"Настоящие шаманы существуют до сих пор. Самые сильные в Сибири" - источник

Мало кто знает о таком уникальном явлении как сибирский шаманизм. Даже сами сибиряки имеют смутное представление о содержании этой части культуры коренного населения Северной и Центральной Азии.

Кстати, слово "шаманизм" пришло к нам из эвенкийского языка и означает оно "тот, кто знает". Отношение к шаманизму у современного человека строится на скупых упоминаниях из школьного курса, детских сказках, домыслах и слухах.

В результате взгляд на это сторону культурной жизни многих народов приобретает весьма упрощенный и стереотипный вид. Давайте же взглянем на шаманизм под другим углом, развенчав попутно несколько мифов о данной стороне быта коренных сибирских народов.

Шаманизм - крайне примитивное явление. Обычно шаманизм считают примитивной верой отсталых народов, далеких от цивилизации. В разные исторические эпохи подобными эпитетами награждались Китай, Япония, Ближний Восток. Сегодня же мало кто сомневается в высоком культурном уровне этих народов, отмечая особенный менталитет, культуру, жизненные позиции. Сегодня трудно провести четкую грань между цивилизованными и примитивными народами. Если отталкиваться от экономического благосостояния, то стоит ли развитие региона потере привычной среды обитания народов Восточной Сибири? Можно говорить о низком уровне знании и примитивности цивилизованного мира, который допускает экологические проблемы, что говорит о непонимании взаимодействия человека с природой. Можно сравнить автомобиль и лошадь, для европейских ценностей машина - показатель цивилизации. Авто позволяет быстро перемещаться, требует не так много ухода. Лошадь же - живое существо, с которым еще нужно найти контакт, это не машина, не вещь. Так где же кроется примитивизм? Мы считаем глупостями то, о чем говорят шаманы - истории о духах, которые и являются источниками бед, несчастий, приобретений. Но такой атеистический подход отвергает и все другие религии. Ведь любая религиозная конфессия зиждется на постулатах, которые принимаются исключительно на веру. Нельзя считать шаманизм более простым по сравнению с другими религиями, ведь одним и те же явлениям придается просто разный смысл и терминология. Когда-то для конкистадоров и инки были примитивными существами, которых следовало покорить и ограбить. Сегодня же мы находим загадки древних народов и не можем до конца разгадать их. Мы не можем до конца понять шаманизм, так как не имеем полной информации о его структуре и иерархичности. А ведь эта вера по сложности не уступает и мировым религиям.

Шаманы патологичны и неполноценны. Этот миф возник вместе со становлением патопсихологии. В разное время ученые выделяли в поведении шаманов эпилепсию, энцефалопатию нервные болезни, истерию и т.д. Такую точку зрения во многом подпитывали и шаманы своими рассказами о некоей "шаманской болезни". Однако внимательное рассмотрение обнаруживает черты, которые не вписываются в общепринятый подход. К примеру, значительное число патологических симптомов, наблюдаемых в состоянии транса, в повседневной жизни замечены не были. Любопытно, что во время шаманского камлания вес облачения священника мог доходить до 20 кг, ритуал мог длиться всю ночь. Все это время шаман бил в бубен и танцевал, прыгал. Читал заклинания. Исследователи полагают, что хаотические движения с такой нагрузкой попросту бы разгромили бы все жилище, однако такого не происходит. Следовательно, шаманы четко осознают все происходящее, рассчитывая свои движения, отвергая доводы о несостоятельности. Исследование же психологических особенностей шаманов показало, что их память и способности к самоконтролю намного выше средних. Зачастую именно шаманы являются носителями устного эпоса. Якутский шаман в общеупотребительном словаре имеет 4000 слов, тогда как его поэтический словарь включает 12000 слов. Это свидетельствует о богатом внутреннем мире шамана, он способен передать и осознать большой опыт.

Последователи шаманизма сами примитивные люди. Нам как минимум странно слышать об одухотворенности неживой природы. Однако в повседневной жизни часто мы относимся к окружающим предметам, как к живым. Шаманизм просто последователен, отфильтровывая именно те случаи, которые демонстрируют одухотворенность неживого мира. К тому же многие образованные люди в Сибири, с высшими образованиями, имеющие высокий социальный статус и доход нет-нет, да и остановятся на местах почитания эжинов-хозяев местности. Кто-то ленточку повяжет, кто-то бросит монетку или конфету, а кто-то брызнет алкоголя. Фактически, проживая совместно с коренными народами, пришельцы со временем перенимают их поведенческие модели. Сегодня в сибиряке можно встретить нотки христианства, буддизма, шаманизма, атеизма и мусульманства, при этом они соседствуют без особых разногласий.

Шаманы и их культура асоциальны. Что же такое эта асоциальность? Прежде всего шаман представляется нам человеком в старом чуме в тайге, окруженный дикими животными. Настроены шаманы против человека, отнимая души и жизни, относясь к нуждам других с пренебрежением. Шаманизм, якобы не ориентирован на такое общество, в котором не решаются социальные задачи, основой является общение с потусторонним миром. Первая часть утверждения отчасти верна. С некоторых пор шаманы разделились на белых и черных, в зависимости от интересов. Сегодня черные шаманы - потомки тех, кто при переходе общины от охоты к скотоводству не захотели отказываться от своих амбиций и подстраиваться под изменяющуюся среду. Основной интерес для них представляет человек и его взаимодействие с природой и миром в целом. Считается, что такие шаманы способны путешествовать в нижние и реже в верхние миры. По сути, это - целители, которые могут вести борьбу с духами. Обычно такие люди предпочитают уединенный образ жизни, хотя семейных забот не избегают, обзаводятся потомством. Белые же шаманы выполняют роль сказителей, выполняя обряды для нужд целой общины - взывая к высокой урожайности, во избежание болезней и т.д. Такие люди устанавливают связь между природой и обществом, в нижние миры они путешествовать не могут. Проще говоря, белый шаман занимается профилактикой, а черный - борьбой. Белые шаманы являются активными членами общества, ведут как и все хозяйство, создают семьи, однако руководителями фактически не являются, довольствуясь ролью духовных лидеров. Относительно отношения к другим людям следует отметить, что шаманы являются продуктом своего общества, все зависит от окружения. Похищение душ и наведение мора - это работа для черных шаманов, которые в силу своих особенностей и способностей вынуждены участвовать в этой стороне жизни общины. Причиной таких действий может являться обида власть имеющего, подобные явления имеют корни в самом общественном укладе. В нашем современном мире и среди других конфессий есть истории, которые компрометируют суть учения, так что шаманизм в этом плане более искренен. Для шаманов находится в обществе своя ниша, хотя по большому счету такие истории больше звучат в сказаниях, в современном мире людей, способных на этом уровне навредить другим очень мало. Преемственность постепенно сходит на нет. Шаманы обладают ценностной ориентацией, которая стремится сохранить природное окружение, в котором и вырос человек. Шаманизм возвращает людей к природе, сохраняя невидимые связующие нитки. Существуют некоторые табу, которые и демонстрируют трепетное отношение к природе. Шаманы считают, что необходимо что-то непременно отдавать взамен, если уж взял что-то. Срубленное дерево необходимо окропить кровью, извиниться перед сорванным цветком. Такие действия готовят сознание к бережному отношению к природе или же, как модно говорить, формируют экологическое сознание.

Шаманизм по сути - искаженная версия буддизма. Этот миф был сформирован нашими учеными в первой половине двадцатого века. Считалось, что буддизм, распространившись на север с Тибета, трансформировался местными племенами в шаманизм. Для доказательства версии проводились параллели между обрядами, костюмами, атрибутами и т.д. Качества буддийских и шаманских масок для обрядов отличались - возникло предположение, что племена шаманской веры заимствовали их у буддистов. Буддистская же практика Чод трансформировалась в шаманскую болезнь. Однако исследования, проведенные уже позже, показали, что шаманизм присущ не только Сибири - подобные верования существовали и в других частях света, во всех вообще культурах на определенных этапах развития. Сегодня можно с уверенностью назвать шаманизм прарелигией. Во всех мировых религиях и их потомках мы можем выделить элементы более древних воззрений на мир, которые и относятся именно к мировосприятию шаманизма.

Шаманизм является черной верой, в итоге душа отдается дьяволу. Часто можно услышать, что шаманизм отрицает наличие единого бога, шаманизм - языческая вера, которая ведет к отягощению кармы, запутанности. Такие мнения доносятся со стороны других конфессий. Главное, что заложено в данном мифе - это цели и методы. Отличительной особенностью большинства людей является то, что они постоянно что-то ищут - лучшее, большее. Именно эту нестабильность и пытаются преодолеть религии, в том числе и шаманизм. Шаманы помогают преодолеть внутренний дисбаланс и найти себя в гармонии с природой. Все заболеваний человека - физически и психические, есть проявлениями внутренней дисгармонии, поэтому в шаманизме так и распространены суеверия и табу, чтобы не нарушать гармонию, приметы, чтобы диагностировать появляющиеся признаки разлада, гадания и другие эксцентричные действия. Главная цель всего это, повторимся, поддержка и диагностика связи с миром, которая нарушена вследствие жизненных обстоятельств.

Шаманизм непонятен для человека, так как слишком абстрактен. Данный миф возникает из-за сбоя в понимании, которое основывается в своей сути на мыслительном процессе. Для понимания необходимы опыт и слова для его описания. Другим аспектом понимания является соответствие новой информации со старыми представлениями. Мы знаем, что шаманист поклоняется духам. Дух для нас - некая потусторонняя сила, влияющая на мир и на нас. Обычно так мы представляем Бога. Шаманизм говорит, что духов много, мы же логично приходим к тому, что присутствует многобожие. В данном случае происходит интерпретация опыта, а непосредственно он сам отсутствует. В русской культуре само слово поклонение происходит от "поклон", то есть выражение почтения, уважения и покорности, а вот шаманист относится иначе к духам. Применительно к нашим понятиям можно сказать, что шаманы воспринимают духов больше как хозяев местности, на которой люди - всего лишь гости. Причина разногласий лежит всего лишь в неправильной интерпретации опыта и слов, шаманизм всего лишь иначе трактует реальность.

Введение 4

1. О шаманах и шаманизме 5

1.1 Шаманский дар 6

1.2 Обретение шаманских способностей 7

1.3 Основные цели шаманизма. 8

1.4 Ритуальные атрибуты 8

1.5 Методы деятельности шамана. 10

2.1 Отбор шаманов в Западной и Центральной Сибири 12

2.2 Отбор у тунгусов 14

2.3 Отбор у бурятов и алтайцев 15

2.4 Обучение шаманству 17

2.5 Обряд посвящения шамана у нанайцев 18

2.6 Внешние черты обряда у нанайцев. 18

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Введение

Шаманизм - это прежде всего сибирское и центральноазиатское религиозное явление. Это слово пришло к нам через русский язык от тунгусского шаман. Шаманизм как таковой был обнаружен и описан первыми путешественниками по различным регионам Центральной и Северной Азии. Позже подобные магико-религиозные явления были зафиксированы в Северной Америке, Индонезии, Океании и т. д. Однако сразу же необходимо отметить, что наличие какого-либо шаманисткого феномена в том или ином регионе вовсе не означает, что магико-религиозная жизнь данного народа сосредоточена именно вокруг шаманизма. То есть, это не исключено (пример - некоторые районы Индонезии), но это не самый распространенный случай. Обычно шаманизм сосуществует с другими формами магии и религии.

Шаманы - это личности, выделяющиеся на фоне своих обществ определенными чертами, которые в культурах современной Европы считаются признаками "призвания" или, по крайней мере "религиозного кризиса". От остальных членов сообщества их отличает интенсивность их личного религиозного переживания. Другими словами, более корректным было бы отнести шаманизм к мистическим, а не к "религиозным" феноменам. Шаманизм всегда остается техникой достижения экстаза как прерогатива определенной элиты, составляя в некотором смысле мистическое ядро данной религии. Народы, считающиеся "шаманскими", приписывают существенное значение экстатическим экспериментам своих шаманов; этот опыт касается непосредственно каждого, так как именно шаманы с помощью своих трансов исцеляют соплеменников, провожают их покойников в Царство Теней и служат посредниками между ними и их богами - небесными или адскими, большими или малыми. Эта избранная мистическая элита не только управляет религиозной жизнью общества, но и определенным образом заботится о его "душе". Шаман является великим специалистом по человеческой душе; только он "видит" ее, поскольку знает ее "форму" и предназначение.

