Молитва святому луке крымскому. Кто такой Святитель Лука и за что его почитают

Сын Божий, Бог-Слово по своей безмерной любви сошел на землю, принял на себя человеческую плоть, дабы спасти заблудшего человека. Он взял на себя всю человеческую боль и его грехи. На земле он учил людей, исцелял их, помогал им в нуждах и умер за них. После своего Воскресения Господь заповедал Своим ученикам проповедовать Евангелие всей твари – просвещать, крестить и исцелять. И апостолы «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Евангелие от Марка, 16-20).

Святые Апостолы чудотворят не своей силой и совсем не для того, чтобы произвести впечатление или приобрести себе славу и известность, как это делают все колдуны и обольщенные. Апостолы единственной целью своей имеют Славу Божию и спасение людей.

В деяниях подтверждаются слова Христа: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Евангелие от Иоанна, 14-12).

Это обещание Христа не могло относиться только к апостольским временам. Христос не прекращает творить Свои чудеса и сегодня в Церкви через святых. И в наши дни Он не перестал проявлять Свою любовь. И если святые, по меткому выражению , «есть Христос – проникающий сквозь века», то тогда совершенно неудивительно, что, совершая чудеса, святые исцеляют людей, и тем самым продолжают дело Иисуса Христа.

Святой Лука является одним из звеньев той длинной цепи, которая берет свое начало в апостольские времена. Он любил Христа и людей. Он служил образу Божиему – человеку, и в особенности – страждущему, служил с невероятной любовью и самоотверженностью. Святой Лука считал больных величайшим делом, которое есть подражание самому Христу.

Архимандрит Нектарий (Антонопулос)

В одной из своих проповедей он проясняет свое понимание этого вопроса. И мы ясно понимаем те мотивы, которые подвигли его посвятить себя медицинской науке. Не денег и славы ради, не ради других каких-то целей, а дабы послужить, облегчить, исцелить страждущего человека.

Святой Лука говорил: «…Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Господь послал Своих учеников не только проповедовать, но и исцелять больных? Если Господь считал лечение болезней таким важным делом, что ставил его в один ряд с проповедью Евангельской, тогда это означает для нас, что это и есть одно из важнейших дел человека. Он ведь не сказал: «Проповедуйте Евангелие и научите людей, как им устроить свою социальную жизнь».

Он абсолютно нигде об этом не говорит. Но он дает апостолам заповедь лечить больных. Почему так? Потому что Господь Наш Иисус Христос и сам исцелял людей, демонов изгонял, мертвых воскрешал и ученикам дал заповедь лечить больных. Ибо болезни есть самая большая боль и самая большая проблема человечества.

Есть множество болезней, страшных недугов, которые мучают человека, разрушают его жизнь и приводят его к отчаянию. Но Господь человеколюбец и благ и от нас он требует, чтобы мы были милостивыми и творили дела любви. И первое дело милосердия – это и есть исцеление больных. Таким способом мы показываем свое сострадание и нашу любовь к несчастным собратьям своим, которые страждут».

На наше счастье, в операционную в этот день приехал заведующий ортопедической клиникой господин Г.П. и взял на себя всю ответственность за принятие решения и проведения операции. Именно этот хирург отменил решение об ампутации и, как нам сообщили позже, буквально бился за то, чтобы сохранить ноги ребенку и отстаивал свою позицию вопреки мнению всех остальных врачей. В результате левую ногу мальчику сохранили полностью, а на правой ампутировали только пятку.

После операции целый месяц наш сын находился в реанимации в Афинской детской больнице имени Аглаи Кирьяку. Многие врачи, участвовавшие в консилиумах, сомневались, что ноги в будущем удастся сохранить. Опасались разных инфекций и осложнений. Началась серия пластических операций в детской клинике «Святая София». Все врачи в один голос утверждали: ноги ребенку оставили, но одна из них двигаться никогда не будет, на ней не осталось ни сосудов, ни нервных волокон, ни кожи. Эта нога останется навсегда безжизненной.

26 ноября 2005 года наш сын впервые упомянул имя своего, как он сказал, друга, какого-то Луки. Этот друг, по словам ребенка, будил его после наркоза и говорил: «Константин, проснись и иди к маме». Это повторялось, по словам нашего сына, после каждой операции. Мы думали, что речь идет о каком-то конкретном враче, работающем в этой больнице. Стали спрашивать. Нам ответили, что врача с таким именем в больнице нет. И вот, после очередной операции Константин сказал нам совершенно конкретно: «Сегодня я видел Святого Луку». Мы спросили пластического хирурга г-на Н.П., что означают эти слова. Доктор с улыбкой достал из кармана своего халата иконку с изображением Святого Луки и сказал: «Вот про кого вам говорит все время Константин. Этот святой действительно является во время самых сложных операций, наподобие той, что была у вашего сына».

Надо заметить, что об этом святом мы раньше ничего не знали. По совету нашего доктора мы прочитали книгу о святителе Луке Крымском. Увидев у меня в руках книгу о Святом Луке, Константин показал на одну из фотографий и сказал: «Вот, мама, видишь, это и есть мой друг».

Чудесные явления Святого Луки продолжались. Был праздник Торжества Православия. Нога нашего мальчика начала уже действовать, и он мог даже шевелить пальцами. Врачи, видя процесс восстановления, только руками разводили и говорили: «Да, у Константина есть свой святой».

Святой Лука являлся нашему ребенку несколько раз прямо в операционной (мальчику было сделано в общей сложности более 30 операций разной степени сложности). 27 марта святой в операционной появился в своем архиерейском облачении, поверх которого был наброшен медицинский халат, и сказал: «Константин, ты молись, а я постараюсь тебя вылечить».

Психологи, работавшие в больнице, старались ободрить Константина и говорили ему, что все лечение закончится хорошо, только в будущем он не сможет на велосипеде кататься, как все остальные дети. Однако Константин, выписавшись из больницы, не только прекрасно стал ходить и бегать, но успешно освоил велосипед! Полное восстановление подвижности ног – это истинное чудо!

Мы очень быстро забыли свою скорбь и все свои переживания. Но что значат наши переживания в сравнении с той великой благодатью Божьей, столь щедро излившейся на нас по молитвам Святого Луки.

М.Т., г. Ливадья».

3. «Я пришел тебя прооперировать»

«15 января 2006 года днем совершенно неожиданно у меня сильно заболело правое ухо. Один мой знакомый, очень почитающий Святого Луку, дал мне книгу с его житием. Первое, что пришло мне в голову, это попросить святого мне помочь, в душе я верила, что это великий святой. Я положила в ухо кусочек ватки, помазала ухо маслом от лампадки, сверху приложила иконку Святого Луки и завязала голову платком.

С моей родственницей матушкой А. мы стали думать, идти ли мне в дежурную больницу или нет. В конце концов я решила никуда не идти. Хотя понимала, что сна у меня не будет от нестерпимой боли. Однако вскоре я заснула. Во сне мне является сам Архиепископ Лука в архиерейском облачении. В руках у него был какой-то медицинский инструмент, похожий на длинную иглу. Рядом с ним стоял А.П. – тот мой друг, который подарил мне книгу о Святом Луке. Святой говорит мне.

«Я Святой Лука и пришел тебя прооперировать. Не бойся, тебе больно не будет». А потом поворачивается к моему другу и говорит: «Смотри, как я сейчас сделаю операцию».

Он поставил трубку ко мне в ухо. Я почувствовала как бы прокол, но боли не было.

Проснувшись утром, я поняла, что ухо у меня не болит. Ватка в ухе была вся пропитана гноем. Я пошла к лор-врачу г-ну А.Г. на осмотр. Он подтвердил, что сделан прокол барабанной перепонки и поставил диагноз – острое воспаление среднего уха. «Госпожа моя, – спросил в заключение лор-врач, – а кто вас оперировал? Хирург, сделавший хирургическое вмешательство, поистине высочайший мастер”. А я ему ответила: «Доктор, вижу, у вас на столе , вы верующий человек, поэтому вам я расскажу».

Я ему поведала о том, что случилось ночью, рассказала о Святом Луке и подарила ему книгу с житием Святого и его иконку.

Доктор согласился со мной. Прописал антибиотики и добавил – это счастье, что гной вышел, иначе вы могли бы лишиться слуха.

