Почему нарушается детская экспрессивная речь? Коррекция расстройств экспрессивной речи

Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

Распространенность

Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Что провоцирует / Причины Расстройства экспрессивной речи:

Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства. Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур; с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.

Симптомы Расстройства экспрессивной речи:

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований - к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам - признак задержки. Более поздние нарушения - ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

Диагностика Расстройства экспрессивной речи:

Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).

Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.

Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.

Дифференциальная диагностика

Следует проводить с умственной отсталостью , для которой характерно полное нарушение интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития, при которых характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.

При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы или других неврологических расстройств.

Лечение Расстройства экспрессивной речи:

Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами, словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и психотерапия.

Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

Распространенность

Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Что провоцирует Расстройство экспрессивной речи:

Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства. Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур; с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.

Симптомы Расстройства экспрессивной речи:

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований - к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам - признак задержки. Более поздние нарушения - ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

Диагностика Расстройства экспрессивной речи:

Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).

Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.

Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.

Дифференциальная диагностика

Следует проводить с умственной отсталостью , для которой характерно полное нарушение интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития, при которых характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.

При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы или других неврологических расстройств.

Лечение Расстройства экспрессивной речи:

Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами, словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и психотерапия.

Характеристика состояния

Данная группа речевых расстройств представлена нарушениями, для которых характерно системное недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности сенсорного восприятия. При данной патологии недоразвитие речи обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга. Клиническая картина речевого дефекта обусловлена нарушенным формированием фонематической и грамматической сторон речи.

Фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения различной степени выраженности. Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса, низким уровнем словесного обобщения, сложностями формирования речевого высказывания. Грамматические нарушения существуют в виде аграмматизмов (ошибок в употреблении словесных окончаний, нарушений словобразования и т.д.), затруднений в употреблении предлогов, глаголов, союзов.

По степени тяжести такие речевые расстройства могут быть разными: от легких форм до тяжелых, при которых практически имеет место анартрия.

У детей с данным видом речевой патологии чаще всего наблюдаются нарушения высших психических функций (памяти, мышления, внимания), имеет место общая моторная неловкость, дискоординация движений, двигательная замедленность или гиперактивность. Часто страдает мелкая моторика пальцев. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребенка, что проявляется в задержке психического развития в целом.

В данную группу включаются, следуя логопедической классификации:

1. Задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I - III уровня.

2. Моторная алалия.

3. Моторная афазия.

Критерием для дифференциального диагноза между ОНР и алалией служит степень выраженности речевого дефекта.

Очаг поражения в головном мозге в этом случае локализован преимущественно в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного по речи полушария (у правшей).

Алалия - системное недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речи. Ребенок является практически молчащим, при этом специфических расстройств понимания речи и интеллекта не обнаруживается.

Общее недоразвитие речи I уровня соответствует клинической картине алалии. Для ОНР III уровня - речевые нарушения представлены нарушениями в звукопроизношении, незначительными аграмматизмами, бедностью словарного запаса. В психическом облике этих детей имеет место эмоционально-волевая незрелость. Часто ОНР проявляется в школе и выражается в сложностях обучения грамоте. Для ОНР II уровня - характерны более тяжелые нарушения, состоящие в выраженных нарушениях звукопроизношения, грубых нарушениях грамматической и лексической сторон речи. Речевые расстройства сочетаются здесь с неврологическими и психопатологическими симптомами и синдромами. Часто имеет место гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдромы двигательных расстройств. В психических процессах отмечается снижение познавательной деятельности, внимания, памяти, праксиса, гносиса. Дети этой группы испытывают затруднения при обучении.


У детей с ОНР I уровня (алалии) имеют место наиболее стойкие специфические речевые нарушения. Для детей этой группы характерна крайне низкая речевая активность, вследствии чего их речь часто представлена отдельными словами. Отмечаются нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы, нередко поведения. При ЭЭГ обследовании имеются изменения.

Условия лечения

Комплексное медико-педагогическое лечение, проводится в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.

Перечень необходимых обследований

Дополнительные диагностические исследования:

Аудиограмма

Консультации специалистов (обязательные):

Логопед;

Психиатр;

Психолог;

Невролог;

Психотерапевт.

Дополнительные консультации специалистов:

Нейропсихолог;

Генетик;

Принципы терапии

1. Курсы логопедических занятий. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.

ОНР I уровня (алалия) 45 - 90 занятий;

ОНР II уровня - 45 - 90 занятий;

ОНР III уровня - 45 - 90 занятий.

Таким образом дети с алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен.

2. Логоритмика 20 - 45 занятий на курс.

3. Занятия с психологом 20 - 45 на курс.

4. Медикаментозное лечение - по назначению психиатра.

Медикаментозное лечение - по назначению психиатра.

Ноотропные препараты;

Седативные препараты;

Нейролептики;

Антидепрессанты;

Витамины.

5. Психотерапевтическое воздействие:

Семейная психотерапия (3 - 5 занятий и более по показаниям);

Игровая психотерапия.

Дополнительные лечебные мероприятия:

Физиотерапия;

Правильный выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения

Продолжительность коррекционных мероприятий - от 1 до 3-х и более лет.

Ожидаемые результаты лечения

Максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений.

Как правило, о расстройстве речи заходит разговор, если у малыша речь развита гораздо хуже, чем у его ровесников или если в ней содержатся речевые ошибки. Но нужно заметить, что во время формировании речи такие дефекты, как заикание, дислалия и некоторые другие отклонениями не считаются. Их причисляют к расстройствам речи, если спустя какое-то время, по мере развития малыша, они так и не исчезают. Сегодня же мы на www.сайт поговорим про расстройство, нарушение развития экспрессивной речи у детей.

Расстройство экспрессивной речи – это специфическое нарушение ее развития, при котором ребенок использует выразительную речь заметно ниже уровня, соответствующего его возрасту и умственному развитию. При этом ее понимание есть и находится в пределах нормы. При этом у него возможны расстройства артикуляции.

Причин по которым появляется это расстройство у детей может быть много. Экспрессивное нарушение речи могут появиться из-за различных психических расстройств, снижения слуха, функциональных нарушений головного мозга или речевого аппарата, а также из-за нарушения развития мозга.

Ребенок может правильно произносить слова только в том случае, если у него нормальный слух. Поэтому родители должны постоянно проверять слух у своего малыша. Если он внезапно перестал лепетать, то это является поводом для обращения к доктору.

Дислалия . Это неверное произношение звуков речи из-за аномалий речевого аппарата (к примеру, неба или языка), тугоухости или нарушения функции нервной системы. Малыш пропускает отдельные звуки либо их сочетания, неправильно их выговаривает или меняет местами.

Искаженное произношение у малышей лет до 5-ти считается естественным явлением. Его называют физиологической или возрастной дислалией. Причины могут быть разными. К примеру, поражение головного мозга, тугоухость, наследственность, замедленность развития речи, а также неправильный пример мамы и папы. Кроме того, дислалия также может развиться по причине травм губ, аномалий зубов и челюстей.

Шепелявость . Это неправильное произношение шипящих и свистящих звуков, обусловленное тугоухостью, аномалией зубов и челюстей. Произношение букв ш, с, ж, з доставляет большие трудности. Причины шепелявости – нарушение у детей психического развития, снижение слуха, короткий небный язычок, нарушение моторики рта, подражание. Аномалии челюстей и зубов нужно корригировать. Чем раньше вы начнете лечение, тем лучше.

Ринолалия (гнусавость) . Произносимые звуки по звучанию и артикуляции близки к нормальным, однако имеют гнусавый оттенок, потому что воздушная струя немного уходит в нос. Некоторые взрослые обычно говорят в нос по убеждению, что подобная речь является «признаком интеллигентности» или по привычке.

Самые частые причины тяжелых форм – паралич небного язычка, врожденные аномалии неба, операции на глотке и шее. Гнусавость может быть также из-за увеличения небных миндалин. Как правило, врожденные аномалии неба устраняются путем операции. Зачастую лечение, назначаемое логопедом, заканчивается успешно.

Заикание – это расстройство речи в виде задержки слогов, звуков, а также их повторения по причине судорог мышц речедвигательного аппарата. Как правило, заикание возникает в детстве после инфекций, интоксикации, испуга и многого другого.

Кроме того, склонность к заиканию может передаваться по наследству. Какие существуют факторы риска? Прежде всего, это медленное развитие речи, неуверенность в себе, нарушение взаимосвязи полушарий мозга, а также родители, которые страдают заиканием. Как правило, лечение заканчивается благополучно. Заикание наблюдается у многих малышей 3-4 лет (когда они не могут произнести какое-либо слово). Но у 70-80% деток оно быстро проходит.

Что можно сказать насчет быстрой речи? При таком расстройстве речь у крох нечленораздельная и очень быстрая. Во время разговора они буквально «проглатывают» слоги или слова. В большинстве случаев подобная манера разговаривать является врожденной. У детей 3-5 лет такая речь не является отклонением и о ней нельзя говорить, что это расстройство развития.

Если малыш что-то говорит вам, внимательно слушайте его. Когда он запинается, не заканчивайте предложение вместо него, если даже точно знаете, что он пытается сказать. Не высмеивайте кроху за своеобразность речи или речевые ошибки. Лучше четко повторите слово, которое он неверно произнес.

Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

Распространенность

Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Что провоцирует Расстройство экспрессивной речи:

Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства. Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур; с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.

Симптомы Расстройства экспрессивной речи:

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований - к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам - признак задержки. Более поздние нарушения - ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

Диагностика Расстройства экспрессивной речи:

Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).

Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.

Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.

Дифференциальная диагностика

Следует проводить с умственной отсталостью , для которой характерно полное нарушение интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития, при которых характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.

При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы или других неврологических расстройств.

Лечение Расстройства экспрессивной речи:

Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами, словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и психотерапия.