Метафорические карты – что это такое, как работать с ассоциативными картами? Классификация учебных карт. Техника работы с открытыми картами «Визитка»

Врач-психотерапевт, сертифицированный тренер, арт-терапевт, специалист по телесно-ориентированной психотерапии и психотерапевтической кинезиологии, член Ассоциации профессиональных кинезиологовэАвтор программы по психотерапевтической работе с лишним весом и пищевым поведением. Ведущий обучающих программ и семинаров. Практикующий психотерапевт (частная практика) - индивидуальное консультирование и групповая работа.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – сравнительно новый, но от этого не менее действенный инструмент в руках грамотного психолога, психотерапевта. Существует множество наборов различных карт, и их количество постоянно увеличивается. В чем их сходства и отличия, каковы терапевтические возможности, особенности использования в работе, каким образом с ними вообще работать, каким клиентам и когда предлагать, что можно ожидать в результате работы – все это мы будем изучать, пробовать и исследовать на семинарах программы.

Метафорические ассоциативные карты (проективные, терапевтические карты) – это наборы фотографий, рисунков, картинок, подобранные таким образом, что неизменно вызывают у каждого из нас внутренний эмоциональный отклик, то или иное ощущение, воспоминание, ассоциацию. Карты позволяют обращаться к себе, к своему внутреннему миру, учиться слышать, узнавать и познавать себя; помогают увидеть, что мешает нам стоить отношения с собой и окружающим миром; искать и находить выход из травматических переживаний, жизненных ситуаций, помогать себе и принимать себя и мир все более целостно. Выступая неким посредником-переводчиком между человеком и его внутренним миром, карты позволяют снизить или обойти сопротивление в психотерапевтической работе, развивают творческое видение и глубинную креативность.

Программа построена таким образом, что независимо от уровня подготовки и опыта, позволяет каждому участнику знакомиться с МАК, методами и способами работы с ними, их терапевтическими возможностями в том режиме, который ему подходит. У каждого участника будет возможность побывать и в позиции клиента, и в позиции терапевта, и в позиции супервизора (наблюдателя). Это позволяет специалисту получать «объемное» представление и более глубинное понимание внутренних процессов и переживаний, происходящих у клиента, и более осознанно вести и сопровождать психотерапевтический процесс, помогая клиенту.

Цель программы:

  • Познакомить участников с возможностями, способами, техниками и особенностями использования Метафорических ассоциативных карт в режиме глубинной психотерапевтической работы.
  • Научить грамотному и безопасному построению терапевтического процесса; видению, слышанию и осознаванию того, что происходит с клиентом – и возможности эффективно, качественно и ответственно вести терапевтическую работу.

Для кого программа предназначена: для специалистов - психологов, психотерапевтов, консультантов; для представителей смежных профессий; для студентов психологических вузов, а также для всех, кто интересуется психологией, саморазвитием и личностным ростом.

Программа семинаров

Работа с Метафорическими ассоциативными картами(МАК) в психологическом консультировании и психотерапии


МАК. ОСНОВЫ РАБОТЫ

16.02 с 10-00 до 17-30

Выступая неким посредником между человеком и его внутренним миром, Метафорические карты позволяют снизить или обойти сопротивление в психотерапевтической работе, вывести на уровень осознания глубинные переживания; развивают творческое видение и глубинную креативность. Посредством работы с метафорическими картами специалист помогает клиентам развивать осознание себя, обнаруживать устойчивые паттерны поведения и защитные механизмы, прорабатывать и отреагировать заблокированные эмоции, исследовать возможности изменений, которые приведут к более адаптивному функционированию.

