Мы рождены чтобы жить совместно. «Мы рождены, чтобы жить полной жизнью. Мы рождены чтобы жить

Депрессия – с этим диагнозом все чаще сталкиваются жители больших (да и не небольших) городов.

Из-за тяжелого ритма жизни, проблем в семье или на работе, кризиса, люди становятся раздражительными, забывают, что такое радость, у них ухудшается память и работоспособность.

Это проявляются основные признаки депрессии.

Этот недуг ни в коем случае нельзя оставлять без внимания – от него нужно избавляться! Современный и наиболее эффективный подход при лечении депрессии – это психотерапия.

Психотерапия – это особая система лечения психических расстройств у человека.

Проводит ее, как правило, психотерапевт, устанавливая тесный контакт с пациентом путем бесед и обсуждений.

Очень часто к разговорам о проблемах, специалист добавляет и один из методов психотерапевтического воздействия – конгитивный, поведенческий, медикаментозный и другие.

Здесь многое зависит от тяжести и степени заболевания человека.

Не стоит путать психотерапию с психиатрией и психологией – это совершенно разные вещи. Если психология – это наиболее мягкий способ воздействия на психику человека, то психиатрия – это высшая степень воздействия. Психотерапия находится посередине между этими двумя понятиями.

Психотерапия очень тонко воздействует не только на психику пациента, но и на его организм: благодаря регулярно проводимым сеансам, больной находит внутреннюю гармонию с самим собой. А, так как многие считают, что все проблемы со здоровьем берутся «из головы» и проявляются посредством самовнушения, то психотерапия нередко помогает справиться и с отдельными физическими недугами.

Депрессия – это расстройство психики человека, которое имеет следующие симптомы:

  • упадок сил;
  • плохое настроение;
  • нежелание радоваться жизни;
  • пессимизм;
  • снижение самооценки;
  • отсутствие интереса к работе, семье и т.д.

Депрессия сегодня – одно из самых распространенных психических расстройств. При этом ей страдают как взрослые, так и дети. По гендерному признаку чаще всего ей подвержены женщины.

К счастью, сейчас депрессия успешно лечится, будь она хронической, стрессовой или находится в любой степени тяжести.

Одним из самых эффективных методов борьбы с этим недугом является как раз психотерапия.

Нередко она применяется вместе с медикаментозной терапией.

Психотерапевт при работе с клиентом старается выявить все его личные проблемы и личностные переживания, тонко проработать их, постараться изменить уровень мышления пациента. После сеансов, как правило, у человека меняется восприятие, он учится принимать себя и окружающих такими как они есть, получает эмоциональную поддержку и в итоге – разрешение своих внутренних проблем.

Депрессия – это то заболевание, к которому отнестись следует со всей серьезностью. Нередко она приводит к тому, что человек начинает безмерно употреблять алкоголь, становится наркозависимым, его посещают суицидальные мысли.

Виды психотерапии

Сегодня видов психотерапии существует очень много. Они делятся на различные группы и по-разному классифицируются, в зависимости от типа воздействия, количества человек-участников процесса, по технике применения. Самые распространенные виды психотерапии следующие:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • рациональная;
  • конгитивная;
  • поведенческая;
  • игротерапия;
  • гештальттерапия;
  • цветотерапия;
  • библиотерапия;
  • сугесстивная.

Подробнее рассмотрим основные из них.

Групповая терапия – вид терапии, в котором принимают участие несколько человек, в том числе и психотерапевт. Здесь широко применяются все взаимоотношения людей, состоящих в группе.

Индивидуальная терапия – в этом случае сеанс проводится только между одним пациентом и специалистом. Психотерапевт глубоко изучает личность пациента, находит причины возникновения депрессии и проводит необходимую терапию и коррекцию мышления.

Рациональная — в основе нее лежит переубеждение пациента, пересмотр его отношения к внешним воздействиям, прошлому и будущему, жизненным ситуациям и так далее.

Сугесстивная терапия – это внушение, своего рода гипноз, когда человеку внушаются те или иные мысли, способствующие изменению сознания.

Гештальттерапия – поиск целостности человека с самим собой.

