Нет зачатка 15 зуба лечить ли молочный. Неправильное прорезывание зубов


В первые 2 месяца после зачатия у плода начинают формироваться элементы полости рта и носа. Многие вредные привычки матери и воздействие негативных факторов окружающей среды могут приводить к нарушениям и дефектам в жевательных органах будущего малыша. Нерациональное питание, недостаточное соблюдение гигиенического и стоматологического ухода за полостью рта во время беременности считаются наиболее распространенными причинами зубных аномалий у плода еще до его рождения.

Как закладываются зубки у малыша?:

Закладка молочных и постоянных зубов у плода происходит на ранних сроках беременности. Важно понимать, что в первые четыре месяца развития плода могут произойти нарушения этого процесса. Наиболее частые из них:

Недоразвитие нескольких зубов;

Лишние зубы.

В следующие месяцы беременности постоянно происходит процесс минерализации зачатков молочных зубов. И только на девятом месяце начинается процесс образования зачатков больших коренных зубов (моляров).

После появления малыша на свет процесс минерализации зачатков зубов продолжается.

Нормы прорезывания зубов:

Главный фактор, влияющий на сроки прорезывания зубов у малышей - это наследственность. Родители должны понимать, что рост первых зубов у ребенка можно ожидать уже с трехмесячного возраста.

Средним временем появления первых молочных зубов принято считать возраст 6 месяцев. Примерная последовательность прорезывания зубов следующая:

1. Два нижних резца - в 6-8 месяцев;
2. Два верхних резца - в 7-8 месяцев;
3. Следующие два верхних резца - в 8-9 месяцев;
4. Следующие два нижних резца - в 9-12 месяцев;
5. Первые коренные зубы - в 14-20 месяцев;
6. Клыки - в 16-20 месяцев;
7. Вторые коренные зубы - в 30 месяцев.

Таким образом, к концу первого года жизни у малыша должно быть 8 зубов.

Полный зубной молочный ряд состоит из:

4 резцов;
2 клыков;
2 моляров (коренных зуба).

Почему нарушается процесс закладки зубов?:

1. Применение определенных лекарственных средств беременной женщиной (чаще всего это антибиотики-тетрациклины);

2. Внутриматочные инфекции, особенно цитомегаловирусная;

3. Генетические нарушения.

Причины нарушений минерализации зачатков зубов:

1. Нарушения кальциево-фосфорного баланса у беременной женщины;

2. Недостаток витамина Д у малыша;

3. Неправильное питание;

4. Недоношенность плода. Чем раньше малыш появился на свет, тем больше вероятность появления различных нарушений в строении зубов.

Все перечисленные факторы могут приводить к таким нарушениям, как разрушение твердой ткани зубов, гипоплазия (недоразвитие) зубной эмали.

Врожденные нарушения:

Врожденные нарушения прорезывания зубов могут проявляться в таких формах:

1. Гиподонтия - отсутствие зачатков зубов. Если на протяжении двух лет после положенного срока у ребенка не появился зуб, то это указывает на отсутствие его зачатка - гиподонтию;

2. Анодонтия - это отсутствие зубов у ребенка вследствие врожденного порока развития зачатков;

3. Обширная гиподонтия - отсутствие зачатков многих зубов. Этому заболеванию наиболее часто сопутствуют нарушения развития кожи, волос, ногтей;

4. Гипердонтия - появление лишних зубов у малыша. Это врожденное заболевание может затрагивать как молочные, так и постоянные зубы. Часто при таком состоянии зубки начинают прорезываться еще в период внутриутробного развития, в результате чего ребенок рождается с ними. Чаще всего это нижние резцы. Такие зубки обязательно необходимо удалить, поскольку имеется повышенный риск их выпадения и попадания в гортань. В том случае, если такие ранние зубы очень прочно сидят в десне, то их можно оставить. Но это во многом затруднит процесс вскармливания младенца. Как правило, лишние зубки - это проблема у деток более старшего возраста. Если появляются лишние зубы - их удаляют. Но нельзя этого делать, когда зубки находятся в зачаточном состоянии, поскольку можно легко повредить челюсть или корни соседних зубов. На прикус малыша гипердонтия в начальной стадии не влияет.

Нарушения прикуса у детей:

Прикус - это характер смыкания верхнего и нижнего зубного ряда. Наиболее частые аномалии прикуса следующие:

1. Прогения - выступание нижней челюсти. Часто такое нарушение отмечается у малышей, которым проводилась коррекция врожденного расщепления неба. Другие причины прогении:

Родовые травмы;
Наложение акушерских щипцов;
Воспаление костей при заболеваниях ушей;
Чрезмерное напряжение мышц челюсти;
Раннее удаление молочных зубов;
Кариес зубов;
Рахит;
Гипоксия.

2. Микрогения (ретрогения) - это недоразвитие нижней челюсти, что делает челюсть втянутой. Причины следующие:

Врожденные аномалии развития плода;
Постоянное использование соски;
Кариес молочных и постоянных зубов;
Сосание пальцев, уголков одежды, одеяла и т.д.

Общие причины нарушения прикуса следующие:

1. Рахит;

2. Хронические заболевания в детском возрасте - ринит, аденоидит и т.д. Из-за таких патология малыш вынужден постоянно приоткрывать рот, что значительно задерживает развитие и формирование нижней челюсти.

Как предупредить и исправить нарушение прикуса?:

Выполнять специальные упражнения;

Не давать малышу соску при первом же капризе;

Забирать бутылочку как только малыш закончит прием пищи;

Когда кроха сосет палец или одеяло, необходимо дать ему игрушку в форме кольца. Ее неудобно сосать;

Правильно кормите ребенка из бутылочки. Держите ее под небольшим углом, малыша расположите полувертикально. Бутылочка во время кормления не должна упираться в челюсть малыша. Соска должна иметь форму соска матери. Позаботьтесь о том, чтобы вместо одного большого отверстия в ней было несколько маленьких.

Способы коррекции нарушений прикуса у детей:

1. Съемные приспособления - фиксируют зубы в определенном положении:

Пластинки;

2. Несъемные системы:

Брекеты - металлические или керамические пластины, которые снаружи и изнутри крепятся на зубах. Пластины соединены между собой проволокой из металла. Брекеты позволяют двигать зубы.

3. Трейнеры - это приспособления последнего поколения, которые позволяют корректировать форму и расположение зубов на этапе их прорезывания. Одеваются трейнеры только на ночь, что исключает чувство дискомфорта у ребенка.

Последствия нарушения прикуса:

Нарушения дикции;

Головные боли;

Частые заболевания лор органов;

Заболевания желудка и кишечника.

Лечить ли молочные зубки?:

В настоящее время мнение детских стоматологов однозначное - молочные зубки нужно своевременно проверять и при необходимости лечить!

Если этого не сделать, то возникшее нарушение может спровоцировать осложнения, которые приводят к повреждению зачатков постоянных зубиков. Если молочный зуб выпадает раньше времени, то у малыша гарантированно появится нарушение прикуса.
В целях профилактики заболеваний зубов рекомендуется с младенческого возраста обеспечить малышу прием таблеток фтора, растворимых в воде. По поводу выбора конкретного препарата рекомендуется проконсультироваться со стоматологом.

Кроме медикаментозных средств прекрасные меры профилактики заболеваний зубов и ротовой полости следующие:

Качественная гигиена;

Своевременное выявление и лечение заболеваний зубов и внутренних органов;

Употребление пищи, богатой кальцием, фосфором, белками и микроэлементами;

Ограниченное употребление углеводов.


Формирование важнейших систем организма ребенка происходит на ранних стадиях беременности, когда женщина даже не подозревает о своей беременности. Неблагоприятные факторы этого периода, так или иначе, накладывают свой отпечаток на развитие крохи, в том числе и зубов. В связи с участившимися случаями стоматологических заболеваний, которые формируются еще до момента прорезывания зубов , огромный интерес представляет внутриутробное формирование и развитие зубов малыша.

Закладка и образование зубных зачатков

В развитии зубов ребенка можно выделить три стадии, периода, которые могут быть отличны друг от друга.

Первый период это непосредственно закладка и формирование зубных зачатков.

Вторая стадия – дифференцировка зубных зачатков, на этом этапе происходит «распределение ролей» между тканями зубов ребенка.

Третий , самый длительный период – образование тканей зуба и их полное «созревание», т.е. минерализация. Этот период самый ответственный, так как при неблагополучном состоянии матери, или осложнениях беременности, у ребенка формируются различные стоматологические заболевания зубов, и не только.

Ни для кого не секрет, что перед тем как прорезаться, зубы развиваются в толще челюсти из соответствующих зачатков. Уже на 6 – 7 неделе беременности, когда женщина только узнала о своей беременности, и начинает привыкать к своему новому статусу, у эмбриона уже появляется утолщение эпителиальных клеток в ротовой щели, которое постепенно разрастается, именно в этом утолщении появляются разрастания колбовидной формы – эмалевый орган. Как понятно из названия – это как раз и есть будущие молочные зубки, на каждой челюсти ребенка их по 5, итого 20.

Не стоит удивляться, на самом деле, когда ребенок рождается, в полости рта расположены 4 челюсти – 2 верхних, и 2 нижних. Только по истечению времени, два отростка челюсти срастаются между собой, и формируется единая кость челюсти. Примерно на 10 неделе внутриутробного развития плода, эмалевый орган начинает видоизменяться, в клетки эмалевого органа начинают врастать клетки другой ткани, благодаря чему появляются очертания будущей коронки молочного зуба.

При агрессивном воздействии, может нарушиться процесс закладки и образования зачатков молочных зубов, что может закончиться отсутствием одного из зуба, или даже группы зубов.

Дифференцировка зубных зачатков

Это очень важный период, так как происходит изменения и в самих зачатках и в окружающих тканях. Организм плода – это не постоянная субстанция в плане роста, на протяжении всего внутриутробного развития происходит активный рост, дифференцировка новых клеток, тканей и органов. В тоже время период довольно короткий.

Пожалуй, самым важным этапом в этом периоде, является отделение зубных зачатков от связи с эпителиальной пластиной. Тем самым, зубные зачатки обосабливаются, и начинают минерализоваться – развиваться. При нарушении этого разрыва, сохранении связи или присоединения тканей друг к другу, в последующем могут формироваться опухолевые процессы.

В этот период, которых заканчивается к 16 неделе беременности, у плода могут формироваться пороки и аномалии развития челюстно-лицевой области, как правило, диагностировать которые можно уже в первые три месяца беременности. Наиболее часто, внутриутробные аномалии представлены расщелиной верхней губы и неба. Которые формируются как раз в результате не сращения костей челюстей.

К концу второго месяца беременности эмбрион практически сформирован, и возникающие пороки и аномалии менее значительные и являются главным образом следствием недостаточных темпов роста и развития.

Созревание тканей зуба

Этот период начинается к 4 месяцу внутриутробного развития эмбриона, именно в это период возникают ткани зуба – эмаль, нижележащий дентин и пульпа зуба. Первоначально образуется дентин – это ткань, которая лежит под эмалью. Дентин – это бесклеточная ткань, которая имеет форму микроскопических трубочек, заполненных жидкостью. По мере формирования дентина, на верхушке, начинает образовываться эмаль – самая твердая, и в тоже время самая хрупкая ткань человеческого организма. Развитие начинается с небольшого участка на месте будущего режущего края или бугорка зуба, так как именно в этом месте эмаль будет на много толще, и постепенно эмаль покрывает всю коронку будущего молочного зуба. Главной особенностью молочных зубов является тонкий слой эмали, по сравнению с постоянными зубами. Эта особенность обусловлена внутриутробным развитием.

Уже на 5 месяце беременности, коронки передней группы зубов полностью сформированы, а на 7 месяце беременности сформированы коронки жевательной группы зубов. До момента рождения и прорезывания зубов, эмаль и дентин продолжают развиваться, накапливая в своем составе необходимые микроэлементы, которые получают из организма матери.

Закладка постоянных зубов происходит на 5 месяце беременности, именно этот период беременности считается показательным для здоровья зубов будущего малыша. Негативные влияния на малыша, могут повлиять на состояние уже не только молочных, но и постоянных. Влияние это может выражаться в отсутствии одного из зачатков зуба, недоразвитием эмали зуба, или же ее внутриутробном поражении. Именно по этим причинам каждой беременной женщине необходимо бережно относиться к своему состоянию и регулярно посещать доктора и соблюдать все рекомендации, особенно в критических случаях.

Сроки минерализации зубов

Зная сроки минерализации зубов, и сопоставив их с негативными воздействиями во время беременности, можно заранее предположить те или иные стоматологические заболевания ребенка, и вовремя принять меры по их лечению и устранению. В последнее время, практически каждый 4 ребенок, в полости рта имеет зубы с недоразвитой эмалью (гипоплазия эмали), родителям сложно диагностировать заболевание, так как заболевание быстро осложняется кариесом, что ведет к ранней потере зубов. Но, если принять необходимые меры вовремя, то зубки малыша можно спасти.

Начало минерализации молочных зубов, а именно передней группы, происходит на 17 – 20 неделе беременности, и при наличии провоцирующих факторов, можно даже предположить группу зубов, которая будет подвержена изменениям. Клыки и жевательная группа зубов начинает минерализоваться примерно с 7 – 7,5 месяцев внутриутробного развития и продолжается на продолжении первого года жизни малыша.

Минерализация постоянных зубов начинается позже, передняя группа зубов начинает свою минерализацию в первые полгода жизни ребенка, и влиять на развитие постоянных зубов, будет уже не состояние здоровья матери, а состояние здоровья, и в питание в том числе, самого малыша. Минерализация постоянных жевательных зубов начинается с 1,5 лет ребенка и продолжается практически до самого момента прорезывания зубов.

Агрессивные факторы

На закладку и минерализацию молочных зубов могут повлиять различные факторы, но самое главное, в различные периоды развития. Негативное воздействие во внутриутробном периоде, на ранних сроках беременности, провоцирует образование врожденных пороков и аномалий развития. К числу негативных факторов во внутриутробном периоде можно отнести гинекологическую патологию матери в виде ранних токсикозов, хронических воспалительных заболеваний придатков, анемии беременных, из-за чего кроха не получает достаточное количество питательных веществ, витаминов и минералов и т.д. Свое влияние оказывают и инфекционные заболевания, особенно на ранних стадиях беременности – до 12 недель. В последнее время, становится модным вегетарианство, что весьма ущербно для организма беременной женщины и для развития ребенка. Питание беременной женщины должно быть полноценным и сбалансированным! Не стоит забывать и про вредные привычки матери во время беременности – алкоголь и курение.

Влияние на постоянные зубы, чаще всего оказывают факторы, которое воздействовали уже после рождения малыша. В эту группу можно отнести неполноценное питание ребенка – недостаток определенных минералов, витаминов и прочее. Минерализация зубов начинается с режущего края или бугорка зуба, и по расположению пораженной эмали можно диагностировать на каком именно сроке происходило патологическое воздействие на ткани зуба, и наоборот.

На состояние постоянных зубов могут оказывать свое влияние заболевания эндокринной системы, нарушения фосфорно-кальциевого обмена, например рахит . Также влияние оказывает и недостаток или наоборот избыток некоторых минералов.

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадияобразование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Термин «адентия» - не самый распространенный в стоматологии, поэтому не каждый пациент с первой попытки понимает, о чем идет речь. Явление адентии – врожденного или приобретенного отсутствия зубов – не такое уж и редкое. Полная адентия (отсутствие всех зубов) – редкость, а частичная (при потере нескольких) – обычное явление. Надо ли лечить адентию или можно рассматривать ее как косметический дефект?

Что такое адентия

Адентия – полное или частичное отсутствие постоянных или молочных зубов. Различают несколько типов адентии:

  • полная;
  • частичная;
  • первичная;
  • вторичная.

Если проанализировать этот список, то можно увидеть закономерность классификации по принципу появления – первичная (второе название - врожденная) и вторичная (по-другому - приобретенная) и по типу распространенности (полная или частичная). Причины возникновения адентии полностью не изучены. Есть мнение, что она возникает после рассасывания фолликула, возникающего под влиянием общих заболеваний или воспалений.

Адентия зубов постоянных может появиться как осложнение для зубов молочных, особенно, если последние не вовремя и некачественно лечили. Не исключают медики и наследственный фактор, проблемы в эндокринной системе, вследствие которых возникают отклонения при формировании зубных зачатков. В большинстве случаев при наличии адентии у пациентов могут наблюдаться неправильное формирование ногтей, волос и других органов актодермального происхождения.

Есть закономерность в отсутствии некоторых постоянных зубов – боковых резцов, нижних премоляров, зубов мудрости. По статистике, вторых резцов стоматологи не наблюдают у 0,9%. Зачатки второго нижнего премоляра отсутствуют у 0,5 % детей. Причины этого явления объясняют тем фактом, что жевательный аппарат в современных условиях не имеет такой серьезной нагрузки, как у далеких предков. Эволюция изменила размеры челюсти, количество зачатков постоянных зубов, так как места для них в изменившейся челюсти нет – редукция челюсти приводит к редукции зубов.

При симметричном неполном числе зубов велика роль наследственных факторов. Встречаются случаи, когда зубные зачатки есть все, но часть из них не прорезывается, оставаясь ретенированной в альвеолярной кости. Этот факт подтверждается и рентгенографией. В молочном прикусе такое явление встречается редко. Ретенированный зуб может создавать для челюсти множество проблем: смещения соседних зубов, деформации прилегающих корней. Нередко такой зуб вызывает боль невралгического характера, может служить источником очаговой инфекции.

В детском возрасте надо учитывать и вероятность прорезывания зубов с опозданием, иногда за пределами физиологического срока. Может зуб задерживаться из-за отсутствия места в зубном ряду. Здесь важно своевременное ортодонтическое вмешательство.

Подлинную адентию надо отличать от ретенции – задержке роста зуба после положенного по . Ретенцию могут вызвать витаминные, гормональные нарушения, наследственный фактор. Как правило, ретенированные зубы смещены. Иногда и через десятилетия они все же прорезываются. Этот процесс можно стимулировать ортопедическим вмешательством. Ретенция вызывает деформацию челюсти, изменения положения соседних зубов, давление смещенным зубом на соседий корень вызывает атрофию пульпы, нагноения, резорбцию корня (разрушение его тканей), поэтому важно контролировать этот процесс.

Первичная полная

Полная первичная адентия – это очень серьезная аномалия, встречающаяся, к счастью, очень редко. Возникает она в прикусе молочных или постоянных зубов. Пациент полностью лишен зачатков всех постоянных зубов. Такое состояние неизбежно провоцирует нарушения симметрии лица. Одновременно неправильно развиваются альвеолярные отростки обеих челюстей. Слизистая оболочка ротовой полости бледная и сухая.

При адентии молочных зубов их зачатков нет совсем, при ощупывании челюсти это легко диагностировать. На рентгенограмме полностью отсутствуют зачатки молочных зубов, а челюсти недоразвиты, что вызывает сильное уменьшение нижней части лица.

Адентию постоянных зубов обычно выявляют при смене молочных на постоянные. На рентгенограмме доктор наблюдает отсутствие зачатков постоянных зубов, подтягивание нижней челюсти к верхней с последующей асимметрией лица.

Первичная частичная

Первичная частичная адентия встречается намного чаще, чем полная. В зубном ряду при этой форме отсутствует несколько или один молочных или постоянных зубов. На рентгенограмме нет зачатков отсутствующих зубов, а между прорезавшимися зубами появляются промежутки – тремы. Если в зубном ряду отсутствует значительная часть зубов, то челюсть формируется недоразвитой.

Частичная адентия бывает симметричной и асимметричной. При симметричной адентии в зубном ряду отсутствуют одноименные зубы справа и слева – например, правый и левый резцы. При асимметричной – нет разноименных зубов с разных сторон.

Что такое и когда без него невозможна имплантация зубов.

Киста челюсти: что это за заболевание и насколько оно опасно, читайте в .

Вторичная полная

Вторичная адентия имеет другое название - приобретенная. Зубы в зубном ряду отсутствуют полностью при вторичной форме,причем и на верхней, и на нижней челюсти. Вторичная адентия бывает как у постоянных, так и у молочных зубов. Наблюдается это явление после выпадения или удаления зубов.

При полной вторичной адентии во рту пациента совсем нет зубов, поэтому нижняя челюсть приближается к носу, а мягкие ткани области рта заметно западают. При полной вторичной адентии атрофируются альвеолярные отростки и тело челюсти. Больному не удается откусывать или пережевывать пищу, он не способен четко проговаривать звуки.

Вторичная частичная

Частичная вторичная адентия более распространенная форма. При этом заболевании в зубном ряду нет нескольких (или одного) молочных или постоянных зубов. При недостаточности зубной эмали стираются твердые ткани зуба, вызывая гиперестезию. Болезнь затрудняет прием горячей или холодной пищи, формируя привычку к жидкой еде, которую не надо пережевывать. На фото – адентия полная и частичная, адентия у детей.

Симптомы адентии

Симптомы адентии простые – полное или частичное отсутствие зубов. Кроме прямого симптома встречаются и косвенные:

  • редукция одной или обеих челюстей;
  • западание мягких тканей приротовой части лица;
  • атрофирование альвеолярных отростков;
  • формирование сетки морщин у рта;
  • атрофированные мышцы в зоне рта;
  • отупление угла челюсти.

При частичной адентии формируется глубокий (искаженный) прикус. Зубы постепенно смещаются в сторону отсутствующих. В зоне, где нет зубов-антагонистов, зубоальвеолярные отростки здоровых зубов удлиняются.

Диагностика адентии

Диагностировать адентию не сложно. При осмотре полости рта пациента стоматолог отмечает полное или частичное отсутствие зубов в ряду. Обязательно рентгенологическое исследование обеих челюстей, особенно при первичной адентии, так как только на снимке можно увидеть отсутствие зачатков постоянных или молочных зубов.

При диагностике адентии у детей делают панорамную рентгенографию челюсти – именно она позволяет определить отсутствие зачатков зубов, строение корней зубов и костной ткани альвеолярного отростка.

При диагностике надо исключить факторы, не позволяющие проводить срочное . Стоматолог выделяет следующие моменты:

  • наличие неудаленных корней, прикрытых слизистой;
  • наличие экзостозов;
  • наличие опухолей и воспалений;
  • наличие заболеваний слизистой оболочки ротовой полости.

После окончательного устранения всех провоцирующих факторов можно начинать протезирование.

Лечение адентии

Наиболее эффективный метод лечения адентии - ортопедический. Схему лечения доктор составляет на основании степени атрофии альвеолярных отростков и бугров. При лечении первичной адентии в зависимости от возраста пациента оформляют на диспансерный учет, и ему устанавливают преортодонтический трейнер.

При частичной первичной адентии у детей надо стимулировать правильное прорезывание зубов для предотвращения деформации челюсти. Когда прорежутся седьмые постоянные зубы, стоматолог изучает варианты протезирования отсутствующих зубов:

  • протезирование металлокерамическими коронками и вкладками;
  • изготовление адгезивного моста;
  • имплантация отсутствующих зубов.

Лечение первичной адентии у детей при помощи протезирования проводится протезироанием с 3-летнего возраста ребенка. Такие дети должны быть под постоянным контролем специалиста – из-за давления протеза есть опасность нарушения роста челюсти у малыша.

При лечении вторичной полной адентии стоматолог восстанавливает функциональность зубочелюстной системы, не допуская развитие осложнений и патологий и после восстановления занимается протезированием с применением съемных пластинчатых протезов. При лечении вторичной адентии важно устранить причину, обуславливающую патологический процесс, провоцирующий адентию.

При полной адентии проводят предварительную имплантацию зубов.

При лечении адентии протезированием возможны осложнения

  • нарушение нормальной фиксации протеза из-за атрофии челюсти;
  • аллергичесая реакция на зубопротезный материал;
  • воспалительный процесс;
  • образование пролежней.

Важный момент - психологическая помощь пациентам, испытывающим психологический дискомфорт от потери зубов.

Последствия адентии

  • Адентия - сложное стоматологическое заболевание, и без грамотного лечения качество жизни пациента может заметно пострадать. При полной адентии происходит нарушение речи, она становится нечленораздельной. Пациент не способен пережевывать и откусывать твердую еду. Неполноценное питание приводит к проблемам ЖКТ, авитаминозу.
  • При полном отсутствии зубов неправильно функционирует височно-нижнечелюстной сустав, что нередко приводит к развитию воспалительных процессов.
  • Нельзя не учитывать и психологический дискомфорт, понижение социального статуса пациента, самооценки. Все это провоцирует регулярные стрессы и возникновение нервных расстройств.

Адентию надо лечить обязательно, и без долгих размышлений.

Течение и развитие болезней зубов у детей, а также реакция организма ребенка на болезненные процессы во рту имеют свои особенности по сравнению с таковыми у взрослых. Изучение этих особенностей, а также лечение заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта применительно к этим особенностям являются предметом изучения детской стоматологии .

У детей анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы заключаются в ее непрерывном развитии и перестройке. Рост челюстных костей, прорезывание, формирование и рассасывание корней молочных зубов, имеющих тесную связь с развивающимися зачатками постоянных зубов, высокая реактивность детского организма - все это создает свои особенности, свойственные детскому организму, и требует специального изучения клиники и лечения применительно к растущему организму.

Развитие жевательного аппарата ребенка делят на 3 периода, каждый из которых имеет свои особенности: первый - период молочных зубов, второй - смены зубов, третий - постоянных зубов.

Первый период . Закладка и формирование коронки молочных зубов происходят еще во внутриутробном периоде. У новорожденного ребенка в полости рта отсутствуют зубы. Границей между преддверием и собственно полостью рта являются десневые валики, плотно смыкающиеся друг с другом.

В шестимесячном возрасте начинают прорезываться молочные

Ретенция - задержка прорезывания. Чаще она наблюдается у зубов постоянного прикуса. Она может быть частичной (когда прорезалась часть коронки, а другая часть осталась прикрытой слизистой оболочкой) и полной - зуб сформирован, лежит в челюсти, но не прорезывается.

Причины ретенции: а) неправильное или очень глубокое расположение зачатка; б) задержка выпадения и раннее удаление молочного зуба. Ретенция чаще всего наблюдается на зубах мудрости, клыках и боковых резцах верхней челюсти. Задержка прорезывания других зубов наблюдается довольно редко. Ретенированные зубы, оказывая давление на соседний зуб, могут явиться причиной невралгических болей.

Адентия - отсутствие зуба в зубном ряду и в челюсти. Адентия может быть частичной и полной. Причиной частичной адентии (отсутствие одного или нескольких зубов) может быть гибель зачатка постоянного зуба вследствие распространения бывшего воспалительного процесса в периодонте молочного зуба на зачаток постоянного, недостаточность минерализации зачатков зубов в период их формирования и другие причины. Полная адентия встречается крайне редко и является следствием повреждения зубных зачатков во внутриутробном периоде жизни.

Кроме уменьшения количества зубов в зубном ряду, может наблюдаться и увеличение, когда появляются так называемые сверхкомплектные зубы. Часто они имеют шиловидную форму и прорезываются вне зубного ряда, например в сторону щеки, неба, в полость носа и т. д.

В клинике молочные зубы обозначают римскими цифрами. Когда у ребенка идет смена зубов и прикус становится смешанным, мы, обозначая молочные зубы римскими цифрами, а постоянные - арабскими, легко можем следить за происходящей сменой зубов и, глядя в историю болезни, знать, какой зуб (молочный или постоянный) подвергается лечению.

Прорезавшиеся молочные зубы имеют еще не сформированные корни. Формирование корней заканчивается значительно позже их прорезывания и происходит в той же последовательности, что и прорезывание зубов.

Сроки формирования корней . Группа резцов заканчивает формирование корней к 2 годам, группа моляров - к 4 годам и группа клыков - к 5 годам.

Молочные зубы играют большую роль в развитии организма ребенка.

Хорошее разжевывание пищи в полости рта обеспечивает хорошее ее переваривание в желудке и полноценное усвоение в кишечнике. Нормальная работа желудочно-кишечного тракта требует минимума питательных веществ, необходимых для поддержания растущего организма, не создавая перегрузки желудочно-кишечного тракта.

Молочные зубы оказывают влияние на развитие жевательных мышц и структуру челюстных костей.

С помощью молочных зубов ребенок впервые овладевает речью, следовательно, они нужны для произношения звуков.

К особенностям строения молочных зубов следует отнести меньшую толщину эмалевого покрова и дентина по сравнению с постоянными зубами. Дентин менее кальцифицирован, а поэтому и более податлив при работе бором, что создает угрозу случайного вскрытия полости зуба при лечении среднего и особенно глубокого кариеса. Дентинные канальцы более широкие, поэтому кариозный процесс течет быстрее.

К патологии прорезывания молочных зубов относят раннее и позднее прорезывание, адентию и образование гематомы.

Раннее прорезывание чаще наблюдается у нижних центральных резцов. Иногда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами. Корни таких зубов слабо развиты, часто бывают укреплены только в слизистой оболочке. При сосании может происходить травма соска груди матери, приводящая к маститу, а также к травме уздечки и самого языка, где образуется пролежневая язва. Такие зубы рекомендуют удалять (если они слабо укреплены) или стачивать их режущий край. При хорошем укреплении рано прорезавшихся зубов удаление их может привести к профузному кровотечению.

Позднее прорезывание зубов может быть связано с недостаточным питанием, перенесенными заболеваниями (рахит и др.).

Недостаток в пище ребенка необходимых белков, витаминов и минеральных солей может повлечь за собой патологию прорезывания (нарушение сроков, парности и последовательности, аномалии развития зубов).

Перенесенные заболевания в раннем детском возрасте (рахит, длительные желудочно-кишечные расстройства, инфекционные и другие заболевания, особенно перенесенные в тяжелой форме) могут явиться причиной запоздалого прорезывания зубов, гипоплазии эмали.

Адентия, или отсутствие зачатков молочных зубов, встречается крайне редко и связана с пороком развития или повреждением зачатков одного или нескольких молочных зубов.

Образование гематомы на краю десневого валика также встречается довольно редко. Клинически при этом наблюдается появление на краю десневого валика довольно напряженного пузырька, имеющего багрово-красный или синюшный оттенок. При пункции из него изливается кровянистое содержимое, пузырек спадает, а через некоторое время (2-3 недели) на этом месте показывается режущий край прорезывающегося зуба. Такие гематомы чаще образуются во фронтальном отделе челюсти. Причиной этого, по-видимому, являются сосудистые расстройства, связанные с прорезыванием зуба.

Второй период . С 4-летнего возраста между молочными зубами появляются промежутки - физиологические диастемы, что указывает на правильное развитие зубочелюстной системы ребенка.

Срок службы молочных зубов в сформированном состоянии небольшой; для каждой группы зубов он в среднем равен 3 годам. Моменту появления постоянных зубов предшествует процесс физиологического рассасывания корней молочных зубов, так как зачатки постоянных зубов заложены с язычной или небной поверхности по отношению к корням молочных зубов, то и рассасывание начинается с той поверхности корня молочного зуба, где ближе всего прилежит зачаток постоянного зуба.

Рассасывание однокорневых зубов начинается с небной поверхности у верхних зубов и с язычной поверхности у нижних зубов.

Зачатки постоянных многокорневых зубов лежат между корнями молочных зубов, поэтому рассасывание корней молочных много корневых зубов начинается с поверхности, обращенной к межкорневому промежутку. У верхних моляров в первую очередь рассасываются щечные корни, особенно задний щечный корень, а у нижних более быстро рассасывается задний корень. Следовательно, рассасывание небного корня на верхней челюсти и переднего на нижней несколько запаздывает. Это необходимо знать при удалении молочных зубов во избежание перелома еще не рассосавшегося корня.

Тесная взаимосвязь рассасывающихся корней молочных зубов с развивающимися зачатками постоянных заставляет подходить к лечению молочных зубов с особой осторожностью. Погрешности при лечении могут привести к повреждению и гибели зачатка постоянного зуба и осложнениям со стороны общего состояния ребенка.

Рассасывание корней молочных зубов происходит медленно, в среднем 2-3 года, и заканчивается к началу смены зубов, т. е. к началу прорезывания постоянных зубов.

Знание сроков формирования и рассасывания корней крайне необходимо в практике зубоврачевания.

Третий период характеризуется появлением первых постоянных зубов и началом замены молочных зубов на постоянные.

Механизм смены молочных зубов на постоянные представляется следующим образом. Зачаток постоянного зуба отделен от корня молочного тонкой костной пластинкой. С развитием зачатка постоянного зуба последний начинает давить на костную перегородку. В окружающей соединительной ткани появляются остеокласты, которые и разрушают эту перегородку. Далее процесс начинает идти с двух сторон - с поверхности корня с помощью остеокластов и со стороны пульпы. Пульпа молочного зуба постепенно превращается в грануляционную ткань, богатую кровеносными сосудами и остеокластами, которая разрушает дентин.

Процесс заканчивается полным рассасыванием корней молочных зубов, оставляя одну коронку, которую легко удаляют иногда сами дети или выталкивает растущий постоянный зуб.

Прорезывание постоянных зубов не сопровождается какими-либо болезненными изменениями со стороны организма ребенка, как это наблюдается в период прорезывания молочных зубов. Исключение составляют зубы мудрости, которые прорезываются в возрасте от 17 до 25 лет и старше.

Первым постоянным зубом, появляющимся в челюсти и не имеющим себе предшественника, является шестой по счету от средней линии зуб, или первый моляр. Он прорезывается позади молочных моляров. Далее начинается смена молочных зубов на постоянные. Она идет в той же последовательности, как шло прорезывание молочных зубов, т. е. первыми сменяются нижние, затем верхние центральные резцы, далее боковые резцы, затем на месте первых молочных моляров прорезываются первые постоянные премоляры, вначале на верхней челюсти, а затем на нижней, далее следуют клыки, вторые премоляры на месте бывших вторых молочных моляров и вторые постоянные моляры. Сроки прорезывания восьмых зубов (третий моляр) непостоянны, да и само присутствие восьмого зуба в челюсти также непостоянно. У некоторых людей восьмые зубы отсутствуют и это не считается аномалией.

Формирование корней у постоянных зубов длится несколько дольше, чем у молочных.

Формирование центральных и боковых резцов и первого постоянного моляра заканчивается к 10 годам, премоляров - к 12 годам, клыков - к 13 годам, вторых моляров - к 15 годам.

После окончания формирования корней постоянных зубов их лечат так же, как и у взрослых.