Почему принято хоронить людей лишь на третий день после смерти? На какой день хоронят православных

С обрядом захоронения у православных верующих в России связано много обычаев. Считается, что если не соблюдать все церковные традиции и приметы, можно нанести вред умершему в загробной жизни. Традиции касаются не только процесса погребения, но и даты, когда оно должно проводиться. Одним из обязательных требований является отпевание верующего после смерти, которой производится очно, т. е. в присутствии священнослужителя непосредственно рядом с телом, или заочно, когда подобное невозможно в силу некоторых причин.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Традиции и обряды погребения

    Православная церковь утверждает, что похороны должны проводиться с соблюдением всех традиций. Христиане воспринимают смерть, как переход в новую жизнь, поэтому покойный должен быть правильно подготовлен к этому этапу.

    Умерший должен предстать перед Высшим Судом чистым как духовно, так и телесно. Омыванием тела не должны заниматься близкие родственники. Процедуру проводят у порога дома.

    Существует поверье, что на вещи, используемые при омывании, переходит энергетика покойного. Поэтому после завершения процесса от них нужно избавиться как можно быстрее.

    Посуду, в которой находилась вода для омывания, гребешки и все остальные предметы уносятся на перекресток или в поле. Это необходимо, чтобы умерший не вернулся и не забрал с собой кого-то из близких.

    После омовения усопшего необходимо одеть. У русских мужчин по традиции облачают в темный костюм, женщин - в светлую одежду. Для захоронения выбирается самая лучшая одежда или покупается специальный комплект. На ноги обувают белые тапочки без твердой подошвы. Голова женщина должна быть покрыта платком. Если умирает незамужняя девушка, ее хоронят в свадебном платье, а неженатому молодому человеку надевают обручальное кольцо.

    В доме, где умер человек, должна соблюдаться тишина. Все стеклянные поверхности, зеркала, закрываются материей или белой бумагой.

    Большое внимание должно уделяться гробу. Это последнее пристанище для человека. Для изготовления гроба используется практически любая порода древесины; исключением является лишь осина. Внутри гроб должен быть оббит мягким материалом. Само тело умершего помещают на белую простыню.

    Крещеных людей хоронят с крестиками. Руки умершего скрещиваются на груди, а в них ставят зажженную свечу. В гроб могут быть положены вещи, которые при жизни играли большое значение для покойного.

    До выноса тела из дома нельзя выбрасывать мусор. Эту традицию соблюдают и сейчас.

    В городах тела для захоронения забирают из морга уже подготовленными.

    Прощание должно проводиться в церкви; впрочем, чаще всего вместо этого ограничиваются лишь приглашением священнослужителя на дом. В деревнях чаще всего прощаются с умершим 3 дня; весь этот период гроб с телом находится в доме. Выносить тело принято не раньше 12:00, но в любом случае похоронить его нужно до заката солнца.

    Выносить умершего нужно ногами вперед: это делается очень аккуратно, чтобы покойный не задел ногами порог и косяки. Это предотвращает его "возвращение" и означает скорейший переход в вечную жизнь.

    Гроб нельзя нести близким родственникам: как правило, для этого специально нанимают людей.

    Для траурной процессии существует традиция - первому встретившемуся дарят хлеб, который он должен завернуть в полотенце. Встречный также должен помолиться за умершего. Процессия может останавливаться только у церкви или у кладбища.

    Отпевание усопшего

    В православной церкви большое значение предают отпеванию усопшего. По-христиански человек перед смертью должен раскаяться в своих грехах. Это увеличивает его шансы попасть в рай. Но не всегда человек успевает раскаяться перед смертью. Для этого церковь отпевает усопшего и дает его душе благословение.

    Православная церковь в России осуществляет пять видов отпевания:

    • Младенцев - ими считаются все дети до семи лет.
    • Мирских людей.
    • Пасхальное отпевание - церемония назначается на первой неделе после Пасхи. На Пасхальной неделе отпевания запрещены.
    • Монахов и иеромонахов.
    • Епископов.

    Обряд проводится как в храме, так и дома. Родственники могут пригласить домой священника. Если посетить храм нет возможности, а священника не получается привести, выполняется заочное отпевание.

    Оно допустимо далеко не всегда, но лишь в тех случаях, когда очное отпевание практически невозможно:

    • для воинов, которых хоронят в братской могиле;
    • для жертв масштабных авиа- и железнодорожных катастроф;
    • для умерших в населенных пунктах без церкви.

    Нежелательно заказывать заочное отпевание о пропавших без вести - о них следует молиться так же, как и живых, ведь в православии перед лицом Господа все живы.