Цветотерапия – метод, до сих пор не признанный традиционной медициной, однако, применялся он еще в древние века. Он основывается на суждении, что различные виды энергии оказывают влияние на организм человека, в том числе и цветовая энергетика. Здесь психические расстройства рассматриваются с точки зрения нарушения цветового баланса. Задача терапии – этот баланс отыскать и восстановить.

Как правило, во время лечения депрессии психотерапевт применяет сразу несколько видов терапии относительного того, какой ее вид подходит конкретному пациенту в конкретном случае.

Методы

В мире существует более 400 видов и методов психотерапии, которые применяются для лечения различных психических расстройств. Однако для лечения депрессии специалисты чаще всего используют следующие:
  • конгитивно-поведенческую;
  • экзистенциальную;
  • психодинамическую;
  • интерперсональную;
  • клиент-центрированную.

Конгитивно-поведенческий метод терапии – это способ, который помогает выявить негативные жизненные установки у пациента, привитые ему обществом, семьей и ставшие ему привычными. При поведенческой терапии человек учится правильно, позитивно относиться к жизни и избегать неприятной для себя деятельности – как правило, той, которая стала причиной развития депрессии. Он избавляется от негативных мыслей, начинает видеть себя в другом, лучшем свете. Этот способ терапии позволит в будущем предупредить рецидив депрессии.

Интерперсональная или межличностная методика – это способ лечении, при котором человек учится жить в социуме, правильно общаться с другими людьми, выстраивать с ними комфортные для себя отношения. Метод применяется, если причиной депрессии стали именно межличностные отношения: в этом случае больной всеми силами старается избегать контакта с людьми, старается отгородиться от внешнего мира, у него снижается самооценка. При помощи интерперсональной терапии специалист выясняет причины возникновения депрессии и подбирает пути решения проблемы. Отметим, что очень часто такая терапия применяется для помощи людям, потерявшим близкого человека, вышедшим на пенсию, обнаружившим у себя тяжелое заболевание.

Экзистенциальная терапия . Она помогает человеку переосмыслить жизнь, жизненные ценности, выбранный жизненный путь. Пациент учится принимать на себя ответственность за принятые решения.

Психодинамическая терапия – метод, который помогает избавиться от негативных воспоминаний о прошлом. Очень часто человек, сохранивший в памяти какое-либо неприятное воспоминание о событии, случившемся с ним в годы детства, юности или просто очень давно, снова возвращается к этим событиям и впадает в уныние, ностальгирует. Однако, такое возвращение в прошлое может окончиться депрессией. Во время проведения психодинамической терапии человек избавляется от негативных воспоминаний и учится жить здесь и сейчас.

Клиент-центрированный метод – основная его суть — понять, как клиент воспринимает себя, и, при необходимости, подкорректировать восприятие. Здесь на первый план выходит тесный контакт психотерапевта и больного. Сеансы проходят в доверительной и уютной атмосфере, пациент чувствует, что его понимают и принимают его таким, какой он есть. Человек учится принимать себя и окружающих людей и при этом учится получать удовлетворение от общения с ними.

Человек не должен бояться похода к специалисту. Порой психотерапевтические методы оказываются даже эффективнее, чем медикаментозные.

Какой метод психотерапии подойдет конкретному человеку сможет определить только опытный терапевт, так как очень часто применение какого-либо способа зависит от наличия определенных жизненных ситуаций, психологического состояния пациента, степени тяжести депрессии.

Главное помнить, что гармония с самим собой – это главное богатство человека и залог его счастливой жизни. Поэтому на психотерапевта не стоит жалеть ни времени, ни средств.

Выйти из затяжной депрессии бывает очень сложно, но даже в таком состоянии не каждый решается пойти к специалисту. помогут справиться с угнетенным состоянием.

Обзор препаратов от депрессии и стресса смотрите на странице. Антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства и другие группы лекарственных средств.

Видео на тему

Чтоб жить могли мы много-много лет,
Чтоб мир наш был свободен от тревог,
Чтоб он не утопал в трясине бед,
Нам дарит Свет
наш Всемогущий Бог.

Чтоб жизни цель была прозрачна и ясна,
Чтоб спорились великие дела,
И чтоб в душе всегда была весна,
Должны мы раз и навсегда понять,
Что все мы, люди, словно зеркала,
И надо зеркала
полировать.

