Определение рефлексии в психологии: что это такое. Что такое рефлексия

Данилкина Г.А.

На протяжении всей жизни человек непрерывно ведет поиск своей идентичности, самоопределяется, наполняет новым содержанием уже имеющиеся формы представлений о себе. Наиболее остро проблема личностной рефлексии волнует молодых людей, перешагнувших рубеж 16-17 лет и не достигших возраста 23 лет. Если в данный возрастной период субъекту удается позитивно использовать актуализирующиеся процессы самосознания, то он приобретает эффективное средство построения продуктивных взаимоотношений с миром и с самим собой.

Рефлексия в широком понимании - это осмысление, анализирование того, что происходит. Личностная рефлексия - это осмысление, анализирование содержания своего внутреннего мира (эмоций, чувств, мыслей, характера), а также действий и поступков, которые субъект совершает во внешнем мире. «Ф.Е. Коньков представил результаты совместного с В.И. Слободчиковым исследования двух типов рефлексии у детей: интеллектуальной (предметно-операциональной) и личностной (ценностно-смысловой)» (с.163 Вопросы психологии №5 1983. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества с.162-164).

Наиболее значимыми вопросами личностной рефлексии являются вопросы о смысле жизни, об идеалах, о достигнутых результатах развития. Ряд авторов рассматривает наличие рефлексии как определенный, зрелый уровень развития личности. «И наконец, высший, личностный уровень развития самосознания связан с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, с оценкой своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития» (с.162 Вопросы психологии №5 1984. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания. С.162-164. - цитируется по книге Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. 284 с.).
Существуют различные типы рефлексии, в зависимости от выделения исследователями определенного основания классификации. Если критерием является характеристика эмоциональных переживаний, сопровождающих целенаправленные размышления человека, то можно выделить рефлексивную дихотомию: позитивную и негативную.

Позитивная (или конструктивно-продуктивная) рефлексия - субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого является обогащение «Образа-Я» и «личностный рост» субъекта, конструктивное активно-практическое изменение способов деятельности и общения, построение позитивного, созидающего отношения к жизни в целом.

Позитивная рефлексия - рефлексия, дающая практически применимые результаты, т.е. субъект с ее помощью выясняет причины собственных неудач и работает над их устранением. Это так называемая поэтапная рефлексия, четко выделяющая цели, задачи и средства решения или достижения целей и задач, вставших перед человеком.

Негативная (или деструктивно-непродуктивная) рефлексия - субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого являются непродуктивные размышления, не имеющие актуального практического применения и выступающие в качестве средства саморазрушения человека. В данном случае рефлексия - уже не способ поиска альтернатив, а собственно использование жизненных сложностей для «ухода в рефлексию» (происходит подмена результата процессом).

Негативная рефлексия - рефлексия, не дающая практически применимые результаты. Она может быть излишне глобальна в своей негативной оценке происходящего. «…редукция рефлексии до ее экстенсивной формы сопровождается активизацией проявления личностного компонента мышления лишь в негативной форме - в виде главным образом отрицательных самооценок» (с.100 Вопросы психологии №1 1982, Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. с.99-104.).

Данная рефлексия, обеспечивая постановку цели, не способствует выделению этапов решения проблемы, вследствие чего цель, поставленная на слишком высокую планку, остается недостижимой. Возможно, негативная рефлексия излишне эмоционально перегружена (отрицательными переживаниями), из-за чего субъекту и не требуется деятельностного выхода из сложившейся ситуации (достаточно «пустого философствования»). «Другой человек несет в себе глубокое недовольство собой, он полон сожалений, что многое в свое время упустил, но не замечает, что продолжает жить по раз и навсегда выбранному стандарту, не пытается что-то изменить в своей жизни, хотя его жизнь далеко не окончена» (с.12) (Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. - 299 с.).

Кроме того, возможно, между выделенными двумя типами рефлексии присутствуют значимые различия во временной направленности каждого из них. Так, позитивная рефлексия акцентирует внимание на настоящих событиях, формулирует выводы на основе прошлого опыта субъекта и простраивает планы на ближайшее и отдаленное будущее. «Рефлексия приобретает продуктивную функцию в том смысле, что она связана теперь с предвосхищением и созданием условий развертывания тех или иных рефлексивных актов. Она выступает, соответственно, в форме «самосознания личности в проблемной ситуации»» (с.117. Большунов А.Я., Молчанов В.А, Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. с.117-124).
Негативная рефлексия не фиксирует момент настоящего времени, она либо поглощена воссозданием эмоциональных переживаний прошлого, либо направлена на проецирование возможных результатов в будущем без детального анализа реальных возможностей человека (эффект завышенной планки).

Правомерность наших размышлений подтверждают и мысли Абульхановой К.А.: «Это раздвоение единого усугубляется функцией эмоциональной составляющей, отношенческого компонента представлений: она … может быть и позитивной, и негативной, способствующей активизации интеллектуального механизма, осознанию, осмыслению действительности и препятствующей, блокирующей его» (с. 158 Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 224 с.)

Итак, и позитивная, и негативная рефлексия отражают поиск, способность субъекта ставить все новые вопросы, но только позитивная рефлексия способна находить на них ответы.

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

РЕФЛЕ́КСИЯ

форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувств. деятельностью: . в конечном счете есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле Р. есть способ определения и философии, а – Р. разума. Р. мышления о законах формирования социально-историч. действительности, о предельных основаниях знания и поведения человека составляет собственно предмет философии. Изменение предмета философии выражалось и в изменении трактовки Р.

Проблема Р. впервые возникла у Сократа, согласно к-рому предметом знания может быть лишь то, что уже освоено, а т.к. наиболее подвластна человеку деятельность его собств. души, есть наиболее важная задача человека. Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как , к-рое и есть знание самого себя (см. Хармид, 164 Д, 165 С, 171 Е); существует какое-то познание, к-рое не имеет никакого другого предмета, кроме себя самого и прочих познаний (см. тамже, 167 С). Теоретич. , филос. Р. оценивается как высшая . У Аристотеля Р. рассматривается как божеств. разума, к-рый в своей чистой теоретич. деятельности полагает себя в качестве предмета и тем самым обнаруживает единство предмета знания и знания, мыслимого и мысли, их (см. Met. XII, 7 1072 в 20; рус. пер., М.–Л., 1934). В философии Плотина самопознание было методом построения метафизики; различив в душе и рассудок, он полагал самопознание атрибутом только последнего: только может мыслить тождество самого себя и мыслимого, ибо здесь едины и мысль о мысли, т.к. мыслимое есть живая и мыслящая активность, т.е. сама активная мысль (см. П. П. Блонский, Философия Плотина, М., 1918, с. 189). Самопознание есть единств. ума, Р. противоположна практике (см. тамже, с. 190): "...Нужно перенести объект внутрь субъекта и созерцать его как единое, процесс созерцания должен быть аналогичным процессу самосозерцания" (Эннеады , V, кн. 8; цит. по кн.: Браш М., Классики философии, т. 1, СПБ, 1913, с. 479). Лишь погрузившись в недра собств. духа, может слиться воедино и с объектом созерцания, и с "приблизившимся в тиши божеством" (там же, с. 480).

В ср.-век. философии Р. рассматривалась как способ существования божеств. разума, как форма его реализации: познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Напр., Августин полагал, что наиболее достоверное знание – это знание человека о собств. бытии и сознании. Углубляясь в свое , человек достигает истины, заключенной в душе, а тем самым приходит к богу. Согласно Иоанну Скоту Эриугене, созерцание своей сущности богом и есть творения.

Мыслители Возрождения, выдвигая идею человека как микрокосма, в к-ром в концентрированной форме выражаются все силы макрокосма, исходили из того, что познание природных сил есть вместе с тем и самопознание человека, и наоборот.

Изменения в трактовке Р. в новое время связаны с выдвижением на первый план проблем обоснования знания. В "Метафизич. размышлениях" Декарта рассуждение основывалось на методич. сомнении: достоверным и не поддающимся сомнению является лишь одно – мое собств. и мышление, а тем самым – и мое (см. Избр. произв., М., 1950, с. 342). Добытое с помощью Р. сознание о самом себе – единств. достоверное положение – является основанием для последующих заключений о существовании бога, физич. тел и т.д.

Локк, отвергая концепцию врожденных идей Декарта, проводит мысль об опытном происхождении знания и в этой связи различает два вида опыта – чувств. и Р. (внутр. опыт). Последняя есть "... , которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 129). Обладая самостоятельностью по отношению к внешнему опыту, Р. тем не менее основывается на нем.

В философии Гегеля Р. фактически представляет собой движущую силу развития духа. Рассматривая рассудочную Р. как необходимый познават. процесса и критикуя в этой связи романтиков, Гегель вместе с тем выявляет ее ограниченность: фиксируя абстрактные определения, . рассудка не в состоянии выявить их единство, однако претендует на окончательное, абс. знание. В "Феноменологии духа" Р. духа о самом себе выступает как форма саморазвертывания духа, как основание, позволяющее переходить от одной формы духа к другой. Гегель прослеживает здесь специфику движения Р. на каждой из трех ступеней развития духа. Логич. формы Р. соответствуют историч. формам самосознания, к-рых завершается в "несчастном сознании", раздвоенном внутри себя и потому фиксирующем абстрактные моменты действительности в их обособленности друг от друга (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 112, 118–19). Будучи объективным идеалистом, Гегель полагает, что в предмете воплощается дух, к-рый обнаруживает в нем самого себя (по выражению Гегеля, предмет рефлектирует в самого себя, см. там же, с. 13). Эта , материалистически переосмысленная, была использована Марксом для выражения того факта, что стороны или моменты материального предмета, ставшего товаром, взаимно отражаются друг в друге и в самих себе (см. "Капитал" , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 121; "Das Kapital", В., 1961, S. 116). Существо Р. в логически обобщенной форме рассматривается Гегелем в "Науке логики" в связи с анализом сущности и видимости; в отличие от категорий бытия, для к-рых характерен переход от одного к другому, и от категорий понятия, где идет об их развитии, в учении о сущности фиксируется взаимоотношение парных категорий, каждая из к-рых рефлектируется – отражается, светится в другой (см. Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 195). Гегель выделяет три типа Р.: полагающую, к-рая соответствует описат. наукам, внешнюю, или сравнивающую, к-рая отражает в науке метода сравнения, и определяющую, к-рая фиксирует моменты сущности в их самостоятельности и обособленности друг от друга. В целом гегелевское учение о Р. раскрывает категориальную структуру той науки, к-рая фиксирует тождество, и противоположность, но не постигает противоречия, науки, к-рая противопоставляет субъекту как свой предмет и не вскрывает их единства, данного в практике.

В марксизме разработка проблемы Р. осуществлялась двумя взаимосвязанными путями: по линии критики метафизич. понимания Р. и по линии анализа филос. знания как Р. о культуре человечества, о его социальной истории. Отрицат. отношение к Р. как к специфически рассудочному способу выявления особенностей не предмета, а обыденного сознания, сопровождалось исследованием обусловленности Р. практикой, всей деятельностью человека. Уже в "Святом семействе" основоположники марксизма показали, что сводит реального, действит. человека к самосознанию, а его практич. деяния – к мыслит. критике своего собств. сознания (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 43, 58). В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс раскрывают классовый призывов к интенсификации Р., характерных для бурж. философии 19 в.: он заключается в том, чтобы интериоризировать институциональный , сделать его делом совести каждого человека, чтобы гос-ва был дополнен цензурой совести; тем самым в человеке убивается активно-творч. отношение к действительности, разжигается ипохондрич. самоконтроль и бездеятельное самокопание в глубинах своей души. Критикуя рассудочную Р., противопоставляющую себя практике, Маркс и Энгельс показывают, что в действительности рефлектирующие индивиды никогда не возвышаются над Р. (см. тамже, т. 3, с. 248). Принципиальная ограниченность рассудочной Р., ее неспособность проникнуть в существо исследуемого предмета убедительно раскрыта Марксом в связи с критикой вульгарной политэкономии, к-рая закоснела в рефлективных определениях и потому была неспособна схватить бурж. произ-во как . Критика Марксом и Энгельсом рассудочного понимания Р. была по сути дела критикой принципов, на к-рых зиждилась , использующая метафизич. метод. Эта критика сливалась с методологич. исследованием категориальной структуры метафизич., рассудочного мышления, с теоретич. осмыслением объективно-практич. базиса этой превращенной формы мышления.

Пороки метафизически-рассудочной рефлексии Маркс и Энгельс связывают со спецификой развития человека в условиях разделения труда и отчуждения, когда человек превращается в частичного человека, а одностороннее развитие его способностей приводит к тому, что частичная социальная функция становится его жизненным призванием. Именно в таких условиях Р. мышления о самом себе становится призванием философа и противопоставляется практике. Эта ограниченность преодолевается развитием универсально-практич. отношения к миру, в результате чего разум предстает как Р. практики в ее универсальности и целостности. Можно выделить различные уровни филос. Р.: 1) Р. о с о д е р ж а н и и знания, данного в различных формах культуры (языке, науке и др.), и 2) Р. о п р о ц е с с е мышления – анализ способов формирования этич. норм, логич. оснований и методов образования категориального аппарата науки. По своему существу Р. критична, ибо она, формируя новые ценности, "разламывает" сложившиеся нормы поведения и знания.

Позитивный смысл Р. заключается в том, что с ее помощью достигается освоение мира культуры, продуктивных способностей человека. Мышление может сделать себя предметом теоретич. анализа только в том случае, если опредмечено в реальных, предметных формах, т.е. вынесено вовне и может относиться к самому себе опосредованно. Отвергая сведение Р. к уяснению предрассудков обыденного сознания, диалектич. видит в философии самопознание всемирно-историч. практики человечества, в к-рой просвечиваются универс. характеристики природного мира. Марксистская философия является диалектич. Р. о мышлении, предметно воплощающемся не только в языке, но и в продуктах труда, в достижениях науки, во всей культуре человечества.

Р. становится центр. понятием в бурж. философии 19–20 вв., выражая своеобразие предмета философии в системе наук и специфику филос. метода. Поскольку философия всегда истолковывалась как Р. о знании, как мышление о мышлении, акцент на проблеме Р. у совр. философов выражает стремление отстоять обособленность философии от предметно-чувств. деятельности, ограничить ее предмет самосознанием знания. Эта линия в чистом виде проводится в неокантианстве (Коген , Наторп, Нельсон и др.). Вместе с тем Нельсон специально выделяет психологич. Р. как осознания непосредственного знания (разновидность этой Р. – – явилась гл. методом интроспективной психологии).

Гуссерль специально выделяет Р. среди всеобщих сущностных особенностей чистой сферы переживания (см. "Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie", Bd 1, Haag, 1950, S. 177). Он придает Р. универсальную методологич. функцию. Сама феноменологии обосновывается с помощью Р.: феноменологии опирается на "продуктивную способность" Р. (см. тамже). Р. есть для Гуссерля " для актов, в которых поток переживания со всеми его разнообразными событиями... становится ясно постигаемым и анализируемым" (там же, . 181). Иными словами, Р. есть название метода для познания сознания. Феноменология призвана расчленить различные виды Р. и анализировать их в различном порядке. Сообразно с общим расчленением феноменологии Гуссерль выделяет три формы Р., считая их атрибутом лишь трансцендентального, а не эмпирич. субъекта. Первая форма – осознание индивидом содержания восприятий, образных представлений, постижение самого акта восприятия; возвышаясь к чистому сознанию, трансцендентальному опыту, индивидуальный поток переживаний переходит ко второй форме рефлексии – Р. о Р.; высшей формой Р. является трансцендентально-эйдетическая, к-рая обосновывает феноменологию в ее чистоте, позволяет открыть вещи.

Обращение человека к своей собств. экзистенции является одним из гл. лозунгов экзистенциализма. Экзистенция человека может быть выявлена только тогда, когда он остается один на один с безмолвным голосом своей совести, в страхе перед . Требуя интенсифицировать Р., обращает осн. на инквизицию совести, не оставляя в душе ни одного уголка, не растравленного Р. Т.о., здесь речь идет не о гносеологич. Р., как в неокантианстве и феноменологии, а об этич. Р., к-рая должна будить в человеке вины, определять его нравств. позицию в мире (см., напр., G. Marcel, Homo Viator, P., 1944, p. 224, а также Heidegger M., Sein und Zeit, Halle, 1927, S. 273). Такая трактовка Р. крайне близка проповедуемой христианством идее греховности человека и постоянного напоминания об этом.

Неотомизм в понимании Р. возвращается к докантовской философии. Обосновывая возможность метафизики, неотомисты и католич. философы различают психологич. и трансцендентальную Р. Первая (область стремлений и чувств) определяет возможность антропологии и психологии. Вторая, в свою очередь, подразделяется на логическую (абстрактно-дискурсивное познание) и онтологическую (направленность на ), с помощью к-рой обосновывается возможность собственно философии, излагаемой по всем канонам докантовской метафизики.


То, что я усердно, по крупицам собирала в течение многих лет непрерывной психотерапии (благодаря своим, когда-то весьма неслучайно, хотя и преимущественно интуитивно выбранным терапевтам, супервизору, учителям и наставникам), и чем теперь постоянно и уверенно пользуюсь в обычной жизни, на мой взгляд, невозможно обрести посредством книг.

Я говорю о способности к рефлексии. Чтобы в термины заумные не углубляться, попробую объяснить это понятие проще.

По сути, рефлексия — это умение человека осознанно направлять внимание вглубь себя , наблюдать своё психическое пространство, сосредотачиваясь на внутреннем содержании.

В Википедии, например, можно прочесть о том, что рефлексия отличает человека от животных, и именно благодаря ей человек может не просто знать или чувствовать нечто, но ещё и знать о своём знании или переживании. Это умение отслеживать то, что происходит на разных уровнях сознания, с возможностью дальнейшего переосмысления.

Возникнув в философии, понятие рефлексии со временем расширялось. Как психологу, мне ближе всего формулировка, принадлежащая психоаналитику, доктору наук А. В. Россохину. Он описывает личностную рефлексию как «активный субъектный процесс порождения смыслов , основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного ».

У детей рефлексия практически отсутствует. Детство – это время аффекта, импульса, если можно так выразиться, время непосредственного реагирования или, если оно остановлено, по каким-то причинам оказавшись недоступным, то бессознательного приспособления к реальности посредством психических защитных механизмов.

Никакого самонаблюдения в детской психике еще не развилось, поскольку способность к рефлексии «вызревает» именно в контакте с доступным Другим, а затем может пожизненно развиваться, если человек заинтересован и не купирует эту возможность.

В отличие от животных и маленьких детей, человек психически взрослый и обладающий достаточно развитой рефлексией, способен самостоятельно учиться и организовывать самопознание в контакте со всеми и всем, с кем и чем встречается.

Благодаря именно этому развитому свойству, он становится способен не реагировать аффективно, а наблюдать, отслеживать появление того или иного своего чувства, состояния, и исследовать их, задаваясь всевозможными вопросами о себе, индивидуальном «устройстве» и ситуации, порождающей такое реагирование.

Он может обнаруживать причинно–следственные, временны е, пространственные и прочие связи (собственно, благодаря связыванию и достигается целостность).

И потому для человека взрослого вообще всё до конца жизни может являться Неограниченным Кладезем, Учителем, а при таком подходе встреча с любым существом будет одаривать этого человека новыми гранями познания «самого-себя-в-мире».

Благодаря рефлексии, человек постепенно интровертируется (об интровертах можно почитать ), его личностная картина обретает глубину, появляются грани и возможности, которых он прежде в себе не обнаруживал.

На фоне сказанного, психотерапия – так называемое переходное пространство, в котором у людей, еще не способных или мало способных к рефлексии, есть возможность обрести и развить её до той степени, что со временем необходимость в терапии отпадет, и человек, получив в распоряжение бесценное умение «психотерапевтироваться» обо всё вокруг, становится способен извлекать таким образом полезное понимание и присваивать жизненный опыт.

Однако конечно, как всегда, написать об этом легче, чем путь развития осознанности проходить.

Например, человеку, идущему из травмы, имеющему структурные личностные нарушения (любые, относящиеся к пограничному или психотическому уровню) или диагноз, скорее всего до этой способности идти придется труднее, и потому наверняка дольше, чем, например, клиенту-невротику (к тому же наверняка не с одним терапевтом).

Рефлексия получает свое развитие в контакте с присутствующим и отражающим Другим.
Люди же, приходящие в терапию в тяжелом душевном состоянии, не могут опираться ни на этот факт, ни на переживание себя в контакте.

Они не умеют этого, потому что никто не учил. А кроме этой дефицитарности, их прошлый опыт говорит либо об отсутствии заинтересованного близкого, либо об опасности, фактической смертоносности Другого, оказавшегося в непосредственной близости. Потому этим клиентам невыносимо ни отражение, ни даже сама возможность быть воспринятыми, в связи с чем и возникает их импульс дистанцироваться и закрываться от сидящего напротив человека (терапевта), создающего своим присутствием «угрозу» самоузнавания.

Недавно наткнулась в сети на одно ценное высказывание о преобладании восприятия над репрезентацией (воспроизведением воспринятого):

«Люди с психосоматическим функционированием сверхинвестируют перцепцию, что тормозит или обрывает мышление. Иногда это можно обнаружить прямо на сеансе, когда пациент вместо того, чтобы прогуливаться по своему внутреннему миру, начинает прислушиваться к звукам, шумам извне, рассматривать обои в кабинете и т. д. Пациенты прибегают к перцепции для того, чтобы остановить болезненную репрезентацию».

Ясно, что человеку, которому крайне больно, плохо и не нравится обнаруживать в недрах себя те переживания, которые там сокрыты, довольно мучительно, страшно, стыдно и тревожно быть рядом с Другим. Об него потенциально всё это можно испытать снова. Говорю «снова», поскольку это следы прошлых событий, уже когда-то происходивших и сохранивших в глубинах бессознательного заблокированные, не переработанные психикой тяжелые переживания.

Вполне объяснимо, что человека, когда-то давно перенесшего невыносимые для него-маленького страдания, первостепенно тянет контролировать, следить за терапевтом, управлять, рассматривать его, проверять и анализировать, атаковать вопросами или заваливать переходящими на личность суждениями и оценками — в общем, делать всё что угодно, сбегая таким образом от себя подальше, вовне. Ведь выбирать изучение терапевта, оглядывание стен или своих ладоней в крайнем случае куда безопаснее, чем исследование внутреннего, психического мироустройства, от встречи с которым наверняка может исходить угроза в виде воспроизведенной и прежде невыносимой душевной боли.

Имея нарушения практически всех сфер: личностной структуры, мышления, восприятия, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, таким клиентам потребуется время и некая, так скажем привычка к тому, что никакой угрозы в кабинете для них нет (это тема Этики психотерапевта), понадобится «прикрепленность» к терапевту, чтобы до рефлексии все же была возможность добраться, рано или поздно.

Ведь сначала в пространстве терапии приличное время уходит на адаптацию, всевозможное автоматическое реагирование, а также обильное применение характерных для человека в обычной жизни защитных механизмов и проявлений этого в действиях.

Взять к примеру ночные звонки (странное такое явление и для повседневности, не так ли?). Если это человеку свойственно – импульсивно звонить кому-либо в любое время дня и ночи (я не говорю сейчас о форс-мажоре, это другое), рано или поздно, но скорее всего он позвонит в неурочное время и своему терапевту.

При попытке поговорить об этом на сессии, клиент менее нарушенный и более терпимый, более принимающий себя «неидеального», наверняка задумается и скорее всего начнет вспоминать не только как это вышло и что с ним происходило, но и вероятно будет способен делать предположения или сможет выдерживать интерпретации терапевта о потребностях, времени и ролях, откуда этот импульс происходит.

То есть это событие, этот факт достаточно спокойно можно будет обсуждать и исследовать вместе с клиентом, внося его в терапию с целью найти понимание бессознательных мотивов и потребностей, автоматически запустивших это поведение. Если проще – откуда что взялось (не про внешние обстоятельства говорить, а исследовать внутренние потребности).

Это был пример осуществляющейся рефлексии, где с помощью терапевта клиент учится обнаруживать и понимать самого себя, и тренируется это делать.

Когда же рефлексии нет — именно в силу нарушений восприятия, мышления, преобладания импульса, аффектов над рациональным видением, и на фоне всего этого – естественно! — преобладающего и гнетущего ощущения своей небезопасности, — попытки терапевта исследовать, что же эти действия могли бы означать для клиента, то с большой вероятностью расценит их как преследование, атаку, обвинение, нападение, то есть будет усматривать опасность и враждебность в самой работе терапевта.

Или может переживать пустоту и наблюдать у себя полное отсутствие связей этого события с возможными внутренними мотивами, что особенно характерно для пациентов с алекситимией . Н а её фоне любая попытка терапевта искать понимание происходящего ограничивается ответом из серии «Не знаю», «Ничего нет».

Поэтому терапия – это пространство, где данная способность может развиться , а уже благодаря рефлексии, на её основе – смогут выстраиваться многие другие свойства и возможности взрослого человека.

В качестве примера приведу наверняка знакомую многим жизненную ситуацию, чтобы описать, что может проявляться внешне и что происходить с человеком внутри, в его психической реальности, при наличии или в случае отсутствия рефлексии.

Возьмем очередь. Вязкую, медленно движущуюся. Но обязательно по какому-то важному поводу, без чего обойтись теоретически можно, но не хотелось бы (деньги в банке снять, загранпаспорт оформить, получить консультацию приехавшего на один день важного специалиста, в общем, что угодно).

Итак, наверняка многие попадали в похожие обстоятельства, и видели, как по-разному люди себя в них ведут.

Кто-то, обнаружив очередь, решит отказаться от своего намерения и цели, не захочет стоять или не сможет потратить время, развернется и уйдет. Среди тех, чье намерение получить желаемое все же перевесит, люди тоже проявятся по-разному.

Часто найдется тот, кто крайне раздосадован, и не старается это скрывать. Такие люди обычно склонны реагировать эмоционально, эксплозивно, выплескивая всё свое недовольство и нетерпимость вовне (в лучшем случае посредством мимики и жестов). Как правило, именно эти люди затевают шумные скандалы с кем-то из очереди, не щадя и размазывая «врага» от души. Или упорно жалуются и сетуют на судьбу, быстро находя себе кого-то, кто «согласится» выслушивать их непрекращающиеся жалобы. Бывает, они находят единомышленников среди других «жертв», тоже недовольных и растроенных, но не склонных к лидерству или не настолько агрессивных.

В таких внезапно образоваашихся группах могут даже целые бурные дебаты разворачиваться, построенные на жалобах далеко за пределами конкретной ситуации.

Есть очень ответственные граждане, кто будет совладать со своим недовольством посредством активности и бурной деятельности. Они не склонны ничего «разрушать» и не намерены враждовать, но бездействие дается им сложно. Именно они обычно составляют списки и самоизбираются, чтобы установить порядок очередности, а после следить, чтобы тот никем не нарушался.

Большинство уткнутся во всевозможные гаджеты, лишь изредка отрываясь для проверки ситуации. Кто-то будет перекусывать, читать, слушать музыку или болтать по телефону.

Найдутся те, кто начнет двигательно снимать напряжение. Чаще это ходящие из стороны в сторону, меряющие шагами пространство мужчины.
Найдутся другие, кто станет разглядывать интерьер или изучать людей, наблюдая за происходящим вокруг.

Есть и очень тихие, в сторонке стоящие и будто бы о чем-то размышляющие люди. Но вот о чем – тоже вопрос интересный, потому что не всегда это будет рефлексией, в большинстве случаев мышление превращается в перманентное перемалывание навязчивых мыслей, умственные хождения по кругу – а это не рефлексия никакая, а скорее обсессия .

Нередко встречаются люди, реагирующие соматически. Не осознавая своих чувств и переживаний, они начинают испытывать телесный дискомфорт, вплоть до страдания. Кто-то покрывается пятнами, начинает кашлять, чесаться, чувствовать тошноту или боли в желудке. У пожилых людей нередко может подскочить давление, вплоть до обмороков, кризов, а то и чего посерьезнее.

То, что я описала, это не рефлексивные, а скорее рефлекторные, сценарные, то есть уже вошедшие в привычку способы реагирования. В частности поведения, бессознательно организованного для совладания со своей агрессией.

Короче говоря, кто-то бурлит и пенится, как кипящая кастрюля. Кто-то избегает неприятных чувств, отвлекая себя любыми доступными способами: заедая, заслушивая, задумывая или забалтывая. Кто сублимирует, сочиняя сатирические стихи. Кто-то занимается отреагированием посредством движений, телесных состояний или более сложно организованных действий.

А вот суть одна: уйти, избежать собственных «опасных» переживаний, остановить контакт со своим же чувственным содержанием.

Предположу, что человек рефлексирующий мог бы обходиться со своей агрессией несколько иначе. Будучи способным выдерживать свои разные чувства, для начала он бы заметил, что с ним происходит. Обнаружил бы раздражение, или поярче, прямо-таки злость внутри себя. Вслед за этим он мог бы уже обдумывать, на что именно возникла такая реакция.

Оценив обстоятельства (есть реальная угроза жизни или нет), и приняв решение (буду стоять или нет) такой человек мог бы заняться исследованием, например, чего именно в этой ситуации ему так трудно выносить?

Это вопрос не вовне, а к самому себе, волевым усилием организованное наблюдение за собой, как бы со стороны. Но именно наблюдение своего содержания, своей реакции на происходящее, а не суждений про внешнее, из серии «какие все уроды», «какое ужасное государство», «какой несправедливый мир», «какой слабый и никчемный я» или «как тягуче время».

Интересным может оказаться ответ на вопрос, чего лично я прямо сейчас не могу выдерживать. Почему мне так трудно это? Как внешне проявляется моё переживание злости? На что в моем опыте похоже это переживание? При каких обстоятельствах я так же себя чувствовал раньше? Из какого самого раннего периода моей жизни это воспоминание? Каким образом и ради чего мне это выдерживать прямо сейчас, и чтобы без ущерба для себя и окружающих?

Задавая себе всевозможные вопросы, можно неплохо скоротать время А еще получше изучить себя, благодаря чему появится возможность выстраивать какой-то более качественный контакт с миром. Найти следы прошлого опыта и простроить связи с текущей ситуацией, так как это имеет вероятность снижать интенсивность гнева, если она была чрезмерной, по силе совершенно не соответствуя ситуации.

Например, так человек может воспроизвести, «вспомнить» какие-то свои очень ранние состояния и осознать, что это его детский опыт. Благодаря символическому мышлению, приходящим образам, может возникнуть переживание, что когда-то в детстве он очень скучал и ждал маму. А она все не шла, и время невыносимо медленно тянулось, и ему было непереносимо все это. А те состояния невыносимости очень похожи на вот это состояние отчаяния, прямо сейчас в этой очереди возникшее (и явно не симметричное по заряду). Тогда может оказаться, что не так уж невыносима эта ситуация. Ведь это тогда он был маленьким и бессильным, а сейчас это взрослый человек, и час подождать, никого не убив «в наказание», взрослый вполне способен. А то и два, ради загранпаспорта.

Я сейчас привела пример использования рефлексии для совладания с гневом через подключение более зрелых, вторичных защитных механизмов вместо примитивного избегания. И это пример, характерный для «опытного пользователя» своего внутреннего мира, например, человека прошедшего психотерапию, или натренировавшегося благодаря иным практикам, развивающим осознавание.

Естественно, эта история может быть про любое «тяжелое переживание» и автоматический импульс избегать его, гнев ли это, или что-то иное, например скука, нетерпение, возмущение, напряжение, апатия, тревога, разочарование. Если человек пришел, оказался в очереди, и ему нормально, можно считать, что никакого внутреннего конфликта нет или он уже решен удачным для человека способом.

Мне важно подчеркнуть, что развитие рефлексии вполне доступно (несмотря на то, что некоторым людям может потребоваться довольно много времени для овладения ею). Зато когда это свойство психики появляется – открываются совершенно новые жизненные горизонты, качество жизни заметно улучшается, а сам человек способен быть самотерапевтичным, и не нуждаться в каких-то специально организованных постоянных формах терапии, разве что в кач естве хобби, то есть от интереса, а не от потребности лечиться и вылезать из затянувшегося страдания.

Для полноценного развития личности важно не только регулярное получение знаний, но и умение их осознать, чтобы затем успешно применять на практике. Человеку помогает сформулировать и обработать новую информацию рефлексивность. Рефлексия – это способность личности осознавать собственную уникальность, умение сформировывать и понимать цели, предназначение человека.

Рефлексия - основа для понимания собственной личности

Эти два понятия тесно связаны между собой и их часто путают. На самом деле между ними есть существенная разница. Самосознание – это понимание и осознавание субъектом собственных мыслей, чувств, поступков, социального положения, интересов и мотивов поведения. Самосознание приходит через:

  • культуру (духовную, материальную);
  • ощущение собственного тела (каких-либо действий);
  • формулирование обществом норм поведения, правил, этики;
  • взаимодействие и взаимоотношение с окружающими людьми.

С помощью самосознания личность постоянно меняется, улучшая либо ухудшая врожденные и приобретенные качества. Сама жизнь учит человека с помощью самосознания осуществлять самоконтроль и саморегулирование . Благодаря этому человек разумный способен брать на себя ответственность за собственные действия и полученные результаты.


Рефлексия с точки зрения разных позиций

Самосознание очень тесно переплетено с рефлексией, самосознание воздействует на феномен рефлексивности, своеобразно расширяя его.

Рефлексия, что это такое

Рефлексия – слово латинского происхождения, переводится оно, как «обращение назад». Чтобы понять, что такое рефлексия в психологии, нужно знать следующие определения: «самоанализ», «обдуманность», «самокопание», «самонаблюдение». Эти слова являются синонимами рефлексивности.

Если самосознание – это осознавание человеком происходящего, то рефлексия – умение субъекта понимать и оценивать реальность с подключением собственного «Я».

Определение рефлексия в психологии – это сочетание итогов человеческих размышлений о собственной личности и ее оценки посредством механизмов коммуникации. Без общества не бывает рефлексивности. Уровни самонаблюдения многогранны: от обычного, простого самосознания до глубокого самокопания, с размышлением о смысле бытия, нравственности жизни.


Ученые, изучавшие рефлексию

Рефлексивными могут стать любые человеческие проявления сознательной деятельности: мысли, поступки, мотивы, чувства, эмоции. Но они становятся рефлексиями только при условии их обращения на собственное сознание:

  • ощущения, касающиеся личных чувств;
  • размышления о собственных мыслях, поступках;
  • воображение, которое затрагивает то, что некто (сама личность или окружающие) нафантазировали (навоображали).

Только рефлексируя на собственное сознание, человек создает индивидуальное понимание соизмеримости с реальным миром, воспринимая себя и реальность, как одно целое. Такое рефлексивное сопоставление и позволяет субъекту выступать в жизни в качестве определенной личности – одного из составляющего мира, где человек существует.

Рефлексивность как психологическая часть личности

Рефлексивность в психологии – это умение человека размышлять и анализировать собственную личность с включением:

  • уже произошедших событий;
  • проделанных действий (поступков);
  • осуществимых успехов либо неудач;
  • текущего эмоционального состояния;
  • характеристики присущих качеств характера.

Глубина рефлексивного самоанализа индивидуальна. Зависит она от степени духовного развития субъекта, уровня его самоконтроля, моральных качеств, степени образованности. Также рефлексия уточняет (поддерживает либо купирует) происходящее действие.


Рефлексия играет огромную роль в становлении личности

Для внутренней гармонии важно, чтобы эти понятия были связаны между собой. Это подтверждается следующими фактами:

  1. Рефлексия без действования ведет к зацикливанию личности на собственном «Я».
  2. Действие без рефлексии приводит к бестолковым, легкомысленным и необдуманным поступкам.

В области психологии рефлексия является важным ключевым моментом. На рефлексологии выстроено большинство психологических исследований. Изучение этого феномена (ее структуры, динамики развития) помогает понять глубокие механизмы формирования человеческой личности .

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей, философов и психологов. Еще Аристотель говорил об этой части человеческого сознания, как о «мышлении, действующей на мышление».

Для полного раскрытия рефлексивных процессов в психологии, этот феномен рассматривается с уровня различных подходов в исследовании:

  • личности;
  • сознания;
  • мышления;
  • творчества.

Рефлексия как метод исследования психики

Рефлексивные процессы успешно используются в психологии при проведении интроспекции. Интроспекция (в переводе с латыни «смотрю внутрь») – способ исследования психологических качеств субъекта . Он базируется на наблюдении личностных психологических процессов без использования каких-либо эталонов.


Виды рефлексии в психологии

Родоначальник интроспекции британский психолог и философ Джон Локк объяснял, что у личности существует два постоянных источника познаний, необходимых для становления психики человека:

  1. Объекты окружающего мира. По мере взросления человек контактирует с окружающим миром с помощью внешних чувств (зрение, осязание, слух). В ответ он получает некие впечатления, которые и складывают в сознании восприятие действительности.
  2. Деятельность человеческого ума. Сюда относятся воспитание и становление личности с помощью всех проявлений чувств.

Эти два источник неразрывно связаны между собой, их совместную деятельность и организовывает рефлексивность. По мнению Локка: «Рефлексия – наблюдение, рождающееся из деятельности».

Чем помогает самоанализ

Когда психолог использует в своей работе методы рефлексии, он подталкивает пациента взглянуть на себя со стороны. В результате успешной работы человек учится глубоко и верно анализировать собственные поступки и лучше понимает свой внутренний мир.

Используя рефлексивные методы в работе, психолог обучает личность самостоятельно выбирать единственно правильное решение какой-либо проблемы.

При рефлексивной работе психолог, разбирая определенную ситуацию, помогает пациенту осознавать следующие моменты:

  • что именно ощущает личность в данное время;
  • какое уязвимое место в собственном сознании пострадало в ситуации;
  • как использовать возникшие трудности с выгодой для себя.

Самостоятельный поиск ответов и определяет суть работы психолога, который использует рефлексивные методы. Рефлексия помогает не только взглянуть на себя внутреннего, но и познать себя общественного (то есть ту личность, которую воспринимают окружающие люди) . А также узнать себя улучшенного (такого, которого человек видит в идеале).


Функции рефлексии

Рефлексивные способы психологической работы помогают осознать пациенту шесть частей собственной личности. Перечислим их:

  1. Я, как сам субъект.
  2. Я, как человек на людях.
  3. Я, как идеальное создание.
  4. Я в восприятии постороннего.
  5. Я, как человек на людях в восприятии окружающих.
  6. Я, как идеальное создание в восприятии посторонних.

Понять, что такое рефлексивные проявления, помогает пример рефлексии в психологии:

«Человек смотрит интересное кино и вдруг понимает, что главный герой напоминает его. Он похож внешне, эмоциональными проявлениями, поступками, действиями. Или же мама, с любовью глядя на своего ребенка, пытается определить знакомые черты в характере, ищет схожие черты. Все это – неосознанные рефлексивные проявления».

Признаки рефлексии

Психологи, используя способы рефлексивности в своей работе, выделяют два отличия данного феномена у личности. Это:

  1. Ситуативная. Этот признак позволяет субъекту глубоко «входить» в ситуацию и осмысливать малейшие нюансы происходящего.
  2. Саногенная. Характеризуется умением регулировать эмоциональные проявления для купирования переживаний и тяжелых раздумий.
  3. Ретроспективная. Умение оценивать прошлые события с целью приобретения нового полезного опыта путем анализа и осознания собственных ошибок.

Психологи убеждены, что рефлексия – это прямой путь к созданию внутренней гармонии и самосовершенствования личности. Развитые рефлексивные механизмы помогают преобразовывать туманные и непонятные мысли, «бродящие» в подсознании, в успешные идеи, приносящие благополучие.


Рефлексия и ее роль в жизни человека

Люди, не умеющие работать с собственными рефлексивными проявлениями, не способны планомерно организовать жизнь . Они не в состоянии взять происходящее с ними под контроль и пассивно плывут по течению.

Как развить такие способности

Чтобы стать успешной, гармоничной личностью, важно овладеть рефлексивными задатками и выгодно их использовать. Психологами разработано несколько упражнений, которые следует выполнять регулярно:

Анализируем поступки . После принятия какого-либо решения, следует посмотреть на себя взглядом постороннего. Обдумайте поступок, был ли другой выход из ситуации. Может он мог бы стать более выгодным и удачным? Какие выводы можно сделать из принятого решения, куда оно ведет, есть ли ошибки в нем, какие.

Цель данного упражнения – понять факт личной уникальности и обучиться самоконтролю.

Оцениваем прошедшее . Каждый день, вечером, в спокойной обстановке «просматривайте» свой день заново. Но более детально и медленно, анализируйте даже мельчайшие эпизоды прошедших суток. Если вы почувствуете, что некое событие вызвало неудовлетворение, акцентируйтесь на нем.

Попробуйте оценить прошедший день с точки зрения незаинтересованного лица. Это позволит выявить собственные неудачи и не допустить их повторения в будущем.

Учимся общению . Такое умение важно для улучшения и повышения коммуникативных навыков. Что делать? Расширять круг знакомств, стараясь общаться с людьми различных взглядом и точек зрения. Для человека общительного это несложно, а вот замкнутому интроверту придется поработать.

Запомните впечатление, произведенное на вас новыми людьми, и периодически сверяйте мнение, которое складывается о них в будущем. Такое упражнение помогает активизировать врожденную рефлексивность и улучшить ее.

В результате личность учится принимать взвешенные, грамотные решения и определять наиболее выгодный путь выхода из ситуации .

Рефлексия – мощное психологическое оружие, помогающее лучше понимать себя и окружающих. Со временем у человека развивается способность предугадывать события, ощущать мысли окружающих и прогнозировать исход событий.

Рефлексия – это особое умение, но , и что она вам может дать? Данный навык способен вам предложить умение отслеживать состояние, мыслительные процессы и ощущения, одновременно осознавать направленность вашего внимания. Вы приобретете способность наблюдать именно за собой с другой стороны, можно сравнить с тем, как на вас смотрит абсолютно посторонний человек, это и есть так называемая рефлексия. Контроль концентрации внимания любому человеку пригодится.

В психологии под понятием рефлексия подразумевают размышление личности, она в большинстве своем направлена на самоанализ. Таким образом, вы сможете оценивать свои поступки или состояние в целом, размышлять над различными событиями вашей жизни. Глубина рефлексии связанна со способностью контролировать себя, с уровнем образованности, с моральностью отдельно взятого человека.

Основная роль рефлексии

Это умение является основным генератором ваших новых идей. Если же рассматривать это явление как метод построения картины всей вашей деятельности, то рефлексия позволяет дать материал для критики и наблюдения. Люди при таком самоанализе меняются, и как правило в лучшую сторону. Вы освоите механизм, который позволит вам сделать неявные мысли и идеи явными. Оно поможет вам при определенных условиях получать более глубокие знания, по сравнению с теми, что уже имеются у нас в запасе.

Следует отметить, профессиональное развитие любого человека, просто неразрывно связано с данным процессом. Более того, развитие предусматривается не только в техническом плане, но и в личностном и интеллектуальном. Если же вам рефлексия чужда, вы попросту не сможете контролировать свою жизнь в каком-либо аспекте, течение жизни как река будет вас нести в неконтролируемом направлении. Освоив же данное умение, вы позволите личности осознавать, что именно она делает сейчас, в какую сторону следует идти, чтобы развиваться.

Но причины и осознания личных суждений, скорее относится к философии. Но контроль обоснованности ваших выводов представляет обязательную составляющую интеллектуально развитой личности, который является и методом развития вашего мышления.

Если ваша жизнь и деятельность связанна со сложной интеллектуальной работой, то развитие рефлексии очень важно. Оно нужно и в тех случаях, когда осуществляется межличностное групповое взаимодействие. Без сомнений, менеджмент относится к этим случаям.

Но не стоит его путать с самосознанием, это будет не верным толкованием, далеко не вся рефлексия может стать им. Обдуманность – результат ориентации сознания, предстоящего события, осознанность – концентрация на сегодняшнее происходящее. Развитие рефлексии является обращением сознания, того, что уже произошло и имеет место быть.

Развитие рефлексии

Развитие этого умения очень важно для изменения в лучшую сторону трезвомыслящей личности. Перейдем к непосредственным способам развития рефлексии:

После событий и принятия непростых решений, проведите анализ действий и поступков. При любых обстоятельствах адекватно и трезво оценивайте себя. Проанализируйте то, как вы действовали, как именно выглядели ваши поступки в глазах людей. Помыслите, возможно была возможность поступить или принять решение более грамотно и правильно. Проведите оценку полученного опыта, после какого-либо события, это первое правило, как развить рефлексию .

Завершайте каждый пройденный вами день анализом событий. Прокрутите мысленно все эпизоды уходящего дня, постарайтесь сконцентрироваться на тех аспектах, которыми вы довольны не в полной степени. Оцените плохие моменты сторонним взглядом.

Регулярно проверяйте ваше мнение о других людях. Проанализируйте, насколько ваши представления ошибочны или верны. Это задача не из легких, но, если вы общительный и открытый человек, это не станет большой проблемой. В противном случае, постарайтесь предпринять шаги по повышению своих коммуникативных навыков.

Увеличьте в разы общение с людьми, которые в большей своей степени непохожи на вас, которые имеют иную точку зрения. При попытке понять таких людей, вы активизируете рефлексию. Не бойтесь понять другого человека, это не в коей степени не полное принятие его позиции. Трезвое видение ситуации, позволит сделать ваш ум гибким, позволит найти более согласованное и эффективное решение.

Для анализа действий используйте проблемы, которые посещают вас в конкретный момент.

Несмотря на очень сложные и плачевные ситуации, в них можно найти долю комизма и парадоксальности. Посмотрите на проблематичную ситуацию под иным углом. Вы можете увидеть забавные вещи. Не всегда представляется возможным найти позитивные моменты в негативной ситуации, но это может непосредственно решить ее или по крайней мере найти путь к решению.

Перечисленные ниже примеры, помогут вам решить задачу, как развить личностную рефлексию , удачи вам.