    При проведении отпевания священник читает молитву перед тетраподом - это подсвечник, предназначенный для свечей в память об умерших. Отпевание начинается с заупокойных тропарей, во время которых испрашивается прощение грехов усопшему. После этого священнослужитель поминает умершего на заупокойной ектении (молитвенном прошении); хором пропевается заупокойный седален, после которого поются ирмосы заупокойного канона с припевами о даровании покоя умершему.

    По завершении заочной церемонии священник отдает родственникам землю. Ее нужно рассыпать в виде креста на могилу усопшего. При обычном отпевании земля посыпается сразу в гроб на покрывало.

    Существует поверье, согласно которому в том случае, если родственники покойного отказались отпевать его из-за финансовых соображений, чтобы сэкономить на похоронах, они будут наказаны - тот вернется и будет всячески осложнять им жизнь.

    Не всегда умершего могут отпеть. Нельзя проводить обряд, если:

    • Умерший был самоубийцей. Исключением являются только люди с нарушениями психического состояния.
    • Человек при жизни не был окрещен. Это не относится к младенцам, которых не успели окрестить.
    • Покойный вел аморальный образ жизни, призывал к атеизму.

    Ранее существовал запрет на отпевание кремированных. Считалось, что умерший обязательно должен быть похоронен в земле. Но запрет был снят, так как такой способ стал более актуальным.

    День захоронения

    По традициям хоронят человека после смерти у православных на третий день. Это касается только тех людей, которые умерли не насильственной смертью, а своей.

    Третий день в церкви является поминальным. Верующие убеждены, что в этот день осуществляется разрыв связи души с телом.

    В этот день душа в сопровождении своего ангела-хранителя отправляется на небо. До этого она находится на земле, поэтому раньше третьего дня хоронить человека нельзя. Если душа увидит свои собственные похороны, это станет для нее большим стрессом, она будет мучиться.

    Третий день всегда отождествляется с Троицей. Именно в этот период должны проводиться первые поминки, которые устраиваются сразу после похорон.

    Священники говорят о том, что умершего можно похоронить позже, но раньше нельзя: душа еще очень тесно будет связана с телом. Ей некуда будет деться, если похороны пройдут раньше. Этот момент нельзя игнорировать, так как существует определенный естественный процесс, который предусмотрел Бог.

    Три дня в православии - это важный период как для души умершего, так и для его родственников. Душа готовится к прохождению испытаний на пути в рай. А соблюдение всех обычаев и правил по захоронению помогут усопшему предстать перед Высшим Судом.

    Многие задаются вопросом, почему проходят похороны именно на третий день. Он носит название тетины. Иисус Христос воскрес на третий день после распятия. Считается, что схожим образом происходит переход души на небеса.

    Если человек умирает накануне своего дня рождения, по православным традициям нет особого запрета хоронить в этот день. По сути, захоронение может проводиться в день рождения усопшего, как и в любой другой. Однако в этом случае на протяжении трех лет нужно обязательно посещать кладбище в день рождения и смерти.

    Прощание с умершим

    Одним из важных этапов в захоронении является прощание с усопшим.

    Существует традиция у гроба ставить стакан с водой и класть кусочек хлеба. После похорон они должны находиться в доме 40 дней. После этого воду выливают за домом, а хлеб крошат птицам. При прощании с усопшим родные должны постоянно читать псалтырь.

    Чтобы процесс прощания был правильным, рекомендуется следовать советам:

    • Родным нельзя идти сразу за гробом.
    • Умершего нужно целовать в венец на лбу при прощании с ним.
    • Нельзя хоронить с иконой в гробу.
    • После того, как все попрощались, лицо покойного накрывается.
    • При опускании гроба голова умершего должна быть направлена на восток.

    Те, кто пришел проводить умершего в последний путь, бросают в могилу деньги. Существует народное поверье, что это необходимо для откупа усопшего на том свете.

    Поминки

    Сразу после похорон организуются поминки. На них приглашаются все, кто приходил прощаться с умершим на кладбище. Перед тем как начать поминальный обед, необходимо прочитать "Отче наш". Первым блюдом на поминальном столе должна быть кутья. Это блюдо из риса или пшеницы с медом или вареньем. Даже если присутствующим оно не нравится, необходимо съесть хотя бы несколько ложек.

    Важно, чтобы стол был небогатым. Чревоугодие считается одним из особенно недопустимых в такой печальный момент грехов. Если во время поминок люди будут грешить, отвечать за это будет покойник в загробной жизни.

    Пришедшим нужно подавать блюда из рыбы и кисель. На столе и на кладбище не должно быть алкоголя.

    После похорон необходимо раздать сладости соседям, а также людям, которые встретятся на пути с кладбища. Если после поминок остались продукты, их нельзя выкидывать, но нужно раздать нуждающимся.

    Что нельзя делать на похоронах

    Православная церковь очень трепетно относится к обряду захоронения. Соблюдение всех правил необходимо не только для умершего, но и для его родственников. Совершение ошибок может навлечь беду. Чтобы похороны прошли правильно, нужно соблюдать следующие правила:

    • Нельзя хоронить на Новый год и в воскресенье.
    • В обряде похорон нельзя принимать участие детям и беременным женщинам.
    • Нельзя, чтобы тело умершего омывали женщины с менструальным кровотечением.
    • Если в доме находится покойник, нельзя стирать, мыть полы и подметать.
    • В присутствии умершего нельзя здороваться в голос, можно только сдержанно кивнуть головой.
    • Запрещено класть живые цветы в гроб.
    • Выносить тело из дома нужно только под церковные песнопения.
    • После того, как из дома будет вынесен гроб с телом, необходимо сразу начать мыть полы.
    • Обходить гроб можно только с головы, при этом следует поклониться умершему.
    • В день похорон нельзя посещать другие могилки.
    • Нельзя смотреть на гроб из окон.
    • После похорон в течение суток нельзя ходить в гости.

    Панихида

    На третий, девятый и сороковой дни нужно заказывать панихиду по усопшему. Это означает, что в церкви будет идти служба за упокой его души. Молитвы помогут душе пройти все испытания и предстать перед Всевышним Судом. За упокой души рекомендуется также молиться дома и ставить свечи в храме.

    Погребальные и похоронные обряды играют большое значение в православной вере. Следование им поможет душе спокойно отправиться с иной мир.

Похороны. Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего — сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир — вот главнейшая обязанность родственников.

Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь. Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела Хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим. В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна закончиться Таинствами Покаяния, (Соборования) и Святого Причащения, для чего необходимо пригласить к умирающему священника.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати (). Он читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет . Большие страдания умирающего пробуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у Церкви земной и Небесной. Канон завершается двумя священническими молитвами.
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

По исходе души от тела

После того, как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются.
Сразу же после омовения тела усопшего и облачения его в погребальные одежды над усопшим читается Последование по исходе души от тела* , а затем, по возможности непрерывно, по особому чину читается Псалтирь.

Последование по исходе души от тела значительно короче обычной панихиды. Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий и физических трудов. И Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно.

Молитву, которой завершается Последование, можно читать и отдельно:
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя) , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Если Последование по исходе души почему-либо не может быть совершено священником, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири прежде начала чтения самой Псалтири (так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего).
Канон за преставльшагося , входящий в состав Последования по исходе души от тела, желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. (В некоторых молитвословах Канон за преставльшагося именуется «Каноном о усопшем едином».) Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.

Последование на исход души от тела является лишь началом целого ряда молитвословий и песнопений, продолжающегося около гроба усопшего почти непрерывно до самого погребения. Непосредственно по окончании Последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания: при гробе священника — Святого Евангелия, при гробе мирянина — Псалтири .

Чтение Псалтири по усопшему

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.

Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

Положение читающего Псалтирь — это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Ниже приводится отрывок из главы «Чтение Псалтири за умерших» из книги епископа Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу православной Церкви» .

Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего , причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды . Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.

Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово «панихида» означает «всенощное пение». Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.

Отпевание и погребение

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях - допускается погребение и раньше третьего дня.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.

Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» . Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. (Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома ногами вперед с пением «Трисвятого». Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Отпевание

В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется «Последование мертвенное мирских тел». Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.

После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется «Трисвятое» — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

Об отпевании в морге

Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти. Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

Не только жизнь человека, но и переход его в иной мир сопровождается рядом обычаев и обрядов, соблюдать которые крайне важно на похоронах и поминках. Энергетика смерти очень тяжелая, и пренебрежение к приметам и суевериям может повлечь за собой неприятные последствия – полосу неудач, болезни, потерю близких людей.

Встретить

Существует несколько правил при встрече с похоронной процессией на улице:

  • Это событие предвещает счастье в будущем. Однако сегодняшний день не принесет никаких перемен к лучшему.
  • Процессии нельзя переходить дорогу – если покойный умер от болезни, можно навлечь эту хворь на себя.
  • Идти перед гробом также нельзя – согласно приметам, можно попасть на тот свет раньше покойника.
  • Нежелательно двигаться навстречу похоронной процессии, лучше остановиться и переждать. Мужчины при этом должны снять головные уборы.
  • Обогнать катафалк – плохая примета, сулит большие неприятности или тяжелые болезни.
  • Если под окнами вашего дома проносят умершего – не следует смотреть в окно, лучше задернуть шторы. Также необходимо разбудить домочадцев – считается, что спящих людей покойник может забрать с собой. Если в это время маленький ребенок ест – под его кроватку следует поставить воду.

Перед похоронами

Перед тем как предать умершего земле, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Ближайшие 40 дней после смерти все зеркала и зеркальные поверхности в доме должны быть завешены непрозрачной тканью – иначе они могут стать ловушкой для души покойного, и она никогда не сможет перейти в другой мир.
  • В комнате с умершим должны быть закрыты окна и форточки, а также двери.
  • В доме с покойником обязательно должен находиться живой человек. Этим проявляют уважение к усопшему, а также следят, чтобы его вещи не забрали другие люди – такая неосторожность или злой умысел могут обернуться негативными последствиями.
  • Если в доме есть животные, особенно собаки и кошки – на время похорон их лучше увезти в другое место. Считается, что вой собаки может напугать душу покойного, а кошка, запрыгнувшая в гроб – дурной знак.
  • Нельзя спать в комнате, где лежит умерший. Если это все же случилось, на завтрак человеку предлагают лапшу.
  • Чтобы от покойного не было вреда, в его комнате на всю ночь ставят зажженную лампаду, а на пол и у порога кладут еловые ветви. Хвоя должна лежать до самых похорон, а выходящим из дома людям следует наступать на нее, сбрасывая, таким образом, смерть со своих ног. После погребения ветки выносят и сжигают, избегая попадать под дым.

  • Покупая что-либо для похорон, нельзя брать сдачу (мелочь) – так можно новые слезы купить.
  • Пока в доме тело, в нем не убирают и не выносят мусор. Сор при покойнике вымести – всех из дому вынести.
  • Гроб должен быть сделан по меркам усопшего, чтобы в нем не было свободного места. Если гроб слишком велик – быть в доме еще одной смерти.
  • Обмывать и обряжать покойника лучше пока не остыл, чтобы он предстал перед Создателем чистым. Делать это должны непременно вдовы. Воду после обмывания нужно вылить в безлюдное место, желательно, не под дерево.
  • Если умирает незамужняя девушка, ее обряжают в венчальное платье – она становится невестой Бога.
  • Надевать на умершего красное – к смерти кровного родственника.
  • Если вдова усопшего хочет в будущем выйти замуж, ей следует положить покойного мужа в гроб неподпоясанным и незастегнутым.
  • Вещи, которые умерший постоянно носил при жизни (очки, протез, часы) необходимо положить с ним в гроб. Туда же следует вложить мерку, которой замеряли тело для изготовления гроба, гребень, которым причесывали покойника, и носовой платок, чтобы он мог вытирать со лба пот во время Страшного суда.
  • Если под стол с покойным положить кусок хлеба с солью – в этом году никто в семье больше не умрет.
  • Одна из плохих примет – если глаза умершего неплотно закрыты или внезапно откроются. Считается, что он высматривает, кого забрать с собой, и это предвещает новую смерть.

Приметы во время и после обряда

  • Забивать крышку гроба в доме умершего – к еще одной смерти в семье. Также нельзя оставлять крышку гроба дома, отправляясь на похороны.
  • Выносить гроб из дома следует мужчинам. При этом они не должны быть кровными родственниками усопшему, чтобы он не потянул их за собой – кровь тянется к крови.
  • Во время выноса стараются не задеть гробом за косяк двери. Тело нужно выносить ногами вперед – чтобы душа знала, куда ее направляют, но не запомнила обратной дороги, и не вернулась.
  • Вслед покойному сыплют рожь – чтобы дорогу смерти закрыть, и никто в семье больше не умер.
  • На руку несущим гроб повязывают полотенца, которые эти мужчины потом оставляют себе – в качестве благодарности от усопшего.
  • Если человек споткнулся при выносе гроба – это плохой для него знак.
  • Вместе с покойным не должны лежать вещи, принадлежащие живым людям – они обретают мистическую силу и могут утянуть хозяина за собой.
  • Если предстоит кремация, в гроб не кладут иконы – их нельзя сжигать.

  • После выноса тела полы в доме нужно вымести от комнаты, где лежал умерший, до входной двери, после чего веник сразу выбросить. В том же направлении следует вымыть полы и избавиться от тряпки.
  • Стол или лавку, где стоял гроб с телом, необходимо перевернуть вверх ножками и оставить так на сутки – чтобы избежать появления еще одного гроба с мертвецом. Если перевернуть мебель не представляется возможным, на нее нужно положить топор.
  • Когда несут покойника, нельзя оборачивать назад и смотреть в окна собственного дома, чтобы не притянуть в него смерть.
  • Забыть закрыть ворота во дворе после выноса гроба – к еще одной смерти. Если закрылись двери дома, пока процессия не вернулась с погребения – в семье скоро будет ссора.
  • Если упал гроб или покойник – это очень дурной знак, предвещающий еще одни похороны в течение 3 месяцев. Чтобы этого избежать, членам семьи необходимо напечь блинов, подойти на кладбище к трем могилам с таким же, как у них, именем, и у каждой прочитать молитву «Отче наш». Затем раздать блины у церкви вместе с милостыней. Обряд нужно проводить в молчании.
  • Могильщики, копая яму, наткнулись на старую могилу с сохранившимися костями – умерший благополучно входит в загробную жизнь и будет лежать тихо, не беспокоя живых.
  • Перед тем как опустить в могилу гроб, туда следует бросить монету – чтобы покойный выкупил себе место.
  • Если гроб не помещается в яму и ее приходится расширять, значит, земля не принимает грешника. Слишком большая могила – вслед за усопшим скоро отправится его родственник.
  • В случае если могила обваливается, следует ожидать еще одной смерти в семье. При этом обвал с южной стороны предвещает уход мужчины, с северной – женщины, с восточной – старшего в доме, с западной – ребенка.
  • Родным умершего следует бросить горсть земли на крышку гроба, когда тот опустится в могилу – тогда покойник не будет являться и пугать живых. Как только на гроб опустится первая горсть земли, душа окончательно расстается с телом.
  • На могилу можно поставить стакан с водкой – за упокой души. Также считается, что души людей превращаются в птиц – их нужно покормить, накрошив или оставив ломоть хлеба.

  • Если оказалось, что для похорон были куплены лишние принадлежности – их следует отнести на кладбище, а не оставлять в доме.
  • Некоторые души привязаны к вещам и могут беспокоить живых родственников. Если не получилось вложить дорогой умершему предмет в гроб, его можно оставить на кладбище. Одежду покойного желательно раздать нищим.
  • Кровать, на которой человек умер, лучше вынести из дома вместе с постельным бельем. Желательно сжечь их, не попадая под дым.
  • Образ, стоявший перед умершим, после похорон необходимо отнести на реку и пустить по воде – это единственный способ избавиться от иконы без негативных последствий. Если реки рядом нет – образ нужно отдать в церковь, нельзя хранить его или выбрасывать.
  • Если в свидетельстве о смерти допущена ошибка в имени или фамилии покойного – быть еще одним похоронам в семье.
  • Если смерть настигла хозяина дома, в ближайший год необходимо посадить курицу-наседку, чтобы хозяйство не пришло в упадок.
  • Вдове или вдовцу нельзя носить обручальное кольцо, иначе можно притянуть к себе тяжелую болезнь.
  • Если в одном из домов на улице похороны, свадьбу в этот день не играют.

Правила поведения

На похоронах и после них очень важно вести себя правильно:

  • Нельзя ругаться, спорить и шуметь на кладбище.
  • На похороны следует надевать одежду темных тонов (желательно – черную). Считается, что этот цвет не привлекает внимание смерти.
  • В похоронной процессии не должны присутствовать беременные женщины и маленькие дети. Зарождение новой жизни и смерть – диаметрально противоположные явления. Кроме того, аура детей еще недостаточно сильна, и может не справиться с негативным воздействием смерти.

  • Во время церемонии покойного необходимо вспоминать лишь добрыми словами.
  • Нельзя много плакать на похоронах – слезы родных удерживают душу умершего, она тонет в слезах и не может улететь.
  • В букетах, которые несут на похороны, должно быть парное количество цветов – это пожелание покойному процветания в загробной жизни.
  • Уходить с кладбища нужно не оглядываясь, вытирая при выходе ноги – чтобы не унести смерть с собой. Также с кладбища не следует ничего брать.
  • После похорон нельзя ни к кому заезжать в гости, не помянув умершего, иначе можно привезти за собой смерть.
  • После посещения дома с покойным, кладбища или встречи похоронной процессии, необходимо спичками зажечь восковую свечу и подержать как можно ближе к пламени пальцы и ладони. Затем огонь следует загасить пальцами, не задувая. Это поможет избежать перетягивания болезни и смерти на себя и свою семью. Можно дотронуться до печи – она символизирует стихию Огня. Хорошо также помыться под проточной водой – принять душ или искупаться в реке.

Погода

  • Если в день похорон ясная погода, то покойный был добрым и светлым человеком.
  • Дождь на похоронах, особенно при ясном до того небе – хороший знак, значит, сама природа плачет об уходе замечательного человека. Молитвы родных услышаны, и душа умершего скоро успокоится.
  • Если во время похорон на кладбище гром гремит – быть в ближайший год еще одной смерти.

До 40 дней

На протяжении 40 дней после смерти душа умершего еще находится на земле. Чтобы она легко перенеслась в иной мир, родные должны придерживаться определенных традиций:

  • После погребения на поминках и в доме покойного ставят его фото, а возле него – стакан с водой и кусок хлеба. Если вода из стакана будет испаряться, ее следует подливать. Того, кто съест еду усопшего, ждет болезнь и смерть. Эти продукты нельзя отдавать даже животным.
  • Пока умерший находится в доме, на окно или стол нужно поставить миску с водой, на обмывку души, а также вывесить полотенце и оставить на 40 дней – в это время душа летает над землей, очищается и утирается.
  • Родным следует устраивать поминки – провожать покойного трапезой. Первый раз поминальное застолье делают непосредственно после похорон – в это время душа оставляет тело. Второй раз собираются на девятый день после смерти – в период, когда душа насладилась красотами рая, и ей показывают адские мучения. Затем – в сороковой день, когда душа окончательно покидает мир живых, чтобы занять свое место в раю или аду.

Существует ряд правил для поминальных трапез:

  • Если для поминок одалживать мебель в других домах, туда можно передать смерть.
  • Перед тем как приступить к трапезе, необходимо помолиться за усопшего – молитвы помогают его душе легче перенести мытарства и попасть в Царство Божие.
  • Стол не обязательно должен быть с изобилием блюд, главное, приготовить ритуальные блюда – кутью, поминальные блины, пироги, компот или кисель.

  • В первую очередь на поминках подаются блины. Первый блин и чашка киселя всегда отдается покойному.
  • Во время поминального застолья нельзя чокаться, чтобы не перебросить беду с одного дома на другой.
  • Кто будет петь, смеяться и веселиться на поминках, тому скоро волком выть от горя захочется.
  • Если человек употребляет слишком много горячительных напитков – его дети станут алкоголиками.
  • Девятый день называют незваным – на поминки не приглашают большое количество людей, а собираются в тесном кругу родных и близких покойного.
  • В сороковой день на поминальный стол нужно поставить набор приборов для умершего – в этот день его душа окончательно покидает наш мир, и прощается с родными.
  • На сороковой день из теста пекут лесенки, символизирующие вознесение души на небо, раздают милостыню, заказывают молебен.
  • После поминок еду со стола (конфеты, печенье, пирожки) раздают близким и даже незнакомым людям, чтобы как можно большее число людей пожелали душе покойного обрести упокоение.

Здравствуйте, уважаемые читатели журнала сайт. Существует много обычаев, когда хоронят людей. В Христианстве, так же, как и во многих других , существуют погребальные традиции. В соответствии с одной из них, захоронение усопшего должно выполняться не сразу. Поэтому мы и постараемся ответить вам на вопрос, почему хоронят на третий день после смерти и с чем это связано.

Эта тема может рано или поздно затронуть каждого, и это абсолютно нормально. При том данному правилу есть несколько обоснований.

Воскрешение Христа

В Христианстве считается, что душа умершего находится возле его тела в мире живых, и покидает его, обрывая с ним любую связь именно на третьи сутки. Такое поверье обусловлено тем, что сын Божий Иисус Христос, будучи распятым, воскрес именно спустя этот временной промежуток.

На 3 день после смерти душа человека в сопровождении своего ангела-хранителя покидает мир живых, и уходит в Царство Небесное. До этого же времени она пребывает в физической оболочке. Считается, что нематериальная составляющая человека, способна к проявлению эмоций. И если она увидит похороны своей физической оболочки накладбище, это доставит ей сильные страдания.

Отождествление со Святой Троицей

Еще одна причина, по которой в Православии принято провожать в последний путь умершего. А по истечению указанного времени, заключается в отожествлении 3-го дня со Святой Троицей:

  • Богом-отцом;
  • Божьим сыном (Иисусом Христом);
  • Святым духом.

В православии третий день после кончины зовется Третиной. Обряд отпевания так же, как правило, выполняется непосредственно перед погребением.

Когда наступает Третина

Важный нюанс: в христианстве принято хоронить не через трое суток, а именно на 3 день после смерти. То есть, если человек умер 20-го числа, его похороны должны состояться не 23, а 22-го.

На Третину не только происходит отпевание и захоронение, но и устраиваются поминки почавшего.

Что говорят на этот счет священнослужители

Православные святые отцы утверждают, что хоронить покойного ранее, чем на 3-и сутки – нельзя. Они утверждают, что существует естественный, определенный Богом, процесс, который недопустимо нарушать.

Вместе с тем, на 4, 5 и любые последующие дни устраивать похороны допускается. Дух усопшего уже покинул свою физическую оболочку, и почти свыкся с отсутствием своего материального тела человека.

Три дня – срок, за который можно осознать кончину близкого

Не всегда традиция третьего дня соблюдается людьми чисто по религиозным причинам. Потеря близкого человека – это всегда трагедия для родственников и друзей покойного. Им необходимо время для того, чтобы осознать происходящее, а затем суметь отпустить почавшего в последний путь. Более того, в течение этих 2-3 суток организм умершего еще мало подвержено увяданию. Из-за чего все близкие могут запомнить покойного примерно таким, каким он выглядел при жизни.

Очень часто отсутствие понимания смысла православных обрядов и традиций приводит к тому, что люди, вместо того, чтобы помогать душе умершего близкого, начинают верить во всякие суеверия и соблюдать обычаи, которые не имеют никакого отношения к христианству. В этой статье мы расскажем вам о том, как следует хоронить человека в соответствии с православными традициями.

ПОДГОТОВКА К ПОХОРОНАМ

Если тело усопшего до похорон будет находиться дома

  • Тело омывают тёплой водой, при этом читая «Трисвятое» * или «Господи, помилуй».
  • После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды.
  • Потом тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом – саваном.
  • Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляется святой водой.
  • Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками.
  • Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают уже перед самым внесением тела в храм).
  • На усопшего обязательно надевается нательный крестик.
  • Затем умершего покрывают особым освящённым покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке).
  • Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • Когда тело омыто и одето, то также возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный.
  • В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено).
  • На лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец.
  • Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.
  • Желательно сразу после смерти человека заказать в храме или монастыре Сорокоуст****- поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. (В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий (см. ссылку 5) . При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения.

Если человек умер не дома, и тела его в доме нет

  • После того как выполнены все формальности и тело забрали в морг надо начинать читать в красном углу перед иконами канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**, а затем и читать Псалтырь по усопшему. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • На следующий день необходимо отвезти в морг чистые и, по возможности, новые одежды, другие необходимые вещи (более подробно можно прочитать тут «Что необходимо делать, когда умер человек » ), а также нательный крест (если не было на покойном), погребальный крест в руки и икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке где уже все освящено).
  • Необходимо попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
  • В первый же день после смерти нужно обязательно позаботиться и о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу заказать в храме или монастыре Сорокоуст**** При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения. Но не следует забывать заказывать Сорокоуст**** и по истечении 40 дней.

ПОХОРОНЫ

  • Если похороны начинаются из дома , то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего ещё раз прочитывается «Последование по исходе души»***. Если ритуал начинается от морга , то можно прочитать «Последование по исходе души»*** перед началом ритуала в любом месте (в храме, у морга).
  • Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперёд. Провожающие поют «Трисвятое»*.
  • По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям . Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идёт впереди гроба как духовный пастырь.
  • В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поётся «Трисвятое»*. Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. По возможности, необходимо избегать кремации (Подробнее об этом в статье «Об отношении православия к кремации и возможности воскресения тел » ).
  • Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
  • Нельзя для похорон православного христианина приглашать оркестр .
  • Погребение не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

ОТПЕВАНИЕ

  • На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств, это может быть любой другой день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Это чинопоследование не совершается только в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
  • Отпевание совершается ради умершего только один раз, в отличие от панихид (см. ссылку 6) и литий (см. ссылку 7) , которые могут совершаться многократно.
  • Отпевание не совершается при погребении некрещеных (т.е. тех, кто не принадлежит к Церкви), инославных (людей неправославной веры).
  • Церковь также не отпевает крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные и близкие сами должны молиться за них в домашних молитвах, подавать ради них милостыню, (Подробнее об этом в статье «Как сделать «банковский перевод» на тот свет, чтобы помочь душе близкого» ) каяться на исповеди, что не содействовали их обращению к вере.
  • Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев (например, при невменяемости того, кто покончил с собой), но и то лишь по благословению правящего архиерея (см. ссылку 8) .
  • Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.
  • При совершении чина отпевания родные и близкие должны стоять у гроба с зажженными свечами и усиленно молиться вместе со священником о душе усопшего.
  • После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Этой молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, в которых он покаялся на исповеди (или забыл покаяться по забывчивости или неведению). Но те грехи, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не раскаивался на исповеди), разрешительной молитвой не прощаются. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.
  • После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.
  • С пением «Трисвятого)»* гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперёд).
  • Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землёй крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребён, то землёю с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. (Если захоронение урны производится в колумбарий, то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина, но не кладут (не рассыпают) ее в ячейке колумбария).

ПОМИНКИ

  • После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу – это, своего рода, христианская милостыня для собравшихся.
  • Такая трапеза может устраиваться на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (тезоименитство, именины).
  • На поминальном столе категорически не должно быть спиртного. Употребление спиртного на поминках — вредит душам умерших людей. Это — отголосок языческих тризн.
  • Если поминки совершаются в постные дни (см. ссылку 9) , то и пища должна быть постной.
  • В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперёд) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших, а также совершаются панихиды.
  • Поминальные дни, выпадающие на Светлую седмицу (см. ссылку 10) и на понедельник второй пасхальной седмицы переносятся на Радоницу. (см. ссылку 11)
  • Важно в дни поминовения усопших и в течение 40 дней усиленно раздавать милостыню нищим и нуждающимся во имя души усопшего. Хорошо также раздавать вещи покойного нуждающимся. Но и после истечения 40 дней не стоит прекращать это богоугодное дело, которое очень помогает душе усопшего.

Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в интервью «Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших».

1. Полный текст этой молитвы : Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

2. «Последование по исходе души от тела» . Специальная молитва, которую обычно читают сразу после смерти, предназначена для такого исключительного случая. Последование имеет исключительный строй, отличный от панихиды.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо усиленно в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона . Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

3. Последование по исходе души от тела могут читать не только священники, но и миряне. Для чтения мирянами существует .

4. Сорокоуст — ежедневное молитвенное поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий.

5. Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») - главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Литургия – прообраз Тайной Вечери.

Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 7-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия.

6. Панихида — заупокойное богослужение установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то­го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихи­ды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух­нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни. Это очень помогает душам усопших и утешает молящихся. В храмах панихиды служатся обычно в субботу после Литургии.

7. Лития (от греч. «усердная молитва») — в православном богослужении часть всенощного бдения. Ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время в другом месте. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. (). Очень хорошо прочитывать литию и молиться при посещении кладбища.

8. Отпевание самоубийц проводится только по благословению (разрешению) правящего архиерея (епископа). Для того чтобы получить это благословение, необходимо после самоубийства срочно обратиться в епархиальное управление (в областном центре) с прошением разрешить отпевание (и церковное поминовение). Для этого надо предоставить в епархиальное управление необходимые документы (справки из психоневрологического диспансера, наркодиспансера, больницы, поликлиники и.т.п.) и свидетельства (психолога, психиатра, соседей, педагогов и.т.п.), которые могли бы объяснить свершившееся самоубийство невменяемостью, психическим заболеванием самоубийцы, аффектом во время совершения суицида и пр. смягчающими факторами. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Но родственники знают, если самоубийца совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Ведь даже если епископ, введенный в заблуждение, даст разрешение, то Бога обмануть нельзя. Он точно знает, что было на сердце у самоубийцы и тех людей, которые вводили в заблуждение священноначалие. Гораздо лучше в этом случае не обманывать, а усиленно молиться, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, поститься, а также делать все, что может принести его душе утешение.

9. Постными днями являются дни постов, а также среды и пятницы. Пост — воздержание тела от пищи животного происхождения, а также и от перенасыщения и услаждения постной пищей (надо учитывать, что постные дни бывают разными по строгости поста. Информацию о строгости поста можно получить из Церковного календаря. Пост – это время воздержания души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжание добродетелей.

10. Светлой Седмицей называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, а также земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

11. Радоница — специально установленный Церковью день поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, которая следует за Светлой седмицей. День установлен, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, где похоронены близкие, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

В подготовке настоящего материала были использованы следующие издания:

  1. «В путь всея земли. Отпевание, погребение и поминовение усопших», издание Сретенского монастыря г. Москвы.
  2. «Последний путь всея земли. Вопросы и ответы об обряде погребения», издание Данилова монастыря г.Москвы.
  3. «Православное поминовение усопших» под редакцией Мельникова В.Г.
  4. «Чем мы можем помочь умершим. Учение о посмертной судьбе. Православный обряд погребения. Молитвы об упокоении», издание общества

span style=»text-decoration: underline;»Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в