Я должна все увидеть, осмыслить, понять,
Я должна ощутить на себе, осязать,
Я обжечься должна, на ветру леденеть,
Чтобы снова свободно дышать, жить и петь.
Чтобы силы набраться – разбиться должна,
Чтобы свет вновь увидеть – должна быть и тьма.
Чтоб добиться кристальной вокруг чистоты
Я должна лабиринтом пройти пустоты.
Я должна удержать, я должна отразить,
Я должна ухватить эту тонкую нить,
Я должна устоять на краю, не упасть,
Чтобы жить…

Белый снег над землёй веет,
Обречённо и так беспечно.
Я хочу умереть скорее,
Чтобы быть молодым вечно!
Жизнь проблемы всегда прочит,
Сердце скоро во льдах сгинет.
Я всё жду, когда мир дрогнет
И меня таковым примет.
Злой мороз принесёт муку,
Занесёт меня вмиг порошей...
Ты подай мне свою руку,
Стану я для тебя хорошим.
Если сердце твоё хочет,
Изменюсь ради той ласки,
Что личины собой топчет,
Разрывает в куски маски.
Что ведёт за собой веру,
И надежду ведёт тоже.
Позабыл я свою...

Мы в ошибках виним суету:
Ею просто себя оправдать,
Ведь в служении верном тельцу
Мы забыли, что есть благодать,

Что в пленительном звоне монет,
Приглушен уж давно детский смех,
Шум дождя расстрелял фальконет,
Никого не страшит слово «грех».

Мы не видим под золотом медь,
Имитацию света, добра,
А иконе, увы, почернеть,
Вновь пришлось, чтоб признали: «жива».

Пусть не так уж и мертв этот век,
Вот старушка спешит к алтарю,
Чтоб поставить свечки за всех,
Помолиться за грешных Ему...

Господи, дай силы, чтобы жить!
Дай мне силы жить одним Тобою!
Дай мне силы жить лишь для Тебя,
Лишь Тебя в душе своей имея,
И надеясь только на Тебя
Самою надёжною надеждой,
Что Ты всем живущим подарил
В милости Твоей и благодати;
Чтобы всё Тобою лишь жило
И Тебя лишь только прославляло
Бескорыстно, радостно, легко,
Вдохновенно, искренно, блаженно! (2011)

Я снова потерял язык:
На глубине смолкает разум.

2.
Очищенный язык смолкает:
На глубине волнений нет.

3.
Безмолвие души – примета,
Что погрузился глубоко.

4.
Безмолвие души полнее
Любых богатых языков.

5.
В безмолвии мы видим суть.
В безмолвии – не ошибёшься.

6.
Безмолвие – основа жизни.
Я замолкаю, чтобы жить.

Нужен солнечный свет,
Когда дождь за окном,
Нужен дождя мокрый след,
Когда засуха кругом.
...Одиночества и тишину,
Когда суета и шум вокруг,
Нужно друзей весёлых толпу,
Когда одиночество-твой друг!
Хочется любви в тот час,
Когда слёзы в глазах, грусть и пустота,
Хочется, чтоб была вторая пара глаз,
Когда чёрная пугает темнота...
Нужен друг, хороший друг,
Когда враг поднимает руку,
Нужен враг, если вдруг
Захочешь ты проверить друга...
Когда оскорбления сердца ранят,
Нужен всего...

Тебя мне жалко не умеющий летать.
Презренья нет к тебе упавший.
Меня не сможет никогда понять.
Полёта и падения не знавший.
Не обижаюсь на тебя,ошибку допустивший.
Невольно этим причинивший зло.
Тебе прощаю,о прощении просивший.
Хочу чтоб в жизни всем всегда везло.
Так не бывает - скажут мне.
И, к сожаленью будут правы.
Но будем мы летать,хотя бы иногда во сне.
И никогда вам не найти на нас управы!
Вам умным, правильным - живущим по расчёту.
И не умеющим смеяться и мечтать.
На...

МБОУ « Осиновская гимназия им.С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района РТ»

Эссе

Мы рождены, чтобы жить совместно.

