Понятие потребностей. Что делать с потребностью

Потребности - это неосознанный побудитель активности личности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент".

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая сущность осознана всеми".

В книге М. П. Ершова "Потребность человека" (1990 г.) без какой-либо аргументации утверждается, что потребность - первопричина жизни, свойство всего живого. "Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, - пишет П. М. Ершов, - отличающее ее, живую материю, от материи неживой". Тут есть налет телеологизма. Можно подумать, что коровы пасутся на лугу, обуреваемые потребностью напоить молоком детей, а овес растет потому, что надо кормить лошадей.

Потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания - понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. Они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями опосредовано через цель.

Психолог А. Н. Леонтьев писал: «... в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом». Святитель Феофан так описывает побудительную сторону поведения человека: «Ход раскрытия сей стороны душевной таков. В душе и теле есть потребности, к которым привились и потребности житейские - семейные и общественные. Эти потребности сами по себе не дают определенного желания, а только нудят искать их удовлетворения. Когда удовлетворение потребности тем или другим способом дано однажды, то после того вместе с пробуждением потребности рождается и желание того, чем удовлетворена уже была потребность. Желание всегда имеет определенный предмет, удовлетворяющий потребность. Иная потребность разнообразно была удовлетворена: потому с пробуждением ее рождаются и разные желания - то того, то третьего предмета, могущего удовлетворить потребность. В раскрывшейся жизни человека потребностей за желаниями и не видно. Роятся в душе только сии последние и требуют удовлетворения, будто сами для себя» Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. С.145-169. .

Потребность - это один из детерминантов поведения, состояние субъекта (организма, личности, социальной группы, общества), обусловленное испытываемой им необходимостью в чем-либо для своего существования и развития. Потребности выступают побудителем активности субъекта, направленной на устранение несоответствия между необходимостью и реальностью.

Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо - это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.

Но одно дело - испытывать стремление, а другое - осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.

Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Субъектное переживание потребности должно стать осознанным и предметным - влечение должно перейти в желание. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. Цель и есть осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено желание человека Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. - 28 с..

Существует единственное обстоятельство, порождающее "потребность" - это случай, когда взрослый отказывается от события с ребенком, когда он подменяет себя, подставляет на свое место какой-либо предметный заместитель (не случаен поэтому фундаментальный родительский принцип: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало"). Заместитель предметен лишь по форме, его содержанием всегда является другой человек.

Вот этой-то подменой, отчуждением взрослого и формируется впервые специфический функциональный орган - "потребность", которая впоследствии начинает жить своей собственной "жизнью": определяет, требует, принуждает человека к осуществлению определенной деятельности или поведения. Г. Гегель писал, что "... мы скорее служим нашим чувствам, влечениям, страстям, интересам и тем более привычкам, чем обладаем ими" Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1990. - с. 51. В психологии существуют различные классификации потребностей человека. Основатель гуманистической психологии А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека. Первая группа потребностей - витальные (биологические) потребности; их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни. Вторая группа - потребности в безопасности. Третья группа - потребности в любви и признании у других людей. Четвертая группа - потребности самооценки, самоуважения. Пятая группа - потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж.Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей: 1) органические потребности (в воде, пище, сексуальное побуждение, общая активность); 2) потребности, относящиеся к условиям среды (в комфорте, приятном окружении); 3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство и т.д.); 4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе); 5) социальные потребности (потребность в других людях).

Зачастую предлагаемые классификации потребностей человека являются эмпирическими, основаны на здравом смысле. Это объясняется отсутствием обоснованной теории происхождения человеческих потребностей. Ниже приводится гипотеза природы человеческих потребностей, излагаемая в контексте содержательно-генетической логики.

В зависимости от субъекта потребностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности. В зависимости от объекта потребностей: духовные, психические, материальные потребности. Возможны детальные описания указанных классов.

