Правила и методы мозгового штурма. Брейнсторминг – эффективный метод поиска решений

Брейнсторминг (мозговой штурм) - это метод, направленный на поиск эффективных решений.

Для этого специально собранная команда в определенный промежуток времени генерирует неограниченное количество различных идей, решающих конкретную задачу. Применение этого метода оптимизирует креативное мышление участников и помогает найти оптимальное решение анализируемой проблемы.
В первые метод был воплощен на практике Алексом Осборном. Именно он заметил, что люди зачастую не решительно высказывают креативные идеи для решения проблем из-за страха выделиться либо быть осужденным коллегами, начальством и т.д. В методе мозгового штурма критика или осуждение идей, которые выдвигаются, категоричестки запрещена, даже если они на первый взгляд кажутся нелепыми.

Основными принципами техники брейнсторминга являются:
Преобразование количества в качество;
Запрет на отклонение любых идей в начале обсуждения.

  • Для чего нужен метод брейнсторминг?

По результатам исследований, в процессе которых ставилась задача определить эффективность генерации идей индивидуально или коллективно, было выявлено, что количество оригинальных и креативных решений, cгенерированных в коллективе, в несколько раз превышает результат индивидуальной деятельности.
Стереотип относительно того, что метод брейнсторминга подходит исключительно для творческой сферы рекламы и маркетинга, уверенно опровергается результатами, полученных в других, менее креативных отраслях: для решения управленческих проблем, в научно-технической сфере, а также для поиска решений в личной жизни.

Брейнсторминг – это идеальный инструмент для поиска быстрого и эффективного решения в любой ситуации.
Использование мозгового штурма позволяет отобрать наиболее подходящие идеи в начале процесса обсуждения с последующим их обсуждением. Оптимальный размер команды, работающей по методу брейнсторминга, составляет 8-10 участников. Идеология метода заключается в том, что после проведения генерации и обсуждения идей, каждый участник чувствует, что сделал вклад в общий проект, что позитивно влияет на мотивацию работников и на эффективность их работы.

  • Главные правила осуществления брейнсторминга.

Первое и основное правило в проведении мозгового штурма – это запрет критики любых идей, даже если они слишком отдалены от реальности. Уверенность участников в том, что любая идея будет рассмотрена, способствует снятию неловкости и способствует их активности. Второе правило заключается в том, что каждый участник должен избавиться от напряжения, раскрепостив разум, для того, чтобы генерировать идеи, порой даже фантастические. Возможно, даже в самой не реальной идеи кроется рациональное зерно, которое позже превратиться в эффективное решение. Третье правило брейнсторминга - это отсутствие ограничений на количество выдвигаемых идей. Чем больше смелых и неординарных решений высказано, тем эффективнее проведен мозговой штурм и ближе решение проблемы.

  • Алгоритм проведения брейнсторминга.

Метод мозгового штурма проводится в определенной последовательности действий.
Определение управляющего (модератора) процессом мозгового штурма
Модератор – это основное действующее лицо, от которого во многом зависит эффективность проведения всего мероприятия. Модератор регламентирует процесс обсуждений и стимулирует участников высказывать идеи.

Основными функциями модератора являются:

Мотивация участников перед началом обсуждения. Для этого модератор оглашает цель, которая преследуется в результате проведения мероприятия, и отмечает, что от каждого участника зависит эффективность ее достижения. Основная задача модератора – стимулировать активность участников.
Управление процессом высказывания мнений. Модератор дает слово поочередно каждому участнику, подбадривая высказывать даже самые сумасшедшие идеи.
Незамедлительное пресечение критики коллег – также задача модератора. Эта проблема обязательно возникает на раннем этапе брейнсторминга. Модератор должен тактично пресечь любую критику до того, как она станет причиной снижения активности участников.
Модератор должен одинаково равно относиться ко всем участникам мозгового штурма, независимо от того, кто выдвигает действительно полезные идеи.
Также важной функцией является стимулирование потока креативных идей, высказываемых участниками. Профессионал, управляющий мозговым штурмом, всегда имеет в запасе несколько наводящих вопросов, с помощью которых можно возобновить процесс обсуждения. Примерами таких вопросов являются: «Как по-другому можно взглянуть на исследуемую проблему?», «Каким образом можно объединить несколько идей?» и т.п.
Регламентирование времени, отведенного на изложение своих идей, также регулирует модератор. В этом случае важно соблюдать тактичность, что бы не обидев, корректно прервать выступающего человека.

На должность управляющего мозговым штурмам необходимо выбрать человека, далекого от творчества с рациональным мышлением. Такой человек должен следить за тем, что бы обсуждение креативных идей не заходило слишком далеко от основной цели собрания. К тому же важно учитывать, что должность модератора не должна быть по уровню выше, чем должностной уровень собравшихся участников. В противном случае управляющий брейнстормингом будет сковывать активность коллектива.
Последовательность этапов проведения и техника брейнсторминга.

Брейнсторминг делят на следующие виды:
Организованный;
Бесконтрольный.
Бесконтрольный брейнсторминг обычно применяется в критических ситуациях, в моменты, когда все креативные идеи исчерпаны, а участники поникли и не проявляют активность. Однако следует помнить, что этот вид мозгового штурма может легко превратиться в бесполезную болтовню, не имеющую никакой ценности.

Поэтому более эффективным является организованный брейнсторминг, который осуществляется в несколько этапов:
1. Постановка цели и донесение ее до всех участников собрания. Если проблема комплексная и сложная, то ее необходимо разделить на мелкие задачи. Если это невозможно, тогда мозговой штурм может быть не самым подходящим инструментом. Поэтому модератор изначально должен поставить цели правильно, что бы их четко понимали все.

2. Главная задача руководителя в организации процесса брейнсторминга– это подбор участников мозгового штурма. Все работники должны иметь одинаковый социальный статус, одинаково разбираться в проблеме. И как уже отмечалось ранее, количество участников не должно превышать десяти человек. Также важно создать непринужденную атмосферу и обеспечить полноценный рабочий процесс. Для этого необходимо расставить по кругу удобные стулья и установить доску или флип чарт, на которые будут записываться все идеи участников. Помимо этого необходимо помнить о назначении наблюдателей, которые будут следить за реакцией участников брейнсторминга и будут записывать их идеи.

3. Сам процесс проведения мозгового штурма – это следующий этап. Начинается мозговой штурм с вступления модератора, который объясняет правила работы, указывает ее цель, описывает проблему и заносит основные тезисы на доску. Выступление должно быть кратким и не продолжаться более 15 минут. Далее следует непосредственный процесс генерации идей. При этом модератор следит, что бы процесс не остановился и задает наводящие вопросы для его стимулирования. После этого полученные результаты оцениваются и классифицируются. Для этого участники сами принимают критерии оценки, которые ранжируют по важности. Далее каждый объясняет сущность своей идеи и поясняет детали. Важно, чтобы каждое высказывание воспринималось как единое верное. Только в таком случае можно найти то самое рациональное зерно, которое поможет достичь цели. Интересно, что уже на этом этапе конструктивная критика является необходимым элементом. В результате все идеи группируются с целью получения искомого решения задачи.

4. Завершающий этап – это выбор наиболее подходящей группы идей. При этом рассматривается их реалистичность и возможность воплощения на практике. Этот этап самый ответственный, так как именно тут оценивается эффективность мозгового штурма. Случается так, что ни одна из сгенерированных идей не подходит для решения проблемы. Но даже в этом случае, неудачные идеи могут быть основой гениальных задумок.
Важно не переусердствовать с мозговым штурмом и не забывать, что если идеальное решение не найдено, не стоит внедрять все, что удалось сгенерировать. Также процесс брейсторминга будет бесполезным, если полученные идеи абсолютно нереалистичны или процесс их реализации непонятен. Многие менеджеры знают, как хорошая идея может быть испорчена только по тому, что не получила достойной реализации. Не повторяйте чужих ошибок и тогда, при правильном использовании техники мозгового штурма, не придется долго ждать результатов.

Методика мозгового штурма была впервые предложена Алексом Осборном в 1953 году. Создатель метода предположил, что одним из главных препятствий при генерации идей является «страх критики»: очень часто инновационные идеи остаются невысказанными из боязни быть «неправильно понятыми» коллегами либо руководством. Задача мозгового штурма – исключить оценочный фактор на начальных этапах генерирования идей. Разработанный Осборном метод базируется на двух основных принципах – «отсрочивание оценки идеи» и «количество порождает качество».

«Плюсы» метода мозгового штурма

  • Простота овладения и использования
  • Незначительность затрат времени, необходимого для проведения «мозгового штурма»
  • Универсальность метода
  • В большей степени применим для решения организационных задач и несложных задач технической направленности

«Минусы» метода мозгового штурма

  • Возможность применения метода для решения несложных задач
  • Отсутствие критериев, которые дают определяющие направления «продуцирования» идей
  • Отсутствие гарантий получения качественного результата

Стадии метода мозгового штурма

1) Организационные вопросы (помещение, сотрудники), проблематика

Организуется рабочая группа из 4-10 человек. Принимающим участие в обсуждении сообщается проблема, которую необходимо решить. Участники группы выбирают модератора, в задачи которого входит контроль процесса мозгового штурма на всех стадиях, регистрация идей, предложение собственных. В обязанности модератора входит руководство процессом и эмоциональная «подпитка» участников.

