Пип-шоу в аэропортах: эффективны ли сканеры тела? Рентген в аэропорту для проверки багажа

Заставляет большинство женщин заботиться о своем здоровье. Например, не злоупотреблять рыбными блюдами, не лопать хот-доги, есть мясо на обед, избегать приема лекарств без острой необходимости... Сейчас в Интернете идет оживленная дискуссия по поводу того, можно ли дамам в интересном положении проходить через сканер в аэропорту. Вдруг радиация повредит будущему ребенку? Эксперты утверждают, что это бред. Но, как говорится, у страха глаза велики.

Новыми приборами для досмотра пассажиров сейчас находятся на контрольно-пропускных пунктах многих международных аэропортов. Они признаны совершенно безопасными для детей. Предполагается, что и для беременных женщин тоже.

"При прохождении сквозь сканер человек получает настолько ничтожную дозу радиации, что не требуются никакие специальные меры предосторожности", - говорится в докладе американского Национального совета по радиационной защите.

По словам физика из аризонского университета Питера Реза, вероятность заболеть раком после облучения в сканере такая же, как погибнуть от взрыва бомбы на борту самолета, захваченного террористами. То есть примерно 1:30000000. Гораздо выше шанс быть убитым ударом молнии.

"Символично, что риск скончаться от последствий облучения в сканере равен риску стать жертвой теракта. А ведь именно ради предотвращения терактов и устанавливались эти сканеры, - говорит ученый. - Единственное "но": если с аппаратом вдруг произойдет какой-то сбой".

Многие его коллеги считают, что опасность сканеров все-таки сильно недооценена, и они могут провоцировать развитие рака кожи, особенно у детей. По словам биохимика из Калифорнийского университета Дэвида Агарда, при сканировании в аэропорту основная доля радиации приходится именно на кожу.

В этом разделе:
Новости партнеров

"Доза рассчитывается на все тело, и с этой точки зрения сканер совершенно безопасен. Но она приходится только на кожные покровы, а это уже совсем другой коленкор, - утверждает доктор Агард. - У рентгеновского излучения, используемого в этих аппаратах, присутствует способность вызывать повреждения хромосом, а это может привести к раку".

Глава Центра радиологических исследований Колумбийского университета Дэвид Бреннер уверяет: сканер на самом деле вреден, потому что фактически кожа человека при прохождении сквозь него получает в 20 раз больше радиации, чем заявлено официально. А кожа в этом смысле очень уязвима.

С другой стороны, сканирование в аэропорту - далеко не самое опасное мероприятие в нашей жизни, связанное с получением определенной дозы радиации. Эксперты по радиационной безопасности Массачусетского технологического института разложили по полочкам все угрожающие факторы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Итак...

Типичный сканер в аэропорту выдает от 0,005 до 0,01 миллирема. Очищенная питьевая вода содержит радий и некоторые другие радиоактивные элементы, поэтому человек, выпивающий по три стакана воды в день, ежегодно получает 0,045 миллирема. Некоторые здания построены из материалов, излучающих незначительные дозы радиации, - например, крупнейший вокзал Нью-Йорка (Grand Central Station). Если вы прождали там поезд в течение часа, то получили около 0,06 миллирема.

Люди, живущие в радиусе полусотни километров от атомных электростанций, ежедневно облучаются, и доза составляет 0,1 миллирема. Поскольку уголь содержит радиоактивные вещества, излучение исходит и от работающих на нем электростанций. Недавно власти американского штата Вайоминг проверили, насколько радиоактивна одна из местных угольных электростанций. И выяснили, что на расстоянии 50 км от нее население получает по 0,16 миллирема.

Далее, существует вторичная радиация - воздух, почва, вода, излучение, идущее из космоса. И чем выше местоположение над уровнем моря, тем больше доза солнечной радиации. Восхождение на гору и полет на самолете гораздо опаснее, чем сканирование в аэропорту. Скажем, перелет на пять тысяч километров "обойдется" авиапассажиру в 3-4 миллирема. Наибольшему риску в этом смысле подвергаются астронавты и космические туристы. Один день, проведенный на земной орбите, - 200 миллирем.

если вы не летаете в космос, радиация все равно вас достанет - во время рутинных медицинских обследований. Стандартный рентген грудной клетки дает примерно 10 миллирем, снимок бедра - намного больше (чем толще кость, тем больше будет доза), снимок одного зуба - 0,5 миллирема. Маммография, которая обычно включает в себя четыре снимка, по два на каждую молочную железу, - это 13 миллирем, то есть в 1300 раз больше, чем при сканировании в аэропорту.

Но и эти исследования практически ничто по сравнению с такими "радиоактивными" процедурами, как компьютерная томография и

Безопасность авиаперелётов была и останется актуальным вопросом пока существует гражданская авиация. Но за последние пару лет дискуссия в этой области приобрела специфический оттенок. После инцидента 2009 года с нигерийским бомбистом, спрятавшим пластиковую взрывчатку в исподнем и пытавшимся подорвать авиалайнер во время рейса из Амстердама в Детройт, мир охватила настоящая лихорадка.

Классические металлодетекторы были признаны неэффективными, на замену им предложили так называемые сканеры тела (full-body scanner , FBS): дорогущие высокотехнологичные аппараты, не просто попискивающие при обнаружении на теле человека подозрительного предмета, а «раздевающие» людей. Виртуально, конечно, только на компьютерном экране и только для агентов службы безопасности аэропортов. Но даже в таком виде идея понравилась немногим пассажирам. Кстати, забегая вперёд, вряд ли понравилась бы и вам - а ведь вы наверняка через такое устройство проходили, о том не зная.

Несмотря на сложнейшую электронную начинку, принцип действия таких устройств достаточно прост. Помните, как работает радиолокатор? Передатчик излучает радиоволны, часть их, отражённая от препятствий, возвращается назад, улавливается приёмником и на экране появляется схематическое изображение пространства впереди. Сканеры тела используют радиоволны такой длины (микроволновое или рентгеновское излучение), что разглядеть на экране можно объекты миллиметровой величины, причём одежда для такого излучения не помеха. Человек останавливается на несколько секунд в кабинке сканера - и перед оператором появляется детализированное изображение его тела, со всеми предметами, спрятанными под одеждой.

Сторонники FBS превозносят достоинства таких аппаратов. Не раздевая пассажира, не подвергая его мучительной процедуре досмотра (в США представитель службы безопасности вправе ощупать вас даже в районе гениталий), можно быстро обнаружить все потенциально опасные инородные объекты, вплоть до капсул и пакетиков величиной с ноготь. Не только из металла, но из любых материалов с удельной плотностью выше воды. Да, стоят они недёшево (сильно за 100 тысяч долларов каждый), зато и умеют намного больше старых «тупых» металлоискателей.

Сканеры тела придуманы не вчера, их рентгеновские варианты эксплуатируются уже около двадцати лет. Но никогда ещё они не применялись в аэропортах. Только в последние три года обстановка вынудила начать испытания FBS для проверки авиапассажиров. Пример подала Европа, но Соединённые Штаты стали первой страной, развернувшей по-настоящему масштабную скан-кампанию. Государственное Управление безопасности транспорта США (TSA) получило карт-бланш на приобретение и установку не единичных экземпляров, а сотен сканеров новейших моделей. И к настоящему моменту установило свыше 600 штук, планируя довести их общее число до тысячи в ближайший год.

Где-то в этот период в популярной прессе стала появляться и первая робкая критика. Противники FBS усматривают в них три недостатка. Во-первых, и рентгеновское, и микроволновое облучение даже в скромных дозах может вызывать необратимые изменения в человеческом организме, в частности, появление или ускоренный рост раковых клеток. Производители сканеров настаивают, что дозы слишком малы, но - в точности по Нассиму Талебу - отсутствие доказательства вредного влияния не может считаться доказательством отсутствия, и прессу, а вместе с ней и общественность на Западе проблема возможного вреда от сканеров тела беспокоит.

Вторым минусом считается чрезмерная э-э… инвазивность. Рентгеновские FBS генерируют плоскую картинку, микроволновые дают трёхмерный образ - но и те, и другие рисуют на экране точное изображение голого тела. Вашего голого тела. И изучает его не автоматика, точнее - не только автоматика, а и живой человек, агент службы безопасности аэропорта.

По мере того, как осознание этого факта доходило до публики, производители сканеров совершенствовали свои устройства: научили их автоматически смазывать лицо и гениталии (уж простите за прямоту, половой член, к примеру, заменяется соответствующей длины полоской), а в последних моделях заменять даже само тело схематическим изображением человеческой фигуры. Но есть факты, достоверно свидетельствующие, что и сейчас у операторов FBS имеется возможность рассматривать «жертву» во всех подробностях. Вот почему за сканерами тела - с лёгкой руки кого-то из первых исследователей, задумавшихся о социальном эффекте - закрепилось ироничное название «стрип-сканеры».

Наконец третий недостаток - сомнительная эффективность. Сканеры тела плохо идентифицируют объекты с невысокой плотностью (жидкости), есть трудности с визуализацией пластиковой взрывчатки, приклеенной к животу. И уже несколько лет обсуждается теоретическая возможность пронести опасный объект через FBS, воспользовавшись такой его глупой особенностью как тёмный фон, на котором изображается тело. Ведь подозрительные объекты тоже визуализуются тёмными тонами. Что если спрятать, скажем, пистолет в наружнем боковом кармане? При досмотре он сольётся с фоном и не будет обнаружен.

Что ж, нашёлся смельчак, который решил опробовать эту идею лично. Американец Джонатан Корбетт спрятал увесистую металлическую коробочку (предположительно со взрывчаткой или опасными лезвиями) в пришитый наружный карман - и успешно миновал сканеры в двух американских аэропортах, попутно засняв эксперимент на видео. По словам Корбетта, TSA давно знает о проблеме, но не желает её признавать. Ведь закупка сканеров тела уже обошлась американским налогоплательщикам в сумму от одного миллиарда долларов (по скромным оценкам).

Справедливости ради следует отметить, что не все согласились с выводами Корбетта. Комментируя его опыт, некоторые эксперты предположили, что «маленькая металлическая коробочка» просто не входит в список потенциально опасных предметов, почему и были проигнорирована на досмотре. Кроме того, сканеры тела - лишь один из элементов сложного, многоступенчатого комплекса систем и процедур обеспечения безопасности (там же анализ поведения пассажиров, служебные собаки, агенты в самолётах и т.д.). Тем не менее последнее слово было за самой TSA, а вот она-то среагировала неожиданно.

Не в силах обойти вниманием эксперимент Корбетта (полтора миллиона просмотров как-никак), TSA опубликовало в официальном блоге пространный материал , смысл которого сводится к утверждению: прежде чем купить сканеры, мы их конечно же как следует испытали! Тот факт, что TSA не стала отрицать наличие «слепой зоны», да ещё и попыталась надавить на нескольких блоггеров, чтобы те не писали про опыт с коробочкой, однозначно расценено как признание вины.

Разрастающийся скандал стал вторым по счёту за последний месяц, связанным со сканерами тела. Первый устроила в феврале американка, заподозрившая, что агенты TSA заставили её пройти процедуру сканирования несколько раз только чтобы лучше разглядеть без одежды. Поскольку подобные жалобы звучат всё чаще, за инцидент уцепились журналисты CBS - и, проанализировав жалобные книги TSA, выявили закономерность: терпеть процедуру повторного сканирования чаще всего приходится не страдающим избыточным весом темнокожим мужикам, а молодым женщинам.

Вспомните теперь, что подавляющее большинство FBS-аппаратов в аэропортах США уже обновлены таким образом, что, якобы, при отсутствии подозрительных предметов на теле, демонстрируют оператору даже не фигурку человека, а только флажок с надписью «Всё в порядке!». Надо полагать, агенты TSA, страдающие от скуки или приступов вуайеризма, таки нашли способ обойти ограничения и наслаждаться видами обнажённой натуры.

И вот тут стоит оглянуться. Соединённые Штаты стали единственной из развитых стран, в аэропортах которой сканеры тела получили широкое распространение. Евросоюз, Австралия, Израиль ограничились единичными испытаниями, либо рекомендовали не устанавливать подобные устройства по причине низкой эффективности и невыясненного влияния на здоровье человека. Корбетт, называющий всю затею со сканерами мошенничеством, считает, что США стали жертвой коррупции. Высокопоставленные чиновники TSA, якобы, получали деньги от производителей FBS (Rapiscan, L-3 Communications) «за консалтинговые услуги» - прозрачная схема, которую Джонатан надеется вскрыть, подав на TSA в суд.

Россию зараза FBS как будто бы обошла стороной, но не торопитесь с выводами. Вспомните лучше, не доводилось ли вам проходить в отечественных аэропортах через странного вида «металлоискатель», где вас заставляли поднять руки, а вокруг вращались две рамки? Конечно вас никто не предупредил о свойствах аппарата и возможном вреде, но это как раз и был микроволновый сканер тела.

Лично мне довелось пройти через такое устройство дважды. С супругой. Которая буквально только что, за завтраком, потеряла дар речи, когда я показал ей что видел оператор сканера на экране. У нас, в отличие от Штатов, где пассажир, вызывающий подозрения, вправе предпочесть простой обыск, процедура сканирования на международных линиях обязательна для всех.

В целях безопасности полетов в каждом аэропорту установлены сканеры. Принципиально они делятся на два типа – металлодетекторные (так называемые рамки) и сканеры, создающие полное изображение тела человека на экране. Вторые считаются более действенными для поиска запрещенных к проносу на борт самолета предметов.

В отличие от рамки металлодетектора, проходя через которую человек не оставляет никаких "следов", проход через сканер создает картинку, очень похожую на обнаженное тело. Службы безопасности аэропортов утверждают, что анонимность авипассажиров полностью соблюдена – оператор сканера не видит лица, сканированные изображения не сохраняются.

Технологии

Сканеры тела человека основаны на двух разных принципах. Первый из них аналогичен рентген-аппарату, но лучи не проходят насквозь, а отражаются. Разные по плотности материалы отображаются разным цветом. Менее плотные – кожа, мышцы – светлые, а более плотный металл – темный. Для получения подробной информации на таком сканере необходимо делать два снимка: спереди и сзади. Полное название этого сканера – рентгеновский сканер на основе обратного рассеивания (Backscatter X-ray).


Второй полноразмерный сканер использует в своей работе волны миллиметрового диапазона, излучаемые двумя вращающимися вокруг человека антеннами. Одежда и прочие похожие материалы прозрачны для излучения сканера, и изображение получается очень четкое и подробное, гораздо более реалистичное, чем от рентгеновского сканера.


Как отличить

Отличить между собой сканеры очень просто. Магнитная рамка - детектор металла выглядит как буква "П", через которую надо проходить, а в сканерах тела приходится останавливаться. Рентгеновский сканер похож на две будки, между которыми встает пассажир, а сканер микроволновый - это маленькая прозрачная кабинка, где однократно проезжают вокруг антенны.

Безопасность и здоровье

Производители утверждают, что сканеры обоих типов полностью безопасны. Микроволновый сканер можно сравнить с излучением от мобильного телефона, а рентгеновский дает такое же облучение, как 2 минуты полета на самолете. Несмотря на подобные заверения, рентгеновский сканер используется в аэропортах намного реже, а детей и беременных не проводят через него. При этом больших исследований по проверке безопасности для здоровья микроволновых и рентгеновских сканеров не проводилось. Последние публикации от ученых разных стран выражают обеспокоенность возможным влиянием сканеров на образование опухолей и мутаций в днк. Но никаких документальных подтверждений нет.

Второй большой проблемой сканеров является нежелание пассажиров демонстрировать себя в неприглядном виде даже анонимному оператору. У программ, обслуживающих сканеры, существует техническая возможность сохранения полученных изображений, но все страны, внедрявшие подобные технологии, обещали не использовать эту функцию. К сожалению, выяснилось, что картинки из аэропортов сохраняются на компьютерах операторов, и уже появились утечки подобных изображений.

Альтернатива

Если вы не хотите проходить досмотр на сканере с подробным изображением, вы можете отказаться от прохода через него (opt out). Поскольку допуск к полету невозможен без соблюдения определенных процедур проверки безопасности, то в большинстве аэропортов вместо сканирования будет предложен ручной досмотр. Досмотр осуществляется сотрудником службы безопасности одного с пассажиром пола и не требует уединения в кабинке или раздевания. Технология досмотра отличается от страны к стране.

В США до недавнего времени регламент предусматривал проведение ручного досмотра тыльной стороной ладони, но последние инструкции изменили правила - теперь ощупывание проводится пальцами. При отказе от досмотра в аэропортах США возможны непредсказуемые проблемы вплоть до вызова полиции.

В аэропорту Домодедово ручной досмотр ничем не отличается от дополнительного осмотра после сработавшего металлодетектора и отказ от прохода через сканер не вызывает никаких проблем и дополнительных вопросов.

В случае, если ручной досмотр по тем или иным причинам неприемлем, вариант остается один - отказаться от полета через конкретный аэропорт, где установлен сканер.

Список аэропортов

В России сканер нового типа стоит в аэропорту Домодедово уже около 3 лет. Это микроволновый сканер L3 Provision. В Шереметьево установлены аналогичные, но они не всегда используются и пассажиров проводят через более привычную рамку.

Больше всего сканеров установлено в США. Сейчас в американских аэропортах находится почти 500 сканеров, и еще 500 появятся в течение 2011 года. В аэропортах Нью-Йорка (JFK), Чикаго (ORD) стоят сканеры с использованием рентген-излучения, в Майями, Лас-Вегаса и Лос-Анджелеса - микроволновые.

В Европе сканеры установлены в Амстердаме, Лондоне (LHR), Гамбурге, Манчестере.

С почти полным списком с указанием типа сканера и его местонахождения можно ознакомиться на сайте FlyerTalks -

Если металлоискатели и сканеры для багажа в аэропортах уже стали привычны, то сканеры для людей еще устанавливаются далеко не везде. Но в аэропортах Москвы и Петербурга и крупных заграничных городов это обычное дело. Часто такой сканер просят проходить в обязательном порядке, хотя бывает, что существует альтернатива в виде рамки металлодетектора и ручного досмотра.

В головах обывателей это сканирование отождествляется чуть ли не с традиционной флюорографией, которую, как мы помним, можно делать достаточно редко. Я и сам до последнего времени с опаской относился к сканированию, предполагая возможный вред от рентгеновского облучения. Но так ли опасны эти сканеры на самом деле, и есть ли повод для беспокойства? Я решил разобраться в вопросе.

Оговорюсь, что не являюсь специалистом по теме, и нижеизложенная информация является результатом личного анализа свободных источников, которые мне удалось отыскать в интернете. Меня самого этот поиск привел к определенным выводам, а верить им или нет – дело каждого.

Виды сканеров в аэропортах

Подобные сканеры для досмотра стоят достаточно дорого, потому едва ли когда-либо будут распространены повсеместно. Однако крупные аэропорты могут позволить себе такую роскошь.

Существует два вида сканеров, которые применяются для досмотра пассажиров, и с рентгеновским излучением связан только один из них.

Рентгеновский сканер на основе обратного рассеяния

Сканер представляет собой две станции, между которыми встает человек (бывает, что вставать полагается на движущуюся ленту). Делается два снимка с обеих сторон, при этом рентгеновские лучи не проходят насквозь, а отражаются. Разные по плотности материалы отображаются по-разному. Менее плотные – кожа – светлые, а более плотные, например, металл – темные. В результате получается какое-то такое изображение:

Сканеры, работающие по тому же принципу используются для контроля грузов, например, на границе.

Опасен ли такой сканер? Мне удалось найти цифры, что облучение на таком сканере составляет 0,25-0,5 мкЗв (микрозивертов). Это очень мало. Облучение при флюорографии на старых рентгеновских аппаратах (то самое, которое можно раз в год) составляет около 600 мкЗв. На современных цифровых – в десять раз меньше. 0,5 мкЗв – примерно то облучение, которое мы получаем за две минуты полета на самолете. Не думаю, что многие вспоминают о радиации, если самолет вдруг зайдет на второй круг при посадке.

Мне попадались рассуждения, что на самом деле все гораздо хуже, доза больше, объективных исследований не проводилось, известный врач, фамилию которого никто не проверит, по этому поводу заявил… и т.д. У меня подобные рассуждения доверия не вызывают, и я склоняюсь к тому, что опасения излишни, и данный досмотр безопасен. Да, даже для беременных. Но всегда можно потребовать ручного досмотра в аэропорту, вместо прохождения сканера.

Микроволновый сканер

Сканер представляет собой своеобразную кабину, в которую встает человек. Вокруг него проезжают две антенны-полурамки, которые и формируют трехмерное изображение. Здесь используются волны миллиметрового диапазона, которые проходят через одежду и подобные материалы. Картинка получается несколько иной, чем от рентгеновского сканера.

Вред электромагнитного излучения для здоровья не доказан. Эти волны окружают нас повсюду, исходят от мобильных телефонов, точек доступа WiFi и многих других привычных предметов. Никто особо не задумывается об их безопасности, а если и задумывается, то все равно использует. Потому считаю, что и безопасность микроволнового сканера не стоит подвергать сомнению.

Рентгеновские сканеры для багажа

Багажные сканеры все более глубоко проникают в нашу жизнь. Уже сейчас их можно увидеть повсеместно, и количество их, при текущей тенденции, будет только увеличиваться.

В отличие от сканера на основе обратного рассеяния, данный сканер просвечивает багаж полностью. Излучение радиации поэтому гораздо выше, хотя также не слишком велико, примерно 100 мкЗв. Но дозу эту получает багаж, нам от нее никакого вреда. Некоторые опасаются за электронные устройства, но мне представляется, что если бы существенный вред был, то случаи поломок были бы массовыми. Особенно, при сегодняшнем количестве просвечиваний.

Вывод

Проанализировав информацию, я прихожу к выводу, что сканирование в аэропорту безопасно, во всяком случае, безопасно в той степени, чтобы не думать о нем. Я отношу это к обоим типам сканеров, которыми сканируют человека.

Этическая сторона вопроса меня вообще не интересует. Есть ли такая проблема или нет – я не знаю. Может, кому-то и неприятно представать перед работниками служб контроля без одежды. Ну, а кому-то неприятно проходить медицинский осмотр, это не повод обсуждать этичность осмотров.

Сама по себе необходимость подобных сканирований у меня вызывает значительные вопросы, но хотя бы теперь мы выяснили, что они безопасны. И то хорошо.

Оцените статью!

На протяжении многих лет в аэропортах для обнаружения у пассажиров скрытого оружия использовались металлоискатели. Это простое в использовании устройство было безопасно, но имело один серьёзный недостаток: оно не могло обнаружить неметаллические объекты, представляющие угрозу. Поэтому сейчас досмотр в аэропортах осуществляется посредством других технологий.

Рентгеновский сканер

Рентгеновский сканер на основе обратного рассеяния показывает полное изображение тела человека. Между экспертами ведутся споры о безопасности использования этого сканера.

Существует мнение, что рентгеновские сканеры, возможно, служат источником опасной дозы . «Через это устройство человек подвергается облучению, равному примерно 10% того, что он получает во время рентгена грудной клетки», - говорит Джон Седат (John Sedat), профессор биофизики в Калифорнийском университете.

Профессор биофизической радиологии в медицинском центре Колумбийского университета Дэвид Бреннер (David Brenner) подтверждает: «Есть очень небольшой риск того, что воздействие рентгеновских лучей может стать причиной онкологических заболеваний».

Европейские власти практически сразу после введения технологии запретилиEurope Bans Airport X-Ray Scanners that U.S. Still Uses . использование рентгеновских сканеров в аэропортах. Затем их примеру последовали и другие страны. Однако в некоторых местах их всё-таки применяют.

Микроволновый сканер

Микроволновый сканер получает изображение при помощи радиоволн. В этом сканере нужно стоять без обуви и с поднятыми за голову руками. Эксперты говорят, что такие устройства безопасны для здоровья человека.

Эндрю Мэйдмент (Andrew Maidment), доцент кафедры радиологии Пенсильванского университета, объясняет, что устройства, излучающие радиоволны, приносят вред только тогда, когда приводят к молекулярным изменениям. Микроволновый сканер в аэропорту на такое, к счастью, не способен.

«Я участвовал в исследовании, в котором проверяли влияние облучения от этого сканера на беременных, потенциально беременных женщинах и новорождённых. И я с уверенностью могу сказать, что он безопасен. Я не боюсь за себя, свою жену и детей, когда мы проходим через этот сканер», - говорит Мэйдмент.

Даже если вы очень часто летаете на самолётах, вы получаете крохотную дозу облучения, которая не повредит вашему здоровью.