Отношение к малому и среднему бизнесу. Как подтвердить, что компания относится к субъектам малого и среднего бизнеса

Темпы экономического роста в стране зависят от развития малого бизнеса. Поэтому государство его поддерживает путём снижения налоговой нагрузки и прочих льготных условий. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) способствуют образованию новых рабочих мест. К ним относятся юридические лица различных организационно-правовых форм, а также ИП и КФХ. Каким критериям должны они соответствовать в 2019 году, как государство ведёт их учёт и какие преимущества это им даёт? Разберём эти вопросы.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Отнесение к виду малого и среднего предпринимательства происходит в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ . Речь идёт, прежде всего, о коммерческих учреждениях (ООО, ЗАО, ОАО, кооперативах, партнёрствах), потому что ГУПы, МУПы и некоммерческие организации ни при каких условиях не могут входить в число малых.

Ежегодно законодательство в нашей стране смягчается в пользу поддержания представителей малых и средних бизнесменов и учреждений. Например, в 2015 году законом № 156-ФЗ от 29.06.15 была увеличена доля участия иностранного капитала с 25 до 49 %, что позволило большему числу ИП и организаций стать субъектами МСП. В 2017 году Федеральным законом № 207-ФЗ от 26.07.2017 были установлены льготные условия по численности рабочих в средних предприятиях, занятых в сфере лёгкой промышленности. Теперь для них могут установить большее значение этого показателя, превышающее максимальное количество (более 250).

Рассмотрим критерии субъектов МСП для юридических лиц (хозяйственных обществ и партнёрств, кооперативов производственных и потребительских) в отдельной сравнительной таблице для наглядности:

Для того чтобы определить, можно ли причислить хозяйственное общество или партнёрство к представителю небольшого бизнеса, нужно рассматривать соответствие критериям в следующей последовательности:

  1. Определить суммарную долю участия в уставном капитале иностранных организаций, представителей крупного бизнеса, государства или муниципальных предприятий. Если процент участия не превышает предельных значений, рассматривать другие критерии.
  2. Проверить соответствие предельных значений среднесписочной численности работников. В их число входят все наёмные работники, не только те, кто трудится на полной ставке, но и совместители, рабочие в филиалах и обособленных подразделениях.
  3. Посмотреть, не превышена ли сумма годового дохода предприятия в зависимости от вида.

Читайте также: Свобода предпринимательской деятельности

Анализ данных показателей проводится ежегодно, но для того чтобы предприятие вышло из числа представителей малого бизнеса, несоответствие двум последним условиям должно длиться не менее 3 лет подряд. Это значит, что если в 2017 году у юридического лица был превышен допустимый доход, а по итогам 2018 года он уложится в рамки допустимых значений, то организация не утратит статус небольшого в 2019 году.

Для ИП и КФХ критерии соответствия субъектам МСП следующие:

Если ИП работает в одиночку, не привлекает наёмных сотрудников, то главный критерий соответствия небольшому предприятию для него – это годовой доход. В начале коммерческой деятельности, когда ИП или ООО только зарегистрировались, их относят к малому бизнесу по критерию численности сотрудников, а по итогам года проверяют доход.

Отдельно можно выделить тех лиц, которые перешли на упрощённую систему налогообложения. Среди них нет крупных компаний и бизнесменов, так как условия перехода на гораздо жестче критериев субъектов МСП. На упрощенке максимальный годовой доход лица не может превышать 150 млн. рублей, тогда как у представителей малого бизнеса этот показатель равен 800 млн; доля участия капитала других организаций при УСН должна быть меньше 25%, для МСП – до 49%.

Как и кто ведёт учёт субъектов, единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса

С недавних пор для систематизации учёта всех субъектов МСП ведётся Единый реестр. Его ввели в действие во второй половине 2016 года. Все данные в этой базе постоянно актуализируются и расположены в свободном доступе на официальном сайте налоговой службы России . Обновление сведений происходит в автоматическом режиме, так как этот реестр связан с другими Едиными реестрами налогоплательщиков (ЕГРЮЛ и ЕГРИП).

Любой частный бизнесмен, директор ООО или КФХ, у которого есть подтверждённая электронная подпись, может зарегистрироваться в базе и получить нужную информацию о любом субъекте. Общедоступные данные делятся на обязательный сектор и дополнительную информацию. Обязательный сектор состоит из:

  • названия организации или имя предпринимателя;
  • ИНН, КПП, ОГРН;
  • юридического адреса или места регистрации;
  • вида (микро-, малое или среднее предприятие);
  • деятельности (код ОКВЭД);
  • наличия патента или лицензии (если есть).

В кластер с дополнительной информацией сведения загружаются по желанию самого налогоплательщика субъекта МСП. Сюда можно внести:

  • описание производимых товаров или услуг с кодами ОКП, ОКПД, ОКУН;
  • количество заключенных контрактов по программам госзакупок;
  • данные для контактов.

Критерии определения категории субъекта предпринимательства

Разъяснения для руководителей предприятий (организаций).

Критерии отнесения к субъектам предпринимательства.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, — без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
— микропредприятия — 60 млн. рублей;
— малые предприятия — 400 млн. рублей;
— средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Форма справки об отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства

Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 09:17

Разберемся, что такое СОНКО с точки зрения 44-ФЗ, и как такие юрлица участвуют в госзакупках.

Прежде всего, разберемся с определениями.

СМП расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».

Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Кто такие СОНО

Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  • соцобслуживание граждан;
  • соцподдержка и защита;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных.

При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.

Особенности участия в закупках по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.

СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам.

Кто подпадает под субъекты малого предпринимательства. Какие у них льготы?

Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от совокупного годового объема. Они могут сделать это двумя способами:

  1. Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные, электронные аукционы, запросы котировок и предложений. НМЦК при этом не должна превышать 20 млн рублей.
  2. Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.

Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несет поставщик.

<*> Nyurenberg E. LNFWPL and subjects of micro-entrepreneurship. Nothing has been changed?

Правовое изучение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) имеет большое значение для правоприменительной практики. В статье анализируются актуальные вопросы в данной сфере. Автором отмечается, что обращением с отходами теперь является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Ключевые слова: ПНООЛР, отходы, лимиты, потребление, природопользование, индивидуальные предприниматели.

Legal study of draft norms of formation of wastes and limits for placement thereof (LNFWLP) is very important for law-application practice. The article analyses topical issues in this sphere. The author notes that work with wastes is now the activity aimed at collection, use, deactivation, transportation and placement of wastes.

Key words: LNFWLP, wastes, limits, consumption, nature management, individual entrepreneurs.

30 июня 2009 г. начали действовать наиболее важные поправки, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в Закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Особенно много оптимизма вызвали у субъектов малого и среднего предпринимательства изменения, внесенные в п. 3 ст. 18 Закона, в соответствии с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), но представляют в уполномоченные органы государственной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Учитывая практическую невозможность разрабатывать ПНООЛР самостоятельно, природопользователи вынуждены были нести существенные издержки, обращаясь к коммерческим организациям за соответствующими услугами. Принимая во внимание административную ответственность, предусмотренную главой 8 КоАП, применение штрафных санкций для некоторых субъектов малого предпринимательства фактически означало их банкротство.

Таким образом, законодатели, видимо, желали облегчить бремя для субъектов малого и среднего предпринимательства, избавив их от части расходов. Напомним, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

Пноолр и субъекты малого и среднего предпринимательства. Ничего не изменилось? *

N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим критериям:

а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать 25% (с некоторыми исключениями), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (с некоторыми исключениями);

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории предприятий:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории предприятий.

Для выручки установлены следующие предельные значения:

  • микропредприятия — 60 млн. рублей;
  • малые предприятия — 400 млн. рублей;
  • средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Таким образом, значительное количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей смогли вздохнуть с облегчением. Однако радость оказалась преждевременной.

Закон N 309-ФЗ внес также изменения в понятийный аппарат путем поправок к ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления".

Так, обращением с отходами теперь является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом накоплением отходов является временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, любое предприятие или индивидуальный предприниматель, имеющий на своей территории мусорный контейнер, мусорный бак или мусорную корзину, которые в связи с незначительным объемом мусора опустошаются и вывозятся с некоторой периодичностью соответствующими специализированными организациями на основании заключенных договоров, по мнению контролирующих органов, занимается накоплением отходов в целях их дальнейшего транспортирования или иначе, обращением с отходами.

При этом остается неразрешенным вопрос: существуют ли в природе предприятия и индивидуальные предприниматели, которые в процессе своей деятельности не накапливают отходы, т.е. не имеют мусорных корзин, которые в течение дня наполняют, например, офисной бумагой? Где находится та граница, когда попадание в мусорную корзину очередной бумажки становится обращением с отходами в смысле, придаваемом контролирующими органами?

Далее контролирующие органы обращаются к ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами , т.е. в том числе их накоплением в целях дальнейшего транспортирования, обязаны разрабатывать ПНООЛР.

Таким образом, по мнению контролирующих органов, полностью освобожденными от обязанности по разработке ПНООЛР являются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые образуют отходы и при этом не осуществляют эксплуатацию объектов, связанную со сбором, накоплением , использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов. Если такие предприятия и индивидуальные предприниматели еще остались, то им крупно повезло. Им действительно не надо разрабатывать ПНООЛР.

Конечно, законодатель не вкладывал такой смысл, принимая поправки к Закону "Об отходах производства и потребления". Однако природопользователям от этого не легче. На практике контролирующие органы уже пользуются и будут в дальнейшем пользоваться возможностью двойного толкования ст. 11 и 18 Закона и штрафовать субъектов малого и среднего предпринимательства за отсутствие ПНООЛР.

Если вы уже столкнулись с подобной ситуацией и готовы отстаивать свою позицию в суде, то обращаю ваше внимание на то, что не все суды согласны с позицией контролирующих органов.

Так, например, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2009 г. по делам N А42-3749/2009, N А42-2954/2009, Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2009 г. по делу N А70-5643/2009, Первого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 г. по делу N А79-78/2010 придают понятию деятельности по обращению с отходами иной смысл.

Так, в своем Постановлении от 22 марта 2010 г. по делу N А79-78/2010 Первый арбитражный апелляционный суд указывает, что до внесения последних изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. под обращением с отходами понималась деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, делает вывод суд, законодатель после внесения соответствующих изменений в Закон "Об отходах производства и потребления" разграничил деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, т.е. деятельность по обращению с отходами. Следовательно, деятельность по накоплению отходов, по мнению суда, носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Так как из материалов дела не следовало, что общество занималось накоплением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона "Об отходах производства и потребления" (ни заявленные коды ОКВЭД, ни фактическая деятельность общества не связаны с деятельностью по обращению с отходами), то, следовательно, с 1 июля 2009 г. невыполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязанности по разработке ПНООЛР, считает суд, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если контролирующие органы еще не успели дойти до вашего предприятия, то можно посоветовать минимизировать риски и пересмотреть договор со специализированной организацией по вывозу отходов с тем, чтобы на основании вашего договора контролирующие органы могли сделать следующие выводы:

  1. мусорные баки и контейнеры не принадлежат вашему предприятию либо переданы в аренду специализированной организации по вывозу отходов;
  2. право собственности на отходы переходит к специализированной организации в момент поступления отходов в мусорные баки и контейнеры.

В таком случае контролирующим органам будет сложно обвинить ваше предприятие в том, что оно занимается накоплением либо размещением отходов, т.е. деятельностью по обращению с отходами.

В завершение следует добавить, что Кабинетом министров Республики Татарстан уже внесено предложение по внесению изменений в ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления", дополнив ее положениями, исключающими обязанность разработки ПНООЛР субъектами малого предпринимательства. Такая поправка исключит саму возможность двойного толкования. В настоящее время данный вопрос прорабатывается, но от того, как быстро он будет решен, зависит количество пострадавших субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уважаемый посетитель!

Эта страница сайта создана для решения основных и проблемных вопросов предпринимателем и для информационного взаимодействия граждан по вопросам малого и среднего предпринимательства. Вы можете задать вопрос Главе и получить быстрый ответ.

Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости и др.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст.

Результаты поиска

14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В адрес Администрацией Петровского сельского поселения заявлений организаций и индивидуальных предпринимательств заявлений о предоставлении льгот, отсрочек, рассрочек, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не поступало

На 01.04.2016 года муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования нет.

Информация размещается на основании пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

На территории Петровского сельского поселения зарегистрировано 9 субъекта малого предпринимательства (далее СМП), из них 1 индивидуальный предприниматель и 1 юридическое лицо.

Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе Иркутской области проводятся выборочно путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых и средних предприятий. Информация размещена на сайте Иркутскстата.

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе муниципальных образований проводятся один раз в пять лет. С итогами сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 г. можно ознакомиться на сайте Иркутскстата.

Информация о реализации государственных и муниципальных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства

Общую информацию о реализации разных видов программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства можно найти на сайте Министерства экономического развития Иркутской области.

С региональной подпрограммой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2018 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы» можно ознакомиться на сайте Министерства экономического развития Иркутской области

С муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Жигаловский район» на 2013-2015 годы.

можно ознакомиться на сайте Администрации муниципального образования «Жигаловский район».

Сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, об их классификации по видам экономической деятельности и об обороте товаров (работ, услуг), производимых данными субъектами на 01.03.2016 года

Сведения о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства, об их финансово-экономическом состоянии на 01.03.2016года

Иные сведения финансово-экономического состояния субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют.

В целях создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса разработана программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении Жигаловского района Иркутской области на 2015-2017 годы»(далее - программа)

Задачи программы.

Совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства в т.ч.:

— развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;

— преодоление административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства;

— совершенствование системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых и средних предприятий, (далее МСП).

Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава МСП;

— совершенствование системы получения МСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Петровского сельского поселения;

— содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства посредством формирования положительного общественного мнения;

— стимулирование межрайонной и межрегиональной активности малых и средних предприятий

Перечень основных мероприятий подпрограммы.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в виде:

— предоставления муниципальных гарантий

— привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к участию по размещению муниципальных заказов на поставку продукции, товаров, работ и услуг для муниципальных нужд

Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства:

Предоставление муниципального имущества во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства

Реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества

Нормативное правовое, информационное и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства

— разработка нормативно-правовых документов с целью совершенствования реализации мероприятий Программы

Разработка программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении Жигаловского района Иркутской области на 2018-2020 годы»

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

— содействие в участии в районных семинарах по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности

Содействие в обучении индивидуальных предпринимателей основам ведения предпринимательской деятельности

Повышение квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки среднего и малого бизнеса

Создание и содействие деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства:

— публикация информационных материалов в информационном листе «Петровский вестник», освещающих вопросы деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении

— консультационная поддержка деятельности координационных и совещательных органов.

Постановление от 08.05.2015 № 17-1 Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Петровского муниципального образования на 2015-2016 годы»

СПИСОК субъектов малого и среднего предпринимательства на территориимуниципального образования Петровского сельского поселения

Дата создания материала: 28-12-2016. История изменений

Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в законе.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с Законом РФ о бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры субъектов малого предпринимательства – получателей такой поддержки.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы, однако невключение субъекта малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

  1. Признаки малого предприятия
  2. Как и кем определяется статус предприятия?
  3. Налоговые каникулы для малого бизнеса
  4. Другие льготы для субъектов малого предпринимательства
  5. Подведём итоги

Весной-летом 2015 года законодатель в очередной раз внёс дополнения в нормативные акты, регулирующие структуру и организацию малого и среднего бизнеса. Принципиальных изменений не произошло, но появилось несколько новых нюансов, которые должны учитываться предпринимателями. Например, критерии соответствия фирмы категории малого предпринимательства уже немного не те, что раньше. Вопросы льгот и «налоговых каникул» тоже требуют пояснения.

Признаки малого предприятия

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ, который теперь устанавливает, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2015 году. Тот же вопрос дополнительно детализирует постановление Правительства, опубликованное 13 июля. Как и прежде, критериев три: размер выручки, количество работников и доля сторонних предприятий в уставном капитале.

  1. Размер выручки от продажи товаров, оказания услуг или проведения работ не должен превышать 800 млн рублей за предыдущий год. НДС при расчёте итоговой суммы выручки не учитывается.
  2. Средняя численность работников за тот же прошедший год – не более 100 человек.
  3. Доля сторонних организаций в уставном капитале фирмы – максимум 49 %.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Первые два пункта не изменились со времён действия прежних нормативных актов, а вот третий был существенно скорректирован. Раньше процент участия сторонних юр. лиц составлял 25 %, теперь же его увеличили почти вдвое – до 49 %. А это означает, что количество субъектов малого предпринимательства резко возросло за счёт фирм, «выросших» из других участников рынка.

Среди субъектов малого предпринимательства по-прежнему выделяются микропредприятия. Размер выручки такой «особо малой» фирмы – максимум 120 млн рублей за год, а среднее количество работников – не более 15 человек. В отношении доли других организаций в УК действует тот же процент – 49.

Особняком стоят индивидуальные предприниматели и КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства). Поскольку у них не может быть уставного капитала, они «вписываются» в малый бизнес только по первым двум критериям.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2018 году

К ним предъявляются те же требования по средней численности работников и выручке от реализации.

Как и кем определяется статус предприятия?

К счастью, никто не требует от ИП или руководителя фирмы подтверждать свой статус самостоятельно. Собирать налоговые декларации и прочую отчётность, делать копии трудовых договоров и учредительных документов, писать заявление с просьбой подтвердить факт «малого предпринимательства» не нужно – пусть классификацией занимаются налоговые инспекторы. Они без труда определят, кто относится к субъектам малого предпринимательства, а кто нет.

Например, точные данные о выручке содержатся как в отчётности о финансовых результатах деятельности фирмы или ИП, так и в налоговых регистрах. Для компаний, работающих по УСН, это Книга учёта доходов и расходов, утверждённая приказом Минфина. Сведения о среднесписочной численности персонала есть в отчётности, которую всем фирмам необходимо сдавать ежегодно до 20 января. Состав же учредителей указан как в решении об учреждении ООО, так и в выписке из ЕГРЮЛ. Все эти бумаги (или их копии) и так поступают в ФНС, так что в этом ведомстве все, кому надо, уже знают о статусе организации.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Почему так важно понимать, относится ли предприятие к числу малых или нет? Потому что малого бизнеса законодатель предусмотрел ряд льгот, наиболее важная из которых – так называемые налоговые каникулы. Правда, действует эта льгота только в отношении новых фирм, открывающихся в этом году.

Суть её заключается в полном освобождении предприятий малого бизнеса от уплаты налогов на 2 года. Сразу отметим, что этот бонус предоставляется далеко не всем вновь зарегистрированным компаниям. Условия и сроки «налоговой свободы» устанавливают региональные власти, они же составляют перечень видов деятельности, к которым применяются льготные условия налогообложения.

Пока что налоги для молодых предпринимателей заморожены далеко не везде. Москва отреагировала сразу – в столице нулевая ставка налога по упрощёнке введена для 30 видов деятельности (как в производственной, так и в социальной и научной сферах). Аналогичные положения (но с меньшим охватом) приняты в Башкортостане, Оренбургской области. В Курганской области налоговые льготы распространяются только на микропредприятия.

Другие льготы для субъектов малого предпринимательства

Кое-что осталось без изменений, но некоторые льготы дополнены, расширены или, наоборот, частично ограничены.

  1. ИП и предприятия малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит и хранить у себя сколько угодно обналиченных средств (всю выручку, которая поступает от клиентов). Владелец фирмы имеет право сам решать, какую сумму оставить в кассе, а какую сдать в банк и сразу влить в оборотку. Право на отмену лимита возникло ещё в марте 2014 года, но некоторые руководители не воспользовались им до сих пор. Если такая необходимость возникнет – достаточно будет издать приказ руководителя об отмене лимита в организации. Если же официально лимит не отменён, от хранения в кассе излишков нужно воздержаться – за это могут выписать штраф в 50 тыс. рублей как за административное правонарушение.
  2. Право на упрощённый бухгалтерский отчёт также сохраняется за малыми предприятиями. Они могут составлять бухгалтерскую отчётность в сокращённом виде.
  3. Сроки неналоговых проверок для предпринимателей по-прежнему остаются сокращёнными.
  4. В соответствии с 156-ФЗ (ранее этот вопрос регулировался 44-ФЗ) все, кто относится к субъектам малого предпринимательства, имеют право на преимущественный выкуп арендуемой государственной и муниципальной недвижимости.
  5. Право получать субсидии на открытие и развитие от региональных властей также сохраняется за малым бизнесом.

Словом, возможностей хватает. Главное – правильно и своевременно ими воспользоваться.

Подведём итоги

Определить, является ли ваша фирма малым бизнесом или нет, можно буквально на глаз. Долгих расчётов для выяснения соответствия компании трём критериям не понадобится. Если вы ИП, то к субъектам малого предпринимательства относитесь однозначно. Если у вас упрощённая система налогообложения – тоже (условия УСН подразумевают это априори). А если вы только собираетесь стать предпринимателем – не тяните: сейчас самое время открыть своё дело и воспользоваться старыми и новыми льготами.

Не многие знают различие между малым, средним и крупным бизнесом. Разбираться в отличиях этих понятий следует, особенно, начинающему предпринимателю. В случае с определением идеи предпринимательства и написанием бизнес-плана, следует иметь представления о будущем занятии.

Что это такое

Малое предприятие является самой распространенной формой предпринимательства, которую выбирают большинство начинающих бизнесменов.

Средний бизнес ̶ это форма предпринимательской деятельности, которая, по сравнению с малым бизнесом, имеет более внушительный ежегодный доход и более обширные и различные ресурсы для коммерческой деятельности.

Крупный бизнес — это форма предпринимательства, которая включает популярные компании, охватывающие целую страну или более 2 стран мира, а также имеющие большой спрос у потребителей.

Основные характеристики предпринимательства

Каждая форма коммерческой деятельности ̶ МСБ или большой бизнес, имеет свои особенности, чем и отличаются друг от друга.

Черты малого

Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, а также компании, среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 50 человек .

Территориальная деятельность этих компаний небольшая, а в список их сферы деятельности могут входить :

  • магазины;
  • фирмы с небольшой производством, которые выпускают малые объемы товар;
  • фирмы с туристической деятельностью;
  • медицинские кабинеты (стоматологические и т.д.);
  • разновидные учебные курсы и т.д.

Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов .

До 31 декабря 2018 года этим бизнесам предоставлены двухлетние надзорные каникулы, в течение которых никакие надзоры не будут проводиться. Не грозят посещения Санэпидемнадзора и пожарной инспекции, и не будет осуществлена проверка лицензии деятельности.

Согласно 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , при поступлении жалований от потребителей, насчет нарушения норм закона, то будет осуществлена ревизионная проверка.

В 2018 году право на получения налоговых каникул имеют предприниматели, которые :

  • проходят регистрацию в первый раз;
  • осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
  • оказывают услуги населению.

Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса . Необходимо только придерживаться вышеуказанных лимитов (доход, количество работников и доля участия в уставном капитале). Если лимиты в течение 1-го или 2-х лет были превышены, то это не является основанием потери статуса. В этом случае, он будет сохранен в течение 3 календарных лет.

Признаки среднего

По сравнению с малым предприятием, средний бизнес включает целые сети предприятий, работающие на большую потребительскую аудиторию . Данная предпринимательская форма может осуществить свою деятельность не только в пределах целого города, даже ̶ области.

По сравнению с малым предпринимательством, где большая роль отведена персоналу, в среднем — на первом плане ставится качество товара (услуг) . Поскольку среднее предприятие имеет некрупные размеры, то ему будет несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях.

Большой или крупный бизнес

Предприятия крупного бизнеса могут потратиться на рекламирование роликов своей продукции на самых популярных телевизионных каналах. В разных городах и странах данная форма бизнеса имеет свои филиалы и представительные органы, в которых работают сотни тысяч сотрудников .

Субъектами крупного бизнеса являются крупные компании, которые :

  • занимаются производством техники: Apple, Bosch, Samsung, Lenovo и т.п.;
  • производят продукты питания: MC.Donald, Nestle, Coca Cola и т.д;
  • производят транспортные средства автомобильных марок: Ferrari, Bogati, Alfa Romeo, BMW и т.д.

Критерии несложны. Для того чтобы быть крупным предпринимателем необходимо соответствовать следующему :

  • иметь не менее 251 работников:
  • получать доход не менее 2 млрд. рублей;
  • своевременно провести инвентаризацию и переоценку основных фондов.

С 2016 года действует единый реестр МСП, который содержит предприятия, получившие статус МСП.

Эти формы предпринимательства обретают статус МСП, если соответствуют нижеуказанным критериям :

  • имеют определенный размер доходов;
  • имеют определенное количество работников;
  • имеют определенную долю участия других компаний в уставном капитале.

Согласно 4 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , указанные лимиты не касаются :

  • лиц, имеющих акции экономического высокотехнологического сектора;
  • лиц, участвующих в проекте «Сколково»;
  • компаний, практически применяющие новейшие технологии, которые разработаны их владельцами ̶ бюджетным и научным учреждениям;
  • компаний, чьи учредители внесены в правительственный список лиц, которые оказывают государственную поддержку инновационной деятельности.

Если ИП не имеет работников, то его статус определяется по критерию их годовому дохода. Если ИП и ООО, которые впервые были включены в единый реестр МСП, то их статус должен определяться по критерию количества работников.

Если предприятие получает статус МСП, то ему предоставляются определенные льготы, а именно :

  • предоставляется право держать в кассе столько денег, сколько захочется и за это не будет наложен штраф.
  • возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. Это не относится к ИП, поскольку они не несут обязанность вести бухучет. А компании обязаны начислять ежегодную амортизацию, а не 1 раз в месяц.
  • наделены преимуществом в покупке государственной и муниципальной недвижимости и т.д.

Список предприятий, соответствующие указанным критериям, ежегодно формируется Министерством промышленности и торговли РФ . Данный перечень предоставляется в ФНС России, после чего в реестре налоговиками вносятся определенные сведения.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается о том, почему побеждает крупный бизнес.

Главные плюсы

Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.

Перечень плюсов малого бизнеса таков :

  • наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
  • сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
  • наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
  • наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
  • тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.

К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся :

  • создание новых мест трудоустройства;
  • высокая продуктивность капиталовложений;
  • относительно высокая доходность;
  • высокая способность к конкуренции и мобильность.

Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно :

  • способностью по обеспечению экономической стабильности в стране;
  • способностью по изменению внешней среды бизнеса;
  • возможностью экономить на производственных издержках;
  • внедрением в бизнес современных технологий и т.д.

Минусы и риски

Для того чтобы начать строить свой бизнес, предприниматель должен ознакомиться с основными минусами различных предприятий. Например, малое предприятие имеет следующие негативные стороны :

  • сравнительно большой уровень риска;
  • наличие зависимости от крупного бизнеса;
  • наличие низкого профессионального уровня руководителей;
  • сложности при получении кредита и субсидий.

Размер первоначального капитала также имеет свое значение. Например, если данный размер велик, то фирма сможет продержаться во время кризисного периода.

Средний бизнес тоже обладает определенными недостатками, а именно :

  • наличием жесткой конкуренции и угрозой быть поглащеным крупными компаниями;
  • наличие преград и трудностей при получении лицензии и патентов;
  • частой нехваткой оборотных денежных средств;
  • трудности при получении кредитов, по причине недоверия банков.

Большое предпринимательство также не лишено проблем. Главными минусами данного бизнеса являются наличие :

  • избыточной экономической концентрации;
  • локализацией хозяйственных отношений;
  • блокированием горизонтальных коммерческих связей, не выходящие за рамки определенной компании.

Отличия между собой

Для наглядного примера отличий между малого среднего и крупного бизнеса, можно привести следующую таблицу.

Основа успеха

Невзирая на зависимость от внешней среды, малый бизнес также может быть успешным. Здесь работают только лучшие в своем деле сотрудники. Успех данного бизнеса определяется имением стратегического плана на развитие предприятия .

Средний бизнес может легко подстраиваться под изменяющие условия рынка. Успех также зависит от наличия эффективного менеджмента .

Основным успехом крупного предприятия является наличие эффективных бизнес моделей, которые построены таким образом, что даже через 10 лет они продолжают работать, выживая кризисные ситуации и принося огромный доход .

Российское правительство постоянно принимает меры для того, чтобы ослабить давление на малый бизнес и поддержать его развитие. Для этого используются различные льготы и послабления, которые помогают новичкам на старте. Разберем, и на какие именно послабления они могут рассчитывать.

Введение

Само понятие малое предпринимательство было введено достаточно давно. Оно успешно действовало в России на протяжении долгого времени, и правительство делало шаги навстречу малому бизнесу с целью уменьшения имеющейся напряженности и увеличения общего количества самозанятых людей.

Субъекты малого предпринимательства имеют право на льготы

Итак, субъект малого предпринимательства - это ИП или ООО, основной задачей которых является получение прибыли. В эту категорию также попадают не только индивидуальные предприниматели и ООО, но и различные хозяйственные партнерства, сельскохозяйственные и производственные кооперативы, фермерские объединения и хозяйства. При этом все виды некоммерческих организаций не могут считаться СМП, поскольку их основная цель не получение прибыли, а ведение общественной или иного вида деятельности. Также в МСП не входят различные бюджетные и муниципальные предприятия по той же причине.

Кого относят к МСП

Рассмотрим основные критерии, по которым субъект малого предпринимательства признается таковым. В основном для этого компания должна соответствовать требованиям по количеству работающих сотрудников и общему доходу организации. Данные критерии регулируются Федеральным законом №209:

  1. Годовая выручка без учета НДС для микросубъектов составляет 800 миллионов рублей, для малых субъектов - до 800 миллионов рублей.
  2. Доля в уставном капитале компании коммерческой организации, не относящейся к мелкому и среднему бизнесу, не превышает 49%.
  3. Для микрокомпаний количество персонала не превышает 15 человек, для малых — 100 человек.

Таким образом, сводная таблица выглядит следующим образом:

Внимание: в таблице указаны суммы выручки за вычетом НДС. Напоминаем, что в 2018 году правительство приняло решение поднять НДС до 20% на товары и услуги.

Главный критерий малого предпринимательства - уровень дохода и количество сотрудников

Приведенные выше данные касаются как ООО, так и ИП. Основной упор делается на количество нанятых работников. Если работников нет или их меньше, чем положено по нормативам, то рассматривается годовая выручка. При этом все ИП, работающие по патенту, попадают под категорию микро. Также следует знать, что до 2016 года МСП снималось с предприятия, если по какому-то фактору происходило превышение, через 2 года. Теперь этот срок продлен до 3 лет. То есть если компания получила за 2018 год 850 миллионов выручки, то свой статус она утратит только в 2021 году. В случае если предприятие до 2016 года утратило статус малого, поскольку действовал лимит в 400 миллионов, то оно имеет право вернуть его себе, если общая выручка не превышает 800 миллионов рублей. Итак, теперь вы знаете, Далее, разберем, как узнать, относится ли компания-контрагент к субъектам МСП.

Реестр субъектов

Поскольку Российская Федерация движется по пути всеобщей компьютеризации, то в 2016 году был запущен единый госреестр, в который вносятся все субъекты малого и среднего бизнеса. Для того чтобы найти его, вам нужно зайти на сайт ФНС и сделать соответствующие запросы. Отметим, что данные обо всех субъектах вносятся в эту базу автоматически при регистрации или перерегистрации новой компании. Они подтягиваются из налоговых отчетностей, ЕГРИП и ЕГРЮЛ, поэтому вы сможете получить все необходимые данные в одном месте. На сайте Федеральной налоговой службы вы сможете получить следующие сведения:

  1. Имя частного предпринимателя или полное название юрлица.
  2. Индивидуальный налоговый номер, юридический адрес или место жительства ИП.
  3. Категория бизнеса, к которой относится ООО или ИП (микро, малый, средний).
  4. ОКВЭД - коды СМП.
  5. Наличие у МСП лицензии в случае если вид деятельности попадает под лицензирование.

Также предприниматель или ООО может внести в базу следующую информацию:

  1. Контактные данные начиная от физического адреса и телефона, заканчивая почтой или мессенджером.
  2. Данные о контрактах, которые были проведены в ходе госзакупок.
  3. Данные о том, что субъект сотрудничал с госзаказчиком.
  4. Данные о товарах или услугах, которые производит компания.

Внимание: для внесения дополнительных данных в базу предприниматель или глава ООО должен авторизоваться на сайте ФНС при помощи электронной подписи и добавить ее в соответствующие пункты.

Малый бизнес - основа экономики

Для чего нужен статус

Рассмотрим, какие льготы получают и почему, вообще, следует стремиться получить этот статус. Дело в том, что государство сделало ставку на МСП, решив, что это значительно увеличит налоговые отчисления и снизит нагрузку на бюджет. Со стороны государства преследуются следующие цели:

  1. Самозанятое население выходит из тени и регистрируется, чтобы получать социальные блага. Цель государства - легализовать различных фрилансеров, хендмейдеров и других людей, которые работают дома.
  2. Создание новых рабочих мест за счет того, что предприниматели и организации будут нанимать сотрудников для работы. Это позволило бы уменьшить безработицу и снять растущую из-за кризиса напряженность.
  3. Снизить нагрузку на бюджет за счет отмены выплат безработным и временно неработающим лицам, а также дополнительную нагрузку по пенсионному и медицинскому страхованию.
  4. Запустить различные стартапы и инновационный бизнес, нацеленный на привлечение инвестиций и генерацию прибылей, с которых будет пополняться бюджет.

Что субъекты малого предпринимательства, которые не подпадают под обязательные аудиторские проверки, имеют право на упрощенный бухгалтерский учет. В нашем справочнике приводим критерии, по которым предприятия относятся к малым и микро. Заодно упомянем и средние предприятия.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.
К субъектам малого предпринимательства (СМП) организацию отнесут, если она отвечает всем критериям, указанным в таблице.

Таблица. Критерии малого предприятия-2017

Критерий

Предельное значение

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие
1* Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов
2* Для ООО: Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднегопредпринимательства, а также иностранных организаций
3 Для всех: Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

15 человек

100 человек

250 человек
4
Для всех: Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год

120 млн руб.

800 млн руб.

2000 млн руб.

* Исключения см. в п. 1 части 1.1 статьи 4 .

С 01.08.2016 до 01.07.2017 акционерные общества могут быть отнесены к СМП только в редких случаях. А именно: если они одновременно отвечают критериям 3 и 4, указанным в таблице, и при этом попадают в одну из категорий организаций, перечисленных в пп. «б» - «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 . Например, если акции АО обращаются на ОРЦБ и относятся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики (Письма ФНС от 10.10.2016 №ГД-4-14/19140@, от 07.09.2016 №СД-4-3/16672@).

Реестр субъектов СМП

Закон не требует как-то особо регистрировать или подтверждать статус субъекта малого бизнеса. Достаточно того, что организация подпадает под установленные критерии.

С 01.08.2016 все сведения аккумулированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр субъектов МСП), включение и обновление данных в котором происходят автоматически на основе данных ФНС России.

Потеря статуса СМП

Организация утратит статус субъекта малого предпринимательства, если будет превышено предельное значение доли участия в уставном капитале. Это произойдет с даты изменения по ЕГРЮЛ.

Если превышены критерии по численности сотрудников и доходам, то в течение трех календарных лет подряд организация будет считаться суъектом СМП.

Пример.

Предположим, что в 2017 году у компании сильно увеличится доход и станет выше предельно установленного. Это не критично для организации: согласно ч. 4 ст. 4 можно продолжить пользоваться льготами, установленными для этой категории юридических лиц. К примеру, в 2018 году сумма выручки не изменится, но увеличится штат сотрудников (составит больше 100 человек). И это не повод лишать такую организацию установленных для малого бизнеса преимуществ. И потерять статус малого организация может только с 2020 года, и то если и в 2019 году ей не удастся выдержать установленные предельные ограничения по выручке и численности персонала.