Роль модератора мозгового штурма


Модератор на протяжении процедуры мозгового штурма играет одну из основных ролей. А. Осборн советовал в качестве модераторов выбирать отличающихся высокой креативностью людей, «лояльных» к высказываемым другими участниками идеям. Помимо этого модератор должен обладать авторитетом среди участников рабочей группы. Среди важнейших качеств, которые должны быть присущи модератору, можно упомянуть быстроту реакции, богатство ассоциативных связей, легкость продуцирования идей в совокупности с развитыми аналитическими способностями.

В обязанности модератора входит:

  • принятие решения о необходимости проведения мозгового штурма с целью решения определенной проблемы;
  • подбор членов рабочей группы;
  • постановка проблемы с учетом профессиональных и персональных качеств участников мозгового штурма стадии продуцирования идей;
  • обеспечение деятельности членов рабочей группы на протяжении мозгового штурма;
  • классификация и анализ идей;
  • оценка результатов мозгового штурма.

2) Мозговой штурм (продуцирование идей)

Цель – получение возможно большего количества идей. Главное правило: приемлемость любых, даже наиболее безумных на первый взгляд идей. В ходе мозгового штурма не допускаются любые виды критик.

Потенциальные трудности на стадии выбора подходящей идеи и методы их преодоления

а) Неактивность участников рабочей группы в ходе мозгового штурма. Данная ситуация возможна в том случае, если цель является очень глобальной либо имеет место мозговая блокада. Вариантом решения данной проблемы может стать «дробление» глобальной задачи на более «мелкие». Участникам группы можно сделать предложение подумать на не имеющие отношение к решению основной задачи темы либо провести небольшую разминку, походить, устроиться поудобнее в кресле.

б) Неактивность участников выражается в нежелании заниматься решением проблемы. Данную «преграду» можно преодолеть, поиграв, к примеру, в игру «Варианты использования пластиковой бутылки». Задача – придумать как можно большее количество использования пластиковой бутылки. В качестве мотивации мыслительного процесса можно подготовить приз придумавшему наибольшее количество вариантов. После такой разминки можно переходить непосредственно к основной проблеме.

в) Присутствие критики. В данном случае модератор должен четко следовать «непоколебимым» правилам мозгового штурма: сперва идеи, и только потом анализ. Не существует плохих идей. Любая идея имеет право на существование.

3) Выбор наиболее приемлемой идеи (оценка идей)

К примеру, в результате мозгового штурма было сгенерировано определенное число идей (бывает, что их количество исчисляется несколькими десятками). Что следует предпринять дальше?

Непосредственно перед стадией анализа идеи модератору следует проинформировать участников о правилах обсуждения:

Основной момент – число идей. Не следует вводить абсолютно никаких ограничений.

  • Отсутствие критики.
  • Приветствуются любые идеи.
  • Отсутствие детализации идей.

После этого выбираются наиболее «перспективные» идеи, происходит их дальнейшая детализация. На данном этапе допускается критика. Однако не «тотальная»: в каждой идее необходимо попробовать отыскать конструктив.

Трудности, которые могут возникнуть на стадии выбора наиболее «перспективной» идеи и методы их преодоления

а) Разногласия относительно расстановки приоритетов и исключение «неперспективных» идей. Участникам можно предложить передохнуть несколько минут перед началом выбора идеи. Модератору следует предложить возможные критерии анализа идеи, расставить приоритеты, на основе которых будет осуществляться выбор идей.

б) На стадии детализации идея превращается в нереалистичную. В данном случае можно доработать слабые моменты идеи либо перейти к обсуждению следующей.

Мозговой штурм позволяет в течение процесса поиска решений объединить различных людей. В том случае, если группе удается решить поставленную перед ними задачу, ее участники, как правило, становятся «особо рьяными» ее приверженцами. Мозговой штурм также может быть применен для улучшения командной работы в различных организациях

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности .

Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения . Он также широко применяетсяна отдельных этапах при реализации других методов принятия решений

Метод мозгового штурма - метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

1) Критика исключается : на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2) Приветствуется свободный полет фантазии : люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3) Идей должно быть много : каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

4) Комбинирование и совершенствование предложенных идей : на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокогокачества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм » (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Принципы метода "мозгового штурма":

1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2) Обеспечение максимальной свободы участникам

Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

Полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3) Тщательное формирование состава участников

Определение численности;

По специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

Психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

По квалификации (высокий и примерно равный уровень)

Иногда введение "рыжего";

4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

Создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

Умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

Этапы и правила мозгового штурма:

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1этап. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2 этап. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Модификации процедуры проведения мозгового штурма:

Метод индивидуального мозгового штурма . Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.

