Лечение заикания у 4 летнего ребенка. Заикание у детей: причины, лечение, обследование ребенка

Проблемы, связанные с произношением и речью называются логоневрозом или заиканием. Это происходит при нарушении работы речевого аппарата, то есть возникают судороги. По этой причине изменяется плавность речи, темп, ритм, которые выражаются в непроизвольном повторении слогов или звуков. , о которых мы узнаем и разберем сегодня в этой статье.

Тревожные признаки

Узнать признаки заикания сможет любая мама, стоит лишь внимательней следить за речью ребенка. Об этой проблеме могут засвидетельствовать лишние и ненужные гласные звуки при произношении. Малышу сложно начать предложение или же в середине слова он замолкает.

Ребенок зацикливается, и по нескольку раз повторяет слоги и слова в начале разговора. Иногда происходят внезапные приступы немоты, которые продолжающиеся несколько часов или даже сутки. После восстановления речи малыш уже заикается.

Данная проблема может значительно усложнить дальнейшую жизнь ребенка. Логоневроз помешает полноценному общению со сверстниками, коллегами, сложно будет устроиться и в личной жизни. Поэтому не стоит отлагать дело в долгий ящик, надеясь на то, что само по себе пройдет. Эта болезнь не терпит отлагательства — реагировать нужно немедленно.

Причины детского заикания

Причиной заикания является ослабление центральной нервной системы, вызвать которое могут испуги, длительные нервные стрессы, инфекции. Резкие смены обстановок такие, как переезды, семейные проблемы, так же оказывают негативное влияние на нервную систему.

Зачастую болезнь развивается по причине ссор родителей, вечных скандалов в семье, нехватки внимания к ребенку с их стороны. Сильный испуг и жестокие методы воспитания, к которым относится не лишь порка, но и давление со стороны родителей, заставляющих выучить ребенка сложный текст за короткое время, вызывает у малыша сильный стресс, ослабляет и без того его хрупкие нервы.

Обессиленная нервная система больше не может держать под контролем мышцы речевого аппарата, начинают появляться судороги.

В результате, речь нарушается, становятся привычными постоянные повторения отдельных слов, слогов и звуков.

Для того чтобы помочь своему малышу возьмите во внимание несколько простых советов, которые облегчат его общение.

Во-первых, разговаривайте четко и плавно, чтобы ребенок легко разбирал ваши слова. Но и не переусердствуйте, не следует говорить по слогам или же нараспев.

Во-вторых, будет замечательно, если вы запишите его в музыкальный кружок – это поможет развить чувство ритма и правильное дыхание.

В-третьих, окружите ребенка языковой средой из детей четко выговаривающих слова. Речь ребенка начнет улучшаться сама по себе за счет подражания друзьям.

В общем, создайте вокруг ребенка спокойную, доброжелательную, домашнюю обстановку. Это поможет обеспечить эмоциональный комфорт. И только тогда лечение будет давать эффективные и быстрые результаты.

Теперь рассмотрим случаи, которые лишь усугубят ситуацию.

  • Телевизор – самый главный враг. Ведь впечатления и сопереживания героям просмотренных передач, возбудят и сильно утомят нервную систему.
  • Не стоит читать малышу книгу, не соответствующую его возрасту, особенно на ночь. Он должен спокойно заснуть, а не вспоминать о кикиморе в шкафу, из рассказов бабушки.
  • Не балуйте своих детей, так как каждый отказ будет сильно ударять по нервной системе.

Перечисленные выше пункты можно выразить следующим образом: берегите своего малыша от очень сильных впечатлений, не перегружайте его эмоционально.

Лечение логоневроза

  • Обращаться к специалисту необходимо сразу – при первых признаках заикания. Для лечения этой болезни существует специально разработанный комплекс процедур, проводящийся с участием профессиональных психотерапевтов и логопедов. Эта система лечения известна уже не малое время и по сей день остается актуальной и успешной.
  • Смысл этих процедур состоит в том, чтобы успокоить малыша и оградить от стрессов. Атмосфера спокойствия укрепит нервную систему. Только после этого происходит обсуждение ситуации и в некоторых случаях назначение успокаивающих препаратов.
  • Далее между ребенком и специалистом устанавливается контакт, в ходе которого идет убеждение в способности говорить без дефектов. Психотерапевт обязан проводить практические занятия, направленные на исправление речи, отмечать прогресс, хвалить ребенка за успехи. Все это мотивирует его двигаться дальше к собственному самосовершенствованию.
  • Затем в свои обязанности вступает логопед, который окончательно исправит речевые ошибки. Он поможет ребенку поставить правильное дыхание, научит произносить слова и звуки.