О шаманах и шаманизме

Находки украшений-амулетов, фигурок птиц и людей, а также изображения животных, и особенно древние погребения свидетельствуют о том, что у первобытных обитателей Сибири достаточно развитые представления об окружающем мире. При этом мир они воспринимали немного иначе чем мы. Их представления о мире носили ярко выраженный мистическо-религиозный и мифологический характер.

Мир сибирских народов с глубокой древности и до начала XX столетия был населен множеством богов и духов. По верованиям древних духи жили повсюду: в небе и в воздухе, в камне и в дереве, в воде и в земле. Им подчинялись природные стихии, животный и растительный мир и, конечно, человек. Духи могли быть добрыми и злыми, могучими или слабыми, они помогали и вредили, защищали и нападали, также как люди, они радовались, огорчались, любили, ненавидели, дарили, отбирали, благодарили и вымогали. В повседневной жизни люди с глубокой древности постоянно общались с миром духов, приносили жертвы и просили о помощи. Духи добрые и злые постоянно находились рядом с человеком, образуя свой загадочный и непостижимый мир. Их представляли в разных обличиях: в виде зверей, птиц, грозных воинов, красивых девушек, сморщенных старух, уродливых чудовищ и прочих неведомых существ. Люди изготавливали их фигурки, заменяющие самих духов. Кормили, наряжали, дарили фигуркам вещи, говорили с ними. Может быть остатки фигурок таких духов и богов нашли археологи в Мальте и Бурети. Люди верили, что жизнь каждого человека и любого коллектива зависела от воли богов и духов, и от того, какие отношения складывались у людей с этим незримым миром.

Мир духов действительно был незримым, ибо простому человеку не дано было его видеть или слышать. Только немногие, избранные самими духами, могли проникнуть в этот мир, чтобы встретиться с потусторонними существами, говорить с ними, просить о помощи и даже вступать с ними в опаснуюю битву, защищая сородичей. Таких людей в Сибири называли шаманами. Большинство ученых считает что первые шаманы появились в эпоху верхнего палеолита. Не исключено, что это именно они изготавливали амулеты-украшения, отпугивающие от сородичей злых духов.

Традиционно шаманы играли важную роль в жизни своих соплеменников. Связанные с широким кругом людей, они являлись защитниками и посредниками между миром людей и миром духов.

Шаман - посредник, избранный духами. Важную роль в становлении личности шамана играли обряды посвящения, увеличения сакральной силы и обретения им статуса Большого шамана.

Слово "шаман" связано с глаголом "са" - "знать". Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций и категорий шамана. Например, шаманы у якутов назывались "ойун", а шаманки - "удаган"; у ненцев - "тадебей"; у бурят - "боо"; у кетов - "сенин"; у юкагиров - "алма"; у эвенков - "саман", "шаман"; у алтайцев - "кам". Известно, что от последнего тюркского слова "кам" произошло и слово "камлание", обозначающее обрядовое действие шамана в состоянии экстаза, которое осмыслялось как полет по мирам Вселенной.

Шаманский дар.

По рассказам шаманов они получили этот дар либо от предков шаманов, либо непосредственно от духов. Шаманский дар это не только награда избранному, это скорее тяжкое бремя, так как от него нельзя отказаться, иначе духи замучают.

Становится шаманом человек не по своей воле, а по велению духов, избирающих его для этой цели. Случалось это обычно у сильных шаманов в возрасте 12 лет. Становление будущего шамана длилось от семи до двенадцати лет. Внешне подобный выбор проявляется в виде так называемой «шаманской болезни» - особого душевного состояния, близкого к трансовым и предтрансовым состояниям. Обычно перед тем как стать шаманом человек тяжко болеет, у него бывают галлюцинации, кошмарные сны, боли во всем теле. Так духи принуждают его принять шаманский дар. В таком случае обращаются к опытному шаману, и он рассказывает, что надо делать. Под его руководством совершается первое камлание или посвящение. Шаманы рассказывают, что во время посвящения духи уносят их в небеса, расчленяют тело, варят его в котле, обдирают мясо от костей, и только потом собирают человека вновь, вдыхают в него новую душу и учат как нужно шаманить.

После этого камлания жизнь человека круто меняется. Он становится шаманом. Это значит, что он уже не может свернуть с избранного пути, не подвергая себя смертельной опасности. Все последующую жизнь он связан с духами, они направляют и учат его. В любое время года, независимо от желания, он должен камлать по первому зову людей или духов, чтобы служить тем и другим одновременно, осуществляя непрерывную связь между миром людей и миром духов.

Обретение шаманских способностей.

В Сибири и Северо-Восточной Азии главными методами отбора шаманов являются: 1) наследственная передача шаманской профессии; 2) природное призвание ("призыв" или "выбор"). Встречаются также случаи, когда шаманами становятся по своей воле (как, например, у алтайцев) или по воле рода (тунгусы и др.). Последние, однако, считаются более слабыми, чем те, кто унаследовал эту профессию или последовал "зову" богов и духов9. Однако выбор, совершаемый родом, зависит от экстатического опыта кандидата: если такого опыта нет, то юноша, намеченный заранее на место старого шамана, исключается из перечня кандидатов.

Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только после наставления двойного порядка: 1) экстатического (сны, трансы и т. д.); 2) традиционного (шаманские техники, имена и функции духов, мифология и генеалогия рода, тайный язык и т. д.). Это двойное наставление, даваемое духами и старыми наставниками-шаманами, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал. Однако отсутствие подобного рода ритуала вовсе не означает отсутствия посвящения: оно вполне может осуществляться во сне или в экстатическом переживании неофита.

Будущий шаман, в связи с посвящением должен пройти определенные испытания и получить наставления - иногда чрезвычайно сложные. Только это двойное посвящение - экстатическое и дидактическое - превращает кандидата из возможного невротика в признанного обществом шамана. То же замечание относится и к происхождению шаманских способностей: существенную роль играет не отправная точка в обретении этих способностей (наследство, дар духов, добровольный поиск), а техника и лежащая в ее основе теория, передаваемые при посвящении.

Основные цели шаманизма.

В отличие от множества других шаманских культур, где колдун, в основном, занимается «глобальными» вещами – корректирует погоду, урожай, защищает скот и т.п., сибирский шаман ориентирован, прежде всего, на целительство. Врачевательские обычаи сибирского шаманизма не имеют аналогов в других магических традициях. Здесь не используются никакие виды лекарственных растений или зелий. Весь целительский обряд построен на заклинании духов через камлание.

Другая область деятельности шамана – защитная магия. Но, опять-таки, направлено это колдовство, в основном, на человека и его потребности, редко – на род или племя в целом.

И, наконец, третья важная ветвь шаманского искусства – вредоносная магия различных типов.

Носителями трансового искусства вначале были отдельные люди рода, мужчины и женщины, которые ничем от других не отличались и вели образ жизни как и все. Со временем, когда искусство транса получило развитие и распространилось на все стороны жизни рода, те, кто лучше других овладевал этой профессией, становился наиболее авторитетным лицом среди соплеменников. Наиболее распространенным названием этой профессии является шаманизм. Слово "шаман" переводится с тугусского как возбужденный трансовый человек. У тюркоязычных народов Сибири эта профессия называлась кам, отсюда слово "камлать". У ненцев - тадибей, у бурятов - бо, у якутов - ойуун, юкагиров - альма и т. д.

Ритуальные действия профессиональных трансовых специалистов - камлание или шаманство состоит в том, что шаман одевает специальный костюм, делает специальный для данного ритуала грим и взяв необходимые принадлежности условным сигналом собирает своих соплеменников. Разведя специальный костер, шаман, как правило, располагает всех вокруг огня. Произнеся положенную для данного ритуала речь, он после, принесения жертвы начинает плясать, петь и ударять в бубен. При этом его пляска носит особый трансогенный ритмичный характер . Язык танца - ритм осуществляется специальным потряхиванием различных предметов на одежде. Ритм потряхиваний выдерживается за счет прыжков и своеобразных приседаний и усиливается исступленными выкриками и ударами в бубен. Постепенно ритм голоса, потряхиваний и бубна возрастает. Шаман начинает окуривать из костра соплеменников наркотическим дымом, который образуется в костре от специальных трав и сухих грибов, брошенных в огонь заранее. Постепенно все втягиваются в шаманский ритм и вначале шаман, а потом и все, без исключения, присутствующие входят в галлюциногенный экстатический транс. Далее в зависимости от назначения ритуала, начинается безумный трансовый обряд - лечебный, воинский, промысловый, тотемический, религиозно- мифологический и т. д.

Центральным моментом любого вида камлания является момент вступления шамана в контакт с духами. Мистическая способность шамана вступать в контакт с духами земли и неба вызывает у соплеменников суеверный страх и веру в могущество шамана. Иногда духи как бы вселяются в шамана и тогда он говорит их языком, но чаще шаман просто ведет с ними переговоры, уговаривает их или воюет с ними и изгоняет их из данного человека, помещения или места. Обряд может длиться от нескольких часов до нескольких суток непрерывно, поэтому шаман в конце обряда сконцентрировавшись на одной главной мысли впадает в глубочайший транс полуобморочного типа с полной потерей сознания и падением в конвульсиях на землю. Начинается его мистическое путешествие в мир иной - под землю или по небу. В этом путешествии шаман обязательно побеждает духов и различных мистических существ иного мира, достигает цели обряда и с победой возвращается опять на землю, то есть открывает глаза и обретает сознание.

Считается, что сибирские шаманы обладают сверхъес- тественными способностями - могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей или животных (чаще орла), могут совершать чудесные исцеления, оживлять умерших и др.

Нам приходилось встречаться со многими шаманами Сибири уже в настоящее время, это очень умные и одаренные люди, как правило, носители древней культуры, обычаев, традиций и мифологии своего народа. Авторитет шаманов до сих пор у большинства народов Сибири очень велик.

Один чукотский шаман нам рассказывал, что он долгое время понемногу ел ядовитый гриб мухомор. Через несколько лет съедаемая им доза была достаточно велика и превышала смертельную в несколько раз. И тогда он стал собирав свою урину, отстаивать ее на травах и затем использовать, как сильнейший биологически чистый и естественный галлюциногенный лечебный наркотик. Это один из его профессиональных фармакологических секретов, но возможно он над нами подшутил, так как ему не нравилось наше любопытство.

Главным секретом шамана считается его таинственное мистическое наследство - некая безумная непреодолимая сила - желание, которая вселяется в него в молодости по наследству от предков, иногда эта сила имеет форму духа-покровителя, но чаще она формы не имеет.

Наши личные исследования шаманизма в Сибири показали, что настоящий шаман - это явление, которое совершенно никем еще профессионально не изучено.

Собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен. Нам показалось заманчивым попытаться заглянуть в глаза сибирским шаманам. Хотя вообще-то делать это не рекомендуется…

Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов, сообщает fogelman .

Несколько дней собирала подписи к фотокарточкам, искала источники. Хотела сейчас написать, что была проделана большая работа, но что-то мне подсказывает, что все только начинается…

Сибирские шаманы

Тувинский шаман Николай Ооржак:

Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):

Эвенкийский шаман:
(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)

Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры - например!

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:
Фото 1901 года.

Рассечение, обряд посвящения в ойууны :
Художник - Тимофей Степанов
Еще работы Тимофея Степанова -

Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны - мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» - изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.

Якутский шаман (открытка):

Обратная сторона открытки:


(открытка продается)

Художник - Азат Миннекаев
Сайт художника

Альбом с работами Азата Миннекаева -

Шаманы Алтая и других регионов Сибири - люди, наследующие древнейшую традицию, которая несёт в себе многовековое знания и мудрость. Как выглядит их жизнь, каково их мышление - такими вопросами задаются многие люди. И мы приоткроем завесу тайны над одной из древнейших традиций, существующих на территории России.

В статье:

Шаманы Алтая - кто они

Шаманизм - древнейшая в мире традиция. Она появилась намного раньше многих духовных учений или магических практик. Всё потому что её основа - то, что люди видели непосредственно рядом с собой. Часто традиция шаманизма основывалась на видимых проявлениях природы, грозах, дождях и тому подобному. Человек видел это и думал, что такая сила может быть высвобождена только при посредничестве каких-нибудь великих сил. Многие отождествляли такие силы с богами, а также с духами. Но раз так, раз это сила, которая по своей воле может направлять такие монструозные погодные явления, то значит с ней можно общаться. Потому что воля говорит о самосознании, которое может её направлять. Именно таким путём человечество пришло к практике шаманизма.

Шаманы были не просто людьми, которые много знали и умели. Они были избранниками этих самых духов. Такое сближение могло значить также то, что они являются, в некотором роде, родственниками духов. И все свои действия совершают при их помощи и посредничестве.

Но Алтай - регион особый. Если в других частях мира человечество забыло шаманизм или он так сильно изменился, что его уже не узнать, то шаманизм на Алтае остался в, так сказать, первозданном своём виде. Алтайцы крепко держатся древних традиций, не позволяя изменять давние верования. Стоит уточнить, что шаманизм - не религия. Это способ общения с высшими сущностями или существами с другого плана бытия. С духами, душами умерших и другими представителями . А шаманы горного Алтая очень и очень опытны в подобных вопросах. Они никогда не теряли связь с теми мистическими силами, которые живут в нашем мире. И даже в нас самих.

Как же выглядит современный алтайский шаман? В повседневной жизни - как угодно. Они могут встречаться как в традиционных костюмах, так и в джинсах. Их очень редко получается отличить от обычного алтайца. Разве что по тому уважению, которое шаману оказывают окружающие. Потому что это - личность известная, к которой часто наведываются за лечением или советом. Но во время камланий все они одевают ритуальные костюмы, дабы оказаться как можно ближе к оригинальному образу.

Хотя, конечно, сейчас сам образ уже мало что значит. Не в культурном, а в сакральном плане. Потому что, всё-таки, связь с духами это дело более личное, внутреннее, чем внешнее. Полный антураж настоящего шамана сохраняют только старые представители этого учения. Они всё ещё живут в традиционных жилищах, всегда ходят в национальных костюмах. Но современные последователи начинают отходить от подобного образа жизни. Потому что современность диктует свои законы, где бы люди ни жили.

Шаманизм в Бурятии и ритуал превращения

Шаманизм в Бурятии стоит отдельно отметить за один очень впечатляющий ритуал. Да, различий в шаманизме народов Сибири и дальнего Востока существует множество. Одни из них мелкие, другие - разительные. Но в Бурятии существует древний ритуал, который настолько сильно отличает её от других шаманских культур, что не упомянуть о нём невозможно. Смысл этого ритуала - показать тот процесс, который проходит человек, когда становится шаманом. Ритуал, показывающий душевную трансформацию.

В Бурятии шаманом может стать только потомок шаманского рода.

По традиции бурятского народа, шаманом может стать только тот, у кого есть утху. Если перевести на русский - наследственные корни, шаманские предки. Ещё стоит добавить, что в бурятской традиции шаман всегда воспринимался и как избранник, и как мученик. Человек рождался с такой печатью и жил с нею всю жизнь. Известны всего лишь несколько историй, когда потомок шаманского рода отказывался от своего наследства.

На пути своего становления, будущий шаман должен был пройти очень длинный путь. Как духовный, так и телесный. Он должен был пройти целых девять посвящений, в конце которых он получал звание цельного или качественного. Перевод достаточно грубый, но при этом очень близкий. Обряд посвящения в шаманы, шанар , заключался в следующем. Сооружалась аллея из 27 берёз, но больше всего внимания уделялось дереву-матери и дереву-отцу.

