Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк. Медико-социальная экспертиза. Определение группы инвалидности

На медико-социальную экспертизу направляет лечащий врач поликлиники по месту жительства (онколог по месту жительства, терапевт, хирург). Обычно пациенты со злокачественными новообразованиями направляются на МСЭ не позднее 4 месяцев после начала планируемого комбинированного лечения.
Об этом указано в п. 16 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом": «Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При отказе в направлении на МСЭ от ЛПУ нужно потребовать справку об отказе, которую обязаны выдать.
Об этом указано в п. 19 Постановления: «В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно).

Сроки направления на МСЭ

Сроки нахождения на больничном листе указаны в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
- В пункте 27 указано, что на МСЭ направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:
-очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала;
-благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза - свыше 12 месяцев).
- Эти положения содержатся и в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в пункте 4 которого указано, что при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 4 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на МСЭ.

Также разработаны Рекомендации для руководителей лечебно-профилактических учреждений и лечащих врачей, специалистов-врачей исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации "Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах" (в соответствии с МКБ-10) (утв. Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ от 21 августа 2000 г. N 2510/9362-34, 02-08/10-1977П) , согласно которым установлены ориентировочные сроки нахождения на больничном при разных заболеваниях. В частности, при злокачественном новообразовании молочной железы 1, 2 , 3 стадии срок нахождения на больничном листе соответственно составляет 50, 80, 115 дней. Значительное увеличение или сокращение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности (на 30 и более процентов) должно служить поводом для проведения экспертизы временной нетрудоспособности заведующим отделением, клинико-экспертной комиссией (КЭК) с оценкой объемов, качества и эффективности медицинской помощи. Из чего следует, что больничный лист могут продлить еще на 30 дней по решению КЭК.

При онкологии прогноз клинический и трудовой прогноз считаются очевидно неблагоприятными и на МСЭ направляют не позднее но не позднее 4 месяцев от даты начала нетрудоспособности (выдачи больничного листа).

Бывают случаи, когда врачи ЛПУ говорят, что пациенту не положена группа инвалидности или прерывают больничный лист, чтобы не направлять на МСЭ. Однако врач не может знать, есть ли у пациента признаки инвалидности и что решит МСЭ в результате освидетельствования. Так что требуйте не прерывать больничный лист и направлять на МСЭ в указанные сроки. Тем более, что в связи с принятием новых критериев оценки признаков инвалидности (Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н), при онкозаболеваниях группа положена практически всегда.

Установление инвалидности в бюро МСЭ

Инвалидность устанавливается на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". В Приказе подробно описаны критерии установления инвалидности и условия получения той или иной группы.
Приведу только следующее.

Выделяют 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100.

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; (группа не устанавливается)
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; (соответствует 3 группе)
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; (соответствует 2 группе)
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. (соответствует 1 группе).

Например, после удаления злокачественной опухоли молочной железы:
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN0 М0 – 50 %
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN1 М0 – 60%
В течение первых 5 лет после удаления на более высоких стадиях – 80%
Нужно посмотреть приказ и приблизительно узнать, положена ли Вам группа и какая.

Обжалование решения бюро МСЭ

Решение бюро МСЭ об отказе в установлении инвалидности может быть обжаловано в течение месяца с момента отказа в признании лица инвалидом в главное бюро МСЭ. Заявление подается через районное бюро МСЭ или непосредственно в главное бюро.

Как должно проходить освидетельствование на МСЭ

Освидетельствование на МСЭ является государственной услугой. Об этом, порядке и сроках освидетельствования указано в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы".

Например, согласно пункта 12 , срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

Гражданин имеет право получить копии актов бюро МСЭ и посмотреть, что там написали эксперты, устанавливая или снимая группу инвалидности. Заявление о выдаче копий актов освидетельствования пишется на имя руководителя районного бюро и главного бюро.

Освидетельствование проводится по месту фактического проживания в любом городе

Об этом указано в пункте 20 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и в пункте 90 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы":
« Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации)».

При отказе районной поликлиники направить документы иногороднего пациента в бюро МСЭ, отказе в освидетельствовании в бюро МСЭ по месту фактического проживания в другом городе, следует со ссылками на указанные положения обратиться соответственно: к главному врачу ЛПУ, главному эксперту бюро МСЭ по области, требуя соблюдения прав и выполнения нормативных актов.

Медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги проводится:
на дому в случае, если получатель государственной услуги не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь; в стационаре, где получатель государственной услуги находится на лечении; заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро). (пункт 90 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н).

Больничный лист инвалидам

Инвалидам также выдается больничный лист, но с ограничениями, указанными в ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

- «застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году».

Группа инвалидности и работа

Уволить сотрудника, который находится на больничном листе, по своей инициативе компания не может. Об этом говорится в статье 81 Трудового кодекса РФ: «не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске». поэтому самостоятельно увольняться не следует.
Не могут уволить работника при установлении ему 3 группы инвалидности.
Инвалиды 2 группы тоже способны к выполнению трудовой деятельности, но в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств или с помощью других лиц. При установлении 2 группы инвалидности в ИПР указаны ограничения к труду. Например, нельзя поднимать тяжести, работать в условиях повышенного температурного режима и т.д. При установлении 2 группы работодатель может уволить работника, ссылаясь на то, что производственные условия не позволяют ему организовать для него специальные условия работы. Инвалид может и не требовать создания для него специальных условий труда, и работать, если может продолжать работу в прежних условиях, все зависит от вида трудовой деятельности, и от отношений с работодателем. Если создать специальные условия труда невозможно, а работник не может работать в прежних условиях, его могут перевести на другую, более легкую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, если у работодателя есть такое место. Но если в компании вообще нет подходящих инвалиду должностей, работника уволят в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса. Нерабочей является лишь 1 группа инвалидности. Если группа нерабочая, то в ИПР пишут, что доступен только надомный труд.

