Портал "дивное дивеево". Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы

Мы продолжаем цикл статей о и сегодня поговорим о том, из чего, собственно, состоит это уникальное сооружение – о самой земле.

Для чего берут землю с Канавки в Дивеево?

Святость этого места не раз была подтверждена святыми. Сам говорил:

«Эту Канавку Сама Матерь Божия Своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Но не только молится здесь заповедал святой. Когда копали канавку, наказывал сестрам, чтобы землю изо рва кидали вовнутрь обители, где и образовался вал. И говорил:

«Будут приезжать посетители и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и будет она вместо золота».

Прошли века, а святая земля с канавки Царицы Небесной по-прежнему помогает всем, кто осознает ее святость. Они , охраняет.

Как же правильно использовать землю с Канавки Богородицы?

Привезенную из Дивеева земельку лучше всего хранить в стеклянной баночке или бумажной коробочке, но сгодится и целлофановый пакетик. Главное – чтобы она была не в забытьи, а рядом со святынями на подобающем месте.

Применять ее можно по-разному. Кто-то прямо сырой землей натирает больные места, например, ноги. Другие заливают ее водой, а воду потом пьют или делают компрессы. Но нужно помнить, что это не просто рецепты, это действительно святыня, поэтому все, что вы делаете с землей с Канавки, необходимо сопровождать молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Читайте эту молитву не один раз. Можно даже прочесть все 150 раз, как будто по Канавке идете. И искренне верьте.

Некоторые люди зашивают щепотку святой земли с Канавки в кусочек ткани и носят на шее вместе с нательным крестиком – как ладанку.

Еще святой землей с Канавки можно оградить свой земельный участок, посыпав ее с молитвой с четырех сторон света в границах забора.

Крыжовник

Когда сестры Дивеевской обители рыли святую канавку, Серафим Саровский велел им засадить склоны крыжовником для укрепления рва и естественной ограды. В наше время при восстановлении Канавки на склоны вновь посадили крыжовник.

Так вот, когда крыжовник разрастается, его обстригают. Обрезанные ветки не выкидывают, а укореняют или раздают паломникам.

Надо отметить старое правило – в монастыре ничего не просят. Но если вам там вдруг что-то дают или дарят – берите. Это особая благодать. Тем более, если это ветки крыжовника со святой Канавки. Берите и попытайтесь укоренить их у себя в саду, на даче или просто в цветочном горшке.

Травка со святой Канавки Богородицы в Дивеево

Склоны Канавки обсажены также газонной травой, и когда она подрастает, ее тоже подстригают, но не выкидывают. Так заповедал Серафим Саровский – ничего с этого святого места не выкидывать.

Скошенную траву высушивают и зашивают в ткань. Получаются небольшие подушечки, которые продают в монастыре. А если вам доведется побывать в Дивеево на праздник Успения Божией Матери и пройтись по украшенной Канавке Крестным ходом, не забудьте наклониться и взять цветочки и травку на память.

Их также можно высушить и зашить в ткань, и на полученной подушечке спать во время болезни.

Но опять же, помните, что такая подушечка – не для удовольствия. Зашитая в ней травка с Канавки – святая, а значит, отношения требует благоговейного.

В заключение хотелось бы сказать вот что

Во все времена паломники, посещая святые места, стремились принести домой частичку святости и благодати. Да и сам Бог дал нам святую воду, елей (растительное масло), землю со святых мест, как в помощь нашему страждущему телу.

В этом плане Дивеево не исключение. Здесь много святых источников, где можно набрать воду; , которая горит около мощей Серафима Саровского; есть земля и травка с Канавки. И святыни эти действительно помогают, но они не должны затмевать главного – веры в Бога и молитвы к Нему.

Татьяна Страхова

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь - особое место, расположенное в Нижегородской области. Сюда стремятся и любопытные туристы, изучающие историю русских земель, и многочисленные паломники из христианских стран, которые смиренно просят заступничества у Богоматери.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

История монастыря

Дивеевский женский монастырь был основан во второй половине XVIII века матушкой Александрой (Мельгуновой). По велению Богородицы она пошла из Киева на север русских земель. В селе Дивеево монахине повторно явилась Дева Мария и повелела остаться в этой местности.

В 1780 году освятили первый каменный храм (Казанскую церковь), возведённый за счёт средств матушки Александры. Через восемь лет на землях, примыкающих к Казанской церкви, построили дом, в котором поселилась Александра и четыре послушницы.

В 1789 году опеку над общиной взял монах Серафим из Саровского мужского монастыря. В 1796 году главой монашеской общины выбрали Ксению Михайловну Кочеулову, о которой с большим уважением отзывался Серафим Саровский.

По благословению попечителя Серафима в 1827 году, недалеко от Казанской основали Мельничную общину, которую возглавила представительница дворянского рода Мантуровых - монахиня Елена. На деньги князя Михаила Мантурова построили церковь Рождества Христова.

В 1842 году дивеевские общины объединились, а через 20 лет им был присвоен статус монастыря. К началу XX века в обители постоянно проживали 1600 монахинь.

Упадок и восстановление обители в XX веке

После большевистской революции обитель продолжала функционировать до 1927 года. Часть монахинь расселились в соседних сёлах. Многие были репрессированы. Культовые здания отдали в распоряжение административных и учебных учреждений. Но даже в советское время к закрытым храмам приходили люди, проводили крестные ходы и службы.

Нижний храм Благовещенского собора в Дивеевском монастыре

В конце 80-х годов монашеская община начала вновь функционировать. В год празднования тысячелетия крещения Руси зарегистрировали дивеевскую православную общину. Через год в её распоряжение передали Троицкий храм. В 1991 году были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В 1995 году обитель приобрела статус памятника архитектуры федерального значения.

Современная обитель - это место, куда каждый год приезжают сотни тысяч паломников и туристов со всего мира. На её территории находятся несколько святых источников, множество мощей православных святых. Но главной святыней Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской лавры является Святая Канавка Пресвятой Богородицы.

Святая Канавка

Главная святыня обители появилась после явления Серафиму Саровскому Богородицы. Дева Мария приказала основать новую обитель (Мельничную) и обнести её рвом и валом. Копать ров в указанном месте надлежало монахиням и послушницам монастыря. Труд жителей села использовался на вспомогательных работах. Строительство канавы было закончено в 1832 году.

Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка

Канавка состоит из шести отрезков общей протяжённостью 777 метров. Её глубина и ширина, а также высота прилегающего вала равны 2,13 метра (3 локтя).

Верующие люди утверждают, что святая канавка является забором четвёртой духовной обители Богородицы на земле, через который не сможет переступить даже антихрист. Богоматерь каждый день незримо присутствует в своём уделе.

Интересно! Паломники и монахини советуют приходить к святыне с 3 до 4 часов ночи. Они верят, что в это время там прогуливается Дева Мария и является избранным.

Зачем ехать в Дивеево

Многие утверждают, что туристическая поездка в Дивеевский монастырь не имеет смысла. Но архитектура монастыря не может оставить равнодушным ни одного человека. Именно торжественный и монументальный вид храмов, чистота и ухоженность территории настраивают на нужные для смиренной молитвы мысли.

Дивеево - уникальное место, в которое стоит приехать для духовного очищения и укрепления Веры. Приезжая сюда, люди просят об исполнении своих самых сокровенных желаний и благодарят Богородицу за их исполнение. По традиции, верующие за время пути по Канавке должны 150 раз вознести молитву Богоматери.

Земля Канавки, растущие в ней цветы и травы обладают целительными свойствами. Землю с Канавки Царицы Небесной можно набрать с собой в специально обустроенном месте.

Она обладает многими чудесными свойствами:

  1. Землю из Святой Канавки в Дивеево используют для защиты от нечистой силы и недобрых мыслей. Для этого часть чудодейственной земли смешивают с обычным грунтом или песком и помещают у входной двери или зарывают под порогом частного дома.
  2. Горсть земли, завернутую в ткань, прикладывают к больным или травмированным частям тела чтобы ускорить процесс излечения.
  3. Укреплению физического здоровья способствует ежедневное употребление святой воды, в которой разводят небольшое количество земли.
Совет! Чтобы увидеть все святыни и реликвии монастыря, понадобится не один день. Поэтому следует выделить для поездки в Дивеево 2-3 дня. Жить в это время можно в гостинице для паломников, или снять жильё у жителей села. Много объявлений такого характера располагают на тематических страницах в социальных сетях.

