Об иконе "тайная вечеря". Икона тайная вечеря

Великий четверг - священнейший для всех христиан день

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с апостолами. Христос подытожил то, чему Он учил, и дал последние наставления Своим ученикам. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".

Он посвятил их в таинство Причащения: благословив хлеб, Он преломил его и раздал со словами: "примите, ядите: cue есть Тело Мое" а затем, взяв чашу с вином, сказал: пейте из нее все, ибо "cue есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

Тайная Вечеря. Конец XIV в. Андрей Рублёв

Он сказал, что один из учеников предаст Его, и что Петр трижды отречется от Него еще сегодня. "Рука предающего Меня со Мною за столом, впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению...". "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему..." Спаситель приуготовил апостолов к служению. "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" — сказал Христос в своей молитве Отцу. Тайная вечеря, которая происходила в горнице одного из домов Иерусалима, обрела вселенское значение и непреходящий смысл.



Древний вышитый покров, Евхаристия - Таинство Причащения Апостолов

После вечери Христос пошел с апостолами в Гефсиманию. "...посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сынов Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими". Смысл этого эпизода огромен: Иисус Христос — истинный Бог, но Он и истинный Человек, и смертная тоска не была чужда Ему и посетила Его. Но Он поборол ее во имя спасения людей. Апостолы же не смогли победить всего лишь сонливость и засыпали трижды, несмотря на просьбу Учителя бодрствовать...


Трапеза. Христос только что сказал, что один из апостолов предаст Его. Ученики недоуменно и испуганно смотрят друг на друга. Кто предаст Христа? Предатель указан — Иуда, наклонившись, протягивает руку за хлебом. Его поза повторяет позу Иоанна — любимого ученика Христова, со смирением и теплотой склонившегося к Учителю. Преданность и предательство — как различить их за внешне одинаковыми движениями и позами? Это дается только духовным зрением...


Икона в киоте "Тайная вечеря"

Христос омывает ученикам ноги. Своим поступком он учит безоговорочному отрицанию гордыни. Смиренными должны пойти апостолы в мир, как Учитель. Сын молит Отца о чаше: ...впрочем не как Я хочу, но как Ты. И вот со множеством народа пришел Иуда. Иуда целует Христа. Апостолы в страхе отворачиваются. С этого момента начинаются страсти Господни...



Икона Тайная Вечеря.

Мозаика над Царскими вратами

главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г.

По оригиналу С. А. Живаго (1805-1863)

Лицо Иуды на иконе не отмечено какими-либо неприятными чертами. Иконописец не считает себя вправе судить. Да и само предательство потому и является самым низким обманом, что прячется под маской преданности. Лицо Иуды — "как у всех"...


Тайная вечеря. Омовение ног. Конец ХV - начало XVI века

После омовения ног Христос возлёг с учениками за стол для вкушения пасхального агнца. Во время вечери он объявил ученикам, что один из них предаст его. Все поочерёдно спрашивали: " Не я ли, Господи?" В ответ Иуде Искариоту Христос тихо ответил: "Что делаешь, делай скореее" На этой вечере Христос установил таинство Причастия, в котором христиане под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь христовы. Христос занимает за столом первое место слева. Иуда простирает руку к чаше - символу искупительной миссии.

В Западной Европе с освоением концепции свободы воли утвердилось бесспорное осуждение Иуды: он мог не предать Христа, но в свободе своего выбора пошел по пути предательства. Это сразу же нашло свое выражение в живописи. Иуду стали изображать так, что по его отталкивающему лицу сразу же становилось ясно — он предатель. Одним из первых таким изобразил Иуду Джотто...

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Икона Тайная Вечеря

Икона Тайная Вечеря рассказывает о самой последней трапезе Спасителя со своими учениками. На иконе изображены Иисус и двенадцать Его учеников, включая предавшего Спасителя Иуду Искариота. События, произошедшие во время Тайной Вечери стали отправной точкой Страстей (Страданий) Христовых. Формально Вечере в хронологии Страстей, конечно, предшествует Вход Господень в Иерусалим, отмечаемый ныне православными как двунадесятый праздник и вечеря в Вифании, где Христа помазали миром, обозначив Его как Мессию - помазанника Божьего. Но именно во время проведения Тайной Вечери происходят:

Омовение ног ученикам. Перед трапезой, согласно древнему восточному обычаю, Иисус, опоясавшись полотенцем, вымыл ноги Своим ученикам. На изумлённый вопрос апостола Петра: "Господи! Тебе ли мыть ноги мои?" Иисус, омыв ноги всем апостолам, отвечал: "Если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вам должно омывать ноги друг другу. Истинно говорю вам - раб не больше господина своего, а посланник - не больше пославшего". Тем самым Спаситель показал пример истинно христианского смирения, зная что омывает ноги даже Иуде Искариоту, чьё предательство в скором времени привело к концу земной жизни Христа.

Предсказание Иисусом предательства Иуды Искариота.Во время трапезы Иисус Христос сказал своим ученикам:"Истинно, истинно говорю вам - один из вас предаст Меня...опустивший со Мною руко в блюдо - этот предаст Меня". На вопрос Иуды:"Не я ли, Учитель?" Спаситель отвечает: "Ты сказал". Чуть позднее Иуда Искариот первым из учеников покинет Тайную вечерю, чтобы успеть привести воинов и рабов, служащих первосвященникам, в Гефсиманский сад для пленения Иисуса Христа. В Гефсиманском саду, после моления о чаше, Иуда снова встречается со Спасителем, окружённым Его учениками-апостолами. Чтобы воины первосвященников не схватили по ошибке апостола Фому, внешне весьма схожего с Иисусом, Иуда указывает им на Иисуса своим приветственным поцелуем. За предательство Учителя Иуда получил от первосвященников тридцать серебренников. Раскаявшись в собственном неверии, Иуда бросил полученные деньги в храме и, выйдя, удавился.

Таинство причащения - Евхаристия. Иисус Христос, раздавая своим ученикам хлеб, разломленный Им на части и вино, говорил апостолам: "Примите, ядите, сие есть Тело Моё...Пейте из чаши всё, ибо это есть Новый Завет в Крови Моей, проливаемой за многих, во оставление грехов". Само слово Евхаристия - греческого происхождения, оно означает "благодарение". Вкушая Тело и Кровь Христову, мы становимся частью единого с Богом и одновременно благодарим Спасителя за его жертву, которую Он принёс за нас, освободив человечество от тяжести первородного греха ценой Своих мучений. И сейчас Таинство Святого Причастия является основой церковной литургии - главного христианского богослужения.

В иконографии Тайной Вечери существует несколько особенностей, характерных для отображения избранных апостолов Христа. Так, самый юный из апостолов, Иоанн Богослов, на иконе Тайной Вечери изображается возлежащим у груди Спасителя. Иуда Искариот по понятным причинам лишён нимба. Часто в руках его рисуется кошелёк, мошна - Иуда был казначеем апостолов, он собирал пожертвования и распоряжался собранными деньгами. Иисус Христос изображён с характерным для Его иконографии крестчатым нимбом.

Икона Тайная Вечеря всегда будет служить напоминанием о спасительной жертве Иисуса Христа, ведь именно с последней совместной трапезы Спасителя с Его апостолами начались Страсти Христовы, закончившиеся Его земной смертью и последующим Воскресением, даровавшем человечеству искупление первородного греха прародителей Адама и Евы.

Особое внимание христиан всегда привлекали события последних земных дней Спасителя. Каждый из них специальным богослужением вспоминается в Церкви перед наступлением Пасхи. Особо торжественным днем является Страстная Пятница, а накануне, в Великий Четверг большинство православных стремится исповедаться и причаститься. Ведь Таинство Причастия установлено было именно в этот день. Это одно из событий, отраженных на иконе «Тайная вечеря».

Почему трапеза была тайной? Потому что Иисуса уже разыскивали, чтобы ложно обвинить и подвергнуть жестокой казни. Это была последняя совместная трапеза Христа с учениками, Он об этом прекрасно знал. Поэтому в этот вечер установил самое главное церковное таинство.


О чем повествует икона

События того вечера интересовали не только иконописцев, но и мастеров живописи. Всем известна фреска Да Винчи, по поводу нее ведутся споры до сих пор. Но церковная живопись имеет другие цели, она глубоко символична, даже цвета имеют определенное значение. О чем же должна говорить икона «Тайная вечеря» верующему?

  • Сначала надо понять, почему трапеза именно вечерняя? Евреи отмечали Пасху - ветхозаветный праздник, исход их предков из Египта. Решающие события его произошли именно ночью. Заколов ягненка, надо было пометить двери кровью ягнят, чтобы их обошел гнев Господень, направленный на египтян. А сами евреи должны были оставаться в домах до утра. В ту ночь умерли в Египте все первенцы, а фараон сдался и отпустил рабов во главе с Моисеем.

В перспективе становится более понятным установление Христом нового обряда. Больше не нужны кровавые жертвы, ведь Агнцем теперь является Сын Божий. Поэтому икона «Тайная вечеря» означает начало новой эры для человечества, нового этапа в отношениях Бога со своим народом. Поэтому изображение той трапезы находится в каждом православном храме над входом в алтарь. И сегодня, как в ту ночь, в жертву приносится хлеб и вино, потому что кровь больше не проливается, она искуплена Христом.

События, произошедшие в Страстной четверг:

  • Омовение ног ученикам.
  • Установление Евхаристии.
  • Моление о чаше (в Гефсиманском саду).
  • Предательство Иуды.
  • Взятие под стражу.


Богословское значение святого образа

Но не только это свершилось в тот вечер. Один из учеников оказывается потерян - он решает предать своих соратников, уже существует договоренность, измена оплачена. Число монет даже входит в пословицу. И здесь тоже речь идет не о конкретном человеке - предать Бога может любой, но не любой находит в себе силы для раскаяния. А Господь его ждет, до последнего вздоха. Значение для каждого участника «Тайной вечери» икона передает красками, расположением персонажей, жестами.

Фигура Иуды на некоторых образах выделяется особо - он тянется к центру стола, выдавая себя, как предателя. Его поза выглядит нелепо и даже вызывающе. Так иконописцы подчеркивают всю дерзость и глубину падения Иуды. Даже имя его стало нарицательным.

Место секретной трапезы евангелисты в деталях не описывают. Но вряд ли там были стулья и привычный нам широкий длинный стол. В те времена стульев не было даже у римлян, иудеи если и имели их, то в ограниченном количестве. Использовались они редко, в других случаях. Тогда во время еды лежали на лавках или прямо на полу, подстелив подушку.

Стол же на иконах символизирует совсем другое. Богословское значение иконы «Тайная вечеря» - напоминание о Евхаристии, которая тогда была совершена впервые. Поэтому стол - тут вовсе не обеденный, это прообраз Престола в алтаре. Конкретный момент превращается здесь в момент церковной истории, который сегодня повторяется в каждом храме. Участие в Евхаристии - главная цель христианской жизни, поскольку так происходит соединение с Богом.

Однако на иконах греческого происхождения, как и на русских, можно увидеть очень описательные изображения трапезы: здесь и большая чаша с мясом, рыба, куски хлеба, даже травы. Разной может быть сама форма стола, обстановка горницы. Но всегда фигура Христа выделяется - либо размером, либо одеждой, либо позой.


Место в квартире

Церковные правила оставляют довольно большую свободу для формирования домашнего иконостаса. Основными должны быть образы Христа и Богородицы, другие подбираются исключительно по воле верующего. Икону «Тайная вечеря» можно вешать над другими, как это делается в храме. Но это исключение - в других случаях так поступать не стоит.

Отличным местом будет кухня или столовая - молитва перед приемом пищи обязательна, хотя бы краткая («Господи, благослови!»). Но лучше прочесть «Отче наш». Уместно и достойно. Ничто не мешает разместить данный образ и в других комнатах, если в столовой нет места. Главное, чтобы он не соседствовал с мирскими картинами, фотографиями, вырезками из газет, прочими неуместными вещами.

  • Иконы необходимо содержать в чистоте, протирать на них пыль, следить за сохранностью.
  • Обветшалые, поврежденные образа не стоит выкидывать - их надо отнести в храм и отдать на сжигание. Либо самостоятельно сжечь в печи, если такая возможность имеется.
  • Также следует поступать с остатками освященной еды, огарками церковных свечей, бумагой, в которую были завернуты иконы.

Смысл данного обычая в том, чтобы освященные предметы не попадали в обычный бытовой мусор.

О чем молиться иконе Святая Вечеря

Основным действующим лицом в композиции образа является, конечно, Христос. Он центр всего евангельского повествования. Поэтому любые молитвы Господу могут читаться перед иконой «Тайная вечеря», она помогает сосредоточиться во время утреннего и вечернего правила.

  • Если образ в кухне, хозяйка должна помолиться перед тем, как начинать приготовление пищи. Освященная добрым словом еда будет полезной.
  • Ежедневно вечером следует исповедовать Христу свои грехи, совершенные за день. Попросить прощения, поблагодарить за милость и терпение Господа, который не наказывает грешников так, как они того заслуживают.
  • Перед причастием в храме, глядя на этот образ, следует с сердечным вниманием помолиться о том, чтобы достойно приступить к таинству.
  • Можно перед иконой читать покаянный канон, акафисты Христу.

Молитвы необязательно должны быть продолжительными, важней регулярность. Прибавлять их количество следует постепенно. При этом наблюдать за тем, чтобы в сердце не появилась гордость («вот какой молитвенный подвиг совершил!»). Общение с Богом - святая обязанность каждого христианина.

История о художнике

Интересная притча связана с созданием фрески «Тайная вечеря». Когда художник уже составил композицию, оставалось лишь найти моделей, но эта часть оказалась очень трудной. Как среди людей отыскать кого-то, похожего на Христа? Но однажды Леонардо Да Винчи увидел прекрасного юношу, который пел псалмы в церковном хоре. Его лицо сияло добротой. Полдела было сделано.

Только поиски воплощения зла в лице Иуды оказались тщетными. Заказчик уже терял терпение, завершить работу надо было любой ценой. И вот в канаве мастер увидел бродягу. Сильное ожесточение, греховные страсти, злоба - все это так исказило лицо бедняги, что он постарел раньше времени. Бродягу притащили прямо в мастерскую. Немного протрезвев он заявил, что уже видел эту картину.

Оказалось, что всего несколько лет назад именно с него Леонардо писал Христа. Вот как быстро грех может уничтожить человека. Поучительная история, которая, тем не менее, не имеет ничего общего с православными иконами Иисуса. Их стиль весьма далек от европейской духовной живописи, хотя под ее влиянием возникло несколько образов Богородицы.

Разнообразие форм

В древней церкви существовали особые традиции в Великий Четверг.

  • В этот день освящали миро, готовясь ко крещению, которое тогда проводилось по субботам и воскресеньям.
  • Проводился чин омовения ног - этот урок смирения преподал Сам Христос.
  • В византийских церквях также омывали престол, вспоминая, как апостолы готовили трапезу.
  • Существовали особые чины покаяния, которые помогали верующим приготовиться к Пасхе.
  • Некоторые церкви разрешали послабление поста в этот день.

В России существуют свои народные обряды, которые соблюдаются до сих пор.

  • Четверг перед Пасхой называется «чистым» - в этот день надо было не только помыться, но и подготовиться к светлому празднику. Хозяйки пекут куличи, другую праздничную снедь, делают уборку в доме. В деревнях в этот день старались омыться водой из источника - считалось, что она смывает грехи.

Великая жертвенность

На иконе «Тайная вечеря» изображен поистине переломный момент в Евангельском повествовании. Скоро Учитель явит апостолам Божественную природу. А затем и многие из них примут такую же мучительную смерть. И хотя Церковь будет основана в день Пятидесятницы, здесь, в этой горнице, совершилась главная жертва - Господь сначала моет ноги ученикам, потом и тело свое отдает, и кровь, пусть пока в символическом виде, но скоро Он взойдет на Голгофу. Пусть же память об этом событии помогает терпеть трудности временной жизни.

Молитва иконе Тайная Вечеря

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем»

Тропать Великого четверга

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Образ «Тайной Вечери» известен каждому православному человеку. Возможно, кто-то не знает его правильного названия, но каждый видел над Царскими вратами в центре храмового иконостаса, там, куда обычно смотрит человек в молитве, изображение Христа с апостолами. Приглядевшись, можно заметить, что Христос восседает в центре стола, за которым сидят Его ученики, а сбоку виден уходящий от них — Иуда. Этот сюжет также известен всему миру по картине Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Неудивительно, что многие люди интересуются этой иконой, задаваясь вопросом, например, о чем молиться перед этой иконой. В нашей статье мы расскажем о великом событии, изображенном на иконе «Тайная Вечеря» — установлении Таинства Причастия, его значении, о том, как правильно причащаться и где повесить образ.

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ИКОНЕ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ПОЧЕМУ ОНА ТАК НАЗЫВАЕТСЯ

Вечеря по-русски означает ужин. Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин — последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница. Этот вечер стал поворотным в истории Церкви и всего человечества. Все дни окончания земной жизни Господа Иисуса Христа — Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение — были наполнены таинственным богословским смыслом, событиями, творившими дальнейшую историю. За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми — как никогда раньше — и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком — Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия. Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Трапеза была совершена вечером, поскольку Христос следовал одной из иудейских традиций Ветхого (Старого) Завета, на основании которых устанавливал традиции новозаветные, не разрушая прежних. Так, в тот день отмечался праздник Пасхи, память исхода предков иудеев из Египта ночью. В тот древний день каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и сделать пометку его кровью на дверях, чтобы Господь не направил на них свой гнев. Это был знак избрания евреев. Бог Отец в тот день покарал египтян за удержание евреев в рабстве смертью их первенцев. Только после этой страшной казни фараон отпустил племя иудеев во главе с пророком Моисеем в Обетованную Богом Землю. Иисус Христос за Тайной Вечерей, вспоминая этот праздник, устанавливает новый: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Жертвенным Ягненком, Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.

ИКОНОГРАФИЯ И ДЕТАЛИ ИКОНЫ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Иконы Тайной Вечери начали создавать много веков назад. Известно, что в начале II тысячелетия нашей эры такой образ начал становиться более детальным. В XVII веке икона заняла не только свое обычное место над Царскими вратами в русских храмах, но и место на стене трапезной русских царей. Евангелисты не описали бытовые детали Тайной Вечери, но историки восстанавливают их по документам того времени: ни стульев, ни столов тогда не было, Господь с учениками, по обычаю, полулежали на лавках или на полу, опираясь на подушки. Тем не менее, на иконе Тайной Вечери всегда присутствует и стол, и сидения для участников Трапезы. Они имеют символическое значение: стол становится прообразом престола в алтаре храма. Единичное событие показывается в перспективе истории, напоминает о ежедневной Литургии почти в каждом православном храме. Из еды обычно на иконе изображается только стоящая на столе Чаша для Причастия и Хлеб. Это также символы: вероятнее всего, ужин был обычным, но главным в этот день было Небесное Угощение. Однако на многих иконах и картинах, написанных в течение веков, можно увидеть и детальное изображение блюд обычного ужина. Отличается на разных иконах и интерьер, и форма стола, и позы апостолов, неизменным остается присутствие Евхаристической Чаши и, конечно, выделяющаяся центральная фигура Господа Иисуса Христа. Отражено в «Тайной Вечери» обычно и предательство Иуды. Он уже принял решение о предательстве, взял пресловутые тридцать сребренников и думает не о словах Христа и Евхаристии — кстати, перед ней он и уходит за фарисеями, а о предательстве. Господь ждет нашего раскаяния до последнего часа земной жизни, так и Иуде дал Он время покаяться, призывая его к Царствию Небесном вместе с остальными учениками. На иконе «Тайной Вечери» силуэт Иуды также выделен своей дерзостью — он тянется от края стола к его центру — или, напротив, темнотой, он бывает показан уходящим. Итак, икона «Тайная вечеря» показывает нам начало Нового Завета в отношениях Бога и человека, новой эры истории. Вот почему этот образ расположен в каждой православной церкви над Царскими вратами алтаря. Хлеб и вино же приносятся в жертву по сей день, и никогда христиане не приносят в жертву Богу мясо, потому что кровь животных для Бога не проливается — все искуплено Господом Иисусом Христом.

ЧТО ЗНАЧИТ ПРИЧАСТИЕ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТА В ЦЕРКВИ

После слов Христа: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя», — по благодати Спасителя хлеб и вино, имея свой прежний внешний вид, перестали тогда и перестают ныне за каждой Литургией быть вещами земными. Они становятся, по Евангельскому слову, хлебом, то есть пищей жизни — Плотью Христа, которую Он отдает ради прощения всех грехов людских. Апостолы смогли понять и принять это Таинство, ведь они уже видели, как насыщалось множество людей благословленными Господом малыми земными хлебцами. Они понимали, что земные вещи перестают быть таковыми по слову Христа. Святитель Иоанн Златоуст, записавший и зафиксировавший на все последующие века церковное последование Святой Литургии, начатое еще апостолами, отметил, что Ветхий Завет имел кровь овец и тельцов, а Новый имеет Кровь Божию: «Это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая ради прощения грехов» — сказал Сам Христос, подавая Чашу с вином ученикам. Под земным видом хлеба и вина Господь дал ученикам Божественное Тело и Божественную Кровь, которые на следующий день после Тайной Вечери Он добровольно отдаст на истязания и смерть. Он благословил апостолов совершать Причастие в Его воспоминание во все времена. Так до конца времен и Страшного Суда Таинство Причащения будет совершаться во всех храмах православных. Здесь земные вещи чудесно изменяются Духом Святым в Тело и Кровь Спасителя, чтобы каждый человек мог зримо соединиться с Богом, прощающим его грехи и направляющим его жизнь. И принятие Святого Причащения — долг и необходимость каждого православного христианина, ведь каждый истинно верующий человек стремиться соединиться с Богом, идти по пути Истины.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ

Икона «Тайная Вечеря» особенно почитается в Великий (Чистый) Четверг накануне Пасхи. В этот день образ полагается посередине храма, поется тропарь, где вспоминаются события Тайной Вечери. Церковь издавна создала особые традиции Великого Четверга, когда произошло не только установление Таинства Евхаристии, но и, что отражено на некоторых иконах «Тайной Вечери», омовение ног учеников Христом в знак Его смирения, и предательство Иуды.

Тайная вечеря началась с омовения ног апостолов: Творец мира, Бог-Сын совершает рабский обряд, омывая апостолам ноги. Апостолы были потрясены такими действиями Учителя и молча приняли смиренный жест Христа. Он же еще раз подчеркнул, что самый человек, чувствующий себя сильным, должен принижать себя и заботиться о других. И сегодня в Великий Четверг существует удивительное архиерейское богослужение обряда омовения ног. Не во всех епархиях оно проводится. После завершения Литургии в храме громко читаются слова Евангелия об омовении ног, и сам архиерей, глава епархии, по примеру Христа омывает ноги священников, подчиненных ему. В этот день Церковь освящает святое миро. В древней Церкви этот обряд был установлен потому, что Крещение новых христиан обычно проводилось в Великую Субботу и на Пасху. Сегодня он проводится, следуя обычаю. В Русской Православной Церкви Ее глава, Святейший Патриарх, освящает в Великий Четверг миро — масло оливкового дерева со смесью драгоценных ароматов. Оно варится все в первые будние дни Страстной седмицы по особому древнему способу, а после освящения рассылается по всем приходам Церкви. Без мира неполным остается Таинство Крещения, соединенное с Таинством Миропомазания — через миро новокрещаемый обретает дары благодати Святого Духа. В церквях Византии и иногда сегодня омывают престол в воспоминание подготовки трапезного стола апостолами. Эта традиция дала рождение народным обычаям называть Великий четверг Чистым. Люди всего мира готовятся к Светлому празднику Пасхи, моются и убирают дома, готовят куличи и праздничную трапезу. В четверг Страстной седмицы во всех храмах обязательно совершается Божественная литургия — ведь это память дня ее рождения. Все верующие стараются, следуя за апостолами, принять Евхаристию из рук Христа и соединиться с Ним в Таинстве Причастия.

ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ — ЕДИНЕНИЕ С БОГОМ И ТАИНСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Самая сильная молитва — это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь. Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога. Вот почему для спасения, для жизни вечной со Христом и верного земного пути каждому человеку нужно бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ПРИЧАСТИЮ

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить. Подготовка, называемая по-церковнославянски говением, включает чтение особых молитв, пост и покаяние:

    • Готовьтесь двух-трехдневным постом дня. Ограничьте разнообразие в пище, откажитесь от мясной пищи, лучше — от мяса, молока, яиц, если вы не имеете тяжело болезни и не беременны.
    • Старайтесь в течение этих дней читать утреннее и вечернее молитвенное правило постоянно и с вниманием. Читайте духовную литературу.
    • Откажитесь от шумных развлечений, посещения мест активного отдыха.
    • За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (есть текст молитвы, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
    • Примиритесь с людьми, если у вас есть серьезные конфликты.
    • Лучше посетить вечернее богослужение перед Литургией. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
    • Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.
    • Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники, бывает, не могут отследить этого большого греха. Господь наказывает людей за дерзость скорбями.
    • Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.
    • В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи!
    • Также нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ПРИЧАСТИЯ?

Подготовка проведена, вам все понятно. А вот о том, как конкретно принимать Святое Причастие и как же понять, что Причащение началось, в книгах часто нет информации. Итак:

    • После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.
    • Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.
    • У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть святыню. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите. Идите к столику с «теплотой», чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие. Оно не должно оставаться во рту, чтобы вы случайно не выплюнули Его. Теперь можно перекреститься на икону «Тайной Вечери» над алтарем и поклониться.
    • До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома. Постарайтесь не заниматься делами в этот день, отдохните спокойно, за просмотром интересных добрых фильмов и чтением книг, общением.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Перед этой иконой можно читать любые молитвы, в том числе ко Причастию, утренние и вечерние — Церковь благословляет читать молитвы ежедневно, они есть в любом молитвослове и онлайн. Молитвенно обращайтесь ко Господу с любыми просьбами:

    • О верной подготовке к Причастию;
    • Об истинном покаянии;
    • Если образ висит на кухне — о приготовлении хорошей пищи, ведь освященная молитвой еда будет вкусной и полезной;
    • Молитесь перед и после еды в благодарность за хлеб насущный и с просьбой о пользе его;
    • Исповедуйте Господу Иисусу Христу ежедневные грехи и благодарите за милость. Подведение итогов дня — совет каждого психолога, а молитвенная благодарность и покаяние за день перед Богом — уже не просто душевная работа, но и духовное делание;
    • Перед Причастием молитесь у иконы «Тайная Вечеря» дома и в храме, чтобы достойно и со вниманием приступить к Таинству, соединиться с Богом неосужденно.

ГДЕ В ДОМЕ МОЖНО ПОВЕСИТЬ ИКОНУ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Икону можно поставить в «красный угол», где обычно располагается домашний иконостас. Так называют место на стене напротив двери или у окна, куда на полку ставятся иконы Господа, Божией Матери и далее, по вашему желанию, почитаемых семьей святых, например, тезоименитых покровителей дома или великих святых. Можно приобрести полку в иконной лавке, а можно просто поставить иконы на книжную полку — лучше рядом с изданиями о духовной жизни. В одном ряду с иконами не должно быть фотографий родных, вырезок из газет, тем более портретов неких «звезд».

    • По обычаю вы можете повесить икону «Тайная Вечеря» над другими образами, по подобию церковного иконостаса.
    • Еще одной традицией является размещение иконы «Тайная Вечеря» в столовой, где обычно кушает семья, или кухне. С молитвой можно будет обратиться ко Господу и перед приготовлением, и перед приемом пищи. Всегда можно кратко сказать: «Господи, благослови» или прочитать «Отче наш» — и освятить свою трапезу Именем Господним.
    • Храните любые иконы в чистоте и со вниманием, а обветшавшие, за невозможностью реставрации, отнесите в храм, чтобы там с благоговением предали их огню. Можете самостоятельно сжечь икону, чье изображение уже стерлось, в печи. Священные предметы — иконы, лампады, огранки свечей после молитвы — нельзя смешивать с обычным мусором.
О достойном Причастии и в воспоминание установления Евхаристии перед иконой Тайной Вечери молятся Господу Иисусу следующей молитвой, можно читать ее на русском языке: Твоей Тайной Вечери сейчас, о Сын Божий, причастника (причастницу) меня прими: не скажу тайны Твоим врагам, не прикоснусь к Тебе поцелуем Иуды, но как разбойник исповедовать буду Тебя: вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем. Пусть не как приговор и не как осуждение будет мне Причастие Святых Твоих Тайн, о Господи, но для исцеления души и тела. Аминь. Перед иконой Тайной Вечери можно читать онлайн тропарь Великого четверга, описывающий события Тайной Вечери и прославляющий Господа: Когда славные ученики просвещались через омовение на Вечери, тогда Иуда неправедный помрачался недугом сребролюбия и предавал беззаконным судьям Тебя, Судью праведного. Видишь, стремящийся к богатству удавившегося ради него! Беги от голодной до денег души, дерзко покусившейся на Божественного Учителя! О Господи, для всех Благой, слава Тебе! Да хранит вас Господь и Бог наш Иисус Христос!