Фасилитатор (от лат. facilis - «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Длительность сеанса - 3-10 минут.

Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.

Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.

Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).

Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм . Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма . В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма . Используется для решения глобальных проблем. Этапы:

    создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,

    затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,

Метод двойного (парного) мозгового штурма . Введение критики идей. Этапы:

    прямой мозговой штурм,

    обсуждение,

    продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей . Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.

Высокие требования к участникам:

квалификация, собранность,

умение участвовать в методе мозгового штурма.

    генерация идей,

    ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,

    выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,

    обсуждение с мини-штурмами,

    сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,

    индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

Недостатки: нагрузочность, конфликтность.

Достоинства:

    снятие эффекта «единого мозга»,

    возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм . Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Процесс поиска решений или бизнес идей разделен на три этапа:

1 этап: выявляются все существующие, потенциальные и возможные в будущем недостатки рассматриваемого объекта или явления, составляется список; выполняется их ранжирование;

2 и 3 этапы являются этапы обычного «мозгового штурма».

Отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число решений и бизнес идей по его совершенствованию.

Технология проведения обратной мозговой атаки:

    сформировать группу специалистов, знающих предмет обсуждения,

    ознакомить участников с правилами,

    составить по возможности полный список недостатков,

    выбрать критерии оценки недостатков,

    провести анализ и оценку недостатков,

    сформулировать задачи (проблемы),

    выдвинуть идеи решения задач и отобрать лучшие по правилам «мозгового штурма».

Метод конференции идей . Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.

Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:

    разрешена только доброжелательная критика,

    следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",

    возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,

    процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

1 этап подготовка . Включает:

    подбор участников,

    предварительный подбор фактического материала,

    определение времени и места работы,

    четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,

    предварительная проработка рассматриваемых вопросов;

2 этап – проведение конференции . Включает:

    ознакомление участников с правилами совместной работы,

    обеспечение работы конференции,

    все выдвинутые идеи фиксируются,

    пресечение дискуссий,

    поддержка оригинальных идей;

3 этап – подведение итогов . Включает:

    после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),

    полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,

    оценка и ранжирование результатов экспертами,

Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

    участие каждого в поиске идей, равно необходимо,

    неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,

    хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,

    через 20 мин. участники конференции устают,

    споры и дискуссии недопустимы,

    решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,

    в потоке идей не должно возникать пауз,

Каждый участник должен знать, что:

    он необходим на данном совещании,

    он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,

    он не будет внедрять предложения,

    все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,

    он имеет одинаковые права со всеми,

    за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,

    лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства метода:

    легкость освоения и простота в обращении,

    результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм -- один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".

Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

Мозговой штурм - это:

  • · новаторский метод решения проблем;
  • · максимум идей за короткий отрезок времени;
  • · расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
  • · отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);
  • · это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:

  • · инверсия (сделай наоборот)
  • · аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)
  • · эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущуния)
  • · фантазия (сделай нечто фантастическое)

Гипотезы оцениваются по 10 бальной системе, и выводиться средний бал по оценкам всех экспертов.

Цель мозгового штурма - создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему. Их, как правило, собирают в одну комнату на один-два часа. Оптимальными считаются группы в 7--11 человек.

Метод включает следующие шаги:

  • 1) Выбирается объект (тема);
  • 2) Составляется список основных характеристик или частей объекта;
  • 3) Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;
  • 4) Выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.
  • 1. Подготовка занятия. Необходимо сформировать группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, студенты, обладающие подвижным, активным умом.

Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты.

За день-два до штурма нужно раздать участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи. Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.

Следует подготовить всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:

  • · Доска и мел
  • · Листы бумаги на планшетах и фломастеры
  • · Разноцветные стикеры
  • · Ноутбук в связке с проектором
  • 2. Вступление. Требуется назначить ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует мозговой штурм.

Желательно, выбрать одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все идеи.

Назначить продолжительность первого этапа.

Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться.

Так же нужно поставить задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Записать задачу так, чтобы она всё время была на виду.

Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

3. Основная часть. Использование методики «мозговой штурм» стимулирует группу студентов к быстрому генерированию как можно большего вариантов ответа на вопрос.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная проблема для обсуждения, участники высказывают по очереди любые предложения в точной и краткой форме, ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости.

На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.