Через неделю я вновь пришла к врачу, и он сообщил мне, что я абсолютно здорова.

С.П. г. Афины».

4. «Я пришел на операцию»

«Меня зовут Мария К. В своем письме я хотела бы выразить свою благодарность Святому Луке за чудо моего духовного и физического исцеления.

В 2008 году мне необходимо было сделать хирургическую операцию по гинекологии. Операцию должны были сделать в больнице имени Метаксаса в городе Пирей. В трудных жизненных ситуациях я всегда обращалась к Богу и к святым за помощью. И все-таки вера моя была слабой, я была так называемым маловером.

Три года тому назад я прочитала книгу о Святом Луке. Меня буквально потрясла мученическая жизнь этого человека и его подвиг врача. Когда я должна была принять решение об операции, то дерзновенно обратилась с молитвой к Богу и к Святому Луке, прося помощи. Впервые в жизни я полностью положилась на волю Божию и уповала на помощь Святого Луки. Накануне операции я молилась Святому Луке так: «Святой Лука, я знаю, что ты поможешь мне во время операции и подскажешь врачу, как надо действовать. Ты сам присутствуй на операции». Впервые я чувствовала, что могу просить о помощи.

11 ноября 2008 года все было готово к операции. Когда я была уже не операционном столе, у меня началось сильное сердцебиение. Ко мне подошли врач-анестезиолог и три медсестры. Видя мое сильное беспокойство, доктор стала меня успокаивать. В эту минуту в операционную вошел врач в халате хирурга. Он сел на край моей кровати и стал внимательно на меня смотреть. Этот взгляд я никогда в жизни не забуду. Я сказала себе: вот истинный врач, который за меня очень переживает и по-настоящему сострадает вместе со мной. Вдруг я слышу, как врач-анестезиолог его спрашивает: «А вы кто? К сожалению, я вас не знаю». Неизвестный врач ей ответил: «Я пришел на операцию к этой девушке».

Через несколько минут анестезиолог опять поинтересовалась: «Пожалуйста, скажите мне, кто вы?» В ответ прозвучало: «Я на операцию к этой девушке». Тогда анестезиолог наклонилась ко мне и тихо спросила: «Кто это? Ваш родственник? Вы попросили его приехать к вам на операцию?» «Нет, – ответила я. – Я не знаю этого человека». Тогда доктор опять заговорила: «Эту операцию будет проводить господин К.В. А вы здесь зачем?» И в третий раз был ответ: «Я пришел на операцию к этой девушке». Не известный нам врач еще что-то тихо говорил, а потом ушел.

Я успокоилась, сердце заработало нормально. Я помню, что в книге о Святом Луке приводились такие его слова: «Человек перед операцией всегда страшится, он в , сердце его разрывается… Врач должен не только препаратами успокоить сердце, но сам попытаться снять у больного страх и психологическое напряжение…»

В тот момент я и предположить не могла, что в операционную пришел сам Святой Лука. Между тем медсестры и анестезиолог прокомментировали это событие так: «Ошибся, наверное. На другую операцию, скорее всего, должен был идти. Что ж это он так перепутал, не знал, в какую операционную ему идти?»

Моя операция прошла успешно. Оперировавший меня врач, разговаривая с моим мужем, сказал: «Знаете, я сделал тысячи подобных гинекологических операций, но, уверяю вас, ни одна из них не проходила так спокойно и легко. Руки будто сами двигались!»

На следующий день я попросила принести мне книгу о Святом Луке. Трудно передать мое волнение, когда я поняла, что приходивший в операционную врач как две капли воды был похож на Святого Луку в бытность его врачом больницы в городе Переславль-Залесский в 1910 году. Помощь Святого Луки для меня имела больше духовное значение, чем физическое. Святой Лука буквально вырвал из моего сердца занозу маловерия, которая долгие годы мучила меня. Я поняла, что чудо совершается с человеком только тогда, когда он всецело предает себя Богу.

Очень скоро мы с мужем поехали в монастырь Сагмата в Фивы, чтобы отслужить благодарственный молебен Святому Луке. Мы очень волновались. У меня из глаз не переставая лились слезы. Я не могла произнести ни слова. А муж все раздумывал, что же нам пожертвовать в монастырь в благодарность святому. У него при себе была единственная ценная вещь – это часы, подарок нашего кума. 19 лет назад эти часы стоили 2 тысячи долларов. Муж их очень любил и никогда не расставался с ними. Но он решил оставить денежное пожертвование. Какой-то внутренний голос ему говорил: «Нет, оставляй здесь свои часы». Он этот голос не слушает и отсчитывает деньги. Три раза он слышал этот голос, и в конце концов пожертвовал в монастырь свои драгоценные часы. «Как только я их оставил здесь, – сказал он мне, – то мне показалось, будто я освободился от чего-то, что меня сильно привязывало к этой вещи».

«Святителю отче Луко, научи нас любить Бога так, как ты».

М.К., остров Закинф.

5. «В реанимации»

Инструменты, принадлежавшие свт. Луке

В конце июня 2009 года 24-летней Елене К. с острова Лерос делали операцию по замене сердечного клапана. Врач сообщил, что после операции больная будет находиться в течение двух суток в реанимации. Однако по истечении этого срока девушка в норму не приходила, «не просыпалась». Находилась она в этом состоянии 27 дней.

Друг семьи, узнав о случившемся, прислал родителям девушки книгу с жизнеописанием Святого Луки, текст молебна Святому Луке и масло от его мощей из Симферополя. Родители начали молиться Святому Луке. Через два дня больная открыла наконец глаза и начала говорить. Все в радости возблагодарили Господа и Святого Луку за помощь.

А медсестры из реанимационного отделения между тем рассказали следующее. Во время очередного дежурства, за день до «пробуждения» больной, в отделении появился какой-то странный врач, одетый в белый удлиненный халат старого образца из плотной ткани. Он, не говоря ни слова, прошел мимо дежурных в отдельный блок, где находилась больная. Странный врач плотно закрыл за собой дверь и задернул шторки стеклянной перегородки. Через некоторое время он опять появился в дверях, молча прошел мимо и вышел из отделения. Медсестры поспешили в блок к больной, и… увидели ее проснувшейся и абсолютно адекватно реагирующей на окружающих.

6. «Когда всё было кончено…»

Меня зовут Е.Х. Мне 37 лет. Родом я из г. Морфу. Сейчас проживаю в г. Лимасол. Работаю стюардессой и преподаю итальянский. 28 июня 2008 года, в воскресенье, утром я проснулась очень рано и чувствовала легкое недомогание. Оказалось, что у меня температура, и я решила пойти в поликлинику, попросить сделать какой-нибудь укол, чтобы слабость прошла. У нас с мамой было запланировано путешествие на остров Андрос, и откладывать его не хотелось.

Во вторник 29 июня лучше мне не стало, и я решила опять пойти к врачу. Время поездки приближалось. В поликлинике меня осмотрел врач моей мамы. Сделали анализы, но ничего не нашли. Небольшая температура держалась, и я чувствовала головокружение. На всякий случай врач предложила мне лечь в больницу, а я отказывалась и просила: «А можно мне лечь после нашей поездки? Я приеду и тогда пойду в больницу».

Врач настаивал, хотя и ничего не говорил о какой-то серьезной болезни. Слабость и температура не в счет.

На следующий день, 30 июня, во вторник, ко мне в больницу пришла невестка и подарила маленькую бумажную иконку Святого Луки. Раньше я не знала этого святого. Я положила иконку под подушку.

В среду, 1 июля, состояние моего здоровья резко ухудшилось. Мне сделали томографию и убедились в том, что у меня какая-то инфекция в кишечнике. Во время обследования я видела, как за мной внимательно следят четыре глаза.

Я старалась вглядеться в лица окружавших меня людей, но не могла. После обследования меня перевезли в реанимацию, и помню, я расстроилась, что потеряла иконку Святого Луки. Невестка мне дала еще одну, но вскоре и пропажа нашлась – иконка каким-то странным образом прилипла к моей спине. Вот я и держала крепко в своих руках обе иконки.

