Медико-социальная экспертиза. Юрист МОД "Движение против рака" Лариса Зверева подготовила памятку по формлению ивалидности для онкологических пациентов Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк

Нововведение Минтруда России, утвердившее новые классификации и критерии, в первую очередь должно успокоить пациентов бюро МСЭ - людей с ограниченными возможностями. Некоторые из них нередко высказывали недовольство и жаловались по поводу неправильности присвоенных им групп инвалидности, объясняя это субъективностью специалистов.

Ведь инвалидность вообще и ее группа, в частности, для наших людей имеют важное значение, так как дают определенные социальные гарантии государственной поддержки: , которые человек с ограниченными возможностями получает вместо отмененных десять лет назад натуральных льгот, а также возможность пользоваться , проездом и так далее.

Степени инвалидности определяют в процентах

До недавних пор специалисты при проведении медико-социальной экспертизы руководствовались разрозненными рекомендациями и инструкциями. Что в какой-то мере способствовало «разночтению» по поводу присвоения или отказа в установлении инвалидности, «занижения» группы и так далее. Чтобы исключить это, в конце прошлого года Министерство труда России разработало четкие, единые для всех регионов количественные показатели оценки степени выраженности нарушений функций организма человека (дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее) . Это дало возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

При этом нужно отметить, что существенной разницы в подходах при установлении инвалидности тогда и сегодня нет. Как и в предыдущем документе, в новом за основу берется степень выраженности нарушения функции вследствие заболевания, травмы или дефекта. Но только теперь уже - в процентах.

Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма:

I степень - дается при незначительных нарушениях функций организма в диапазоне от 10 до 30%;

II степень - при стойких умеренных нарушениях функций организма в диапазоне от 40 до 60%;

III степень - при выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень - при стойких значительно выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 90 до 100%.

Для того, чтобы опять же избежать субъективизма специалистов при определении количественной оценки в процентах, был издан соответствующий документ (приложение к классификации). В нем в процентах изложены клинико-функциональные характеристики стойких нарушений функций организма человека.

Еще несколько основных положений

Даже если в приложении не окажется какой-то определенной болезни, эксперты будут рассматривать общий подход к классу болезней.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма каждое из них оценят отдельно. А затем выберут максимально выраженное в процентах нарушение.

В случае, если будет установлен факт влияния других нарушений на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма, тогда его могут увеличить, но не более, чем на 10%.

Третья группа инвалидности назначается по-новому

Бюро МСЭ обратило также внимание на то, что для установления групп инвалидности классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии остались прежними, кроме III группы. Если раньше можно было получить III группу инвалидности, имея только одно ограничение жизнедеятельности первой степени, то теперь необходимы - два и более.

Условия и порядок установления инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из этих признаков не является условием, достаточным при признания лица инвалидом.

Признание лица инвалидом в соответствии с п.2 «Правил…» осуществляется при проведении медико-социальной исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием

На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 «Правил…» после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма.

В случае, если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно (п.19. «Правил….»).

Освидетельствование проводится по письменному заявлению гражданина (его законного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья и других документов, характеризующих социально-бытовой, образовательный, профессионально-трудовой статусы гражданина.

При наличии «Направления на МСЭ ()» гражданин (его законный представитель) заявление принимается и регистрируется в день представления направительных документов в бюро МСЭ.

Медико-социальная экспертиза может проводится заочно (по решению бюро), в стационаре (где гражданин находится на лечении), на дому .

На дому освидетельствование проводится в следующих случаях:
- Если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением ЛПУ.

При освидетельствовании специалисты бюро МСЭ знакомят гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания инвалидом, а также дают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

В соответствии с п.31 «Правил …» в случаях, требующих проведение необходимого дополнительного обследования, запроса необходимых сведений и других мероприятий составляется программа дополнительного обследования в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается после получения данных, предусмотренных этой программой. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от выполнения программы дополнительного обследования экспертное решение принимается на основании имеющихся данных.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе о признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.
Экспертное решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно. Но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья. Либо при осуществлении Главным бюро контроля за решением, принятым соответственно филиалом бюро.

Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:
не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания. Дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма согласно
не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в Перечне состояний);
при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанных выше;
при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ, подтвержденных данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.
Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

В случае признания инвалидом гражданину выдаются следующие документы:
1. Справка о группе инвалидности.
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.
3. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

Оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится пенсионирование, и в 3х-дневный срок направляется специалистами бюро МСЭ в пенсионирующую организацию.

В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаются:
1. Справка о результатах МСЭ произвольной формы (по просьбе гражданина - в противном случае решение объявляется в устной форме).
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

02 февраля 2016 года вступил в юридическую силу Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее - Приказ Минтруда № 1024н), утвердивший новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Также напомним, что в июле 2016 года на основании Приказа Минтруда России от 05.07.2016 № 346н были внесены изменения в Приказ № 1024н.

При этом, в связи с изданием Приказа Минтруда № 1024н утратили силу классификации и критерии, которые были утверждены Приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н (далее - Приказ Минтруда № 664н) и применялись всего чуть более года (с 23.12.2014 по 01.02.2016). А еще ранее, классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, были установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н (далее - Приказ Минздравсоцразвития № 1013н), который был признан недействительным на основании Приказа Минтруда № 664н.

Сегодняшняя публикация Факультета Медицинского Права посвящена анализу изменений, которым подверглись классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан с 2009 года и по настоящее время.

Медико-социальная экспертиза представляет собой процедуру по признанию лица инвалидом и определению в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181-ФЗ)).

Инвалидом, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 181-ФЗ признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Постановление Правительства № 95)).

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Медико-социальная экспертиза проводится с целью установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно абз. 2 ст. 7 ФЗ № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (в настоящее время, названные классификации и критерии утверждены Приказом Минтруда № 1024н).

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 181-ФЗ субъектами, осуществляющими медико-социальную экспертизу и устанавливающим гражданину инвалидность, могут являться исключительно федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, включающие в себя:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Главное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (являются филиалами главных бюро).

Обращаем внимание на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 медико - социальная экспертиза является лицензируемым видом деятельности.

Направление на медико-социальную экспертизу может быть выдано следующими субъектами (п. 15 Постановления Правительства № 95):

  • Медицинской организацией (независимо от ее организационно-правовой формы)
    Направление выдается по форме № 088/у-06, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 № 77;
  • Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение
  • Органом социальной защиты населения
    Направление выдается по форме, утвержденной Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2006 № 874;

Медицинская организация, в частности, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на медико-социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. В случае отказа гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, медицинская организация обязана выдать ему справку, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах самостоятельно.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ), а в случае обжалования гражданином решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования - в главном бюро медико-социальной экспертизы. Федеральным же бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Кроме того, установлено, что медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро (п. 20-24 Постановления Правительства № 95).

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства № 95 медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (так же в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (п. 28 Постановления Правительства № 95).

Обязательным является ведение протокола при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, а по результатам медико-социальной экспертизы должен быть составлен акт (по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.04.2015 № 228н), который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 26 и 29 Постановления Правительства № 95).

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро, а выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Так же гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации, а гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, необходимы для определения основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии же, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

В настоящее время, согласно Приказу Минтруда № 1024н классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, включают в себя следующие разделы:

  • Критерий для установления инвалидности;

Отметим, что классификации и критерии, утвержденные и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н и Приказом Минтруда № 664н, состояли из тех же разделов, за исключением одного - критерий для установления инвалидности в названных актах отсутствовал .

Обращаем внимание на то, что введение критерия для установления инвалидности стало одним из важнейших изменений, вступивших в силу на основании Приказа Минтруда № 1024н.

Следует учитывать, что в п. 8 Приказа Минтруда № 1024н с 09 августа 2016 года критерий для установления инвалидности принят в зависимости от возраста.

Так, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Ниже будут представлены различия в остальных разделах классификаций и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые действуют сейчас и действовали ранее (на основании Приказа Минздравсоцразвития № 1013н и Приказа Минтруда № 664н).

В данном разделе представлены 2 классификации:

  1. Виды стойких расстройств функций организма человека
  2. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека

Отметим, что действующие классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека практически идентичны тем, которые были утверждены Приказом Минтруда № 664н, однако имеют некоторые различия с классификациями, установленными Приказом Минздравсоцразвития № 1013н. Информация об этом представлена в .

Действующие нормы, связанные с определением степени выраженности стойких расстройств функций организма человека так же совпадают с нормами Приказа Минтруда № 664н и при этом, значительно отличаются от норм Приказа Минздравсоцразвития № 1013н.

Это связано с тем, что в соответствии с Приказами Минтруда № 1024н и № 664н степень выраженности стойких нарушений функций организма человека оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 % в соответствии с количественной системой оценки (действующая количественная система оценки установлена в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н), в то время как по Приказу Минздравсоцразвития № 1013н степень выраженности нарушений функций организма определялась лишь при комплексной оценке различных показателей без установления определенного диапазона, соответствующего количественной системе оценки (поскольку впервые количественная система оценки была введена лишь Приказом Минтруда № 664н). Информация и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека представлена в .

Отметим, что в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н установлено, что при наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

Подобное положение отсутствовало в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н.

При этом, обращаем внимание на то, что Приказом Минтруда № 1024н введена новая норма о том, что если Приложением к Приказу № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами 3-6 п. 4 Приказа № 1024н , исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

Основные категории жизнедеятельности совпадают как в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н, так и в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н и являются следующими:

  • Способность к самообслуживанию;
  • Способность к самостоятельному передвижению;
  • Способность к ориентации;
  • Способность к общению;
  • Способность контролировать свое поведение;
  • Способность к обучению;
  • Способность к трудовой деятельности.

В отношении каждой из названных категорий выделяются 3 степени выраженности ограничений, которые так же практически полностью совпадают во всех трех названных приказах (за исключением категории по способности к обучению, отличающейся в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н).

Отметим, что степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека .

Существенным изменениям подверглись нормы о критериях для установления групп инвалидности . При этом, отметим, что действующие критерии отличаются от критериев установления групп инвалидности, которые были определены как Приказом Минтруда № 664н, так и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н.

Так, в настоящее время, в связи с введением в Приказ Минтруда № 1024н критерия для установления инвалидности, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н.

Кроме того, согласно Приказу № 1024н при установлении группы инвалидности степень выраженности стойких нарушений функций организма должна учитываться в процентных значениях (в определенном диапазоне). Сравнительная информация по критериям установления групп инвалидности представлена в .

На основании количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (далее - Количественная система оценки), установленной в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н, определяется степень выраженности стойких нарушений функций организма человека.

В соответствии с Приложением к Приказу Минтруда № 1024н Количественна система оценки представляет собой таблицу, в которой установлена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных теми или иными болезнями с учетом клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Таблица по количественной системе оценки включает в себя такие подразделы, как:

  • Классы болезней (по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (далее -МКБ-10));
  • Блоки болезней (по МКБ-10);
  • Наименования болезней, травм или дефектов и их последствия;
  • Рубрика МКБ-10 (код);
  • Клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • Количественная оценка (%).

Напомним, что впервые Количественная система оценки была установлена Приказом Минтруда № 664н (в качестве Приложения), однако в настоящее время применению подлежит Количественная система оценки, утвержденная Приказом Минтруда № 1024н.

Следует обратить внимание на то, что некоторые положения новой Количественной системы оценки отличаются от предыдущей, установленной Приказом Минтруда № 664н.

В частности, Приложение к Приказу Минтруда № 1024н было дополнено такими заболеваниями и дефектами, встречающимися у детей, как инсулинзавизимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, расщелина губы и нёба (заячья губа и волчья пасть), фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте. Также более подробно изложены нарушения функций, обусловленные такими заболеваниями, встречающимися у детей как муковисцидоз, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца, костно-мышечной системы (врождённый вывих бедра, косолапость и т.д), ЦНС (в том числе и гидроцефалия), хроническая почечная недостаточность.