Детское заикание – причины и лечение , теперь знакомы и вам. Осталось помочь ребенку в этом не легком испытании. Окружите его теплом, заботой, любовью и процесс лечения пойдет намного быстрее и легче!

В период формирования детской речи могут возникать различные нарушения. Одним из таких нарушений речи является заикание (логоневроз). Чаще патология развивается в возрасте от 2 до 5 лет. Реже обнаруживается у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет). Обычно наблюдается у мальчиков. Заикание излечимо, главное своевременно обратиться за консультацией и лечением к неврологу, логопеду, психологу.

В статье рассмотрим, что может стать причиной логоневроза, его признаки, диагностика и какие способы лечения существуют.

Причины развития

Прежде чем бороться с заиканием, нужно понять, откуда оно взялось. Рассмотрим причины, которые могут вызвать логоневроз у ребенка:

Физиологические причины

  • поражение нервной системы новорожденного во время родов;
  • курение, алкоголь при беременности;
  • наследственность;
  • травма головного мозга;
  • болезни органов речи - носа, гортани, глотки;
  • заболевания (рахит);
  • переучивание левши на правшу.

Психологические причины

  • стрессы, депрессии;
  • смерть близкого родственника;
  • детские страхи (боязнь наказания, героев сказок, темноты);
  • обиды, ревность;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг грозы, собаки.

Социальные причины логоневроза:

  • чрезмерная строгость родителей;
  • повторение ребенком речи заикающегося члена семьи;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • недостаточное внимание родителей в период формирования речи малыша;
  • смена детского сада, школы, места жительства.

Другие факторы, провоцирующие заикание у детей:

  • частые скандалы в семье;
  • неудачи в школе;
  • чрезмерное употребление белковых продуктов питания (мясо, рыба, морепродукты, икра, яйца, молоко, кефир, йогурт, соя, бобовые, мучные изделия, орехи, семечки тыквы, морская капуста.);
  • нарушения эндокринной системы (увеличение щитовидной железы, раннее начало менструального цикла, ожирение , сахарный диабет, нарушение физического развития);
  • инфекционные заболевания.

Виды патологии

Различают заикание у детей по форме судорог, клиническим проявлениям и течению.

По форме судорог выделяют:

  • Клоническое - характеризуются несколькими кратковременными судорогами, следующие друг за другом и ведущие к непроизвольному повторению звуков, слогов.
  • Тоническое - характерно длительное, сильное сокращение мышц. В результате этого и наступает задержка речи.
  • Смешанная форма - сочетание двух вышеописанных видов.

По течению заикание классифицируется на постоянное, волнообразное, возвратное. В последнем случае, нарушение речи может исчезнуть, но затем появиться вновь.

По клиническим формам логоневроз делится на:

  • Невротическая форма развивается неожиданно в возрасте 2-5 лет. Эта форма заикания лучше поддается лечению, поскольку при ней не нарушаются мозговые структуры.
  • Неврозоподобная форма возникает в 3-4 года. Начинается постепенно и без видимых причин. Причины кроются в органическом поражении мозга, поэтому данный вид сложнее поддается лечению.

Признаки логоневроза

Врачи считают, что повторение какого-либо звука более двух раз является начальным признаком заикания. К примеру, ребенок может повторять не слова: «Дай, дай, дай мне воды», а произносить лишь звуки: «Д-д-дай мне воды».

Некоторые дети начинают заикаться в стрессовых ситуациях, в периоды волнения, во время диалога с незнакомым человеком. В остальных случаях они разговаривают обычно.

Диагностика заикания

Если есть подозрения, что ребенок заикается, то необходимо обратиться к педиатру, неврологу, логопеду, психологу. При диагностике заболевания большую роль играет анамнез ребенка, информация о том, как проходило и проходит его развитие, а также сведения о том, при каких обстоятельствах он начинает заикаться. Для выявления стадии болезни потребуется провести диагностику речи, в которую входят оценки темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если они есть, и определит, каким видом логоневроза страдает маленький пациент.

Для обнаружения патологий центральной нервной системы может понадобиться провести:

  • реоэнцефалография (исследование сосудов головного мозга);
  • Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Лечение логоневроза у детей

Благодаря прогрессу медицины логоневроз полностью поддается излечению. В первую очередь, нужно обратиться за помощью к врачам для установления причины данного нарушения речи и составления наилучшей программы лечения.

Занятия с логопедом

Логопедическое лечение заикания направлено на то, чтобы:

  • освободить речь заикающегося ребенка от напряжения;
  • устранить неправильность произношения;
  • воспитать четкую артикуляцию, а также ритмичную и выразительную речь.

На начальной стадии лечения ребенок выполняет задания вместе с логопедом, затем - самостоятельно практикуется в устной речи. Закреплять полученные навыки нужно в ежедневных разговорах с окружающими.

Дыхательные упражнения

Упражнения для дыхания позволят сделать голос ребенка естественнее и свободнее. Упражнения положительно скажутся на дыхательной системе в целом. Благодаря таким занятиям тренируется и развивается диафрагма, начиная непосредственно участвовать в процессе голосообразования. Кроме того, малыш учится дышать глубоко и делает голосовые связки подвижнее, благодаря чему они теснее смыкаются при разговоре. Дополнять дыхательные упражнения можно релаксацией.

Точечный массаж

При лечении детского заикания можно прибегать и к нетрадиционной медицине, только делать это с умом. Курс лечения точечным массажем нужно подбирать в зависимости от сложности случая. Во время массажа врач оказывает воздействие на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах.

Первые результаты лечения точечным массажем могут проявиться уже после одного сеанса. Массаж регенерирует нервную регуляцию речи, поэтому занятия должны быть регулярными.

Компьютерные программы

Существует немало компьютерных программ, которые ориентированы на синхронизацию слухового и речевого центра ребенка. Например, малыш произносит слова, а программа в это же время задерживает записанную речь на доли секунды. В результате, он слышит свой голос, но с задержкой, и старается подстроиться под него. В результате, речь становится более плавной. Кроме того, при помощи других программ можно генерировать различные ситуации и эмоции, возникающие при разговорах.

Медикаментозная терапия

Лечение при помощи медикаментов дает вспомогательный эффект. Врач назначает те препараты, которые нужно комбинировать с другими методами лечения. Например, ребенку могут быть прописаны медикаменты, блокирующие действие веществ, которые мешают стабильной работе нервных центров.. Кроме того, курс лечения может быть дополнен успокаивающими настоями.

  • Соблюдать распорядок дня. Детям в возрасте от 3 до 7 лет рекомендуется спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет - 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Смотреть телевизор перед сном не рекомендуется.
  • Создавать благоприятную психологическую обстановку. Не нужно постоянно делать замечания и одергивать малыша - это вредит его психике. Также нужно исключить ссоры между взрослыми в присутствии ребенка. Не стоит показывать ему, что вы беспокоитесь из-за его неправильной речи. Не торопите его при ответах на ваши вопросы и чаще хвалите.
  • Помогать ребенку в ежедневном общении. Он должен слышать от окружающих только правильную речь. Говорить нужно внятно и при этом ласково, ведь дети тут же подражают манере взрослых. Если у ребенка выраженное заикание, нужно общаться с ним нараспев. Не стоит заставлять его проговаривать трудные для него слова по несколько раз.
  • Укреплять общее состояние здоровья. Родители должны всеми возможными способами ослабить нервное напряжение ребенка, исключить его переутомление и нервирующие шумные «тусовки». Кроме того, рекомендуется закалять детский организм при помощи игр на улице, воздушных ванн, обтираний и т.д.