Главная святыня Дивеевской обители – рака со святыми мощами преподобного Серафима

Как доехать до Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево Дивеевского района Нижегородской области. Ближайшим к нему городом, из которого можно доехать до Святой обители является Арзамас. В 180 километрах располагается Нижний Новгород.

Проезд на общественном транспорте

Людям, передвигающимся на общественном транспорте способ прибытия в Арзамас или Нижний Новгород следует выбирать в зависимости от региона проживания. Жителям Москвы следует сесть на поезд, отправляющийся с Курского или Ярославского вокзала.

Добравшись до станции Арзамас-2, следует пересесть на автобус до Дивеево. Автобусы отправляются с интервалом в один час.

Туристам и паломникам, приезжающим в Нижний Новгород, следует добраться до автовокзала на ул. Гагарина и сесть в автобус No 1645 до Дивеево. В качестве альтернативного маршрута можно рассматривать поездку в маршрутном такси «Нижний Новгород - Саров», которое делает остановку в Дивеево. Этот автобус отходит от автостанции на ул. Лядова.

Передвижение на автомобиле

На основе отзывов людей, неоднократно посещавших монастырь, поездка в Дивеевский монастырь на личном автотранспорте является наиболее экономичным и удобным способом путешествия к святому месту. Чтобы добраться до места из регионов Центральной России понадобится в среднем 7-8 часов.

Преображенский собор в Дивеевском монастыре

Автолюбителям из Москвы необходимо двигаться по Горьковскому шоссе в направлении Владимира. На развязке перед городом необходимо свернуть в сторону Мурома. Далее путь продолжают через Муром, Ардатов и Маевку. Примерно через 270 км путешественники прибудут в Дивеево.

Совет! Чтобы добраться до Серафимо-Дивеевского монастыря, не задумываясь о схеме проезда и проблемах проживания, можно обратиться в туристическое агентство. Многие из них организуют туристические и паломнические поездки в монастырь.

Перед первой поездкой в Дивеево следует изучить историю этого места, его святыни и уникальные реликвии. Без этой информации происходящие в монастыре действия могут быть непонятными для туристов.

Для туристов и паломников женского пола, независимо от возраста, обязательно носить на территории обители длинную юбку и головной убор. Нарушителей этого правила монахи попросят уйти.

Нелишним при подготовке к поездке будет выучить молитву, читаемую на Святой Канавке. Она содержит всего несколько строк. Благословение на фотосъёмку можно приобрести в церковной лавке, но многие туристы делают фотографии без него. Главное, не вести себя при этом вызывающе и уважать окружающих людей.

Дивеевский монастырь и его главная святыня — уникальный духовный и архитектурный памятник православной культуры. На его территории даже не верующие люди чувствуют покой, благоговение перед божественной силой и уважение к людям, основавшим и возродившим к жизни Святую обитель.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту... А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер-гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».

*Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.

«Древний Муром и Дивное Дивеево. Дивеево - Русская Земля Обетованная»

О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали - очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево - это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.

Я в и


О МОНАСТЫРЕ: НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. КАНАВКА БОГОРОДИЦЫ

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало - очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём - через Колокольню. Правильным - потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно- белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне - не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.

Вход в монастырь

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) - мужского рода, а Преображенский - женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий - высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский - стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.

Троицкий собор

Преображенский собор

Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так - почувствовали себя невправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо.

Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок.В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному.

За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки - бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор . Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого.

Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка . Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее. Я подготовилась к ней ещё заранее.

По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей - старое осталось за калиткой.

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Отец Серафим говорил так: «Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта.

Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.

Канавка - очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом - разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.
Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.

Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево, которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось - это огромная лиственница царевича Алексея . Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена невысоким штакетником, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Рассказы о поездке в Муром и Дивеево

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал. Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

В мире есть большое количество православных святынь, которые известны своими чудодейственными свойствами, а также прочими феноменами. Многие считают, что именно в таких святых местах происходят исцеления от самых сложных недугов. Есть много мест, которые славятся дивными рассказами об этом, можно даже сказать легендами. Такие святые места стали местами паломничества, куда приезжает большое количество верующих. Все они молятся и ожидают сотворения чудес. Не является исключением и такое место как Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево.

Дивеево и Канавка

Дивеево – это монастырь, который стал местом паломничества большого количества верующих, которые просят о самом необходимом в данный момент. Самым известным чудом данного монастыря есть Канавка Пресвятой Богородицы. Именно к ней приезжает большое количество верующих, а также туристов.

Отличие между ними заключается в том, что паломники знают что делать и куда идти. Туристы же воспринимают эту особенность как еще одно туристическое место для фотографий. Если не быть готовыми к приезду в данное место, то для туристов будет сложно увидеть чудеса Канавки Богородицы. Они могут созерцать только храмы, облагороженную территорию, красивый ландшафтный дизайн и толпы людей, которые постоянно что-то произносят себе под нос.

Итак, главная святыня Серафимо-Дивеевского монастыря – это Канавка. Эту обитель считают четвертым уделом Святой Богородицы. Сюда приезжают чтобы:

  • набраться сил,
  • помолится,
  • духовно очистится,
  • исцелится от хворей,
  • попросить об исполнении желаний.

Как появилась Канавка и что это такое

Считается, что Канавка – это была последняя воля Царицы Небесной. Предание гласит, что в 1823 году батюшке Серафиму было явление Богородицы. она показала ему место в Дивеево, где нужно было сделать обитель.

Где находится Канавка Богородицы? Также ею было велено обнести данную обитель канавой и валом. Так и появился монастырь. За несколько дней до смерти Серафима была построена Канавка.

Как она выглядит? Это семиугольник, длина которого по периметру составляет 777 м. При жизни было выкопано 6 сторон, а на седьмой должен был быть большой собор на честь иконы Богоматери «Умиление».

После смерти отца Серафима пришли скрутные времена для обители. Стройка практически прекратилась и уход за канавкой не проводили должным образом, кроме того по ней даже начали ходить и ездить. Со временем началось возрождение обители и канавку расчистили.

Так как к данной святыне приходили множество верующих, то слава о ней распространялась далеко за пределы поселка. Цветы, трава и земля с данного монастыря считается чудодейственными и целебными.

Как использовать землю с канавки Богородицы

Многие писали, что данная земля дороже золота. Все паломники берут ее и несут домой. Чаще всего ее используют:

  1. Как питье. Необходимо смешать ее с святой водой.
  2. Прикладывать в виде компрессов к больным местам.
  3. Кладут в постель.
  4. Зарывают в траншеи вокруг домов.
  5. Она является защитой от нечисти.

Молитва Богоматери

Одну и ту же картину можно наблюдать ежедневно. Молитва Богородице в Дивеево на Канавке имеет свою структуру проведения. Говорят, что наибольшую благодать получают те, кто проходит Канавку и читает молитвы в такой последовательности:

  1. «Отче наш»,
  2. «Милосердия двери отверзни нам»,
  3. Десять раз «Богородица Дево радуйся».

Все должно быть прочитано 15 раз. Есть такое поверье, что лучше всего ходить по Канавке с 3 до 4 часов ночи. Говорят, что в это время там появляется Царица Небесная и бывает является избранным.

Часто можно видеть картину того, что люди ходят кругами по Канавке и что-то произносят себе под нос. Это молитва Богородице на Канавке. Многие верят в то, что данная просьба принесет желаемое, а также поможет избавится от многих несчастий. Большое количество людей посещают данный монастырь с той целью, чтобы побывать и увидеть собственными глазами последний удел Богородицы.

Не нужно забывать о том, что в основном мы обращаемся к святым в сложные периоды жизни. Именно поэтому стоит не только просить о даровании благодати, но и читать благодарственные молитвы. Благодарите Господа за то, что уже имеете. Таким образом Вы обратите внимание на свои просьбы.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Святыни Дивеево - канавка Богородицы.

Еще была я в Дивеево - но текст и фото беру у подруги - она тоже там была совсем недавно.

«Продолжаю рассказ о святынях, которые мы посетили в Дивеево.

Канавка или пояс Богородицы одна из главных святынь Дивеево, нам посчастливилось пройти по ней дважды, вечером в субботу, и рано утром воскресенье(кажется с полшестого до полседьмого). Чтобы почувствовать все, что там чувствуется, надо только приехать и пройти там…….

Фото и текст не мои, искала в интернете, хотелось составить текст так, чтобы и вы прониклись к этой святыне так, как полюбила ее я, в конце поста дам ссылки на все источники, из которых составила текст и взяла фото.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…

Тут стопочки Богородицы прошли…

Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).

Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние

годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские,

украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы,

американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает

весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.

По Канавке мало просто пройти. Нужно еще

просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути,

а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился

по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот

путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти -

успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка - как

жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие,

напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь.

Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по

Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а

впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке

особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти -

всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва! А

опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать

с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а

потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И

все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву

принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с

помянут усопших… И все - спешащие и неторопливые - дойдут до конца в

свой, отмеренный только им, срок.

Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший

видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна

свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и

вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями,

потом к другому окну:

«Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу

зрети пречудной Ее

красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и

все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и

должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть

вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать

внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для

укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.

Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой

работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и

видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку.

В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает.

Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги,

но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на

земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у

Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает:

«Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я

там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в

Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой

рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры,

пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и

преподобный Серафим отошел ко Господу.

После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году святую Канавку во

многих местах засыпали, вал сровняли. Наибольшие повреждения Канавка

потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали

различные коммуникации, а внутрь всей южной части Канавки была врыта

канализационная труба. Несмотря на многочисленные запрещения и

опасности, многие желающие продолжали ходить и молиться на святой

Лаврентия, были начаты работы по восстановлению первого участка святой

Канавки – от начала до первого поворота.

Хорошая статья про восстановление канавки,

По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время

Сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды

пономарь Андрей пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь

Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из

Санаксарского монастыря говорит:

С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести - серебро, с

шести до семи - бронза.

В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом

сказала - через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский

старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре,

тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники

на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы -

аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит,

молишься, и вдруг - словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно,

Царица Небесная возле тебя прошла…

избавление от тяжелых недугов многие и многие, всецело вверившие себя

заступничеству Пресвятой Богородицы и святого преподобного Серафима. Вот и стекаются люди к святой Канавке в Дивеевском монастыре. Просят

каждый о своем и получают просимое. Каждое слово на канавке доходит до неба.

Землю Канавки велел Батюшка брать паломникам для исцеления: «Будут

приезжать посетители, и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и

будет она вместо золота». Зная это, православные люди набирают землицу в

мешочки, развозят ее, как драгоценное сокровище, во все концы света, и

много - много исцелений происходит от этой землицы.»

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре >>

Дивеево. Святая Канавка. История, особенности, советы путешественникам

Цель этой статьи ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос – зачем вообще приезжают в Дивеево?

Изначально я знала про Дивеевский монастырь очень мало – то, что это особое, очень намоленное место, связанное с именем Серафима Саровского, и то, что здесь очень красиво. Ну и, пожалуй, все. Для приезжающих сюда этого очень мало.

Паломникам проще – они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.

Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я – тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

Особенное место – история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три – Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.

Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка “представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери “Умиление”.*

“Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”. ” (Отец Василий Садовский).*

Что же читают молящиеся? “Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.

Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.

Не могу оставить без советов тех, кто собирается ехать в Дивеево впервые.

Итак, что делать, где остановиться и как себя вести в Дивеево? 10 советов путешественникам

  1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
  2. Для автомобилистов – бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
  3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
  4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
  5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
  6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
  7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
  8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе “Дивное Дивеево” ВКонтакте. Уровень цен 300-400 руб./место. Предложений очень много. Много и другой полезной информации.
  9. Для путешественников: поездка в Дивеево хорошо вписывается в маршрут “Нижний Новгород – Арзамас – Дивеево – Муром”. Где остановиться на этом маршруте, можете прочитать в статье по этой ссылке.
  10. Дивеевский монастырь – с одной стороны, место святое, намоленное, с другой, серьезно вставшее на коммерческие рельсы предприятие. Современные нравы и здесь могут достать. Не обижайтесь на грубость от особо бойких, если что не так сказали или не так сделали. Просто будьте к этому готовы.

Архитектуру Дивеевской обители я покажу в отдельном посте, не огорчайтесь, что здесь не увидели.

* В статье использованы материалы книги “Канавка Царицы Небесной” (Свято-Троицкий Дивеевский монастырь, 2009. – 80 с. – ил.)