Одной из таких детальных классификаций является иерархия индивидуальных потребностей человека А. Маслоу (Maslow, Abraham Harold, 1908- 1970, психолог и философ, США) Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. С. 33-34.:

  • (а) физические потребности (в пище, воде, кислороде и т.д.);
  • (б) потребности в сохранении своей структуры и функции (физическая и психическая безопасность);
  • (в) потребности в привязанностях, любви, общении; потребности в самовыражении, самоутверждении, признании; когнитивные и эстетические потребности, потребность в самореализации.

Аналогично, в соответствии с трехчастной структурой сущности человека (духовное-психическое-физическое) все потребности человека (как и любого другого субъекта потребностей) можно представить в виде трех классов:

  • (1) высшие, определяющие результаты любого поведения человека, духовные потребности,
  • (2) подчиненные духовным - психические потребности,
  • (3) низшие, подчиненные духовным и психическим - физические потребности).

В цепи элементов составляющих любую из частей (духовное-психическое-физическое) человека потребности занимают центральную позицию: идеалы - мотивы - потребности - планы поведения - программы действий Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 1996. - с. 71.

Примеры потребностей, связанных с деятельностью: потребность в активности, познании, в результате (в достижении некоторой цели), в самоактуализации, в присоединении к группе, в успехе, в росте и т.д.

Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы (рис.): элементарные потребности, потребности в общих условиях жизни, потребности в деятельности.

Таблица 1 Классификация потребностей современного человека

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо прежде всего удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге.

Производство создает товары и услуги - средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи.

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Порой встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Определение человеческой природы как совокупности базовых потребностей человека открывает новые перспективы в ее проблемном анализе. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответствующие разработки. В их числе наиболее плодотворной нам представляется концепция известного американского социального психолога, основателя так называемой гуманистической психологии Абрахама Маслоу. Его классификация базовых потребностей человека и будет положена в основу нашего дальнейшего анализа человеческой природы.

Каждая из базово-общих потребностей человека, рассматриваемых Маслоу, представляет собой блок или комплекс менее общих, частных человеческих потребностей и запросов, своеобразный синдром с массой специфических симптомов - его внешних, индивидуальных проявлений.

Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни, т. е. совокупность физиологических потребностей - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Удовлетворение этих потребностей, или этой базовой потребности, укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как живого организма, биологического существа.

Социальная безопасность - следующая по восходящей значимости базовая потребность человека. Симптомов у нее очень много. Тут и забота о гарантированном удовлетворении своих физиологических потребностей; тут и заинтересованность в стабильности условий жизнедеятельности, в прочности существующих социальных институтов, норм и идеалов общества, а также в предсказуемости их изменений; тут и обеспеченность работой, уверенность в завтрашнем дне, желание иметь счет в банке, страховой полис; тут и отсутствие тревоги за личную безопасность; и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 1992. С. 264. .

Потребность в привязанности, принадлежности к коллективу - такова, по Маслоу, третья базовая потребность человека. Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы человеческой близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Потребность в общности-принадлежности является обратной стороной открытости или доверия человека к бытию - как социальному, так и природному. Безошибочный индикатор неудовлетворенности данной потребности - чувство одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в привязанности и причастности очень важно для полноценной человеческой жизни. Отсутствие любви и дружбы так же болезненно сказывается на человеке, как и, скажем, недостаток витамина C.

Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том. чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое высокое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Уважение и самоуважение - это также забота о своей репутации, о своем престиже. Чувство слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.

Самореализация, самовыражение через творчество - последняя, завершающая, по Маслоу, базовая потребность человека. Впрочем, завершающей она является лишь по критериям классификации. В действительности же с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Имеется в виду самоутверждение человека через реализацию всех его способностей и талантов. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К. М. Спб.: Изд-во СПбТИС, 1997. - с. 70.