Если у ребенка выявили признаки логоневроза - не повод паниковать. Напротив, нервное состояние взрослых может передаться малышу и обострить ситуацию. Нужно поскорее обратиться к врачам, а затем тщательно выполнять все их предписания. Кроме того, дома нужно создать спокойную обстановку, которая поспособствует излечению. Помните, что ребенок должен поверить в то, что вылечится от заикания, а в этом, как нельзя лучше, помогут поддержка и доверие близких людей.

Просмотров: 2195 .

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Неправильная речь у ребенка – частая проблема, с которой сталкиваются родители дошколят и младших школьников. На этом этапе взросления речевой аппарат малыша еще только формируется, а потому исправить все недостатки значительно проще, чем у подростка. Заикание у детей обуславливается разными факторами, врожденным и приобретенным. Однако это решаемо, если вовремя заметить и принять меры. В обратном случае существует опасность, что проблема сохранится на всю жизнь.

Что собою представляет

Заикание у детей 3-5 лет – это речевой дефект, преимущественно обусловленный состоянием психики малыша. По-другому это заболевание называют логоневроз. Он представляет собою резкое сокращение органов артикуляции, сопровождающееся сбиванием ритма, заминками, задержками речи, повторами букв и слогов, прерывистостью. Наблюдается не столь часто, как другие дефекты речи – только в 2-4% случаев. Чаще заиканием страдают мальчики.

В таком возрасте малыш учится полноценно говорить, повторяет за окружающими отдельные звуки и слова, копирует чью-либо манеру речи. Важно в этот период родителям помочь маленькому человечку сформировать правильную речь.

Если пустить заболевание на самотек, со временем оно может пройти самостоятельно. Однако скорее продолжит присутствовать, создавая комплексы, мешая социализироваться. Заикание может также свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях.

Как проявляется

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

  1. Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине. Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).
  2. Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.
  3. Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения малыш может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

Малыш постарше, особенно если он постоянно общается с другими детьми, может замкнуться в себе. Хуже идет на контакт, нервничает при необходимости общаться с кем-то. Речь малыша становится сбивчивой в целом, тусклой, монотонной, без выражения и эмоциональной окраски. Поэтому избавляться от проблемы нужно чем раньше, тем лучше.

Часто родители путают заикание у ребенка 3 лет с естественными, физиологическими запинками. Они выражаются в паузах в речи малыша. Возникают потому, что он еще только учится говорить, и не всегда знает, как выразить словами то, что ему приходит в голову и как правильно оформить сложные словесные конструкции.

Чем шире будет словарный запас маленького человечка, тем быстрее он сможет избавиться от физиологических запинок. Важную роль в этом играют развивающие занятия, чтение, общение взрослых членов семьи с ребенком.

Как отличить такие естественные запинки от заикания? И при том, и при другом возникают паузы, запинки и повторы слов, слогов. Но при логоневрозе они происходят из-за судороги, а в остальных случаях – потому что малыш пытается подобрать нужное слово.

Отличить можно по месту расположения запинки. При заикании ребенок начинает запинаться на начале слова или при определенном сочетании букв. При физиологических заминках – в любом месте фразы, особенно при построении сложных словесных конструкций.

Кроме того, при попадании в непривычную обстановку или при взаимодействии с людьми у заик дефект речи проявляется особенно активно, а в остальном, наоборот, речь малыша становится ровной.

Ребенок, у которого все с речевым аппаратом в порядке, обычно не замечает заминок в своей речи и не придает им значения. Если же это логоневроз, даже совсем маленький ребенок сознает, что что-то не так, начинает нервничать и переживать.

Причины

Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.

Врожденное

Причины врожденного заикания у детей:

  1. Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
  2. Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
  3. Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
  4. Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.

Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.

Приобретенное

Причины приобретенного заикания у детей:

  1. Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
  2. Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
  3. Повышенные требования родителей.
  4. Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
  5. Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
  6. Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
  7. Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.

Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.

Разновидности

Помимо врожденного и приобретенного, существует несколько основных разновидностей заболевания:

  • патологическое – врожденное, обусловленное генетически;
  • невротическое – после травмы, стресса, серьезных переживаний, испуга и т.д.;
  • тоническое – разновидность с паузами в словах и с растягиванием гласных звуков;
  • клоническое – невозможность выговорить определенный звук или слог, частое их повторение;
  • комбинированное – сочетает в себе симптомы тонического и клонического;
  • стабильное – неизменное, независимое от обстоятельств заикание;
  • нестабильное – проявляющееся только в определенных ситуациях;
  • циклическое – при нем этапы заикания чередуются с периодами нормальной речи.

Эти разновидности могут сочетаться друг с другом. Например, когда сбои происходят в определенной обстановке, но циклично, чередуясь с периодами, когда все произносится легко.

Степени тяжести

Различается логоневроз и по степени тяжести. Выделяют три стадии:

  1. Легкая. Сбои в речи образуются лишь при стрессе, сильном волнении, в непривычной обстановке, при контакте с новыми людьми. В обычных условиях дефект практически не заметен.
  2. Средняя. Дефекты речи проявляются, если кроха даже немного начинает волноваться или перед ним возникают какие-то сложные для него задачи.
  3. Тяжелая. Малыш заикается постоянно, причем часто дефект речи совмещается с судорогами конечностей, лицевым тиком, покраснением.

Важно знать, что со временем логоневроз способен прогрессировать – если не предпринимать ничего для его лечения. Чем раньше родители обратятся с малышом к врачу, тем скорее и лучше будет оказана помощь. Риск усугубления и рецидива проблемы в этом случае минимален.

Диагностика

При проявлении признаков логоневроза стоит показать ребенка детскому неврологу или педиатру, который выпишет направление к неврологу. Специалист установит точные причины заболевания и наметит пути его коррекции.

Обычно для установки диагноза и причин достаточно осмотра ребенка, сбора анамнеза, опроса. Врач осуществит диагностику речи: оценит темп, дыхание, моторику, артикулярные судороги, голос и так далее.

Если есть подозрения на травму головного мозга, понадобится компьютерная томография. При затруднении установки причин – комплексное обследование малыша.

Комплексное обследование поможет выявить, возможно, скрытые проблемы в развитии и избежать рецидивов заболевания в дальнейшем. А также определит, как лечить заикание у ребенка.

Лечение

Постановкой диагноза и лечением на первых порах занимается детский невролог, в дальнейшем может понадобиться помощь логопеда и психолога (если проблема кроется в психологическом плане). Выбор способа лечения зависит от причин заикания и степени его тяжести, от медицинского заключения.

Медикаментозное лечение

Если заикание вызвано серьезными заболеваниями и травмами головного мозга, нарушениями в работе речевых центров, серьезными психическими травмами назначаются лекарственные препараты. Это транквилизаторы и противосудорожные средства. Такие лекарства принимаются только по назначению врача, отпускаются в аптеках по рецепту. Бесконтрольный их прием может причинить вред формирующемуся организму. В зависимости от тяжести заболевания и от индивидуальных особенностей организма, лечение может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

При незначительных психологических проблемах, стрессах, повышенной возбудимости малышу могут быть назначены препараты седативного характера, успокоительные, или, наоборот, повышающие концентрацию внимания, улучшающие мозговую деятельность.

Лечение заикания не бывает только медикаментозным или аппаратным. Оно назначается комплексно – в сочетании с занятиями с логопедом, дыхательной и речевой гимнастикой, работой с психологом. Важно также создать малышу благоприятную психологическую обстановку.

Аппаратное лечение

Осуществляется метод с помощью специальных компьютерных программ, которые корректируют работу слухового и речевого центров. Применяются такие программы для детей старше пяти лет, которые способны понять и выполнить данное компьютером задание.

Происходит это так: ребенок должен повторять за программой фразы, которые медленно и четко диктуются ему через наушники. Подстраиваясь под звучание фразы, ребенок учится говорить плавно, ритмично, четко выговаривая каждый звук. Общение с компьютерной программой сводит к минимуму волнение и нервозность малыша, его боязнь ошибиться.

Работа с логопедом

Неотъемлемое лечение заикания у детей – это работа с логопедом. Помимо занятий с малышом, специалист еще объяснит родителям принципы лечения и научит их выполнять с ребенком упражнения – чтобы заниматься с ним дома.

В основе логопедии при заикании лежат упражнения, направленные на нормализацию дыхания и темпа речи. Поскольку лечат малыша, то все занятия проводятся в игровой форме.

Для коррекции используются специальные песни, стихи, занятия ритмикой. Отличных результатов можно добиться, отдав ребенка на занятия пением, в том числе хоровым – это частая рекомендация логопеда. Пение – отличная зарядка для речевого аппарата, связки тренируются, напряжение и спазмы исчезают.

Важно, чтобы занятия были интересны крохе. В легкой, интересной игровой форме он сможет расслабиться, преодолеть психологические трудности.

Работа с психологом

Такое направление лечения необходимо, если заикание вызвано психологической травмой, стрессом, испугом, потерей близких людей и так далее. Либо, наоборот, заикание послужило причиной возникновения психологических проблем – замкнутости, стеснительности, трудностей в общении с другими людьми.

Даже взрослому человеку не всегда по силам справиться с грузом навалившихся на него проблем и переживаний, что уж говорить о маленьком человечке. Грамотный специалист поможет крохе избавиться от накопившегося негатива, от нервозности и стресса, вылечить душевные раны.

Массаж

Помимо занятий с логопедом, могут быть назначены сеансы массажа. Если речевой спазм вызван перенапряжением артикуляционного аппарата, то напряженными оказываются и щеки, шея, плечевой пояс, мимические лицевые мышцы.

Массаж в этих областях поможет снять напряжение мышц, расслабиться, улучшит кровообращение, снимет спазмы и нервное перенапряжение. Проводиться терапия должна специалистом, однако он может показать основные приемы и родителям.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика основана на нормализации ритма дыхания, расслаблении. Ребенок учится произносить слова на выдохе, целиком, без запинок. Формирование правильного дыхания способствует улучшению кровообращения организма в целом, снятию напряжения, улучшению речевых характеристик.

Часто для этого используется популярная гимнастика Стрельниковой, однако не стоит заниматься ею самостоятельно – например, по видео-урокам. Научить правильно делать упражнения и родителей, и малыша, должен физиотерапевт, а уже потом полученные навыки можно будет применять дома.

Неправильная техника дыхательной гимнастики может усугубить состояние малыша. Поднимется давление, появятся головные боли и головокружение, в результате чего он будет еще сильнее нервничать и не захочет заниматься дальше.

Гипноз

Гипноз применяется в редких случаях, если не удается определить (и, соответственно, устранить) причину приобретенного заикания, а ребенок не помнит, что нанесло ему психологическую травму или напугало.

Способ не применяется на маленьких детках, чаще всего начинать можно со среднего школьного возраста. Кроме того, ребенок может не поддаваться гипнозу.

Народные методы

Народные методы часто используются в дополнение к основным. Это фитотерапия с использованием седативных трав, если логоневроз вызван перевозбудимостью, нервным перенапряжением.

Расслабляющие травы (цвет ромашки, липы, пустырник, мята, мелисса и прочие) употребляются в виде успокоительных сборов или добавляются в ванночки. Однако в сочетании с медикаментами эти средства могут привести к излишней заторможенности. Поэтому перед их применением следует проконсультироваться с лечащим врачом. Именно он определит, как вылечить заикание у детей.

Чтобы помочь крохе избавиться от недуга и сопутствующих ему проблем, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Ребенок должен быть в курсе, что с ним происходит, но нельзя заострять на проблеме внимание. Особенно это важно, когда он начинает заикаться – если в этот момент начать подбадривать его, подсказывать слова, помогать, то будет еще хуже.
  2. Нужно внимательно слушать ребенка, чтобы с первого раза понять смысл им сказанного и не переспрашивать.
  3. Если заикание сочетается с другими дефектами речи, то их нужно лечить у логопеда одновременно.
  4. Во время упражнений нужно концентрировать внимание малыша на них. Не нужно, чтобы в это время в комнате работал телевизор, играла музыка или разговаривали другие люди.
  5. Занятия должны проходить в спокойной, комфортной обстановке, с удовольствием и интересом.
  6. Просмотр телевизора, компьютерные игры, пользование разнообразными гаджетами нужно ограничить.
  7. Полезной будет умеренная физическая активность – зарядка, плавание.
  8. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка занятиями в надежде как можно быстрее получить результат. Это, наоборот, усугубит ситуацию. Занятия должны чередоваться с отдыхом.