Подводя итог проведенного в настоящей статье правового исследования считаем необходимым выделить следующие основные изменения, произошедшие с классификациями и критериями , используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на основании применяемого в настоящее время Приказа Минтруда № 1024н :

  • впервые введены критерии установления инвалидности (отдельно установлен критерий для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше и отдельно - в возрасте до 18 лет);
  • введена норма о том, что если Приложением к Приказу Минтруда № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы самостоятельно (в соответствии с абз. 3-6 п. 4 Приказа Минтруда № 1024н, исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса);
  • изменены критерии для установления групп инвалидности (новые критерии применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н и предусматривают необходимость учета степени выраженности стойких нарушений функций организма в процентных значениях (в определенном диапазоне) при определении группы инвалидности);
  • количественна система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами скорректирована и дополнена заболеваниями, отсутствующими в Приказе Минтруда № 664н.

При этом, как и в предыдущих нормативных правовых актах, Приказом Минтруда № 1024н сохранено 6 основных групп видов стойких расстройств функций организма человека. Также сохранены 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека и алгоритм оценивания степени выраженности таких нарушений в процентах (в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%).

В заключение полагаем важным также сообщить о том, что по мнению некоторых экспертов необходимость утверждения новых классификаций и критериев , используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, возникла в связи с тем, что предыдущие критерии , применяемые на основании Приказа Минтруда № 664н вызывали на практике многочисленные жалобы и проблемы . Оказалось, что многие тяжелобольные люди, в первую очередь - дети (например, больные сахарным диабетом), не могли быть признаны инвалидами, и не получали соответствующих возможностей лечения и реабилитации. Также производились массовые «снятия» граждан с инвалидности.

В частности, А. Кушаков и Линь Нгуен (сотрудники Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива») сообщают следующее: «В свое время приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н внес изменения в концепцию установления инвалидности, обозначив переход от медико-социальной модели установления инвалидности к исключительно медицинской. Этот подход имел свои положительные и отрицательные стороны. Так проведение медико-социальной экспертизы, например, у детей было осложнено серьезным отличием заболеваний у взрослых и детей. Надо понимать, что некоторые заболевания легче переносятся взрослыми, но всерьез влияют на нормальное развитие ребенка, а часть из них вообще у взрослых не встречается. Выяснилось также, что в документе не учтены некоторые виды заболеваний (сахарный диабет, муковисцидоз). К тому же изменение подхода в определении инвалидности привело к тому, что в ходе переосвидетельствования не все люди с инвалидностью остались в этом статусе. Это часто вызывало недовольство.».

Отметим, что мнения относительно того, на сколько новый Приказ Минтруда № 1024 исправил недостатки, существующие в предыдущих нормативных правовых актов, и упростил процедуру получения гражданином инвалидности разнятся.

Так, по мнению М. Топилина (Министра труда и социальной защиты РФ) Приказом Минтруда № 1024н «конкретизированы подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям, уточнены формулировки, что позволит исключить их неодинаковое толкование в различных регионах».

В пользу позиция о том, что новый приказ Минтруда позволит исключить субъективный фактор при проведении медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности и решит проблемы, существовавшие при действии Приказа Минтруда № 664н приводятся также доводы о том, что в Приказ Минтруда № 1024н включено множество отсутствовавших ранее заболеваний (а некоторые заболевания уточнены), а также сделана детальная проработка формулировок клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Однако, несмотря на то, что Приказ Минтруда № 1024 действительно устранил некоторые проблемы, возникшие в период действия Приказа Минтруда № 664н, в профессиональном сообществе существуют опасения, что новый приказ Минтруда будет, к сожалению, способствовать внедрению субъективного подхода при осуществлении медико-социальной экспертизы.

Такие опасения связаны с тем , в первую очередь, что по болезням, травмам или дефектам и их последствиям, в отношении которых не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении должна устанавливаться сотрудником службы медико-социальной экспертизы.

Кроме того, существуют и иные проблемы, связанные с получением инвалидности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Приказом Минтруда № 1024.

К одной из таких проблем относится то, что в связи с введением общего критерия для установления инвалидности (согласно которому критерием для установления инвалидности лицам в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты) инвалидность не может быть установлена вообще (независимо от болезни), если, например, ограничена одна способность 1 степени .

Таким образом, на основании изложенного выше, полагаем, что введение в действие Приказа Минтруда № 1024н является положительным шагом к развитию нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с институтом признания лица инвалидом, но, при этом, новые классификации и критерии используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, содержат ряд недостатков (как и предыдущие), которые приводят к увеличению риска «субъективизма» при решении вопроса о признании лица инвалидом, а также к усложнению процедуры такого признания.

Это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких – есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую» группу.

До сих пор специалисты МСЭ руководствовались разрозненными документами для оценки степени нарушений в организме, а также собственными воззрениями на тот или иной случай. С нового года действуют новые стандарты медико-социальной экспертизы, единые для всех регионов Российской Федерации.

Новый приказ Министерства труда и социальной защиты «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выпущен для того, чтобы сделать процедуру более понятной, объективной, и он устанавливает более четкие количественные показатели оценки степени нарушений в организме человека.

В приказе №664н выделены четыре степени стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями или последствиями травм.

При I степени у человека наблюдаются стойкие незначительные нарушения функций в диапазоне 10–30% (при таких нарушениях присвоение пациенту группы инвалидности не предусмотрено). При II степени – стойкие умеренные нарушения в диапазоне 40–60%. При III степени – стойкие выраженные нарушения в диапазоне 70–80%. При IV степени – стойкие значительно выраженные нарушения функций в диапазоне 90–100%.

Также в этом документе оговаривается и степень ограничения жизнедеятельности пациента по нескольким категориям – учитывается его способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и обучаться, контролировать свое поведение и работать. Именно по этим двум критериям – степени нарушений функций организма и степени ограничений в жизнедеятельности – пациенту будет присваиваться группа инвалидности.

Приказ Министерства труда о МСЭ комментирует руководитель консультативно-правового отдела Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Ольга Безбородова :

– С точки зрения юриспруденции мало что изменилось. По-прежнему весь механизм оформления инвалидности регламентируется Министерством труда и порядком, который утверждается правительством Российской Федерации. Министерство труда разрабатывает методические материалы.

Что касается содержания, то да, сделана попытка ввести более объективные медицинские критерии, по которым человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Хотя сама форма прохождения медико-социальной экспертизы не претерпела изменения.

Но есть определенные проблемы. Например, если человеку по ИПР полагается техническое средство реабилитации, помогающее ему передвигаться, то 1-ю группу он уже не получит. Если говорить о неврологии, то чтобы человеку теперь дали 1-ю группу, он должен просто лежать да еще сотрясаться в эпилептических приступах. То есть, если эпилептических припадков нет, то дадут уже 2-ю группу.

Интересно, люди, которые эти правила разрабатывают, представляют себе, каково существовать человеку с диплегией при той социальной поддержке, которая по этим новым правилам ему предоставляется? Введено множество дополнительных критериев: например, при сердечной недостаточности инвалидность дают теперь в зависимости от того, насколько нарушено кровообращение.

Недавно ко мне приходила женщина, у ребенка которой была 1-я группа инвалидности, а теперь ему поставили 2-ю. Одна из причин – ребенок адаптирован в своей комнате. Но ведь что это значит? Это значит, что ребенок адаптирован только в своей комнате – то есть, простите, когда ему нужно в туалет, он уже не адаптирован. Но МСЭ уже посчитала его адаптированным. Но так можно сказать и про лежачего, что он на своей кровати адаптирован – притом, что у него могут быть нарушены связи с внешним миром.

Собственно, все подробности изложены в приложении к приказу №664н, которое называется «Классификация критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В этом приложении к новому приказу очень много привязок к конкретным заболеваниям. Раньше этого не было. Но что делать людям, которые некоторые функции утратили, но точный диагноз врачи им установить не могут? Еще подробно расписана вся клиническая симптоматика. И человек должен все это очень хорошо выучить, чтобы знать, какой диагноз ему должны поставить врачи для получения им той или иной группы инвалидности.

Да, такая привязка к диагнозам – это попытка придать решениям МСЭ более объективный характер. До сих пор слишком многое зависело от субъективного решения тех или иных людей в комиссии. Но в тексте есть ряд фраз, которые не могут указывать на объективные параметры. Например, «адекватно проводимое лечение». Для одного врача адекватен один метод лечения, для другого – другой. Было бы еще понятно, если бы присутствовала фраза «согласно принятым медицинским стандартам». Или еще пример: словосочетание «частично адаптирован». Частично – это насколько? «Умеренное нарушение функций кровообращения» – где прописано, что это значит? Нет здесь четких критериев. Их и не может быть – ведь у каждого человека это все очень индивидуально.

Итак, попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но в результате все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии. То есть с юридической точки зрения не произошло усиления правовой позиции человека, претендующего на инвалидность.

При изучении приложения к приказу бросается в глаза то, что степень подробности рассмотрения каждой группы заболеваний зависит от того, насколько в каждом конкретном случае были задействованы в работе над документом профильные специалисты. Например, пульмонологи поработали на совесть и защитили своих клиентов. А вот врожденные генетические заболевания практически обойдены в приложении стороной. Что это может значить? Что если то или иное заболевание не прописано в этом приложении, то человеку, им страдающему, могут вообще не дать инвалидность.

И вот что интересно: указано, что одна из причин, по которой человека могут признать инвалидом – алкогольная этиология. То есть человек может добровольно и планомерно годами доводить себя до этого состояния, и ему еще и инвалидность дадут – 2-я группа ему обеспечена. Такой акцент именно на алкоголизме – тоже новшество. Непонятно, почему выделяется именно эта группа людей – ведь если человек уже утратил какую-то функцию организма, не так важно, из-за чего это произошло – из-за чрезмерного употребления алкоголя или в результате автомобильной аварии.

– Какие, на ваш взгляд, недостатки у нынешней формы прохождения МСЭ?
– Во-первых, очень низкий уровень профессионализма – профессионалы, которые любят свою работу, не идут работать в эти бюро.

Во-вторых, то, что гражданин остается один на один с комиссией, то есть попадает в стрессовую ситуацию.

В-третьих, когда гражданин собирается на комиссию, ему никто толком не говорит, какие документы нужно принести с собой. На самом деле, можно представить на рассмотрение комиссии любые документы, какие человеку кажутся важными для получения инвалидности, а не только то, что написал врач в поликлинике.

И еще мало кто знает, что человек имеет право на дополнительное прохождение специалистов – ведь в комиссии специалиста определенного профиля может и не быть. Например, на комиссию приходит человек с генетическим заболеванием, а в составе комиссии генетика нет. Но как можно в данном случае что-то решать без генетика?

В-четвертых, комиссия делает выводы, в том числе, и в зависимости от количества обращений гражданина в медицинские учреждения. Но ведь и очень тяжелый инвалид может обращаться туда редко.

Судебная практика в сфере обжалования решений МСЭ на сегодняшний день крайне бедна, потому что очень мало независимых экспертов, имеющих право на выдачу соответствующих заключений. В Санкт-Петербурге лично я знаю одного такого специалиста – врача-генетика. Причем соответствующую лицензию ему выдали в Нижнем Новгороде. То есть решение МСЭ нам предлагают оспаривать, передав дело другому составу специалистов из той же самой системы. Но отсутствие альтернативы – это нонсенс.

– Как вам кажется, в каком направлении должно двигаться законотворчество в вопросах, касающихся инвалидов?
– Если стоит задача улучшить качество жизни инвалидов, то надо обеспечить их нормой права, при которой они могут быть спокойны за необходимую им социальную поддержку. Вот это нужно делать на законодательном уровне. И нужно, чтобы медицина и социальная защита работали вместе. А пока что в результате появления нового приказа Министерства труда снижается уровень инвалидизации. Соответственно, меньше бюджетных средств тратится на меры социальной поддержки населения.

Причина и группа инвалидности устанавливаются по результатам МСЭ инвалида. Причина и группа инвалидности отражаются в справке об инвалидности, которая выдается на руки инвалиду.
Нарушения функций организма человека многочисленны и включают в себя нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти и др.); нарушения языковых и речевых функций; нарушения зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения двигательных функций отдельных частей тела, координации движений); нарушения отдельных функций организма; нарушения, обусловленные физическим уродством, и другие.
Специалисты бюро МСЭ руководствуются разъяснением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17) (далее - Разъяснение Минтруда РФ «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»).
Причины инвалидности могут иметь следующие формулировки:
1) общее заболевание. Такая формулировка является самой распространенной и применяется, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в Разъяснении Минтруда РФ «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»;
2) инвалид с детства. Определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид»;
3) профессиональное заболевание. Определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений) как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности. Основанием, как правило, является акт о случае профессионального заболевания;
4) трудовое увечье. Определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, и устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы;
5) военная травма. Определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Определяется бывшим военнослужащим, к которым относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях пограничной службы РФ, во Внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Войсках гражданской обороны, органах Федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
Получение увечья или заболевания в период прохождения военной службы подтверждается военно-медицинскими документами, такими как свидетельство о болезни или справка военно-врачебной комиссии.
В случае определения инвалидности гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности вследствие увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных в период прохождения военных сборов, причину инвалидности федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
При отсутствии подтверждающих военно-медицинских документов причина инвалидности определяется формулировкой «общее заболевание» и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов;
6) заболевание получено в период военной службы. Определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Инвалидность, наступившая у бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, в течение трех месяцев со дня увольнения из армии, рассматривается как наступившая в период военной службы, кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью;
7) заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения военного комиссариата, если заболевание, поставленное комиссариатом в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности;
8) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Определяется бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения военного комиссариата, если заболевание, поставленное комиссариатом в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военным комиссариатом;
9) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС или полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Устанавливается участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения либо выехавшим в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
10) заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк». Определяется гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Подтверждающим документом является удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации;
11) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Производственном объединении «Маяк». Определяется бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы. Подтверждается удостоверением и заключением межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
12) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий. Устанавливается лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, которые связаны с любыми видами ядерных установок;
13) заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Определяется гражданам из подразделений особого риска, таким как непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В справке об инвалидности указывается только одна причина инвалидности, а если у гражданина одновременно имеются два или три основания для определения причины инвалидности, то по выбору инвалида либо его законного представителя выбирается и указывается та, наличие которой гарантирует гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты. Так, подростку, не достигшему 18 лет, получившему трудовое увечье, можно выбрать или категорию «ребенок-инвалид», или категорию «трудовое увечье».
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Группы инвалидности устанавливаются с использованием классификаций, которые определяют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами; и критериев, которые определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № ІОІЗн «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Стойкие нарушения функций организма человека имеют несколько степеней выраженности: 1-я степень - незначительные нарушения, 2-я степень - умеренные нарушения, 3-я степень - выраженные нарушения, 4-я степень - значительно выраженные нарушения.
При классификации основных категорий жизнедеятельности человека учитывается то, что к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
- способность к самообслуживанию;
- способность к самостоятельному передвижению;
- способность к ориентации;
- способность к общению;
- способность контролировать свое поведение;
- способность к обучению;
- способность к трудовой деятельности.
В частности, способность к трудовой деятельности имеет три степени выраженности:
- 1-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
- 2-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
- 3-я степень - способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность)
ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
К сожалению, какие-либо методические материалы о том, как производить оценку показателей способностей, отсутствуют.
Оценка показателей способностей производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков экспертов, экспертной и врачебной практики.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.
В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).
Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок- инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:
1) не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению к Правилам признания лица инвалидом;
2) не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к Правилам признания лица инвалидом);
3) не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.
Установление группы инвалидности без указания сРока переосвидетельствования (категории «ребенок- инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории ребенок-инвалид») по указанным выше под пунктами 1 и 2 основаниям при отсутствии положительных резуль. татов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направленна на медико-социальную экспертизу, выданном гражда. нину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно (в случае отказа в направлении на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения), группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему реабилитационных мероприятий.