На вершину первого устанавливалось гнездо, в которое клалось девять яиц. У основания дерева устанавливался символ Луны. Изображение Солнца устанавливалось на верхушке дерева-отца. Также большое внимание уделялось внутренней обстановке, помостам для омовения и подобным вещам. Сам посвящающийся должен одеться в традиционную одежду, включающую и доспехи.

Камлание шамана

Посвящение начиналось с камлания. Призыва духов-предков, которые должны определить достойность или недостойность претендента. Дальше будущему шаману передавался весь ритуальный инвентарь, кроме бубна. И обращаемый должен показать всё своё искусство. Он должен танцевать по постройке, забираться на берёзы, прыгать с одной на другую. Делать всё то, чему его учили долгие годы. Дабы впечатлить всех наблюдающих - как мёртвых, так и живых. Такое посвящение должно длиться несколько дней, оптимально - девять. Всё это время молодому шаману запрещается выходить из ритуального помещения. Еду и воду ему приносят. Лишь после этого он становился настоящим шаманом. Если, конечно, духи предков говорили, что он действительно достоин такой чести.

Хотя, учитывая веру в то, что шаман больше мученик, нельзя сказать, что его жизнь будет так уж счастлива. Но, тем не менее, она будет положена на благое дело, служение обществу и людям. Цель однозначно благородная. Ведь шаман - связное звено между миром духов и миром материальным. Он помогает людям исцеляться, обеспечивает духовное отдохновение и многое другое. Но за эти силы приходится расплачиваться, как и за любые другие. В случае с шаманом - его жизнь больше не принадлежит ему. Он до последней капли крови отдан на служение.

Шаманы Якутии

Шаманы Якутии - последователи шаманизма, на которых также стоит остановиться подробнее. Есть, конечно же, много других представителей из разных народов, про которых нужно бы рассказать широкому читателю. Это и тувинские шаманы, и традиции шаманизма в Хакасии, и Эвенки, шаманизм которых известен далеко за пределами Алтая. Но мы постараемся рассказать лишь о наиболее интересных аспектах шаманской традиции. Самое разительное отличие якутских шаманов от своих коллег из других народов - традиции захоронения, а также дух-зверь. Это не просто тотемное животное, а почти что материальный спутник, который сопровождает шамана всю его жизнь. И продолжает сопровождать после смерти.

В разных трактовках можно встретить разно упоминание о том, кто же такой этот дух-зверь. Некоторые говорят, что это - чисто умозрительное понятие, призванное показать внутреннюю сущность шамана. Его характер. Словно зверь - отображение его души. Это частично верно. Другая трактовка рассказывает, что дух-зверь - покровитель, дающийся шаману для защиты. Ведь он избранник духовного мира, а духовный мир всегда заботится о таких людях. Это тоже частично верно. А истина, как всегда, где-то посередине.

Обе трактовки верны и настоящее предназначение духа-зверя кроется в обеих. Он и отображение внутренней сущности шамана, которая проецируется на реальный мир, и мистический ангел-хранитель. Словно мир духов это яркая лампа, шаман - сложная картина на бумаге, а зверь - тот образ, который появится на столе, если направить одно на другое. Также, этот дух даёт шаману защиту от магического нападения со стороны других шаманов или злых потусторонних магических существ . Зверь играет роль источника силы, который в подходящий момент помогает преодолеть любую опасность. Так что его значение сложно переоценить.

Эвенкийский шаманизм

А что насчёт захоронений? Внимание стоит уделить как древним традициям шаманских захоронений, так и тем, которые появились относительно недавно. В древности шаманов хоронили в специальных сооружениях, которые назывались арангасами. Это - деревянные конструкции, которые крепились на стволы деревьев, высоко над землёй. Место выбирали в чаще леса, как можно дальше от дорог и человеческого жилья. В гроб к мертвецу клали все его ритуальные атрибуты. Кроме бубна. Бубен разламывали и вешали над могилой, чтобы он не достался чужому.