознания. Даже если человек сломал ногу, он обязан сам приехать в больницу. Скорая не оборудована ничем, кроме простых приборов для анализов и кушетки. Меня часто выгоняли из отделения скорой с сильными болями и даже воспалением почек, потому что они мне не могли ничем помочь («у нас нет УЗИ», «доктор вас все равно не примет»), и я уходила домой больная, дожидаться понедельника, чтобы позвонить в регистратуру поликлиники и «заказать» время, которое я обычно получала через пару недель. Об этом я много рассказывала и даже вела репортажи из больницы на канале . По сути, если ты сильно болен, получить своевременную помощь — большая удача.

Почему так происходит?

  1. Врачи перегружены
  2. «Залечивать» нельзя
  3. Направления выписывать много нельзя (ибо бюджет не резиновый, а медицина в Норвегии обеспечивается государством)
  4. Слишком большая очередь не только к терапевтам, но и на обследования и запись к специалисту. Иногда люди операции ждут годами. У меня есть знакомые, которые ждут операцию по 2-3 года
  5. Частные клинике в Тромсе в основном занимаются пластической хирургией. На юге частная медицина развита больше.

Я уже начала привыкать к местной медицине и уже не воспринимаю в штыки выражения врачей и медсестер «отдохните, сходите в горы, выпейте парацет и ибукс в случае ухудшения» (такие рекомендации я получала и получаю постоянно). Жители Норвегии часто жалуются на халатность врачей и неадекватные их действия. В Норвегии создан специальный орган досудебного рассмотрения жалоб на причиненный вред здоровью в государственных медицинских учреждениях. На его сайте можно ознакомиться с перечнем претензий пациентов: отрезали здоровую ногу, не диагностировали рак, от инсульта по телефону советовали принять таблетку от головной боли. Я лично знаю людей, пострадавших от таких случаев.

Моя болезнь преследовала меня очень долго, в Норвегии меня не только не вылечили, но и загубили мое здоровье. Отказывали в лечении, в приеме, отмахивались, открыто говорили о том, что «понятия не имею как лечить твою болезнь» и прочее. Все это привело к нескольким воспалениям почек и сильному ухудшению моего здоровья. В итоге я поехала лечиться в Россию, в государственную больницу в Мурманске. Меня вылечили, я стала нормально жить. Только потом я узнала, что оказывается меня лечили по шаблону, не учитывая деталей, что приводило к постоянному ухудшению. Только один из десятка врачей прочитал мой журнал и спросил меня, почему я так долго болею и пытался найти решение моей проблемы. Все остальные делали как им предписывает бумага: антибиотик и домой. С острым пиелонефритом, в полуобморочном состоянии меня отправили домой, и я неделю не могла ходить, есть, пить. После этого я научилась защищать себя и требовать.

Мы ездили в Мурманск на Новый Год. Мой муж на обратном пути сильно заболел. Сказался перенесенный грипп и холодная машина. Мы приехали в 12 часов ночи домой и муж слег с 40-градусной температурой и непрекращающимся кашлем с обильной мокротой. Я дала ему парацет, и сразу же позвонила в скорую помощь. Трубку не брали 3 раза, я ждала 20 минут. Когда наконец трубку взяли, и я объяснила все симптомы, мне сказала медсестра: «если ты хочешь , ты можешь привезти мужа», то есть ответственность за здоровье мужа перекладывают на меня, несмотря на то, что я открыто прошу помощи.

Я везу мужа, в скорой у телефона — никого, медсестры где-то в закутке (трубку не брали 20 минут, видимо чаек пили). Его не проводят к доктору. Ему меряют температуру, и делают анализ крови, который показывает очень высокий CRP (воспаление). Валя сидит в полуобморочном состоянии, весь «горит» и я вижу, что ему хуже. Медсестра отказывается принять мужа . Она отправляет нас домой. Советует нам обратиться к терапевту на завтрашнее утро. Я, после 14-часовой поездки на машине, ночью, везу больного мужа с жаром, ознобом, домой, пытаюсь сбить температуру и не сплю целую ночь, звоню утром в поликлинику, мне говорят, что его врача нет, и что мы можем прийти, но не обещают оказать помощь . Я, готовая биться до конца, везу мужа в поликлинику.

Мы ждем полтора часа, мужа принимает терапевт. Не говорит ничего определенного. Берет анализ из носоглотки, слушает, говорит, что проверит CRP (анализ показывает критические цифры). Он выписывает рецепт. Мы едем в аптеку. Нам дают антибиотик, на котором написано «против воспаления легких». Я была в шоке. Я понимала, что с мужем беда, но когда прочла это на коробке с таблетками, мне стало дурно.

На третий день лечения ему стало лучше. На четвертый день мужу пришла смс (без возможности ответить) от врача, что анализ из носоглотки показал наличие парагриппа, и прием антибиотика ему нужно прекратить. Точка. Больше ничего. Я не врач, но я прекрасно знаю, что воспаление легких — смертельная болезнь, и ее нужно долечить, нельзя останавливать лечение ни в коем случае. Где объяснения, где логика, где адекватность действий?

Сейчас я понимаю, что нам повезло, что Вале выписали антибиотик. Он выздоравливает, на четвертый день ему стало значительно лучше.

Сколько историй я слышала о неадекватных действиях, халатности, ошибках врачей — не счесть. Я писала об этом в инстаграм. Все совершают ошибки, и везде есть врачебные ошибки. Но отношение — вот в чем заключается проблематика. Конечно, намного легче наплевать на пациента и написать ему короткую смс о прекращении приема антибиотиков посреди курса, чем спросить как он себя чувствует. За это ведь ему пациент не заплатит денег.