Технические средства реабилитации бесплатно по ИПР

После установления группы инвалидности некоторым пациентам требуются технические средств реабилитации (ТСР). К ним, в частности, относятся: протез груди, трости, противопролежневые матрацы и подушки, абсорбирующее белье, памперсы и др. . Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» содержится в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р. Не предусмотренные в перечне технические средства реабилитации в ИПР не вносятся и не предоставляются бесплатно.
Чтобы получить протез по ИПР, инвалид должен встать на учет в региональном отделении фонда социального страхования (ФСС) или региональном отделении социальной защиты населения по месту жительства (УСЗН) (далее уполномоченный орган). Обеспечивающий ТСР уполномоченный орган указан в ИПР. Там же попросят заполнить бланк заявления, представить паспорт, ИПР, справку МСЭ. Копии этих документов необходимо будет отдать для оформления в уполномоченный орган, который в 15-дневный срок с момента подачи заявления принимает решение о постановке инвалида на учет по обеспечению ТСР.

После этого по почте высылается:

1)- уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР

2) - направление на получение указанного средства, а в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов (см. приказ Минсоцздравразвития от 21 августа 2008г. № 439н).

О том, что подошла очередь на получение ТСР, инвалид должен быть извещен уполномоченным органом. У них же нужно узнать, куда можно приехать, чтобы забрать свое техническое средство реабилитации.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240).

Как онкобольному получить ТСР (например, протез груди, подгузники, простыни), если у него группа инвалидности по другому заболеванию, установленному ранее.

Если, например, женщина с РМЖ после мастэктомии (операции по удалению груди) имеет инвалидность, по другому заболеванию (не по онкологии) то она не сможет по выданной ей ранее ИПР бесплатно получить комплект протеза груди (лифы и экопротез) . Однако она может получить бесплатно комплект протеза груди по новой программе ИПР, для чего ей нужно обратиться к председателю ВК с просьбой через врача терапевта участкового оформлять новое Направление на МСЭ по форме 088/у-06 но только для разработки ИПР с целью обеспечения ТСР (протезом молочной железы и лифами).

Об этом указано в п. 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации":

«При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)».
При освидетельствовании пациентки для разработки ИПР эксперты бюро МСЭ, рассмотрят вопрос о наличии у нее признаков инвалидности по онкопатологии (по новым критериям инвалидность положена при удалении груди на начальных стадиях РМЖ).

И если такие признаки имеются, то в ИПР ей впишут нуждаемость в обеспечении протезом и лифами и в этом случае его можно получить бесплатно.

Аналогично по другим заболеваниям и другим ТСР.

Денежная компенсация, выплачиваемая инвалидам, приобретшим ТСР за свой счет

Инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации и услугами за счет федерального бюджета. Если это невозможно, либо он сам их оплатил, полагается компенсация. С 1 февраля 2011 г. ее размер ограничен стоимостью средств (услуг), предоставляемых бесплатно за счет федерального бюджета.
Компенсируется стоимость приобретенного средства (услуги), но не более цены аналогичного изделия (услуги), предоставляемого бесплатно. Компенсация равна стоимости ТСР, определенной по результатам последнего размещения гос. заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведенного областным уполномоченным органом до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР. Если он не проводился или не состоялся, используются сведения о последнем аналогичном заказе в другом регионе (в границах одного федерального округа, а при их отсутствии - в пределах страны).

Для получения компенсации инвалид подает заявление в уполномоченный орган по месту жительства, приложив к нему копию паспорта, копию ИПР, товарный и кассовый чек, копию страхового пенсионного свидетельства, копия сертификата на ТСР, копия сберкнижки. Узнать о стоимости гос. закупок конкретного ТСР на настоящий период и размере компенсации можно узнать в уполномоченном органе. Решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации услугу принимается уполномоченными органами в месячный срок с даты подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации инвалидом. Компенсация перечисляется на сберкнижку.

Приобретать протез груди за свой счет можно лишь в том случае, когда инвалид обратился в уполномоченный орган, был поставлен на учет и истек срок его обеспечения ТСР бесплатно (примерно через месяц).

Перед приобретением ТСР с последующей компенсацией его стоимости, предварительно необходимо проконсультироваться в уполномоченном органе.
Если уполномоченный орган отказывается предоставлять компенсацию за самостоятельно приобретенное ТСР, то инвалид может обратиться в суд с иском к уполномоченному органу о взыскании стоимости ТСР и компенсации морального вреда.

Порядок получения компенсации указан в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".

Можно ли получить ТСР, если онкопациент не имеет группы инвалидности

Например, женщине после удаления груди не была установлена группа инвалидности или инвалидность была снята, но в связи с удаленным органом по медицинским показаниям ей необходим протез груди. Его можно получить за счет средств областного бюджета лишь в том случае, если среднедушевой доход ее семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в области на душу населения. В регионах с этой целью принимаются соответствующие Законы и Постановления. Для получения интересующей информации необходимо обратиться в территориальное отделение департамента социальной защиты населения вашего района проживания.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомен­дации по трудовому устройству.

Медико-социальная экспертиза производится органами социальной защиты населения, в частности медико-соци­альной экспертной комиссией (МСЭК). МСЭК в своей ра­боте руководствуются Федеральными Законами и другими нормативными документами (см. перечень нормативных документов). В новые Федеральные Законы и Постановле­ния Правительства РФ, внесены дополнения и изменения по вопросам, касающимся детей-инвалидов. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до дос­тижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста.

Бронхиальная астма относится к числу тех хронических заболеваний, которые оказывают выраженное влияние на ограничение (снижение) жизненных и социальных функ­ций человека.

Число детей, больных бронхиальной астмой, зарегист­рированных в лечебно-профилактических учреждениях, только с 1996 по 2000 гг. увеличилось в 1,7 раза (с 366,3 до 624,3 на 100 000 детей). Эпидемиологические исследо­вания по программе ISAAC, проведенные в России, демон­стрируют еще более высокие цифры распространенности. Особенностью современной ситуации является нараста­ние инвалидизации в связи с ростом заболеваемости и формированием тяжелых форм болезни. Так, в 1999 г. распространенность инвалидности вследствие бронхиаль­ной астмы у мальчиков составляла 9,9, среди девочек - 4,9, а в 2000 г. - соответственно 10,2 и 5,0 на 10 000 детей соответствующего пола. Детальный анализ показывает, что средний возраст получения инвалидности при бронхи­альной астме - 5,5-6 лет.

В целом, от 5 до 10% детей с бронхиальной астмой име­ют неблагоприятный прогноз течения болезни с развитием тяжелых форм. Но даже у детей со средней или иногда легкой формой болезни сохраняется определенная сте­пень риска длительного влияния бронхиальной астмы на их последующую жизнь. Обострения и наличие постоян­ных симптомов болезни, высокая частота временной и стойкой утраты трудоспособности являются тяжелым бре­менем для самого пациента, его семьи и общества в це­лом. Поэтому применительно к бронхиальной астме очень важной является система медицинской регистрации пос­ледствий болезни.

Экспертная оценка бронхиальной астмы основывается на теоретических положениях концепции последствий бо­лезни и ее трех взаимосвязанных видов: нарушений (на уровне органа), ограничений жизнедеятельности (на уров­не организма), социальной недостаточности (на уровне личности). Важно подчеркнуть, что поводом для установ­ления инвалидности является не сама болезнь, а ее пос­ледствия [Руководство по классификации болезней и при­чин инвалидности. Русское издание (пересмотр 1989 г.). М.,1995].

Выявляемая при тяжелых формах болезни социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стой­ким расстройством функций организма, приводящая к ог­раничению жизнедеятельности и необходимости социаль­ной защиты, является основанием для признания ребенка инвалидом. Вопрос о признании гражданина инвалидом решают органы социальной защиты (государственная служба медико-социальной экспертизы). При принятии ре­шения о признании ребенка инвалидом службы медико-­социальной экспертизы руководствуются следующими фе­деральными законами, указами, постановлениями Прави­тельства:

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (Собрание законода­тельства Российской Федерации, 1995, №48, ст.4563), с изменениями от 27 мая 2000 г. №78-ФЗ (Российская газе­та, №103, 30.05.2000), от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (Рос­сийская газета, №153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 г.); от 4 января 1999 г. №5-ФЗ (Российская га­зета, №4, 13.01.99);

Федеральный закон «О внесении изменений и допол­нений в Федеральный закон «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. №172-ФЗ (Российская газета, №142, 23.07.99);

Федеральный закон №188-ФЗ от 29.12.2001 г. «О вне­сении изменений в Федеральный закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Рос­сийской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...;

Федеральный закон №123-ФЗ от 8.08.2001 г. «О вне­сении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федераль­ного закона «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» (Российская газета, №153-154, 10.08.2001);

Федеральный закон №74-ФЗ от 9.06.2001 г. «О внесе­нии изменения в статью 23 Федерального закона «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации», (Российская газета, №111, 14.06.2001);

Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной под­держки инвалидов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №965 «О порядке признания граждан ин­валидами»;

Постановление Министерства труда РФ и Министерст­ва здравоохранения РФ от 29.01.1997 г. №1/30 «Об утвер­ждении Классификаций и временных критериев, использу­емых при осуществлении медико-социальной экспертизы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 г. №707 «О внесении изменений и призна­нии утратившими силу некоторых Постановлений Прави­тельства Российской Федерации по вопросам, касающим­ся детей-инвалидов»;

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2000 г. №161 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.06.1991 г. №117 «О поряд­ке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».

Наряду с законодательными и нормативными актами в своей практической деятельности специалисты медико­социальной экспертной комиссии (МСЭК) используют так­же следующие инструктивные и методические документы:

Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Методические рекомендации Министерст­ва труда и социального развития РФ от 30.12.1998 г.;

Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилита­ции. Методические рекомендации для работников учреж­дений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Утв. Министерством труда и социального развития РФ 24.11.2000 г.;

Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие висцеральных и метаболических нарушений. Пособие. СПб: Эксперт, 2001, 110 с.

Учреждение здравоохранения направляет в установлен­ном порядке гражданина на медико-социальную эксперти­зу (МСЭ) после проведения необходимых диагностиче­ских, лечебных и реабилитационных мероприятий при на­личии данных, подтверждающих стойкое нарушение функ­ций организма, обусловленное заболеванием.

В направлении учреждения здравоохранения указыва­ются данные о состоянии здоровья пациента, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также ре­зультаты проведенных реабилитационных мероприятий. Для направления больного на МСЭ учреждением здраво­охранения используется специальная форма - «Направле­ние на ребенка до 18 лет для проведения медико-социаль­ной экспертизы» (форма №080/у-97). При первичном экс­пертном обследовании должны также предъявляться сле­дующие медицинские документы:

«История развития ребенка» (форма 112/у Минздрава России) из лечебно-профилактического медицинского уч­реждения по месту постоянного проживания ребенка;

«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-87) и/или «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у Минздрава России), а также ме­дицинские справки стационаров и других лечебно-оздоро­вительных учреждений, где пациент проходил обследова­ние или получал лечение (если они имеются);

Данные дополнительных обследований и анализов, ин­струментальных методов (если имеются).

Медицинские услуги, необходимые для проведения ме­дико-социальной экспертизы, включены в Программу го­сударственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В соответствии с принятой международной номенклату­рой нарушений, ограничений жизнедеятельности и соци­альной недостаточности под нарушением понимают нару­шение психологической, физиологической или анатомиче­ской структуры или функции вследствие определенного медицинского состояния. Оно может быть стабильным или нестабильным на момент осуществляемой терапии, с бла­гоприятным прогнозом или без перспективы улучшения в будущем.

Ограничение жизнедеятельности - это индикация об­щего эффекта вредного воздействия на жизнь пациента, объективное выражение нарушения. Степень проявления может быть обусловлена полом, возрастом, образовани­ем, экономическими и социальными факторами среды и т.д. Основные категории ограничения жизнедеятельности у детей с бронхиальной астмой - ограничение способно­сти к обучению, передвижению, игровой и трудовой дея­тельности.

Социальная недостаточность - такой недостаток данно­го индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выпол­нять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни.

По международной номенклатуре нарушений (МНН), имеющей свои разделы и рубрики, нарушения при болез­нях органов дыхания относятся к разделу 6 - висцераль­ным и метаболическим нарушениям, они вписываются в двузначную рубрику 61 - нарушение кардиореспиратор­ной функции и кардиореспираторные аномалии - и вклю­чают категории, обозначенные подрубриками:

61.0 одышка (диспноэ, ортопноэ, дыхательная недоста­точность);

61.1 другие расстройства дыхания (стридор и свистя­щее дыхание);

61.3 боль в груди в результате упражнений;

61.7 кашель и мокрота;

61.8 другое нарушение функции;

61.9 неуточненное нарушение.

Перед направлением ребенка на медико-социальную экспертизу необходимо убедиться в правильности клини­ческого диагноза.

Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, часто плохо распознают симптомы и недооценивают тяжесть своего состояния, особенно, если болезнь протекает в тя­желой форме и имеет длительный анамнез. Врач также может неточно оценивать такие симптомы, как диспноэ или наличие сухих хрипов.

Наиболее полное представление о степени нарушений дыхательной функции (наряду с клиническими проявлени­ями) дают функциональные методы. Функциональные ме­тоды не являются способом первичной диагностики при какой-либо нозологической форме, но позволяют оцени­вать отдельные синдромы нарушения ФВД.

Правильная оценка последствий болезни у пациентов с бронхиальной астмой тесно связана с методологией ис­следования ФВД. Оценка функции легких особенно ин­формативна при установлении диагноза бронхиальной ас­тмы у пациентов старше 5 лет и включает определение объема форсированного выдоха в 1-ую секунду (ОФВ1), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), пико­вой скорости выдоха (ПСВ) и гиперреактивности дыха­тельных путей.

В специализированных центрах могут использоваться стандартизованные провокационные тесты с метахолином или гистамином. Результаты их могут быть представлены в виде концентрации агента, вызывающего падение ОФВ1 на 20% (или РС20). Наличие гиперреактивности подтвер­ждается тогда, когда РС20 меньше 8 мг/мл метахолина или гистамина. В реальной клинической практике в педиатрии используется тест с физической нагрузкой. Тест подтвер­ждает бронхиальную гиперреактивность, если у пациента после нагрузки ОФВ1 снижается на 15% или более от ис­ходного уровня.

У детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы и определение степени нарушений/ограничений жизнедея­тельности основываются, главным образом, на результатах клинической оценки симптомов и результатах физикального обследования. Ввиду того, что измерение обструкции и гиперреактивности дыхательных путей у младенцев и детей младшего возраста требует сложного оборудования и явля­ется довольно трудным, эти измерения проводятся, как пра­вило, в крупных научных центрах в исследовательских це­лях. Детей в возрасте 4-5 лет можно научить пользоваться пикфлоуметром и получить достоверные результаты. Одна­ко, несмотря на строгий контроль родителей за тем, как и когда проводятся эти измерения, измерение ПСВ в этом возрасте может быть неадекватным.

Таким образом, тщательные протоколы и максимально точный функциональный диагноз имеют важное значение как для врача, осуществляющего лечение больного, так и для специалиста, осуществляющего экспертную оценку состояния пациента. Очевидна необходимость создания унифицированного специального клинического руководст­ва по оценке нарушений/ограничений жизнедеятельности у пациентов с бронхиальной астмой и другими заболева­ниями органов дыхания для использования медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, экспертных служб, страховых компаний.

Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться на срок от 6 мес до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ре­бенком 18-летнего возраста. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., когда были определены показания для установления инвалидности детям. Это положило начало новому государственному подходу к пониманию проблем детской инвалидности и предоставлению прав на социаль­ную защиту.

Социальная защита - система гарантированных госу­дарством постоянных и (или) долговременных экономиче­ских, социальных и правовых мер, обеспечивающих инва­лидам условия для преодоления, замещения (компенса­ции) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Права детей на социальную защиту в случае наруше­ний/ограничений жизнедеятельности обеспечиваются фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, а так­же предложениями ВОЗ и других международных докумен­тов. Постановлением Правительства Российской Федера­ции №909 от 09.09.1993 г. была утверждена программа «Дети России», в структуру которой был включен раздел «Дети-инвалиды», а Указом президента РФ №1696 от

18.08.1994 г. ему был придан статус Федеральной програм­мы. Утверждены и другие программы с аналогичными це­лями (например, «О федеральной целевой программе «Со­циальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» в Пос­тановлении Правительства РФ №36 от 14.01.2000 г.).

Дети-инвалиды и их семьи имеют право на пенсионные льготы и социальное обслуживание. В соответствии с За­коном РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. №340-1, ст. 113,114 социальная пенсия назначается ребенку-инвалиду до 18 лет. Матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия устанав­ливается по достижении 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в тру­довой стаж для назначения пенсии (ст.11). В соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компен­сационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми» №551 от 17.03.1994 г. и Постановлением Правитель­ства РФ «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществ­ляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №549 от 25.05.1994 г. органом, выплачивающим социальную пенсию ребенку, назначается ежемесячная компенсацион­ная выплата неработающему трудоспособному члену се­мьи, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% минимального размера оплаты труда.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 11 и 28), Постановле­ние Правительства РФ «Об утверждении перечня катего­рий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики» №1Ш от 19.11.1993 г. предусматривают обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации.

Право на бесплатное социальное обслуживание гаран­тируется в следующих законодательных документах:

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 17.05.1995 г.;

Федеральный закон «Об основах социального обслу­живания населения в РФ» №195-ФЗ от 15.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и ин­валидам государственными и муниципальными учрежде­ниями социального обслуживания №1151 от 25.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О порядке и усло­виях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражда­нам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслужива­ния» №473 от 15.04.1996 г.;

Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных соци­альных услуг государственными социальными службами» №739 от 24.06.1996 г.;

Приказ Минсоцзащиты РФ «О порядке и условиях за­числения на социальное обслуживание на дому» №218 от 15.09.1995 г.

Внеочередное обслуживание на предприятиях торгов­ли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами регламен­тирует Указ Президента РФ «О дополнительных мерах го­сударственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г.

В Кодексе Законов о Труде РФ от 09.12.1971 г. (ст. 170, 54, 163) определены льготы по трудовой деятельности:

Запрещается отказывать в приеме на работу работни­кам и снижать им заработок по мотивам, связанным с на­личием у них детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.

Запрещается увольнять работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, по инициативе работодателя, кроме слу­чаев ликвидации организации, когда допускается увольне­ние с обязательным трудоустройством. Обязательное тру­доустройство указанных работников осуществляется ра­ботодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период тру­доустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочно­го трудового договора (контракта).

Запрещается привлекать работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочным работам и направлять та­ких работников в командировки без их согласия

Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск ра­ботнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет, продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск может быть присое­динен к очередному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям).

Право работников, имеющих детей-инвалидов или ин­валидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

В соответствии с КзоТРФ от09.12.1971 г., (ст. 163, ст. 239) и разъяснением Минтруда РФ и Фонда Социального Страхо­вания РФ «О порядке предоставления и оплаты дополни­тельных выходных дней в месяц одному из работающих ро­дителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 г. и не утратившим силу Постановлением ВС СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детст­ва, укреплению семьи» №1420-1 от 10.04.1990 г. (подпункт2 п.8) определяется право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении раз­мера пособия по временной нетрудоспособности независи­мо от перерыва в работе.

В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвали­дов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 18) и Указом Пре­зидента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г. детям до­школьного возраста предоставляются необходимые реа­билитационные меры и создаются условия для пребыва­ния в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учрежде­ниях общего типа, создаются специальные детские дошко­льные учреждения. Этими законодательными документа­ми предусматривается первоочередное устройство детей-инвалидов в детские дошкольные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.

Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядоче­нии платы за содержание детей в детских дошкольных уч­реждениях и о финансовой поддержке системы этих учре­ждений» №2464-1 от 06.03.1992 г. предусматривает осво­бождение от платы за пребывание в детском дошкольном учреждении родителей, имеющих детей, у которых выявле­ны недостатки в физическом или психическом развитии.

Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы .

Медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:

1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы - общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.

2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы - бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.

3. Бюро медико-социальной экспертизы - филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.

В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:

1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3. изучение уровня и причин инвалидности населения;

4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Кто направляет на медико-социальную экспертизу?

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу:

1. Медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (приказ Минздравсоцразвития РФ № 77).

2. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ().

3. Органом социальной защиты населения (приказ Минздравсоцразвития РФ № 874).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если вышеуказанные организации отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка , на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно .

Где проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро медико-социальной экспертизы :

По месту жительства гражданина;

По месту пребывания гражданина;

По месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;

На дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением:

Направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;

Медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина, с обязательным ведением протокола (приказ Минтруда 322н).

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, либо законному представителю, в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. (приказ Минздравсоцразвития РФ № 373н).

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина может составляться программа дополнительного обследования. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Реабилитация инвалидов

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением заболеваний, включенных в вышеуказанный перечень, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, устанавливается);

не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину, либо в медицинских документах содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно , но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование гражданина ранее установленного срока, либо гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению медицинской организации, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро медико-социальной экспертизы, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы контроля за решениями, принятыми соответственно филиалами главных бюро, главным бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок обжалования результатов медико-социальной экспертизы

Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления , подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:

1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

20 май 2016 Просмотров: 20475

Работник принес документы об инвалидности. Как уволить? Или, что делать, если рекомендации врачей невыполнимы?

Стало известно, что работник получил инвалидность. В такой ситуации сразу возникает множество вопросов, требующих немедленного ответа.

Основные из них:

1. Как уволить работника?

2. Можно ли по группе инвалидности определить, что работник полностью нетрудоспособен?

3. Когда работник не может отказаться от программы реабилитации?

4. Какой документ будет тем медицинским заключением, которое требуется для перевода работника?

Давайте разбираться, как нужно поступить.

Д ля работодателя индивидуальная программа реабилитации инвалида - обязательный документ. Но, работник вправе отказаться от нее.

Часть работников-инвалидов отказывается от программы реабилитации. Но не торопитесь удовлетворять просьбу работника. Его функционал может быть связан с опасным производством или ответственной работой, от которой зависит жизнь других людей. В этих условиях безопаснее строго следовать рекомендациям врачей и изменить условия труда. Если медики предписали сократить объем работы, устанавливайте сокращенное или неполное рабочее время; это зависит от группы инвалидности. Так как вы меняете одно из условий трудового договора, подпишите с работником дополнительное соглашение. А еще может понадобиться перевод работника. Нужен он или нет, вы поймете из программы реабилитации. Сравните рекомендации и фактические условия труда. Увольняйте работника, если он отказывается от перевода или в компании нет подходящей работы. И не забудьте заплатить ему выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка.

Если работник представил только справку об инвалидности, запросите программу реабилитации.

Работники-инвалиды имеют право на льготы. Часть из них указана в законе, как, например, продолжительность ежегодного отпуска в 30 календарных дней. Кроме того, для каждого инвалида медики разрабатывают индивидуальную программу реабилитации. В нее вносят рекомендуемые условия труда (дополнительные перерывы, факторы, которые нужно исключить, и т. п.). Работодатели не всегда правильно исполняют программу, а это ведет к конфликтам с работниками и претензиям контролеров.

Согласно п. 36 Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 ; далее - Правила № 95 ), когда медики признают гражданина инвалидом, то выдают ему:
- справку, подтверждающую инвалидность с указанием группы. Всего их три: I, II и III. Форма справки утверждена
приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н ;
- индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА). В ней медики прописывают мероприятия, которые должны помочь гражданину адаптироваться в обычной жизни и на рабочем месте. Форма ИПРА приведена в
приказе Минтруда России от 31.07.2015 № 528н .

Ранее программа называлась ИПР (приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н ). Она действует в течение срока, на который ее выдали.

Бывает, что работник представляет справку без ИПРА. Запросите программу дополнительно, а иначе к работодателю могут придраться контролеры.

Судебная практика
Инспектор ГИТ установил, что работодатель нарушил
п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 и принял инвалида на работу, которая была ему противопоказана. Когда работодатель получил предписание устранить нарушение, он попытался его оспорить. Работодатель заявил, что работник не предъявил ИПРА, а комиссия при приеме признала его годным для работы. По мнению суда, работодатель знал об инвалидности работника, имел справку об этом и мог проявить должную осмотрительность и запросить ИПРА (апелляционное определение ВС Республики Бурятия от 03.06.2015 № 33-1988/2015 ).

Работодателю важно получить оба документа по следующей причине. Справка и ИПРА в совокупности - это медицинское заключение. На его основании работодатель обязан предложить работнику перевод, сократить время его работы, отстранить от работы или даже уволить (ст. 73 ТК РФ ). Это подтверждают апелляционные определения Кемеровского областного суда от 27.09.2012 № 33-9565 , Иркутского областного суда от 04.10.2012 по делу № 33-8224/2012 , Свердловского областного суда по делу № 33-11529/2014, Кировского областного суда от 15.10.2014 № 33-3652/2014 .

Без справки и ИПРА принять правильное решение невозможно, поскольку не хватит информации о подходящих условиях труда.

Помните! Четыре обязанности, которые нужно выполнить независимо от информации в ИПРА

В ИПРА определены требования к организации рабочего места для конкретного человека. В законе прописаны общие льготы для работников-инвалидов. Последние нужно соблюдать, даже если работник отказался от ИПРА.

Первая. Сокращаем рабочую неделю до 35 часов. Правило действует для работников с I или II группой инвалидности (ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Вторая. Предоставляем ежегодно 30 календарных дней оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 115 ТК РФ, ч. 5 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Третья. Оформляем по желанию работника отпуск за свой счет. Его продолжительность может достигать 60 календарных дней в год (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).

Четвертая. Запрашиваем согласие на все переработки и командировки (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ, ч. 4 ст. 23 Закона № 181- ФЗ).

В указанных нормах нет условия о действующей ИПРА. Поэтому исполняйте их независимо от решения работника о программе реабилитации. Группу инвалидности вы узнаете из больничного листа и (или) справки.

Отказаться от программы реабилитации нельзя, если работа опасна

И мейте ввиду, что работодатель вправе уволить во время отпуска работника-инвалида, который отказался от перевода. Ведь причина - объективные, не зависящие от воли сторон обстоятельства, а не инициатива работодателя (определения Московского областного суда от 22.09.2014 № 33-20507/2014 , Ставропольского краевого суда от 28.11.2014 № 33-7381/2014 ).

Работодатель узнает об инвалидности работника от него самого или из письма учреждения медико-социальной экспертизы. Они обязаны направлять выписки из ИПРА в адрес организаций, включая работодателей, которые будут исполнять программу (ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ; далее - Закон № 181-ФЗ ). Источник поступления ИПРА значения не имеет. После получения программы начинайте исполнять ее независимо от того, попросил работник об этом или нет (ч. 2 ст. 11 Закона № 181-ФЗ , апелляционное определение Самарского областного суда от 15.04.2015 № 33-3934/2015).

Не все работники хотят менять условия работы в соответствии с ИПРА. Да и работодатель не всегда готов терять нужного специалиста из-за запретов медиков. Тогда можно воспользоваться правилом ч. 5 ст. 11 Закона № 181-ФЗ. По нему работник-инвалид вправе отказаться от ИПРА (полностью или частично). Отказ освобождает работодателя от ответственности за несоблюдение ограничений (ч. 7 указанной нормы).

Без заявления об отказе от ИПРА работодатель обязан обеспечить работника подходящими условиями труда (решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 23.05.2011 № 2-207/2011, определения Самарского областного суда от 19.06.2014 № 33-5223/2014 , Кемеровского областного суда № 33-13802).

Форма заявления об отказе от ИПРА в законе не установлена. Поэтому работник может написать его в произвольной форме. Проконтролируйте, чтобы он указал:
- Ф. И. О., должность и подразделение;
- реквизиты ИПРА и наименование медучреждения-составителя;
- ограничение, от которого он отказывается (например, от снижения объема работы в два раза).

Но, как показывает судебная практика, иногда отказываться от ИПРА нельзя. Речь идет о профессиях, от которых зависит жизнь и здоровье не только работника, но и других людей. Например, водители или работники опасных производств. Если работодатель удовлетворит их просьбу и допустит до работы, то подвергнет риску окружающих. Отвечать за последствия придется работодателю. Игнорирование рекомендаций медиков послужит, скорее всего, отягчающим обстоятельством.

Так, в одном деле суд восстановил работника в должности, поскольку посчитал, что он вправе отказаться от реабилитации. Но Верховный суд Республики Карелия отменил решение. Работник управлял транспортным средством - источником повышенной опасности. Врачи выявили у него заболевания, которые могут привести к негативным последствиям. Работодатель был не вправе проигнорировать медзаключение. В данном случае увольнение - правильное решение (апелляционное определение от 27.10.2015 № 33-4166/2015 ).

В подобных ситуациях безопаснее четко следовать рекомендациям медиков. Свое решение объясните работнику так. В части 2 ст. 212 ТК РФ установлены обязанности работодателя в области охраны труда. В случае медицинских противопоказаний работника нельзя допускать к работе (абз. 13 указанной нормы). Такие ограничения установлены в ИПРА. Если он не согласен с оценкой состояния здоровья, то вправе обратиться за переосвидетельствованием (разд. V Правил № 95 ). Как только медики снимут ограничения, работник сможет трудиться в полную меру.

Если формулировки ИПРА расплывчаты, запросите разъяснения у медиков

Цель переписки - добиться максимально подробной информации о запретах и ограничениях для работника-инвалида. так вы снизите риск того, что суд восстановит работника, уволенного из-за отсутствия подходящих вакансий.

В ИПРА встречается фраза «труд в специально созданных условиях». Она общая, а потому на ее основании трудно принять правильное решение. Вы решите проблему, если напишете на имя руководителя бюро МСЭ письмо с просьбой уточнить, что медики имели в виду. При этом перечислите:
- функционал работника;
- вредные и опасные факторы, с которыми ему приходится работать;
- особые условия труда (например, командировки и другие разъезды, работу на высоте и т. п.).

Без разъяснений работник получит шанс оспорить увольнение (апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 21.08.2012 № 33-1360/9).

Чтобы уменьшить объем работы, нужно сократить время работы до 35 часов - столько в неделю может работать инвалид I или II группы.

Если по ИПРА работнику запрещено трудиться в фактических условиях, отстраните его от работы (апелляционное определение Тамбовского областного суда от 25.07.2012 № 33-1820). Для этого издайте приказ и ознакомьте с ним работника под роспись. Платить зарплату в период отстранения не нужно (абз. 5 ч. 1 , ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Поступайте аналогично и тогда, когда работник при приеме скрыл инвалидность и предъявил ИПРА уже в процессе работы. Увольнять его из-за нарушения правил заключения трудового договора - ошибка (решение Советского районного суда г. Орла от 08.05.2013 № 2-1139/2013).

Дальше нужно изучить рекомендации врачей. Одна из частых рекомендаций - уменьшить объем работы. Для работников с III группой инвалидности это влечет уменьшение заработка. Поэтому они часто оспаривают переход на меньшую ставку. С инвалидами I и II групп возникают споры об оплате сверхурочных часов.

Условия труда работника-инвалида

I и II группы

III группа

Рабочее время

Не более 35 часов в неделю

Объем работы устанавливают медики

Заработок

Полная оплата, как при 40 часах работы

Пропорциональная оплата

Отпуск

30 календарных дней

Сверхурочная, ночная работа, командировки и т. п.

Только с согласия, дополнительные ограничения - в ИПРА (ИПР)

Переработка у инвалидов I и II групп. Первые две группы инвалидности предполагают, что работник будет трудиться не более 35 часов в неделю. В ИПРА медики прописывают продолжительность рабочего дня и более частые по сравнению с коллегами перерывы. Но работодатели не всегда устанавливают сокращенную неделю; работники трудятся 40 часов. В суде они требуют оплатить сверхурочные часы.

У работодателя есть шанс выиграть дело о переработках. Суды аргументируют свои решения тем, что работники не представили работодателям ИПРА и не заявили о желании реализовать программу. В одном деле работник даже написал заявление об установлении ему 40-часовой рабочей недели. Это стало дополнительным свидетельством отказа от ИПРА (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2015 № 33-636/15 , решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 24.12.2015 № 2-3556/2015).

Но такие выводы судов неоднозначны. Сомнительна сама возможность отказа работника от сокращенной недели. Эта льгота прописана в законе, а не установлена по соглашению сторон. Не факт, что другой суд займет аналогичную позицию.

Уменьшение объема работы у инвалида III группы. Конфликты с работниками-инвалидами III группы - обычное дело. Работодатели снижают им объем работы путем перевода на 0,75 или 0,5 (и менее) ставки. При этом уменьшается заработок, так как за неполное рабочее время полагается пропорциональная оплата. Те, кого это не устраивает, идут в суд.

Работники выигрывают дела, если:
- работодатель в одностороннем порядке издал приказ об уменьшении рабочего времени;
- работник отказался подписать дополнительное соглашение о переходе на новый режим работы;
- при этом он подал заявление, в котором отказался от ИПРА и продолжил трудиться в прежнем режиме (апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2014 № 33-42779/2014 ).

Аналогичные обстоятельства помогли выиграть работнику и в другом деле. Причем суд отклонил довод работодателя о том, что отказ нужно направлять в медучреждение (апелляционное определение Ростовского областного суда от 05.12.2013 № 33-15549/2013).

Но есть и противоположная судебная практика. В этих делах работники подписывали дополнительные соглашения о новом режиме работы, но затем оспаривали их. При этом работники заявляли об отказе от ИПРА. В обоих случаях суды отклонили этот аргумент. По их мнению, работодатель обязан соблюдать рекомендации из ИПРА. Тем более если работник подписал программу без замечаний (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.12.2012 № 33-10905 , решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 2-3439/2015).

Работнику-мужчине нужно предлагать и типично женские должности.

Если врач запретил работнику трудиться по должности, предложите ему перевод. При этом не важно, что традиционно этой работой занимаются женщины.

Перевод работника по медицинским показаниям - это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 73 ТК РФ). Главное условие такого перевода - новая должность соответствует ИПРА и квалификации работника. Если вакансии не отвечают этим критериям или работник не готов к переводу, его увольняют (апелляционное определение Оренбургского областного суда от 10.06.2014 № 33-3325/2014).

Иногда работники оспаривают увольнение только из-за оплошности работодателя. Причина, по которой суд восстановит работника - ему не предложили или предложили не все подходящие вакансии. Включайте в список свободных должностей даже традиционно женские, например, делопроизводителя, билетного кассира (определения Московского городского суда от 05.10.2010 № 33-31025, от 22.12.2014 № 33-41582, ВС Республики Мордовия от 21.08.2012 № 33-1360/9).

Предложите работнику перевод, даже если в ИПРА об этом прямо не сказано

И мейте ввиду, что работник взыщет моральный вред за сверхурочные и ночную работу, если его привлекали к работе без запроса согласия. Суд применит ст. 237 ТК РФ и обяжет работодателя расплатиться за неправомерные действия ( апелляционное определение ВС Республики Коми от 23.10.2014 № 33-5207/2014 ).

Работодатель вправе уволить работника, который отказывается от перевода. Основание - п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Его же применяют, если в компании нет вакансий, подходящих для инвалида. Когда работники оспаривают увольнение, они заявляют, что в ИПРА не сказано о переводе. Программа обязывает работодателя создать специальные условия работы. Но это ошибочное мнение.

В ИПРА есть графа для рекомендуемых условий труда. Медики в ней указывают:
- продолжительность рабочего времени;
- индивидуальную норму выработки;
- дополнительные перерывы в работе;
- противопоказанные производственные факторы и условия труда;
- примерные условия для работы инвалида и т. п.

Иногда медики советуют конкретную должность. Отнеситесь к таким рекомендациям критически. Медики не знают реальных условий работы и только предполагают пользу от подобного перевода. Поэтому ознакомьтесь со всеми противопоказаниями. Они могут противоречить указанной в ИПРА должности. Тогда перевод невозможен.

Так, в одном деле работнице рекомендовали работу лаборантом. Но в компании такая работа была связана с вредными факторами, которые запрещены той же ИПРА. Поэтому работодатель не перевел работницу лаборантом, а уволил ее по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Суд признал это законным (апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.08.2014 № 11-8112/2014 ). Аналогично завершилось и другое дело (определение Кемеровского областного суда от 09.11.2011 № 33-12418 ).

В то же время рекомендации к переводу работника встречаются редко. Чаще всего медики указывают в документах неподходящие факторы и желательные условия труда. Работодатель поймет, необходим перевод или нет, сравнив ИПРА и фактические условия труда.

Судебная практика
Работнику-инвалиду медики разрешили трудиться в оптимальных условиях труда (1-й класс). В компании все вакантные рабочие места имели 3-й класс вредности. В данной ситуации переводить работника было некуда, поскольку любая работа противоречила ИПРА. Пришлось работника уволить. Суд признал решение законным (
апелляционное определение Московского областного суда от 14.09.2015 по делу № 33-21873/2015 ).

Законность увольнения докажут должностные инструкции и карты спецоценки (аттестации) условий труда. Они наглядно покажут, что ни одна работа не соответствовала требованиям ИПРА. И не важно, включили медики в ИПРА рекомендацию о переводе или нет (определения Брянского областного суда от 29.07.2014 № 33-2042/2014 , Самарского областного суда от 15.04.2015 № 33-3934/2015, Хабаровского краевого суда от 08.07.2015 № 33-4032/2014 , Кемеровского областного суда от 30.07.2015 № 33-5120 ).

Работнику, с которым вы расстаетесь по п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, полагается выходное пособие. Его размер - двухнедельный средний заработок (абз. 2 , абз. 6 ч. 3 ст. 178 ТК РФ). Выплатите его один раз, при окончательном расчете.

Сохранять средний заработок за второй и третий месяцы после увольнения не нужно. Это правило действует только при ликвидации и сокращении (части 1 , 2 ст. 178 ТК РФ).

Нельзя забывать о том, что 3-я степень ограничения означает полную неспособность к труду.

А еще 3-я степень применительно к способности к труду допускает элементарную трудовую деятельность. Поэтому не увольняйте работника, не изучив остальную информацию в ИПРА.

Учреждение медико-социальной экспертизы признает гражданина инвалидом на основании ряда нормативных актов. Один из них - приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее - Приказ № 1024н). Там классифицированы расстройства здоровья. Ограничения к трудовой деятельности имеют три степени. 3я степень - самая тяжелая (подп. «ж» п. 6).

Некоторые работодатели, когда видят в ИПРА 2-ю или 3-ю степень ограничения, увольняют работников по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Но это основание можно применять, если трудовая деятельность противопоказана в ИПРА (определение Хабаровского краевого суда от 10.06.2015 № 33-3064).

Если информации о полной нетрудоспособности нет, используйте п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Иначе работник оспорит увольнение. Суды восстанавливают работников и меняют формулировку основания увольнения в зависимости от требований (определения Иркутского областного суда от 15.03.2011 № 33-2029/11, Липецкого областного суда от 23.04.2014 № 33-909/2014, Челябинского областного суда от 18.02.2016 № 11-2364/2016).