На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет презентацию результатов по заранее оговоренному принципу:

  • · самое оптимальное решение,
  • · несколько наиболее удачных предложений;
  • · самое необычное решение и т.п.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:

· генераторы ид...

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

  • 1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
  • 2. Отберите подпроблемы для "атаки". Необходимо обратиться к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализировать их, выделить несколько целей.
  • 3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Когда сформулирована проблема, требуется вполне определенная информация.
  • 4. Отберите самые предпочтительные источники информации.
  • 5. Придумайте всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
  • 6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
  • 7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
  • 8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
  • 9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если окончательное решение подтверждено экспериментально, надо иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.
  • 10. Дайте окончательный ответ.

Здесь ясно видно чередование творческих, синтезирующих этапов и аналитических, рассудочных. Это чередование расширений и сужений поискового поля присуще всем развитым методам поиска.

  • 4. Выводы (рефлексия). Метод мозгового штурма эффективен:
    • · При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные.
    • · Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
    • · Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.
  • Модератор брейнсторминга

Метод мозгового штурма, или так называемый брейнсторминг, заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление коллектива и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь.

Алекс Осборн является основоположником этого метода. Его теория основана на том, что люди зачастую не желают высказать неординарные варианты решения задач из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, коллег, начальства и т.п. Осборн в своей методике категорически исключает оценку или порицание любых идей на начальном этапе их зарождения.

Два принципа, на которых основана техника мозгового штурма – это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество.

Что дает техника брейнсторминга

Был проведен ряд исследований, в процессе которых была поставлена цель выявить эффективность индивидуальной генерации идей и коллективной. Оказалось, что при правильном применении брейнсторминга количество креативных решений значительно превышает то, которое могут выдать отдельные индивиды.

Существует стереотип, что техника мозгового штурма применяется исключительно людьми творческих профессий в сфере рекламы и маркетинга. Но на самом деле брейнсторминг можно использовать везде, где нужно приложить максимум усилий для решения той или иной задачи. Применение метода Осборна дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используется метод в менеджменте, научно-технической сфере и даже при решении личных проблем. Если необходимо найти быстрый и эффективный выход из какой-либо ситуации, брейнсторминг – оптимальный выбор.

Эта техника позволяет сплотить команду из 8-10 человек. После проведения этой занятной процедуры каждый работник чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого проекта. Более того, брейнсторминг дает сотрудникам «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эффективности работы .

Основные правила проведения мозгового штурма

В первую очередь необходимо всем участникам запретить критиковать идеи, даже если они уж слишком «выходящие за рамки». Все члены группы должны не бояться того, что их идеи будут «освистаны» коллегами.

Во-вторых, каждому необходимо раскрепостить свой разум для того чтобы подавать самые фантастические и нереальные идеи, в которых в будущем можно будет найти что-то более-менее рациональное. Зачастую, гениальные решения приходят именно таким образом.

В-третьих, не должно быть ограничений по количеству идей. Пусть каждый участник высказывает свои самые смелые предложения вслух.

Давайте рассмотрим подробно, как провести мозговой штурм.

Модератор брейнсторминга

Зачастую эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регламентирует весь процесс обсуждения идей и поощряет всех высказывать свое мнение. Основные его функции:

На «должность» модератора лучше выбирать рационального далекого от творчества человека для того чтобы группа креативных энтузиастов не «растекалась мыслью по древу».

Лучше всего выбирать координатора того же должностного уровня, что и все собравшиеся креаторы, поскольку высокий пост может значительно ограничить полет мысли всех генераторов идей. Не все смогут высказать смелую мысль при вышестоящем сотруднике, что нарушает все принципы мозгового штурма.

Этапы проведения и техника мозгового штурма

Изначально существуют следующие виды мозгового штурма: организованный и бесконтрольный. Второй чаще всего используется в критических ситуациях, когда все идеи исчерпаны, и нужно, чтобы каждый участник обсуждения решился выйти из зоны комфорта и предложил сумасшедший и гениальный подход к достижению цели. Однако нужно учитывать, что бесконтрольный мозговой штурм может легко перейти в бесполезную болтовню.

Именно поэтому организованный брейнсторминг считается более эффективным. Он должен включать следующие этапы:

Если результаты мозгового штурма не имеют никакого влияния на принятие решений в компании, то и внедрять его не стоит. Даже при эффективном проведении брейнсторминга, если нет процедуры воплощения идей в жизнь, то весь процесс будет абсолютно бесполезным с точки зрения бизнеса. Многие управленцы из собственного опыта знают, как загубить идею на любом этапе ее развития. Поэтому не повторяйте подобных ошибок.

P.S. Более продвинутым способом организации коллективного мышления является Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно и Метод Синектики

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .