Описание предмета. Сочинение. Урок развития речи «Описание предмета

Чтобы описать какой-либо предмет, в том числе животное, или растение с научной точки зрения. необходимо указать все его характеристики, определенно, представляющие интерес для науки, без выражения отношения к этому предмету, показать форму и содержание предмета. А если следует описать с художественной точки зрения. соответственно, как художественного предмета, тогда дают описание с помощью художественного стиля, такого образного, используют множество образных сравнений, метафор, аллегорий, эпитетов, множество прилагательных имен, слов с уменьшительно-ласкательным значением. Показывают свое авторское отношение к предмету, воздействуя на читателя, используя лексику и словарный запас русского языка, все его приемы, чтобы передать образ этого предмета, подчеркнуть его художественность, представить собственное отношение и чувства к этому предмету.

Если говорить о научном стиле:

Определение из википедии:

Если говорить о художественном стиле:

Например, что такое растение пшеницы с научной точки зрения?

Растение пшеницы имеет мочковатую корневую систему, стебель – полый, или заполнен паренхимой, представляет из себя соломину, разделенную по всей протяженности перегородками, которые являются стеблевыми узлами, а расстояния между ними – междоузилия, всего их у пшеницы 5 – 7. Лист линейный. Соцветие представлено сложным колосом. Плод – голая односемянная зерновка, или, в агрономии, – зерно. Зерновки бывают овальными, округлыми, яйцевидными, с выраженным хохолком, продольной бороздкой.

Растение пшеницы же художественным языком – пшеничка, которая взросла на полях и бескрайних просторах, появивлись из зернышка для того, чтобы дать урожай, чтобы из каждого растения спели хлеба. Каждый колоск – это горстка зернышек золотистого цвета, и все поле пшеницы золотится, когда поспеет, колыхаясь от ветра, радуя взор. Каждый колосок, если высыпать зерна на ладонь, имеют запах хлеба, они впитали свет солнца, дождевую влагу, развиваясь на широких просторах.

Описывая животное в научном стиле, следует сказать о нем, как о представителе своего класса, семейства, рода, вида. Внешне, – сколько лап, наличие хвоста, уши, форму ушей, хвоста, форму грудной клетки и т. д. Сказать, что из себя представляют системы органов, как нервная, кроветворная, пищеварительная, дыхательная, органы мочевыделения и размножения, если есть все эти системы, подробно описав. Если систем органов нет, то сказать, что их заменяет (им предшествует). В общем, описать все то, что из себя представляет животное для науки, значение в природе, промысловое значение, в быту человека.

Например, о волке можно начинать рассказывать в научном стиле:

А говоря в художественном стиле, рассказать, как блестяща и пушиста шерсть животного, как игривы повадки, манеры, добродушен нрав (или, наоборот), показать свое отношение к существу.

Если говорить о волке в художественном стиле, можно начинать рассказывать о нем таким образом:

Волк – это хищное, дикое животное, со своими повадками и нравом, прекрасное своей грациозностью, стройное и бесстрашное.

(1 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мое любимое животное – кошка. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась – у меня дома...
  2. Сложно представить, каким “тусклым”, “бедным” и скудным был бы наш язык, если бы в нем не было таких ярких образных...

Прочитайте текст (отрывок из сочинения)

У меня очень много игрушек: куклы, заяц, тигренок, крокодильчик, слоненок, заводные машинки. Но больше всего я люблю медвежонка.

Его подарил мне на день рождения дядя Толя, когда мне было пять лет. Я и назвала его Толей, полюбив с первого взгляда. У медвежонка темно-коричневая плюшевая шерстка, а симпатичная мордочка всегда выражает удивление. Толя смотрит на мир круглыми глазами-бусинками, в которых там много любви и добродушия.



Цели урока

  • повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  • познакомить с особенностями описания предмета в научном и в художественном стиле.
  • формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем;
  • учить рецензировать написанное;
  • учить строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений.
  • воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми.

Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь : они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу.


Вспомним типы речи

Какие типы речи вы знаете?

  • описание,
  • повествование,
  • рассуждение

Для чего нужен каждый из них?

  • Описание : описываются люди, предметы, животные.
  • Повествование : рассказывается о каком-то событии.
  • Рассуждение : рассуждается о чём-либо.

Прочитаем сочинение-описание предмета.

Я до сих пор помню, как я готовился к первому походу в школу. Это событие очень волновало меня и мою семью. А подготовка к школе приносила много счастливых незабываемых минут. Мне купили разные принадлежности, среди них был ранец.

Помню, как впервые увидел свой ранец. Он был овальной формы, коричневого цвета с разными яркими аппликациями. Ранец имел три отделы. Для книжек, тетрадей и школьных принадлежностей. Металлические застежки блестели, а маленькая удобная ручка будто приглашала, чтобы я взял ранец к рукам. На ранке были черные неширокие лямки, чтобы можно было его носить за плечами. Ежедневно я разглядывал ранец, примерял, и с нетерпением ожидал дня, когда пойду к школе.

Сейчас у меня другой ранец, но своего первого школьного друга я бережно храню.


План сочинения-описания предмета.

  • Вступление:

Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?

  • Основная часть (какой предмет?):

по материалу, по величине, по форме, по цвету, по строению, по назначению.

  • Концовка:

отношение к предмету .


Работа с текстом

Сравнить 2 текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож

Перочинный нож – небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинным этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.


Вопросы к тексту

1. В каком из описаний только сообщаются сведения о перочинном ноже, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?

2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от перочинного ножа?

4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.


Рецензирование текста

Устранить повторы можно следующими способами:

- исключением повторяющихся слов;

- заменой местоимениями;

- заменой синонимами, словосочетаниями.

Фрагмент № 1

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.


Домашнее задание

  • Упр. 302.





Как вы понимаете, что значит описать предмет? Как вы понимаете, что значит описать предмет? Описать предмет - это значит рассказать о признаках этого предмета. Какие стили речи вы знаете? Какие стили речи вы знаете? Деловой, художественный,научный, разговорный. В каком стиле можно описать предмет? В каком стиле можно описать предмет? Описание может быть научным, деловым, разговорным, художественным, при этом для каждого стиля используются особые языковые средства.


Описание предельно полное. Признаки выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлечённым значением. Выделяются самые яркие признаки предмета. Используются более разнообразные языковые средства. (прилагательные, существительные, глаголы, наречия) Встречаются сравнения, слова в переносном значении.


Нож 1. Нож перочинный, имеет два лезвия и штопор; нож весь в царапинах; у основания на одной стороне есть вмятина, на каждой стороне по шести заклепок; имеет форму мужской туфля; в ширину 2 см, в длину 7,5 см. 2. У меня есть старый перочинный нож. Хотя нож старый, он мне все равно нравится. Самое интересное в этом ноже это то, что он имеет форму мужской туфли. На каждой стороне этой «туфли» есть шесть медных заклепок. Раньше, когда нож был новый, все заклепочки блестели. Сейчас блестят из них только три, эти три заклепочки служат как бы шнуровкой у туфли. У ножа два лезвия: большое и малое. Малое лезвие затуплено, а большое острое, хорошо чинит карандаши. На одной из сторон ножа вмятина. Однажды я вбивала гвоздь, а рядом лежал нож, и я нечаянно ударила по ножу молотком. С тех пор так и осталась эта вмятина на ноже. И пусть нож старый, пусть он весь в царапинах он мне все равно очень дорог.




Описание в научном стиле Лента Лента шелковая, размером 5,5X70 см, темно-коричневого цвета. Подшита черными нитками, видны стежки. В нескольких местах сожжена. По длине выдернуто несколько ниток. Описание в художественном стиле Лента У меня в руках лента. Обыкновенная темно-коричневая лента. Старая подружка! Я уже давно не вплетаю ее в косу, и она просто лежит в коробке вместе со всеми лентами. Старенькая. «На пенсии». Но сколько она перетерпела! Я гладила ее слишком горячим утюгом, поэтому кое-где сожгла, где-то я зацепилась за гвоздик и выдернула из ленты несколько ниточек. Подшита лента небрежно, стежки видны на лицевой стороне, ведь я тогда только училась шить. Сейчас она мне не нужна, ведь косы сейчас закрепляют по-другому. А такую шелковую ленту теперь можно иногда увидеть только у первоклассниц. Но все равно я помню мою ленту старую подружку.


Описание в научном стиле Циркуль Циркуль разметочный, служит для перенесения размеров с измерительной линейки на чертеж и обратно. Он состоит из двух ножек с очень острыми иголками на концах. Эти ножки скреплены между собой двумя винтами. Иголки прикреплены к ножкам при помощи винтиков, которыми можно регулировать размер игл. Сверху у циркуля имеется ребристая ручка для удобства измерения. Ножки у циркуля раздвигаются до расстояния в 21 см. Описание в художественном стиле Циркуль Мой новый циркуль сделан из стали. Его две блестящие ножки похожи на ноги великана, которыми он, как великан, может измерять расстояния от одной точки до другой. Мой друг с точностью до миллиметра помогает мне измерить расстояние. Хотя он еще сравнительно недолго служит мне, но я доволен им.


Задание: Прочитайте выразительно сочинение ученика. Уместно ли употреблять в этом описании прошедшее время? Устраните неоправданное повторение глагола быть в форме прошедшего времени. Детские счёты Когда я пошла в первый класс, мне купили детские счёты. Они и сейчас есть у меня. Счёты были небольшие, всего сантиметров пятнадцать в длину. Но зато они были очень удобны. Их можно было положить в портфель. Но не только этим нравились мне счёты. Их рамка была окрашена в приятный нежно-розовый цвет. Тоненькие нити проволочек были слегка изогнуты, и по ним, словно маленькие трамвайчики, перекатывались косточки белого и красного цвета. На одном прутике было всего четыре костяшки, и они не так громко стучали, как остальные.


Детские счёты Когда я пошла в первый класс, мне купили детские счёты. Они и сейчас есть у меня. Счёты небольшие, всего сантиметров пятнадцать в длину. Но зато они очень удобны. Их можно положить в портфель. Но не только этим нравятся мне счёты. Их рамка окрашена в приятный нежно-розовый цвет. Тоненькие нити проволочек слегка изогнуты, и по ним, словно маленькие трамвайчики, перекатывались косточки белого и красного цвета. На одном прутике всего четыре костяшки, и они не так громко стучат, как остальные.






ОТРЫВОК ИЗ ОЧЕРКА К. ПАУСТОВСКОГО «ТОЛПА НА НАБЕРЕЖНОЙ» - Когда ты сойдёшь на берег в Неаполе, сказала мне моя дочь, то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке. Я согласился. До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.


Когда ты сойдёшь на берег в Неаполе, сказала мне моя дочь, то подари эту матрёшку первой же итальянской девочке. Я согласился. До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца. Сочинение-описание Тема: Тема: Любимая игрушка Цель высказывания: Цель высказывания: убедить читателя, что это самая любимая игрушка. Стиль: Стиль: художественный.Советы Особое внимание обратите на начало и окончание текста, имея в виду, что они зависят от цели высказывания и стиля текста. В ваших описаниях должно быть искреннее чувство. Вы можете разговаривать со своей игрушкой, вспоминать, как и где она была приобретена, описать её историю.

Тема (предмет описания) Тема [от греч. théma, буквально - то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и спаянных воедино авторским замыслом. Органическая связь с идейным замыслом в известной мере даёт основания понимать Т. и как основную проблему, идею произведения (отсюда - понятия «идейно-тематическая основа» или «идейно-тематическое истолкование» произведения; см. Содержание и форма в искусстве). Отмечая роль миросозерцания художника в выборе и формировании Т., следует иметь в виду, что художественная Т. не существует вне художественного образа и, в частности, вне сюжета (в повествовательных и драматических произведениях), хотя её логическое вычленение и более допустимо, чем иных компонентов художественного содержания. Поэтому Т. нельзя трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемности - тематике (этим же словом называют совокупность Т. отдельного писателя, художественного направления, эпохи). Образное «бытие» Т. приводит также к тому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (например, о «лишнем человеке» или «потерянном поколении» ) обретают разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют так называемые «вечные темы» - о любви, смерти, свободе и др. В современном искусствознании бытует понятие «тематическая картина» - художественное произведение на значительные Т. (военно-исторические, трудовые, бытовые). Т. выступает жанрообразующим принципом в изобразительном искусстве (бытовой, исторический жанр, портрет) и отчасти в литературе (научная фантастика, детективная литература). В музыке Т. - построение, выражающее определённую музыкальную мысль и представляющее важный элемент музыкального произведения. Как правило, в музыкальной пьесе Т. не только излагается, но и развивается. В полифонической музыке Т. одноголосна и поочерёдно проводится в различных голосах, в гомофонной музыке Т. обычно объединяет ведущую мелодию и сопровождающие голоса, дающие мелодии гармоническое истолкование. В основе относительно крупных музыкальных пьес часто лежит 2-3 и более контрастирующих Т. (см. Политематизм ; наиболее сложное построение в инструментальной музыке свойственно сонатной форме ). В других случаях сочинение строится на больших или малых свободных (вплоть до изменения жанровой основы) преобразованиях одной темы (см. Вариации , Монотематизм ). Иногда, особенно в оперной музыке, значение Т. приобретают и очень короткие музыкальные построения (см. Лейтмотив ).

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тема (предмет описания)" в других словарях:

    Тема - [от греческого thema, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, исследования, разговора и т.д. 2) В искусстве (литературе, театре, кино, живописи) объект художественного изображения, круг жизненных явлений, запечатленных в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Энциклопедия социологии

    Энциклопедический словарь

    Ы; ж. [греч. thema то, что положено в основу] 1. Предмет повествования, изображения, исследования. Неисчерпаемая, основная т. Историческая, бытовая т. Вечная, актуальная т. Т. доклада, диссертации. Т. романа, стихотворения. Т. для монографии.… … Энциклопедический словарь

    I Тема [от греч. théma, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем или художником и … Большая советская энциклопедия

    ТЕМА - (от греч. thema вопрос для обсуждения) англ. subject/theme; нем. Thema. 1. Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д. 2. В научной работе часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов, к рые предстоит решить … Толковый словарь по социологии

    Реферат - кратко изложенное содержание произведения, включающее его осн. положения, фактические сведения и выводы и позволяющее определить целесообразность его чтения целиком. Р. является одним из элементов аппарата издания его выходных сведений. Р. может… … Издательский словарь-справочник

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия