Обряды на русальную неделю. Зеленые Святки — узнайте тайны русальных дней и Троицкой недели

Зеленые святки (укр. Зелена неділя)– славянский праздник, берущий начало в язычестве. Традиционно Зеленые святки начинались в Семик, в седьмой четверг после Пасхи, перед Троицей. Наши предки в этот день чтили память почивших родственников.

Период Троицких святок включает в себя Семик , предшествующую Троице неделю и Троицкую неделю и заканчивается в канун двухнедельного Петровского поста. Зеленые святки знаменуют прощание с весною и приветствие лета.

Зеленые святки: обряды и традиции

Народные обычаи, связанные с Зелеными праздниками имеют истоки в дохристианских ритуалах. Они связаны с ритмами природы, и ожиданием наступления лета. Архетип праздников – это магические практики, которые должны были очистить землю от водных демонов. Эти ритуалы были призваны обеспечить обильный урожай и защитить дом от нечистой силы. С этой целью наши предки разводили костры, дома украшали зелеными ветвями клена, камышом и цветами.

Зеленые святки были особенно популярны среди пастухов, которые пировали и танцевали у костра. Этот обычай до сих пор популярен в горных районах Польши.

Зелеными праздниками дайбожичи встречали буйное пробуждение природы. В эти дни люди выходили в лес, чтобы поблагодарить матушку-природу за ее щедрые дары. Эти праздники выражают глубокое уважение человека к природе и ее красоте. Зеленые святки были настолько популярными в народе, что христианство не смогло искоренить их.

Накануне Зеленых праздников наши предки отмечали «клечаний тиждень» . Люди шли в лес и помечали делянку под будущее поле, этот обряд обеспечивал щедрый урожай.

Следом за ним наступала русальная неделя . Согласно поверьям некрещёный ребенок, который умирал в этот период, становился русалкой или мавкой. Поэтому родители запрещали детям ходить полями. По этому поводу существовало множество легенд.

К сожалению, многие обряды славян не дошли до наших времен.

Первые Русалии

Названий у недели перед Троицей много: Семик, зеленые святки, русальная неделя. Все эти названия пришли из древнего язычества. Но тем не менее они тесно переплелись с православием.

Первые Русалии приходятся на май и посвящены чествованию девы Лели - юной и цветущей богини весны. Вторые Русалии - время, когда дева Леля становится женой Ладой, весна поворачивает на лето.

Русалии — волшебное время, посвященное также проводам весны и чествованию водяных духов (руса­лок). В 2018 году начало русальней недели приходится на 21 мая .

По преданию, во время Русальной недели вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и на кладбищах можно увидеть русалок.

Как и любая другая нежить, русалки считаются очень опасными для живых людей. Рассказывают, что они, подоб­но ведьмам, могут принимать разные обличья и залетать в дома через трубу. Встреча с русалкой для любого смер­тного оборачивается несчастьем. В качестве оберегов от водных дев ис­пользуют те же приемы, что и от нечис­той силы (крест, молитва). Кроме того, прибегают еще и к народным средс­твам — к полыни, хрену, чесноку.

Однако, этот страшный на первый взгляд период, богат всевозможны­ми ритуалами, обрядами и традици­ями. Например, существует обычай в Русальную неделю украшать дом березовыми веточками, цветочными венками и всевозможной зеленью. Засохшая зелень по истечении срока служит оберегом от злых сил.

В начале Русальной недели девушки «завивают венки» обрядовой березке. Прежде всего, вокруг дерева очерчи­вается круг. Затем на березе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви, но не ломая их. Эти кольца называются венками. Сквозь эти коль­ца девушки кумятся: обмениваются по­дарками, целуются, желают друг другу добра. На венки обязательно развиваются. Этот обряд укрепляет дружбу между девицами.

Можно провести обряд, который называется «кормление дерева». Под деревом (чаще всего под березкой) нужно оставить угощение для духов (основное обрядовое блюдо — яични­ца). Еда, как правило, собирается со всех участников обряда. Это обеща­ет покровительство высших сил на протяжении всего года.

Обряд «хождение в жито» совер­шается в начале либо в конце Зеле­ных Святок. Девушки и женщины отправляются в поля смотреть по­севы. После обхода они разводят костер и устраивают гулянье. Пос­ле еды ложки подбрасывают вверх со словами:

«Пусть рожь и посевы такие высокие уродятся, как высо­ко ложка поднимется».

Этот обряд обещает богатый урожай.

Чтобы водные девы наверняка поки­нули землю, в конце Святок проводит­ся обряд «проводы русалок». К обряду шьют куклу, которая олицетворяет ру­салку, наряжают ее в белое платье и кладут на носилки. Потом куклу отно­сят в поле или на холм и там сжигают. При этом каждый человек своими сло­вами просит горящую русалку забрать с собой все несчастья и невзгоды.