Цель

Познакомить участников с Метафорическими ассоциативными картами, их возможностями в работе психолога, психотерапевта, консультанта в групповом и индивидуальном режиме; показать основной алгоритм работы с картами в сессии; дать возможность исследовать особенности процесса, запускаемого использованием карт, отработать на практике полученные навыки

Программа

    Метафорические карты (МАК) - краткая история их появления и использования в психотерапии

    Виды МАК, особенности наборов и их психотерапевтические возможности

    Алгоритм ведения и структура сессии с использованием МАК

    Показания, противопоказания и техника безопасности при работе с МАК

    Знакомство с отдельными наборами карт – индивидуальная (демонстрация и отработка в парах) и групповая работа

Техники

    «Давайте познакомимся»

    «Знакомство с проблемой в трех картах»

  • «Что я хочу»

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ВЫЯВЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПРОСА С ПОМОЩЬЮ КАРТ

29.09 с 10-00 до 17-30

Как правило, клиенты приходят на прием к психологу, психотерапевту с жалобами - на жизнь, на работу, на семью. Задача специалиста – помочь трансформировать жалобы и поток переживаний пришедшего человека в запрос. Запрос - это то, что структурирует процесс психотерапии и делает возможным целенаправленное движение к поиску выхода из проблемных ситуаций, искаженных представлений о себе, нескладывающихся отношений и т.п. Формирование запроса - основной момент в работе психолога, психотерапевта, консультанта. Работа, ведение клиента без запроса - в лучшем случае, дело бесполезное, в худшем - вредное. На семинаре мы будем знакомиться с тем, как можно использовать метафорические карты в формировании запроса.

Цели

Показать важность постоянной работы с запросом клиента, роль терапевта в этом процессе

Обозначить формы и виды работы с запросом

Познакомить и отработать на практике техники формирования запроса с помощью МАК

Программа

    Что такое запрос, чем он отличается от жалобы

    Как с помощью МАК перейти от жалобы к формированию запроса

    Понятие «линия движения по запросу», виды запросов и работа с ними

    Технические приемы, которые помогают формированию запроса

    Отработка упражнений

Техники для формирования запроса

    Что меня тревожит?

    Мостик

    Карта помощи

Метафорические ассоциативные карты. Работа с чувством вины

29.06 с 10-00 до 17-30 стоимость 3500 рублей

Чувство вины знакомо каждому человеку, и неразрывно связано с темой ошибок и ответственности. Зачастую взрослые используют чувство вины для управления и манипуляцией ребенком, даже не отдавая себе в этом отчета – и в результате ребенок вырастает с ощущением собственной «виноватости» и несоответствия, со страхом и ожиданием наказания за любое свое действие/бездействие. Работа с темой вины в психотерапии имеет свою специфику; знание видов вины и особенностей работы с ними позволяет строить терапевтическую гипотезу и более эффективно вести процесс

Цель семинара: познакомить участников и отработать на практике (в групповом и индивидуальном режиме) техники и приемы использования Метафоричеких карт в работе с чувством вины

Программа

  • Понятие «ВИНА» в психотерапии
  • Виды вины, механизмы возникновения и действия на человека
  • Показания к работе с темой вины
  • Техники работы с виной посредством Метафорических карт
  • Практическая отработка техник (демонстрация, работа в группе и индивидуально)

Упражнения

  • Знакомство с виной
  • Работа с виной
  • Моя поддержка

Метафорические ассоциативные карты. Работа с травмой

18.05 с 10-00 до 17-30

Работа с психологической травмой является неотъемлемой частью психотерапевтического процесса, ведь не существует человека, который не переживал бы в своей жизни психотравмирующих ситуаций различной степени тяжести. Важно знать и чувствовать специфику работы с травмой, видеть ее симптомы и уметь бережно и экологично проводить к лиента по этапам отработки травмирующего материала к выходу из травмы и исцелению.

Цель семинара: познакомить и отработать на практике приемы использования Метафорических карт в психотерапии травмы

Программа

  • Понятие «психологическая травма», виды травм и механизм их воздействия на человека
  • Отличия в работе с острой и застарелой психологической травмой
  • Профилактика проф. выгорания психотерапевта при работе с травмой
  • Возможности использования Метафорических карт
  • Отработка технических приемов по работе с травмой с помощью МАК (демонстрационная работа и работа в групповом и индивидуальном режиме)

Упражнения

  • Состояние. Контакт с собой
  • От чего к чему
  • Карта помощи

РАБОТА С СИМВОЛИКОЙ и МЕТАФОРОЙ ДЕРЕВА В ПСИХОТЕРАПИИ


12.05-13.05 СБ-ВСК С 10-00 до 18-30 стоимость 6000 руб

ДЕРЕВО - один из универсальных символов человечества, присутствует в культуре и мифологии практически каждого народа. В первую очередь, дерево означает жизнь. Но, как и каждый символ, дерево имеет множество значений. Корни дерева, уходящие в землю, символизируют земную жизнь, а ветви, тянущиеся в небо – связь с нашим «высшим Я». В зависимости от состояния дерева (старое-молодое, цветущее-обнаженное и т.д.), меняется и значение символа. Образ и метафора дерева используются в разных направлениях психотерапии – в психосинтезе, в символотерапии, в телесно-ориентированной терапии, в арттерапии и др. Символ дерева позволяет погружаться в глубинное бессознательное и обращаться к различным тематикам – от рождения до смерти, к поиску выхода из тяжелой ситуации, к вопросам саморазвития и реализации. Работа с символикой дерева учит настраиваться на себя, слышать и регулировать внутренние ритмы и циклы, «возвращаться к природе». Сама растительная символика, работа с образами различных деревьев вызывают интерес как у взрослых, так и у детей и помогают обойти сопротивление в работе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Познакомить со значением символики деревьев на архетипическом и культуральном уровне

    Изучить психотерапевтические возможности работы с символом и метафорой дерева с различными категориями клиентов

    исследовать личностное значение символики дерева с помощью различных техник (работа с метафорическими картами, кельтским древесным алфавитом, фотографиями; с пластилином);

    Соприкоснуться с глубинными переживаниями, возникающими при работе с символом и использовать их для расшифровки значения символа в настоящий момент

    На практике отработать технические приемы работы в групповом и индивидуальном формате

ПРОГРАММА

    История использования символики деревьев

    Дерево как символ жизни

    Части дерева как отдельные символы

    Этапы и уровни работы с символами

    Варианты работы с символикой дерева

    Основные архетипы деревьев

    Преимущества работы со сложными клиентами и с психосоматическими проявлениями

    Формы сопротивления

    Практическая отработка предложенных техник

ТЕХНИКИ

    Я как дерево

    Внутренний ритм

    Моя природа

    Корни дерева

    Время года

    Знак исцеления

На семинаре потребуются следующие материалы

    Пастель масляная

    Гуашь

    Пластилин

    Кисточка, баночка для воды

  • Повязка на глаза

Метафорические карты в психотерапевтической работе

РАБОТА С ТЕМОЙ ЗАВИСТИ

16.06 с 10-00 до 17-00 стоимость 3500 руб

Разрешите представить-ЗАВИСТЬ

  • одна из 10 заповедей
  • входит в число 7 смертных грехов
  • ее невозможно утолить
  • под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги
  • ее история насчитывает многие тысячелетия
  • идеальное орудие для отравления своей жизни и окружающих

На семинаре будут рассмотрены возможности работы МАК с этой непростой темой.

Цель семинара

Познакомить участников с возможностями работы с темой зависти с помощью метафорических карт, дать возможность на практике исследовать запускаемый при работе с тематикой зависти процесс переживания подавленной агрессии, боли, страха и никчемности и обучить мягкой бережной работе по продвижению к самоценности, уникальности, глубинному ресурсу и потенциалу

Программа

    Зависть. Понятие, определение и смысл зависти

    Истоки зависти, глубинные причины возникновения

    Зависть и психосоматика

    Зависть как проявление блокировки/запрета на собственные желания

    Возможность работы с завистью как с «направляющей» к истинным желаниям и потенциалу

    Понятие «мягкой» работы, правила и техника безопасности

    Требования к специалисту (готовность работать со страхом, болью, агрессией)

    Особенности сопротивления при работе с тематикой зависти

Техники

    Мягкая работа

    История зависти

    Работа с ресурсом зависти


РАСПИСАНИЕ 2018-2019

Дата время

семинар

ведущий

17.08- 19.08

пт. вск. с 10-00 до 19-15
сб. с 18-00 до 21-15

Основные правила супервизии.
Арт-терапия.
Выходцева В.Н. 9000

с 10-00 до 19-15

Работа с пластилином и глиной. Телесная метафора

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с запросом

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

Работа с психосоматикой. Основные принципы и техники

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа с конструктом «Я и Мир»

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа с темой желаний

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Глина и пластилин. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

МАК. Работа со сказкой

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Психотерапевтическая работа

с картами Таро

Антипова А.М.

с 10-00 до 18-30

Работа с мандалой в арттерапии

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с символами

Антипова А.М.

3500

с 10-00 до 17-30

МАК. Основы работы

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-30

МАК. Работа с темой отношений

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

Антипова А.М.

с 10-00 до 17-00

Форма записи на семинар

В чём уникальность метафорических карт?

Психодиагностические карты (метафорические карты) - это новый метод изучения и коррекции личности. Плюс считывание информации из пространства

Дают реальную картину событий на данный момент жизни
Дают ответ: Что делать?
Любая тема клиента становится очевидной за один сеанс!
Предсказывают будущее
Дают веру в светлое будущее
​Карты — это язык бессознательного, посредник между материальным миром и Высшим подсознанием

Для кого?

Для специалистов, работающих с людьми: психологов, коучей, воспитателей, тренеров, медиков, целителей… Также курс полезен для проработки личных профессиональных «затыков».

Для простых людей (непрофессионалов в области коррекции личности): кто хочет проработать свой внутренний мир: узнать причины болезней, неудач, конфликтов, страхов, неуверенности… перевести эти проблемы в задачи и решить их. После курса вы станете для своих близких и родных домашним врачом и психологом!

Чем тренинг уникален?

На тренинге вы освоите два метода работы по Метафорическим картам:

1. стандартный, по средствам обычных метафорических карт;

2. работа с электронными картами по интернету (на удалёнке)!

КРОМЕ СТОИМОСТИ ТРЕНИГА НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ на приобретение программ и прочее!!!

  • Для специалиста — эта методика — НАХОДКА , она окупится за НЕСКОЛЬКО сеансов работы!
  • Для человека-обывателя – БЕЗГРАНИЧНЫЙ ДИАЛОГ СО СВОИМ ПОДСОЗНАНИЕМ и ВСЕЛЕННОЙ

Новый метод работы с клиентом расширит ваши возможности!

На тренинге вы получите:

Кроме обычного метода работы с клиентом, методику диагностики через электронные карты в интернете.
Базовый набор электронных карт — восемь калод: 4 шт. Персона и 4шт. Внутренний мир. В том числе карты для работы с детьми.
Освоите метод составления своих колод под разные запросы.
Базовые методики диагностики под разные запросы клиента (программу смотри ниже).
Стандартные вопросы к сеансу с картами.
Мастер-классы с тренером. Вы можете проработать свой запрос с Полиной Суховой.
Рекомендации к методике проведения сеанса диагностики клиента.

Программа тренинга

1 день

Знакомство с картами. Теория. Рекомендации оператору.

Этапы сеанса
Самоидентифекация. Поиск своей уникальности и

предназначения

Налаживание связи со своим глубинным «Я» и

ангелом-хранителем через карты

Сложные отношения и конфликты личности

Мастер-класс с участником тренинга и отработка

техники группой

2 день

Перепрошивка негативных программ и ограничивающих установок

Работа со страхами и фобий всех видов

Низкая самооценка и неуверенность

Сложный жизненный выбор

Работа с целями

Заглядывание в будущее

Мастер-класс с участником тренинга.

Как происходит обучение?

1. Всего 2 дня.

Время обучения: с 11.00 до 18.00

2. Выдаются бесплатно все нужные материалы для

работы: карты, электроннные карты, ручки, блокноты.

3. Участники тренинга отрабатывают друг с другом

техники и упражнения после моего мастер-класса

с одним участником.

4. Ведётся запись тренинга, выдаётся безоплатно, позже, в свободное время, можно просмотреть и отработать материал.

Пример работы с картами

Выдаются сертификаты об обучении!

Стоимость двухдневного тренинга — 6500р.

Для студентов онлайн-курса МАК Полины Суховой вход 500р. за один день

(стоимость аренды помещения)

СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ [email protected]

ОЛЬГА СОРОКИНА

*Помощь в подборе жилья!


Автор и ведущая тренинга

Полина Сухова, эксперт по метафорическим картам, парапсихолог, гипнолог, астролог.

«Мой талант сжимать информацию и делать из неё сухой остаток и в этом виде преподносить людям, именно поэтому за короткий срок вы получите качественный и эффективный ящик с инструментами для работы с любым запросом клиента. А также проработаете свои внутренние блоки, страхи, конфликты личности. Вы будете чувствовать себя «Монстром» знаний для посвящённых!

Моё состояние Души на ДАННЫЙ этап времени дошло до такой ступени Развития, что всё, что со мной происходит — любой опыт — это всё — успех. А раньше было — чёрная и белая полоса, потом перешло в успех и опыт, а теперь — т только успех.

В моей душе полная гармония и согласованность с окружающим миром. Это потрясающее чувство свободы и радости, если я достигла такого внутреннего состояния Души, то могу показать дорогу вам к этому оазису. Ваш выбор остаётся за вами — идти по той дороге, что я покажу, или двигаться к совершенству своим путём. Рано или поздно мы встретимся на одной вершине:)».

Приглашайте на онлайн-курс своих друзей и знакомых

За каждого приведённого человека Вы получите НАЛИЧНЫМИ 20% от стоимости тренинга.

!Чем больше друзей, тем меньше Ваша стоимость!

Географическая карта - это изображение земной поверхности в уменьшенном виде на плоскости, содержащее координатную сетку с условными знаками. Географическая карта представляет собой математически определенный способ отображения поверхности Земли в виде пространственной модели. На ней могут демонстрироваться состояния, отношения и диспозиции различных природных и общественных явлений, а также их развитие во времени.

Географическая карта, предназначенная для обучения в качестве наглядного пособия или материала для самостоятельной работы, называется учебной географической картой. Учебные карты различают:

  • - по тематике - топографические и тематические;
  • - назначению - для общеобразовательных и профессиональных учебных заведений (обычно издаваемые в виде серий);
  • - технике использования - настенные (демонстрационные для коллективного обозрения) и настольные (отдельные, приложенные к учебнику или сброшюрованные с ним, для индивидуального использования) .

Содержание учебных карт, их нагрузка и способы исполнения согласованы с соответствующими учебными программами. Чем меньше возраст школьников, тем проще карта, больше ее генерализованность и выше наглядность. Среди учебных школьных карт преобладают мелкомасштабные карты мира, полушарий, материков, стран, своего региона. К учебным относят также одноцветные контурные карты, предназначенные для выполнения географических упражнений. Имеющие общий замысел карты могут объединяться в атлас. Атлас как систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе, имеет определенное назначение и отличается особенностями использования.

Карта наряду с учебником является важнейшим и обязательным средством обучения географии. По выражению Баранского, «карта есть “альфа” и “омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается» . Географическую карту, отражающую «великое многообразие фактов, предметов и явлений, наполняющих собой любое земное пространство, не могут заменить никакие другие способы изображения, а тем более никакое, хотя бы самое подробное, описание» .

Географическая карта обладает очень важными учебно-воспитательными функциями :

Карта выступает основой, на которую накладываются все географические знания. Следовательно, карта развивает географическое мышление, образное восприятие пространства, раскрывает ассоциативный характер объективного мира;

географическая карта позволяет ощутить природную реальность и социальную картину изучаемой действительности. Поэтому карта имеет неограниченные возможности для широкого применения в практической жизни. Она дает возможность моделирования явлений, недоступных непосредственному наблюдению, скрытых в толщах материковых и океанических вод, в недрах земли или происходящих в атмосфере;

Карта является средством воспитания. Она идентифицирует уникальные и феноменальные свойства вмещающего пространства, развивает чувства ответственности, патриотизма и гражданственности.

Указанные обстоятельства сделали карту «наиболее эффективным средством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии... Карта есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и гораздо более доступный восприятию учащихся, нежели текст» . Таким образом, карта является незаменимым средством обучения географии.

Дидактическое значение карты имеет тройственный характер: она служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых явлениях. Все три функциональных уровня взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как не зная карты невозможно использовать ее как средство наглядности и в качестве источника знаний.

Исходным элементом картографической подготовки являются знания о самой карге. Они предусматривают изучение способов отображения земной поверхности на плоскости, об измерительных возможностях проекций, особенностях экспликации содержания в зависимости от типологии карт. Знания о карте необходимы школьникам в течение всех последующих лет изучения географии. Только уяснив сущность и специфику карт, учащиеся могут успешно использовать их как средство наглядности и как источник новой информации.

Карта - важнейшее средство наглядности в обучении географии. Восприятие карты формирует пространственные представления о местоположении и метрике изучаемых объектов. На этой основе в дальнейшем возникает образ географического пространства. Для того чтобы учащиеся смогли воссоздавать по карте географическую действительность, необходимо научить их читать карту. «Чтение карты» нельзя отождествлять с воспроизведением написанных на ней названий тех или иных объектов. Сущность чтения карты заключается в понимании смысла картографических обозначений. Цвет, линии, значки, слова, цифры и другая символика на карте говорят о скрывающейся за ними реальности. Следовательно, чтение карты означает умение анализировать содержание и комбинации условных обозначений и представлять географическое пространство в реальных контурах и действительном структурном состоянии. Чтение карты может быть простым (элементарным), сложным (суммативным) и творческим (ассоциативным) в зависимости от уровня подготовки учащихся и решаемых педагогических задач. Таким образом, чтение карты - это соединение знаков картографической азбуки в слова и выражения, с помощью которых происходит «оживление» географического пространства, его мысленное наполнение красочными картинами природы, сложными узорами человеческой практики, потенциальной энергией и разнообразным движением.

Главным направлением работы с географической картой является использование ее в качестве источника знаний. К разряду знаний, извлекаемых из карт, относятся многочисленные метрические характеристики геопространственных объектов, географическая фактура и номенклатура, причинно-следственные связи и закономерности, наконец, географические феномены .

Характер работы с картой существенно изменяется в зависимости от того, используется она как средство наглядности или как источник знаний. В первом случае карта через представления трансформируется в образы, во втором - подвергается тщательному анализу, результатом которого становятся новые теоретические или эмпирические знания. Таким образом, в зависимости от целеполагапия при работе с картой могут доминировать конкретно-образные или абстрактно-логические формы географического мышления.

В процессе использования географической карты как источника знаний исключительно важную роль играет их сопоставление и наложение. При сопоставлении каждая карта «поставляет» соответствующую, специфическую для ее содержания информацию, а их наложение (синтез) позволяет получить более глубокие выводные знания и модельные представления. Следовательно, успешная работа с картой требует умения не только читать, но также понимать карту. Понимание карты - это толкование географических отношений объектов и явлений, зафиксированных на ней, посредством умозаключений, опирающихся на предметные и метапредмет- ные знания. Понимание карты является высшей формой картографической подготовки, которая достигается путем длительных усилий и упражнений. В результате понимания карты достигается ее познание. Тем самым значение географической карты в процессе обучения заключается в ее предметной и дидактической цикличности и всеобщности.

Картографическая деятельность в современной методике обучения географии характеризуется тремя уровнями:

  • - первый является пропедевтическим (подготовительным), когда учащиеся, опираясь на простейшие знания и жизненный опыт, овладевают элементарным чтением плана и генерализированных карг. Свойства объектов познаются способом визуализации;
  • - на втором уровне школьники учатся соотносить имеющиеся у них географические знания и представления с картой, воссоздавать пространственные представления о размещении и взаимном расположении объектов, составлять простейшие характеристики местности и отдельных объектов. На этом уровне карта используется главным образом как средство наглядности;
  • - третий уровень включает понимание карты, умение пользоваться ею как источником знаний, активно применяя накопленный учебно-теоретический багаж. Учащиеся на этом уровне должны свободно ориентироваться в картографической информации, владеть методом сопоставления и наложения карт, составлять развернутые характеристики различных геопространственных сегментов.

Обучение школьников работе с географической картой требует использования различных вспомогательных картографических средств обучения. Первичные картографические представления формируются посредством глобуса - трехмерной модели Земли. В отличие от карты, на глобусе нет искажений и разрывов, на нем правильно, с одинаковым уменьшением переданы очертания, размеры и взаимное расположение земных объектов. Поэтому он удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. Глобус незаменим при формировании понятия о градусной сетке карты как ее математической основе. Он существенно облегчает отработку умений определять географические координаты.

В понимании географической карты и приобретении умений пользоваться ею значительную помощь школьникам оказывают также контурные карты. Они способствуют восприятию и закреплению картографической символики, представлений, развитию наблюдательности, внимания, активизации географического мышления. На основе контурных карт составляются картограммы, демонстрирующие интенсивность тех или иных географических явлений, картодиаграммы, отображающие суммарные различия явлений, и картосхемы, содержащие определенный аспект объективного познания.

В обучении географии широко используют и другие виды картографических произведений и технологий - профили, рельефные (объемные) карты, карты-анаморфозы, цифровые и электронные карты, космические снимки земной поверхности и г.д.

В целом обученность школьника работе с географической картой определяется тремя признаками: способностью читать, понимать и знать карту. Для достижения указанной степени обученности необходимо добиться следующих картографических умений :

  • - при изучении блока «География Земли» - умений ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты и самостоятельно двигаться по азимуту, определять географические координаты, читать по карте рельеф; умений оценивать отдельные компоненты природы Земли, анализировать, сравнивать и объяснять их значение;
  • - при изучении блока «География России» - умений использовать полученные знания при оценке пространства страны, составлять характеристики ее природно-территориальных комплексов;
  • - при изучении блока «География мира» - умений читать и анализировать политические и социально-экономические карты, устанавливать связи природно-социального свойства, составлять комплексные глобальные, региональные и страноведческие географические характеристики.

При работе с географической картой используются разнообразные приемы, дифференцированное (простое, сложное или творческое) чтение, путешествия по карте, картографические диктанты, самостоятельные работы, изучение номенклатуры и др. Необходимо при этом соблюдать постоянное сочетание практических и умственных действий.

  • Перечень обязательных учебных картографических пособий коллективного пользования для общеобразовательных организаций Российской Федерации представлен в приложении 4.
  • Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990. С. 218-219.
  • Буданов В. П. Карта в преподавании географии. М., 1948. С. 3.
  • Баранский II. II. Указ. соч. С. 222, 296.
  • Географическая феноменология - это осознанный опыт воплощения пространственной реальности и возможности, представленный уникальными сущностными атрибутами(подробнее см.: Сухоруков В. Д. Когнитивные уровни географии // География в школе. 2015.№ 1. С. 36-44).

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
  • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.