На рассвете 2 июля 2008 года инфекция дала осложнение на легкие. А в субботу врачи, которые так и не могли объяснить, какая во мне инфекция, и не могли справиться с болезнью, а лишь давали мне сильнейшие антибиотики и делали какие-то внутривенные вливания, решают подвергнуть меня операции. Заражение крови (сепсис) наступало столь стремительно, что думали, до вечера не доживу.

А я, несмотря на все трудности, чувствовала, что поправлюсь и с иконками в руках пошла на операцию. Я отдала иконки анестезиологу, чтобы после операции их забрать. Мне удалили желчный пузырь, хотя в итоге оказалось, что с ним было все в порядке. Наступило коматозное состояние, в котором я пребывала три дня. Состояние моего здоровья было настолько критичным, что все ждали худшего. Врачи не обнадеживали моих родственников. Мои зараженные легкие отказывались дышать. Но чудо совершилось тогда, когда говорили о моем конце.

Во вторник пришел батюшка – отец П. и принес с собой мощи Св. Луки – частичку его сердца. Как мне потом рассказывали, он перекрестил меня мощами (частицей сердца святого). В этот момент я первые открыла глаза. С этой минуты мой организм начал бороться, и сепсис совершенно непостижимым образом стал отступать. Я исцелилась полностью. Для врачей это было невероятно. Верующие люди говорили, что произошло чудо. Кто-то попытался дать этому факту наукообразное объяснение, но это никого не убедило.

В больницу мне принесли книгу – житие Святого Луки – врача (моего врача – в моей ситуации). И я подумала, что ему помогали Святые Бессребреники Коcма и Дамиан.

И только потом я поняла, чьи глаза внимательно смотрели на меня во время томографии 1 июля. Это был день памяти Святых Космы и Дамиана, а они были правой рукой Святого Луки в операционной.

Моя невестка находилась в тот день в г. Веррия в монастыре. Все молились о моем здравии, а потом старец монастыря сказал: «Святой Лука и святые Коcма и Дамиан будут вместе с ней».

Е.Х. Лимасол – Кипр».

***

Слева направо: Профессор Георгий Константинович Папагеоргиу, архимандрит Нектарий (Антонопулос), Наталья Георгиевна Николау, председатель оргкомитета конференции Валерий Владимирович Марчик

Это лишь малая часть совершаемых чудесных исцелений. Они – подтверждение не только святости Святого Луки, но и доказательство любви Господа, который даже в наше время богоотступничества нас не оставляет.

Нас, людей, разделяют расстояния, границы, язык. Но нас объединяет Церковь, в лоне церковном преодолеваются все различия, расстояния и границы. И святым они не преграда, ибо святые наднациональны, они выше расовых различий. Они не делают дискриминаций и не лицеприятствуют.

Хотел бы закончить свое выступление словами еще одного современного святого – отца Паисия, который написал о святом старце отце Арсении так: «Я думаю, что самая активная деятельность нашего святого отца начинается именно сейчас, после его смерти».

Я думаю, это и естественно, что он помогает сейчас больше, чем тогда, когда жил на земле, ибо ныне он рядом с небесным Отцом и как Его чадо своим предстательством, которое он имел и прежде, может получать в избытке Благодать и идти к страждущим людям, и помогать им, давая соответствующее лечение.

Его великие подвиги ради любви ко Христу, его любовь и смирение, принесли ему великое духовное развитие, и он сегодня парит с ангелами и ликует, потому что помогает большему количество страждущих людей и что славится имя Божие.

Сегодня уже наш Святой спешит к людям не телесными своими ногами, когда, задыхаясь, он старался поспеть к каждому больному, чтобы отслужить молебен и исцелить его, но теперь он летает, как ангел с одного края света к другому и может успевать ко всем, кто с благоговением призывает его помощь.

Перевод: Н. Николау

Текст предоставила Ирина Ахундова

Вы прочитали статью . Читайте также.

Икона Лука Крымский Святитель: фото, значение, в чем помогает

Святитель Лука совершил свои подвиги совсем недавно. Это единственный священник-хирург советского времени, прославленный Церковью в чине святых.

Икона Луки Крымского Святителя в чем помогает

Этот святой официально канонизирован Церковью как святитель Лука Крымский, поскольку свой земной путь он закончил в сане епископа Симферопольского. Однако православные люди зовут его по фамилии: Лука Войно-Ясенецкий. Это объясняется тем, что по сей день еще живы многие люди, знавшие святого лично, ведь епископ был и врачом, и служителем Церкви. Святой особо выделяется в сонме святых. Подвиги его совершались совсем недавно - он скончался уже в 1960-х годах, он лечил раненых Великой Отечественной войне и, пожалуй, единственный из всех священников тогда мог не снимать рясы никогда, даже во время операция нося ее под халатом.


Талант его как хирурга был признан даже советской властью, давшей ему, находившемуся в сане, Сталинскую премию - единственный и беспрецедентный случай за всю советскую историю. Впрочем, и епископ-хирург, пожалуй, существовал один во все века. Духовный талант епископа - его святость - являла себя и в его архипастырском служении, и в его чудесах, совершаемых благодатью Божией.



Биография святого и где находятся мощи

Сведения о жизни святого во многом основываются на его автобиографии под названием, которое создал сам святой: «Я полюбил страдание». Судьба его была наполнена профессиональными и духовными исканиями, ссылками и войнами: святой был обычным человеком, иногда и он впадал в отчаяние, путался в решениях. Но во всех испытаниях - а он прошел все самое опасное, что может выпасть на долю человека - полагался на волю Божию и молитву, старался служить людям.


Будущий святой появился на свет в 1877 году в крымском городе Керчь и был назван Валентином. Семья его происходила из польских дворян.


Мальчик с детства мечтал стать художником, искусство очень увлекало его - однако уже при поступлении в Академию художеств в Санкт-Петербурге передумал. Возможно, он увидел, какой беспечный и эгоистичный дух царит в обществе художников. Будущий святой решил, что должен помогать людям, а не жить для своего удовольствия. Университет он окончил с отличием и сам принял решение отправится в глубокую провинцию - в Читу - чтобы поднимать уровень медицины именно там, помогать нуждающимся. Его пробовали оставить на преподавательской кафедре, но он решительно отказался, заявив, что будет жить ради людей, а не ради науки.


В Чите он женился на медицинской сестре, там же на свет появились его четверо детей. Слава о его таланте хирурга распространилась по всей Сибири, люди приезжали к нему отовсюду так, что он проводил операции без конца - и все они были удачны. Будущий святой с молитвой делал многие прекрасные операции даже в состоянии усталости.


Он писал, что еще в университете он начал искать Бога, веру, на которую он мог опереться в своем мировоззрении. Как и во всех областях своей деятельности, он основательно изучил много литературы и духовным опытом молитвы пришел к Православию. В послереволюционном Ташкенте он участвовал во многих диспутах на духовные темы, популярные в то время. Ташкентский епископ Иннокентий после одного из таких мероприятий, где святой блестяще опроверг доводы оппонента, предложил ему стать священником: владыку привлекло духовное горение святого и, конечно, его большой ум.


Так началась новая эпоха в жизни святого: он оперировал, преподавал в университете, служил как священник и проповедовал. Всюду где он появлялся, собирался народ: операции его славились своим качеством, преподавание - легкостью, проповеди - вдохновенным словом. В 1923 году он был пострижен с именем апостола Луки, известного как врач, иконописец и евангелист, то есть прекрасно соединившего, как и святитель Войно-Ясенецкий, в своей жизни несколько сфер деятельности. Почти сразу святого возвели в сан епископа.


Он как священник быстро завоевал любовь и признательность ташкентцев, а после рукоположения в архиереи, когда его направляли в разные епархии, также скоро обретал почитание жителей починенных ему церковных областей. Кроме того, его слава как специалиста по хирургии росла и следовала за ним: люди массово приходили к нему домой, в храм, в больницу. Подвижник всех пациентов перед операцией осенял крестным знамением, вне зависимости от их убеждений. Он почитался многими в народе. Люди знали, что его сила - это талант врача и святого, потому многие даже приходили в храм, чтобы просто прикоснуться к ему, веря, что получат облегчение в болезнях и немощах.


Достаточно быстро советская власть обратила внимание на хирурга, не снимавшего рясу, и священника, массово оперировавшего людей, а также приводившего к Богу многих. Поэтому исповедника веры Христовой заключили в тюрьму под надуманным предлогом. Здесь его жестоко истязали, обворовали, пытались заставить оговорить людей, но он все выдержал с мужеством. После нескольких лет заключения его сослали в ссылку в Заполярье, где он жил в развалившемся доме - здесь по ночам полгода подряд замерзала вода. Лука переносил болезни, голод и холод, не прекращая ни служения Христу, ни медицинской помощи людям. В это время он активно изучал глазную хирургию, и однажды на Севере, почти без подручных средств, смог прооперировать целую семью таким образом, что вернул всем людям зрение. Обессиленный долгим путем, недостатком пищи и трудными условиями, он всегда продолжал помогать людям.


С началом Великой Отечественной войны ему предложили работать в госпитале на передней линии фронта. Он очень жалел, что не может совершать епископского служения в Церкви, но помощь его людям была неоценима: множество раненых солдатов, защитников Отечества, прошло через его руки. Работоспособностью, которой он славился еще до войны, еще возросла в тяжелых условиях фронта. Он не просто оперировал, но сохранял свои наблюдения: так после войны появилась книга «Очерки гнойной хирургии». Пожалуй, он стал единственным лицом священного сана, удостоившимся и медали за труд во время Великой Отечественной войны, и Сталинской премии за труд над книгой. Эти «Очерки» сегодня служат учебником в медицинских вузах. Они выстраданы святителем, по необходимости и любви к науке даже оставившим на время церковное епископское служение. Работы владыки сохранили многие жизни и продолжают спасать людей сегодня.


После ослабления гонений на Церковь Лука вновь много и активно проповедовал. В это время его постигла новая беда: он стал терять зрение, однако управлял операциями, консультировал оперирующих врачами, диагностировал болезни, а главное, совершал Божественную литургию и другие церковные богослужения. Он помогал людям исцеляться духовно, душевно и телесно. С 1943 года он пребывал в сане архиепископа Симферопольского и Крымского, как бы вернувшись на родину - ведь он родился в Керчи. Он принимал больных на дому и воссоздавал епархию из послевоенных руин. Скончался он в 1956 году. По сей день живы многие люди, бывшие его студентами или сотрудниками, а также излеченные им пациенты.


Мощи ссвятого пребывают в Свято-Троицком женском монастыре Симферополя. Также в Симферополе есть прекрасный памятник Луке Крымскому; его же именем назван медицинский университет.



Почитание и день памяти святителя Луки

Память Луки Крымского отмечается всей Православной Церковью дважды в год:
18 марта, в день преставления святого ко Господу,
11 июня, в день обретения мощей Луки в Симферополе.


Подвижник традиционно является покровителем не только врачей, но и медицинского персонала, работников хосписов. Многие больничные храмы России имеют икону с частицей его мощей: во время болезни, находясь на госпитализации вы всегда можете помолиться подвижнику и попросить его о помощи. Благочестивые доктора поступают так же, как когда-то и он: молятся перед обходом, а в операционной держат икону, теперь уже самого благочестивого (он обычно молился перед образом Христа или Богоматери - во время советской власти ему даже пытались запретить это делать, но он ушел из больницы и не вернулся, пока икону не разрешили оставить в операционной). Его просят о заступничестве, верном направлении операций, излечении больных.



Как и о чем молиться святому, в чем помогает молитва

Многие истории чудесных исцелений ежегодно рассказывают люди в дни памяти святителя Луки. Особенно удивительны истории, когда молящимся кажется, что после молитвы во сне они подвергаются хорошо сделанной операции.


  • Есть несколько свидетельств, как после операции в видении люди исцелялись от ушных болезней, мигреней, опухолей.

  • Многие женщины излечивались от бесплодия по молитвам к святому, легко протекали беременность и роды.

  • молятся об исцелении от глазных болезней, ведь сам он на склоне лет страдал от слепоты.

  • Как исповеднику веры, прошедшему через многие ссылки и тяготы тюрьмы, молятся о помощи в странствиях, укреплении веры среди жизненных тягот.

  • Просят его и об исцелении заболеваний, требующих хирургического вмешательства: есть множество свидетельств чудесных исцелений, когда казавшаяся злокачественной опухоль перерождалась в доброкачественную или исчезала.

  • Как человека, перенесшего тяготы вдовства, просят о мудрости и поддержек при смерти близких, в разводе, вдовстве.

  • По молитвам к святому исчезали кисты и грыжи, которые требовали срочного оперативного вмешательства, поэтому в случае появления таких образований нужно также молиться

При молитве никогда не забывайте об обращении к врачам и следовании их рекомендациям. Это - наше послушание Богу, ведь и сам назначал больным операции, лекарства и процедуры для исцеления, при это непрестанно молясь о больных. Человеческая сила и Божия помощь вместе творят чудеса.


Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Можно добавлять к молитвенному правилу особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Читайте их онлайн и в любой трудный жизненный момент, при обострении болезни, при боли



Иконография

Образ святого чаще всего представляет его изображение, близкое к фотографии или живописному портрету. Святитель изображен в фиолетовой с белыми и красными полосами мантии, которую носят современные епископы Русской Православной Церкви. На голове - монашеский клобук, правая рука сложена в благословляющем молящихся жесте.


    В руке святителя Луки может быть Евангелие, архиерейский посох или православный крест.
    Иногда рядом со святителем или в его руке изображен ящичек с хирургическими инструментами - ведь он был врачом и священником, лечил и своим искусством, и Божией благодатью.


    Есть также редкие иконы, где святой изображен в белом медицинском халате и шапочке, в очках. Рядом с ним также набор медицинского инструментария. Такой образ чаще всего создается для учреждений здравоохранения и не стоит ему удивляться: он отражает важную сторону жизнедеятельности святого.


    Еще одна иконография святого отражает его труды над научными статьями, проповедями, автобиографией: он в светлом летнем подряснике сидит за рабочим столом с рукописями, на его груди - знак архиерейства, небольшая панагия, то есть икона Богоматери.


    Существуют и образа с житийными клеймами, где в небольших иконках вокруг главного изображения отражена непростая судьба святого. Жанр житийной иконы очень древний, он пришел в Россию из Византии около XII века и активно распространялся в XVI. Клейма нужно читать слева направо и сверху вниз. Лучше при этом знать житие, тогда будет проще догадаться, что изображено в клейме.


Как лечиться молитвой к святителю Луке Крымскому

При болезни с утра, натощак, возьмите за правило пить святую воду и есть часть просфоры (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию, что тоже нужно сделать для вас, если вы больны). с молитвой «Господи, благослови!» Или
«Господи, Боже мой, пусть будет мне твой святой дар: просфора и святая вода для прощения грехов моих, просвещение моего ума, укрепление душевных и телесных сил моих, здоровье души и тела моего, избавление от моих пороков и болезней по твоему беспредельному милосердию и молитвам Матери Твоей пречистой и всех святых Твоих. Аминь».
Святую воду можно также добавлять в пищу. Поставьте рядом с кроватью иконы святителя Луки и Пресвятой Богородицы.


В тяжелой болезни нужно приступить, в первую очередь, если вы не крещены - к Крещению, а затем к Таинству Соборования. Это одно из семи Таинств Православной Церкви. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души. Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.


Таинство Соборования нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год - по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.


  • Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Луке Войно-Ясенецкому. В тяжелой болезни также можно читать святому акафист 40 дней подряд перед его иконой. Необязательно идти в храм: вы или ваши близкие могут приобрести икону для домашней молитвы. Молясь, можно зажигать перед ней тонкую церковную свечу.

  • После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелует руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз. Это можно делать и лежа в постели.

  • Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

В трудные времена, в волнении и тревоге православные всегда обращались с молитвами к Богу и святым угодникам Божьим. Если в дом пришла беда, болезнь, истинно верующим рекомендуется обращаться к нашим небесным заступникам, среди которых - старец практически наш современник Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. Если со всей душой обратиться с молитвой к Луке Крымскому об исцелении, он никогда не откажет в просьбе.

История жизни и воцерковления

Святой Лука, в миру Валентин Войно-Ясенецкий, родился в Керчи в 1877 году в семье дворянина из Польши. Семья придерживалась христианских канонов и уделяла много внимания для всестороннего развития детей, из которых Валентин был третьим . С раннего возраста он увлекался изобразительным искусством и собирался поступить в столичную художественную академию. Но после более тесного знакомства со Святым писанием молодой человек пришёл к мысли о служении людям. Он утвердился в стремлении облегчать людские недуги и немощи, поступив в Киевский медицинский институт.

Успешно завершив обучение, молодой доктор много ездил по стране, его знали жители Курской, Ярославской, Саратовской, Симбирской и других земель. Он не только оперировал, но и постоянно искал новые подходы к лечению тяжёлых заболеваний, разрабатывал методику замены общего наркоза на местный. К 40 годам он был главврачом ташкентской больницы.

Помимо врачебной деятельности, он постоянно участвовал в антирелигиозных дискуссиях, грамотно и бескомпромиссно опровергая атеистическую концепцию строения мира. Грамотный проповедник не остался без внимания, и после очередного диспута доктору Валентину предложили стать православным батюшкой. Он с готовностью согласился и через несколько дней стал дьяконом, а чуть позже его рукоположили в иерея. Отныне все будние дни он лечил , оперировал и читал лекции, а по воскресениям он служил в храме и проповедовал.

В мае 1923 года Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий стал епископом и принял постриг под именем Лука, а в июне этого года был арестован. Лишь в 1927 он вернулся в Ташкент без права занимать епископскую и университетскую кафедры. Однако это отлучение не препятствовало частной практике и участию в богослужениях. В 1930 году преосвященного Луку вновь арестовали и сослали в Архангельск, где, он работал в больнице. После возвращения в Ташкент он заведовал гнойным отделением в больнице, работал в Институте неотложной помощи, и читал лекции в Институте усовершенствования врачей.

В 1937 году, после обвинения в шпионаже, пожилой учёный подвергся чудовищным допросам и пыткам. После бесплодных попыток добиться признательных показаний его выслали в Красноярский край, где он оперировал и занимался наукой. После начала Великой Отечественной войны владыку Луку назначили главврачом военного госпиталя. А в 1943 году, когда были разрешены богослужения во вновь открывшемся храме, епископа Луку возвели в сан архиепископа, вверили ему Красноярскую епархию и ввели в состав Священного синода.

В 1944 году Луку Войно-Ясенецкого перевели вместе с госпиталем в Тамбовскую епархию. А после победы, в 1946 году, высокопреосвященный Лука возглавил крымскую кафедру, став архиепископом Симферопольским. Годы не простой жизни вызвали болезнь сердца, из-за которой почтенный доктор уже не мог оперировать, но его консультациями и советами продолжали пользоваться по будням городские и сельские врачи. В Воскресные дни собор Святой Троицы города Симферополя наполнялся людьми желавших присутствовать на службе и проповеди, которые вёл их владыка.

В 1956 году на крымского предстоятеля обрушилась полная слепота, но она не смогла отлучить святителя от руководства епархией, ведения служб и произнесения проповедей . Почил в Боге архиепископ Лука 11 июня1961 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших. Похороны его, вопреки воле властей, народ превратил в настоящую демонстрацию. Несколько часов люди пешком провожали своего пастыря к месту упокоения, а могила была постоянно укрыта живыми цветами.

Прославление святого подвижника

Место упокоения святителя стало местом паломничества многих страждущих, чаявших получить ответы на свои вопросы и жаждущих исцеления по молитвам этого удивительного старца. В 1995 году Синод Украинской Православной Церкви причислил архиепископа Луку к лику местночтимых Святых, а в следующем году его прах перенесли в главный собор Симферополя. Его мощи размещены в серебряной раке, материал на которую пожертвовали получившие по молитвам владыки исцеление греки.

Собор 2000 года прославил крымского старца в лике российских святых исповедников. Тексты акафиста и чудодейственных молитв, обращённые к подвижнику, пополнили православные молитвословы. Многие читают молитву Луке Крымскому о здравии, если в дом нагрянула болезнь.

Чудеса обращения к Луке Крымскому

Имя святителя Луки по сей день помнят в Крыму. Жители полуострова закрепили память своего архиерея. Крымчане поставили памятник своему предстоятелю, его именем назван парк. В архиерейском доме сделали часовню, где произносятся прошения и молитвы Луке Крымскому о выздоровлении. В кафедральном соборе Симферополя каждое утро читается акафист святому Луке, часто прихожане просят молебны о даровании здоровья, постоянным спросом пользуются ладанки с частичками его мощей. Здесь все знают, кто такой Святой Лука Крымский, в чём помогает обращение к нему.

По свидетельству многих паломников , святитель являлся им как живой. Есть много рассказов о чудесах, которые творит молитва Луке:

Со временем слава святого целителя окрепла и дошла до умов и сердец всех православных. Во многих молитвословах вы найдёте молитвы святому Луке об исцелении от болезни или молитвы после операции и о выздоровлении:

«О святой Лука, дарящий людям блаженство! Приклоняем колени и умиляемся перед твоим образом. Ты в сердцах наших, к лику припадаем твоему, чтим мощи твои многоцелебные. Молим о здравии и об исцелении от недугов. Как дети просят, услышь наши мольбы, донеси молитвы наши к Богу милосердному. Пусть коснётся нас его милость, человеколюбие и одарит благодеянием. Верим в твою молитвенную силу, исцелять, отгонять беды и скорби. Просим у образа твоего лучезарного, испроси об избавлении нас от искушений и мучений. Вымоли для чад своих сил духовных и крепости телесной.

Ждём исцеления и попечения, вверяем в руки твои судьбы свои . Немощные и слабые, обращаемся к тебе, и просим об укреплении нашей веры, оздоровлении тел наших. Наставь нас на добрый путь, отгони лукавых бесов, избавь от злых искушений. Молим спасения, дарования земле нашей плодородия, городам нашим твёрдости, изобилия столам нашим, утешение скорбящим, больным исцеления, заблудившимся озарения, родителям мудрость, смирения детям, помощь убогим и твоё заступничество во всех делах.

Надеемся отче, на твоё помилование и благословение. Будь нашим просителем перед всевышним, испроси у него защиты нас от лукавого, смуты и ереси. Мы, грешные, молимся тобой ведомые, склоняемся перед волей твоей. Славим непрестанно Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

К владыке обращаются и с женскими вопросами - какое зачатие наиболее благословенно , как забеременеть, что может облегчить протекание беременности, как обеспечить благополучие детей. Онкобольными возносится молитва Луке Крымскому об исцелении от рака. Владыка не отказывает и просящим помочь в получении образования.

У маленького Ванечки образовалась пупочная грыжа, и мне вспомнилось, что где-то в нашем доме есть пузырёк с маслом, освящённый на мощах крымского святого. Помолившись батюшке, я смазала маслицем выступающую грыжу.

Буквально назавтра, увидела, что грыжа исчезла! Как врач, я осознаю, что так не бывает. Но факт есть факт, теперь понятно утверждение: что невозможно человеку - возможно Богу.

Екатерина Филатова

Несколько лет назад мне был поставлен жуткий диагноз. При и так больных ногах (ДЦП) мне рекомендовали операцию, направили сделать томографию, и затем ожидать дату общения с хирургом. Я испугалась, тревога усиливалась осознанием, что это не первая обнаруженная у меня опухоль.

Свою тревогу я понесла в храм, приложилась к образу святителя Луки с частичкой его мощей. Спустя неделю, я сподобилась причаститься и последовала на процедуру томографии. Врач удивлённо вертел полученные данные, и вдруг объявил: «Как хотите, а у вас нет гигромы. Я наблюдаю только фиброму!» Я в волнении сообщаю, что мне лечили, но это было четверть века назад! А врач продолжает утверждать, что не видит гигромы на полученной томограмме. Он видит фиброму.

Таким образом, святитель Лука помогает страждущим!

Елена Каплун

Мы с моей старшей дочерью не раз читали о жизни святого Луки. Даже сподобились совершить паломническую поездку к мощам старца, преодолев две тысячи километров.

Дочка мечтала работать врачом. С 8 класса она усиленно занималась и молилась святителю Луке. Страх перед строгой приёмной комиссией и последующие экзамены, вызывал у неё отчаянье. После окончания 11 класса (в России вузы перешли на приём по результатам ЕГЭ). Для нашего региона, эта форма была привычна и дочке удалось набрать неплохой балл. А в целом по России, результаты ЕГЭ оказались весьма плачевными. И моя дочь стала студенткой медицинского вуза.

Так, с Божьей помощью, по посредническим молитвам святого Луки, сбылась мечта моего чада. Сейчас она уже на пятом курсе, и продолжает почитать и молиться святителю Луке!

Наталья Кобыльских

Господь постоянно посылает на землю святых, чтобы укреплять дух верующих. Они показывают пример того, как претворять в жизнь библейские заповеди. Именно таким и был святой Лука, чьи иконы сегодня очень популярны. К нему обращаются во время болезней.


Жизнеописание

Поначалу будущий святитель не собирался связывать свою жизнь с церковью, тем более что во времена его молодости с религией всячески боролись, насмехались над ней. У молодого врача была семья, работа. Но со смертью супруги он стал часто посещать богослужения, сильно уверовал в Господа. Со временем ему предложили стать священником, он согласился. На иконах святой Лука изображается в облачении архиерея. Он действительно долгое время был епископом.

За свои взгляды святой был сослан в лагеря, где продолжал лечить людей. Помогал слабым он всю свою жизнь, сделал многие тысячи операций, возвращал людям зрение и не только. Сделал даже несколько значимых научных работ, результатами которых до сих пор пользуются медики во всем мире.

  • 1923 г. - принимает монашеский постриг с именем Лука (в честь апостола).
  • 1941 г. - консультировал врачей военных госпиталей, был главным хирургом.
  • 1942 г. - получает сан архиепископа.
  • За научную работу награждается Сталинской премией.

Последние годы жизни он служил в Крыму, поднимая епархию буквально из руин, оставшихся после войны. Церковнослужителей было мало, храмы разрушены. Святитель отдавал все силы восстановлению Церкви, а когда возвращался домой, его уже ждали люди, которым нужна была помощь. Праведник никому не отказывал, ни с кого не брал плату. Многие верили, что можно получить исцеление, если только дотронуться до края мантии святого.


Иконы святого Луки

В чем же помогает обращение к праведнику? Конечно, в первую очередь о нем вспоминают те, у кого болезни зрения. На образах святитель изображен уже в зрелом возрасте, с седыми волосами длиной до плеч, пышной бородой. Правой рукой он благословляет молящихся - так изображаются многие архиереи, поскольку их делом является забота о верующих. Через них Господь напоминает о Своей любви к людям.

В левой руке держит Евангелие, либо посох - символ архиерея, также это библейский символ, который показывает, что его владелец благословлен Богом на пастырское служение. Существует образ, на котором святитель изображен лишь в белом подряснике, с панагией на груди. Он запечатлен за столом во время научной работы.

Также на иконе иногда присутствует набор хирургических инструментов - это указывает на род деятельности святого. Не только спасал жизни, но часто избавлял людей инвалидности. Ведь в те времена медицина только развивалась и многие методы были недоступны простым людям.


В каких бедах люди молятся святому Луке?

  • когда хотят избавиться от болезней телесных;
  • для укрепления веры;
  • перед предстоящей хирургической операцией;
  • женщины просят о нормальной беременности.

Существует много свидетельств об исцелениях, которые происходили на могиле святого. Мощи его покоятся в Симферополе, это последнее место служения святого. В 1995 г. он был признан местночтимым святым, были составлены специальные молитвы, написаны канонические иконы.

Во многих православных храмах находятся иконы святого Луки, но если нет - не беда. Можно приобрести для дома и молиться перед ней. Мощи пребывают в Троицком соборе Симферополя. Они были обретены в 1996 г. Сейчас собор находится на территории женской монашеской обители.

В 2000 г. святой Лука причислен к лику исповедников - ведь он никогда не отказывался от своей веры, даже на операцию приходил в облачении. В палате всегда висели иконы, он обязательно молился и крестил пациентов. Святой исповедник Лука, моли Бога о нас!

Молитва Святому Луке

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Икона Святого Луки - в чем помогает, где находиться, значение was last modified: Май 26th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Святыни Крыма: от первых веков христианства до исповедников советского времени

Все достопримечательности Крыма не объедешь и за месяц. И среди них — множество православных святынь. Христианство в Крыму было уже в первом веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, сюда, на задворки Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на крымских берегах, принес на Русь Православие князь Владимир.


К святому врачу

Крым для большинства приезжающих начинается с города Симферополя. Все обычно стараются поскорее проскочить эти «ворота Крыма», душную вокзальную площадь с толпами людей, и уехать в какой-нибудь курортный город типа Ялты, Судака или Алупки. Однако есть в Симферополе место, ради которого стоит сдать на время вещи в вокзальную камеру хранения и отложить на пару часов встречу с морем. Место это — симферопольский Свято-Троицкий собор.


Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Здесь покоятся мощи одного из наших современников, уникального человека — святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он умер сравнительно недавно, в 1961 году, и известен как архиепископ, хирург, исповедник. В сталинское время его трижды арестовывали, в ссылках он провел годы, а вместе с тем за свой научный труд «Очерки гнойной хирургии», который актуален и в наши дни, ему была вручена Сталинская премия I степени. В его предоперационной висели иконы, в советское время он читал студентам-медикам лекции в рясе с панагией, автор нескольких богословских трудов. Известна такая история: на публичном допросе на вопрос обвинителя «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели?» святитель Лука ответил: «Бога я действительно не видел, но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Несмотря на пытки и издевательства во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны, находясь в ссылке, по просьбе властей занял должность главного хирурга красноярского эвакуационного госпиталя. С 1946 года архиепископ Лука возглавлял Крымскую кафедру в Симферополе, не оставляя медицинскую практику, был консультантом, а в тяжелых случаях сам оперировал. В своем доме (ул. Курчатова, д. 1) архиепископ бесплатно принимал больных. Некоторые из них до сих пор его помнят. День памяти Крымского святителя — 11 июня. Известно множество случаев исцеления у его мощей.

Архиепископ Лука был прославлен в 2000 году. Его мощи хранятся в Свято-Троицком соборе Симферополя в серебряной раке, подаренной греческими священниками

Адрес собора: ул. Одесская, д. 12. От железнодорожного вокзала ехать 10-15 минут до остановки «Площадь Ленина», далее спросить, как пройти к собору — местные жители знают его как «главный собор». С 2003 года Свято-Троицкий собор стал монастырским: теперь здесь Свято-Троицкая женская обитель. Собор открыт ежедневно с 6.30 до 18.00. Паломников в обители на ночь не размещают. Из других святынь монастыря можно отметить очень почитаемую в Крыму икону Божией Матери «Скорбящая». В монастыре есть Музей святителя Луки — он работает с 10.00 до 16.00, выходные — понедельник и вторник.

В Херсонес — в начало времен

Многие на отдыхе готовы добавить к пляжу, морю, солнцу и другие впечатления. Им можно предложить посетить единственный в своем роде город — герой двух войн, дважды разрушенный и дважды возрожденный из руин город-порт Севастополь (который морем и солнцем тоже совсем не обделен).


Развалины Херсонеса

Православному человеку Севастополь интересен прежде всего тем, что на его окраине, на берегу одной из бухт располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Именно здесь, как гласит «Повесть временных лет», в 988 году случилось великое для всей истории событие: «Епископ же корсунский, огласив, крестил киевского князя Владимира».

Корсунью называли Херсонес. Херсонес был основан греками в V веке до нашей эры и просуществовал до XIV века. Еще в I столетии в Херсонесе проповедовал Андрей Первозванный. В первые века нашей эры христианство местным языческим населением воспринималось с трудом, как пишет летописец тех времен: «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру». Для утверждения здесь христианства в начале IV века один за другим в Херсонес были присланы миссионеры-епископы: Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафор, Еферий и Капитон. Пятеро из семи были зверски убиты местными язычниками. Память всех семи епископов херсонесских празднуется в один день, 7 марта. На территории современного Херсонеса есть посвященный им храм, в котором совершаются службы.

Кровь мучеников пролилась на этой земле не напрасно — с конца IV века христианство становится здесь государственной религией, христианам уже не надо прятаться в тайные пещерные храмы, возводятся прекрасные базилики. Херсонес становится духовным центром Крыма. К настоящему моменту раскопано около 40 процентов площади города, и на этой территории найдено около 70 христианских храмов и часовен.

XIII-XIV века оказались очень трудными для Херсонеса — город неоднократно подвергался нападениям монголо-татар, литовцев и др. После пожара 1399 года город окончательно опустел. В начале XIX века на месте Херсонеса начались археологические раскопки. Результаты были ошеломляющие. Были раскопаны целые кварталы, дома с утварью, монетами, украшениями, храмы с прекрасно сохранившейся мозаикой.

В середине XIX века в Херсонесе был устроен мужской монастырь. На одном из предполагаемых мест крещения князя Владимира возвели огромный собор в византийском стиле — для христиан это место всегда оставалось священным. Раскопки показали, что в районе выстроенного собора находятся еще семь христианских храмов. Чуть поодаль была обнаружена базилика, названная по фамилии человека, руководившего раскопками, Уваровской, а рядом с ней — баптистерий. По мнению некоторых специалистов, князь Владимир крестился именно здесь. На этом месте была установлена памятная беседка.

Владимирский собор, в советское время закрытый и пришедший в печальное состояние, в 1998-2002 годах был восстановлен. Сейчас здесь ежедневно совершаются богослужения.



Владимирский собор в Херсонесе

В Севастополе есть два Владимирских собора - один в Херсонесе, на предполагаемом месте крещения князя Владимира (на фото), другой находится в центре города (ул. Суворова, д. 3) и является храмом - усыпальницей адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина. Здесь же находится икона и частица мощей новомученика, священноисповедника Романа Медведя, служившего в этом храме (расстрелян в 1937 году). От проспекта Нахимова к собору ведет длинная Синопская лестница. Собор открыт ежедневно, службы в субботу в 16.00, в воскресенье в 7.00. В усыпальницу можно попасть только с экскурсией от музея. Музей работает с 9.00 до 16.00, выходные - понедельник и четверг.


Свято-Владимирский собор (усыпальница адмиралов)

Херсонес сегодня — национальный историко-археологический музей-заповедник, занимающий большую территорию — около 500 гектаров. Удивительное ощущение появляется, когда бродишь по раскопкам города с историей в две тысячи лет, между остатками базилик и подземных храмов, где, возможно, когда-то молились первые христиане. Постройки разных веков — первого, шестого, десятого, девятнадцатого — здесь сосуществуют совсем рядом. История здесь как будто замерла. Особенно прекрасен Херсонес в мае — древние руины утопают в море цветущих маков.

Адрес Херсонесского музея-заповедника: г. Севастополь, ул. Древняя, д. 1.
Автобус 22 от железнодорожного вокзала или центра идет непосредственно до заповедника, но ходит редко, можно на автобусах 6, 10, 16 доехать до остановки «Улица Дмитрия Ульянова», далее 10-15 минут пешком.
Вход на территорию заповедника стоит 20 гривен (с экскурсией — 30 гривен), но тех, кто идет на службу, пускают бесплатно. Начало богослужения в храме в 7.30 по будням, в 6.30 и 8.30 в воскресенье и в 17.00 ежедневно.

К православному святому — папе Римскому

В первые века христианства языческая Римская империя ссылала в Крым, в окрестности Херсонеса слишком активных христиан. Так в окрестности современного Севастополя в конце I века попал бывший в то время епископом Рима папа Климент . Он был сослан на каторжные работы — вручную в каменоломнях добывать известняк, которым так богаты территории близ Севастополя. Работа была тяжелейшая, но епископ Климент находил силы, чтобы обратить и крестить местных язычников, к тому же здесь было уже около двух тысяч сосланных христиан, которые объединились вокруг Климента. Сейчас на месте, которое называется Инкерман (административно это район Севастополя), где, по преданию, трудился епископ Климент (и как горнодобытчик, и как миссионер, и как пастырь), существует мужской монастырь. Монастырь известен здесь примерно с VII-IX века.

Инкерман, план-схема древней крепости КАЛАМИТА и пещерного монастыря


Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь


Инкерман - один из самых древних христианских монастырей на территории Крыма

Есть в монастыре в скале пещерный храм — его считают одним из древнейших. Предание утверждает, что сам Климент вырубил его в скале в конце I века. В нем молились первые христиане. Можно в этом храме помолиться сегодня и нам. Монастырь, после перерыва в годы советской власти, снова действующий, в нем около десяти монахов, несколько послушников. Монастырь зажат между скалами и железной дорогой, которая проходит прямо под стенами обители — если ехать на поезде до Севастополя, в окошке вдруг неожиданно проплывают зеленые монастырские балкончики, прикрепившиеся прямо на скалы. Главная святыня монастыря — часть мощей священномученика Климента, папы Римского. О его святой кончине рассказывают следующее: языческим правителям Херсонеса не нравилась деятельность сосланного епископа-каторжника, поэтому в 101 году ему привязали тяжелый якорь и бросили в море в расположенной неподалеку Казачьей бухте. Но каждый год в этом месте происходило чудо: в день смерти святого море отступало, образуя остров — люди могли прийти и поклониться святым останкам. В 861 году святые Кирилл и Мефодий, бывшие в то время в Крыму, обрели мощи священномученика Климента и часть их перевезли в Рим, где они до сих пор хранятся, а часть оставили в Херсонесе, откуда равноапостольный князь Владимир перевез главу и часть мощей в Киев. Сегодня часть мощей святого вернулась в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Островок в Казачьей бухте существует до сих пор (сейчас это территория воинской части). Ученые подтверждают здесь наличие остатков древнего храма. Есть мнение некоторых исследователей, что в районе современного Инкермана когда-то была монашеская республика наподобие современного Афона — здесь найдено большое количество пещерных храмов. На горе над монастырем возвышаются остатки древней крепости Каламита.

Святого Климента папу Римского очень почитали на Руси еще со времен князя Владимира. Кстати, один из самых больших в Москве храмов посвящен именно ему — даже переулок назван Климентовским (рядом с м. «Третьяковская»).

Добраться из Севастополя до Инкермана можно несколькими способами.
От автостанции «5-й километр» на автобусе 103 (ходит каждые 10 минут с 6.00 до 21.00) до остановки «Втормет» (р. Черная), далее 5-10 минут пешком.
От Графской пристани Севастополя четыре раза в день ходит паром до Инкермана (от причала в Инкермане идти 20-25 минут пешком, можно подъехать на автобусе 103).
От железнодорожного и центрального автовокзалов Севастополя, соответственно, на электричке или автобусе «Севастополь—Бахчисарай», остановка «Инкерман».
Монастырь открыт ежедневно с 9.00 до 19.00, Божественная литургия в субботу и воскресенье в 7.00.

В монастырь над скалой Явления

В окрестностях Севастополя, на мысе Фиолент находится обитель Святого Георгия Победоносца. Одно из преданий гласит, что она основана греками, попавшими у берегов Тавриды в страшный шторм. Гибель была неизбежна, греки взмолились — и неожиданно из кромешной темноты на скале в море недалеко от берега им явился святой Георгий, весь в сиянии. По его молитве буря стихла. Спасенные греки забрались на скалу — и нашли там икону святого Георгия. На берегу они основали монастырь.


Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца

Вообще мыс Фиолент и его окрестности овеяны разными легендами и преданиями. Утверждают, что именно здесь в древности находился храм богини Артемиды, где жрецы сбрасывали с отвесных скал приносимых в жертву людей. Где-то здесь жил упоминавшийся выше один из семи херсонесских епископов святой Василий, изгнанный в 310 году из Херсонеса. Во время строительства в XIX веке на территории обители было обнаружено два пещерных, к тому времени засыпанных, храма. Еще один пещерный храм был найден неподалеку, на мысе Виноградный.

После присоединения Крыма к России было решено сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов. Во время Крымской войны они несли свою службу на кораблях.

Монастырь стоит прямо над обрывом. Вот как описал посещение монастыря в середине XIX века писатель-путешественник Евгений Марков: «Я подошел к решетке монастырского двора… Подо мной была бездна… вот истинное место для молитвы и созерцания Бога, тут, действительно, поклонишься Ему со страхом и трепетом…»

В советское время обитель разделила участь монастырей и храмов всей страны. Храм Святого Георгия бульдозерами сбросили в море, на его месте построили танцплощадку для отдыхающих. Но в 1993 году в обители снова зазвучали слова службы.

От монастыря к морю ведут устроенные в XIX веке монахами 800 ступеней. А в море возвышается скала Явления — та, где явился мореплавателям святой Георгий. Сейчас на ней установлен большой крест.


Крест на скале Святого Георгия у мыса Фиолент (Балаклава)

Спустившись по ступеням, вы попадаете на прекрасный пляж, называемый Яшмовым. Вода в этом районе удивительно чистая и необычного для Черного моря бирюзового цвета. Так что паломничество в обитель Святого Георгия можно совместить с отдыхом на море. А чтобы не подниматься 800 ступеней обратно вверх, к автобусу, можно сесть на катер, который раз в два часа приплывает на пляж Фиолента, и добраться на нем до Балаклавы, где тоже, кстати, есть что посмотреть, например развалины генуэзской крепости Чембало, а также посетить действующий храм во имя Двенадцати Апостолов. От Балаклавы регулярно ходят автобусы до Севастополя.


Руины крепости Чембало с видом на море


Развалины генуэзской крепости Чембало


Самый древний православный храм Крыма - храм Двенадцати апостолов в Балаклаве

Как добраться до Георгиевского монастыря на Фиоленте: от автостанции Севастополя «5-й километр» ходит автобус 3 с интервалом примерно 20-30 минут. Далее идти 15 минут по указателям. Храм открыт в богослужебные дни с 7.30 до 19.00, в будни — с 9.00 до 18.00. Службы в субботу в 15.00, в воскресенье в 8.00.
В самом монастыре, как правило, паломников не селят, хотя по особому благословению наместника могут сделать исключение. Рядом есть несколько частных мини-пансионатов, по отзывам, очень неплохих.

В пещерный монастырь в Крымском ханстве


Ущелье Марьям-Дере

В нескольких километрах от Бахчисарая располагается ущелье Марьям-Дере , что означает ущелье Марии. Здесь много веков назад появился Успенский монастырь. По одной из версий, он основан в VIII-IX веках монахами, бежавшими из Византии, когда там господствовала ересь иконоборчества. Ущелье чем-то похоже на Афон и, возможно, напомнило монахам родные края. Есть предание, что монастырь появился на этом месте, потому что именно здесь пастухами была обретена икона Божией Матери, которая стала называться Бахчисарайской. В скале на месте обретения был вырублен пещерный храм. Во время различных вторжений в Крым и монголо-татар, и турок Успенский монастырь чудесным образом избегал разгромов. Во времена Крымского ханства и после захвата Крыма турками в очень трудное для христиан время монастырь оставался центром Православия в Крыму.




Свято-Успенский монастырь

В конце XVIII века произошло массовое переселение христианского населения Крыма в Приазовье, где был основан город Мариуполь, туда же была перенесена Бахчисарайская икона Божией Матери, но монастырская жизнь окончательно не угасла в Успенском монастыре и в это время. Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям святителя Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), стремившегося восстановить в Крыму древние обители. После революции монастырь был в упадке, в монастырских корпусах располагался психоневрологический интернат.

Сегодня Успенский монастырь восстанавливается, он один из самых посещаемых в Крыму, но мимо монастыря проходит маршрут экскурсионных групп, которые, зайдя ненадолго в монастырь, следуют дальше, в расположенный выше пещерный город Чуфут-Кале . Поэтому в монастыре в дневное время всегда суета.


Вход в пещерный город Чуфут-Кале






Пещерный город Чуфут-Кале

В храм, расположенный в пещере в скале, нужно подниматься по длинной лестнице. Справа от алтаря в отдельной маленькой пещерке находится чудотворная Бахчисарайская икона Божией Матери — точная копия с когда-то явившейся на этом месте много веков назад (и позже утраченной) иконы.

Монастырь размещает паломников, как мужчин, так и женщин, при монастыре есть гостиницы. Проживание бесплатное, возможно, за работу на монастырских послушаниях.

Как проехать
От автостанции или железнодорожного вокзала в Бахчисарае — маршруткой № 2 (до старого города) до конечной остановки, далее до монастыря 20 минут пешком — подъем в горку. Службы: в будни — в 6.30 , в субботу и воскресенье — в 7.30. В субботу всенощная в 15.00. Храм открыт до 19.00.

В столицу древнего христианского царства


Руины цитадели на плато Мангуп Кале - средневекового "пещерного города"

В Крыму кроме моря и солнца есть поросшие лесом горы. И пусть они не очень высокие, но хранят в себе немало интересного. Например, остатки множества древних пещерных монастырей и развалины горных средневековых городов. Самый большой и величественный из них — Мангуп-Кале , столица древнего христианского княжества Феодоро.

Мангуп — гора-останец, поднимающаяся над уровнем моря почти на 600 метров. С трех сторон плоское и ровное Мангупское плато заканчивается скалистыми обрывами.




Мангуп-Кале

С VI века на плато жили готы, они были христианами, с VIII века известна Готская епархия, на Мангупе строятся дворцы, крепости, храмы и монастыри. Каждый холм в окрестностях Мангупа хранит развалины феодального замка или остатки пещерного монастыря. По преданию, в окрестных горах жили монахи-исихасты. В XII-XIII веках происходит становление православного княжества Феодоро. В 1475 году после полугодовой осады Мангуп был взят и разграблен турками. К XVIII веку город опустел окончательно. Сегодня трудно представить, что на этом заросшем деревьями и травой плато был большой город с храмами, садами и дворцами.

Однако христиане не забывали, что здесь когда-то молились их братья по вере. Нынешний крымский владыка Лазарь одной из своих задач видит восстановление горных крымских монастырей. Сейчас, несмотря на то что в советское время многие пещерные храмы были осквернены (на Мангупе очень любила тусоваться разная неформальная молодежь), на этой земле вновь регулярно совершается Божественная литургия — вот уже несколько лет на Мангупе действует мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его настоятель и единственный постоянный насельник — игумен Иакинф.



Мужской монастырь на Мангупе

Монастырь — храм и кельи — располагается на южном склоне горы, в отвесной стене. Найти его можно по указателям — их два: один на плато, на развилке дорог, другой непосредственно перед спуском к монастырю. Спуск не слишком простой — нужно лезть по деревянной лестнице, дальше идти по узкой тропинке над обрывом, поэтому ехать сюда надо обязательно в спортивной обуви.

Отец Иакинф очень не любит любопытных и «духовных туристов», поэтому если приходят просто «поглазеть» — он может и не принять таких «паломников». Нашего корреспондента, например, прежде чем разговаривать, он попросил прочесть наизусть Символ веры. При этом настоящим паломникам, которые приехали помолиться в святом месте, отец Иакинф очень рад. Например, каждый год сюда приезжают группы детей из православного лагеря, причащаются здесь за Литургией. На Благовещение — престольный праздник, собирается до 300 паломников. Служба из маленького пещерного храма (в алтаре которого, кстати, остались фрагменты древней уникальной фрески) переносится на площадку рядом. Вид на горы отсюда просто потрясает… «Когда молишься там, где молились древние христиане, — говорит отец Иакинф, — ощущаешь всю мощь Православия». «Как же вы здесь зимой живете?» — спрашиваю отца Иакинфа. «Хорошо, — отвечает он, — снегом занесет — никто не беспокоит».

Как проехать
Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. От Бахчисарая несколько раз в день ходят маршрутки (расписание можно узнать на автовокзале Бахчисарая) до сел Залесное, Родное или Терновка. Они останавливаются у озера и села Хаджи-Сала (в котором можно снять приличное жилье) у подножия Мангупа. Территория Мангуп-Кале — заповедник, вход платный, 15 гривен, еще за 10 гривен можно приобрести подробный план древнего города — тогда точно не заблудитесь! Подъем на гору трудный, занимает около часа по круто поднимающейся вверх лесной тропе.

Что почитать перед дорогой
1. На официальном сайте Симферопольской и Крымской епархии много полезной информации: http://www.crimea.orthodoxy.su
2. Литвинова Е. М. Крым. Православные святыни. Путеводитель. Симферополь, 2007
3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография.

Марина НЕФЕДОВА