(на муниципальный этап республиканского конкурса творческих работ

«Конкуренция глазами школьника»)

Работу выполнила:

Хасмутдинова Альбина Галимджоновна

ученица 10 класса

Научный руководитель:

Сафиуллина Нурия Ахматовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Осиновская гимназия

им.С.К.Гиматдинова Зеленодольского

муниципального района РТ»

Осиново- 2016

Конкуренция- это соревнование, соперничество за право обладать чем-то, достижение цели. Конкуренция существует во всех отраслях нашей жизни: в экономике, торговле, искусстве, шоу-бизнесе, в образовании…

Конкуренция преследует нас везде и всюду. В детстве мы конкурируем с другими детьми. Пока мы учимся в школе, мы конкурируем с одноклассниками. В школьном возрасте дети становятся максималистами и конкурируют чуть ли не со всеми. В школе, а особенно в средней, дети иногда завидуют друг другу, соперничают между собой, потому что хотят быть лучше, умнее и красивее других детей.

Когда мы поступаем в институт, конкуренция возрастает, и мы конкурируем с сокурсниками. А когда мы становимся взрослыми, то конкурируем со своими коллегами, даже с соседями по дому. На самом деле, конкуренция никуда не уходит и остается с нами навсегда. Пока в школе есть оценки, в вузах-конкурс на бюджетные места и на работе- зарплата, конкуренция будет и никуда не уйдет. Жизнь показывает, что нужно быть лучшим, желание превосходить других есть в каждом из нас.

Наверное, все задумывались над вопросом "Конкуренция- это хорошо или плохо?!". Я считаю, что конкуренция- это хорошо, и она взаимовыгодна для соперников. Они стремятся стать лучше, соперничают за лучшие результаты, лучшие условия жизни, стремятся не отстать от других- все это приводит соперников к прогрессу. В качестве примера можно взять конкуренцию в вузах на вступительных экзаменах, когда на престижные профессии огромный конкурс на вакантные места. Многие школьники стремятся хорошо сдать экзамены, чтобы среди лучших быть лучшими. Конкуренция - это положительный фактор. Ведь пытаясь обойти своих конкурентов, нынешний школьник старается сделать все, чтобы улучшить знания, показать себя с хорошей стороны, добиться больших успехов в тех предметах, которые ему пригодятся в жизни.

Я думаю, что конкуренция может по-разному влиять на людей. Поэтому очень важно: насколько правильно мы воспользуемся своими природными задатками и к каким целям мы придём! Иногда конкуренция дает тебе силы двигаться дальше и развиваться. Ведь желание всех победить- эффективный стимул к действию. А иногда она просто убивает тебя, что ты не хочешь идти вперед, кажется, что у тебя недостаточно сил для борьбы. В таком случае надо немного отдохнуть и двигаться дальше по лестнице успеха.

Но так же есть и третий тип воздействия конкуренции на людей. Это когда ты готов пойти на все, даже на самые подлые и ужасные вещи, чтобы победить.

Расскажу вам одну историю о том, как конкуренция и борьба за победу заставила человека задумать подлый поступок и желание совершить его.

После окончания 9 класса я мечтала поступить в театральное училище в г. Казани. Конкурс был очень большой, огромная конкуренция, и мы все знали, что кому-то придется покинуть поле битвы. Все очень переживали и старались изо всех сил показать свои способности и таланты, и в конечном итоге набрать много баллов и поступить. Борьба была честная, педагоги выбирали наиболее талантливых абитуриентов. Среди поступающих была у нас одна девочка (не буду называть имени), которая не могла смириться с тем, что она не сможет поступить. Она готова была сделать все, чтобы сместить кого-нибудь со своего пути, в надежде, что таким образом сможет выиграть борьбу. Однажды вечером она мне написала sms и предложила одну идею, из-за которой я перестала ей доверять и узнала, какой она коварный человек. Она мне предложила подсыпать слабительное в бутылку с водой и дать эту воду тем (было очень жарко и все пили воду), кого она считала сильнее её. Я, конечно же, не согласилась. Я понимала, что ей не удастся сломить более способных детей, но мне очень не понравилась её идея, я была просто возмущена! Я хотела поступить в училище честно и не подставлять других.