Важное условие выздоровления – благоприятная психологическая обстановка дома. Скандалы, ссоры домашних, напряженные отношения между родителями – все это оттянет момент выздоровления. Ради благополучия крохи его родители должны стать единой командой.

Многие родители не хотят отдавать ребенка с заиканием в группу детсада с отклонениями в речи. Считают, с обычными детьми он быстрее адаптируется и начнет нормально говорить. Но это не так. Маленькие детки, не страдающие никакими нарушениями, могут перенять манеру речи такого ребенка (псевдозаикание). А дети постарше могут подвергнуть отличающегося от них травле.

Профилактика

Профилактика заикания начинается с беременности. От ее протекания во многом зависит благополучие будущего члена семьи. После рождения ребенка важную роль играет психологическая атмосфера в семье, спокойствие, любовь. Однако не стоит чрезмерно баловать отпрыска.

Следует наладить определенный режим дня для крохи, в котором полезные занятия чередовались бы с отдыхом. Сон должен быть полноценным, необходимы также ежедневные прогулки и правильное питание, физическая нагрузка.

Следует избегать стрессов, травм – физических и психологических, переохлаждения, вирусных заболеваний. Все это поможет избежать не только косноязычия, но и многих других проблем со здоровьем малыша. Ведь лучшая профилактика всех болезней – это здоровый образ жизни и душевное равновесие.

Нашла статью в интернете, может кому будет полезная!!!

Курс малыша
или методика коррекции заикания у детей в возрасте 4-7 лет.

Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, позволили, как говориться, на себе испытать многие существующие официальные методы «лечения».

Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.

С детским заиканием я столкнулся опять, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детсада в «обычный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности….

Сын запинался примерно полтора года. Первый год я и жена не знали, что делать и запинки усиливались. По своему опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детском саду нам предложили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детсаду. Сын отлично повторил все слова за логопедом, но в обычной ситуации спазмы не прекращались. Зимой (в сентябре в школу) я решил применить данную методику, которую я разрабатывал изначально для взрослых- постепенно речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки становились всё реже и перед школой мы имели небольшие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, разговаривать по телефону. Затем их не стало вообще…

Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».

Сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести недостаточно развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивая речь.

Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.

Так же причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.

Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.

Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления самого себя и сына привели к отбору главных из них:

В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…

Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пускай не две недели, а за 4-6 месяцев, пускай даже год, значительно сократить запинки возможно. Полностью избавиться от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных принципов. Упустите момент - придётся «лечить» 5-10 и более лет.

Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться причиной заикания. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения!

Не отчаивайтесь, всё можно поправить! Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания! Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) - никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя»!!! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)

(Сделаю небольшое отступление: не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) родителей и далее по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это сказывается на поведении, эмоциональном характере. Следует просто разъяснить ситуацию и попросит полгода «спокойствия» ради ребёнка. Молитва и вера успокоят горячее сердце!)

Перейдём к похожему принципу.

Принцип 2. Ограждайте ребенка от других факторов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату...), и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.

В деревне незачем ребенку показывать бойню, а если муж охотник/рыбак, попросите его тушки разделывать не в присутствии ребёнка… Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания.

По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.

Мы разобрали внешние факторы испуга, следующую похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней следует тщательно поработать.

Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».

«Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить. Кто-то боится мышей.., хотя они вряд ли укусят… и так далее.
Их много, у каждого свои: остаться одному в комнате, ездить в лифте, страх темного помещения и прочее ….

Несколько раз ко мне обращались с вопросом «боязни собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, поэтому остановлюсь подробней как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»! Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен).

«Большая собака с огромной пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть.., я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя свою агрессию на невинное животное. Так думает и Ваш ребёнок. Как снизить агрессию у ребёнка, мы рассмотрели выше и ещё рассмотрим в дальнейшем.

Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а главное себе:

Видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет»)

Раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?

Я думаю, что ответив на эти вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой!

Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.

Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.

Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать… Если есть мобильны телефон, то звони родителям… И так далее.

Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так далее))

Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить дополнительным доказательством того, что вы любите малыша и заботитесь о нём. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА!

Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и доказательство этой любви. Это важный принцип, который я хочу осветить отдельно.

Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее… Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить. НО… ребёнок помнит так же и обиды… У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.

Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка.

Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив! Это поднимет самооценку ребёнка.

Теперь о практических действиях

Принцип 5. ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.

Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза…

Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди!

Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!)

Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее».

Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.

Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения!
Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново…

Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.

Почему мы должны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха. Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев!

Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.

Речь будет постепенно улучшаться, пусть это будет 1-2% в неделю. Сложно измерить эти проценты, но думаю, вы меня понимаете. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.

Принцип 6. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут".

Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.

Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки - все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ.

Начните анализ с себя, как Вы говорите?

Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

Принцип 7. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ.

Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.

Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!

Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов (1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)

Полезен так же аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.

Принцип 8. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах!

Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка. Добавьте время на собственные сборы и дополнительное время на выход из дома, на дорогу до остановки транспорта или парковки автомобиля. Добавьте время захода в садик. Общее расчётное время точно подскажет время подъёма и своё, и ребёнка!

Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам- в любых других случаях.

Хорошее упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неспешная ходьба, при которой вы вместе с ребёнком смотрите на верхушки деревьев (вверх). (Внимание: при переходе улицы соблюдайте осторожность!)

Принцип 9. Поведение воспитателей в детскому саду или нянь!

Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.

Обращайте внимание, чтобы этого не делали воспитатели в детском саду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как собственные проблемы «срывают» на детях..

Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского сада можно лично поговорить или прибегнуть к помощи заведующей.

Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!

Принцип 10. ХОРОШИЕ СЛОВА.

Детский возраст- это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. В эмоциональном плане (голос совести), может происходить торможение в произношении данных слов, возникают запинки, которые передаются и на обычные слова. «Сознание» тормозит действие «Физического тела». Грубость чужда «устройству» человека!

Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!

Принцип 11. Самооценка, воспитание уверенности!

Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА!!!

Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки… Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.

Мы перечисляли способы: совместный разбор «страхов», откровенный разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это всё поможет усилить чувство защищённости. Если вы ВМЕСТЕ, то сможете решить любую проблему, и эту проблему запинок!

Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.

Поддерживайте ребёнка и старайтесь не обращать внимания на мелкие запинки, главное постепенное улучшение речи!

Иногда родители предъявляют очень высокие требования к речи малыша, «судят по себе»- снизьте вашу планку притязаний, звуки постепенно исправятся. У вас будет длительный школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, так же ребёнок будет учиться у сверстников.

Принцип 12. Продукты, улучшающие речь.

Все проверенно на себе:

Льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб. Продаётся в аптеке и супермаркетах.

Некоторые дети его любят. Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, другие и, конечно, палтус. В любом виде: холодного копчения –самый вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»)

Творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса.

Кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток.

Квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата.

Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно.

Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение.

На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!

-
Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание - это НЕВРОЗ. Найдите причину невроза, необходимо понять волнения, тревоги, страхи ребенка. Проанализируйте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто «подавляет» психику, одним словом кого/чего он боится. Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно найдите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.

Теперь о логопедах.

Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно.

Хороший подход, когда логопед - воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.

Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит.

ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.

Вы должны почувствовать, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.

Помните, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыденной жизни: например, логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь - говорите медленно, а что-то случилось - повышаете голос, ускоряете темп речи- это не правильно!

Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!

Организм быстро в этом возрасте развивается и речь должна постепенно восстановится!

Специальные упражнения логопеда, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! Они могут наоборот акцентировать внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания.

Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если требуют обстоятельства, «запинки». Поверьте, он это страшное слово уже слышал не раз. Но, Вам он поверит больше!

Вселяйте ребенку уверенность. Например, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но надо еще тише и медленнее говорить.

Сейчас главные задачи - КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.

Главное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с развитием организма восстановится!

Здоровья Вам и Вашим детям!

Прошу написать Ваш опыт применения методики на мою почту: [email protected]

С уважением, Сергей Гордов

Р.S. Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий, перечисленных выше. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. На мой взгляд, у этой части детей просто не были созданы условия, не помогли вовремя.