Чем привлекательна пятичленка Маслоу? Прежде всего, своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказать, что ее автор выделял и другие базовые потребности, в частности - в знании и понимании, а также в красоте и эстетическом наслаждении, но так и не сумел вписать их в свою систему. Видимо, число базовых потребностей человека может быть и другим, скорее всего, гораздо большим. В классификации Маслоу, кроме того, просматривается определенная, а именно субординационная или иерархическая логика. Удовлетворение более высоких потребностей имеет своей предпосылкой удовлетворение потребностей более низких, что вполне оправданно и понятно. Истинно человеческая деятельность начинается в действительности лишь после того, как удовлетворены физиологические, материальные потребности ее носителя и субъекта. О каком достоинстве, уважении и самоуважении человека может идти речь, когда он нищ, ему голодно и холодно.

Концепция базовых потребностей человека, по Маслоу, не накладывает никаких, кроме, пожалуй, моральных ограничений на многообразие путей, форм и методов их удовлетворения, что хорошо согласуется с отсутствием всяких принципиально непреодолимых барьеров на пути исторического развития человеческого общества, с многообразием культур и цивилизаций. Эта концепция, наконец, органически увязывает индивидуальные и родовые начала человека. Потребности недостатка или необходимости, согласно Маслоу, являются родовыми (т. е. утверждаемыми самим фактом принадлежности к человеческому роду) качествами человека, потребности же роста - его индивидуальными, свободно-волевыми качествами Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2001. - 160 с..

Базовые потребности человека объективно соотнесены с общечеловеческими ценностями, свидетелями возрастания интереса к которым в современном мире мы являемся. Общечеловеческие ценности добра, свободы, равенства и т. д. могут рассматриваться как продукты или результаты мировоззренческой спецификации содержательного богатства человеческой природы - в ее, разумеется, нормативном выражении. Предельно общий характер базовых потребностей человека, их диспозиционность и устремленность в будущее объясняет столь высокий, идеальный (от слова "идеал") статус общечеловеческих ценностей. Природа человека является своеобразным архетипом общества, общественного развития. Причем под обществом здесь следует понимать все человечество, мировое сообщество. Идея взаимосвязанного, взаимозависимого мира получает тем самым еще одно, антропологическое подтверждение - единство базовых потребностей людей, единую природу человека Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - с. 63.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Классификация Достоевского:

  • 1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.
  • 2. Потребности познания.
  • 3. Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.

  • 1.4.Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
  • Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.
  • 2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  • 2.3 Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизация.
  • 2.5 Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производи
  • 2.7 Эффективность производства и ее показатели. Факторы повышения эффективности производства. Общественное разделение труда и его формы.
  • Доцент, к.Э.Н.,Лебедько е.Е. Тема 3. Экономические системы
  • 3.1. Экономическая система общества: понятие, субъекты, элементы, уровни, классификация.
  • Марксизм
  • Неоклассицизм
  • Институицонализм
  • Эволюция экономических систем
  • 3.2 Собственность в экономической системе, ее типы и формы. Реформирование собственности
  • Собственность в экономическом смысле
  • Собственность
  • 3.3 Способы координации хозяйственной жизни: традиции, команда, рынок. Натуральное и товарное хозяйство.
  • Способы координации хозяйственной жизни
  • Типы экономических систем
  • Тема 4: Рыночная экономика и ее модели
  • 4.1. Рынок: понятие, основные черты и функции
  • 4.2. Конкуренция: понятие, виды
  • Типы рыночных структур (моделей рынка)
  • 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
  • 4.4. Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике
  • 4.5. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
  • 1. Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса
  • 3.Рыночное равновесие и его модели. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.
  • 4. Излишек потребителя и производителя.
  • Тема 6. Эластичность спроса и предложения.
  • 1.Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 2.Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
  • 3.Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
  • 6.4. Эластичность предложения по цене.
  • 4. Практическое значение теории эластичности.
  • Тема 7. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики
  • 7.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Теория предельной полезности о поведении рационального потребителя на рынке.
  • 7.2. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий
  • 7.3. Производственные периоды. Общий, средний и предельный продукты в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора.
  • 7.4. Производственная функция, её графическая интерпретация. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.
  • 7.4. Изокоста. Правило минимизации издержек. Траектория роста.
  • 7.6. Понятие и классификация издержек. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 7.7. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки. Правило равенства предельных и средних издержек.
  • 7.8. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
  • 7.9. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
  • 7.10.Государство как субъект хозяйственной деятельности. Государственное микрорегулирование.
  • Тема 8. Основные макроэкономические показатели
  • 8.1. Национальная экономика и ее общая характеристика
  • 8.2. Система национальных счетов
  • 8. 3. Ввп. Принципы и методы расчёта ввп. Другие показатели снс.
  • 8. 4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен. Дефлятор ввп. Индексы потребительских цен и цен производителей.
  • 9.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • 9.2. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 9.3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика
  • Тема 10.Макроэкономическая нестабильность
  • 2. Безработица. Типы безработицы. Уровень безработицы. Социально-экономические издержки. Закон Оукена.
  • 3. Социально-экономические последствия инфляции.
  • Тема 11. Денежный рынок. Денежно- кредитная система
  • 3. Денежно- кредитная система и ее структура.
  • Коммерческие банки
  • Доцент, к.Э.Н.,Лебедько е.Е.
  • Тема 12. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования.
  • Понятие, структура и функции финансовой системы
  • 12.2. Государственный бюджет, его функции и структура
  • 12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Государственный долг
  • 12.4.Налогообложение: сущность, принципы. Функции и виды налогов
  • 2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.

    Потребность - это состояние неудовлетворенности, нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества.

    Существуют различные классификации потребностей. Согласно одной из них выделяют:

    - первичные потребности - жизненно необходимые материальные потребности (в пище, одежде, жилье, здоровье). Эти потребности связаны с выживанием человека, поэтому их также называют физиологическими потребностями. Первичные потребности являются незаменимыми.

    - вторичные потребности – заданы уровнем развития общественного производства и выражаются через социальные и духовные потребности. Социальные потребности связаны с существованием человека в обществе, это потребность в общении, дружбе, любви, досуге. Духовные потребности обусловлены интеллектуальным развитием человека – это потребности в творчестве, самовыражении.

    Выделяют также экономические потребности – те, для удовлетворения которых необходимо производство.

    Наиболее известной является классификация потребностей, предложенная американским психологом и социологом Абрахамом Маслоу. Он выделил пять групп потребностей:

      физиологические потребности (голод, жажда, кров, тепло, сон, продолжение рода и т.п.),

      потребности в безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность),

      потребности в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность группе, общение),

      потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих),

      потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие).

    Эти группы составляют иерархию (см. Рис. 2.1), т. е. как только человек удовлетворяет потребности одного уровня, для него становятся актуальными потребности более высокого уровня.

    Иерархия потребностей по А.Маслоу демонстрирует закон возвышения потребностей : по мере удовлетворения потребностей, роста доходов, развития культуры, прогресса технологий происходит видоизменение потребностей, появление новых, более сложных и богатых по проявлению. Термин возвышение подчеркивает, что потребности растут не только количественно, но и изменяются качественно, появляются новые потребности.

    При осознании потребностей возникает мотивация к деятельности, потребности приобретают форму экономического интереса. Экономический интерес - это побудительный мотив к деятельности.

    2.2 Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

    Экономические ресурсы - это все, что может быть использовано в процессе производства товаров и услуг.

    Виды ресурсов:

      трудовые ресурсы - трудоспособное население в возрасте с 16 до 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин;

      природные - земля, ее недра, полезные ископаемые, леса и воды и т.п.;

      материальные - средства производства, созданные человеком, включая средства труда и предметы труда;

      финансовые - денежные средства, направленные в производство;

      информационные – наука, технологии, информация.

    Факторы производства – это те ресурсы, которые вовлечены в процесс производства.

    В современной экономической теории выделяют пять основных факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательский талант и информация/знания.

    Земля - блага природы, используемые человеком в процессе производства: земля, недра, водные, лесные, биологические, агроклиматические и все другие виды природных ресурсов.

    Труд – совокупность умений, навыков, физических и интеллектуальных возможностей человека, то есть его рабочая сила, которую он использует в процессе производства

    Капитал – все средства производства, созданные человеком: производственные помещения, оборудование, машины, материалы, инструменты, полуфабрикаты, а также заемные средства, то есть денежный капитал, предназначенный для организации производства.

    Предпринимательство – особый фактор производства, заключающийся в способности наиболее эффективно комбинировать все факторы производства. Функции предпринимательства включают: инициатива комбинации факторов производства с целью получения прибыли, организация процесса производства, ответственность за результаты производства, новаторство (внедрение новых технологий, разработка новых продуктов), риск.

    Информация – система знаний о производстве (достижения науки, информация, технология, научно-технический прогресс). Уровень развития технологии определяет эффективность использования факторов производства, их производительность.

    Тема: Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

    Кадырова Р.К.

    Вопросы:

      Понятие о потребностях.

      Различные теории и классификации потребностей.

      Иерархия потребностей по А. Маслоу.

      Характеристика основных потребностей человека.

      Основные потребности в повседневной деятельности человека.

      Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.

      Возможные причины потребности в уходе (болезнь, травма, возраст).

      Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей

      Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

    Понятие потребностей

    Нормальная жизнедеятельность человека, как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие, гармонию человека с окружающей средой.

    Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.

    Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни. (Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

    Основные теории и классификации потребностей

    Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.

    Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.

    Эмоция - это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей. Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:

      Группа – витальные (Потребность жить и обеспечивать свою жизнь).

      группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе)

      группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

    Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням (см. схему)

      Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

      Потребности в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д.

      Социальные потребности – удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

      Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

    V. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

    Иерархия потребностей (ступени развития) по а. Маслоу. Сущность теории потребностей а. Маслоу. Характеристики основных потребностей человека

    Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

    В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе; от физиологических до потребностей в самовыражении.

    В настоящее время в странах с высоким уровнем социально – экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей она не столь популярна. Для наших условий сегодня эта теория остается популярной.

    Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться, с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.

    Потребность в кислороде - нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия.

    При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка кашель. Продолжительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

    Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи богатой насыщенными животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.

    Медицинский работник должен обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения потребности человека в пище.

    Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.

    Пищу лучше варить, печь, но не жарить.

    Необходимо помнить, что неудовлетворенная потребность в пище, приводит к нарушению здоровья.

    Потребность в жидкости – это выпивание жидкости, 1,5-2 литра ежедневно - вода, кофе, чай, молоко, суп, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде выделений мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушений функции многих органов и систем. От умения медицинской сестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

    Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде мочи, кала. Режимы выделения у каждого человека индивидуальны. Удовлетворение других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают процесс выделения продуктов жизнедеятельности интимным и предпочитают не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении нарушенной потребности медицинская сестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность,

    Потребность в сне и отдыхе – при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память. Исследования, проведенные американскими специалистами свидетельствуют, что у человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз. Вольному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние. В результате исследований выделено несколько стадий сна.

    Стадия 1 – медленный сон. Легкий сон и длиться всего несколько минут. При этой стадии происходит спад физиологической активности организмам постепенное снижение деятельности жизненно важных органов, обмена веществ. Человека можно легко разбудить, но если же сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 минут.

    Стадия 2 медленный сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20 минут. Жизненные функции продолжают ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить человека трудно.

    Стадия 3 медленный сон. Стадия самого глубокого сна, продолжающая 15-30 минут, разбудить спящего трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций,

    Стадия 4 медленный сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30 минут, разбудить спящего очень трудно. При этой фазе происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и 2-я стадии, после чего спящий переходит в 5-ю стадию сна.

    Стадия 5 - быстрый сон. Возможны яркие, цветные сновидения через 50-90 минут после первой стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз, изменения частоты сердцебиения и дыхания, а также увеличения или колебания артериального давления. Снижается тонус скелетных мышц. При этой фазе восстанавливаются психические функции человека, разбудить спящего очень трудно. Продолжительность этой стадии около 20 минут.

    После 5-й стадии сна на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий цикл сна.

    На сон человека могут оказывать влияние несколько факторов; физическое недомогание, лекарственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна. Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.

    Отдых - состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно не только лежа на диване, но и вовремя длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помещать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.

    Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека, знание его стадий и возможных причин, вызывающих нарушение привычных функций человеческого организма, дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.

    Потребность в движении. Ограниченно подвижности или не подвижность создают много проблем для человека. Такое состояние бывает продолжительным или непродолжительным, временным или постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов. Болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения.

    Неподвижность – один из факторов риска развития пролежней, нарушение функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения, диспепсия, метеоризм, анорексия, понос или запоры. Интенсивное натуживание во время акта дефекации, к которому пациент должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.

    И главная проблема пациента, он не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности человека. От степени и продолжительности состояния неподвижности у пациента могут появиться те или иные проблемы в психосоциальной сфере, изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.

    Сестринская помощь направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.

    Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста.

    На сексуальное здоровье человека прямо или косвенно могут влиять его болезнь, дефекты развития. Но тем не менее многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем.

    Решение действительных или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья.

    Необходимо при беседе с пациентом:

      выработать твердую научную основу для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространённых её нарушений и дисфункции;

      понимать, как влияет на сексуальность сексуальная ориентация, культура, религиозные убеждения человека;

      научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь соответствующего специалиста.

    Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло-каталка, каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Человек одевается соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Избегать стрессовых ситуаций.

    Социальные потребности – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.

    Люди хотят чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

    При тяжелой болезни, нетрудоспособности иди в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты нарушаются. К сожалению, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых, и одиноких людей. Следует всегда помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом.

    Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

    Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих.

    У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Но для этого необходимо, чтобы труд ему привносил удовлетворение, а отдых был насыщенным и интересным, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют эточувство, Так как больше ни для кого не представляют интереса, некому порадоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.

    Потребность в самовыражении – это наивысший уровень потребности человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше чем другие. Для одного самовыражение – это написание книги, для другого – это вырастить сад, для третьего воспитание детей и т.д.

    Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей, медицинская сестра составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.

    Здравствуйте, друзья. Сегодня речь пойдет о человеческих потребностях. Эх, сколько всего и сразу мы хотим! Причем иногда желания меняются буквально со скоростью света (особенно это касается прекрасной половины человечества).

    Но существует несколько основных потребностей, которые практически каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Рассмотрим их более детально.

    Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других потребностей.

    Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни:

    • Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
    • Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
    • Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

    Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

    Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Для этого он выбирает товары, удобные и простые в использовании.

    Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

    Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.

    Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем высокая заработная плата.

    Потребность в самореализации. Высшее желание человека на протяжении всей жизни – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

    Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

    Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.

    Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.

    Расширенная пирамида Маслоу (7 ступеней)

    Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели. Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители. То же самое можно сказать о любых потребностях, даже о пище – один человек рад, если у него есть хлеб, другому для полного счастья нужны деликатесы.

    Маслоу взял за основу своей классификации потребностей тезис о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и необходимости их удовлетворения для человека. Рассмотрим их, начиная с первой.

    Первичные (врожденные) потребности человека

    Первый уровень – физиологические потребности (жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище). Это наиболее выраженная группа потребностей человека. Небогатый человек, по мнению Маслоу, испытывает, прежде всего, физиологические потребности. Если встанет вопрос выбора между утолением голода и одобрением общества, большинство людей выберут пищу.

    Второй уровень – потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне). Здоровый, сытый человек испытывает потребность в безопасности, хочет обеспечить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Например, он хочет получить определенные социальные гарантии при трудоустройстве.

    Вторичные (приобретенные) потребности человека

    Третий уровень – социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности). После удовлетворения физиологических потребностей и обеспечения безопасности, человек хочет получить тепло дружеских, семейных или любовных отношений. Он ищет такую социальную группу, которая удовлетворит эти потребности и избавит от чувства одиночества. В частности, такую роль играют различные организации, группы, кружки, клубы по интересам.

    Четвертый уровень – престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание общества, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост). Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств и достижений. Но он начинает верить в себя и свои силы, только достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию.