Я думаю, что конкуренция между школьниками- самая опасная и сильная конкуренция. Ведь школьники-подростки непредсказуемые. Ради права быть лидером или чтобы показать силу и знания, они могут совершить подлость и не раскаяться. Нельзя добиваться успеха с помощью шантажа, оговора, обмана, зависти, нельзя бросать в беде человека. Сенека, римский философ, говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно. Наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Конкуренция это как в . Если вы проиграли, всегда можно сыграть еще один раунд. Драться необязательно. Здоровая конкуренция существует в любом обществе, как в большом государстве, так и в небольшом коллективе. Это не война, а честная борьба. Но если школьники достаточно умны, чтобы не совершать глупых поступков, то конкуренция идет им только на пользу. Ведь именно конкуренция заставляет всех нас двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом, она стимулирует человека, мотивирует его к лучшему .

В нашем классе также существует конкуренция, как среди мальчиков, так и среди девочек. Все мы стараемся показать себя, свои знания и умения и быть лучше других. Часто мы задумываемся: «Кто добился успеха? А чем я хуже ее? . С кем бы мне хотелось сегодня посоперничать и доказать себе, что я лучше?» Конкуренция- самый лучший вид мотивации. Увидев чужую дружбу, нужно не завидовать, а найти себе тоже настоящих друзей. Поняв, что кто-то делает что-то лучше тебя, можно научиться, натренироваться и достигнуть тех же результатов и даже лучше. В нашем классе мы помогаем друг другу в учебе. Марк Аврелий, римский император 2 века, говорил: «Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть нижней». И именно эта дружба и взаимопомощь помогает нам хорошо учиться, получать высокие оценки и не отставать от других. Получается, что конкуренция помогает нам добиваться определенного результата без ущерба самолюбию.

Я считаю, нельзя злоупотреблять конкуренцией, так как она может уничтожить внутреннюю мотивацию, что приведет к тому, что целью обучения, например, у школьников, станет получение хороших оценок, а не новых знаний.

Я думаю, что конкуренция необходима, потому что именно она помогает человеку достигать своих целей.

Если кто-то оказывается впереди, то другой, естественно, оказывается последним. Не надо обижать тех, кто не сумел стать первым , надо помочь ему. Вот такой свод правил я советую всем людям на свете, а в особенности тем, кто соперничает друг с другом.

1.Если наш конкурент меньше нас или слишком слаб, мы все равно должны относиться к нему, как к равному. И наоборот, если наш конкурент гораздо сильнее нас, не надо бояться его, надо брать с него пример и стремиться к тому же, чем обладает он.

2. Когда вы конкурируете друг с другом, избегайте ненависти и зависти, они вас погубят.

3.Не стремитесь опорочить другого только от того, что тот успешнее вас.

4.Не отнимайте у другого то, чего нет у вас, добивайтесь этого сами.

5.Боритесь за привилегии в честной борьбе.

Таким образом, вся наша жизнь- это постоянная конкуренция и нужно быть к этому готовым. Но не нужно всегда стремиться быть похожим на других или быть лучше их. Иногда нужно быть собой, ведь все мы уникальны по-своему.

Галина Иванченко – доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор Государственного университета – Высшая школа экономики. Автор нескольких книг, среди которых «Логос любви» (Смысл, 2007).

Psychologies: Таланты, знания, интуиция… Почему не всем удается полноценно воспользоваться этим богатством?

Галина Иванченко:

Социум, в котором мы живем, крайне редко дает нам возможность проявить наши лучшие качества. И мы теряем связь с нашими талантами, лучшим в себе. В то время как творческим потенциалом действительно обладает каждый из нас. Американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) говорил в этой связи о «человеческом потенциале». Он считал, что наш личностный рост во многом зависит от того, насколько мы реализуем свою глубинную творческую потребность, которая особенно очевидна в детстве: каждый ребенок по-своему творец. Но с возрастом все меняется – взрослея, дети начинают ориентироваться на одобрение взрослых, которые редко бывают готовы принимать их фантазии и идеи. И дети начинают подлаживаться под стандарты. Американский психолог Пол Торранс (Paul Torrance) приводит интересные данные: около 60% выдающихся ныне людей были неуспешны в школе*. Причина та же – их креативность и одаренность не вписывались в действующую систему.

Но мы живем в мире, который постоянно побуждает нас к достижениям. Разве это не стимул к творческим поискам нашего лучшего «Я»?

Сегодня эти поиски, как правило, связаны с конкуренцией, со стремлением «быть лучше других». Но в большинстве случаев такая соревновательность и гонка за достижениями мешают нам понять, что далеко не все сводится к шкале ценностей, которую предлагает общество, что внутри каждого из нас есть что-то позитивное, что необходимо развивать. В результате у многих людей эта творческая сила подавлена и между ней и личностью образуется глубокая пропасть.

Насколько нова эта тенденция?

Когда у нас возникает желание найти настоящие достоинства?

Потребность в этом обычно возникает у тех, кто уже приобрел некоторый жизненный опыт: сменил несколько мест работы и даже профессий, побывал в разных странах, но… так и не встретился с самим собой. Другая причина скрывается в том, что качество нашей ежедневной работы часто не зависит от того, проявим ли мы лучшее в себе или лишь формально выполним обязанности. Так возникает ощущение собственной заменимости, но именно оно подталкивает нас искать свои скрытые качества, способности, достоинства.

Можно ли обрести себя настоящего, опираясь только на свои лучшие качества? Не закрываем ли мы при этом глаза на собственные слабости, занимаясь по сути самообманом?

Наша задача – видеть в слабых и в сильных сторонах инструмент для личного самосовершенствования. Благодаря сильным качествам стремиться к чему-то большему, а слабые не рассматривать фаталистически («Какой ужас!»), а иметь мужество признать их, работать с ними, искать ситуации, где риск их проявления минимален. Задача каждого человека – достичь того, что может только он, опираясь на уникальную комбинацию своих сильных и слабых сторон.

Что бы вы посоветовали тем, кто искренне расстраивается: «У меня нет никаких талантов…»?

Я бы сказала, что, меняя свою жизнь, важно сохранять осторожность, благоразумие, бережность – словно обращаешься с другим человеком, а не с собой. Если человек до сих пор не узнал себя, потому что никогда не оставался с собой наедине, стараясь не думать о себе и своей жизни, ему нужно использовать любую возможность, чтобы услышать свой внутренний голос, понять, что вызывает скуку, а что – удовольствие.

Скука и удовольствие – это критерии того, по какому пути мы движемся – верному или ложному?

Да, и особенно полезно обращать внимание на скуку! Скука – это шанс встретиться с собой, почувствовать, что мы переросли какие-то свои занятия или отношения. С удовольствиями сложнее. Если ограничиваться только незамысловатыми удовольствиями, не требующими от нас душевного труда (например, вечер с чипсами перед телевизором, постоянное чтение непритязательных детективов), мы остановимся в своем внутреннем развитии. К тому же такими ощущениями легко пресытиться. Удовольствия же иного порядка – неформальное общение, новые знания, творчество, просто хороший (качественный) фильм или роман – хотя порой и требуют от нас усилий, дают нам ощущение радости от того, что мы развиваемся, меняемся, движемся вперед... к самим себе.

* P. Torrance «Creativity in the Сlassroom». National Education Association,1977.

Удачно сложенная пирамида

Что движет нашим поведением? Какие мотивы и потребности заставляют нас быть активными, деятельными, не бояться ошибок, рисковать? Крупнейший американский психолог Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) считал, что есть несколько групп потребностей: часть из них восполняет то, в чем мы ощущаем нехватку, другая – это потребности роста, развития*. Но пока не удовлетворены низшие (физиологические) потребности, мы не можем стремиться к духовным достижениям (если нас мучает жажда, вряд ли мы станем думать о чем-то другом). Идея пирамиды потребностей впервые была опубликована в 1943 году. Через 11 лет Маслоу отказался от идеи иерархии: он признал, что нередко те, кто испытывает голод, холод или потребность в безопасности, обнаруживают в себе стремление к высшим мотивам, связанным с творчеством и стремлением к саморазвитию.

  • Потребность в самоактуализации, максимально полном раскрытии своего потенциала.
  • Потребность в уважении: в положительной самооценке, в признании и уважении со стороны других.
  • Потребность в привязанности, принятии, присоединении и любви.
  • Потребность в безопасности: нам важно чувствовать защищенность, уверенность и стабильность.
  • Физиологические потребности в пище, воде, отдыхе, сексе.

* А. Маслоу «Мотивация и личность» . Питер, 2007.

Об этом

  • Карл Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека» Прогресс Универс, 1994.
  • Ролло Мэй «Мужество творить» Инициатива, ИОИ, 2001.