Русальная неделя — денежная

Для получения постоянной хорошей прибыли (чем бы вы ни зани­мались) нужно самостоятельно сплести корзинку из ивовых прутьев.

Когда корзинка будет готова, в нее нуж­но положить любой пирожок, а на него — записочку:

«Русалушка, зазнобушка, не вреди. Двери к богатству отвори».

Пустить угощение по ручью или реке по течению.

Проделывать обряд нужно на Русальной неделе.

Сплести корзину, дело трудоемкое, не каждый человек спосо­бен, можно купить маленькую плетеную корзиночку и проделать то же самое. Мастер по плетению убежден, что эффект будет слабее, но вопрос спорный.

Другой вариант обряда на прибыль связан с плетением венков из одуванчи­ков, ветвей ивы и березы. На венок кла­дутся угощения — сладости, сделанные своими руками, и венок отправляется по течению реки.

Я думаю, что надо сладости испечь, настраиваясь на проведение успешного обряда. Формальное исполнение приве­дет к небольшому результату!

* Праздник — Троица

4 июня в районном поселке (наукограде) Кольцово Новосибирского района прошел XI областной праздник на Троицу «Зеленые святки».

Областной центр русского фольклора и этнографии при взаимодействии с Администрацией наукограда Кольцово и КДЦ «Импульс» организовали и провели поистине широкомасштабный праздник, при участии 19 коллективов области и города.

Праздник открыло костюмированное, песенное шествие по улицам поселка, оглашающее Троицкое торжество. В общем хороводе участвовали почетные гости, представители Кольцовской администрации. После официального открытия состоялся концерт фольклорных коллективов, по завершении которого парк отдыха заполнился хороводными кругами. Хороводные переплетения прерывались кадрильными танцами и веселыми играми. Молодецкие забавы и игры украсили праздник и непрестанно вовлекали юношей, детей в круговорот старинных затей. На протяжении трех часов проходил турнир по «Городкам». Дети, юноши и мужчины не отрывались от командного соревнования до конца игры.

Девушки вили венки и «кумились», украшалась березка. К этому времени на кострищах готовилась яишница, без которой праздник был бы неполным. Именно общая обрядовая трапеза всегда вызывает незабываемые впечатления от троицкого веселья и является отличительной чертой празднования «Зеленых святок». Традиционно праздник украшала выставка народных ремесел и декоративно-прикладного творчества. Устраивались мастер-классы по бересте, Пермогорской росписи, кукле «хороводнице», фетровой птице.

Необходимо отметить участие сельских коллективов, что говорит об интересе к творческому поиску себя в рамках народного календаря и славянских обрядовых традиций.

Наблюдается проникновение жанров русского обрядового фольклора в репертуар районных коллективов. Данная творческая направленность связана с тесным сотрудничеством руководителей фольклорных студий, ансамблей с ОЦРФиЭ. Постоянное участие в мероприятиях центра, консультации специалистов оказывают положительное влияние не только на знание традиционного репертуара, но и на изучение собственных местных этнографических традиций проведения календарных праздников. Приятно было видеть городскую молодежь, с неподдельным азартом играющую в народные игры, участвующую в красивейших весенних орнаментальных хороводах и, конечно, в молодежных обрядах этого замечательного праздника.

Когда праздник удается, не чувствуется течение времени. И только диск солнца, плавно скрывающийся за горизонтом - знак того, что все вынуждены отправляться домой и с нетерпением ждать следующих «Зеленых святок».

Комментировать В цитатник или сообщество

Эта дата не является праздничной, окончание чародейной недели и завершение работы с детьми. Их или отпустили, или не отпустили. С завтрашнего дня, а завтра Ярилин день, и девочки, и мальчики стали окончательно и бесповоротно взрослыми и сами готовятся к первому взрослому Купала в своей жизни. На Ярилин день союзы-обещания-клятвы или рушатся окончательно, или подтверждаются. Если у сторон нет претензий друг к другу - это хорошо, но и кровная месть - это тоже результат разрушения, отмены, невыполнения обещания.

Сегодня работы закрываются и обрываются нити, бросаются в воду, в огонь, по ветру или закапываются: больше нет дитяти несмышленого да подростка упрямого, а есть взрослые дети, живущие своей жизнью и своим умом.


В этот день вы заканчиваете работу, которая велась на этой неделе.

Воскресенье, 05 Июня 2016 г. 08:27 ()

ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (иначе - РУСАЛИИ) в традиционном русском месяцеслове (календаре) - волшебное время, посвящённое проводам весны (Богини Лели), чествованию водяных духов (русалок) и берёз, а также - поминовению усопших (в том числе - заложных (то есть умерших до срока) покойников).

Семик - это четверг русальной недели.

В древности начало Зелёных Святок, предположительно, было связано с Ярилиным Днём (4 кресеня \ июня), а окончанием Русалий - праздник летнего Солнцеворота - Купало.

Наши предки связывали русалок с водой и чествовали их, устраивая празднества и моления русалкам, считая их духами дождя, растительности и плодородия. Изначально русалки изображались не с рыбьими хвостами, а в виде крылатых девушек — «сиринов». Русалии были зимними и летними. Зимние плотно переплетались с новогодней заклинательной магией, а летние («русальная неделя») — с молениями о дожде. Девушки-русалки ассоциировались с березками. Тонкие, нежные, светлые, они становились символом окончания зимы и начала лета.

Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью.

Берёзка была символом жизни, неисчерпаемой силы. Из ее листьев плели венки. Их потом клали в горшки и засыпали землей, чтобы высадить туда капустную рассаду. Считалось, что «троицкие растения» имеют волшебную силу.

В дома приносили первые цветы и берёзовые ветки. Когда ветки и цветы засыхали, их не выбрасывали. Принято было хранить их весь год в укромном месте. А когда начиналась жатва, сухие растения подмешивали к свежему сену.

Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.

Чествование берёз и русалок.

Завивание венков.

В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,

Завивайся, берёзонька.

Вью, вью я венок,

Завивайся, кудрявая».

Сквозь кольца девушки кумятся. Через несколько дней венки обязательно развиваются.

Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы.

«На гряной неделе русалки сидели,

Рано, рано.

Сидели русалки на кривой берёзе,

Рано, рано.

На кривой берёзке, на прямой дорожке,

Рано, рано.

Просили русалки и хлеба и соли,

Рано, рано.

И хлеба, и соли, и горькой цибули,

Рано, рано».

Кормление дерева.

Совершается кормление дерева - под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо - яичница), приготовленную в ссыпку - то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).

«Ты радуйся, белая берёза:

К цебе идуць

Дзевки красные,

Цебе несуць

Яешни смашные,

Горелку горькую,

Скрыпку звонкую»

Ряжение.

Берёзу украшают лентами и платками, иногда - полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: - в замужних женщин или мужчин, иногда - животных, чертей и русалок. Ряжение - сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных - для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

«- Мы покумимся, кумушка,

Вью, вью я венок,

Поцелуемся, голубушка.

Вью, вью я венок»

Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками. Пытаясь ублажить русалок и обеспечить себе плодородный сезон, богатый дождями, люди проводили обряды кумления, как бы призывая русалок стать их родственницами.

Раскумление.

Через несколько дней происходило так называемое раскумление: ветки деревьев развязывали, украшения снимали и праздник подходил к своей завершающей фазе — проводам русалок. По народным поверьям, русалки весной выходили из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока было вредно: они начинали шалить, топтать посевы и причинять неудобства людям. Обряд раскумления — деликатный способ напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы.

После того как с березки снимали все символы праздника, ее срубали (иногда выкапывали с корнем) и несли в селение. Там обычно ее вносили во все дома «на счастье», а после обходили с ней вокруг селения и бросали деревце в реку. Брошенная в воду береза должна была передать воде свою целебную силу. Считалось, что потопление обрядовой березки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на все лето.

Проводы русалок

После раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки.

В качестве символической русалки наряжали девушку или куклу. Совершали обряд проводов, который оканчивался у ржаного или житного поля. Делалось это для улучшения роста урожая, в надежде, что водяные духи помогут вырастить достойный урожай.

Предположительно, то же самое значение имеет и проводящийся на Зелёных Святках.обряд «похорон кукушки». Дело в том, что кукушка в народной Традиции связана с русалками, а в белорусском языке слово «зозуля» обозначает одновременно и кукушку и русалку. Этот ритуал выглядит следующим образом: девушки изготавливают из травы или тряпок чучело, наряжают его в женскую одежду, торжественно «крестят», а вскоре (максимум через день) две выбранные девушки в тайном месте хоронят «кукушку».

В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.

Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда - имитировать переселение русалок в посевы, нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю.

Поминовение усопших.

Во время Зелёных Святок принято поминать мёртвых. Поминовение Предков совершалось с большим размахом

Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также - ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе - насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Во время русалий (а также - при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев - считалось, что это помогает предотвратить (или же - прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

Прочие обряды.

1) Хождение в жито.

Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».

2) Проводы или похороны Костромы.

В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.

При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины.Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купалы, Германа, Ярилы и т. п.), но Кострома воскресает.Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3) Обережные обряды.

В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй - надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.

4) Обряды на любовь и брак

Тема любви и брака была одной из доминирующих в процессе празднования Русалий. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например - проводили борозду от своего дома к дому юноши).

В православном календаре июня является особая дата, на которую особое внимание обращают верующие: Троица 2017

Троица в Украине христиане ждут с нетерпением, ведь это радостный праздник на грани весны и лета — Святая Троица, которая соединила христианские каноны и языческие традиции, как, собственно, почти каждое традиционный праздник.

Большинство крупных праздников в церковном календаре являются переходными, то есть такими, которые зависят от Пасхи, которая в этом году была 16 апреля. Поэтому, отвечая на вопрос, когда Троица в 2017 году, сообщаем — Троица выпадают на 4 июня. Святая Троица отмечается через 50 дней после Воскресения Христа. Поэтому праздник также называют Пятидесятницей.

Троица: традиции

День святой Троицы — день рождения христианской церкви, на горе Сионе нашла свой первый храм, первых обращенных и проповедников. Троицкую неделю в народе называли Зеленой, Гряной или Клечальнй. Традиции Троицы говорят о том, что верующие люди посещают в воскресение службу, поминают родственников, особенно погибших не своей смертью. На праздник принято принимать и угощать гостей, посещать родных. Ограничений для блюд нет. Единственная традиция — каравай, символизирующий единство семьи.

Также Зеленые праздники зеленым летом празднуют, украшая свои жилища душистыми растениями, зелеными ветвями, ароматными полевыми цветами. И сейчас принято раскладывать на пол или ставить в вазы так называемое «зелья».

Какие травы святят на Троицу?

Это в первую очередь цветы, в основном полевые, и букеты, составленные из пахучих трав и зеленых ветвей деревьев: березы, липы, клена, дуба, рябины, а также аира, мяты, мелиссы, и тому подобное. Пол в доме засыпается свежей травой, которая на Троицу обладает особой силой: защищает дом от темных сил.

Также по традиции устраивают игры на Троицу. Однако важно помнить, что нельзя в воскресенье на Троицу купаться в водоемах, так русалки могут занягнуты на дно (во всяком случае так говорят).

Святая Троица: традиции празднования

Зелень символизируют в народной традиции на Троицу жизнь, а после засохшие ветки принято сжигать. Но самое главное украшение на Троицу – это березовые ветки, которые кладут на окна в доме. Березу считают символом чистоты, непорочности, также ее издревле называли знаком отображением приближения лета, поэтому она давно стала частью традиций праздника Троица.

Традиции на Троицу подразумевают, что все верующие люди обязательно посетят церковь в этот день. Интересно, что полевыми цветами и ветками украшают не только дома и квартиры, но и полы храма, в котором читают молитвы и славят Бога.

Что можно делать на Троицу

Христиане должны стараться использовать выходной день не только для пикника на природе, но и для того, чтобы вспомнить сошествие Святого Духа на апостолов – после него ученики Господа заговорили на разных языках и разошлись по всему миру, чтобы рассказывать о Иисусе Христе. Как раз на праздник Троицу можно собраться всей семьей за большим столом – каких-либо ограничений в пище в этот день нет.

Что нельзя делать на Троицу

В народе много разговоров ходит о том, чего нельзя делать на Троицу. Многие из запретов вызывают улыбку, ведь они связаны с язычеством и не имеют никакого отношения к святому празднику. Говорят, что на Троицу нельзя выполнять физическую работу, а также убирать дом, шить или затевать большую стирку. Подобная деятельность не является греховной, но считается, что бытовая суета не должна отвлекать нас от главной сути праздника.

Молодых родителей интересует вопрос о том, можно ли крестить своего ребенка на Троицу. Определенных запретов на крещение в этот день нет, но из-за того, что в церкви будут происходить праздничные службы важную процедуру могут перенести на более подходящий период. Поэтому лучше сразу планировать крестины не на праздник Троицы.

О том, можно ли на Троицу ходить на кладбище, говорят не умолкая. Но все единогласно сходятся на мнении о том, что в этот день стоит ходить в церковь, а для кладбища выделяют специальные поминальные дни.

Обряды на Троицу и плетение венков

Раньше в этот день принято было устраивать массовые гуляния – такая программа была частью обрядов на Троицу. Молодые люди пели песни, водила хороводы, разжигали костры и даже гадали. В этот день юноши со всей серьезностью присматривали себе невест. Но стоит заметить, что и девочки могли выбрать себе в этот праздник жениха. Для этого все незамужние девушки плели венки на Троицу и надевали их на голову тому, кто был им мил. Такой обряд на Троицу считался своего рода помолвкой.

А вот гадания проходили в форме игры и устраивались у водоемов. Девушки плели венки на Троицу и бросали их в реку. Чей венок дальше всех уплывет, та девушка быстрее всех выйдет замуж. Часто такое предсказание сбывалось, поэтому следующие поколения женщин выполняли те же обряды на Троицу.