    Пятый уровень – духовные потребности (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество). Согласно теории Маслоу, человек чувствует потребность в самовыражении только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

    Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что человек должен сначала удовлетворить потребности, расположенные внизу пирамиды, и только потом понять, что хочет удовлетворить потребность, расположенную на следующей ступени. То есть, это последовательное расположение основных потребностей в иерархии, является основополагающим в организации мотивации человека.

    Большинство людей так и поступают, но из этой теории есть исключения. Например, люди науки, искусства могут развиваться и самореализовываться, несмотря на голод, болезни и социальные проблемы. Для некоторых людей их ценности и идеалы настолько важны, что они скорее готовы терпеть любые лишения, чем отказаться от них.

    Также люди иногда могут создавать собственную иерархию потребностей и ставить на первое место другие ценности, например, уважение и карьерный рост, а не семью и детей.

    Потребности человека зависят и от возраста. Например, удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности более характерно для детей, потребности в принадлежности и любви – для подростков, потребность в самовыражении – для людей старше 40 лет.

    Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:

    • 85% физиологические
    • 70% безопасность и защита
    • 50% любовь и принадлежность
    • 40% самоуважение
    • 10% самореализация

    Причем, неважно, на какой ступени пирамиды потребностей человек находится в данный момент. Если возникнут трудности в удовлетворении потребностей более низкого уровня, человек вернется туда и останется до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

    Но это все теория. Давайте немного попрактикуемся. Вы знаете свои потребности? Составили ли вы классификацию своих потребностей? Если нет, давайте сделаем это прямо сейчас.

    Подумайте, что важнее для вас – покупка сладостей или игрушек для ребенка, одобрение супруга или премия? Что бы вы ни выбрали, важно знать свою цель в жизни и, не отступая от нее, идти вперед.

    Желаю вам, уважаемые читатели, добиться удовлетворения всех ваших потребностей.

    1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей.

    Конечной целью любого общественного производства является удовлетворение потребностей. Потребности можно определить как всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Потребности многообразны (рис. 1.2.1).

    Выделим лишь те из них, которые связаны с формированием спроса и фактическим удовлетворением потребностей. Эта взаимосвязь особенно четко просматривается в делении потребностей на абсолютные (перспективные), действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые. Абсолютные потребнос­ти определяются максимальным объемом освоенных производством благ, которые могли бы быть потреблены обществом, если бы они были в наличии. Действительные потребности – это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства, оптимального хода воспроизводства. Соотношение аб­солютных и действительных потребностей характеризует степень удов­летворения обществом своих максимальных потребностей при дан­ном уровне развития и эффективности производства. Подлежащие удовлетворению потребности – это потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с уче­том отклонений от оптимума. Подлежащие удовлетворению потреб­ности – это платежеспособный спрос – совокупность денежных доходов и ресурсов, предъявляемых на рынок.

    Рис. 1.2.1 Классификация потребностей

    В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы человека потребности подразделяются на материальные (пища, одежда, жи­лище и т. п.), социальные (общение) и духовные (образование, ис­кусство, развлечения и т.п.). В современной экономической лите­ратуре они чаще всего называются первичными, самыми насущными потребностями человека, и вторичными, связанными преимуществен­но с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Их осо­бенность по отношению к спросу в том, что одни – первичные потребности не могут быть замещены другими, удовлетворяются каж­дая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда происходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстро сменяются всякий раз, как только появляются сред­ства, необходимые для их удовлетворения (например, потребность в питании). Вторые изменяются в течение более продолжительного вре­мени.

    Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Эко­номические – это те потребности, для удовлетворения которых не­обходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности мо­гут быть удовлетворены без приложения труда (например, потреб­ность в воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современ­ного человека выступают как экономические.

    В зависимости от субъекта потребности можно разделить на:

    потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Они могут не совпадать и приходить В противоречие друг с другом. В хозяйственной жизни потребности включают потребности предприятий, фирм и потребности прави­тельственных, государственных ведомств.

    Потребности можно представить в виде пирамиды (такой подход предложен американским экономистом Маслоу). Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:

    1) базисные – голод, жажда, сон, жилище;

    2) гарантированные – направлены на то, чтобы обеспечить удов­летворение базисных потребностей в будущем;

    3) социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

    4) оцененные – проявляются в стремлении признания индиви­да другими людьми, в подтверждении его значимости;

    5) в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.

    Потребности обладают свойствами безграничности и историч­ности. В процессе удовлетворения потребностей происходит фор­мирование новых потребностей как в количественном, так и в качественном отношении. К. Маркс и В. И. Ленин называли этот объек­тивный процесс законом возвышения потребностей. Возвышение по­требностей подтверждено всем ходом исторического развития. Это составляет один из фундаментальных факторов, вокруг которого вращаются проблемы экономики: стремление удовлетворить воз­растающие и изменяющиеся потребности – сильнейший мотив со­вершенствования производства.

    Экономисты отмечают и другой закон – закон убывающей ин­тенсивности, или закон насыщения потребностей. Суть его в том, что, испытывая одновременно ряд потребностей, человек с наи­большей интенсивностью использует первую часть какого-либо то­вара, с каждым последующим разом его желание убывает, пока не достигается точка насыщения.

    Потребности реализуются через экономические интересы –побу­дительные мотивы сознательной деятельности, направленные на удов­летворение объективно обусловленных запросов, нужд людей.

    Наиболее распространенной классификацией интересов является выделение личных, коллективных и общественных интересов. Лич­ные интересы связаны с удовлетворением материальных, духовных и социальных потребностей каждым членом общества, коллектив­ные – интересов коллективов, различных социальных групп, а об­щественные – с необходимостью удовлетворения потребностей об­щества. Между этими видами интересов существуют как взаимо­связь, так и противоречия. Личные интересы не всегда согласуются с коллективными, а коллективные – с общественными. В основе их различий лежат разные мотивы поведения человека. Классики эко­номической теории А. Смит и Д. Рикардо полагали, что модель эко­номического поведения человека, или «экономического человека», в эпоху рыночной экономики включает в себя обогащение, личный материальный интерес и эгоизм. Лишь в той мере, в какой пресле­дуется собственная выгода, экономический человек действует на пользу обществу. К.Маркс рассматривает человека как выразителя интересов своего класса.

    Переход к рыночной экономике предполагает развитие системы экономических интересов. При этом главной предпосылкой форми­рования современного типа экономических интересов выступает раз­нообразие форм собственности.

    Появление частной собственности явилось основой формирова­ния интереса частного собственника, интереса предпринимателя, финансовых деятелей. Приватизация, акционирование государственной собственности пробудили интерес к частной собственности и ча­стной предпринимательской инициативе. Общество в переходный пе­риод нуждается в предпринимателях-производителях, способных фор­мировать капиталы, создавать новые рабочие места на производстве.

    На базе коллективной собственности складывается и совершен­ствуется коллективный экономический интерес. Предприятия, орга­низации по производству товаров и услуг называют реальным сек­тором экономики, организующим свою деятельность на хозрасчет­ной (или коммерческой) основе.

    Государственная собственность формирует общественный эко­номический интерес – удовлетворение потребностей членов обще­ства в общественных благах. Управление и распоряжение ими осуще­ствляют органы государственной власти.

    Экономические интересы входят в сложную систему: экономи­ческий интерес – стимул – материальная заинтересованность – стимулирование. Стимулом становится осознанный интерес, инте­рес, осуществление которого жизненно необходимо. Материальная заинтересованность проявляется в реальной деятельности людей, субъектов хозяйствования в форме потребности более высокой оп­латы труда, выплаты вознаграждения отдельным лицам и более вы­сокой прибыли предприятий и организаций. Система мер по осуще­ствлению материальной заинтересованности представляет собой сти­мулирование. Более высокие доходы от собственности, заработная плата, премии обеспечивают стимулирование высоких конечных ре­зультатов деятельности.